Главная - Невербальное общение
Интегрированное занятие «Россия – многонациональное государство. «Россия - многонациональная страна» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Цель : Привить любовь к Родине.

Воспитать чувства патриотизма гордости за свою страну.

Задача :

Формировать представления о государственной символике;

Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;

Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине .

Звучит песня "Широка страна моя родная" Композитор: Дунаевский И. Автор слов: Лебедев-Кумач В.

Воспитатель: Дорогие ребята, мы живем с вами в самой большой и многонациональной стране. Если посмотреть на карту мы увидим,что наша страна занимает самую большую территорию по сравнению с другими странами.

А кто знает как называется наша страна?

Дети отвечают

Воспитатель: У каждой страны есть государственные символы- герб, флаг, гимн. У нашего государства они тоже есть.

Герб России- золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.

А вы знаете где можно увидеть герб России?

На полицейских машинах, на обложке паспорта, на медалях, на документах, на документах об окончании школы, свидетельстве о рождении.

Герб России -двуглавый орел- является эмблемой нашей страны с 1497г.

Государственный флаг России- это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге России три цветные полосы,одинакового размера.

Белый цвет- означает мир и чистоту совести.

Синий цвет- означает небо, правду и верность.

Красный цвет- это отвага, мужество, героизм.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Т. Попова

А сейчас прослушаем гимн России. Как уже сказано гимн слушают сто и молча.

(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)

(После прослушивание делаем перерыв.)

Физминутка:

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Кто знает какой город является столицей нашего государства?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наша страна многонациональная. Она как одна большая семья. И все люди, которые проживают на территории России, дружат и помогают друг другу.

И наша с вами группа тоже многонациональная. И как в каждой семье мы должны дружить и помогать друг другу.

Подведение итогов: Дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.

Мы постоянно прививаем детям любовь к своей Родине, к своему краю, к своей малой родине, приобщаем к истории Кубани, к кубанскому народному творчеству, укладу жизни казаков, их песням и танцам, и этим даем им легче понять, что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа. В своей работе не ограничиваемся формированием знаний о русской культуре и традициях, о культуре и традициях казачества, но и пытаемся дать детям элементарные представления о многонациональности нашего общества, многообразии народных культур. Уверены, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов. Считаем, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

Проект. Тема: «Живут в России разные, народы с давних пор».

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель проекта :

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России.
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

Ожидаемые результаты.

  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами.
  • Творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, художественно-продуктивной деятельности.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
  • Уважительное отношение к культуре разных народов.

План мероприятий

  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Экскурсия в центральную детскую библиотеку.
  • Развлечение «Народы России».
  • Спортивное развлечение «Игры народов России».
  • Творческие работы семей по теме: «Народы России»
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Подборка «Энциклопедические данные о народах России».
  • Подборка « Игры народов России».
  • Подборка «Сказки народов России».
  • Подборка «Методические разработки».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

Презентация проекта.

Проведение праздника ко Дню народного единства «Мы дети твои, Россия!»

Сценарий праздника "Мы дети твои, Россия!"

Цель:

  • воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;
  • вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
  • расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
  • формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети поют песню «Мы дети твои, Россия!»

Сегодня наша встреча посвящена празднику - Дню народного единства.

Наш Краснодарский край - многонациональный край. Более 120 национальностей проживает в нем. И всем хочется жить в мире, согласии, уважении, терпимости друг к другу, по законам добра.

Ребёнок:

Пусть будет небо голубым,
А солнце будет ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным!

Ведущий: Все мы живём в России, пожалуй, в самой многонациональной стране. И для всех нас Россия - Это Родина!

Ребёнок:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия - из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на пальцы
Большой и крепкой руки.

Ведущий: Сегодня у нас много гостей из разных уголков нашей многонациональной страны. Встречайте первых гостей. Гости из России.

«Здравствуйте!» - здороваются дети/

А мы живём в России,
У нас леса густые,
У нас берёзы белые…
И космонавты смелые!
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы, столицы нашей,
В целом мире нету краше!
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям!

(Дети исполняют танец) «Кадриль»

(дети одеты в русский народный костюм)

(Фонограмма «Когда-то россияне).

Ведущий : Ребята а ещё к нам приехали гости из солнечного Узбекистана. Они хотят рассказать о том как они принимают гостей и угощают их чаем.

Ребёнок:

Я живу в Узбекистане,
Я люблю свой край родной.
Он хорош зимой и летом,
Но особенно весной.
Приезжайте к нам, ребята,
С Волги, с Дона и с Невы!
Наш Ташкент, столица наша,
Будет братом для Москвы.
/Кудрат Хикмат/

Взрослый:

У нас, в солнечном Узбекистане, очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он очень хорошо утоляет жажду. Чай мы пьём из специальной чашки, которая называется пиалой. К чаю подают угощение: фрукты, сладости, сухофрукты.

В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает чай хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чаю в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, подливая ему постоянно новую порцию чая. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказаться от пиалы чая - невежливо, можно обидеть хозяев дома.

Ведущий. А теперь мы встречаем гостей из Украины.

«Здоровэньки булы!» - здороваются дети.

Ребёнок:

Украина и Россия - славные друзья,
Без согласия и дружбы - им никак нельзя!
Там и тут народ - славяне непростой судьбы!
И живут они со всеми в мире и любви!
Украина и Россия, словно две сестры,
Раскрасавицы - подруги, ярки и просты!
Взрослых, всех мы призываем:
«Этнос не дробить. Украину и Россию - трепетно любить».

Танец «Казачок!»

(дети одеты в костюмы: сарафан, венок)

(Фонограмма «Ты ж мяне пидманула»)

Ведущий: А ещё нам ребята из Украины привезли их национальную игру давайте в неё поиграем.

Игра: Хлибчик (Хлебец)

Дети, взявшись за руки, становятся попaрно (парa зa пaрой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку-пеку хлибчик! (Это выкрикивает хлибчик)
- А выпечешь? (спрашивает задняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрим!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Ведущий: следующие наши гости! Гости из Грузии. Встречайте!

(Гамарджобат) - здороваются дети.

Ребёнок:

В Грузии горы высокие,
В Грузии море глубокое,
В море чёрном играют дельфины,
А в садах растут апельсины
И лимоны растут золотистые.
А ребята у нас голосистые.
Любим плавать, играть, кувыркаться
Любим петь и плясать, и смеяться!

/ И. Михайлов/

Танец «Лезгинка»

(дети одеты в костюмы). (Фонограмма Грузинская лезгинка)

Ведущий: И следующие наши гости Встречайте! Цыганочки!

(Привет) Бахталэс- здороваются дети

Ребёнок:

Цыганки мы - на белом свете,
Судьба нам петь и танцевать.
Цыганки мы, вольны как ветер,
А ветер в цепь не заковать!

Цыганки мы, и кто ж не знает,
Что любим мы лихих коней,
Ведь конь умчаться помогает
Навстречу ветру и мечте!

Цыганки мы, и доля наша:
Гитара, песня, перепляс,
Цыганки - в круг, и те, что краше,
Станцуют здесь, сейчас для вас.

/Михаил Гуськов/

Танец «Цыганочка»

(дети одеты в костюмы)

(Фонограмма «Циганочка»)

Ведущий:

Пусть радость живет на планете.
И яркое солнце встает
Плетут венок дружбы счастливые дети
Заводят большой хоровод.

Общий хоровод

(Фонограмма «Гляжу в озёра синие в исполнении Е. Шавриной)

Дети хором: «Мы разные, но мы вместе!»

Ведущий:

Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Счастья Вам всем, мира и радости!

«Патриотизм» - Гипотеза: Выводы: Создание портрета идеального солдата: Тема: «Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии». Патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.

«Патриотическое воспитание» - Волонтеры. Цель и задачи Программы. Конференция отцов. Направления работы школы по патриотическому воспитанию школьников. 7. Юные таланты. Анкетирование по выявлению степени удовлетворенностью учебно-воспитательного процесса. Сроки реализации Программы: 6. Экология и мы. Программа патриотического воспитания школьников.

«Военно-патриотическое воспитание» - Достижения учащихся. Физические упражнения и активный отдых дают снижение сердечно-сосудистых заболеваний. Пригодилась ли знания по физической культуре – 57 % , остальные не ответили. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников». Анкетирование юношей. Военно-патриотическое воспитание школьников.

«Гражданско-патриотическое воспитание» - Использование различных учебно-воспитательных форм работы в организации гражданско-патриотического воспитания. Ставропольский государственный университет. Нормативные документы, информационно-методические материалы Министерства образования РФ, Государственные стандарты РФ об образовании. Роль учителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.

«Гражданско-правовое воспитание школьников» - Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Гражданское и правовое воспитание школьников. Викторина между учениками и родителями (мероприятие ко дню Конституции). Урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся по теме «Государственные символы России».

«Гражданское образование» - Реальные проблемы. Главная цель гражданского образования. Некоторые примеры. Пермский край. Хороший союзник. Обучение правам человека. Гражданское образование. Пермская область. Проект Федеральной целевой программы. Гражданское образование в России и ее регионах. Потенциальные участники процесса. Общественно-консультативный совет.

Всего в теме 23 презентации

Тематическое занятие «Россия - родина моя»

(для детей старшей группы)

Цель:

Формировать патриотические чувства средствами музыки.

Задачи:

Расширять представление о родной стране. Средствами музыкального искусства.

Формировать интерес к «малой» Родине.

Формировать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна

Познакомить с тем, что Москва - столица нашей Родины

Продолжать знакомство с гербом, флагом и гимном РФ.

Музыкальный руководитель:

У каждого листочка, А там, где мы родились,

У каждого ручья Где радостно живём.

Есть главное на свете, Края свои родные,

Есть Родина своя. Мы родиной зовем

Сегодня мы еще раз поговорим о Родине, о России, о ее необъятных просторах, воспетых в стихах, песнях.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

Наша страна очень большая, необъятная.

Ребенок

Если долго, долго, долго Ленты рек, озера, горы.

В самолете нам лететь, Мы увидим даль без края,

Если длго, дого, долго Тундру, где звенит весна,

На Россию нам смотреть, И поймем тогда какая,

То увидим мы тогда Наша Родина большая,

И леса, и города, Необъятная страна

Океанские просторы,

Исполняется песня “Моя Россия” Г.Струве .

Музыкальный руководитель:

В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где сидит самый главный человек в нашей стране - президент. Он управляет страной.

Ребенок

Город чудный, город древний,

Москва - это Красная площадь, Ты вместил в свои концы ♦

Москва - это башни Кремля И посады и деревни,

Москва - это сердце России, И палаты и дворцы.

Которое любит тебя!

“Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).наша малая Родина. Место, где мы родились и живем.

1. Как называется город (село), где ты живешь?

Наша малая Родина находится рядом с великим городом Москва, и называется Подмосковье.

В нашем светлом Подмосковье, Хоровод берез на взгорье, Здесь у нас под небом

Как моря шумят леса, Древний город над рекой. Возле каждого крыльца

И глядят на нас с любовью Никогда мы, Подмосковье Начинается Россия

Луговых цветов глаза. Не расстанемся с тобой! Звонкой песенкой скворца.

Мы знаем замечательную песню Т. Попатенко «Очень любим Родину»

(Исполняют 1 и 2 куплет и разучивают 3 куплет)

Музыкальный руководитель:

Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Живут в России разные Один - рыбак с рожденья,

Народы с давних пор. Другой - оленевод.

Одним тайга по нраву, Один кумыс готовит,

Другим - степной простор. Другой готовит мед.

У каждого народа Одним милее осень,

Язык свой и народ. Другим милей весна.

Один Черкесску носит, А Родина Россия ■

Другой надел халат. У нас у всех одна.

Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый -чистоту и ясность, миролюбивость.

Ребенок

Белый цвет - березка

Синий - неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России – двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Ребенок

У России величавой

На горбе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный

Музыкальный руководитель:

Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественны*случаях.-Где вы слышали исполнение гимна?

Показ видеоряда: вручение наград ученым, спортсменам, деятелям культуры, принятие присяги

молодыми воинами.

Как ведут себя во время исполнения гимна?

Исполняется и слушается гимн стоя. Звучанием гимна начинается и завершается день нашей Родины.

Вслед за последним ударом Кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия – гимн

России. Давайте и мы, как настоящие граждане России, послушаем Российский гимн стоя.

(Слушание).

Исполняется 1й куплет Гимна РФ

Музыкальный руководитель:

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Русь богатырская.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Планирование занятия для старшей разновозрастной группы « Россия – многонациональная страна»

Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского и бурятского народов.

Задачи занятия:

обучающие : дать понятие: Россия – многонациональная страна; побуждать интерес детей о русских и бурятских национальных костюмах; обогащать словарный запас детей: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник; дэнзэ – украшение, малгай - шапка, уужа – безрукавка, дэгэл – халат, самса – рубаха, умдэ – штаны, гутал – обувь;

развивающие: - развивать у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность; развивать умение лепить позы и пельмени;

воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение взаимодействовать со сверстниками; воспитывать чувство любви и уважения к народам, живущим в России.

Предметная область : познание, коммуникация, социализация.

Методическая база: технология проектной деятельности; Основная общеобразовательная программа Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации Люрский детский сад

Используемая литература:

Для воспитателя:

    Батуева А. Народные игры бурят [Электронный ресурс] -

    Кокшакова О. П. Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО [Электронный ресурс]. -

    Реализация ФГОС В ДО [Электронный ресурс].-

    Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март-май. Подготовительная группа/ авт. сост. н. н. Черноиванова и др. – Волгоград: учитель, 2015. – 367 с.

    Лхамажапова О. Б. Мой бурятский язык: словарь. – Улан-Удэ: издательство «Багульник», 2013. – 56 с.

Для родителей:

    Тармаханов Е. Е., даминек Л. М., Санжиева Т. Е. история Усть-Ордынского бурятского автономного округ. – Улан-Удэ. Издательство Бурятского государственного университета,2013 г.- 192 с.: ил

Для воспитанников:

    Амар мэндэ-э! Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2014.-80 стр.

    Дугаров Э. Ч. Какого цвета лето?:для дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг»

Оборудование и материалы: Карта России, бурятский и русский национальные костюмы, иллюстрации различных народов России, тесто для лепки поз и пельменей (мука, вода, соль, яйцо), фарш, пароварка, небольшая кастрюлька, электроплита, презентация по теме.

Ход занятия

Образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Сам. деят. детей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Организационный момент(3 мин) (Слайд 1)

Детей приветствуют воспитатель и помощник воспитателя в русском и бурятском национальном костюме с караваем и бурятским национальным напитком арсой.

Организация детского внимания (5 мин)

Дети, посмотрите на карту. (Слайд 2)

На карте этой не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той,

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России)

Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия. (Слайд 3)

Граждане России называются россияне. (Слайд 4)

Столица России город … Москва. (Слайд 5)

Президент России … В.В.Путин. (Слайд 6)

Основная часть (22- мин)

Ребята, зачем стране нужны герб и флаг? (Слайд 7)

(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Как вы думаете, много ли людей разных национальностей в России?

Воспитатель читает стихотворение

Л. Мартьянова «Народы России»

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

(Дети рассматривают иллюстрации и называют национальности: русские, мордва, татары, чуваши, и т. п. и приходят к выводу, что Россия – многонациональная страна. (Слайд 8)

А чем народы отличаются друг от друга?

(Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)

Вы, верно, рассуждаете, ребята! А скажите, пожалуйста, какие национальности людей в нашей группе (русские и буряты).

А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде? Рассмотрите внимательно наши наряды. В какую одежду мы надеты? (В национальную в русский и бурятский костюм) (Какой вид одежды на воспитателе, и на помощнике воспитателя.)

(Слайд 9,10)

Дети разделяются на группы, при этом не акцентируется внимание, что русские – изучают русскую культуру, буряты – бурятскую. Дети по своему желанию распределяются на 2 группы.

Помощник воспитателя рассказывает о бурятском национальном костюме и бурятском национальном блюде позы сопровождая его лепкой поз. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. Традиции в национальной одежде бурят связаны с кочевым образом жизни и суровым климатом. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока.

Мужская одежда бурят состояла из двух видов - дэгэл (зимний халат) и терлиг (летний). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового цвета. На грудной части верхней полы вшивались три разноцветных полосы: внизу желто-красный цвет, в середине-черный цвет, наверху- либо белый, либо зеленый, либо синий цвет. Обязательный атрибут- пояс

Женская одежда состоит из рубахи-самса, штанов-умдэ, поверх которых носили халат-дэгэл.

    Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. Выходя замуж, девушки заплетали две косы. Безрукавку (уужа)- элемент одежды замужней женщины.

    Буряты придавали большое значение украшениям. В основном из серебра со вставками коралла, бирюзы, янтаря. Это украшение на головном уборе, ниспадающие на грудь височные украшения, а также серьги, кольца, шейные и нагрудные украшения, браслеты.

У бурятского народа, как и любого другого народа, есть свое национальное блюдо позы, которым буряты угощают друг друга. (Приглашает ребят попробовать слепить позы, рассказывая о том, из чего делают тесто и фарш, как правильно их лепить)

Воспитатель рассказывает о русском национальном костюме и русском национальном блюде пельмени. Делая после каждого вида деятельности анализ проделанной работы.

Какой вид одежды носили в старину и взрослые, и дети? (Рубаху)

Да, рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

У кого рубаха была длиннее: у женщин или у мужчин? (У женщин)

А сейчас в наше время мы носим рубахи? (Нет)

В таком виде как раньше – нет, но есть одежда, которая напоминает рубаху, но имеет немного другой вид. Что у девочек похоже на рубаху? (Блузка, водолазка) (Какая современная одежда похожа на рубаху)

Что из одежды мальчиков похоже на рубаху? (Рубашка, футболка, водолазка, тенниска)

Что одето поверх рубахи у женщины? (Сарафан)

Что женщины одевали поверх рубахи? (Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску)

На какую современную одежду похожа понёва? (На юбку, только не сшитую, распашную)

Что ещё поверх юбки носили (повязывали) женщины? (Фартук, передник)

В старину такой фартук называли занавеской. Что ещё кроме рубахи носили мальчики, мужчины? (Порты)

На какую современную мужскую одежду они похожи? (На брюки, штаны)

У русских есть свое национальное блюдо – пельмени.

(Воспитатель приглашает детей пройти к столу и слепить пельмени, рассказывая из каких ингредиентов, делают тесто и, что добавляют в фарш).

К концу занятия слепленные позы ребят варятся в пароварке, а пельмени в небольшой кастрюльке. При этом воспитатель объясняет детям правила безопасности при обращении с горячими предметами, и электроприборами.

Тем временем пока готовятся приготовленные блюда Детей приглашают поиграть в народные игры бурят и русских .

Русская народная игра: «Карусели»

В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели, (Дети идут шагом) .

А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(Дети побежали).

Тише, тише, не спешите карусель остановите.(Дети останавливаются, идут шагом ).

Бурятская народная игра: «Бабки-лодыжки»

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирают себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры . Следует точно соблюдать приемы игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми культуру речевого общения; воспитывать привычку мыть руки перед едой и полоскать рот после еды; закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами; приучать соблюдать правила поведения за столом, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой; воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке; продолжать развивать самостоятельность в организации игровой деятельности; формировать двигательную активность.

Стихотворение Л. Мартьянова «Народы России»

Лепка национального блюда позы.

Лепка национального блюда пелмени.

Пробуют на вкус каравай и арсу.

Рассматривают на слайде карту России

Думают и стараются вставить нужное слово в словесной игре

Прослушивают стихотворение понимая его смысл

Рассматривают иллюстрации с различными национальностями

Рассуждают, вспоминают ранее изученный материал.

Дети работают в группах стараясь запомнить отдельные части национальных костюмов, внимательно слушают воспитателя или помощника воспитателя в зависимости от группы. Лепят позы или пельмени.

В дальнейшем дети могут меняться местами в группах и делиться со сверстниками полученной информацией о национальном костюме или национальных блюдах.

Дети считалочкой выбирают того, кто будет находиться в центре. Разделившись на группы, дети играют в русскую народную игру: «Карусели».

Выбирают понравившийся вид бросания лодыжек и со сверстниками играют в бурятскую народную игру: «Бабки- лодыжки»

Итог занятия:

Сегодня мы с вами, ребята, узнали, что Россия - многонациональная страна. Поговорили о национальных костюмах, обогатили свой словарный запас новыми словами: кокошник, косоворотка, портки, панева, передник, дэнзэ, малгай, уужа, дэгэл, гутал, самса, умдэ, названием отдельных частей одежды национальных костюмов.

Ребята, вы сегодня все очень постарались, приготовили очень вкусные блюда. И скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня для себя узнали? Что бы вам еще хотелось узнать о русских и бурятах? Хотелось бы вам продолжить изучение этих народов?



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS