Главная - Дыхание
Оперные театры мира. Театр новая опера В преддверии нового века XX

Русская опера - неотъемлемая часть всей мировой музыкальной культуры. Несомненно, если говорить именно о русской опере, ее становление необходимо вести от Михаила Ивановича Глинки , первого, в полном смысле слова, русского оперного композитора. Однако история оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М.И.Глинки - первой русской "классической" оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

История русской оперы.

При желании зачатки русской оперы можно отыскать в глубокой древности, поскольку музыкально-драматический элемент присущ народным русским обрядам и играм (например,свадебным и хороводам), а также церковным действам средневековой Руси (Шествие на осляти, умовение ног), которые могут считаться предпосылками для появления русской оперы. С ещё большим основанием можно видеть зарождение русской оперы в народно-духовных действах и "вертепах" 16-17 веков, в рождественских драмах митрополита Дмитрия Ростовского и в школьных драмах Киевской и Московской академий на библейские сюжеты, принимая во внимание музыкальную поддержку сценической драматургии. Все эти музыкально-исторические элементы найдут своё место в работах будущих русских оперных композиторов.

Супруга царя Алексея Михайловича и мать Петра I, Наталья Кирилловна Нарышкина выросла в доме боярина Артамона Матвеева, руководителя Русского правительства и очень прогрессивного человека. Будучи женатым на шотландке, Матвеев интересовался европейской жизнью, Наталья Нарышкина, по его примеру, также охотно принимала заморские обычаи и интересовалась театром. Уступая желанию супруги, царь решил выписать из-за границы музыкантов и послал полковника Николая фон Стадена к Курляндскму князю Якубусу за мастеровыми и учеными и в том числе привезти "трубачей самых добрых, которые бы умели комедии всякие строить". Многие музыканты, "убоявшись кнута и Сибири", отказывались ехать и полковник смог набрать только пятерых человек.

Пока Стаден вез в Москву своих пять музыкантов и семь инструментов - будущую основу театрального и оперного оркестра , в Москве решили обойтись своими возможностями. Артамон Матвеев нашёл в Немецкой слободе пастыря Иоганна-Готфрида Грегори (1631-1675), ставившего духовно-назидательные пьесы в своей школе, пастырю волей-неволей пришлось заняться неподходящим к его духовному званию делом - готовить представление для двора. Предварительно благочестивый Алексей Михайлович обратился с вопросом к духовенству, можно ли проводить небывалую в Московском государстве такую иноземную театральную потеху, да ещё во дворце? Духовный наставник царя Андрей Савинов, сославшись на пример православных византийских императоров, устраивавших театральные зрелища в своих дворцах, дал разрешение. Сразу после этого 4 июня 1672 года был издан указ, в котором объявлялось, что царь приказал "иноземцу магистру Ягану Готфриду (Грегори) учинить комедию" и "для того действа устроить хоромину". В селе Преображенском была построена "комедийная хоромина" - первый театр в России. Он был небольшим по размерам, зал был около 21 кв.м, на его отделку и украшение было отпущено довольно зачительное количество красного и зеленого сукна, ковров и других украшений, места возвышались амфитеатром, зал и сцена овещались большими сальными свечами.

Иоганн Грегори сочинил "трагикомедию" по библийскому сюжету о царице Эсфири и её супруге царе Артаксерксе, вероятнее всего, он сам выбрал этот сюжет и угадал с ним. Драматическое действо проводило параллели между царицами Эсфирь и Н.К.Нарышкиной и царями Артаксерксом и Алексем Михайловичем. Под руководство Грегори были даны 64 человека, из иностранных семей, с которыми он приступил к репетициям (все исполнители, в том числе женских ролей, были мужчинами) и переводчики. Постановка, скорее всего, была на смешанном немецко-русском языке.

17 октября 1672 состоялось первое представление "Эсфирь" ("Артаксерксово действо"), длившееся десять(!) часов до самого утра. К участию в действии была привлечена музыка (что сближает её с оперой) - оркестр из немцев и дворовых людей, игравших "на органах, виолах (рылях) и других струментах", возможно, в пьесе участвовали и хоры из "государевых певчих дьяков". Царь был очарован, все участники спектакля были обласканы, щедро вознаграждены и даже допущены к целованию царской руки - "были у великого государя у руки", некоторые получили чины и жалования, сам Грегори получил сорок соболей на сто рублей (мера меховой казны). Царю был подарен экземпляр "Артаксерксова действа" в сафьяне с золотом (что не помешало ему утеряться).

Следующие пьесы Грегори разыгрывались уже не в Преображенском, а в Москве в кремлёвских палатах, зрителями были приближенные царя - бояре, окольничие, дворяне, дьяки; для царицы и царевень были специальные места, огороженные частой решеткой, чтобы они не были видны публике. Спектакли начинались в 10 часов вечера и длились до утра. Если в "Артаксерксовом действи" участие музыки носило скорее случайный характер, то в 1673 на сцене появилась пьеса вполне аналогичная опере . Вероятнее всего, это была переделка либретто оперы Ринуччини "Эвридика", которая была одной из самых первых опер и широко разошлась по Европе в многочисленных обработках. Актёр, игравший Орфея, пел куплеты на немецком языке и толмач переводил их для царя. В этой и других первых музыкальных пьесах использовались и танцы - можно считать их первыми русскими балетами .

В ноябре 1674 года в Преображенском "тешили" царя комедийной пьесой "Как Алаферну (Олоферну)-царю царица голову отсекла" уже с ариями и хорами на русском языке и инструментальным сопровождением, что даёт повод назвать её первой оперой в России . Набравшись смелости и получив опыт театральных постановок, Грегори взялся за светские сюжеты, одним из которых стала пьеса "Темир-Аксаково действо", представляющая собой отдаленный отголосок трагедии К.Марло "Тамерлан Великий", эта пьеса также использовала инструментальное и вокальное сопровождение.

Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились "комедийному делу". Однако в 1675 году Грегори заболел и поехал в немецкие земли на лечение, но вскоре умер в городе Мерзербурге, где и был похоронен, театральная школа закрылась. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676, новый царь Фёдор Алексеевич не проявил заинтересованности в театре, главный покровитель Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск, театры разукомплектовали. Зрелища прекратились, но осталась мысль, что это позволительно, раз сам государь потешался этим.

Прожив большую часть жизни в России, Грегори отстал от современных театральных тенденций и поставленные им комедии были устаревшими, тем не менее, начало драматическому и оперному искусству в России было положено. Следующий обращение к театру и его возрождение произошли спустя двадцать пять лет, во времена Петра I.

Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета является самым большим театральным зданием в России. Он был открыт 12 мая 1945 премьерой "Ивана Сусанина" Глинки. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры (см. пост по истории проектирования), где помимо театральных действий должны были происходить праздничные торжества, демонстрации и представления. Строительство было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект, который получил Золотую медаль Всемирной архитектурной выставки в Париже в 1937 году.



28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект.


22 мая 1931 г. состоялась торжественная закладка "первого цеха" ДНиК на Красной площади (бывшей Ярмарочной или "Базарной").


Митинг по случаю закладки ДНК


На митинге выступил председатель "комсода" (комитет содействия) И. Г. Зайцев.
На сцене можно заметить макет будущего здания ДНиК.


Стройплощадка размером в 10 га была затесненной.
Она начиналась на красной линии Красного проспекта (восточная сторона) от улицы Семипалатинской до ул. Бийской, была обнесена забором.


Кладка стен вестибюля


Копка фундамента под портал


Вид в сторону площади


Башмак кулуаров


Нивелировка башмаков кулуаров


Вороба


Проверка башмаков кулуаров воробой


Вид с вестибюля


Башмаки кулуаров

На 1 июля на стройке был лишь план общей разбивки и часть чертежей фундаментов и железобетонных конструкций. Бетонные работы велись ударными темпами.


Подноска арматуры на 1 этаж кулуаров.


Установка опалубки на 1 этаже кулуар


Копка котлованов под фундамент левого кармана


Внутренний вид кулуаров


Кулуары и перекрытие подвала левого кармана


Леса сценической коробки - вид сзади


Правый карман и сценическая коробка

Серьезной задачей для строителей было возведение купола театра. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250). Производить бетонирование купола необходимо было так, чтобы параллельно вести работы по сооружению конструкций амфитеатра в зале.

Посреди зала возвели 37‑метровую собранную из бревен вышку – это позволяло не загромождать лесами зал и параллельно с бетонированием вести в нем работы.


Трюм сцены


Сценическая коробка и правый карман


Механическая мастерская


Арматура портальной арки


Боковой фасад кулуаров с южной стороны


Ковш подъемника и бетономешалка


Работа на электро-сварочном станке


Фасад с восточной стороны

По предложению С.А.Полыгалина фермы, держащие опалубку купола, собирались на крыше построенного к тому времени вестибюля, затем надвигались на центральную вышку и перемещались по кольцу на место.

Первую ферму собирали 35 дней, последующие - уже 10 дней. Последнюю ферму при хорошем качестве работ сделали за сутки.


Сверление ферм сценической коробки электродрелью


Котельно-механический цех


Вид на фермы купола сверху


Вид сверху на склад декораций


Момент установки ферм на однорезку


Момент установки ферм купола на опорное кольцо


Накатывание парных ферм


Раскрепление сегментных ферм опалубки купола


Бетонировка 4 этажа вестибюля


Левый карман


Правый карман


Сценическая коробка и склад декораций

В конце сентября началось бетонирование, которое велось новым для города методом – "торкретированием": бетон подавался на оболочку компрессором и распылялся из специального пистолета.


Самая уникальная часть здания - конструкция купола диаметром 60 метров, высотой 35 м.


Вестибюль с украшением к 16-ой годовщине Октября


Укладка пакетов чердачных ферм купола


Вид с улицы Ленина


Вид с самолета

Несмотря на огромный дефицит строительных материалов и квалифицированной рабочей силы, к ноябрю 1933 года были возведены основные конструкции здания - зрительный зал, вестибюль, сценическая коробка. Сооружение в основных своих конструкциях поднялось над преимущественно одноэтажным тогда городом.

Планировалось, что к осени 34-го года закончится внутренняя отделка и ДНиК сможет принять делегатов съезда Советов Западной Сибири. Но в ходе строительства возникли проблемы со сложной акустикой и оптикой, и выяснилось, что стоимость здания и оборудования превышают 20 млн. рублей.

Проблему представляло снятие опалубки: она должна была быть снята одновременно по всей поверхности купола; малейшее его искривление во время производства работ могло привести к разрушению хрупкой конструкции. Закончив бетонирование осенью 1933 года, распалубку отложили до весны 1934 года, когда была тщательно обследована поверхность купола. Трещин не обнаружили. Все 29 сегментных ферм, державших опалубку, опирались на деревянные ящики с песком и домкраты. По команде рабочие вытаскивали пробки, песок начинал высыпаться, опалубка равномерно оседала.

10 мая 1934 года опалубка была опущена на 1 мм, купол тщательно обследован. Затем опустили опалубку ещё на 3 мм, но отставания бетона от нее «обнаружено не было». На следующий день опалубка была опущена еще на 14 мм, и снизу между опалубкой и бетоном можно было просунуть тонкую полоску железа. В середине же и вверху опалубка не отставала.

12 мая опалубка была опущена еще на 18 мм, при этом она отстала от бетона по всей поверхности, и комиссия зафиксировала самостоятельную работу конструкции.


Утепление купола пенобетоном

В 1935 году начали искать каким образом уменьшить стоимость строительства.
Также, за время возведения изменились ориентиры в архитектуре, возобладали декоративное обогащение и классический стиль.


Колесо фурок

Решили отказаться от планетарно-панорамного театра, построив обычный оперный театр с оформлением в классическом римском стиле. Проект сибирского Колизея был изменён во 2-й Московской архитектурной мастерской академика Щусева. Инженер Г.М.Данкман разработал конструкцию уменьшения объема зала, попутно удалялись почти все механизмы системы ТЕОМАСС.

Проект новосибирского оперного театра в Париже получил Гран-При, что имело для строителей театра катастрофические последствия.
Театр, засветившийся на таком уровне, велено было построить к 20-й годовщине Октября, то есть, к 1937 году. Справиться к революционному юбилею не удастся – это было очевидно.


Начальник строительства Болеслав Антонович Ержембович выступил на президиуме крайисполкома. В пылкой речи он обозначил состояние строительства как провальное – недостаток оборотных средств, дефицит стройматериалов, новая смета составлена наобум, рабочим не платят и они разбегаются…


Попытка сказать правду Ержембовичу не удалась. Гнев президиума был неукротим. Инженеры Ержембович и Полыгалин, прораб Потапов, конструктор Рубинчик были названы «врагами народа». Смена руководящего состава стала хаотичной, точное число «заменяемых» инженеров и прорабов до сих пор не ясно. Неясны и их судьбы после "замены". Одних спешно расстреляли, другие были сосланы.


Нереально запроектированное окончание строительства в конце 1937 года привело к тому, что смета не предусматривала отопление здания театра и зимнего производства работ в сезон 1937-1938 годов.


Задний барабан


Правый карман


Портик


28 мая 1936 года. Вид со стороны ул. Орджоникидзе
В 1936–37 гг. была возведена фигурная металлическая кровля над железобетонным куполом.


Купол изнутри

На 1 января 1938 года убытки на строительстве составили 2365 тысяч рублей. Строительство не было завершено и в 1939 году, хотя полным ходом шли штукатурные работы по всем фасадам театра.
В итоге новым сроком пуска обозначили 1 августа 1941 года.


Конструкция подвесного потолка зрительного зала


Буфет фойе 2 этажа


Главная лестница. 2-й этаж


Кольцевое фойе 4 этажа


Кольцевое фойе 2 этажа


Внутри сценической коробки
Глубина сцены 30 м, высота до колосников - 28 м, площадь планшета сцены 1065 кв.м.


25 января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом (работы на сцене еще не были завершены) оркестр радиокомитета исполнил оперу Чайковского «Иоланта»


План размещения в здании эвакуированных экспонатов.

Строительство было почти доведено до конца, но помешала этому война.
С первых же дней Великой Отечественной войны Новосибирский оперный театр принял в свои стены фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В.Л.Кубацкий. В то же самое время в здании театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и миномётов для фронта.


Художник за разработкой картины для росписи зрительного зала

В начале лета 1942 года Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных объектов. Уже в ноябре (на недостроенной сцене театра) эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр исполнил Седьмую («Блокадную») симфонию Дмитрия Шостаковича.


В 1943 году были завершены все основные монтажные и отделочные работы.

В достройке театра активно помогали заводы Новосибирска. Они выделяли материалы и рабочую силу. Так, слесари-монтажники авиационного завода имени В. П. Чкалова монтировали механические устройства для театральных занавесей, строительный цех завода оснащал сцену.


5 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения, передав здание дирекции Новосибирского Государственного театра оперы и балета. Осталось незаконченным лишь левой крыло театра и отделка в некоторых помещениях, но это никак не мешало деятельности театрального коллектива.

14 мая 1944 года Комитет по делам искусств открыл в Новосибирске балетную и хоровую студии и организовал большой симфонический оркестр филармонии.

Май 1945 года. Афиша открытия театра


Зрительный зал. Деталь амфитеатра


Кольцевое фойе 2-го этажа


Портал сцены


В 1946 году состоялась премьера первого балета "Корсар"


Левое крыло здания не было достроено, простояв в кирпичных стенах и без перекрытия еще до 1954 года.
Крыло здания было отдано под общежитие артистов и театральных работников.


Вид с улицы Ленина (Быв. Проспект Сталина)


Очень долго не благоустраивалась площадь перед театром оперы и балета. В 1948 году заасфальтировали площадь и в сквере перед театром высадили ели. В 1953-1955 годах заново была заасфальтирована площадь имени В. И. Ленина, проведено благоустройство сквера и сделаны новые посадки зеленых насаждений.


Первые серьёзные гастроли театра состоялись в 1955 году на сценах Большого театра и Кремлёвского дворца.
А первые зарубежные гастроли – в 1957 году в Китае.


Почтовая открытка с фотографиями театра оперы и балета


С момента основания в театре прошло более 340 премьер и капитальных возобновлений оперных и балетных спектаклей.


В 1963 году театру было присвоено звание "Академический".

С чем у вас ассоциируется Одесса? С Дерибасовской и знаменитой комедией Леонида Гайдая? С «Двумя бойцами» и Костей-моряком? Или, может быть, с «Гамбринусом» Куприна? А вот для многих заядлых театралов Одесса ассоциируется в первую очередь с театром оперы и балета. Об истории знаменитого Одесского театра расскажет сегодня Diletant . media .

Театр-ровесник города

Одесский национальный театр уникален во всех отношениях. Начнем с того, что театр был построен спустя всего десяток лет после основания города. В 1804 году, когда Одессе было официально разрешено возвести здание театра, в Российской империи было всего два города, где театральные заведения уже были — Москва и Петербург. За дело взялся французский архитектор Тома де Томон, создавший здание петербургской Биржи и воплотивший в жизнь проект ансамбля стрелки Васильевского острова.

Одесский театр построен спустя десяток лет после основания города

В 1809 постройка была закончена, и уже в 1810 новоиспеченный театр открылся для публики. Первое здание располагалось немного не там, где сейчас, и было выдержано в классическом стиле. В течение XIX века последовали ­­­несколько перестроек, а в 1873, буквально через пару дней после окончания отделки, здание полностью сгорело из-за возгорания маленького газового рожка.

Театр в 40-е годы XIX века

Барокко по-одесски

К 1882 году был готов проект нового здания. На этот раз постройкой руководили венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер. Интересно, что у австрийцев уже был опыт работы над театрами в Европе, а в качестве прототипа Одесской оперы послужила Дрезденская опера архитектора Земпера. Так что, если попадете в Одессу и случайно почувствуете себя в Европе XIX века — не удивляйтесь. Новый театр возвели за 5 лет. Выполнено здание в стиле венского барокко и делится на 3 этажа.

На фронтоне Одесского театра можно найти бюсты знаменитых русских творцов


Первые два из них украшены довольно скромно, а вот третий усыпан лоджиями, колоннами и пилястрами. Наверху театра красуются портик и крыша в виде купола. Кроме того, фасад украшен скульптурой, изображающей музу-покровительницу искусств Мельпомену с четверкой укрощенных ею пантер. Также можно найти статуи музы Тепсихоры, Орфея, играющего на кифаре, скульптуры, олицетворяющие Комедию и Трагедию. На фронтоне здания можно найти бюсты знаменитых русских творцов: Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.



Перестроенный театр

Любимый театр Шаляпина

Интерьер не уступает в роскоши внешнему виду театра. Зрительный зал выдержан в стиле позднего французского рококо. Орнаменты, позолота, лепнина — все это, в сочетании с большой хрустальной люстрой и изобилием канделябров и светильников создает потрясающий эффект. На плафоне потолка изображены сцены из четырех произведений Шекспира: «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

«Я никогда в жизни не видел ничего красивее» — Шаляпин об Одесском театре

Знаменитый русский бас Федор Шаляпин, впервые побывав в Одесском театре, писал своей жене: «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее». А Елена Образцова однажды сказала, что предпочитает Одесский театр даже самой Венской опере!



Интерьер Одесского театра


Итак, я жил тогда в Одессе

Изначально у театра не было собственной труппы, так что на его сцене выступали приглашенные артисты. В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам Александр Сергеевич Пушкин во время своей Южной ссылки. Именно об этом театре он написал: «Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей: там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…» Оперные сезоны появились в театре впервые под руководством антрепренера Черепенникова, который пригласил на одесскую сцену итальянскую труппу.

В 1823—1824 годах Одесский театр посещал сам А. С. Пушкин


На 2 года он даже получил театр безвозмездно. В течение XIX веке одесская публика смогла увидеть выступления артистов Большого театра с их «Эсмеральдой» и «Своенравной женой», итальянских артистов с балетами «Сильвия» и «Брама». В 1891 году под руководством Грекова на сцене впервые появилась русская опера. Одними из первых стали «Демон» и «Пиковая дама», причем Чайковский лично следил за постановкой своего произведения и давал советы артистам и дирижеру.


От Павловой до Руффо

В конце столетия в Одесском театре выступали Шаляпин и Собинов, прошли концерты Рахманинова, Скрябинова, Глазунова. Появлялись и итальянские артисты: Тетрацини, Баттистини и сам Титта Руффо! В целом за все время существования театра на его сцене побывали настоящие легенды — балерины Анна Павлова, Айседора Дункан и Екатерина Гельцер, певцы Крушельницкая, Фигнеры, Ансельми. В разное время дирижировали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Рубинштейн, Направник, Аренский, Глазунов.

Одесская опера отличается тем, что в ее стенах находится настоящий орган


К тому же Одесская опера отличается еще и тем, что в ее стенах находится настоящий орган, что дает возможность исполнения органных концертов. Кроме того, у театра уникальная акустика: благодаря особому строению стен даже самый тихий шепот со сцены можно услышать в любом уголке зрительного зала.



Анна Павлова в миниатюре «Умирающий лебедь»


Судьба театра в XX веке

Необычной была судьба театра во время Второй мировой войны. В начале 40-х Одесса была оккупирована румынами, декорации и инвентарь театра эвакуировать не успели. Оставшиеся в городе артисты решили не прерывать своей работы и продолжили выступать.

Во время Второй мировой артисты Одесского театра не перестали выступать


Правда, в обязательном порядке приходилось включать в репертуар немецкие и румынские произведения, но оставалось место и для русской классики: «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Лебединого озера». Зал никогда не пустовал, в том числе и из-за того, что цены на билеты были невысокими. Труппа даже выезжала на гастроли.


Театральная афиша времен румынской оккупации

Сегодня много раз отреставрированный театр открыт для публики, и на сцене в основном представляются классические оперы и балеты.

К сенсации театрального сезона 2017 года можно отнести оперу "Альцина" Генделя на Режиссер Кэти Митчелл своей постановкой дает возможность пересмотреть традиционное отношение к опере не только зрителям, но и критикам. В виде эротического триллера в реалиях нашего времени предстала перед зрителями безобидная сказочная история, написанная Генделем.

В октябре 2017 года афиши оперных пополнились двумя постановками. Это оперы-сказки, постановки которых осуществили в Большом театре - «Альцина» Генделя и «Гензель и Гретель» Хумпердинка в "Новой опере".

Афиша "Новой оперы"

Со слов директора "Новой оперы" Д. Сибирцева, в планах театра постановки «Гензель и Гретель» в этом сезоне не было. Но из-за того, что была отложена постановка другой планируемой в репертуаре сказки, режиссер Е. Одегова предложила включить в репертуар «Гензеля и Гретель» - оперу для детей, которая была в ее планах на ближайшее время. Эта постановка была очень популярной в дореволюционной России, но под названием "Ваня и Маша", и шла в Частной русской опере.

Одегова считает, что это очень своевременная постановка, так как это сказка-опера для детей, невзирая на то, что явление это редкое на отечественной сцене.

"Альцина" в Большом театре

"Альцина" популярностью в России не пользовалась. Первый раз её приход был из Прибалтики как гастрольный спектакль Таллинской оперы в 1985 году и Рижской оперы в 2003 году. К произведениям Генделя в обращались очень редко, и "Альцина" стала третьей постановкой после поставленного в Большом театре в 1979 году "Юлия Цезаря" и в 2015 году премьеры оперы "Роделинда".

16 января 2015 года в честь 330-летия со дня рождения Генделя была представлена в концертном формате опера "Альцина" в зале Чайковского. Звезда латышской оперы Инга Кална участвовала в концертной программе. Она исполнила в роли Альцины семь очень сложных арий. Певица участвовала в концертной программе с бронхитом, но тем не менее спела все арии. И, как заметили зрители в отзывах об опере "Альцина" Генделя в Большом театре, спела лучше, чем ее коллеги без бронхита. С этой партией она завоевала мировые оперные подмостки.

Эти спектакли были знаками открытости театральной культуре Европы и желанием стать частью мирового театрального пространства, приобщиться к барочному репертуару, который уже более полувека развивается за Западе.

Из истории оперы Генделя

Немец Георг Фридрих Гендель жил много лет в Англии, писал оперы в итальянском стиле и на итальянском языке. Это признанный и самый живший когда-либо. Написанная в 1735 году Генделем опера "Альцина" относится к волшебным и напоминает роман-фэнтези. После ее первой постановки опера почему-то надолго исчезает из репертуаров. О ней вспоминают только в 1928 году.

В XX веке критиками выделены только две удачные ее постановки: в 1960 году опера была поставлена в театре Ла Фениче (Венеция), в 1999 году ее принимала Парижская опера. В 1978 году на фестивале в Экс-ан-Провансе "Альцина" не всеми была понята и принята. Бернар Фоккруль, художественный руководитель фестиваля, считает, что это вполне нормально, так как тут сталкиваются консерваторы и модернисты, имеющие свои взгляды на происходящее на сцене.

Партитура Генделя

В опере Генделя любовная линия показана образами воина Руджеро и его возлюбленной Брадаманты, переодевшейся в воина и отправившейся на поиски своего любимого. Ее задачей является вытянуть Руджеро в реальность из окутывающих чар Альцины. В партитуре Генделя прописаны психологические состояния и чувства героев, отражающих страсть и отчаяние в его мелодиях. Он в своем произведении использовал инструментарий, позволяющий понять и услышать в партитуре оперы большие и подлинные чувства. Кстати, опера Фридриха Генделя довольно часто ставится на различных сценах Запада и в наше время.

Совместный проект

Совместная работа над оперой Моцарта "Дон Жуан" артистов Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе началась в 2011 году. Весной 2017 года на российской сцене солистами Большого театра и Экс-ан-Прованса были осуществлены две постановки Кэти Митчелл: "Написано на коже" и "Траурная ночь". Совместным продуктом и продолжением сотрудничества этих коллективов является постановка оперы "Альцина" в Большом театре на Новой сцене.

Это третья по счету опера Генделя, премьерные спектакли которой пройдут на Новой сцене театра. Коллектив не впервые ставит эту оперу. В 2015 году на статусном фестивале в Экс-ан-Провансе Большой театр был сопродюсером её постановки.

Версия от Кэти Митчелл

В наши дни можно встретить версии спектаклей, режиссеры которых подвергают переосмыслению произведения, трактуя их исходя из нынешних реалий. Не является исключением знаменитая англичанка режиссер Кэти Митчелл, фантазии которой нет границ. Героини ее спектакля перемещены из эпохи генделевской в наш век, придав сказочной истории реальность наших дней. В результате опера получилась необычной и яркой. В России вообще очень редко ставятся оперы барокко (написанные до классики Бетховена и Моцарта), так как считается, что нет певцов, умеющих исполнять старинную музыку. Не была исключением и поставленная Кэти Митчелл опера, где главные партии пели приглашенные оперные певцы.

Премьера "Альцины" в Большом театре состоялась 18 октября 2017 года, и еще четыре спектакля в течение октября также были премьерными и прошли на Новой сцене ГАБТ. Все это время москвичи и гости столицы были под чарами "Альцины".

Партитура Кэти Митчелл

Если в течение 400 лет зритель видел оперу "Альцина" в формате видения ее мужчиной, то Кэти Митчелл нашла свою партитуру, акцентируя внимание на феминистическом ядре сюжета. Рассказанная ею история в опере "Альцина" в Большом театре - это хитроумные ходы и добротная постановка. Партитура спектакля просто виртуозна. Это превращение безобидной барочной оперы Генделя в эротический спектакль, где главная героиня Альцина большинство арий поет в постели.

Постановка Кэти Митчелл - это отражение человеческой сущности, естественность человеческих реакций и инстинктов. Доктрина спектакля - иллюзия молодости. Альцина никогда не знала любви и имела только сексуальный опыт. Она влюбляется впервые за многие столетия своего существования. Митчелл показала в своей барочной опере отношение женщины к любви, сексу и возрасту.

Кинематографический спектакль

Перед зрителем на сцене театра, представляющей два этажа, происходит все волшебство оперы в реальном времени. Старая уродливая волшебница Альцина и ее сестра Моргана живут на своеобразном острове, который превращается в наши дни в номер люкс, окруженный серыми не освещенными коморками - изнанкой роскоши. Именно в них проходит реальная жизнь Альцины и Морганы (нижний этаж сцены).

По версии Митчелл, в опере, созданной по рыцарской поэме "Неистовый Роланд", написанной в XVI веке, нет замков и рыцарей, но есть люди с автоматами и в камуфляже, есть огромная кровать в центре сцены, где разыгрываются эротические сцены с хлыстами и веревками. Именно здесь Альцина превращает в сексуальных рабов всех, кто переступает их владения. Есть среди них любви надоевшие, их превращают в чучела животных в своеобразной лаборатории, что находится на втором этаже сцены - чердаке. В отзывах об "Альцине" в Большом театре зрители отметили необычность декораций спектакля и схожесть его с кинематографической лентой, когда можно одновременно наблюдать несколько действий.

Интересной находкой Кэти Митчелл в ее постановке является своеобразный дубляж артистов. На самом деле роли Альцины и Морганы играют две оперные певицы и две драматические актрисы. Благодаря этому Альцина и ее сестра Моргана в мгновение ока из роскошных красавиц превращаются в старух, пересекая стену своих коморок, и наоборот, возвращаясь на центральную сцену, становятся завидными красавицами. Это мгновенное перевоплощение понравилось зрителям, о чем они писали в своих отзывах об "Альцине" в Большом театре.

Большая заслуга в создании декораций и костюмов в спектакле принадлежит сценографу Хлое Лэмфорд, художнику по костюмам Лоре Хопкинс.

Состав певцов и музыкантов

Уникальный знаток барочной музыки Средневековья итальянский дирижер Андреа Маркон работал в Большом театре со смешанным составом. Это были штатные театральные музыканты и приглашенные исполнители на таких старинных инструментах, как барочные духовые и группа континуо. Имея ограниченное время для подготовки спектакля, Маркон все-таки добился понимания музыки теми музыкантами, которые на ней не специализируются. Чтобы владеть навыками игры, необходимо этой музыкой заниматься не от случая к случаю, а систематически.

Маркон объяснял, что барокко имеет практически ту же свободу для солиста, что и джаз. В барочной опере слово и текст арий первичны, инструментальное сопровождение вторично. Именно поэтому не все обоснованные требования дирижера удалось реализовать. Причиной служило ограничение голосовых возможностей солистов.

В постановке приняли участие приглашенные западные певцы, владеющие умением петь старинную музыку, где не нужны большие громкие голоса с вибрацией. Это Хизер Энгебретсон (Альцина), Дэвид Хансен (Руджеро), Катарина Брадич. Однако и у Хизер Энгебретон не все в ариях складывалось так, как этого требовал Маркон. У неё было достаточно непевческих звуков, связанных с легким тембром и разрывом музыкальных фраз. Как отмечают критики, солистка Большого театра (Моргана) вполне могла подойти по голосовым возможностям на роль примы Альцины.

История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа.

Дважды рожденный (1776-1856)

История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. И даже даты рождения у Большого театра две. Поэтому его столетний и двухсотлетний юбилеи разделят не век, а всего лишь 51 год. Почему? Изначально свои годы Большой театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком -- Большой Петровский театр, строительство которого стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» М.Дмитриева с музыкой А.Алябьева и А.Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный хискусства -- Большой Петровский театр.

Однако труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому времени существовала уже полвека.

Начало ей положил губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов в 1772 году. 17 (28) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».

Три года спустя он подал прошение императрице Екатерине II о выдаче десятилетней привилегии на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязательства построить для труппы постоянное театральное здание. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу -- человеку деятельному и предприимчивому. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м -- 200-летие, а впереди -- 225-летие Большого театра России.

Большой театр в середине XIX века

Символичное название представления, которым открылся Большой Петровский театр в 1825 году, «Торжество муз» -- предопределило его историю на протяжении следующей четверти века. Участие в первом спектакле выдающихся мастеров сцены -- Павла Мочалова, Николая Лаврова и Анджелики Каталани -- задало высочайший исполнительский уровень. Вторая четверть XIX века -- это осознание русским искусством, и московским театром в частности, своей национальной самобытности. Творчество композиторов Алексея Верстовского и Александра Варламова, на протяжении нескольких десятилетий находившихся во главе Большого театра, способствовало его необыкновенному подъему. Благодаря их художественной воле на московской Императорской сцене сложился русский оперный репертуар. Его основу составляли оперы Верстовского «Пан Твардовский», «Вадим, или Двенадцать спящих дев», «Аскольдова могила», шли балеты «Волшебный барабан» Алябьева, «Забавы султана, или Продавец невольников», «Мальчик-с-пальчик» Варламова.

Балетный репертуар богатством и разнообразием не уступал оперному. Руководитель труппы Адам Глушковский -- воспитанник петербургской балетной школы, ученик Ш. Дидло, возглавивший московский балет еще до Отечественной войны 1812 года, создал самобытные спектакли: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», «Три пояса, или Русская Сандрильона», «Черная шаль, или Наказанная неверность», перенес на московскую сцену лучшие спектакли Дидло. В них проявилась великолепная выучка кордебалета, основы которой закладывал сам балетмейстер, стоявший и во главе балетной школы. Главные партии в спектаклях исполняли сам Глушковский и его жена Татьяна Ивановна Глушковская, а также француженка Фелицата Гюллень-Сор.

Главным событием в деятельности московского Большого театра первой половины прошлого века стали премьеры двух опер Михаила Глинки. Обе они сначала были поставлены в Петербурге. Несмотря на то, что добраться из одной российской столицы в другую уже можно было поездом, москвичам пришлось ждать новинок несколько лет. «Жизнь за Царя» впервые прозвучала в Большом театре 7 (19) сентября 1842 года. «...Как выразить удивление истинных любителей музыки, когда они с первого акта уверились, что этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование Русской оперы, Русской музыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период -- период Русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» -- восклицал выдающийся писатель, один из зачинателей русского музыковедения В.Одоевский.

Четыре года спустя состоялось первое исполнение «Руслана и Людмилы». Но обе оперы Глинки, несмотря на благоприятные отзывы критики, недолго продержались в репертуаре. Не спасло их даже участие в спектаклях гастролеров -- Осипа Петрова и Екатерины Семеновой, временно вытесненных из Петербурга итальянскими певцами. Но спустя десятилетия именно «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали излюбленными спектаклями русской публики, им суждено было победить возникшую в середине века оперную итальяноманию. И по традиции каждый театральный сезон Большой театр открывал одной из опер Глинки.

На балетной сцене к середине века спектакли на русские темы, созданные Исааком Аблецом и Адамом Глушковским, были вытеснены тоже. Бал правил западный романтизм. «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда» появились в Москве почти вслед за европейскими премьерами. Тальони и Эльслер сводили москвичей с ума. Но русский дух продолжал жить в московском балете. Ни одна гастролерша не смогла затмить Екатерину банковскую, выступавшую в тех же спектаклях, что и заезжие знаменитости.

Для того чтобы накопить силы перед следующим подъемом, Большому театру пришлось пережить много потрясений. И первым из них стал пожар, в 1853 году уничтоживший театр Осипа Бове. От здания остался лишь обгорелый остов. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека.

В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос. В мае 1855 года начались строительные работы, которые были завершены через 16 (!) месяцев. В августе 1856 года оперой В. Беллини «Пуритане» открылся новый театр. И было нечто символическое в том, что открывался он итальянской оперой. Фактическим арендатором Большого театра вскоре после его открытия стал итальянец Мерелли, который привез в Москву очень сильную итальянскую труппу. Публика с восторгом новообращенных предпочла итальянскую оперу русской. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти и других итальянских оперных идолов стекалась вся Москва. Зрительный зал на этих спектаклях всегда был переполнен.

На долю русской труппы оставалось всего три дня в неделю -- два для балета и один для оперы. Русская опера, не имевшая материальной поддержки, заброшенная публикой, представляла собой печальное зрелище.

И тем не менее, несмотря ни на какие трудности, русский оперный репертуар неуклонно расширяется: в 1858 году представлена «Русалка» А. Даргомыжского, впервые ставятся две оперы А.Серова -- «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868), возобновляется «Руслан и Людмила» М.Глинки. Год спустя оперой «Воевода» дебютирует на сцене Большого театра П.Чайковский.

Перелом во вкусах публики произошел в 1870х годах. В большом театре одна за другой появляются русские оперы: «Демон» А.Рубинштейна (1879), «Евгений Онегин» П.Чайковского (1881), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1888), «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) П.Чайковского, «Снегурочка» Н.РимскогоКорсакова (1893), «Князь Игорь» А.Бородина (1898). Вслед за единственной русской примадонной Екатериной Семеновой на московскую сцену выходит целая плеяда выдающихся певцов. Это и Александра Александрова-Кочетова, и Эмилия Павловская, и Павел Хохлов. И уже они, а не итальянские певцы, становятся любимцами московской публики. Особой привязанностью зрителей в 70е годы пользовалась обладательница красивейшего контральто Евлалия Кадмина. «Быть может, никогда русская публика не знала ни ранее, ни позднее такую своеобразную, полную настоящей трагической силы исполнительницу», писали о ней. Непревзойденной Снегурочкой называли М.Эйхенвальд, кумиром публики был баритон П. Хохлов, которого высоко ценил Чайковский.

В балете Большого театра в середине века олистали марфа Муравьева, Прасковья Лебедева, Надежда Богданова, Анна Собещанская, и в своих статьях о Богдановой журналисты подчеркивали «превосходство русской балерины над европейскими знаменитостями».

Однако после их ухода со сцены балет Большого театра оказался в сложном положении. В отличие от Петербурга, где главенствовала единая художественная воля балетмейстера, балетная Москва во второй половине века осталась без талантливого лидера. Наезды А.Сен-Леона и М. Петипа (поставившего в Большом театре в 1869 году «Дон Кихота», а дебютировавшего в Москве еще до пожара, в 1848 году) были кратковременны. Репертуар заполнили случайные спектакли-однодневки (исключение составил долго продержавшийся в репертуаре «Папортник, или Ночь на Ивана Купала» Сергея Соколова). Провалом закончилась даже постановка «Лебединого озера» (балетмейстер -- Венцель Рейзингер) П.Чайковского, создавшего свой первый балет специально для Большого театра. Каждая новая премьера вызывала лишь раздражение публики и прессы. Зрительный зал на балетных спектаклях, в середине века дававших солидный доход, стал пустовать. В 1880х годах серьезно стоял вопрос о ликвидации труппы.

И все же благодаря таким выдающимся мастерам, как Лидия Гейтен и Василий Гельцер, балет Большого театра был сохранен.

В преддверии нового века XX

Подходя к рубежу веков, Большой театр жил бурной жизнью. В это время русское искусство приближалось к одному из пиков своего расцвета. Москва была в центре бурлящей художественной жизни. В двух шагах от Театральной площади открылся Московский Художественно-общедоступный театр, весь город рвался на спектакли Русской частной оперы Мамонтова и симфонические собрания Русского музыкального общества. Не желая отставать и терять зрителя, Большой театр стремительно наверстывал упущенное в предыдущие десятилетия, честолюбиво желая вписаться в российский культурный процесс.

Этому способствовали два опытных музыканта, пришедшие в это время в театр. Ипполит Альтани возглавил оркестр, Ульрих Авранек -- хор. Профессионализм этих коллективов, значительно выросших не только количественно (в каждом было около 120 музыкантов), но и качественно, неизменно вызывал восхищение. В оперной труппе Большого театра блистали выдающиеся мастера: продолжали свою карьеру Павел Хохлов, Елизавета Лавровская, Богомир Корсов, приехала из Петербурга Мария Дейша-Сионицкая, ведущим тенором стал выходец из костромских крестьян Лаврентий Донской, только начинала свой путь Маргарита Эйхенвальд.

Это позволило включить в репертуар фактически всю мировую классику -- оперы Дж.Верди, В.Беллини, Г.Доницетти, Ш.Гуно, Дж.Мейербера, Л.Делиба, Р.Вагнера. На сцене Большого театра регулярно появлялись новые произведения П.Чайковского. С трудом, но все же пробивали себе дорогу композиторы Новой русской школы: в 1888 году состоялась премьера «Бориса Годунова» М.Мусоргского, в 1892-м -- «Снегурочки», в 1898м -- «Ночи перед Рождеством» Н.Римского-Корсакова.

В том же году попал на московскую Императорскую сцену «Князь Игорь» А.Бородина. Это оживило интерес к Большому театру и в не малой степени способствовало тому, что к концу века в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В великолепной профессиональной форме подошел к концу XIX века и балет Большого театра. Без перебоев работало Московское театральное училище, выпускавшее хорошо обученных танцовщиков. Едкие фельетонные отзывы, типа помещенного в 1867 году: «А какие теперь кордебалетные сильфиды?.. все такие упитанные, как будто изволили накушаться блинов, и ножки свои волокут как попался» -- стали неактуальны. На смену блистательной Лидии Гейтен, на протяжении двух десятилетий не имевшей соперниц и несшей на своих плечах весь балеринский репертуар, пришли несколько балерин мирового класса. Одна за другой дебютировали Аделина Джури, Любовь Рославлева, Екатерина Гельцер. Из Петербурга был переведен в Москву Василий Тихомиров, ставший на многие годы премьером московского балета. Правда, в отличие от мастеров оперной труппы, пока их талантам не было достойного приложения: на сцене царили вторичные бессодержательные балеты-феерии Хосе Мендеса.

Символично, что в 1899 году переносом балета Мариуса Петипа «Спящая красавица» на сцене Большого театра дебютировал балетмейстер Александр Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX века.

В 1899 году вступил в труппу Федор Шаляпин.

В Большом театре начиналась новая эпоха, которая совпала с наступлением нового, XX века

Наступил 1917 год

К началу 1917 г. в Большом театре ничто не предвещало революционных событий. Правда, были уже какие-то органы самоуправления, например, корпорация артистов оркестра, во главе которой стоял концертмейстер группы 2х скрипок Я. К. Королев. Благодаря активным действиям корпорации оркестр получил право на устройство в Большом театре симфонических концертов. Последний из них состоялся 7 января 1917 г. и был посвящен творчеству С. Рахманинова. Дирижировал автор. Исполнялись «Утес», «Остров мертвых» и «Колокола». Участвовали в концерте хор Большого театра и солисты -- Е.Степанова, А.Лабинский и С.Мигай.

10 февраля театр показал премьеру «Дон Карлоса» Дж. Верди, которая стала первой постановкой этой оперы на русской сцене.

После Февральской революции и свержения самодержавия управление петербургскими и московскими театрами оставалось общим и сосредоточивалось в руках бывшего их директора В. А.Теляковского. 6 марта по приказу комиссара временного комитета Государственной думы Н. Н.Львова уполномоченным комиссаром по управлению театрами Москвы (Большим и Малым) был назначен А.И.Южин. 8 марта на собрании всех служащих бывших императорских театров -- музыкантов, солистов оперы, артистов балета, рабочих сцены -- Л.В.Собинов был единогласно избран управляющим Большим театром, и избрание это было утверждено Министерством Временного правительства. 12 марта прииаишли ищнл^миь; лудожественной части от хозяйственной и служебной, и Л. В. Собинов возглавил собственно художественную часть Большого театра.

Надо сказать, что «Солист Его Величества», «Солист Императорских театров» Л.Собинов еще в 1915 г. порвал договор с Императорскими театрами, не в силах выполнять все прихоти дирекции, и выступал то в спектаклях театра Музыкальной драмы в Петрограде, то в театре Зимина в Москве. Когда свершилась Февральская революция, Собинов вернулся в Большой театр.

13 марта в Большом театре состоялся первый «свободный торжественный спектакль». Перед его началом Л. В. Собинов произнес речь:

Гражданки и граждане! Сегодняшним спектаклем наша гордость, Большой театр, открывает первую страницу своей новой свободной жизни. Под знаменем искусства объединялись светлые умы и чистые, горячие сердца. Искусство порою вдохновляло борцов идеи и дарило им крылья! То же искусство, когда утихает буря, заставившая дрогнуть весь мир, прославит и воспоет народных героев. В их бессмертном подвиге оно почерпнет яркое вдохновение и бесконечные силы. И тогда два лучших дара человеческого духа -- искусство и свобода -- сольются в единый могучий поток. А наш Большой театр, этот дивный храм искусства, станет в новой жизни храмом свободы.

31 марта Л.Собинов назначается комиссаром Большого театра и Театрального училища. Его деятельность направлена на борьбу с тенденциями бывшей дирекции Императорских театров мешать работе Большого. Дело доходит до забастовки. В знак протеста против посягательств на автономию театра труппа приостановила показ спектакля «Князь Игорь» и просила Московский совет рабочих и солдатских депутатов поддержать требования коллектива театра. На следующий день от Моссовета в театр была прислана делегация, приветствовавшая Большой театр в борьбе за свои права. Есть документ, подтверждающий уважение коллектива театра к Л.Собинову: «Корпорация артистов, избрав Вас в директора, как лучшего и стойкого защитника и выразителя интересов искусства, убедительно просит Вас избрание это принять и о своем согласии уведомить».

В приказе №1 от 6 апреля Л.Собинов обратился к коллективу со следующим призывом: «Я с особенной просьбой обращаюсь к моим товарищам, артистам оперы, балета, оркестра и хора, ко всему постановочному, артистическому, техническому и служебному персоналу, художественному, педагогическому составу и членам Театрального училища приложить все силы для успешного окончания театрального сезона и учебного года училища и для подготовки на началах взаимного доверия и товарищеского единения предстоящей работы в будущем театральном году».

В этом же сезоне, 29 апреля, отмечалось 20-летие со дня дебюта Л.Собинова в Большом театре. Шла опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга». Товарищи по сцене тепло приветствовали юбиляра. Не разгримировываясь, в костюме Надира, произнес Леонид Витальевич ответную речь.

«Гражданки, граждане, солдаты! Я от всего сердца благодарю вас за приветствие и благодарю не от себя, а от имени всего Большого театра, которому в трудную минуту вы оказали такую нравственную поддержку.

В трудные дни рождения русской свободы и наш театр, представлявший до тех пор неорганизованное собрание людей, «служивших» в Большом театре, слился в единое целое и основал свое будущее на выборном начале как самоуправляющая единица.

Это выборное начало спасло нас от разрухи и вдохнуло в нас дыхание новой жизни.

Казалось бы, жить да радоваться. Представитель Временного правительства, поставленный для ликвидации дел Министерства двора и уделов, пошел нам навстречу -- приветствовал нашу работу и, по желанию всей труппы, дал мне, избранному управляющему, права комиссара и директора театра.

Наша автономия не мешала идее объединения всех государственных театров в интересах государства. Для этого нужен был человек авторитетный и близкий театру. Такой человек нашелся. Это был Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Это имя знакомо и дорого Москве: оно объединило бы всех, но... он отказался.

Пришли другие люди, очень почтенные, уважаемые, но чуждые театру. Пришли с уверенностью, что именно люди, посторонние театру, дадут реформы и новые начала.

Не прошло трех дней, как начались попытки покончить с нашим самоуправлением.

Наши выборные должности отложены, и нам обещано на днях новое положение об управлении театрами. Нам так и неизвестно, кем и когда оно выработано.

В телеграмме глухо сказано, что оно отвечает пожеланиям деятелей театра, каких -- нам неизвестно. Мы не участвовали, не были приглашены, но зато мы знаем, что недавно сброшенные приказные путы опять стараются нас запутать, опять приказное усмотрение спорит с волей организованного целого, и затихший приказный чин возвышает свой голос, привыкший к окрикам.

Я не мог взять на себя ответственность за подобные реформы и сложил власть директора.

Но как выборный управляющий театром я протестую против захвата судеб нашего театра в безответственные руки.

И мы, вся наша громада, сейчас обращаемся к представителям общественных организаций и Советам рабочих и солдатских депутатов поддержать Большой театр и не дать его на административные эксперименты петроградским реформаторам.

Пусть они занимаются конюшенным ведомством, удельным виноделием, карточной фабрикой, но театр оставят в покое».

Некоторые положения этой речи требуют разъяснения.

Новое положение об управлении театрами было издано 7 мая 1917 г. и предполагало раздельное управление Малым и Большим театрами, и Собинов назывался уполномоченным по Большому театру и Театральному училищу, а не комиссаром, т. е. фактически директором, согласно приказу от 31 марта.

Упоминая телеграмму, Собинов имеет в виду полученную им телеграмму Комиссара Временного правительства по ведомству бывш. двора и уделов (сюда входили и конюшенное ведомство, и виноделие, и карточная фабрика) Ф.А.Головина.

А вот и текст самой телеграммы: «Очень сожалею, что Вы по недоразумению сложили свои полномочия. Убедительно прошу продолжать работу до выяснения дела. На днях выйдет новое общее положение об управлении театрами, известное Южину, отвечающее пожеланиям деятелей театра. Комиссар Головин».

Однако Л.В.Собинов не перестает руководить Большим театром, работает в контакте с Московским Советом рабочих и солдатских депутатов. 1 мая 1917 года он сам участвует в спектакле в пользу Московского Совета в Большом театре и исполняет отрывки из «Евгения Онегина».

Уже в канун Октябрьской революции, 9 октября 1917 г. Политуправление военного Министерства направляет следующее письмо: «Комиссару Московского Большого театра Л.В.Собинову.

Согласно ходатайству Московского Совета рабочих депутатов Вы назначаетесь комиссаром над театром Московского Совета рабочих депутатов (бывший театр Зимина)».

После Октябрьской революции во главе всех московских театров была поставлена Е.К.Малиновская, которая считалась комиссаром всех театров. Л.Собинов остался на посту директора Большого театра, и ему в помощь был создан совет (выборный).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS