Главная - Невербальное общение
Мотивы ненецких узоров. Художественный мир сибири Чем был орнамент для народов ханты и манси

Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.

  • Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  • Развивать наблюдательность и внимание.
  • Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  • Обогатить жизненный опыт детей.
  • Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.
  • Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

    Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

    Ход урока

    I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

    Дети читают стихи:

    Суров мой север лишь на первый взгляд.
    Пусть ветры завывают за стеною.
    Вас каждый видеть будет рад
    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,
    Где отчий дом, семья, друзья.
    Его я славлю, воспеваю,
    Ведь это родина моя.

    Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

    Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

    Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

    Люди каких национальностей живут в нашем округе?

    Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    II. Объявление темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

    Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Что же такое орнамент? (Ответы детей)

    Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

    Где можно встретить ненецкие орнаменты?

    III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

    1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
    2. Бурки с ненецким орнаментом.
    3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
    4. Ненецкие игрушки.
    5. Ненецкие панно и украшения.
    6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
    7. Флаг нашего округа.

    Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Ученики класса (ненцы) читают стихи:

    Нить вплела в узоры паниц.
    Всё, чем славен мой народ.
    Крылья песен, плавный танец,
    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,
    Чтобы радовать людей
    Синь озёр, а на озёрах,
    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,
    Ритм труда, азарт игры...
    С древних пор владеют ненки
    Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

    Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

    Вот узор “Тропы оленьи”.

    В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

    Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

    1. Показ образцов закладки.
    2. Анализ выполненного образца.
    3. Повторение последовательности выполнения закладки.
    4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

    Анализ детских работ.

    Итоговое слово учителя:

    Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

    Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

    Белым пламенем стынут снега
    Где-то зябнут в сугробах селенья.
    А в узорах я вижу рога
    Красоту и отвагу оленью.
    Вот они разбрелись на пимах,
    На паницах я вижу узоры.
    Будто стадо на вольном просторе,
    Утопает в снегу, как во мхах.
    И проворная тянет игла
    Нитку прочную дальше и дальше.
    В том узоре не чувствуешь фальши,
    Где так вложено много тепла.

    Филиппова О.А.

    Вдохновение рук ненецких мастериц

    1-ый ребенок экскурсовод :

    Суров мой север лишь на первый взгляд.

    Пусть ветры завывают за стеною.

    Вас каждый видеть будет рад

    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,

    Где отчий дом, семья, друзья.

    Его я славлю, воспеваю,

    Ведь это родина моя.

    (слайд 1)

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Нить вплела в узоры паниц.

    Всё, чем славен мой народ.

    Крылья песен, плавный танец,

    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,

    Чтобы радовать людей

    Синь озёр, а на озёрах,

    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,

    Ритм труда, азарт игры.

    С древних пор владеют ненки

    Тайной мастерства иглы .

    Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

    2-ой ребенок экскурсовод :

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    (слайд 3 и 4)

    А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

    Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

    (слайд 5)

    3-ий ребенок экскурсовод :

    Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

    Вот загадка из растительного мира.

    Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

    А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

    (слайд 6)

    А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

    Днём и ночью дрожит, всего боится.

    Зимой около пенька его не видно.

    Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

    В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

    (слайд 7)

    Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

    В ночь беззвёздную до чума

    Кто добраться вам поможет?

    Кто разыщет путь по ветру,

    Если в тундре бездорожье? (Олень)

    (слайд 8)

    Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

    Небо красноватое играет –

    будто там бруснику собирает.

    Мажет ею огненные тучи

    Ставший на дыбы медведь могучий.

    Пляшет золотистыми столбами,

    Плещется искристыми цветами

    Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

    (слайд 9)

    4-ый ребенок экскурсовод :

    Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

    Белым пламенем стынут снега

    Где-то зябнут в сугробах селенья.

    А в узорах я вижу рога

    Красоту и отвагу оленью.

    Вот они разбрелись на пимах,

    На паницах я вижу узоры.

    Будто стадо на вольном просторе,

    Утопает в снегу, как во мхах.

    И проворная тянет игла

    В том узоре не чувствуешь фальши,

    «Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

    «Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

    «Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

    «Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

    «Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

    «Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

    Всего в теме 22 презентации

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Исследовательский проект «Язык» орнамента северных народов Автор: Самойленко Дарья Дмитриевна, учащаяся 6а класса МБОУ «ООШ№6» Руководитель: Шаймарданова Л.Л. учитель культуры народов Ямала г. Губкинский 2015

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель исследования: познакомиться с образцами орнаментов народов Крайнего Севера и их характерными признаками; воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине Задачи исследования: изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет –ресурсах; посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки; рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента; подготовить текст и иллюстрирующие материалы Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде Объект исследования: орнаменты Предмет исследования: декоративные узоры в национальной одежде народов Севера и различных предметах

    3 слайд

    Описание слайда:

    ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum – украшение)- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление орнамента как одного из национальных ценностей народов Севера.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Одним из обязательных правил Нума является украшение ненецкой одежды специальными узорами (отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума» “…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не один; вокруг твоего чума живут и другие…”

    5 слайд

    Описание слайда:

    Орнаментами украшаются сумки, ковры, шубы, сапоги, лодки, куртки, одежда носки, варежки, повязки (на голову), ремни, флаги, покрывало, упряжки оленей и другие предметы. Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнамент информацию о мастерице, о месте ее проживания, роду занятий, о ее семье, показать её мастерство и творчество. Назначение орнамента

    6 слайд

    Описание слайда:

    Символическое значение орнамента Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Ненцы в орнаментах воспевают растительный и животный мир, окружающую природу. Учат бережно относиться к ним. Они сильно верят приметам. Приметы для них и запреты, и правила, и предупреждения. Орнамент «Оленьи рога» Орнамент «Локоть лисы» Украшение для оленя Женская шапка не сава

    8 слайд

    Описание слайда:

    Использование орнамента «оленьи рога» в символике ЯНАО Флаг ЯНАО Флаг г. Губкинский Герб ЯНАО Герб г. Губкинский

    9 слайд

    Описание слайда:

    В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Накосник, орнаментированный узорами «чум», «оленьи рога»

    10 слайд

    Описание слайда:

    Орнаменты « морошка», «северное сияние» Орнаменты неразрывно связаны и с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Украшение национальной одежды ненцев орнаментами «чум», «заячьи уши», «морошка» Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Чум -Дети -Морошка -Люлька -Белка -Оленёнок -Мастерица -Мамин узор Галерея орнаментов

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Ямальская школа-интернат.

    Проект

    учащегося 5а класса

    МБОУ Ямальская школа-интернат

    по теме: «Ненецкие орнаменты».

    Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

    Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

    Апрель 2015год.

    Пояснительная записка.

    Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель : собрать из разных источников виды орнаментов.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1.Узнать какие бывают орнаменты;

    2.Научиться составлять орнаменты;

    3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

    4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

    Гипотеза:

    предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей, познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

    Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

    Этапы работы над проектом:

      Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

      Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

      Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

      Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

    Литература :

      Энциклопедия ЯНАО.

      Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

      Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

      Интернет –ресурсы. http :// russiansib . ru / yamal

    В ходе выполнении проекта я узнала, что слово « орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

    Особенности орнамента состоят в следующем:

    1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

    2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

    Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

    Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».


    Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

    Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

    Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

    Вот загадка из растительного мира.

    Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

    А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

    Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

    Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

    Днём и ночью дрожит, всего боится.

    Зимой около пенька его не видно.

    Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

    В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

    Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

    Про него загадывают загадки:

    В ночь беззвёздную до чума

    Кто добраться вам поможет?

    Кто разыщет путь по ветру,

    Если в тундре бездорожье? (Олень)

    Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

    Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

    Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

    Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

    Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

    Небо красноватое играет –

    будто там бруснику собирает.

    Мажет ею огненные тучи

    Ставший на дыбы медведь могучий...

    Пляшет золотистыми столбами,

    Плещется искристыми цветами

    Над землёю радужное пламя.

    (Полярное сияние)


    Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

    Особенности орнамента состоят в следующем.

    1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

    2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

    Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

    Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

    1. 4 клетки вправо

    2. 2 клетки вверх

    3. 1 клетка влево

    4. 2 клетки вверх

    5. 2 клетки вправо

    6. 1 клетка вверх

    7. 1 клетка вправо

    8. 2 клетки вверх

    9. 1 клетка вправо

    10. 1 клетка вниз

    11. 1 клетка вправо

    12. 1 клетка вверх

    13. 1 клетка вправо

    14. 1 клетка вниз

    15. 1 клетка вправо

    16. 1 клетка вверх



     


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS