Главная - Кастинги
Школа абв презентации по изо и технологии. Изобразительное искусство в начальной школе

В поисках новых идей для организации уроков по изобразительному искусству приглашаем Вас посетить наш специальный раздел, посвящённый этой теме.

Здесь Вы найдёте готовые планы и конспекты уроков для каждого из классов начальной школы. В том числе мероприятий в стилистике традиционных народных промыслов; либо проводимых специально к какому-либо празднику; посвящённых сезонным изменениям природы; иллюстрированию детских литературных произведений.

Рисование, которое становится настоящим искусством.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 160 .
Все разделы | Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах

Тестирование для учащихся 6–7 класса по изобразительному искусству и основам дизайна Из предложенных вариантов выберете один правильный : 1. Что является основным в художественном языке живописи? а) линия б) штрих в) декоративность г) цвет 2. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень» ? а) батальный б) анималистический в) натюрморт г) пейзаж 3. В...

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе «Лепка овощей и фруктов с натуры и по памяти» Урок изобразительного искусства . 1 класс Тема : Лепка овощей и фруктов с натуры и по памяти. Цели и задачи. Знакомство с правилами личной гигиены и безопасностью труда при работе с пластилином, с материалами, инструментами и приспособлениями для лепки, организацией рабочего места...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Урок ИЗО в 4 классе «Мудрость старости»

Публикация «Урок ИЗО в 4 классе «Мудрость...» Тема « Мудрость старости» Цель урока: Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к старости в традициях художественной культуры...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины. Учитель: Пестерева Наталья Александровна. Учебники:Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение 3 класс ». М.: Вентана-Граф, 2015...


Цель: Закрепить умение применять акварель нетрадиционно, познакомить с историей акварели, научить традиционным техникам акварели. Задачи: Повторить правила работы с акварелью. Закрепить знания о нетрадиционных способах использования акварели. Совершенствовать знания, умения и...

"Космос" Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе. 3. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине и развивать интерес к теме космоса. 4. Развивать правильное восприятие цвета и умение...

Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах - Фотоотчет об уроке изобразительного искусства «Рисование с натуры. Игрушки»

"Рисование с натуры - игрушки" Цель урока: - научить поэтапному рисованию с натуры игрушки; Задание на урок: изобразить поэтапно игрушку с натуры. Оборудование для урока: классная доска, акварельные краски, кисти, наглядные пособия, натура. Регулятивные универсальные учебные...


"Фантастические животные которые не существуют". Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять воедино элементы различных животных -метапредметные: воспитать любовь к природе, животному миру, формировать изобразительные умения, навыки,...

Сивакова Наталья Анатольевна
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11 г. Нижнеудинск"
Краткое описание работы: Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. uЛинию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Изобразительное искусство, или рисование преподается в школах России в 1-7 классах. На нашем сайте материалы по ИЗО представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие презентации по ИЗО для учителей на сайте Конспектека

Зачастую на уроках в школе информация подается чересчур «сухо», отчего у детей возникают трудности с пониманием, запоминанием и, в целом, с мотивацией к обучению. Разнообразить учебный процесс, сделать его не просто информативным, но и интересным, наглядным и запоминающимся помогут презентации по ИЗО .

Портал Конспектека был создан с целью помощи учителям. Он представляет собой базу знаний, методическую копилку, которая постоянно пополняется за счет широкого круга наших коллег со всех уголков страны и ближнего зарубежья. У нас вы найдете красочные и профессионально составленные презентации к урокам ИЗО, выполненные в соответствии с новейшими образовательными стандартами, закрепленными во ФГОС. Все презентации с нашего сайта можно бесплатно скачать и использовать в своей педагогической практике. Если у вас имеются свои уникальные наработки и дидактические материалы, мы также с удовольствием опубликуем их на страницах нашего портала.

Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Возможно ли на этом давно знакомом, родном, вдоль и поперёк исхоженном пространстве взрастить что-то действительно новое, оригинальное, отвечающее современным требованиям?

Проблема осмысления усугубляется тем, что некоторые флагманы нового эксперимента слишком быстро и уверенно взяли курс на реформирование прежде всего, образовательных технологий. Отсюда такое преувеличенное, на наш взгляд, внимание к использованию в учебном процессе ИКТ. Энтузиазм вдохновителей процесса внедрения компьютеризации в начальную школу поражает простого учителя: обычный процессор может уже представляться чем-то вроде волшебного ларца – обеспечь им рабочее место каждого ученика, и все учебные, развивающие и воспитывающие задачи будут решены автоматически в полном объёме.

Ни для кого не секрет: критерии оценки сформированных у выпускника начальной школы универсальных учебных действий пока столь размыты и призрачны, что преобразовать их в конкретный ориентир для прохождения лабиринта новейших веяний практически невозможно. Особенно для учителей, ведущих предметы эстетического цикла, из которых, пожалуй, самым многострадальным является изобразительное искусство. Именно его периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить более «полезной» и прагматичной деятельностью, например, материальной технологией. Автор данной статьи не ставит своей целью критиковать подобные губительные процессы и доказывать необходимость присутствия ИЗО в сетке предметов начальной школы. Такой труд уже брали на себя многие выдающиеся педагоги-художники, в частности, автор государственной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменский.

В данной статье речь пойдёт о возможностях, открывающих перед учителями изобразительного искусства пути к формированию не специфических художественных, а тех самых универсальных учебных действий, диктуемых новыми стандартами в образовании.

В 2010-2011 учебном году образовательный процесс у первоклассников в ГОУ Прогимназии № 1754 г. Москвы осуществляется в формате двойного эксперимента. На базе нашей школы открыты две ГЭП: «Лингвистический компонент обучения и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» и «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы». Каждый урок изобразительного искусства по программе Кузина В. С. ориентирован на решение как предметных задач, так и на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Лингвистический аспект экспериментальной работы играет здесь очень важную роль: язык рассматривается как ключ к пониманию искусства. Поэтому чрезвычайно важным на уроках ИЗО становится слово: здесь оно является не столько носителем информации, как на других уроках, сколько носителем художественно-поэтического образа.

Метафоричность произведений искусства сама по себе стимулирует образность мышления. Учитель выступает одновременно и в роли художника, и сказочника, и поэта. Конечно, не просто всякий раз самому создавать литературно-художественные образы. Вот здесь как раз и пригодятся уже упоминавшиеся ИКТ, открывающие доступ к поиску и обработке литературно-художественного наследия всех времён и народов. Но все же главным оружием учителя, несмотря на все новшества, остаётся слово. Яркая, образная, метафоричная речь учителя обостряет наблюдательность детей, пробуждает фантазию. Например, в диалоге можно спросить учащихся: как выглядят деревья зимой? Вопрос прост и совершенно понятен, но если метафоризировать его и попросить детей рассказать, в какие одежды холодная королева-зима укутала деревья, суть будет не менее понятна и даже более близка ребёнку, потому что в таком вопросе присутствует сказка - неотъемлемая часть мышления ребенка, которую психолог и философ В. Зеньковский называл детским мифологизмом.

Вдохновляемые примером учителя, учащиеся охотнее делают попытки объяснить свои впечатления от той или иной картины, подыскать слова для выражения своих чувств и переживаний, рассказать учителю и товарищам об увиденном. Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах.

Совместное парное и коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Заинтересованность учащихся, достигаемая особой атмосферой эмоционального проживания тем программы, побуждает их к познавательной деятельности. Так, образ осени, созданный итальянским художником Дж. Арчимбольдо, вдохновил некоторых детей на самостоятельный поиск других картин этого автора, а кто-то захотел сам создать работу в подобном стиле.

В качестве конкретного примера реализации новых образовательных стандартов на уроках ИЗО в первом классе начальной школы автор данной статьи представляет конспект одного из уроков по программе В. С. Кузина «Сказка про осень» (см. Приложение). Зрительным рядом для урока служит компьютерная презентация, т. е. опять налицо использование ИКТ. И в этом нет противоречия с тем, что было высказано в начале статьи. Просто главное – не заблудиться в дебрях задач и помнить, что приоритетом художественного образования в школе всё-таки остаётся духовно-нравственное развитие ребёнка, и самые новые эксперименты, а также технологии их внедрения не должны подменять собой эту цель.

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе

Тема «Сказка про осень»

Цели предметные:

  • закрепить полученные ранее навыки работы гуашью, смешивая цвета и создавая живую связь красок на работе;
  • пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла;
  • дать начальное представление о художественном образе - «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование и материалы:

  • бумага А4 (для пейзажа);
  • бумага А5 (для создания образа осени);
  • гуашь, крупная и тонкая кисти, вода, тряпка;
  • мультимедийная установка.

Зрительный ряд. Компьютерная презентация «Сказка про осень» (тематический подбор фотографий и рисунков). По желанию учителя слайд-презентация может быть заменена наглядным созданием картинок-иллюстраций в процессе рассказывания сказки, но в этом случае работа должна выполняться учителем практически мгновенно, чтобы не притупилось восприятие сюжета.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест.

2. Диалог учителя и детей о сказке, сказочном образе.

Учитель. Сегодня я хочу спросить у вас: любите ли вы сказки? А как вы думаете, можно ли сочинить сказку о каком-нибудь времени года, например, об осени? (Включение показа слайдов презентации. (Приложение . Слайд 1. «Сказка про осень».)

Приходилось ли вам слышать, какими красивыми словами говорят об осени писатели и поэты? Да и названия картин многих художников очень интересные. Вот уже знакомая вам картина замечательного русского живописца Исаака Левитана. (Слайд 2. И.Левитан «Золотая осень».) Как она называется, вспомните.

Учитель. Часто осень называют красавицей, царицей, а про осенние грибы и плоды говорят, что это её подарки. Но разве может время года подарки дарить? Или быть царицей? Оно ведь не живое. Да и золота вы на деревьях осенью не найдёте. Но почему же тогда про осень так говорят?

Дети. Потому что осенью очень красиво. Листья похожи на золотые. Самое красивое время года, поэтому царица.

Учитель. А вы заметили, что у нас получается уже почти сказка? Ведь только в сказках неживые предметы могут действовать, как живые: думать, разговаривать, радоваться, грустить. Оживают и явления природы, и времена года. Они предстают перед нами в виде какого-то волшебного существа, или человека, или животного. Приходилось вам читать такие сказки? Вспомните.

Дети приводят примеры сказок Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др.

3. Сказка про осень (автор Огарева Е.В.).

Учитель. А вот какая история произошла с нашим старым знакомым, Медвежонком (на предыдущих уроках уже появлялся персонаж Медвежонок, который помогал детям знакомиться с новым материалом).

Однажды Медвежонок вышел погулять и увидел в лесу Необыкновенного Зверя. (Слайд 3. Лисёнок.) Хотя вообще-то сначала ему показалось, что зверь вполне обыкновенный, и даже не зверь, а зверёк: лисёнок.

Привет, - сказал Медвежонок. – Я Медвежонок. Очень рад тебя видеть. Давай поиграем?

Здравствуй, - ответил лисёнок. – К сожалению, играть мне некогда: очень много работы.

Работы? – удивился Медвежонок и подумал: «Где это слыхано, чтобы лисята не играли, а работали?». Потом ещё подумал и предложил:

А хочешь, я тебе помогу? Я тоже работать умею. И вдвоём веселей!

Но моя работа совсем особенная, - сказал лисёнок. – А впрочем, ты прав: вдвоём веселее. Давай попробуем. Ты будешь мне ветки деревьев и кустов в стороны раздвигать, особенно те, которые запутались.

Медвежонок с радостью согласился: очень он любил по деревьям лазать. Но вот чтобы лисята это умели, он не слышал. Однако его новый знакомый так и мелькал среди веток. И ещё заметил Медвежонок, что шёрстка у лисёнка необыкновенная: то рыжим мелькнёт, то красным, то бордовым, а то засияет золотым-золотым. (Слайд 4. Лисёнок на фоне желто-зеленых деревьев.)

Долго они вместе работали. Медвежонок запыхался, устал и был очень рад, когда лисёнок остановился и промолвил:

Ну вот, кажется, управились. Спасибо тебе, Медвежонок.

Уф! Рад был помочь, - ответил Медвежонок. - Только скажи: зачем мы с тобой по веткам так долго прыгали?

А ты сам взгляни,- улыбнулся необыкновенный лисёнок и махнул своим разноцветным хвостом. (Слайд 5. Осенний лес.)

Медвежонок оглядел лес и ахнул: были деревья зелёные, а стали золотые, оранжевые, красные, всякие.

Нравится? - спросил волшебный лисёнок.

Ещё бы! Красота! – с восторгом отвечал Медвежонок. – Только ведь это… осень наступила. Золотая осень!

Я и есть золотая Осень, - сказал необыкновенный лисёнок, и опять махнул хвостом, и лёгкий вихрь красивых листьев плавно в воздухе прокружился. - Ну а теперь прощай, друг Медвежонок! Мне ещё во многих лесах побывать надо!

А разве через год мы с тобой не встретимся? - спросил медвежонок.

Наверное, встретимся. Только не знаю, кем я буду в другой раз. Ведь Осень может в самых разных обличьях явиться. Такой уж характер у меня. До свидания, Медвежонок!

И волшебный лисёнок, который оказался самой золотой Осенью, прыгнул в расцвеченную им чащу и сразу исчез. А Медвежонок отправился домой, размышляя по пути, как здорово, что он Осени помогал, и пытался угадать, кем она обернётся в следующий раз, через год, когда снова придёт в его родной лес.

4. Образы осени в художественных произведениях.

Теперь давайте посмотрим, какой увидели осень художники и фотографы, и в каких образах они представили её потом в своих произведениях. Ведь образ создаётся с помощью фантазии человека. Без фантазии нельзя и сказку сочинить. (Слайд 6. «Образы осени».) Вот такой прекрасной дамой является осень в воображении художника. А вот внимательный фотограф заметил, что полёт осеннего листа очень похож на полёт птицы в небе. (Слайд 7. «Лист-птица.) Художник из листьев создал образ осени, представив её в виде волшебной птицы. (Слайд 8. «Птица-осень».) Кто-то сравнил стремительное появление осени с бегом прекрасного коня и этот образ вдохновил юную художницу из нашей Прогимназии: её конь-осень взвился до небес, рассыпая над землёй разноцветные листья. (Слайд 9. «Осень-скачущий конь».)

Осенью часто бывают дожди, и от этого немного грустно. (Слайд 10. «Осень раскрывает зонты».) Мокрые листья, одинокая фигура с зонтом вдали… Но совсем другое настроение возникает, когда представишь, как пёстро и весело выглядит множество раскрытых цветных зонтов! Именно такой, бодрой и праздничной, царицей разноцветных зонтиков вообразил осень художник. А другой художник, настоящий сказочник Джузеппе Арчимбольдо, создал совершенно необыкновенный образ осени: её портрет он сложил из осенних плодов. (Слайд 11. Д.Арчимбольдо «Осень».) Видите, какие разные, непохожие друг на друга и волшебные получились образы, рождённые фантазией. А теперь настал и ваш черёд вообразить, в виде какого существа может явиться прекрасная осень. Это и будет ваша собственная сказка, которую вы создадите вдвоём.

5. Творческая работа детей в парах.

Учитель. Сейчас вы будете рисовать свою собственную сказку про Осень. Вы будете работать в парах со своим соседом по парте. Посовещайтесь, обсудите, кто будет изображать главного героя сказки – Осень, а кто – пейзаж, который Осень украсила. И то, и другое должно получиться очень красивым, чтобы сказка удалась. Ведь осень – самое красочное время года. Когда волшебное существо Осень будет готово, вы вырежете его ножницами и вклеите в пейзаж. Очень важно правильно выбрать место для него: на земле, на деревьях или в воздухе. Подумайте, ведь это ваша история, ваша сказка, рассказанная вашей общей картиной.

6. Выставка и коллективная оценка работ. Подведение итогов: без чего невозможно создание сказки, образа.

Давайте посмотрим, у кого получились самые интересные образы. Объясните, почему. Что нам пришлось сделать, чтобы создать свою сказку, без чего сказки не бывает?

Чья пара не смогла договориться о сюжете общей картины? Получилась ли у вас интересная работа, как вы думаете?

7. Домашнее задание (по желанию).

А кто хотел бы рассказать свою сказку целиком, дома запишет ее или напечатает (с помощью родителей), и на следующем уроке мы эту сказку прочтём.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формированием ее творческого потенциала.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

Органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

Освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

Учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

Формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

Формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

Применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

Взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

- «Эстетическое восприятие действительности»;

- «Восприятие искусства»;

- «Практическая деятельность».

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

Изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

Лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

Декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

Литература:

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

    шпаргалка , добавлен 29.10.2013

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Характеристика дизайна как особой формы проектной деятельности. Содержание и структура профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Виды и художественные средства изобразительного искусства. Разработка учебной программы по дисциплине "Рисунок".

    диссертация , добавлен 17.02.2013

    Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования. Программы "Графический редактор для младших школьников".

    дипломная работа , добавлен 03.11.2002

    Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2012

    История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства, технология выполнения работ из глины. Занятия лепкой в детском саду и школе.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS