Главная - Внимание
Народная (фольклорная) культура. Фольклор как вид народной культуры

Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по внеигровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882).

Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры. Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания:

Оля, Оля, Чашки помыть.

Вылей воду,

Лошадей напоить

На дубовую колоду.

А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку:

Улита, улита,

Высунь рога!

Дам конец пирога.

Друг друга дети забавляли прибаутками - небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом:

Дон, дон, дон!

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза вытаращила,

Детей выпустила,

Побежала к кабаку,

Нанюхалась табаку,

Побежала к дубу,

И давай бить палку,

Собака амбар-то поджала,

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика,

Там квашня бабу месит.

Особую разновидность прибауток составляют перевертыш и. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например,

что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша:

Лыко мужиком подпоясано,

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота,

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку.

В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду.

Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту - ловушку. Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я.

Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью:

Петька-петух,

На завалинке протух.

Пашка-букашка,

Свина калабашка.

Особым жанром детского вне игрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведем две поддевки:

Скажи «топор»,

Твой батька вор.

Скажи «На бане лоза».

На бане лоза.

Твоя мать коза.

Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:

Егорушка коновал

Кошке ножку подковал,

Поехал жениться-

Привязал корытце.

Корытце болтается,

Жена улыбается.

Иван болтан,

Молоко болтал -

Не выболтал,

А все выхлебал.

Жена пышку пекла,

Ему шиш подала.

Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки - выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Приведем скороговорки, записанные от детей. «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски» ; «Свинья тупорыла, весь двор перерыла» ; «Стоит копна с подприкопеночком» . Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например:

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое творчество детей отличается большим жанровым разнообразием.

Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения.

Интересные материалы и наблюдения по вне игровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882).

Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры.

Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания:

Оля, Оля, Чашки помыть,

Вылей воду Лошадей напоить.

На дубовую колоду.

А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку:

Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога.

На дубу, на сосне У матерй-кресне».

А. Ф. Можаровский писал: «Когда дети, играя на улице, увидят над собою летящих галок, то кричат к ним вместе:

Моя галка наперед, Кувшин денег наберет».

Моя галка позади, Горшок денег набери».

Прищемила губу, Прибежала к вязу, Отбегла без глазу, Побежала к липе; Били ее лыком, Побежала к ели, Волки ее съели.

Друг друга дети забавляли прибаутками - небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом:

Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу,

И давай бить палку, Собака амбар-то-поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит.

Особую разновидность прибауток составляют перевертыш и. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, л лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша:

Лыко мужиком подпоясано, Ехала деревня середь мужика, Глядь из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку

В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить.

Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду,

Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту - л о в у ш к у.

Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я.

Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью:

Петька-петух, Пашка-букашка,

На завалинке протух. Свина калабашка.

Особым жанром детского внеигрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведем две поддевки:

Скажи «топор», Скажи «На бане лоза».

Топор. - На бане лоза.

Твой батька вор. - Твоя мать коза.

Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:

Егорушка коновал Иван болтан,

Кошке ножку подковал, Молоко болтал -

Поехал жениться- Не выболтал,

Привязал корытце. А все выхлебал.

Корытце болтается, Жена пышку пекла,

Жена улыбается. Ему шиш подала.

Любимым жанром внеигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки - выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Приведем скороговорки, записанные от детей. «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски» ; «Свинья тупорыла, весь двор перерыла» ; «Стоит копна с подприкопеночком» . Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например:

Расскажите про покупки. - Про покупки, про покупки,

Про какие про покупки? Про покупочки мои.

В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое творчество детей отличается большим жанровым разнообразием.

Детский фольклор, заимствованный у взрослых. Мы остановились на жанрах фольклора, произведения которых и создавались и исполнялись самими детьми. Как уже отмечалось, собственно детский фольклор (и игровой и внеигровой) существенно отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию и художественной форме, так и по условиям бытования и выполняемым функциям.

Вместе с тем следует сказать, что поэтическое творчество детей не изолировано от поэтического творчества взрослых, свидетелями которого дети являются с самых малых лет. Рассмотрению связей детского фольклора с фольклором взрослых посвящена статья Э. С. Литвин «К вопросу о детском фольклоре» .

Уже в младенческом возрасте дети слушают так называемые потешки взрослых, с помощью которых они приучаются играть ручками, ножками. Наиболее распространенные потешки взрослых - «Ладушки», «Сорока-дуда» и др. Уже в это время буквально с молоком матери детям прививаются навыки использования фольклора в игре.

С раннего возраста дети слушают гак называемые «д о к у ч н ы е», или «ребячьи», сказочки о животных и подобные им. Таких сказок множество. Например, Д. К. Зеленин в своем сборнике «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915) публикует «ребячьи сказки»: «Про козла», «Про корову-буренушку», «Кот, золотой хвосток», «Кот и лиса», «Волк и лиса», «Петушок», «Коза с козлятами», «Волк, медведь и лиса» и др. Некоторые из этих сказок дети запоминают и рассказывают друг другу. Конкретный материал по этому вопросу содержит статья Н. М. 5лиаш «К вопросу о детской сказке» . Отдельные сказочные образы и сюжетные ситуации, короткие сказочные песенки дети вводят в свои игры, создают на их основе игровые драмы, разыгрывают своеобразные театральные представления.

Собирателями фольклора отмечено, что в прошлом на зимних собраниях молодежи, на вечеринках, в праздники нередко устраивались своеобразные состязания в загадывании и отгадывании загадок, что развивало сообразительность, образно-поэтическое мышление. Нередко загадки загадывались детям в семейном кругу для их развития. Взрослые понимали, что «игра загадками - это тот тематико-словесный мир, который ребенку сроден, близок и понятен» . Поэтому не удивительно, что и в репертуар детского фольклора вошли загадки.

С большим удовольствием дети наблюдали за увеселениями взрослых во время различных календарных праздников, а иногда и сами принимали участие в этих праздниках, исполняли различные календарные песенки. Собирателями фольклора от детей были записаны детские варианты колядок и щедривбк. Приведем детскую колядку.

Я - маленький хлопчик, Повернулся на бочок,

Улез на диванчик. Пожалуйте пятачок.

А вот детская щедривка:

Щедры, бедры, Зялена веник,

Новы ведры, Дайтя вареник.

Участвуя в масленичных играх, дети пели масляничную песенку:

«Широкая масленица, На горах катаемся, Мы тобою хвалимся. Блинами объедаемся».

Древний обряд похорон Костромы с соответствующими песнями в последней трети XIX в. был зарегистрирован как детская игра .

Этнограф В. Н. Харузина в начале XX в. писала, что весенний обряд заклинания птиц «давно уже соблюдается как детская забава». По ее свидетельству, в Курской губернии 9 марта дети выбегали на улицу с печеными жаворонками или куликами и выкрикивали:

«Весна, весна! На чем пришла, На чем приехала? На сошечке, на бороночке, Кулики и жаворонки, Слетайтесь в одоньи!»

Фольклористы отмечали, что в Егорьев день (23 апреля) в некоторых губерниях дети обходили избы и при этом исполняли песню, в которой просили Егория спасти их скотину от хищных зверей «и в поле и за полем, и в лесу и за лесом» .

В детском фольклоре мы находим и следы заговорных заклинаний. Известный собиратель фольклора второй половины XIX в. П. В. Шейн писал: «Весною, играя во дворе, на улице, дети окликают радостно первый дождь, приветствуют первое теплое солнышко, первую радугу нижеследующими песенками, которыми они потом уже все лето встречают эти явления природы» . И далее среди других он приводит такие песенки:

1) Радуга, радуга,

Принеси нам дождь.

2) Дай бог дождю На бабью рожь,

В толстые возжи! На мужичий овес,

Поливай весь день На девичью грозу,

На наш ячмень; На маличье просо.

Один из собирателей фольклора последней трети XIX в. писал:

«Солнышко, ведрышко, Твои дети плачут,

Выгляни в окошечко! Пить, есть хотят».

Этими стишками дети обращаются к солнышку каждую весну, как только оно начнет ярко и тепло греть землю» .

Дети старшего возраста нередко присутствовали на гуляниях взрослой молодежи, участвовали в их играх и хороводах. Поэтому не удивительно, что в их фольклорный репертуар иногда переходили игровые и хороводные песни взрослых. Так, например, Е.А.Покровский отмечал, что в последней трети XIX в. дети старшего возраста иногда водили хороводы и при этом исполняли хороводные песни «А мы просо сеяли», «Лен мой зеленый», «Уж я золото хороню, хороню» и др. .

Включался в детский фольклорный репертуар и такой молодежный жанр, как частушка. С особым интересом дети распевали плясовые и шуточные частушки. Вот примеры таких частушек:

Акулина с высока Задушила гусака. Гусак пищит, Сто рублей тащит.

Красный рыжего спросил:

Чем ты бороду красил?

Я ни краской, ни замазкой, Только суриком хватил.

Справедливо ли мы считаем детским фольклором произведения, заимствованные детьми у взрослых? Представляется, что совершенно справедливо. Во-первых, эти произведения, бытуя среди детей, выполняют функции детского фольклора. Они, как правило, исполняются для забавы, нередко являются органическим компонентом той или иной детской игры. Во-вторых, эти произведения шачительно трансформируются и перерабатываются в соответствии с особенностями детской психологии, поэтического творчества детей. Так, исследователями отмечено, что хороводная песня, в которой «селезень» и «утушка» были символами жениха и невесты, детьми исполняется как обычная игровая песенка, в которой названные птицы понимаются буквально. Дети в игре подражают их движеньям . Девичья лирическая частушка, бытуя среди детей, превращается в обычную детскую считалку . И, наконец, в-третьих, в жанрах, заимствованных от взрослых, дети нередко создавали новые фольклорные произведения. Выше были приведены примеры детских колядок, щедривок, заклинаний дождя, солнца и т. п.


Похожая информация.


Народная (фольклорная) культура

культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах.

☼ собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу . Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики - проявления Н.к. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

Традиционность - важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Н.к. в истор. прошлом в значит. мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный, национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии (напр., в советское время). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символич. выражение традиции, - все эти проявления Н.к. изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией, фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры.

Задача культуролога заключается в вычленении нек-рого инвариантного содержания, пронизывающего все указанные компоненты традиц. культур и имеющего в значит. мере надэтнич. характер. Это, в частности, такие идеи - ценности - смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифол. понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах “правильного” и “неправильного” социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др.

Конкр. формы традиц. культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят исторически преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, к-рые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности Н.к. остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью Н.к. Так в значит. мере происходит в наст. время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы.

Ориентация на Постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана с переосмыслением обширных пластов истории и опр. движением в сторону консерватизма и традиционализма, что отмечается нек-рыми учеными. Вторая (по нек-рым определениям, вторичная) жизнь народных традиций, социальное проигрывание разных моделей включения культурных Архетип ов прошлого в совр. жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологич. подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с Н.к.

Лит. : Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994; Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. М., 1995.

Н.Г. Михайлова.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Народная (фольклорная) культура" в других словарях:

    Музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия

    Несколько вьетнамцев исполняют традиционную музыку на деревенском фестивале в Бакнине … Википедия

    - (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии

    Давид Наумович Медриш Дата рождения: 22 января 1926(1926 01 22) Место рождения: Погребище,Киевская губерния (ныне Винницкая область), Украинская ССР Дата смерти … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никитина. Серафима Евгеньевна Никитина Дата рождения: 1 сентября 1938(1938 09 01) (74 года) Страна … Википедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk lore означает: народная мудрость,… … Литературная энциклопедия

    Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs … Литературная энциклопедия

К сожалению, ухудшение слуха может наблюдаться в любом возрасте. Причин этого бывает несколько – повреждение барабанной перепонки, инфекционные заболевания, серные пробки, последствия работы в условиях повышенного шума и др. Что бы ни повлекло за собой изменения остроты слуха, в любом случае придется обратиться к доктору. Самолечение может привести к ухудшению состояния вплоть до полной глухоты. На основании результатов проведенных исследований ЛОР установит правильный диагноз и назначит лечение. Наряду с традиционным лечением улучшить слух помогают народные рецепты. Выбирая тот или иной способ устранения проблемы, направленный на улучшение слуха, его необходимо согласовывать с лечащим врачом.

Как улучшить слух в домашних условиях?

При первых признаках ухудшения слуха, рекомендуется использовать средство из чеснока и камфорного масла. 2 зубчика перетертого чеснока смешиваются с 3-4 каплями масла. Смесь следует наносить на ватные тампоны и аккуратно вводить в уши. Должно появиться приятное ощущение тепла. Удалять тампоны можно после того как появится заметное жжение. Длительность лечения – 2 недели.

Среди наиболее эффективных способов улучшения остроты слуха, можно назвать метод лечения медом. Для приготовления лечебного средства понадобится 3-5 ягод калины и 1 ч. л. меда. Ягоды следует перетереть с медом, нанести на марлевый тампон и вставать в уши на всю ночь. Продолжительность лечения – 10-15 дней до улучшения остроты слуха.

Если ухудшение слуха является следствием перенесенного инфекционного заболевания, основное лечение рекомендуется дополнять лечением лимоном. Для этого цитрус следует нарезать кольцами, засыпать сахаром и принимать в пищу вместе с цедрой. В течение суток нужно съедать не меньше половины 1 лимона. Последний активизирует защитные функции организма, поэтому его можно принимать при простудах и отитах. Людям с заболеваниями желудка есть лимон не рекомендуется во избежание осложнений.

Среди народных методов лечения низкой остроты слуха лечение семенами аниса и маслом шиповника имеет достаточно высокую эффективность. Необходимо взять небольшую емкость, налить в нее 30 мл масла шиповника, добавить к нему 1 ст. л. предварительно растертых семян и оставить в прохладном месте на 20 дней. Через день средство следует аккуратно взбалтывать. Когда лекарство будет готово, его необходимо закапывать по 1-2 капли в каждое ухо на ночь. Прекращать лечение можно только после заметного улучшения слуха.

Упражнения для улучшения слуха

Кроме использования средств, помогающих в лечении снижения слуха, рекомендуется делать несложные, но весьма эффективные упражнения.

Улучшить кровоснабжение барабанной перепонки и повысить уровень остроты слуха можно, вставив палец поглубже в ухо, а затем резко выдернув его. Аналогичного эффекта можно добиться, если плотно прижать уши ладонями, а затем резко их убрать.

Такая гимнастика поможет улучшить остроту слуха, если делать ее по 10-15 раз в день.

Как улучшить слух пожилым людям?

У пожилых людей достаточно часто встречается тугоухость, которая развивается с возрастом и является естественным возрастным изменением. Однако это не означает, что с помощью народных методов нельзя добиться реальных результатов в лечении ослабленного слуха у людей преклонного возраста. Как показывает практика, вышеописанные способы лечения в ряде случаев помогали добиться значительного улучшения остроты слуха даже у пожилых людей.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. НОВОБРАНЕЦ - Кто из служивых ещё "и пороху не нюхал"?

5. КАРПОВ - Кто уступил шахматный трон Гарри Каспарову?

9. ИРОКЕЗ - Укладка панка.

10. ИРОНИЯ - "Вуаль" для насмешки.

11. ГИПОТЕЗА - "Очень может быть" одним словом.

14. ЦИОЛКОВСКИЙ - Учитель из Калуги среди крёстных отцов космонавтики.

16. ВЫМЯ - "Резервуар Бурёнки".

18. ПЕВЕЦ - Первый звуковой фильм американцы назвали "... джаза".

19. ПЕСЕЦ - Пушной зверёк, чьё название произошло от собаки.

20. СМИТ - Он считал, что, для того чтобы государство поднялось до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении (культовый экономист).

23. ГОБИ - В какой пустыне Николай Пржевальский встретил лошадь "имени себя"?

28. ЗАПЕВАЛА - Кто затягивает, а хор подхватывает?

29. ЗВЕНИГОРОД - Малая родина великой киноактрисы Любови Орловой.

30. ЯКОВ - Английский король, низложенный в результате Славной революции 1688-1689 годов.

31. АРТИСТКА - Мелодрама "... из Грибова" с Ириной Муравьёвой в главной роли.

32. ОСАДОК - Опустившийся на самое дно.

33. СТЕПЬ - "Ковыльный простор".

34. ГЛАЗ - Какой орган медузы Горгоны стал у турок талисманом от порчи?

40. ФИЛОЛОГ - Кем был по профессии фантаст Аркадий Стругацкий?

42. ПРИБАУТКА - Фольклорная острота.

43. ЛОСЬ - Какого зверя пару веков назад шведы использовали в качестве тягловой силы?

44. ЖИВОТ - "Поздно отращивать себе крылья, когда уже вырос...".

45. ПАДЕЖ - Чего в табасаранском языке 46, в венгерском - 21, в финском - 15, в мордовском - 12, в русском - 6, а в английском только 2?

46. ГОМОРРА - "Город грехов".

47. ЛУНА - Строки Осипа Мандельштама: "Двое влюблённых в ночи дивились огромной звездою, - утром постигли они - это сияла...".

48. САРАФАН - Платье для Василисы Прекрасной.

49. ЛИМИТ - Когда-то по нему провинциалов в Москву прописывали.

50. ПОМИН - "Грянем песню удалую на... её души".

51. ДОЛЯ - "В каждой шутке есть... правды".

52. ЛАЗАНЬЯ - Любимое блюдо для мультяшного кота Гарфилда.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. НЕЙРОХИРУРГ - Кто устраняет поломки в черепной коробке?

2. ЦИНГА - "Злющая баба, лицо у неё синее, морщинистое, зубами ляскает, морошку, клюкву да салат-траву боится" из поморских сказок.

3. ВОСПРИИМЧИВОСТЬ - У курильщиков... цветов снижается.

4. ДЕЯТЕЛЬ - Лицо общественной значимости.

6. АУРА - Какое излучение экстрасенсов кормит?

7. ПЕНА - "Это было у моря, где ажурная..., где встречается редко городской экипаж".

8. ВОЯЖ - Романтическое путешествие.

10. ИЗНОС - Старение агрегата.

12. ИСТЕЦ - Зачинщик судебной разборки.

13. ЛИЦЕЙ - В Царскосельский... принимали дворянских детей с десяти лет.

15. ОВОСКОП - Просветитель яиц.

18. ПЕРЕЛИВ - "Игра оттенков".

21. ПАСТА - Не только зубная, но и томатная.

22. ФАЗАН - Из какой птицы на самом деле надо готовить грузинское блюдо "чахохбили"?

24. ОСКАЛ - Обнажение клыков.

25. ИЗВОЗ - Бизнес таксиста.

26. ДЕТАЛИЗАЦИЯ - Со всеми подробностями.

27. КИНОКОМЕДИЯ - Гайдаевский жанр.

31. АПОРТ - Собачья команда, за которой скрывается "Принеси!".

34. ГОЛОЛЁД - Что ругают, упав зимой?

35. АРСЕНАЛ - Склад на территории воинской части.

36. ДОЖ - Какому правителю служил шекспировский Отелло?

37. ОБГОН - "Автомобильное опережение".

38. СУВОРОВ - Русский полководец, в честь виктории которого сочинили песню "Гром победы раздавайся!".

39. ШКУРНИК - Стяжатель, но не так пафосно.

41. ГИТАРА - Какой инструмент появился в России при царице Анне Иоанновне, но был забракован с ходу за тихое и невнятное звучание?

42. ПОМАДА - "Стойкая..." остаётся на губах, а не на чашке.

46. ГАТЬ - "Перевал" через болото.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS