Главная - Ребенок
Презентация на тему «Художники Чувашии. Кто лучшие художники Чувашии? Профессиональная деятельность

Моисей Спиридонович Спиридонов (24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши, Янтиковский район, Чувашская АССР - 31 марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) - старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных ныне произведений живописи. Моисей Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), в крестьянской семье. Чуваш. Отец - Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать - Варвара Александровна Лаврентьева. В 1899-1905 годах Моисей учится в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах. Экзаменуется для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию. В 1905-1906 годы берёт уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Моисея Спиридонова принимают в Казанскую художественной школу, здесь он получает знания до 1912. Готовит декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполняет росписи в частных домах. Пишет первые картины на темы жизни чувашской деревни. Школу оканчивает по Первой категории, это даёт молодому дарованию право поступить в Академию художеств в Петербурге вне конкурса. 1912-1918 годы будущий живописец учится художественному мастерству в стенах Высшего художественного училища Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша. В это же время работает учителм рисования гимназий и других школ в Петрограде. В 1913-1915 годах занимается на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А.В. Маковскиго. В 1918 году возвращается на родину, в Яншихово-Норваши, занимается хозяйскими делами. Поступает на работу на Педагогические курсы в г. Шихране (Канаше). Обращается в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного народа. В 1920-1926 годы Моисей Спиридонович руководит работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного народного образавания. В 1926-1932 годы М. С. Спиридонова назначают председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 году удаётся провести первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, выезжают с экспозицией на показ искусства народов СССР в Москве. В 1921-1950 годах М. Спиридонович трудится заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудником Чувашского научно-исследовательского института, директором Чувашской государственной художественной галереи, избирается депутатом Верховного Совета ЧАССР. В 1937-1955 годы ведёт работу председателя правления Союза чувашских художников. В 1935 году мастеру присваивается почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». М. М. Спиридонов в 1940 году удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Не забывает живописец и о преподавательской стезе: в 1940-1941 годах он - преподаватель Чебоксарского художественного училища, в 1948-1954 годы даёт знания студентам Чебоксарского художественного училища. За доблестный труд мастера награждают в 1950 году орденом Ленина. В 1960 году - его чествуют званием «Народный художник Чувашской АССР», награждают Почетной Грамотой Верховного Совета РСФСР. 1980 году художник награжден орденом Дружбы народов. Художник умер 31 марта 1981 года в Чебоксарах.



Первые профессиональные художники Чувашии

  • Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»

  • Никифорова Людмила Федоровна

Петр Егорович Егоров

  • “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...”


Образование

    В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы.

  • Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.).


Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.

  • Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград...

  • Анна Ахматова

  • Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!

  • Пётр Вяземский


Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл.


Мраморный дворец

  • В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного ^ Мраморного дворца . Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством.


Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову


Моисей Спиридонович Спиридонов

    24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге.


^ Профессиональная деятельность

    И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало.


Творчество

  • Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий.


Работы художника


Юрий Зайцев

    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках.

  • Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой".

  • В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие.


Работы художника


Никита Кузьмич Сверчков

    Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.


^ Творчество художника

    Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.



December 2nd, 2010

Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)

Расскажите о себе.

Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».

Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.

Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.

Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

А как формируется постоянная экспозиция музея?

Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.

Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

Я в этом плане - пессимист.

Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.

Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.

Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.

От чего зависит цена произведения?

Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.

Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.

Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня.

Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.



Первые профессиональные художники Чувашии Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна Петр Егорович Егоров  “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генералмайором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...” Образование   В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в СанктПетербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы. Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.). Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.    Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград... Анна Ахматова Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!   Пётр Вяземский Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл. Мраморный дворец  В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного Мраморного дворца. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством. Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову Моисей Спиридонович Спиридонов  24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Профессиональная деятельность  И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало. Творчество  Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий. Работы художника Юрий Зайцев    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках. Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой". В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие. Работы художника Никита Кузьмич Сверчков  Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Творчество художника  Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР. Проверь себя        1. Первый профессиональный художник – архитектор – это… А. Моисей Спиридонов Б. Петр Егоров В. Никита Сверчков 2. Самое известное произведение этого архитектора … А. Ограда Летнего сада в Санкт – Петербурге Б. Кремль В. Мавзолей 3. Приведите в соответствие:  А. Моисей Спиридонов 1.«Чувашские матери», «Смерть Тахтамана» Б. Юрий Зайцев 2. «Старинная чувашская свадьба», «Пушкин в чувашской деревне» В. Никита Сверчков 3. «Пузырист», «Невеста»

Ч?ваш ен?нер?исем=Художники Чувашии: биографии: пурн?? ?ул? : [альбом-справ. / Сергей Журавлев; З. М. Юрьева ред.]. - Шупашкар: Чувашия, 2007. - 94, с. : ил., цв. ил., портр.; 30 см. Книга фотожурналиста Сергея Витальевича Журавлева представляет собой «путешествие» в волшебный мир изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, художественного стекла и керамики. Автор нашел интересную форму подачи материала: лаконичные тексты на чувашском и русском языках с яркими моментами творческой биографии сопровождаются изобразительным рядом - репродукциями произведений мастера и его автопортретом. В издание включены биографии 21 художника. В сжатых по объему статьях автор-составитель старается дать наиболее удивительные и раннее неизвестные факты из жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество. Книга содержит словарь терминов, указатель имен. В издании использованы репродукции картин из фондов Чувашского государственного художественного музея, частных коллекций и мастерских художников.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS