Первые
профессиональные
художники Чувашии
Учитель культуры родного края
МОУ «Чубаевская ООШ»
Никифорова Людмила Федоровна
Петр Егорович Егоров
“Родом я прежде был
чувашенин, вывезен в
малолетстве
господином генералмайором артиллерии
князем Дадиановым в
Россию и им окрещен
православной вере
греческого
исповедания...”
Образование
В доме князя Петр Егоров получил
разносторонние знания, был обучен
математике, рисованию и основам
архитектуры. Зимой 1755 года по
рекомендательному письму Е.Л. Дадиани
он подает челобитную на имя
императрицы Елизаветы Петровны с
просьбой принять его в школу при
Канцелярии от строений в СанктПетербурге. Успешно выдержав все
испытания, Петр Егоров становится
учеником первого класса “архитектурной
команды”. Начиная с этого времени, вся
его жизнь будет связана с созидательным
трудом по облагораживанию северной
столицы.
Усердие и трудолюбие, любознательность
и одаренность будущего архитектора сразу
же были замечены педагогами
Императорской Канцелярии от строений.
Петру Егорову с первых лет учебы стали
доверять ответственные работы: он
участвует в съемке генерального плана
Петергофа (1756г.), копирует чертежи
отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.).
Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается
шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще
в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и
решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.
Я к розам хочу, в тот
единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из
оград...
Анна Ахматова
Железо, покорясь влиянию
огня,
Здесь легкостью дивит в
прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад
прохлады,
Полтавская рука сей разводила
сад!
Пётр Вяземский
Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению,
соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл.
Мраморный дворец
В 1768 году начинается
строительство сказочно
прекрасного Мраморного
дворца. Он отличается
своеобразной отделкой:
облицован мрамором и
гранитом различных
цветовых оттенков, откуда
и его название. Его авторы
– итальянский архитектор
А. Ринальди и П. Егоров,
который кроме того,
руководил его
строительством.
Памятник архитектору
Петру Егоровичу Егорову
Моисей Спиридонович
Спиридонов
24 августа 1890 года в семье крестьянина
села Яншихово-Норваши Цивильского уезда
родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик
пошел в деревенскую школу. И в 1903 году,
окончив ее, вместе со своим двоюродным
братом Никитой Сверчковым (тоже будущим
художником) пытался поступить в городское
училище, а затем в 1905 году - в
учительскую семинарию, но каждый раз
неудачно. Восполнить недостающие знания
помогла К. А. Баратынская-Алексеева -
внучка поэта Баратынского, открывшая в
своем имении Шушары, под Казанью,
подготовительную школу для крестьянских
детей. В этой школе Моисей получил
достаточные знания не только по русскому
языку, но и необходимые навыки по
изобразительному искусству. И в 1906 году
Моисей поступает в Казанскую
художественную школу. Успешно окончив ее,
продолжил образование в Академии
художеств в Петербурге.
Профессиональная деятельность
И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии
была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В
самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и
как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного
образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии
оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и
всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения
талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов
руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в
годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович
практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской
народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был
подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С.
Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист»,
«Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального
изобразительного искусства.
М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР,
народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в
Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея
Спиридоновича не стало.
Творчество
Начиная свой путь в творчестве, М.С.
Спиридонов осознанно посвятил себя
служению родине. В его произведениях на
всех этапах творческой жизни - целиком
чувашский народ, его быт, нравы, все, что
составляет его национальный облик,
культуру, то устойчивое, что позволило ему
сохранить себя как народ в течение
тысячелетий.
Работы художника
Юрий Зайцев
Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых
талантливых чувашских художников. Родился и
вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района
Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он
стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в
Москву, работал помощником у многих русских
художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал
заведовать клубом в одной из частей Красной Армии.
Стал увлекаться фотографией и своими работами
участвовал во многих всесоюзных и международных
выставках.
Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года.
Через 2 года после этого он вместе с чувашскими
писателями ездил в творческую командировку в
Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию
картинок "Прибалхашстрой".
В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание
заслуженного художника Чувашской Республики.
Основные работы художника - "Чебоксары",
"Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные
девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд",
"Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет
река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие.
Работы художника
Никита Кузьмич Сверчков
Сверчков Никита Кузьмич
родился 9 февраля 1891 года в
семье крестьянина села
Яншихово - Норваши
Янтиковского района
Чувашской АССР. Член Союза
художников СССР. Участник
гражданской войны. С 1912 по
1917 год он учился в Высшем
художественном училище при
Академии художеств в
Петрограде, в 1934 году
окончил Омский институт
инженеров железнодорожного
транспорта.
Творчество художника
Разносторонне одаренный
художник, Н. К. Сверчков
создал много портретов,
пейзажей, графических
произведений. Он был
участником ряда
республиканских, зональных,
всероссийских и всесоюзных
выставок. Многие его
произведения вошли в
сокровищницу чувашского
изобразительного искусства. В
1980 году Никита Кузьмич
передал 566 своих
произведений живописи и
графики художественной
галерее Чувашской АССР.
Проверь себя
1. Первый профессиональный художник – архитектор – это…
А. Моисей Спиридонов
Б. Петр Егоров В. Никита Сверчков
2. Самое известное произведение этого архитектора …
А. Ограда Летнего сада в Санкт – Петербурге
Б. Кремль
В.
Мавзолей
3. Приведите в соответствие:
А. Моисей Спиридонов
1.«Чувашские матери»,
«Смерть Тахтамана»
Б. Юрий Зайцев
2. «Старинная чувашская свадьба»,
«Пушкин в чувашской деревне»
В. Никита Сверчков
3. «Пузырист», «Невеста»
Ч?ваш ен?нер?исем=Художники Чувашии: биографии: пурн?? ?ул? : [альбом-справ. / Сергей Журавлев; З. М. Юрьева ред.]. - Шупашкар: Чувашия, 2007. - 94, с. : ил., цв. ил., портр.; 30 см. Книга фотожурналиста Сергея Витальевича Журавлева представляет собой «путешествие» в волшебный мир изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, художественного стекла и керамики. Автор нашел интересную форму подачи материала: лаконичные тексты на чувашском и русском языках с яркими моментами творческой биографии сопровождаются изобразительным рядом - репродукциями произведений мастера и его автопортретом. В издание включены биографии 21 художника. В сжатых по объему статьях автор-составитель старается дать наиболее удивительные и раннее неизвестные факты из жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество. Книга содержит словарь терминов, указатель имен. В издании использованы репродукции картин из фондов Чувашского государственного художественного музея, частных коллекций и мастерских художников.
|
Моисей
Спиридонович Спиридонов
(24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши,
Янтиковский район, Чувашская АССР - 31
марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) - старейший
советский художник, один из основоположников
чувашского профессионального
изобразительного искусства, автор
широкоизвестных ныне произведений
живописи. Моисей Спиридонов родился 24
августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши
Ядринского уезда Казанской губернии
(ныне Янтиковский район Чувашской
Республики), в крестьянской семье. Чуваш.
Отец - Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев,
мать - Варвара Александровна Лаврентьева.
В 1899-1905 годах Моисей учится в сельской
двухклассной школе в Яншихово-Норвашах.
Экзаменуется для поступления в Цивильское
городское училище, в Казанскую учительскую
семинарию. В 1905-1906 годы берёт уроки в
частной подготовительной школе К. Н.
Баратынской под Казанью, в имении близ
села Шушары. Моисея Спиридонова принимают
в Казанскую художественной школу, здесь
он получает знания до 1912. Готовит
декорации к спектаклям в оперном театре
Казани, выполняет росписи в частных
домах. Пишет первые картины на темы
жизни чувашской деревни. Школу оканчивает
по Первой категории, это даёт молодому
дарованию право поступить в Академию
художеств в Петербурге вне конкурса.
1912-1918 годы будущий живописец учится
художественному мастерству в стенах
Высшего художественного училища Академии
художеств в Петербурге-Петрограде у
профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников,
Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н.
С. Самокиша. В это же время работает
учителм рисования гимназий и других
школ в Петрограде. В 1913-1915 годах
занимается на Высших педагогических
курсах при Петербургской Академии
художеств у А.В. Маковскиго. В 1918 году
возвращается на родину, в Яншихово-Норваши,
занимается хозяйскими делами. Поступает
на работу на Педагогические курсы в г.
Шихране (Канаше). Обращается в правительство
Чувашской Коммуны с предложением об
устройстве художественной жизни родного
народа. В 1920-1926 годы Моисей Спиридонович
руководит работой секции изобразительного
искусства в подотделе искусств Чувашского
областного народного образавания. В
1926-1932 годы М. С. Спиридонова назначают
председателем Чувашского филиала
Ассоциации художников революционной
России. В 1927 году удаётся провести первую
выставку произведений чувашских
художников в Чебоксарах, выезжают с
экспозицией на показ искусства народов
СССР в Москве. В 1921-1950 годах М. Спиридонович
трудится заведующим Центральным
Чувашским краеведческим музеем,
сотрудником Чувашского научно-исследовательского
института, директором Чувашской
государственной художественной галереи,
избирается депутатом Верховного Совета
ЧАССР. В 1937-1955 годы ведёт работу
председателя правления Союза чувашских
художников. В 1935 году мастеру присваивается
почетное звание «Заслуженный деятель
искусств Чувашской АССР». М. М. Спиридонов
в 1940 году удостаивается почетного звания
«Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Не забывает живописец и о преподавательской
стезе: в 1940-1941 годах он - преподаватель
Чебоксарского художественного училища,
в 1948-1954 годы даёт знания студентам
Чебоксарского художественного училища.
За доблестный труд мастера награждают
в 1950 году орденом Ленина. В 1960 году -
его чествуют званием «Народный художник
Чувашской АССР», награждают Почетной
Грамотой Верховного Совета РСФСР. 1980
году художник награжден орденом Дружбы
народов. Художник умер 31 марта 1981 года
в Чебоксарах.
Первые профессиональные художники Чувашии
Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»
Никифорова Людмила Федоровна
Петр Егорович Егоров
“Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...”
Образование
В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы.
Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.).
Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.
Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград...
Анна Ахматова
Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!
Пётр Вяземский
Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл.
Мраморный дворец
В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного ^
Мраморного дворца
. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством.
Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову
Моисей Спиридонович Спиридонов
24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге.
^
Профессиональная деятельность
И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало.
Творчество
Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий.
Работы художника
Юрий Зайцев
Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках.
Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой".
В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие.
Работы художника
Никита Кузьмич Сверчков
Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.
^
Творчество художника
Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.
December 2nd, 2010
Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)
Расскажите о себе.
Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.
Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.
Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.
Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.
Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.
Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».
Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.
Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.
Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?
В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.
В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.
В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.
Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.
А как формируется постоянная экспозиция музея?
Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.
Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.
Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.
Кто из молодых художников вам наиболее интересен.
– Фомиряков – лучший.
Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.
У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.
Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.
Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..
Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.
Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.
Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.
Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»
В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.
Я в этом плане - пессимист.
Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?
У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?
Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.
Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.
Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.
Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.
Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.
Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.
Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.
Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?
Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.
Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.
От чего зависит цена произведения?
Факторы цены - очень интересный вопрос.
Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.
Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.
Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.
Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.
Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.
В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.
Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…
Был произведен отбор работ для закупки.
Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.
Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.
Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.
В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.
Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.
Понятно, сразу началась грызня.
Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.
Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»
Нечего было выбирать.
Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?
В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.
Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.
…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.