Главная - Голос
Раздел британской индии. Была ли альтернатива разделу британской Индии? продолжение

В начале июля был опубликован «План Маунт-бэттена», нового и одновременно последнего вице-короля Индии, сменившего на этом посту Уэйвелла, о разделе Индии на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. Согласно плану, предполагалось решить вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному при­знаку раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, провес­ти референдум в Северо-Западной пограничной провинции и окру­ге Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, решить судьбу Синда голосованием в провинциальном законодательном со­брании, разделить Учредительное собрание на учредительные собра­ния двух доминионов, оставить вопрос о вхождении княжеств в один из доминионов в юрисдикции их правителей.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманс­кой Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования присту­пили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая - разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети - в Пакистане. Разногла­сия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20% делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90% разведанных запасов полезных ископаемых, 90% добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные планта­ции, на территории Пакистана - 10% природных богатств и не более 10% предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «План Маунбэттена» в качестве Закона о независимости Индии. Страна вступила в новый период: на месте колонии Британская Индия в ночь с 14 на 15 августа возникли два самоуправляющихся доминиона - Индийский Союз и Пакистан, входящие в Британс­кое содружество наций.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Централь­ные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточ­ный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам" общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.


Однако проблема окончательного определения государствен­ных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинс­ких подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакис­тан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предостав­ления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, пред­ставлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, остава­лись бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминио­ном в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего перио­да независимого развития Индии и Пакистана, послужив причи­ной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.

Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмеша­тельство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопреде­ленное время. Сохранялось и финансово-экономическое присут­ствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана - Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л.Маунтбэттена к Ч.Раджагопа-лачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Освобождение Британской Индии привело к изме­нению геополитической ситуации в южно-азиатском - регионе и оказало решающее воздействие на судьбы сопредельных государств. Развитие политических событий в этих странах невозможно рассматривать в отрыве от индийского национально-освободительно­го движения, наиболее мощного и организованного, способного поколе­бать основы Британской колониальной империи, два с половиной века осуществлявшей контроль над всеми составными частями Южной Азии. Вслед за народами Британской Индии независимость обрел Цейлон (Шри-Ланка), являвшийся колонией Великобритании с начала XIX в. «Акт о независимости Цейлона» вступил в силу 4 февраля 1948 г.

События в Индии во многом способствовали демократизации об­щественно-политической жизни Непала и усилению борьбы как с дес­потическим правлением рода Рана, так и с сохраняющимся давлением англичан, вопреки Договору 1923 г., подтверждавшему формальную не­зависимость этого государства, на деле рассматривавшегося ими в ка­честве своеобразного сырьевого придатка Британской Индии. После завоевания независимости Индия заключила с Непалом «Договор о мире и дружбе», аннулировавший все соглашения Непала с британс­кими колониальными властями и провозгласивший его государствен­ный суверенитет. «Договор о дружбе», заключенный между Индией и Бутаном, оговаривал невмешательство во внутренние дела и осуществ­ление индийской стороной юрисдикции в вопросах внешней политики. О влиянии индийского национально-освободительного движения на эти страны свидетельствуют названия наиболее авторитетных поли­тических партий - Цейлонский национальный конгресс и Непальс­кий национальный конгресс. Вместе с тем стремлению стран южно­азиатского региона к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей объективно препятствовал ряд факторов: различ­ный уровень социально-экономического развития, различный тип сло­жившихся политических культур, территориальные претензии, есте­ственная боязнь малых государств доминирования Индии в регионе.

Еще в 1919 году Британская империя была самым крупным из всех государств, когда-либо существовавших на Земле. Со всеми колониями и подконтрольными территориями Британия занимала целых 22% всей земной суши, а подданными британской короны считались 480 млн человек, то есть четверть всего населения планеты на тот момент.

Но все империи рано или поздно распадаются. Сначала фактическую получили Канада, Австралия и Новая Зеландия, а с 1945 года начался процесс глобальной деколонизации, который было уже не остановить. Ровно 70 лет назад, 15 августа 1947 года, произошел раздел Британской Индии, в результате которого империя потеряла одну из своих самых значительных колоний, а на карте мира появились два новых государства - Индия и Пакистан. Впрочем, между ними до сих пор идет спор за территорию. Об этом сегодня и поговорим.

Борьба за независимость

Начиная с 20-х годов ХХ века в Индии начало активно набирать силу национально-освободительное движение. Еще с конца XIX века существовал Индийский национальный конгресс, члены которого постоянно пытались добиться у метрополии более широкой автономии и прав для местного населения.

Когда в борьбу включились Махатма Ганди, Субхас Чандра Бос и другие видные индийские политики и интеллектуалы, Британия постепенно начала идти на уступки. Метод ненасильственного сопротивления, предложенный Ганди, оказался достаточно эффективным. Массовый бойкот жителями Индии официальных британских служб и государственных органов, заставил метрополию в 1929 году признать эту территорию британским доминионом, а не колонией, то есть существенно расширить ее права и дать возможность местным избираться и назначаться на официальные должности.

Вместе с тем, британцы таким образом вбили клин между двумя фракциями Индийского национального конгресса - исламской и индуистской.

Религиозный вопрос


Мусульмане всегда были в Индии меньшинством. Поначалу они вообще не были представлены в национальном конгрессе. Индийские националисты выступали против любого сотрудничества с мусульманами, так что религиозные распри казались делом времени.

В какой-то момент ситуацию «охладил» Махатма Ганди. Его авторитет был так велик, что когда он призвал мусульман и индуистов объединиться против общего врага - Британии - споры действительно утихли. Но лишь на время.

Расчет британцев был, в целом, верен. В тот момент, когда Индийский национальный конгресс стал официальной партией и получил власть в свежеобразованном доминионе, оказалось, что мусульман там не так и много. Многие из них начали уходить из партии в «Мусульманскую лигу», которая настаивала на разделе Индии по религиозному признаку. Это неравенство и стало причиной активизации конфликта.

16 августа 1946 года в Калькутте произошли столкновения между мусульманами и индуистами. Причиной стало очередное требование «Мусульманской лиги» провести раздел страны, на которое Национальный конгресс ответил отказом. С другой стороны конфликт подогревали индийские националисты, которые тоже не хотели жить в одной стране с иноверцами. В результате столкновений погибло около 5 тысяч человек, а еще 100 тысяч остались без крыши над головой. Стало понятно, что мусульманам и индуистам вместе уже не жить, несмотря на все призывы Ганди к примирению. Раздел стран был неизбежен.

Раскол


Разделом страны руководила Британия, которая к тому времени уже готова была признать независимость своего доминиона, поэтому выступала скорее внешним арбитром. Британцам предстояло определить границы будущих государств.

Специальная комиссия, в которую входили как мусульмане, так и индуисты, под председательством лорда-судьи сэра Сирила Рэдклиффа, определила, где именно пройдет граница, которая впоследствии и получил название «линия Рэдклиффа». Надо сказать, что это было непростой задачей, так как во многих регионах мусульмане и индуисты жили бок о бок. Кстати, сэр Рэдклифф перед отъездом назад в Британию уничтожил все документы о работе комиссии, так что причины многих решений до сих пор остаются загадкой.

Последствия


По результатам работы комиссии оказалось, что Пакистан разделен на две части - Западный, который собственно и является Пакистаном сейчас, и Восточный. Восточный Пакистан получался анклавом на территории Индии, что было не вполне логично. Кстати, сейчас Восточный Пакистан является независимым государством и называется Бангладеш. Вот только независимость он получил в 1971 году в результате кровопролитной национально-освободительной войны. Собственно и сам Пакистан перестал быть полностью независимым от Британии только 1956 году в результате военного переворота.

625 княжествам комиссия дала право выбора, частью какого государства им быть. В результате образовалось три новых государства - Хайдарабад, Гоа и Кашмир. Первые два были в итоге аннексированы Индией. А вот Кашмир до сих пор остается спорной территорией. На данный момент он не имеет четкого юридического статуса, разные его регионы контролируют не только Индия и Пакистан, но даже подсуетившийся Китай.

Кроме территориальных споров, тяжелым последствием раздела Британской Индии стала массовая миграция. Мусульмане спешно покидали территорию Индии, а индуисты - Пакистана. Около 25 миллионов человек сменили место жительства, что обернулось настоящей гуманитарной катастрофой. Оба государства не справлялись с таким потоком беженцев, случались стычки и конфликты на границе. До сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло в результате этого массового переселения.

Стремиться к единству

Раздел любого государства - это всегда немного катастрофа. Даже если он кажется логичным и обусловленным конкретными религиозными, национальными или политическими причинами. Индуисты и мусульмане так спешили избавиться друг от друга, что оказались не готовы ко многим сопутствующим проблемам. Когда Махатма Ганди призывал их к единству, он предвидел последствия конфликта, и пытался предупредить обе стороны. Но его тогда никто не послушал.

Раздел Британской Индии

Раздел Британской Индии в 1947 г. породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 млн мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 млн индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.

И хотя юридически Англия объявила о полном суверенитете этих стран, фактически она еще долго господствовала на этой территории как третья независимая сторона, помогающая урегулировать военные конфликты, возникающие на религиозной почве. Сработал хорошо известный принцип: «Разделяй и властвуй».

К началу 20?х гг. XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана. Бенгалия была завоевана в 1757 г., Синд в 1843?м и Пенджаб – в 1849?м. В 1857 г. вспыхнуло антианглийское восстание сипаев, настаивавших на передаче власти номинальному правителю Индии Бахадур-шаху II. Восстание было жестоко подавлено, Бахадур-шах II осужден и отправлен в Рангун в пожизненную ссылку, династия Великих Моголов прекратила свое существование.

Махатма Ганди

После 1857 г. бесспорным лидером исламской общины в Индии стал Саид Ахмад-хан (1817–1898), который настаивал на мирных отношениях с Британией и принятии западной системы образования. В 1875 г. Ахмад-хан основал мусульманский университет в Алигархе. В 1883 г. ему удалось убедить британские колониальные власти организовать раздельные избирательные курии (разряды) для индусов и мусульман.

В 1887 г. Саид Ахмад-хан настоял, чтобы приверженцы ислама обособились от партии Индийский национальный конгресс, основанной в 1885 г. Раздел Бенгалии в 1905?м побудил последователей Ахмад-хана требовать отдельной квоты для мусульман при решении в будущем конституционных вопросов. Отказываясь от политической установки своего покойного лидера, его адепты образовали в декабре 1906 г. в Дакке всеиндийскую Мусульманскую лигу, которая в дальнейшем начала борьбу за образование Пакистана. Принятый в 1909 г. английским парламентом закон «Реформа Морли Минто» предусматривал специальное представительство мусульман и других меньшинств в выборных органах. Позднее данный принцип по настоянию мусульман был учтен в законе «Реформа Монтегю Челмсфорда» (1919) и в Законе об управлении Индией (1935).

В 1920?е годы индусы и мусульмане выступили единым фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который в 1921 г. в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату провозгласил кампанию гражданского неповиновения. В 1920–1930?х гг. возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.

Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930 г., Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии.

В Лахоре 23 марта 1940 г. Мусульманская лига под руководством Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан (предложенное название страны было неологизмом). Лахорская резолюция 1940 г. декларировала: «Районы, в которых мусульмане составляют численное большинство, как, например, в Северо-Западной и Восточной Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, а составляющие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом».

В 1946 г. направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан.

После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 г. в стране действовала парламентская система в соответствии с Законом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 г. был установлен военный режим во главе с генералом Айюб-ханом. В феврале 1960 года состоялись президентские выборы, на которых Айюб-хан одержал победу. Была создана комиссия по разработке конституции страны, которая была принята в 1962 г. Военное положение было отменено только в июне 1962?го. В 1965?м конституционным путем Айюб-хан был переизбран президентом Пакистана. В 1969 г. в стране было снова введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан (ушел в отставку в 1971?м).

Разделение враждующих общностей государственной границей и аккуратное перемещение «к своим» населения, оказавшегося в чужой для него стране, в принципе нормальное явление. Однако цивилизованный «развод» не получился. Нормализации обстановки на субконтиненте воспрепятствовал также кашмирский конфликт. До 1947 г. в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, которым предстояло решить вопрос о вхождении в мусульманский Пакистан либо в индуистскую Индию. В октябре 1947 г. махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 г. вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948?го, пока с помощью ООН не была установлена линия прекращения огня.

Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией.

29 февраля 1956 г. Учредительное собрание приняло конституцию, в соответствии с которой 23 марта 1956 г. была провозглашена федеративная Исламская Республика Пакистан. В конституции было зафиксировано положение, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962 г., действовавшей при Айюб-хане. В этой связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама.

Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что около 20 % населения Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) составляли индусы. В 1950–1952 гг. были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана; и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в Восточном Пакистане в марте 1954 г. среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.

На год обретения страной независимости Западный Пакистан включал 4 провинции и 10 княжеств. Бенгальцы настаивали на том, что Восточный Пакистан располагает бо?льшими правами на автономию, чем территориально-административные единицы Западного Пакистана и, ввиду превосходства в численности населения, должен иметь приоритет в решении государственных вопросов.

Чтобы пойти навстречу подобным требованиям, в Западном Пакистане были объединены в одну провинцию все 14 входивших в него административных образований. Это событие произошло в октябре 1955 г., затем была достигнута договоренность о равном представительстве обеих частей страны в национальном парламенте.

Восточный Пакистан имел веские причины для выражения своего недовольства. Хотя на территории провинции было сосредоточено свыше половины всего населения страны, государственные ассигнования направлялись прежде всего в Западный Пакистан, на который приходилась и основная доля средств, получаемых в порядке помощи из-за границы. Непропорционально мало восточных пакистанцев числилось в государственном аппарате (15 %), а также в вооруженных силах (17 %). Центральное правительство явно покровительствовало промышленникам Западного Пакистана при валютных операциях, в выдаче лицензий на импорт, займов и безвозмездных ссуд, в предоставлении разрешений на строительство предприятий новейших отраслей индустрии. Промышленное развитие после 1953 г. совершалось в значительной степени на фоне экономической и военной поддержки со стороны США, которые ориентировались на защиту Западного Пакистана от возможной советской угрозы.

Раздел Британской Индии в августе 1947 г. на религиозно-общинной основе на Пакистан и Индийский Союз привел к возникновению целого ряда политических, этнических, территориальных, экономических, водных и других проблем. Так, бенгальский, пенджабский, синдхский, кашмирский народы и территории их проживания оказались произвольно разорванными между двумя странами. К тому же две части Пакистана были отделены друг от друга более чем 1500 км индийской территории. Нарушились экономические связи, поскольку большая часть промышленных предприятий оказалась в Индии, а сельскохозяйственные районы отошли к Пакистану. Национальное, религиозное и территориальное размежевание породило многомиллионную миграцию населения. Мусульмане, жившие в Индии, устремились в Пакистан, а индуисты, населявшие Пакистан, хлынули в Индию.

Все это в комплексе привело к трем пакистано-индийским вооруженным конфликтам: в 1947–1948 гг., в 1965 и 1971 гг., причем дважды боевые действия начинались из-за статуса индийского штата Джамму и Кашмир, северная и западная части которого оказались в составе Пакистана и Китая. Такая ситуация породила добрые пакистано-китайские отношения и конфронтационные – пакистано-индийские. В 1965 г. пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 г. и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня. Вооруженный конфликт в 1971 г. привел к отделению от Пакистана его восточной части и образованию здесь нового государства Бангладеш.

К концу 1990?х гг. все три страны южноазиатского «треугольника» (Пакистан, Индия, Китай) стали обладателями ядерного оружия, а пакистанская часть Кашмира превратилась в рассадник международного исламского терроризма.

Обстановка в отдельных районах пакистано-индийской границы периодически обостряется. Анализ характера и причин конфронтации между Исламабадом и Дели, начиная с 1947 г. и по настоящее время, показывает, что у руля политического и военного руководства двух государств почти всегда находились и находятся доныне люди, которые придерживаются единой цели – использовать сложные взаимоотношения с соседом с наибольшей выгодой и пользой для себя. Пакистан и Индия постоянно стремились к расширению числа своих сторонников в лице развитых и развивающихся стран, их политической, деловой и военной элиты, международных организаций и союзов. При этом они периодически обвиняли друг друга в нагнетании напряженности, и потому зачастую очень трудно установить истинных виновников развязывания того или иного конфликта.

Явно обострили обстановку и террористические акции, совершенные против отдельных руководителей Пакистана (гибель президента генерала Зия-уль-Хака в авиакатастрофе) и Индии (убийство премьеров Индиры Ганди и Раджива Ганди).

Практически постоянная конфронтация между Пакистаном и Индией условно разделила мировое сообщество, международных политологов и экспертов, ученых, средства массовой информации как бы на четыре группы. Первая поддерживает Пакистан, вторая Индию, третья выступает за налаживание добрососедских отношений между этими странами в духе Устава Организации Объединенных Наций и в соответствии с принятыми резолюциями ООН. А четвертая группа считает, что подобная конфронтация используется Исламабадом и Дели специально или намеренно с наибольшей выгодой для себя, что они просто «пугают» друг друга, чтобы обратить на себя внимание других государств и создать впечатление у мировой общественности о возникновении серьезных угроз, выходящих за пределы региона. При этом как руководство Пакистана, так и индийские руководители вовсе не намерены начинать полномасштабную войну, в том числе ядерную, друг против друга. Политические и военные лидеры Пакистана и Индии, судя по всему, пока контролируют ход событий и стремятся не допустить развязывания полномасштабной войны. Частичное сокращение или полное прекращение финансовой, военной и технико-экономической помощи на неопределенное время как Пакистану, так и Индии также может послужить в качестве сдерживающего фактора.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ИЗ ИНДИИ В КИТАЙ Две самые населенные страны мира - Китай и Индия - существуют рядом многие тысячелетия. В каждой из этих стран происходили переселения народов, образование и разрушение государств, войны и междоусобицы, и на фоне всего этого шел многократно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Сон (река в Индии) Сон, река в Индии, правый приток р. Ганг. Длина 780 км, площадь бассейна 71,9 тыс. км2. Истоки на плато Чхота-Нагпур, на протяжении 480 км протекает на В. в узкой долине у южного подножий гор Каймур; в нижнем течении русло расширяется до 3-5 км. Высокое летнее

Из книги Словарь современных цитат автора

ДИКИН Ральф (Deakin, Ralph, 1888-1952), издатель британской газеты «Таймс» 61 ** Ничто нельзя назвать новостью, пока это не появится в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как царь Иван IV Грозный назвал королеву Елизавету I за ее заботы об интересах британской торговли? Русский царь Иван IV Грозный, опасаясь, что бояре вынудят его отказаться от престола, писал английской королеве Елизавете I: «Буде мятежные бояре меня одолеют и низложат, то

Из книги Афоризмы Британии. Том I автора Барсов Сергей Борисович

Элементы британской философии Из многих малых выходит одно большое. Пословица Если небо упадет, мы будем ловить жаворонков. Пословица Что прошло, пусть прошлым и останется. Пословица По улице «Вот-вот» попадешь в дом «Никогда». Пословица Из двух зол выбирать не

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги ХХ век Энциклопедия изобретений автора Рылёв Юрий Иосифович

1947 АВТОМАТ СТРЕЛКОВЫЙ КАЛАШНИКОВА, калибр 7,62 мм, АК-47 образца 1947 года, принят на вооружение в СССР.ВАКЦИНА КОКЛЮШНАЯ, эффективная, ее получили ученые П. Кендрик и Дж. Эльдеринг.ВОЛОКНО СИНТЕТИЧЕСКОЕ ОРЛОН, первое полиакрилонитриль-ное, в небольших объемах, выпустила на

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Можете ли вы назвать три вида британской мыши? По два балла каждому за мышь-малютку, домовую мышь, мышь-полевку и лесную мышь, четыре за желтогорлую мышь, но минус десять за «мышь»-соню (англ. dormouse).Несмотря на «мышь» (mouse) в названии, соня – скорее белка, чем мышь.Хотя надо

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

Из книги Аэростат. Течения и Земли автора Гребенщиков Борис Борисович

Музыка Индии Джордж Харрисон – человек, которому я многим обязан в своей жизни. В том числе – его песни открыли для меня красоту индийской музыки, одного из самых прекрасных искусств этого мира.{274}Священные книги Индии (так же как Библия и Коран) говорят: «В начале

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

«Весна» (1947) реж. Григорий Александров, сцен. АлександраРаскина (1914–1971), Мориса Слободского(1913–1991) и Г. Александрова 265 Где бы ни работать, только бы не работать. 266 Губы такие уже не носят. 267 Сексапил номер четыре. 268 Белая горячка, горячка белая. Кто больной? Я больной. 269 * И

Из книги автора

«Золушка» (1947) реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, сцен. Евгения Шварца 332 Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь! 333 Жалко – королевство маловато, разгуляться негде! 334 * Я не волшебник. Я еще только учусь. 335 Связи связями, но надо же и совесть

План
Введение
1 Предыстория
1.1 Конец XIX - начало XX вв.
1.2 1920-1932
1.3 1932-1942
1.4 1942-1946

2 Раздел 1947 г
2.1 План Маунтбаттена
2.2 География раздела: линия Редклиффа
2.3 Массовые миграции населения
2.4 Пенджаб
2.5 Бенгалия
2.6 Синдх

3 Беженцы
3.1 Пенджабские беженцы в Дели
3.2 Беженцы, осевшие в Индии
3.3 Беженцы, осевшие в Пакистане

4 Последствия
4.1 Индия и Пакистан
4.2 Международные отношения
4.3 Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

5 Изображение в искусстве

Список литературы

Введение

Раздел Индии (англ. Partition of India ) - раздел бывшей британской колонии Британская Индия на независимые государства доминион Пакистан (14 августа 1947) и Индийский Союз (15 августа 1947). Это событие привело к крупным кровопролитным столкновениям, в которых, по официальным данным, погибло около 1 млн.чел., а также к массовым миграциям населения (около 18 млн чел, из которых почти 4 млн «не были обнаружены» при последующих переписях).

Термин не относится к следующим событиям:

· отделение Цейлона (отдельная колония с 1798, независимость с 1948 г.)

· отделение Бирмы (отдельная колония с 1937 г., независимость с 1948 г.)

· отделение Бангладеш от Пакистана в 1971 г.

· территориальный спор между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира

· формальное существование Сиккима как «государства под суверенитетом Индии» в 1947-1975 (затем вошёл в Индию как 22-й штат)

· независимость Непала, Бутана и Мальдивских островов (имеющие давние связи с Индией, они никогда не включались в состав Британской Индии), и их границы никак не были затронуты последствиями раздела.

1. Предыстория

1.1. Конец XIX - начало XX вв.

· Основные религии Британской Индии по состоянию на 1909 г.

· Процент мусульман по состоянию на 1909 г.

· Процент индусов по состоянию на 1909 г.

· Процент буддистов, сикхов и джайнов по состоянию на 1909 г.

· Основные языки по сост. на 1909 г. (северные регионы)

· Плотность населения (1901) .

Всемусульманская индийская лига была образована в Дакке в 1906 мусульманами, которые с неодобрением относились к преобладанию индусов в Индийском национальном конгрессе и его светской направленности. Среди первых, кто выдвинул требование отдельного государства для мусульман Британской Индии, был писатель и философ Аллама Икбал, который обратился с таким требованием в своей председательской речи на конгрессе лиги в 1930 г., указав на опасность превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство. С аналогичным требованием выступила ассамблея Синдха в 1935 г. Икбал, Маулана Мохаммад Али Джоухар и ряд других деятелей приложили немало усилий, чтобы убедить М. А. Джинну, который до того времени агитировал за единство мусульман и индусов, возглавить движение за новую мусульманскую нацию. К 1930 г. Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба меньшинств (в том числе мусульман) будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе. Лига мусульман во главе с Джинной получила плохие результаты на выборах в местные органы власти в 1937 г.

В 1940 г. Джинна выступил с заявлением на конференции в Лахоре, в тексте которого имелись весьма завуалированные намёки на создание отдельной «мусульманской нации». Хотя документ ещё не содержал территориальных требований, именно территориальные претензии стали основным предметом споров между мусульманами и индусами в следующие 7 лет. В то время все мусульманские партии не желали раздела Индии.

Организации индусов - такие, как «Хинду Махасабха» и др., хотя также противостояли разделу страны, в то же время настаивали на размежевании (власти, влияния, земель и др.) между индусской и мусульманской общинами. В 1937 г. на 19-й сессии «Хинду Махасабха» в Ахмадабаде Вир Саваркар в своём председательском обращении заявил:

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно противостояли требованиям разделить Индию по религиозному признаку. Махатма Ганди и Аллама Машрики считали, что индусы и мусульманы могут и должны жить в дружбе. Ганди возражал против раздела, заявляя, что:

Многие годы Ганди и его сторонники боролись за то, чтобы удержать мусульман в партии «Индийский национальный конгресс» (массовый исход мусульманских активистов из партии начался в 1930-е гг.), что раздражало как индийских националистов, так и мусульманских активистов (Ганди был убит вскоре после раздела Индии индусом-националистом Н. Годзе, который считал, что Ганди умиротворял мусульман за счёт индусов). Политические и общинные лидеры с обеих сторон подогревали взаимное подозрение, которые выплеснулись наружу во время организованных мусульманской лигой бунтов, в частности, в День прямого действия в августе 1946 г. в Калькутте, когда более 5000 человек были убиты, и многие ранены. По мере того, как рушился порядок по всей северной Индии и Бенгалии, росло давление со стороны тех, кто желал политического раздела территории бывшей колонии как средства избежать дальнейших беспорядков.

До 1946 г. определение Пакистана в требованиях Мусульманской лиги было настолько расплывчатым, что его можно было понимать и как отдельное государство, и как члена Индийской конфедерации.

Некоторые историки полагают, что Джинна намеревался использовать угрозу раздела как предмет торговли, чтобы добиться большей независимости от Индии населённых мусульманами провинций на западе Британской Индии.

Другие историки утверждают, что Джинна в реальности видел Пакистан простирающимся даже на территории, где индусы составляли большинство. По крайней мере, Джинна приложил немало усилий к аннексии Кашмира, княжества, населённого преимущественно мусульманами, а также Хайдарабада и Джунагадха, княжеств с преимущественно индусским населением, но мусульманскими правителями.

Британская колониальная администрация не имела прямой власти над всей территорией Британской Индии: провинции управлялись непосредственно британской властью, а «княжества» - на основании многочисленных соглашений о разделе власти между ними и британцами. Британская колониальная администрация состояла из Государственного секретаря по вопросам Индии (Secretary of State for India), Индийской администрации (India Office), генерал-губернатора Индии и Индийской гражданской службы (Indian Civil Service). Зарегистрированными политическими партиями были следующие: Всеиндийская мусульманская лига, Коммунистическая партия Индии, Индусская Махасабха, Индийский национальный конгресс, Хаксар Техрик и Юнионистская мусульманская лига (последняя действовала в основном в Пенджабе).

2. Раздел 1947 г

Две отдельные страны юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днём раньше в Карачи, который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Луис Маунтбаттен смог присутствовать на церемонии как в Карачи, так и в Дели. Ещё одной причиной было то, чтобы возникновение Пакистана не выглядело как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия - 15 августа. Ещё одна причина - чисто техническая - состоит в том, что пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане ещё было 14 августа, а в Индии - уже 15 августа.

2.1. План Маунтбаттена

Фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена.

Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа» (по имени лондонского юриста Сирила Редклиффа). Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия - преимущественно индусами.

18 июля 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, завершивший формальное разделение. В Акт об управлении Индией 1935 г. были внесены поправки, чтобы создать законные основы существования двух новых доминионов. После разделения Пакистан стал новым членом ООН. Индийский союз, образованный из штатов с преобладанием индуизма, принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в ООН место Британской Индии (член ООН с 1945 г.) и стать её правопреемником.

625 княжествам была дана возможность сделать выбор, к какой из двух стран присоединиться.

2.2. География раздела: линия Редклиффа

Прежде чем Комиссия по границам начала формальные слушания, были назначены правительства для восточной и западной части Пенджаба. Территория британской провинции была временно разделена, основываясь на преобладании индусского или мусульманского населения в округах. Как в Пенджабе, так и в Бенгалии, комиссия по границам состояла из двух мусульманских и двух немусульманских судей под председательством сэра Сирила Рэдклиффа. Цель пенджабской комиссии была сформулирована следующим образом: «Провести демаркацию границ между двумя частями Пенджаба, основываясь на определении районов с преобладанием мусульманского и немусульманского населения. В выполнении этой задачи, принимать во внимание также и другие факторы». Каждая из сторон (мусульмане и конгресс/сикхи) выдвинули свои требования посредством совета, не имевшего права принимать решения. Судьи также не обладали мандатом на компромисс и по всем важным вопросам голосовали два голоса против двух оставляя в руках Сирила Радклиффа ответственность принимать решения.

2.3. Массовые миграции населения

Сразу же после официального раздела начался массовый «обмен населением» между двумя государствами, который продолжался несколько месяцев. После утверждения официальных границ около 14,5 миллиона людей пересекли их, надеясь обрести относительную безопасность среди единоверцев. По данным проведенной в 1951 году Переписи перемещённых лиц, вскоре после раздела 7 226 000 мусульман переехали в Пакистан (включая нынешний Бангладеш) из Индии, в то время как 7 249 000 индусов и сикхов переехали в Индию из Пакистана (включая нынешний Бангладеш). Около 11.2 млн чел. или 78 % общего обмена населения произошло на западе, большей частью в Пенджабе; 5.3 млн мусульман переселилось из Индии в Западный Пенджаб в Пакистане, 3.4 млн индусов и сикхов переселилось из Пакистана в Восточный Пенджаб в Индии.

Новообразованные правительства были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тыс. (по минимальным оценкам - 200 тыс., по максимальным - около 1 млн.).

2.4. Пенджаб

Индийский штат Пенджаб был создан в 1947 году, когда при разделе Индии бывшая провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Мусульманская западная часть провинции стала пакистанской провинцией Пенджаб, а восточная часть, - населённая в основном индусами и сикхами, - индийским штатом Пенджаб. Много индусов и сикхов проживало на западе, а много мусульман на востоке, что и послужило причиной массового переселения и кровавых столкновений при разделе. Лахор и Амритсар оказались в самом сердце конфликта, англичане не знали, сделать ли их частью Индии или Пакистана. В конце концов они решили, что оба города были частью Пакистана, но из-за отсутствия достаточного контроля на границе, Амритсар стал частью Индии, а Лахор Пакистана.

2.5. Бенгалия

Бывшая провинция Британской Индии Бенгалия была разделена на две части. Западная Бенгалия отошла к Индии, а Восточная Бенгалия к Пакистану. В 1955 году Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан и в 1971 году стала независимым государством Бангладеш.

Предполагалось, что синдхи-индусы после раздела останутся в Синдхе, поскольку там традиционно существовали хорошие отношения между индусами и синдхами-мусульманами. Ко времени раздела в Синдхе проживало около 1,4 млн синдхов-индусов, большинство которых жило в таких городах, как Хайдарабад, Карачи, Шикарпур и Сукхур. Тем не менее, в течение всего лишь года около 1,2 млн из них были вынуждены покинуть родные места и отправиться в Индию, поскольку по мере прибытия в Синдх мусульман-мигрантов из индусских регионов участились нападения на индусские дома. Синдхи-индусы в наибольшей степени потерпели от раздела, поскольку они потеряли не только дома, но и свою родину (в отличие от пенджабцев, которые традиционно проживали как на землях будущего Пакистана, так и на землях будущего индусского государства).

3. Беженцы

3.1. Пенджабские беженцы в Дели

По оценкам, 25 млн человек - индусы, мусульмане и сикхи (по сост. на 1947 г.) - пересекли новые границы, чтобы оказаться на «своих» территориях. Оценки основаны на сравнении данных переписей, проводившихся в 1941 и 1951 гг., с поправками на прирост населения в областях миграций.

Город Дели принял самое большое число беженцев по сравнению с другими городами - население Дели выросло за период 1941-1951 от 1 до почти 2 млн (переписи Индии 1941 и 1951 гг). Беженцев поселяли в различных исторических и военных местах, как Старый Форт Пурана Кила, Красный Форт, в военных казармах в Кингсуэе (в районе нынешнего Делийского университета).

Позднее в лагерях беженцев стало появляться всё больше постоянных домов благодаря крупномасштабной программе строительства, развёрнутой правительством Индии с 1948 года. Были также начаты программы по образованию беженцев, предоставлению им работы, дешёвых займов для начала своего бизнеса и т. д. Тем не менее, беженцы в Дели получили гораздо больше выгоды от указанных программ, чем беженцы в других местах.

3.2. Беженцы, осевшие в Индии

Многие сикхи и индусы-пенджабцы поселились в индусских частях Пенджаба и Дели. Индусы родом из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) поселились в Восточной Индии и Северовосточной Индии, многие осели в соседних штатах, напрмер, Западный Бенгал, Ассам, и Трипура. Некоторые мигранты были отправлены на Андаманские острова.

Индусы Синдхи остались без родины. Ответственность за их реабилитацию взяло на себя их правительство. Для них были устроены лагеря беженцев. Тем не менее ни один синдх-индус не получил ни малейшей помощи от Правительства Индии, и многие так и не получили какой-либо компенсации от индийского правительства.

Многие беженцы справились с «травмой» нищеты. Потеря родины же оказала более глубокий и длительный эффект на культуру Синдхи, можно сказать, что в Индии она находится в упадке.

В конце 2004 года диаспора Синдхи противостояла в общественном судебном процессе в Верховном суде Индии по обращению к правительству Индии об удалении слова «Синдх» из индийского национального гимна (написанного Рабиндранатом Тагором до раздела) на основании того, что это посягало на суверенность Пакистана.

3.3. Беженцы, осевшие в Пакистане

Беженцы, прибывшие в Пакистан - там их называли мухаджирами - происходили из различных регионов Индии. В частности, туда прибыло значительное число пенджабцев из Восточного Пенджаба, спасающихся от массовых беспорядков. Несмотря на экономические трудности, затруднительные условия проживания, пенджабцы в Пакистане не испытывали проблем с культурной и лингвистической ассимиляцией - напротив, до сих пор пенджабцы составляют в Пакистане влиятельное большинство, хотя их язык получил не государственный, а лишь региональный статус. С другой стороны, с подобными проблемами столкнулись мусульмане, прибывшие в Пакистан из других частей Индии - нынешних Раджастхана, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Гуджарата, Бихара, Хайдарабада и др. Потомки этих непенджабских беженцев в Пакистане часто считают себя мухаджирами, в то время как ассимилированные пенджабские беженцы больше не делают этого политического различия. Большое число педжабских беженцев поселились в Синдхе, особенно в городах Карачи и Хайдарабад. Они объединены своим статусом беженцев и родным языком урду, и составляют значительную политическую силу в Синдхе. В 1970-е гг. для поддержки интересов беженцев и их потомков сформировалось Мухаджироское движение. Со временем движение обросло сторонниками из местного населения и было переименовано в Движение Муттахида Кауми; в настоящее время это наиболее влиятельная либеральная партия в Пакистане.

4. Последствия

4.1. Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

· Первая индо-пакистанская война 1947 года: при поддержке пакистанских войск племенные вожди организовали вторжение в Кашмир, который ранее отошёл к Индии решением правителя княжества, Хари Сингха, несмотря на то, что большинство населения княжества составляли мусульмане. Решение ООН не удовлетворило ни одну из сторон.

· Вторая индо-пакистанская война 1965 года: вооружённые группы при поддержке пакистанских войск вторглись в индийскую часть Кашмира. Результат неоднозначен, большинство источников считает, что победила Индия.

· Третья индо-пакистанская война 1971 года: после того, как Индия поддержала сторонников независимости Бангладеш, отколовшегося от Пакистана, последний в ответ начал авианалёты на Индию. В ответ Индия захватила 13000 кв. км пакистанской территории, которые позднее были возвращены в качестве жеста доброй воли.

· Каргильская война: май-июль 1999 г. пакистанские войска и боевики вторглись в индийскую часть Кашмира, когда высоко в горах посты не расставлялись. Индия отвоевала всю потерянную территорию.

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

4.2. Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006). С другой стороны, мусульмане в Индии неоднократно подвергаются насилию со стороны индусов: характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате.

4.3. Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Бангладеш и Пакистане, также образованных в результате раздела, процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

· 80.5 % индусы (839 млн.)

· 13.10 % мусульмане (143 млн.)

· 2.31 % христиане (25 млн.)

· 2.00 % сикхи (21 млн.)

· 1.94 % буддисты, джайны, зороастрийы и др. (20 млн.)

Пакистан (2005, оценка - 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

· 98.0 % мусульмане (159 млн.)

· 1.0 % христиане (1.62 млн.)

· 1.0 % индусы, сикхи и прочие (1.62 млн.)

Бангладеш (2005, оценка - 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)

· 86 % мусульмане (124 млн.)

· 13 % индусы (18 млн.)

· 1 % христиане, буддисты и анимисты (1.44 млн.)

5. Изображение в искусстве

О разделе Индии было написано огромное количество исторической литературы, а также множество произведений художественной литературы (романы, рассказы, стихи, поэмы, пьесы) в которых нашли отображение боль и ужас произошедших событий.

Список литературы:

1. Bharadwaj, Prashant, Khwaja, Asim Ijaz and Mian, Atif R., «The Big March: Migratory Flows after the Partition of India» . Available at SSRN.

2. Sword For Pen, TIME Magazine , April 12, 1937

3. Encyclopædia Britannica . 2008. «Sikkim.»

4. Nasim Yousaf: Hidden Facts Behind British India’s Freedom: A Scholarly Look into Allama Mashraqi and Quaid-e-Azam’s Political Conflict

5. V.D.Savarkar, Samagra Savarkar Wangmaya Hindu Rasthra Darshan (Collected works of V.D.Savarkar) Vol VI, Maharashtra Prantik Hindusabha, Poona, 1963, p 296

6. Jalal Ayesha Jalal The Sole Spokesman: Jinnah, The Muslim League and the Demand Pakistan. - Cambridge University Press, 1985.

7. Thomas RGC, Nations, States, and Secession: Lessons from the Former Yugoslavia, Mediterranean Quarterly, Volume 5 Number 4 Fall 1994, pp. 40-65, Duke University Press

8. (Spate 1947, С. 126-137)

9. Death toll in the partition

10. был очарован тем, что турецкий диктатор сделал со своими единоверцами, чтобы перестроить и изменить их взгляды. Он хотел сделать то же самое с индийскими мусульманами. Он хотел освободить их от пут мулл и отбросить удушающую религиозную ортодоксию. Он должны были перестроиться так, чтобы жить ка живут люди на западе».

В качестве подтверждения своего тезиса он приводит речь Джинны на ежегодной сессии Мусульманской лиги в Патне в декабре 1938 года, где он назвал Ататюрка: «Великим героем мусульманского мира и призвал делегатов: «извлечь мусульман Индии из болота, руководствуясь примером этого великого мусульманина».

После образования Пакистана «Джинна не позволил сделать никаких изменений в законах, которые англичане внедрили в Индии. Фактически, он хотел превратить Пакистан в подобие Турции по лекалам своего героя Кемаля Ататюрка».

Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру и Глава Мусульманской лиги не скрывали взаимную враждебность.

Со своей стороны индуистские политические партии стали проявлять все больше и больше агрессивности и призвать к межобщинному насилию.

Так, видный юрист, впоследствии первый министр юстиции Индии, автор ее Конституции Бхимрао Рамджи Амбедкар жестко критиковал ислам как религию и также поддерживал отделение мусульманских регионов от Индии. Амбедкар писал, что мусульманское общество ещё больше преисполнено социальным злом по сравнению с индуистским. Он считал, что буквальное толкование Корана сделало исламское общество очень жёстким, неспособным к изменениям.

Яркой иллюстрацией того как индуисты были намерены были «делиться» властью с мусульманами стала аннексия княжества Хайдарабад, правитель которого –мусульманин отказался присоединиться к Индии. Многие официальные лица и члены княжеской семьи вынуждены были бежать в Пакистан.

Кроме этого взаимная вражда привела к войне в Кашмире, когда махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу, хотя 90% его подданных составляли мусульмане.

Насильственное разделение Британской Индии породило на субконтиненте обстановку взаимного недоверия, ненависти и страха. Учитывая, что и Индия, и Пакистан интенсивно вооружаются и обладают ядерным оружием, последствия разделения могут потенциально привести к ядерному конфликту в Южной Азии.

Ильдар Мухамеджанов



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS