Главная - Голос
Объемная архитектурная композиция. Геометрические фигуры и композиция фотографии Аппликация мальчика и девочки из геометрических фигур

Очень часто в мире художников встречаются картины, в значительной степени отличающиеся от масляных и пастельных полотен. Они больше напоминают чертежи, узоры, эскизы и совсем непонятны простому зрителю. Сейчас мы поговорим про композиции из геометрических фигур, обсудим, какими они бывают, какую нагрузку несут и почему вообще занимают столь почетное место в искусстве рисунка и живописи.

Простые композиции

Каждый мастер кисти, который начинал свой путь с художественной школы, ответит вам, что точные линии, и их сочетания - это первое, чему учат там. Так устроено наше зрение и мозг, что если изначально научиться гармонично сочетать между собой простые формы, то в дальнейшем рисовать сложные картины будет проще. Композиции из геометрических фигур позволяют нам почувствовать равновесие картины, зрительно определить ее центр, вычислить падение света, определить свойства ее составляющих.

Стоит отметить, что, несмотря на четкость и прямоту подобных изображений, рисуются они исключительно от руки, без линеек и прочих вспомогательных предметов. Параметры фигур измеряются с помощью пропорций, которые могут быть расположены в двухмерном измерении (плоская картина), а могут уходить в перспективу, в единую точку схода всех линий.

Начинающие художники рисуют композиции из геометрических фигур в двух измерениях. Для подобных картин выбирается одна из сторон - план или фасад. В первом случае все фигуры изображаются в «виде сверху», то бишь конус и цилиндр становятся кругом, призма приобретает форму своего основания. Если фигуры изображаются в фасаде, демонстрируется одна из их сторон, чаще всего передняя. На картинке мы видим треугольники, квадраты, параллелограммы, и проч.

Трехмерные картины

Для того чтобы развить и чувство перспективы, художники учатся изображать композиции из геометрических фигур объемных, которые уходят в перспективу. Такое изображение считается трехмерным, а для того чтобы перенести его на бумагу, нужно четко все себе представить. Подобные техники рисунка актуальны в строительных и архитектурных ВУЗах, они применяются в качестве упражнений. Однако студенты нередко из этих «живописных этюдов» делают настоящие рисуя невероятные врезки фигур, рассекая композиции плоскостями и полуплоскостями, изображая картины в сечении.

В общем, можно сказать, что четкость, линейность - основные свойства, которыми обладает любая композиция из геометрических фигур. Рисунок в то же время может быть статичным или динамичным - это зависит от типа изображаемых фигур и от их расположения. Если на картине преимущественно конусы, трехгранные призмы, шары, то она словно «летит» - это однозначно динамика. Цилиндры, квадраты, четырехгранные призмы относятся к статике.

Примеры в живописи

Геометрические формы нашли свое место и в живописи, наряду с романтизмом и прочими направлениями. Ярким примером тому является художник Хуан Грис и его самая знаменитая картина «Мужчина в кафе», которая, словно мозаика, состоит из треугольников, квадратов и окружностей. Еще одна абстрактная композиция из геометрических фигур - холст «Пьеро», художника Б. Кубишта. Яркая, четкая и очень своеобразная картина.

Данная статья предназначена для занятий аппликацией с детьми. Геометрическая аппликация ненавязчиво познакомит малыша с основными свойствами предметов: величина, цвет, форма. Рисунок составляется из простых геометрических фигур. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие творческих и умственных способностей ребенка. Принесет большую пользу, поможет выработать трудовые навыки.
Начиная ребенка знакомить с аппликацией, надо помнить три главных правила:
1) ребенок не может долго удерживать свое внимание
2) ему должно быть интересно
3) ребенок нуждается в похвале за сделанную работу.

Перед началом занятий вырежьте геометрические фигуры разных цветов и размеров. обратите внимание малыша на фигуру, ее цвет и величину. Помогите разложить фигуры в нужном порядке.

Аппликация цветочек.

Если ребенок совсем еще маленький, то аппликацию лучше выполнять совместными усилиями. Выложите цветочек на бумаге и попросите малыша повторить за вами. Покажите как надо пользоваться клеем и приклейте картинку.
По началу используйте 2-3 геометрические фигуры в аппликации, для лучшего запоминания проговаривайте названия и комментируйте при этом свои действия.

Цветок сделан из кругов и квадратов. Круги - лепестки цветка, а квадраты, выложенные в виде ромба - стебель цветка.

Аппликация гусеница.

Гусеница выполнена полностью из кругов и только для рта потребовался маленький треугольник.

Аппликация бабочка.

Аппликация бабочки будет уже посложней, в нее входят новые геометрические фигуры. Увеличевается колличество и размер деталей.

Стоит попробовать сделать с ребенком общую картину из геометрических фигур. Для начала проработать каждый элемент будущей картины по отдельности (цветочек, бабочка, гусеница), в последствии собрать уже общую картину.
Занимаясь с ребенком аппликацией, спросите его, кого он изображает? Кто такие гусеницы и в кого они превращаются? Проводя занятия таким методом у ребенка развивается кругозор.

Зимняя картина.

Если за окном зима, то стоит попробовать сделать простую зимнюю геометрическую аппликацию.

Аппликация домик.

Сначала пробуем выложить домик из фигур, а после приклеиваем ее на основу для аппликации.

Аппликация елочка.

Елочку собираем из зеленых треугольников, а из маленьких кругов делаем бусы на елку.

Аппликация снеговик.

Со снеговиком также все просто, он состоит из кругов разного размера, одной трапеции и двух разных маленьких треугольников.

Аппликация из геометрических фигур "Кошки - мышки".

Геометрическая аппликация из бумаги. Гирлянда.

Наша задача научить малыша наклеивать ровно геометрические фигуры: круги и овалы, ромбы и треугольники, квадраты и прямоугольники, чередуя их по цвету и форме. Покажите ребенку, как сделать аппликацию из бумаги, имитируя гирлянду на ниточке из кругов и флажков.

Кораблик из геометрических фигур.

Геометрическая аппликация должна быть интересной, не очень сложной и не очень простой, только тогда можно заинтересовать ребёнка работой. Вырежьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры и сконструируйте из них различные корабли. Это может быть один большой корабль или несколько маленьких, с парусами или с трубой. Понравившийся результат приклейте на бумагу.

И если некоторые из вас считают, что работа над созданием аппликаций – это детская работа – они глубоко ошибаются, умелые мастера создают удивительно тонкие и ювелирные работы из подобной техники. И тогда, окружающие не могут вовсе понять из какого материала приготовлено то или другое. Главное в любой технике – иметь сильное желание и стремление создать что-то очень красивое и стремительно идти к намеченной цели.

Ну а для ваших деток подобное занятие всегда будет интересно, даже для самых непоседливых. Ведь это, прежде всего, создание какого-то элемента, что задействовано с вырезанием фигур, а детям всегда нравится вырезать. Затем работа с клеем – что зачастую тоже детишкам нравится, особенно когда можно испачкаться и перелить что-то, куда уж без этого.

Главное для работы вы должны иметь под ругой такие инструменты, что помогут вам в создании геометрических фигур: линейка, циркуль, угольник, различные чертежные лекала, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисточки для клея, картон, альбом для черчения и, конечно же, цветная бумага.

С помощью подобных фигур вы можете в первую очередь создать закладки для книг. Они будут полезны не только в работе, но и в качестве подарка от малышей. Ведь любая работа сделанная руками ребенка – несет позитив, и утонченные чувства от маленькой души.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Эвристические методы на уроках технологии. Аппликация из геометрических фигур на свободную тему. Мастер-класс с фото.


Круглова Ксения Алексеевна, учитель технологии МБОУ Нижнекурятская СОШ Каратузского района Красноярского края
Описание работы: данную работу можно выполнить с детьми 6-10 лет. Мастер-класс рассчитан для учителей технологии, учителей начальных классов, детей, воспитателей, взрослых.
Цель: создание аппликации из геометрических фигур на произвольную тему.
Задачи:
- закреплять понятия «отрезать», «разрезать», «вырезать».
- развивать воображение, зрительно-моторную координацию;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Материалы и инструменты:
- белая бумага;
- темный картон;
- клей ПВА;
- ножницы.

Какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения? Метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования.
На уроках технологии в разных классах я стараюсь как можно чаще использовать методы обучения, называемые эвристическими. Такое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п. Полученный результат может быть разнообразным, в зависимости от воображения, фантазии ученика.
На примере метода образного видения я хочу показать вам, уважаемые коллеги, какие творческие работы у нас получились.
Несколько слов о методе. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт, как результат наблюдения учеников, выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.
Так вот с помощью метода образного видения мы будем «расколдовывать» геометрические фигуры.

Пошаговое выполнение работы.
Подготавливаем необходимые материалы.


На белом листе бумаги распечатываем любые фигуры разных размеров.


Первое задание – вырезать все фигурки. На этом этапе очень хорошо закреплять понятия «отрезать»,


«разрезать»,


«вырезать».


Теперь берем темный картон и начинаем складывать геометрические фигурки в какую-то уже знакомую фигуру. Можно заранее проговорить ученикам тему, например, животные. В данном случае тема была произвольной. Еще важно сделать акцент на то, что в работе нужно использовать как можно больше геометрических фигур.


Когда фигурки собраны в какие-то объекты, приклеиваем их к темному картону.
Вот такие работы получились у моих учеников.
1. Дом в лесу.


2. Снегопад.


3. Лес зимою.


4. Лес.

Прежде, чем идти и применять эвристические методы, я всегда тренируюсь дома. Мне самой интересно: «А что получится у меня», «А как дочь справится с заданием» (сейчас ей 5 лет и 9месяцев), «Что сможет изобразить геометрическими фигурками муж-художник». Вот и «пыхтит» вся семья, включая свою фантазию, создаёт новые геометрические картины.
Итак, начнем с работы самой маленькой участницы. Дочери удалось собрать из фигур девочку,сидящую на стуле


и «мальчиков, которые встретились. А один мальчик еще и на лыжах».


Моей фантазии хватило на три работы:
1. «Зима»


2. Иллюстрация к сказке «Колобок», (Колобок и Лиса)


3. «Морская регата»


Муж долго "расколдовывал" фигурки...


Как видите, геометрические фигуры у всех одинаковые, а вот конечный результат – разный. В этом и «изюминка» эвристических методов!

РИСУНОК ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ: КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ. ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО. ОБЗОР

Объемная композиция из геометрических тел. Как рисовать?

Композицией из геометрических тел называют группу тел геометрического характера, пропорции которых регламентируются согласно таблице модулей врезанных друг в друга и тем самым образующих единый массив. Часто такую группу еще называют архитектурным рисунком и архитектурной композицией. Хотя формирование композиции, как и любой другой постановки, начинается с эскизной задумки - где можно определить общий массив и силуэт, передние и задние планы, работа должна «строиться» последовательно. Иначе говоря, иметь своим началом композиционное ядро, и только затем, посредством вычисленных сечений, «обрастать» новыми объемами. Кроме того, это позволяет избежать случайных огрехов - «неизвестных» размеров, слишком маленьких отступов, нелепых врезок. Да, сразу надо оговориться, что здесь не будут рассматриваться такие темы, поднимаемые почти каждым учебником рисунка, как «Организация рабочего места», «Разновидности красок, карандашей и ластиков» и проч.

Композиция из геометрических фигур, рисунок

Перед тем как перейти к выполнению экзаменационного упражнение – «Композиция из объемных геометрических фигур», надо, очевидно, научиться изображать сами геометрические тела. И только после этого можно переходить непосредственно к пространственной композиции из геометрических тел.

Как нарисовать куб правильно?

На примере геометрических тел проще всего освоить основы рисунка: перспективу, формирование объемно-пространственной конструкции предмета, закономерности светотеней. Изучение построения геометрических тел не дает возможности отвлекаться на мелкие детали, а значит, позволяет лучше усвоить основы рисунка. Изображение объемных геометрических примитивов способствует грамотному изображению и более сложных геометрических форм. Изображать наблюдаемый предмет грамотно – это значит показывать скрытую структуру предмета. Но для того, чтобы этого добиться, существующего инструментария, даже ведущих вузов, оказывается недостаточно. Так, в левой части, изображен куб, проверенный «стандартным» способом, широко распространенным в большинстве художественных школ, училищ и вузов. Однако если проверить такой куб средствами той же начертательной геометрии, представив его в плане, то выяснится, что это вовсе не куб, а есть некоторое геометрическое тело, с определенным ракурсом, наверняка и положением линии горизонта, и точек схода его только напоминающее.

Кубы. Слева – неправильно, справа - правильно

Мало поставить куб и попросить изобразить его. Чаще всего такое задание приводит к пропорциональным и перспективным ошибкам, среди которых наиболее известны: обратная перспектива, частичное замещение угловой перспективы фронтальной, то есть подмена перспективного изображения аксонометрическим. Не вызывает никаких сомнений, что эти ошибки вызваны непониманием законов перспективы. Знание перспективы помогает не только предостеречь от грубых ошибок на самых первых этапах построения формы, но и стимулирует анализировать свою работу.

Перспектива. Кубы в пространстве

Геометрические тела

Здесь изображены совмещенные ортогональные проекции геометрических тел, а именно: куба, шара, четырехгранной призмы, цилиндра, шестигранной призмы, конуса и пирамиды. В верхней левой части рисунка изображены боковые проекции геометрических тел, в нижней – вид сверху или план. Еще такое изображение называют модульной схемой, так как оно регламентирует размеры тел в изображаемой композиции. Так, из рисунка видно, что в основании все геометрические тела имеют один модуль (сторону квадрата), а по высоте цилиндр, пирамида, конус, четырехгранная и шестигранная призмы равняются 1,5 размерам куба.

Геометрические тела

Натюрморт из геометрических фигур – к композиции идем поэтапно

Однако перед тем как перейти к композиции следует выполнить пару натюрмортов состоящих из геометрических тел. Еще большую пользу принесет упражнение «Рисунок натюрморта из геометрических тел по ортогональным проекциям». Упражнение довольно сложное, к которому следует отнестись с должной серьезностью. Скажем больше: без понимания линейной перспективы освоить натюрморт по ортогональным проекциям будет тем более сложно.

Натюрморт из геометрических тел

Врезки геометрических тел

Врезки геометрических тел – это такое взаимное расположение геометрических тел, когда одно тело частично входит в другое – врезается. Изучение вариаций врезок будет полезным для каждого рисовальщика, ведь оно провоцирует анализ той или иной формы, причем архитектурную или живую в равной степени. Любой изображаемый предмет всегда полезней и эффективней рассматривать с позиции геометрического анализа. Врезки условно можно поделить на простые и сложные, но надо заметить, что и так называемые «простые врезки» требуют большой ответственности в подходе к упражнению. То есть, чтобы сделать врезку именно простой, следует заранее определиться, где бы вы хотели расположить врезаемое тело. Самым простым вариантом оказывается такое расположение, когда тело смещается от предыдущего по всем трем координатам на половину размера модуля (то есть половину стороны квадрата). Общий принцип поиска для всех врезок – это построение врезаемого тела из его внутренней части, то есть врезка тела, как и само его формирование, начинается с сечения.

Секущие плоскости

Композиция из геометрических фигур, поэтапное выполнение упражнения

Распространено мнение о том, что проще и быстрее сформировать композицию позволяет расположение тел в пространстве посредством «хаотичного» наложения их силуэтов друг на друга. Возможно, оно и побуждает многих педагогов требовать в условиях заданий наличия плана и фасада. Так, по крайней мере, уже упражнение преподносится в основных архитектурных отечественных вузах.

Объемно-пространственная композиция из геометрических тел рассмотренная поэтапно

Светотени

Светотень – это распределение освещённости, наблюдаемое на предмете. В рисунке проявляется посредством тона. Тон – изобразительное средство, позволяющее передать натурные отношения света и теней. Именно отношения, так как даже такие графические материалы, как угольный карандаш и белая бумага, обычно не способны точно передать глубину натурных теней и яркости натурного света.

Основные понятия

Заключение

Следует сказать, что геометрическая точность не присуща рисунку; так, в профильных вузах и училищах пользоваться линейкой на занятиях строго воспрещено. Попытка скорректировать рисунок с помощью линейки приводит к еще большему количеству ошибок. Потому сложно умалить значение практического опыта – так как только опыт способен натренировать глазомер, закрепить навыки и усилить художественное чутье. Вместе с тем, только с помощью последовательного выполнения изображения геометрических тел, их взаимных врезок, знакомства с перспективным анализом, воздушной перспективой - возможно выработать необходимые навыки. Иначе говоря, умение изобразить простые геометрические тела, умение представить их в пространстве, умение связать их друг с другом и, что не менее важно, с ортогональными проекциями, открывает широкие перспективы для освоения более сложных геометрических форм, будь то предметы быта или человеческая фигура и голова, архитектурные сооружения и детали или городские пейзажи.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS