Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Народная (фольклорная) культура. Фольклор как вид народной культуры |
Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по внеигровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882). Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры. Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания: Оля, Оля, Чашки помыть. Вылей воду, Лошадей напоить На дубовую колоду. А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку: Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога. Друг друга дети забавляли прибаутками - небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом: Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытаращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу, И давай бить палку, Собака амбар-то поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит. Особую разновидность прибауток составляют перевертыш и. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша: Лыко мужиком подпоясано, Ехала деревня середь мужика, Глядь из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку. В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду. Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту - ловушку. Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я. Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью: Петька-петух, На завалинке протух. Пашка-букашка, Свина калабашка. Особым жанром детского вне игрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведем две поддевки: Скажи «топор», Твой батька вор. Скажи «На бане лоза». На бане лоза. Твоя мать коза. Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок: Егорушка коновал Кошке ножку подковал, Поехал жениться- Привязал корытце. Корытце болтается, Жена улыбается. Иван болтан, Молоко болтал - Не выболтал, А все выхлебал. Жена пышку пекла, Ему шиш подала. Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки - выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Приведем скороговорки, записанные от детей. «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски» ; «Свинья тупорыла, весь двор перерыла» ; «Стоит копна с подприкопеночком» . Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например: Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое творчество детей отличается большим жанровым разнообразием. Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по вне игровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882). Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры. Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания: Оля, Оля, Чашки помыть, Вылей воду Лошадей напоить. На дубовую колоду. А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку: Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога. На дубу, на сосне У матерй-кресне». А. Ф. Можаровский писал: «Когда дети, играя на улице, увидят над собою летящих галок, то кричат к ним вместе: Моя галка наперед, Кувшин денег наберет». Моя галка позади, Горшок денег набери». Прищемила губу, Прибежала к вязу, Отбегла без глазу, Побежала к липе; Били ее лыком, Побежала к ели, Волки ее съели. Друг друга дети забавляли прибаутками - небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом: Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу, И давай бить палку, Собака амбар-то-поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит. Особую разновидность прибауток составляют перевертыш и. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, л лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша: Лыко мужиком подпоясано, Ехала деревня середь мужика, Глядь из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду, Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту - л о в у ш к у. Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я. Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью: Петька-петух, Пашка-букашка, На завалинке протух. Свина калабашка. Особым жанром детского внеигрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведем две поддевки: Скажи «топор», Скажи «На бане лоза». Топор. - На бане лоза. Твой батька вор. - Твоя мать коза. Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок: Егорушка коновал Иван болтан, Кошке ножку подковал, Молоко болтал - Поехал жениться- Не выболтал, Привязал корытце. А все выхлебал. Корытце болтается, Жена пышку пекла, Жена улыбается. Ему шиш подала. Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки - выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Приведем скороговорки, записанные от детей. «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски» ; «Свинья тупорыла, весь двор перерыла» ; «Стоит копна с подприкопеночком» . Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например: Расскажите про покупки. - Про покупки, про покупки, Про какие про покупки? Про покупочки мои. В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое творчество детей отличается большим жанровым разнообразием. Детский фольклор, заимствованный у взрослых. Мы остановились на жанрах фольклора, произведения которых и создавались и исполнялись самими детьми. Как уже отмечалось, собственно детский фольклор (и игровой и внеигровой) существенно отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию и художественной форме, так и по условиям бытования и выполняемым функциям. Вместе с тем следует сказать, что поэтическое творчество детей не изолировано от поэтического творчества взрослых, свидетелями которого дети являются с самых малых лет. Рассмотрению связей детского фольклора с фольклором взрослых посвящена статья Э. С. Литвин «К вопросу о детском фольклоре» . Уже в младенческом возрасте дети слушают так называемые потешки взрослых, с помощью которых они приучаются играть ручками, ножками. Наиболее распространенные потешки взрослых - «Ладушки», «Сорока-дуда» и др. Уже в это время буквально с молоком матери детям прививаются навыки использования фольклора в игре. С раннего возраста дети слушают гак называемые «д о к у ч н ы е», или «ребячьи», сказочки о животных и подобные им. Таких сказок множество. Например, Д. К. Зеленин в своем сборнике «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915) публикует «ребячьи сказки»: «Про козла», «Про корову-буренушку», «Кот, золотой хвосток», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Петушок», «Коза с козлятами», «Волк, медведь и лиса» и др. Некоторые из этих сказок дети запоминают и рассказывают друг другу. Конкретный материал по этому вопросу содержит статья Н. М. 5лиаш «К вопросу о детской сказке» . Отдельные сказочные образы и сюжетные ситуации, короткие сказочные песенки дети вводят в свои игры, создают на их основе игровые драмы, разыгрывают своеобразные театральные представления. Собирателями фольклора отмечено, что в прошлом на зимних собраниях молодежи, на вечеринках, в праздники нередко устраивались своеобразные состязания в загадывании и отгадывании загадок, что развивало сообразительность, образно-поэтическое мышление. Нередко загадки загадывались детям в семейном кругу для их развития. Взрослые понимали, что «игра загадками - это тот тематико-словесный мир, который ребенку сроден, близок и понятен» . Поэтому не удивительно, что и в репертуар детского фольклора вошли загадки. С большим удовольствием дети наблюдали за увеселениями взрослых во время различных календарных праздников, а иногда и сами принимали участие в этих праздниках, исполняли различные календарные песенки. Собирателями фольклора от детей были записаны детские варианты колядок и щедривбк. Приведем детскую колядку. Я - маленький хлопчик, Повернулся на бочок, Улез на диванчик. Пожалуйте пятачок. А вот детская щедривка: Щедры, бедры, Зялена веник, Новы ведры, Дайтя вареник. Участвуя в масленичных играх, дети пели масляничную песенку: «Широкая масленица, На горах катаемся, Мы тобою хвалимся. Блинами объедаемся». Древний обряд похорон Костромы с соответствующими песнями в последней трети XIX в. был зарегистрирован как детская игра . Этнограф В. Н. Харузина в начале XX в. писала, что весенний обряд заклинания птиц «давно уже соблюдается как детская забава». По ее свидетельству, в Курской губернии 9 марта дети выбегали на улицу с печеными жаворонками или куликами и выкрикивали: «Весна, весна! На чем пришла, На чем приехала? На сошечке, на бороночке, Кулики и жаворонки, Слетайтесь в одоньи!» Фольклористы отмечали, что в Егорьев день (23 апреля) в некоторых губерниях дети обходили избы и при этом исполняли песню, в которой просили Егория спасти их скотину от хищных зверей «и в поле и за полем, и в лесу и за лесом» . В детском фольклоре мы находим и следы заговорных заклинаний. Известный собиратель фольклора второй половины XIX в. П. В. Шейн писал: «Весною, играя во дворе, на улице, дети окликают радостно первый дождь, приветствуют первое теплое солнышко, первую радугу нижеследующими песенками, которыми они потом уже все лето встречают эти явления природы» . И далее среди других он приводит такие песенки: 1) Радуга, радуга, Принеси нам дождь. 2) Дай бог дождю На бабью рожь, В толстые возжи! На мужичий овес, Поливай весь день На девичью грозу, На наш ячмень; На маличье просо. Один из собирателей фольклора последней трети XIX в. писал: «Солнышко, ведрышко, Твои дети плачут, Выгляни в окошечко! Пить, есть хотят». Этими стишками дети обращаются к солнышку каждую весну, как только оно начнет ярко и тепло греть землю» . Дети старшего возраста нередко присутствовали на гуляниях взрослой молодежи, участвовали в их играх и хороводах. Поэтому не удивительно, что в их фольклорный репертуар иногда переходили игровые и хороводные песни взрослых. Так, например, Е.А.Покровский отмечал, что в последней трети XIX в. дети старшего возраста иногда водили хороводы и при этом исполняли хороводные песни «А мы просо сеяли», «Лен мой зеленый», «Уж я золото хороню, хороню» и др. . Включался в детский фольклорный репертуар и такой молодежный жанр, как частушка. С особым интересом дети распевали плясовые и шуточные частушки. Вот примеры таких частушек: Акулина с высока Задушила гусака. Гусак пищит, Сто рублей тащит. Красный рыжего спросил: Чем ты бороду красил? Я ни краской, ни замазкой, Только суриком хватил. Справедливо ли мы считаем детским фольклором произведения, заимствованные детьми у взрослых? Представляется, что совершенно справедливо. Во-первых, эти произведения, бытуя среди детей, выполняют функции детского фольклора. Они, как правило, исполняются для забавы, нередко являются органическим компонентом той или иной детской игры. Во-вторых, эти произведения шачительно трансформируются и перерабатываются в соответствии с особенностями детской психологии, поэтического творчества детей. Так, исследователями отмечено, что хороводная песня, в которой «селезень» и «утушка» были символами жениха и невесты, детьми исполняется как обычная игровая песенка, в которой названные птицы понимаются буквально. Дети в игре подражают их движеньям . Девичья лирическая частушка, бытуя среди детей, превращается в обычную детскую считалку . И, наконец, в-третьих, в жанрах, заимствованных от взрослых, дети нередко создавали новые фольклорные произведения. Выше были приведены примеры детских колядок, щедривок, заклинаний дождя, солнца и т. п. Похожая информация. Народная (фольклорная) культура культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах. ☼ собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу . Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики - проявления Н.к. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Традиционность - важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Н.к. в истор. прошлом в значит. мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (напр., в советское время). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символич. выражение традиции, - все эти проявления Н.к. изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры. Задача культуролога заключается в вычленении нек-рого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиц. культур и имеющего в значит. мере надэтнич. характер. Это, в частности, такие идеи - ценности - смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифол. понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах “правильного” и “неправильного” социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др. Конкр. формы традиц. культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, к-рые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности Н.к. остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью Н.к. Так в значит. мере происходит в наст. время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Ориентация на Постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и опр. движением в сторону консерватизма и традиционализма, что отмечается нек-рыми учеными. Вторая (по нек-рым определениям, вторичная) жизнь народных традиций, социальное проигрывание разных моделей включения культурных Архетип ов прошлого в совр. жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологич. подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с Н.к. Лит. : Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994; Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. М., 1995. Н.Г. Михайлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 . Смотреть что такое "Народная (фольклорная) культура" в других словарях:Музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия Несколько вьетнамцев исполняют традиционную музыку на деревенском фестивале в Бакнине … Википедия - (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии Давид Наумович Медриш Дата рождения: 22 января 1926(1926 01 22) Место рождения: Погребище,Киевская губерния (ныне Винницкая область), Украинская ССР Дата смерти … Википедия В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никитина. Серафима Евгеньевна Никитина Дата рождения: 1 сентября 1938(1938 09 01) (74 года) Страна … Википедия I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия Художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk lore означает: народная мудрость,… … Литературная энциклопедия Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs … Литературная энциклопедия К сожалению, ухудшение слуха может наблюдаться в любом возрасте. Причин этого бывает несколько – повреждение барабанной перепонки, инфекционные заболевания, серные пробки, последствия работы в условиях повышенного шума и др. Что бы ни повлекло за собой изменения остроты слуха, в любом случае придется обратиться к доктору. Самолечение может привести к ухудшению состояния вплоть до полной глухоты. На основании результатов проведенных исследований ЛОР установит правильный диагноз и назначит лечение. Наряду с традиционным лечением улучшить слух помогают народные рецепты. Выбирая тот или иной способ устранения проблемы, направленный на улучшение слуха, его необходимо согласовывать с лечащим врачом. Как улучшить слух в домашних условиях? При первых признаках ухудшения слуха, рекомендуется использовать средство из чеснока и камфорного масла. 2 зубчика перетертого чеснока смешиваются с 3-4 каплями масла. Смесь следует наносить на ватные тампоны и аккуратно вводить в уши. Должно появиться приятное ощущение тепла. Удалять тампоны можно после того как появится заметное жжение. Длительность лечения – 2 недели. Среди наиболее эффективных способов улучшения остроты слуха, можно назвать метод лечения медом. Для приготовления лечебного средства понадобится 3-5 ягод калины и 1 ч. л. меда. Ягоды следует перетереть с медом, нанести на марлевый тампон и вставать в уши на всю ночь. Продолжительность лечения – 10-15 дней до улучшения остроты слуха. Если ухудшение слуха является следствием перенесенного инфекционного заболевания, основное лечение рекомендуется дополнять лечением лимоном. Для этого цитрус следует нарезать кольцами, засыпать сахаром и принимать в пищу вместе с цедрой. В течение суток нужно съедать не меньше половины 1 лимона. Последний активизирует защитные функции организма, поэтому его можно принимать при простудах и отитах. Людям с заболеваниями желудка есть лимон не рекомендуется во избежание осложнений. Среди народных методов лечения низкой остроты слуха лечение семенами аниса и маслом шиповника имеет достаточно высокую эффективность. Необходимо взять небольшую емкость, налить в нее 30 мл масла шиповника, добавить к нему 1 ст. л. предварительно растертых семян и оставить в прохладном месте на 20 дней. Через день средство следует аккуратно взбалтывать. Когда лекарство будет готово, его необходимо закапывать по 1-2 капли в каждое ухо на ночь. Прекращать лечение можно только после заметного улучшения слуха. Упражнения для улучшения слуха Кроме использования средств, помогающих в лечении снижения слуха, рекомендуется делать несложные, но весьма эффективные упражнения. Улучшить кровоснабжение барабанной перепонки и повысить уровень остроты слуха можно, вставив палец поглубже в ухо, а затем резко выдернув его. Аналогичного эффекта можно добиться, если плотно прижать уши ладонями, а затем резко их убрать. Такая гимнастика поможет улучшить остроту слуха, если делать ее по 10-15 раз в день. Как улучшить слух пожилым людям? У пожилых людей достаточно часто встречается тугоухость, которая развивается с возрастом и является естественным возрастным изменением. Однако это не означает, что с помощью народных методов нельзя добиться реальных результатов в лечении ослабленного слуха у людей преклонного возраста. Как показывает практика, вышеописанные способы лечения в ряде случаев помогали добиться значительного улучшения остроты слуха даже у пожилых людей. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. НОВОБРАНЕЦ - Кто из служивых ещё "и пороху не нюхал"? 5. КАРПОВ - Кто уступил шахматный трон Гарри Каспарову? 9. ИРОКЕЗ - Укладка панка. 10. ИРОНИЯ - "Вуаль" для насмешки. 11. ГИПОТЕЗА - "Очень может быть" одним словом. 14. ЦИОЛКОВСКИЙ - Учитель из Калуги среди крёстных отцов космонавтики. 16. ВЫМЯ - "Резервуар Бурёнки". 18. ПЕВЕЦ - Первый звуковой фильм американцы назвали "... джаза". 19. ПЕСЕЦ - Пушной зверёк, чьё название произошло от собаки. 20. СМИТ - Он считал, что, для того чтобы государство поднялось до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении (культовый экономист). 23. ГОБИ - В какой пустыне Николай Пржевальский встретил лошадь "имени себя"? 28. ЗАПЕВАЛА - Кто затягивает, а хор подхватывает? 29. ЗВЕНИГОРОД - Малая родина великой киноактрисы Любови Орловой. 30. ЯКОВ - Английский король, низложенный в результате Славной революции 1688-1689 годов. 31. АРТИСТКА - Мелодрама "... из Грибова" с Ириной Муравьёвой в главной роли. 32. ОСАДОК - Опустившийся на самое дно. 33. СТЕПЬ - "Ковыльный простор". 34. ГЛАЗ - Какой орган медузы Горгоны стал у турок талисманом от порчи? 40. ФИЛОЛОГ - Кем был по профессии фантаст Аркадий Стругацкий? 42. ПРИБАУТКА - Фольклорная острота. 43. ЛОСЬ - Какого зверя пару веков назад шведы использовали в качестве тягловой силы? 44. ЖИВОТ - "Поздно отращивать себе крылья, когда уже вырос...". 45. ПАДЕЖ - Чего в табасаранском языке 46, в венгерском - 21, в финском - 15, в мордовском - 12, в русском - 6, а в английском только 2? 46. ГОМОРРА - "Город грехов". 47. ЛУНА - Строки Осипа Мандельштама: "Двое влюблённых в ночи дивились огромной звездою, - утром постигли они - это сияла...". 48. САРАФАН - Платье для Василисы Прекрасной. 49. ЛИМИТ - Когда-то по нему провинциалов в Москву прописывали. 50. ПОМИН - "Грянем песню удалую на... её души". 51. ДОЛЯ - "В каждой шутке есть... правды". 52. ЛАЗАНЬЯ - Любимое блюдо для мультяшного кота Гарфилда. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. НЕЙРОХИРУРГ - Кто устраняет поломки в черепной коробке? 2. ЦИНГА - "Злющая баба, лицо у неё синее, морщинистое, зубами ляскает, морошку, клюкву да салат-траву боится" из поморских сказок. 3. ВОСПРИИМЧИВОСТЬ - У курильщиков... цветов снижается. 4. ДЕЯТЕЛЬ - Лицо общественной значимости. 6. АУРА - Какое излучение экстрасенсов кормит? 7. ПЕНА - "Это было у моря, где ажурная..., где встречается редко городской экипаж". 8. ВОЯЖ - Романтическое путешествие. 10. ИЗНОС - Старение агрегата. 12. ИСТЕЦ - Зачинщик судебной разборки. 13. ЛИЦЕЙ - В Царскосельский... принимали дворянских детей с десяти лет. 15. ОВОСКОП - Просветитель яиц. 18. ПЕРЕЛИВ - "Игра оттенков". 21. ПАСТА - Не только зубная, но и томатная. 22. ФАЗАН - Из какой птицы на самом деле надо готовить грузинское блюдо "чахохбили"? 24. ОСКАЛ - Обнажение клыков. 25. ИЗВОЗ - Бизнес таксиста. 26. ДЕТАЛИЗАЦИЯ - Со всеми подробностями. 27. КИНОКОМЕДИЯ - Гайдаевский жанр. 31. АПОРТ - Собачья команда, за которой скрывается "Принеси!". 34. ГОЛОЛЁД - Что ругают, упав зимой? 35. АРСЕНАЛ - Склад на территории воинской части. 36. ДОЖ - Какому правителю служил шекспировский Отелло? 37. ОБГОН - "Автомобильное опережение". 38. СУВОРОВ - Русский полководец, в честь виктории которого сочинили песню "Гром победы раздавайся!". 39. ШКУРНИК - Стяжатель, но не так пафосно. 41. ГИТАРА - Какой инструмент появился в России при царице Анне Иоанновне, но был забракован с ходу за тихое и невнятное звучание? 42. ПОМАДА - "Стойкая..." остаётся на губах, а не на чашке. 46. ГАТЬ - "Перевал" через болото.
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?