Главная - Внимание
Джозеф Райт — один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия. Джозеф райт, картины и биография

РАЙТ Джозеф, прозванный Райт из Дерби

Wright, Joseph, Wright of Derby, dit

(1734, Дерби - 1797, там же)

Английский художник.

В 1751-1753 и в 1756-1757 он учился

в мастерской Томаса Хадсона. Ранние

портреты (до 1760) исполнены Райтом

в манере своего учителя (<Портрет

мисс Кеттон>, Сант-Луис, Миссури,

Гор. художественная гал.; <Портрет

Томаса Беннета>, Дерби, музей). В

1760-1773, период его творческих

исканий, художник живет в Дерби; он

интересуется необычными световыми

эффектами, моделирующими пространс-

тво и восходящими к искусству ут-

рехтских караваджистов. В Дерби он

знакомится с мастером по керамике

Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом

Пристли, способствовавших развитию

индустриальной революции, и при-

сутствует при их экспериментах.

Картины <Планетарий> (1766, Дерби,

музей; вариант - Нью-Хэвен, Йель-

ский центр Британского искусства) и

<Испытание насоса> (1768, Лондон,

гал. Тейт; вариант - собрание Ч.

Роджерса-Колтмана) отражают интерес

жителей Средней Англии к научным

изысканиям. Этот новый жанр живопи-

си, блестящей иллюстрацией которого

являются произведения Райта, был

назван Дидро <серьезным жанром>.

Художник писал также портреты

(<Портрет супругов Томас Колтман>,

ок. 1770-1772, Лондон, Нац. гал.) и

композиции на исторические сюжеты.

В картине <Мираван, открывающий

гробницу своих предков> готические

элементы сочетаются с неоклассицис-

тическими, а сама композиция по

своему странному характеру близка

атмосфере романов А.Радклифф. Во

время итальянского путешествия

(1773) Райт пишет различные, впе-

чатлившие его виды (<Везувий>,

1774, Дерби, музей; 1778, Москва,

Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина; <Иллюминация Замка

св. Ангела> (1774, Дерби, музей;

1774-1775, Бирмингем, Гор. музей;

1775-1778, Ливерпуль, гал. Уокер;

1778-1779, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж); эти темы вдохновляли ху-

дожника и по возвращении в Англию

(1775). Он изображает эффекты лун-

ного света, чем-то напоминающие

произведения Берне, однако трактует

их, скорее, с позиции ученого, наб-

лидающего физическое явление, неже-

ли романтика. В 1775 Райт уезжает в

Бат, где тщетно пытается привлечь

клиентуру Томаса Гейнсборо и, в

1777, возвращается в Дерби. Начиная

с этого времени были написаны неко-

торые его лучшие портреты (<Портрет

сэра Брука Бутби>, 1781, Лондон,

гал. Тейт; <Портрет Юса Кока с же-

ной и Дэниэлом Паркером Коком>,

1780-1782, Дерби, музей; <Портрет

Томаса Гисборна с женой>, 1786,

Нью-Хейвен, Иельский центр Британс-

кого искусства). С 1778 произведе-

ния Райта выставляются в Кор. Ака-

демии, членом которой он становится

в 1781. В 1784 он пишет <Коринфскую

девушку> (там же); выбор этой темы,

развитой в поэме Хэйли, свидетель-

ствует о том, что источником вдох-

новения для Райта была современная

литература. Он более не покидал

Дерби вплоть до самой смерти, ис-

полняя портреты, пейзажи графства

Дербишир, исторические композиции и

произведения, навеянные воспомина-

ниями об Италии (<Озеро Неми>, Па-

риж, Лувр). Он остался провинциаль-

ным художником, но в лучшем смысле

этого слова; благодаря его глубоко

оригинальной манере, в которой со-

четались элементы готики и неоклас-

сицизма, его интересу к научным

исследованиям и к современной лите-

ратуре, он явился одним из пред-

шественников романтического искусс-

Творческое наследие Райта представ-

лено главным образом в Иельском

центре Британского искусства в

Нью-Хэвене (<Автопортрет>, 1768;

<Кузница>, 1771; <Портрет доктора

Ричарда Райта>, 1785-1787; <Сцена в

тюрьме>, 1787-1790; <Итальянский

пейзаж>, 1790; <Вид озера Неми на

закате>, ок. 1790), в Уодсворт Ате-

неум в Хартфорде (<Старик и

смерть>, ок. 1773), в гал. Тейт в

Лондоне (<Портрет Томаса Стенифор-

и в музее Дерби (<Портрет Томаса

Борроу>, ок. 1762- 1763; <Автопорт-

рет>, 1767-1770; <Портрет Сары Кар-

вер с дочерью>, 1769-1770; <Отшель-

ник, изучающий скелет>, ок.

1771-1773; <Алхимик, открывающий

фосфор>, 1771-1795; <Портрет Самуэ-

ля Уорда>, ок. 1782-1783; <Индийс-

кая вдова>, 1783-1785; <Вид Тиво-

ли>, 1783-1786; <Пейзаж с радугой>,

1794-1795). В музее Дерби находится

также значительное собрание рисун-

ков и акварелей (в особенности,

этюды с антиков и пейзажи).

В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Пари-

же (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей

Метрополитен) прошли ретроспектив-

ные выставки работ Райта.

Райт Джозеф (1734–1797)-один из наиболее выдающихся британских живописцев XVIII столетия.
Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в английском городке Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Джозеф Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Джозеф Райт в 1751 году отправился в Лондон. В течение трёх лет (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона(1701-1779), у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя. Это прежде всего «Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Городская. художественная галерея,и «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби.
В ранний период своего творчества - с 1760 по 1773 годы, Джозеф Райт жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли.Художник неоднократно присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны его знаменитые картины «Планетарий» (1766 год, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768 год, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражавшие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Великий Дени Дидро отметил эти работы Джозефа Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первые попытки пройти практику в качестве художника Джозеф Райт сделал в Ливерпуле,начав регулярно выставлять свои картины в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. В период с 1773 по 1775 годы Джозеф Райт работал в Италии, где рисовал древние руины, изучал при этом прорисовку ландшафтов, копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.
На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.
В течение двух лет с 1775 по 1777 годы художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо(1727-1788), выдающегося английского живописца, графика, портретисат и пейзажиста, однако, потерпев неудачу, вернулся в Дерби.
Начиная с 1778 года, Райтом были написаны его лучшие портреты: «Портрет сэра Брука Бутби», 1781 год, Лондон, галерея Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782 годы, Дерби, городской музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786 год, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби.
С этого времени произведения Райта начали экспонироваться в Королевской Академии, членом которой он вскоре был избран(ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным).
Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход, но в в первую очередь, художник известен широкой публике своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками.

Впервые героями больших композиций художника стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры.
Художник считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако, благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.

В последние годы жизни Джозеф Райт часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина.

Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи в своём родном Дерби, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда.
В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены в кладбище Ноттингем Роад.

Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене, в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби, включая значительное собрание рисунков и акварелей.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г,
Nicolson В. Joseph Wright of Derby: painter of light, v. 1-2, , 1968 year.,Большая советская энциклопедия в 30 томах. Третье издание 1969 год, CHM.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

1 675 views

Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.

В середине лета 1766 года английский художник Джозеф Райт (Joseph Wright of Derby, 1734-1797) завершил картину «Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа замещает Солнце».

Хотя ко времени написания картины модель Солнечной системы уже не была абсолютным новшеством, она все еще оставалась диковинкой, а художники той поры любили писать диковинные картины, пользовавшиеся спросом у состоятельной публики. Вот и «Философ» писался не под заказ, но в расчете на интерес вполне конкретного потенциального покупателя – Вашингтона Ширли, 5-го графа Феррерс, просвещенного человека, у которого была своя механическая модель Солнечной системы. Об этой модели Джозеф Райт был наслышан от своего друга Питера Переза Бурдетта, геодезиста, картографа и художника, вхожего к графу Феррерсу. Считается, что оба они изображены на картине: Феррерс со своим сыном стоит рядом с моделью и демонстрирует присутствующим ее в действии, а Бурдетт что-то записывает.

Впрочем, в отношении главного персонажа картины высказывались и другие гипотезы. Так, Бенедикт Николсон в биографии Райта в 1968 году выдвинул версию, что основная фигура написана с Джона Уайтхёрста, а другие внимательные зрители замечают сходство человека, вдохновенно демонстрирующего модель, с Исааком Ньютоном, каким его изобразил Годфри Кнеллер. Известны и случаи, когда художник намеренно придавал изображаемому на картине заказчику или будущему покупателю черты сходства с кем-то из великих, так что, возможно, Райт изобразил Феррерса с чертами Ньютона.

Как бы то ни было, Вашингтон Ширли в итоге купил картину за 210 фунтов.

но уже его наследник 6-й граф Феррерс продал работу Райта с аукциона. Сегодня это полотно можно увидеть в постоянной экспозиции Музея и художественной галереи Дерби, где оно выставлено рядом с работающей механической моделью Солнечной системы.

Но главный научный секрет картины Райта заключается в том, как освещены лица персонажей картины. Свет исходит от лампы, которая замещает в модели Солнце. Если внимательно присмотреться к взрослым людям, окружившим модель, то нетрудно заметить, что лица их высвечены в разной мере и соответствуют основным фазам Луны – от Новолуния, когда нам виден только тонкий освещенный ободок, до Полнолуния, с такими промежуточными фазами, как полумесяц и ущербная Луна.

Представлением этой картины мы начинаем сразу два проекта, в рамках одного из которых представим произведения 1766 года, по-своему выражающие дух Века Просвещения в разных странах, а другой посвятим художественному осмыслению отношений человека и бесконечных небесных глубин с их звездами и планетами.



Джозеф Райт , Джозеф Райт из Дерби , Райт из Дерби (англ. Joseph Wright, англ. Joseph Wright of Derby, англ. Wright of Derby) (3 сентября 1734, Дерби, Англия - 29 августа 1797, Дерби, Англия) - один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия.

Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена.

Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения.

Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби.

Биография

Джозеф Райт родился 3 сентября 1734 года в Дерби в семье адвоката - Джона Райта (1697-1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700-1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры.

Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751-1753 и 1756-1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби).

Используйте курсор для определения, кто есть кто

В ранний период творческих исканий - с 1760 по 1773 годы - художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (англ. Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром».

Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал.

В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме.

В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах.

    Извержение Везувия (1774)

    Дом в огне ночью (ок. 1785 - 1793)

    Везувий в Посиллипо (ок. 1788)

    Пещера, близ Неаполя (1774)

    Грот в Салернском заливе, закат (ок 1780 - 1781)

На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах.

Два года (1775-1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби.

Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780-1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году - полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS