Главная - Эмоции
История программы "Спокойной ночи, малыши!". "наш круг все шире и шире!" Ольга молчанова шире круг день рождения

Именно в передаче «Шире круг» в разные годы дебютировали Агутин и Апина, Королева и Киркоров, Маликов и Малинин…

О том, как это было, рассказывает бессменный художественный руководитель и музыкальный редактор программы Ольга Молчанова.

– Ольга Борисовна, у каждого редактора радио и ТВ есть так называемые свои артисты, любимчики. Кто был в числе ваших?

– Я честно говорю, что влюблялась (конечно, в творческом смысле) прежде всего в тех, кого открывала. Это и Дима Маликов, и конечно же Филипп Киркоров, любовь к которому я сохранила до сегодняшнего дня.

По правде сказать, я не слишком верила, что из него что-то получится. Да, внешние данные блестящие плюс внутренняя культура, музыкальность. Но вокал достаточно средний. И я даже не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в этом смысле, просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом.

Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш соловушка Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно. Слава Добрынин, которого я пробивала в эфир с неимоверными усилиями, вплоть до выхода на тогдашнего председателя Гостелерадио Лапина. Ведь Добрынина запрещали, считали чуть ли не бомжем и ни в какую не соглашались показывать по ТВ…

Филипп Киркоров:

– На телевидение меня тогда пригласили впервые. Я ужасно волновался и даже не помнил, как спел. Узнал день эфира, обзвонил накануне всех друзей и знакомых, предупредил, чтобы смотрели. Очень приятно было увидеть себя на экране, да еще знать, что это показывают на всю страну.

Конечно, в глубине души я ожидал, что наутро, как это бывает, проснусь знаменитым: ну там кофе в постель, мерседес к подъезду! И был неприятно удивлен, что ничего такого не случилось.

Я вышел на улицу, заглядывал людям в лица: мол, вот же я, это я вчера пел по телевизору! – но особенно-то меня никто не узнавал, конечно. Я потом уже понял, что недостаточно мелькнуть один раз, пусть даже с замечательной песней.

– Почему? И как все же удалось преодолеть препоны?

– Анна Герман записывала для одной телепрограммы какую-то песню. Как высочайший профессионал, сделала она это очень быстро, вся работа была выполнена раньше, чем закончилось оплаченное студийное время. Тогда Аня решила еще записать песню Добрынина «Белая черемуха душистая».

На следующий день я собиралась улетать в другой город. Вдруг раздается звонок, и моя начальница говорит: «Что вы там писали с Добрыниным? Нас вызывает Лапин!» То есть «доброжелатели» уже донесли, что пишется песня композитора, который был под негласным запретом.

Когда мы пришли к Лапину, он обрушился на нас с гневом: «Да вы знаете, кто такой этот Добрынин? Говорят, он бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем эти деньги раздает, чтобы его безобразное творчество показывали по ТВ!»

И только когда я объяснила, что Добрынин интеллигентный человек, искусствовед, окончил МГУ, написал песню «Комсомол – моя судьба!», Лапин смягчился. Для него это было открытие, а для Добрынина – зеленый свет на телевидении.

– Ольга Борисовна, говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

– Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: «Вот есть новая молодая группа». Я послушала и обалдела! Это были «Иванушки». Потом увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: «Поверь, будет бомба!»

Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему обаянию. Они провели несколько программ «Шире круг», и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся…

А как-то ко мне пришел молодой барнаульский композитор Олег Иванов со стихами «Живет в белорусском полесье кудесница леса Алеся», он очень хотел, чтобы эти строчки исполнил популярный ансамбль «Песняры». Но именно в это время у меня на студии были молодые ребята из Гомеля под названием «Сябры», и я сказала Олегу: «У «Песняров» уже есть песня про это имя, вряд ли им нужны будут две «Алеси». Давай попробуем ее отдать этим ребятам!» В результате «Алеся» стала фирменной песней ансамбля «Сябры», и даже дочку свою их руководитель Анатолий Ярмоленко назвал Алесей!

Ирина Барышева.

О Лёне Агутине я впервые услышала от его отца - Николая. Коля одно время был директором Славы Малежика, ведущего программы «Шире круг». А со Славой, соответственно, дружила я. Николай однажды сказал мне: «Оля, у меня подрастает такой классный пацан - думаю, тебе понравится. Через несколько лет покажу». Он мечтал вывести сына на эстраду. Но Лёню привел ко мне не он, а Олег Некрасов, который стал Лёниным директором много лет спустя. Это случилось в начале 1990-х.

Олег ходил по музыкальным редакциям и везде предлагал молодого артиста, но, как я понимаю, безуспешно. Однажды привел его к нам в программу «Шире круг». Признаться, никакого особого впечатления Леонид на меня тогда не произвел. «Это румба» - так, по-моему, называлась песня, которую Лёня впервые исполнил в программе «Шире круг». Потом он начал появляться и в других передачах. Ну а затем спел «Босоногого мальчика» и вмиг стал популярным.

Через пару лет Игорь Крутой спросил меня: «Как тебе Агутин?» Думаю, Игорь помогал Лёне в его продвижении. Отвечаю: «Никак». - «А спорим, он будет звездой?» Я поспорила и, как вы понимаете, проиграла. (Смеется.) Это, пожалуй, единственный случай, когда я не угадала. Зато теперь Агутин - один из моих любимых артистов.



С Вячеславом Малежиком (1980-е). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой


- Игорь Крутой тоже ведь не сразу стал известен широкой публике и пробивался на музыкальный Олимп с трудностями.

Игорь обязан всем Александру Серову, его голосу, харизме. Тот стал популярен раньше. Первая песня, которую Саша спел в программе «Шире круг» и вообще на Центральном телевидении, была написана не Крутым, а Женей Мартыновым. Это «Эхо первой любви» на слова Рождественского.

С этой песней Мартынов и Серов появились в нашей редакции на Шаболовке. Женя меня с Сашей и познакомил. Песня понравилась, мы ее сразу записали. А Саша понравился всем нам, редакторам, - еще бы, в молодости он был невероятным красавцем! А голос! А манера! В то время на нашей эстраде не было подобных «западных» артистов. Серов не раз пел у меня в программе и часто заговаривал по поводу песен своего друга - Игоря Крутого. А я уже знала, что Игоря не очень жалуют на телевидении. Шел такой шорох: и фамилия какая-то подозрительная, и главное, не член Союза композиторов. Предпочитали, чтобы только «члены»…

И все-таки когда Саша принес песню Игоря Крутого на стихи Риммы Казаковой «Мадонна», а затем «Ты меня любишь», телевизионщики не смогли устоять. Дали их в эфир, и Крутой проснулся знаменитым.


- Расскажите о «короле эстрады» Филиппе Киркорове. Ведь он тоже стал известен благодаря участию в передаче «Шире круг».

Филипп - единственный артист, который не устает в любом интервью говорить программе спасибо - необязательно Ольге Борисовне Молчановой. (Смеется.) Он очень благодарный человек. Не скажу, что мы его раскрутили, нет. Но засветился он именно в «Шире круг».


С Филиппом Киркоровым (начало 1990-х). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой

Для Филиппа его внешность - глав­ный ко­зырь. Я увидела его семнадцатилет­­ним и буквально ослепла от красоты. Он тогда учился в училище имени Гнесиных, где работала моя близкая подруга, пианистка Лидия Ляхина. Она аккомпанировала студентам класса Маргариты Иосифовны Ланды. И однажды Лида позвонила мне: «Оля, какой парень появился, с ума сойти! Красив как бог». Она, кстати, когда-то и Сережу Захарова «присмотрела» (тоже воспитанника Ланды) и со мной познакомила. Филипп и Сергей в молодости - одно лицо.

Когда Лида сказала Филиппу, что знает меня, он начал просить ее нас познакомить, ведь в передачу «Шире круг» мечтал попасть каждый исполнитель. Я разрешила дать свой номер, и он принялся обрывать телефон. А я все размышляла - надо, не надо. Лида сказала, что поет не очень… И когда раздавался телефонный звонок, я шептала маме, что меня нет дома. Но Филипп оказался настойчив и со временем нашел подход к маме - ключик к сердцу подобрал: говорил, что у нее молодой красивый голос.

Мама начала уговаривать: «Слушай, Оля, это становится неприличным - подойди к телефону. Такой хороший мальчик, вежливый, деликатный». Наконец я назначила ему встречу в редакции. Он пришел в белом наглаженном костюме. Таращил на меня свои и без того огромные глазищи. И пока мы беседовали, все время стоял.



Сергей Захаров в передаче «Шире круг». Фото: Сергей Андреещев/Фотохроника ТАСС


- Неужели из-за присутствующих рядом женщин?

Он потом признался, что надел свой единственный концертный костюм и боялся помять брюки. Присел, лишь когда аккомпанировал себе на фортепиано - пел болгарские песни Тончо Русева, своего любимого композитора. Он поставил нотную тетрадку на пюпитр, а поскольку она была до этого скручена в трубочку, пока Филипп играл, соскакивала и падала. Он страшно смущался. И приходилось повторять снова и снова. На той встрече в профес­сиональном смысле Киркоров не обещал ничего яркого. Но в него сразу же влюбились все женщины «Останкино» и «Шаболовки»! И спрашивали меня: «Когда прекрасный мальчик появится в вашей программе?»

Не дать эфир такому красавцу было невозможно - так же как не помочь найти песенника, который бы сделал русскоязычные подтекстовки на мелодии болгарских композиторов. Села на телефон, начала звонить «великим»: Дербенев болел, Танич сказал, что у него ремонт, Шаферан отказался. Вспомнила о поэтессе Наталье Шемятенковой, жене большого чиновника из ЦК партии. Она согласилась на встречу. Поехали с Филиппом в ее роскошную квартиру на Щусева, соседкой по площадке была Галина Брежнева. Все сложилось. Наташа тут же в него влюбилась, очень старалась, и получились симпатичные песни. Филипп засветился в нескольких программах, стал набирать обороты, расти и крепнуть в профессиональном смысле.


- Вроде и Наташе Королевой вы дали старт? Кто ее к вам привел?

Я дружила с Левой Лещенко, а он - с Наташиной мамой. Вот с Левиной подачи Королева и оказалась в программе «Шире круг» - ей тогда всего 13 лет было. Лева сказал мне, что есть в Киеве девочка, хорошо поет. Лещенко для меня авторитет, поэтому мы сразу вызвали Наташу в Москву, она спела миленькую песенку о школьной любви. Выступала, разумеется, под своей настоящей фамилией - Порывай. Алла Перфилова из Аткарска тоже впервые в передаче «Шире круг» спела, еще студенткой. Теперь вы ее знаете под именем Валерия.

В то время многие артисты, которые ездили на гастроли по всей стране, привозили к нам в редакцию кассеты, говорили: вот хорошо поет парень или девчонка. Видео тогда еще не было. Мы прослушивали все, что нам несли, и, если считали, что молодой исполнитель действительно стоящий, приглашали на съемку. Иногда вызывали просто по рекомендациям корреспондентов. Прочитаем письмо из какого-нибудь дальнего уголка страны, что есть талантливый человек, и шлем телеграмму - пусть выезжает. Какое-то внутреннее чутье и стиль самих писем подсказывали решение. Ошибок практически не было.


С Львом Лещенко (1974). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой


- А приезжали за государственные деньги?

Нет, за свой счет. Демократичная была передача, горжусь! Я и сама ездила по стране и, если попадались интересные певцы, тащила в Москву. Как-то была в Таллине на празднике песни. Вечером пошли в знаменитое ночное варьете, и там я увидела Анне Вески. Свободная, по-западному раскованная, улыбчивая… Очень она мне понравилась, и я пригласила Аню в передачу «Шире круг».

Юрий Антонов появился впервые на экране именно в нашей программе. У него к тому времени уже была бешеная популярность, а как он выглядит, никто не знал. Песни распространялись через подпольные кассеты. И никто не решался показать его по телевизору - сверху спустили негласное указание: раз не член Союза композиторов - не пускать. Но передача «Шире круг» была приписана к редакции народного творчества, поэтому все логично: неизвестный молодой исполнитель, как бы из народа, делает первые профессиональные шаги - надо помочь. В 1980 году мы даже сняли его маленький сольный концерт, который имел большой успех.

Познакомил нас все тот же Лева Лещенко. Много о Юре рассказывал, и в какой-то день тот пришел на Шаболовку. Я удивилась: совсем не так его представляла. Плотный, упитанный… И прямо сказала: у вас замечательные песни, только надо похудеть. Я же не знала Юрин характер, его обидчивость. Он рассердился, вспылил и ушел. Но, видимо, простил мою бестактность. Потом мы с Юрой подружились, все его лучшие песни впервые звучали в программе «Шире круг».


- А как же его характер? Юрий Михайлович славится неуживчивостью.

Со мной он был нежным и ласковым, белым и пушистым. Но вот с другими… Однажды мы решили поставить его ведущим программы. На сцену он выходил вместе с певицей Татьяной Ковалевой. Текст Юра, конечно, не выучил. На замечания партнерши огрызался. Раздражение выражал не совсем цензурно. К середине передачи мы сообразили из кадра ведущих убрать и просто снимать концертные номера - все подряд. А потом распустили публику и отдельно записали текст. Но стоит отметить, что зрители Антонова боготворили и заполнили студию до отказа. Несмотря на то что в то время собрать аудиторию было трудно. Мы ведь не платили за участие, как это делается сегодня. А съемка долгая, утомительная, не все выдерживали. Но на Антонова примчались толпы его поклонников, веселились, наблюдая за ссорой ведущих. (Смеется.)



С Юрием Антоновым (2006). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой

До сих пор с Юрой дружим, но у него - взрывной характер, и эксцессы иногда случаются.


- Ольга Борисовна, на советское телевидение можно было пробиться без блата, но за деньги?

Стою как-то в курилке на нашем тринадцатом этаже. И слышу разговор этажом ниже: «Слушайте, надо как-то запихиваться в новогоднюю программу. Куда попробуем? В «Огоньке» денег потребуют, нет, не потянем… Давайте пойдем в «Шире круг» - там бесплатно». За участие в том же «Голубом огоньке» или в «Утренней почте» надо было платить. Потом я узнала, что это были ребята из группы «Секрет», которые тоже впервые появились на всесоюзном ТВ в программе «Шире круг».

Про деньги еще история смешная была. Композитор Илья Словесник принес мне свою песню на аудиокассете. Он способный был, хорошую музыку писал, и многие артисты его песни пели, но он захотел сам их исполнять. И вот приходит, передает коробочку, объясняет, что там запись и текст новой песни. Я говорю, что послушаю потом, сейчас некогда. И вот он начинает названивать: «Ольга Борисовна, ну что, послушали? Нет? А текст видели?» Я отвечаю: у меня запарка, что с текстом случится? Короче говоря, однажды открываю коробку, а там деньги. Не помню, какая была сумма, примерно месячная зарплата рядового инженера. Я положила обратно, а композицию послушала. Он позвонил в очередной раз, я говорю: «Илюша, приезжай забирай песню вместе с «текстом».

Я талантливых людей всегда брала охотно и обязательно помогала, хотя можно было и с работы вылететь за некоторые вещи. Не раз шла на подлог.

Однажды Олег Митяев - исполнитель без регалий, не член Союза композиторов, в то время студент Челябинского института физкультуры - пел у нас замечательную песню собственного сочинения. И я, боясь, что опять будут спрашивать, увидев незнакомую фамилию, член или не член Союза, написала в программке, которые перед эфиром просматривало начальство: «Музыка Пахмутовой, стихи Добронравова, поет Олег Митяев». Посмотрели: а, Пахмутова? Это хорошо. И пропустили в эфир. Поскольку программа шла в записи, мы позже написали в титрах, что автор и исполнитель новой песни - Митяев. Песня понравилась.


- Каким вы застали телевидение?

Я пришла работать в 1972 году, 45 лет назад. Развлекательных программ было совсем мало. Большие концерты - лишь по праздникам. Я теперь думаю: может, это и хорошо! Зато был прекрасный КВН. А позже - незабываемые программы Листьева, любимая передача «Вокруг смеха». И на радость интеллектуалам - «Очевидное - невероятное», «Кинопанорама», «В мире животных». В общем, много интересного.

Тогда Гостелерадио возглавляла, по слухам, одиозная личность - Сергей Георгиевич Лапин. Про его жесткий нрав ходили легенды. Но не все знали, что он образованный человек, великолепно знал поэзию, на память цитировал многих выдающихся поэтов - не только Пушкина, но и запрещенных Бродского и Пастернака. Другое дело, что Лапин был руководителем огромной идеологической структуры. А это ко многому обязывало. Тщательной проверке на предмет «идеологической чистоты» подвергались и эстрадные программы. Например, он постоянно придирался к текстам песен. Как-то из «Песни года» потребовал убрать знаменитый «Снегопад» Алексея Экимяна в исполнении Нани Брегвадзе. Прицепился к строчке «Если женщина просит». Слушайте, говорит, о чем она просит? Не должна женщина так все время настойчиво просить!

Он ввел и систему запретов на отдельных артистов и композиторов. Не в чести были Антонов, Добрынин, Тухманов… Говорил: «Пусть их в ресторанах поют». Даже такая, казалось бы, патриотичная песня Добрынина, как «Родная земля», вызывала негативные эмоции. Дескать, мотив не русский, больше на ближневосточный смахивает, да и слова странные: «Родная, родная…» Кого это мы так настойчиво убеждаем, что наша советская земля нам родная? Пытались заступиться, говорили, что песня настолько популярна, что ее даже пьяные поют. Вот, говорит, пусть пьяные и исполняют, а на телевидении не надо. Долгое время Славе Добрынину никак не удавалось пробиться. Помогла Анна Герман, исполнившая его «Белую черемуху».


С Вячеславом Добрыниным (1989). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой

С этой знаменитой песней вышла такая история. Лапин просматривал все праздничные программы, и обязательно - «Шире круг». Помогал ему музыкальный консультант - Никита Богословский, который недолюбливал Добрынина. Он-то и сообщил, что некая Молчанова не с кем-нибудь, а с Анной Герман записывает песню Добрынина «Белая черемуха». Лапин в ярости! Его любимая певица, обожаемая Герман вместе с ненавистным Добрыниным и Молчановой, которой все время что-то надо, творят беспредел. Вызвал меня для разноса, а я с порога заявляю: «Сергей Георгиевич, тут такая история. Мы записывали с Аней совсем другую песню для программы «Песня далекая и близкая». И вдруг Анна сказала мне, что Слава Добрынин принес ей чудесную «Черемуху». Уже и фонограмма готова. И попросила дать возможность ее спеть. Сергей Георгиевич, вы же понимаете, я не могла нашей зарубежной артистке сказать, что композитор Добрынин не пользуется вниманием руководителей телевидения, что он у нас фактически запрещенный композитор. Как бы она меня поняла? Поэтому я и согласилась. И мы записали - все равно оставалось немного студийного времени».

На самом деле я открытым текстом попросила: «Давай, Аня, запишем «Черемуху» - этим ты поможешь молодому талантливому композитору».

Слава был достаточно настойчив и даже бесцеремонен, когда хотел понравиться. Красивый, обаятельный, сразу всех покорял. И Аню, и меня. Дело прошлое - у нас с ним даже роман был.


- Выходит, ему не пришлось «текст песни» заносить отдельно?

Я смеялась, потому что Лапин сказал мне тогда: «Я слышал, Добрынин бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем редакторам деньги раздает. Вам он тоже платит?» Я говорю: «Сергей Георгиевич, я от Добрынина денег не получала. Да и не такой он щедрый, чтобы деньги раздавать. Он даже скуповат. Думаю, что это сплетни про портфель».
Этот эпизод я вспомнила у Малахова в программе «Пусть говорят». Слава на меня очень обиделся. И полночи звонил - спрашивал, зачем я это сказала. Довел меня до истерики. (Смеется.) Но, объективно говоря, он был одним из самых ярких, как сейчас говорят, хитмейкеров. Сейчас он почти ничего не пишет, а тогда хиты у него выходили обоймами. Только с их исполнением на ТВ и по радио были, как я уже говорила, большие проблемы.


- За что вам еще влетало от Лапина?

Вспоминаю такой случай. На заставку программы мы взяли новую песню Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника в исполнении группы «Ариэль», в ней были такие слова: «Шире сердце, шире наш круг». Звонят от Лапина: «Ольга Борисовна, зай­дите!» Хорошо, в тот день я оказалась ненакрашенной и уместно одета. Председатель Гостелерадио был консерватором - никакой косметики, никаких брюк.

И вот о чем он меня спросил: «А вы знаете, что бывает, когда «шире сердце»? Инфаркт! Убрать песню!» Он был непреклонен - пришлось искать другого автора. И тогда Юра Антонов написал для нас другую песню «Шире круг», на стихи Леонида Фадеева, и сам ее первый исполнил.


- Кстати, кто придумал название программе, под которым она существовала четверть века?

Я и придумала. Главная идея - многожанровость! Фольклор, эстрада, цирк, оригинальные жанры, танцевальные номера. И сначала придумалось название «Мы поем и танцуем». Но Лапин сказал: «Понятно… Значит, поем и танцуем. А работать кто будет?» Я говорю: «А давайте «Шире круг»?» Лапин это принял. Оно отражало еще и многонациональный состав участников. Кто и откуда к нам только не приезжал! И какое-то время программа жила с этим именем. И вдруг однажды Лапин заявил, что название ему не нравится. Звучит, дескать, как «изба-читальня». Простовато, по-деревенски.



С Александром Серовым (1992). Фото: Из личного архива Ольги Молчановой

Через какое-то время «Шире круг» волевым решением переименовали в «Добро пожаловать». Полгода программа шла под этим неказистым названием. А в те годы большую роль играли письма. Пошли протесты: верните старое название. И тогда наш главный редактор Кира Вениаминовна Анненкова отправилась к Лапину и без обиняков сказала: «Если бы вы уснули вчера Сергеем Георгиевичем, а сегодня утром проснулись Иваном Петровичем, как бы вы себя чувствовали?» Он оценил остроумие. И передача - по требованию трудящихся - снова стала называться «Шире круг».


- Ольга Борисовна, смотрите сейчас телевизор? И как вам происходящее на экране?

Редко смотрю и вижу много пошлости. Раздражают скандальные ток-шоу, рассчитанные на невзыскательный вкус. Я не хотела бы возвращаться на телевидение, хотя по нему скучаю. Уровень многих людей, которые там работают, оставляет желать лучшего. Кажется, что у этих «творцов» - я имею в виду редакторов - нет не только музыкального, но вообще какого-либо образования. Про интеллект я и не говорю, но хотя бы кругозор был! Признаюсь, что вынашиваю замысел реанимировать любимый народом «Шире круг». Программа была популярна двадцать лет! И даже когда передача продолжила свою жизнь на ТВЦ, она пользовалась успехом еще лет десять. Меня о ней до сих пор спрашивают люди, когда узнают, что я телевизионный человек.

Когда мне исполнилось пятьдесят, на Центральном телевидении по случаю юбилея мне выписали премию, наградили всякими грамотами - и освободили от работы. В связи с реорганизацией ЦТ нашу редакцию народного творчества просто-напросто ликвидировали.

Все меняется: возможно, и у нашей исторической программы начнется новая, необыкновенная жизнь. Мечтать не вредно!

Ольга Молчанова


Образование:
окончила Уральскую консерваторию им. Мусоргского


Семья:
сын - Олег, юрист; внуки - Константин (25 лет), Антонина (19 лет); правнук - Артем (4 года)


Карьера:
автор идеи и музыкальный редактор популярной в 1980-90-х годах программы «Шире круг». Всего передача просуществовала с 1976 по 1996 год, с 2001-го продолжилась на канале ТВЦ до 2006-го. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат премии «Овация»

Ольга МОЛЧАНОВА, ведущая музыкальной программы канала ТВЦ "Шире круг":

Популярная телевизионная музыкальная программа канала ТВЦ "Шире круг" с полным правом может быть занесена если не в книгу рекордов Гиннесса, то уж в российское "Диво" - точно. Потому что в истории ТВ еще не было подобных программ-"долгожительниц": без перерывов и "тайм-аутов" в преддверии каждого советского (а ныне российского) праздника "Шире круг" появлялся на наших экранах в течение... аж 30 лет! Молва людская поженила ведущих Катю Семенову и Вячеслава Малежика; именно в ней 16-летний Дима Маликов впервые в составе ВИА "Самоцветы" спел свою сольную песню "Солнечный город" и именно на этой сцене юный Филипп Киркоров впервые вообще появился в телеэфире с песней "Магдалена"...

Ольга Борисовна, кому принадлежала идея программы - объединение самодеятельных артистов разных жанров - от певцов, танцоров и пародистов до акробатов и фокусников?

Эта идея давно лежала в недрах редакции "Народное творчество", существовавшей тогда на телевидении. Поскольку сначала программа снималась в студии Останкино, нам хватало одного-двух популярных артистов в конце передачи. А когда позже мы переместились в Лужники, нужно было как-то заполнять этот огромный зал. Поэтому мы стали приглашать на "Шире круг" гораздо больше "звезд", имена которых привлекали бы публику.

Насколько мне известно, не все ваши "звезды" отличались дружелюбием. Случались и амбиции...

Да, эпизод, например, с певицей Татьяной Марковой я помню до сих пор! Это было на выездной съемке в Пятигорске. Нас поселили в здании красивого санатория, и Тане с мужем был предоставлен номер "полулюкс". В таких же номерах жили Игорь Корнелюк, Ярослав Евдокимов... "Люкса" было всего два. В один поселили Мишу Муромова вместе с его довольно большим коллективом музыкантов, а второй занимала я, потому что этот "люкс" одновременно являлся и моим жильем, и пресс-центром, и телевизионным штабом программы. Можете представить, что там творилось: с утра до ночи толпились артисты, администраторы, операторы, технический персонал, во всех углах лежали камеры, коробки с пленками... Там же проходили рабочие совещания, после которых люди прямо на полу и ночевали, закончив монтаж отснятого за день материала. В общем, проходной двор! Кроме того, это был единственный номер с телефоном, который в таких случаях просто необходим. Но, видимо, Тане было очень тесно вдвоем с мужем в своем "полулюксе", и она, возомнив себя крутой звездой, устроила мне скандал, заявив: "Или меня переселяют в "люкс" - или я уеду". Меня-то это ничуть не испугало - от ее отсутствия программа нисколько не пострадала бы. Просто я человек неконфликтный, не люблю обид и разборок во время работы - пришлось этот номер ей уступить. Поэтому я в поездках никогда не живу в "люксах" - во избежание подобных разговоров.

У каждого редактора есть т.н."свои" артисты, которые им симпатичны. Кто был в числе "ваших"?

- "Свои" артисты у редакторов той или иной программы появляются действительно по разным причинам. В последнее время, которое стало крайне коммерческим и денежным, "свои" чаще всего из числа тех, кто платит. А кто платит хорошо - те становятся любимыми артистами. Честно говоря, я очень мало верила, что из Филиппа что-то получится. Да, внешние данные были блестящими, плюс внутренняя культура, музыкальность, но вокал тогда был достаточно средний. И я никогда не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в вокальном отношении - просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом. Он редкий на нашей сцене человек, который обладает комплексом всех качеств, которые необходимы настоящему эстрадному артисту. Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш "белорусский соловушка" Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно, и потрясающе талантливый музыкант, "Золотой аккордеон России" Валерий Ковтун, обаятельнейший человек - он тоже впервые появился в программе "Шире круг" с таким редким инструментальным жанром, который, в общем-то, мало кого раньше интересовал.

Ольга Борисовна, про вас говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: "Вот есть новая молодая группа, послушайте!" Я послушала - и обалдела! Это были "Иванушки". Потом я увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: "Поверь моим словам - это будет бомба!" Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему человеческому обаянию. Они провели несколько программ "Шире круг", и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся.

Кстати, все ли "птенцы, вылетевшие из-под вашего крыла", помнят о своей "родительнице"?

Очень немногие! Вот про единственного могу сказать, и не ошибусь, кто всегда вспоминает обо мне и говорит очень теплые слова, упоминает мое имя на компакт-дисках - это Филипп Киркоров. Или вот в Кремле за кулисами как-то снимали интервью Сергея Мазаева. Я сидела немного в стороне. Увидев меня, он прервал разговор, вынырнул из-под камеры, подбежал, встал передо мной на колени, поцеловал мне руку и сказал: "Ольга Борисовна, дорогая! Вы - моя крестная мама на телевидении, я никогда не забуду вашей доброты!" Хотя мы снимали его всего пару раз - он тоже был как бы "под запретом" из-за того, что самые первые песни ему написал Добрынин.

Ирина БАРЫШЕВА.

Как российские звезды отметили 40-летие программы «Шире круг», наблюдал корреспондент Sobesednik.ru.

В концертном зале при администрации президента с размахом отметили 40-летие программы «Шире круг» и юбилей ее основателя Ольги Молчановой. Звезд, желающих поздравить Молчанову, оказалось так много, что празднование затянулось до полуночи. То, что программа жива и любима в сердцах зрителей, стало понятно сразу. В зале, как и за кулисами, был полный аншлаг. Руководила процессом, как в старые добрые времена, Ольга Молчанова. – В последнее время я часто бываю за границей: и на Кипре, и в Израиле, – рассказала Ольга Борисовна. – Куда бы ни зашла, все меня спрашивают: «Почему программы нет в эфире? Где наш любимый «Шире круг»?» Мне всегда радостно, что программа до сих пор так интересна. Наверное, из-за того, что я жила ради работы.

Продюсер вечера и автор хитов Жени Белоусова поэтесса Любовь Воропаева за кулисами перечисляла звезд, которых открыл «Шире круг». Пальцев на руках не хватило. Кстати, Молчанова многих знаменитостей считает своими детьми. Например, Филиппа Киркорова, который пришел к ней на прослушивание тридцать лет назад. – Я от него ничего не ожидала, – не стала скрывать Ольга Борисовна. – В середине 80-х он пришел ко мне и спел. С точки зрения голоса были ребята посильней. Но с точки зрения музыкальности ему равных не было. Он исполнял болгарские песни и не спел ни одной фальшивой ноты: всё чистенько, душевно и очень сердечно. Я сразу поняла, что из этого человека может быть толк. И когда он стал тем, кем является сейчас, я была очень рада. Мы с Филиппом дружим до сих пор! Саша Серов пришел ко мне тоже, но он уже был хорошим певцом. Мне его привел Женя Мартынов. Я послушала Сашу и поняла: он готовый певец. Ему нужен только репертуар. И вскоре у него появились песни Игоря Крутого.

Ольга Молчанова, певец Игорь Наджиев, поэтесса Любовь Воропаева


Большая часть звезд, открытых в «Шире круг», пришли и в этот вечер. Исполнительница хитов «Алмаз» и «Подорожник-трава» Алиса Мон вспоминала, что именно благодаря «Шире круг» она смогла справиться с жизненными неурядицами, которые случились в ее жизни.
– Ольга Борисовна Молчанова меня поддержала в тот момент, когда я даже не ожидала, – призналась Мон.
– Я тогда только рассталась с мужем и думала, что никому не нужна. А Ольга Борисовна сделала меня ведущей и дала возможность петь песни, которые ни на одном канале я не смогла бы спеть. В этот раз ведущими вечера стали Илона Броневицкая и Александр Олешко. Последний следил за порядком выступлений звезд, которые в этот вечер категорически не хотели уходить со сцены.
– Ольга Борисовна, сколько песен надо петь? – спрашивал он у Молчановой. – Саша, тебе я разрешаю спеть две! – смеясь, ответила та. – Малежик уже третью поет! – покачал головой телеведущий. – Может, вы ему как-то просигнализируете, что пора заканчивать! У нас же еще столько номеров впереди!


Сам Вячеслав за кулисами рассказывал: в последнее время начал писать книжки для детей. А вот современная эстрада ему не нравится.
– Не уверен, что буду смотреть Евровидение, – сетовал певец. – Все-таки это конкурс песни, а там все, что угодно, только не песня! Соревнование костюмов, выпрыгивание из рояля, катание на коньках! Это соревнование рамок, а не картин. Что касается Лазарева, то он во мне эмоций не рождает...

Алиса Мон


Алёна Апина за кулисами весело общалась с Игорем Сарухановым, вспоминая свое участие в «Шире круг». В этом году в жизни Алёны случились перемены: она стала режиссером. На днях звезда презентовала спектакль «Ночь перед экзаменом», который поставила в школе, где учится ее дочь. До этого певица преподавала в учебном заведении уроки музыки. Судя по цветущему внешнему виду, новый род деятельности доставляет ей истинное удовольствие. Впрочем, уходить со сцены Апина не собирается.
Легендарный Сергей Захаров впервые за долгие годы появился на сборном концерте. В интервью «Только звездам» певец признался: тусовки его не интересуют. В этот вечер Захаров сильно торопился и просил переставить его выступление на несколько номеров вперед. Оказалось, что у легендарного певца – поезд.
– Все говорят о кризисе, а у меня концертов предостаточно! – хвастал Захаров. – В январе было 17 выступлений, в феврале – больше двадцати, в марте – восемнадцать. Я работаю всю зиму, а летом отдыхаю. Большую часть времени провожу в Болгарии, где построил большой дом.


Сразу после концерта знаменитости переместились в ресторан. Не смогла пропустить застолье и Наташа Королёва. Благодаря легендарной программе она впервые засветилась на центральном телевидении.
В этот день Наташа жаловалась на аллергию. Не обошлось и без инцидентов. Во время тоста Михаил Муромов заметил, что окружающие его не слушают. Певец призывал обратить на него внимание, но тщетно. В результате Михаил несколько раз взвизгнул в микрофон, чем жутко напугал «русалку». Та аж вздрогнула от неожиданности.
– Сколько лет прошло с начала программы, а мы, артисты, жалеем, что той атмосферы любви и сегодня нам всем так не хватает, – подытожила Катя Лель.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS