Главная - Голос
Стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, оценка, истолкование)

«О красоте человеческих лиц»

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Читает Игорь Кваша

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий тонко чувствовал людей и с невероятной точностью мог составить психологический портрет, полагаясь на внутренние ощущения и детали внешности человека.

С этой целью он обращается к деталям: уголки губ, ямочки на щеках или морщины на лбу, которые отображают внутренний мир человека. То, как Заболоцкий стремится заглянуть в души людей, и мы это видим в его стихотворении «О красоте человеческих лиц».

История создания

Стихотворение написано на закате писательской деятельности Заболоцкого – в 1955-м году. В этот период поэт испытывает творческий подъем, во время которого он изливает всю свою житейскую мудрость с помощью писательства. В его произведениях наблюдается тонкое понимание жизни и людей.

Основная мысль произведения

В основе стихотворения лежит идея того, что жизнь человека отпечатывается в его внешности. Все привычки, образ жизни, черты характера буквально пишутся на его лице. Заболоцкий говорит нам, что лицо не может обмануть, потому с помощью внешнего описания поэт составляет внутренний портрет прохожих.

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Композиция, жанр, рифма и размер

Стихотворение отображает возрастающую эмоциональность, заканчивающеюся торжеством лирического субъекта: «Поистине мир и велик и чудесен!». Композиционно текст состоит из двух частей: первая состоит из описания неприятных лиц, вторая – портреты одухотворенные и светлые.

«О красоте человеческих лиц» – глубокомысленное произведение, которое относится к жанру философской лирики.

Написано оно четырехстопным амфибрахием и содержит 4 катрена. Рифмовка смежная: женские рифмы чередуются с мужскими.

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное - стихи Н.А, Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте...

... что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же 1955 году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» - этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми характер, поведение. Описания. данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику.друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица». лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия,мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу:

...холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и «...башни, в которых давно ‘ Никто не живет и не смотрит в окно».

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то.

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы - жалкие лачуги, башни- малая хижинка, темница - солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», может сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где...»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив...»- я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А, Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности - это всего лишь «сосуд» Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

Сочинение

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение — упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» — «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках — мужская рифма («порталам» — «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» — «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй — любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет — «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная — вот главное их качество:

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках — «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) — шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая.

Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» («её», «меня», «весеннего») символизирует нежность.

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS