Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Жизнь и быт папуасов. Шокирующие традиции и обычаи папуасов, которые поймет далеко не каждый |
Папуасы приносили путешественнику плоды хлебного дерева, бананы, таро, кокосовые орехи, сахарный тростник, свинину, собачье мясо. Миклухо-Маклай отдаривал их лоскутами материи, бусами, гвоздями, бутылками, коробками и тому подобным, лечил больных, давал советы. Однажды на двух больших пирогах приехали люди с соседних островов Били-Били, привезли в подарок кокосов и бананов и, прощаясь, приглашали белого на свой остров, показывая жестами, что не убьют и не съедят его. Среди местных жителей Миклухо-Маклай слыл «человеком с луны». В сношениях с туземцами он всегда придерживался правила исполнять данное им обещание. Поэтому у папуасов сложилась поговорка: «слово Маклая одно». Другое мудрое правило поведения заключалось в том, чтобы никогда не говорить туземцам неправды. Быт и нравы папуасов В те времена папуасы Берега Маклая не знали употребления металлов и находились в стадии каменного века; ножи, наконечники копий и разные орудия они делали из камня, кости и дерева. Тем не менее, у них была высоко развитая сельскохозяйственная культура: они выжигали участки тропического леса, тщательно обрабатывали землю, окружали участок забором из сахарного тростника для защиты от нападения диких свиней. Основные культурные растения здешних мест - это ямс, таро и бататы, составляющие в вареном или печеном виде главную пищу папуасов. На плантациях можно было встретить, кроме того, сахарный тростник, бананы, хлебное дерево, бобы, табак и другие растения. Вокруг хижин разводят кокосовые пальмы; они приносят плоды в течение круглого года. Излюбленное блюдо папуасов - это соскобленная раковиной мякоть кокосового ореха, политая кокосовым молоком; получается нечто вроде каши. Приготовление кокосового масла не было известно жителям Берега Маклая. Мясная пища у папуасов - редкость; на мясо разводят собак, новогвинейских свиней, кур. Едят также рыб, сумчатых, крупных ящериц, жуков и моллюсков. Обыкновенно муж готовит пищу отдельно для себя, а жена - для себя и для детей. Муж и жена никогда не едят совместно. Гостю приготовляют пищу особо и при прощании вручают остатки. Но имея соли, вместо нее пользуются морской водой. «Имеют еще суррогат соли в прибиваемых к берегу приливом засохших стволах и корнях. Носясь многие месяцы в море, стволы эти сильно пропитываются солью. Папуасы их сушат несколько дней на солнце и поджигают. Еще теплую золу папуасы жадно едят - она, действительно, довольно солона». Или же пьют навар из гусениц, пауков и ящериц в морской воде. Из особого вида перца готовят опьяняющий напиток. Для этого листья, стебли, а особенно корни жуют, а затем выплевывают в кокосовую скорлупу с возможно большим количеством слюны. Потом приливают немного воды, фильтруют через пучок травы и пьют фильтрат. Достаточно стаканчика, чтобы опьянеть. Женщинам и детям употребление кеу, как называется этот напиток, строго воспрещено. Key - это кава полинезийцев. Из домашних животных держали свиней и собак, мясо собак составляло любимую пищу. Посуда здешних папуасов состояла из глиняных горшков и деревянных блюд; в большом ходу была также скорлупа кокосовые орехов. Главное орудие, при помощи которого папуасы делали свои постройки, лодки, утварь, - это каменный топор, плоский полированный камень с заостренным лезвием. Местами вместо камня пользовались массивной раковиной моллюска тридакны. «Туземцы своими легкими топорами, с лезвием не более чем в пять сантиметров, легко срубают древесные стволы в полметра в диаметре, а также вырезают тонкие узоры на древках своих копий», - писал Миклухо-Маклай. Ножи делали из костей животных, а также из бамбука. В качестве оружия употребляли деревянные метательные копья длиной около двух метров, лук со стрелами длиной в один метр, пращи. С железом впервые ознакомил жителей берегов залива Астролябии наш путешественник. Еще в конце XIX века русское слово «топор» употреблялось всеми туземцами побережья для обозначения железного топора, в отличие от каменного. Добывать огонь прибрежные папуасы не умели и для сохранения огня пользовались горящими или тлеющими головешками. Те же, которые жили в предгорьях, извлекали огонь шнурком при помощи трения. Мужчины, особенно в праздничные дни, раскрашивали себе лицо красной или черной краской. Мужчины, а иногда и женщины, татуируются, выжигая на теле рубцы. Женщины носят много ожерелий из раковин, собачьих зубов и косточек плодов. Папуасы жили небольшими деревнями в хижинах из бамбука или из дерева, с крутыми крышами. Некоторые хижины были украшены изображениями человеческих фигур обоего пола, сделанными из дерева. Одна такая фигура («телум»), привезенная Миклухо-Маклаем, хранится в Этнографическом музее Академии наук. Папуасы Берега Маклая женятся рано; как правило, имеют одну жену и в нравственном отношении ведут очень строгую жизнь. Брак у папуасов экзогамный; это значит, что мужчина может жениться только на женщине из другого рода. Для вступления в брак необходимо согласие матери или брата матери. Миклухо-Маклай описывает обряд сватовства в одной из деревень. Дядя с материнской стороны дает жениху наговоренный табачный лист. Жених кладет на него несколько своих волос, завертывает и, выкурив до половины, передает девушке. Если та закурит окурок или примет его, отдарив иглой из рыбьей кости, это означает ее согласие на брак. Когда берут жену из дальней деревни, совершают обряд насильственного похищения невесты. Родители весьма привязаны к детям. По дому все повседневные хозяйственные работы выполняют женщины. Мертвых погребают, закапывая в земле в тех же хижинах, где живут. На Берегу Маклая не было ни родовых, ни выборных начальников. Язык папуасов Берега Маклая не представлял трудностей для изучения, и путешественник вскоре настолько овладел папуасским языком, что мог свободно объясняться с жителями соседних деревень. Для этого потребовалось знание примерно трехсот пятидесяти слов. Общее количество слов в языке папуасов данного района Миклухо определяет в 1000. Следует иметь в виду, что никаких переводчиков или словарей у нашего путешественника не было. К этому надо прибавить, что почти каждая деревня Берега Маклая имеет свое наречие и, чтобы понимать жителей в расстоянии часа ходьбы от резиденции Миклухи, надо было брать переводчика. Число жителей вокруг залива Астролябии Миклухо-Маклай исчислял в 3500-4000 человек. Возвращение из первого путешествия 19 декабря 1872 года за Николаем Николаевичем пришел клипер «Изумруд». На это судно был назначен один моряк с «Витязя», уже побывавший на Новой Гвинее в 1871 году, когда «Витязь» отвозил Миклухо-Маклая. Вот как состоялась встреча с путешественником. «Мы не без внутреннего волнения приближались к бухте Астролябии. Жив Маклай или нет? Большинство уже давно исключило Маклая из списка живых, так как в одной из австралийских газет несколько времени тому назад было напечатано, что в Астролябию заходило одно купеческое судно, нашедшее в живых только Вильсона... Злые, дикие и поедающие себе подобных - вот, пожалуй, главные характеристики, которыми принято описывать племенных жителей Папуа-Новой Гвинеи. Однако в реальности все обстоит несколько иначе - слухи о жестокости и людоедстве, процветающих на этих островах, явно сильно преувеличены. По крайней мере, туристы, отважившиеся познакомиться лично с культурой папуасов, утверждают, что местные аборигены вполне приветливы, хотя вначале и кажутся весьма суровыми и мрачными. Об этом, кстати, писал в своем дневнике и Миклухо-Маклай, русский этнограф-путешественник, проживший с дикими племенами не один год. Ученый почти сразу раскрыл простодушие этих людей, описав свое первое явление на острове так: «Исключая двух или трёх царапин, никто не решался нанести мне тяжёлую рану». Надо сказать, что с тех пор (а было это в 1870 году) сердечной доброты папуасы не утратили и по-прежнему готовы мирно вести разговоры, если только вы не покуситесь на их земли, женщин и… свиней. Каменный XXI векЗа прошедшие века мало изменился не только психологический портрет дикарей, но и все устройство их бытия. Этнографы, тщательно изучившие папуасский мир, сошлись во мнении, что многие племена до сих пор сохранили в своей повседневной жизни признаки строя времен каменного века. Большинство папуасов, будучи далеки от прогресса и Большого света, живут точно так же, как жили их предки. Да, конечно, какие-то признаки современного мира на острова все-таки проникли (вместо перьев и пальмовых листьев аборигены теперь облачаются в ткани), но в целом уклад жизни остается таким же, как и много веков назад. Однако было бы абсолютной ложью говорить, что с появлением белых людей на этих землях жизнь папуасов никак не изменилась. С момента создания европейцами горной промышленности и развития в стране туризма часть коренных жителей покинула свои родовые общины и занимается извозом гостей, разработкой месторождений, обслуживанием магазинов и так далее. Сегодня можно уже говорить о том, что в Гвинее формируется прослойка предпринимателей и фермеров. А многие традиции и обряды либо бесследно исчезли, либо превратились в туристические аттракционы. Планы племени - в жизнь! Живут папуасы в основном за счет ручного земледелия, собирательства и гораздо реже - охоты. С появлением европейцев немаловажную роль в функционировании племени стало играть свиноводство, хотя мясо здесь едят очень редко, из соображений экономии заменяя его бататом, кокосом и бананами. Само племя представляет собой объединение больших семей, притом понимание «большой семьи» здесь сильно отличается от европейского и порой насчитывает порядка 30-40 человек. Что примечательно, основа ячейки дикого общества - женщины, многочисленные жены одного мужчины, главы семейства. Кто в доме хозяин?Ну и какое же племя без вождя! Узнать его очень легко: сосредоточенное лицо, брутальный вид, пронизывающий взгляд. Его мнение авторитетно и редко подлежит обжалованию. Более того, даже когда вождь умирает, к его обернутому в пальмовые листья телу еще долгое время приходят соплеменники, жаждущие получить частичку мудрости покинувшего мир вождя. Племенной властитель Папуа не только командует общиной, но и лечит её, ибо по совместительству является шаманом и врачевателем. Только вождю известно, какую болезнь и чем лечить и как правильно проводить мальчикам обрезание - обязательную процедуру для посвящения юнцов в мужчины. Кроме этого, вождь стерилизует женщин племени, если та родила двух и более детей. Увы, территория обитания племени сильно ограничена, переезжать с насиженного места община не имеет права, поэтому за рождаемостью в семьях ведется строгий контроль. Мужчины правят миром Кому из молодых женщин племени и, что важнее, - за кого нужно было выходить замуж, тоже решал Мужской дом. При этом чувства несчастной, конечно же, в расчет не брались. А поскольку женить молодых людей из одного племени было нельзя (это приравнивалось к инцесту), то юную особу ждала весьма незавидная участь. Впрочем, положение молодой женщины в племени всегда имело временный статус. Проживали они в своей общине лишь до замужества, после которого они переезжали в племя своего супруга. Несмотря на совместную деятельность, барьер между супружеской парой сохраняется всю жизнь: он живет в Мужском доме, она - в женской хижине, он владеет своим имуществом, она - своим. Так что духовным единением влюбленной пары в Папуа-Новой Гвинее даже не пахнет! Стенка на стенку Ежегодно случается несколько таких межплеменных вооруженных столкновений. Основанием для объявления серьезной войны является кража или убийство. За пострадавшего папуаса, как предписывает традиция, вступается все племя, но и община злодея тоже не остается в долгу. Чаще всего используется традиционное оружие: луки, стрелы, топоры и копья, но в последнее время папуасы стали прибегать и к огнестрельному оружию. Если вожди враждующих племен не смогут договориться мирно, военные действия могут продолжаться месяцами, а то и годами. Война танцевИ все-таки не всегда папуасы воют на ножах! В августе на островах проходят бои совершенно иного свойства - танцевальные. В это время у подножия одной из самых высоких гор - горы Вильгельм - собирается около сотни племен со всех уголков Папуа-Новой Гвинеи, чтобы сразиться в танцевальном мастерстве на традиционном фестивале Синг-Синг, посвященном Дню независимости страны. Кому-то покажется, что этот праздник барабанов, костюмов, песен и плясок не более, чем туристическая уловка, но корни этого мероприятия уходят аж в каменный век. Далекие предки папуасов проводили нечто подобное в честь победы над соседней общиной или в честь перемирия (все с тем же соседним племенем). В 50-х годах ХХ века фестиваль получил статус официального праздника и проводился, чтобы сблизить враждующие общины. Пока рядовые члены племени танцевали и коллективно поедали арбузы, вожди достигали важных соглашений. Материальная польза от фестиваля, когда на танцевальный поединок стали приезжать туристы, стала лишь дополнительным бонусом. Готовиться к мероприятию папуасы начинают с самого раннего утра. Работы предстоит много: нужно всех раскрасить в «фирменные» цвета, нарядить в листья пальм, перья птиц, бусы из клыков и собачьих костей, распределить танцевальные партии. Все силы бросаются на то, чтобы максимально доходчиво рассказать зрителям в безумных плясках и песнопениях о традициях, ритуалах и устройстве своего племени. Посмотреть на это красочное шоу съезжаются туристы со всего света. И есть ради чего: этот праздник считается самым масштабным в мире собранием туземных племен. Несмотря на то, что за окном стремительный XXI век, который называют веком информационных технологий, здесь в далекой от нас стране Папуа – Новая Гвинея, кажется, время остановилось. Государство Папуа – Новая ГвинеяГосударство расположено в Океании, на нескольких островах. Общая площадь около 500 квадратных километров. Население 8 млн. чел. Столица – город Порт-Морсби. Главой государства считается королева Великобритании. Название «Папуа» переводится как «курчавый». Так назвал остров в 1526 г. мореплаватель из Португалии – губернатор одного из островов Индонезии Жоржи ди Менезиш. Спустя 19 лет на острове побывал испанец, один из первых исследователей островов Тихого океана, Иньиго Ортис де Ретес и назвал его «Новая Гвинея». Официальный язык Папуа – Новая ГвинеяОфициальным языком признан ток-писин. На нем говорит большинство населения. А также английский, хотя его знает лишь один человек из ста. В основном, это государственные чиновники. Интересная особенность: в стране более 800 наречий и поэтому Папуа – Новая Гвинея признана как страна с самым большим количеством языков (10% всех языков мира). Причина такого явления – почти полное отсутствие связей между племенами. Племена и семьи в Новой ГвинеиСемьи папуасов до сих пор живут в племенном режиме. Отдельная “ячейка общества” просто не в состоянии выжить без контакта со своим племенем. Особенно это касается жизни в городах, которых в стране довольно много. Однако здесь городом считается любой населенный пункт, численность которого более тысячи человек. Семьи папуасов объединяются в племена и живут рядом с другими, городскими людьми. Обычно дети не посещают школы, расположенные в городах. Но и те, кто поступает учиться, очень часто после одного или двух лет учебы возвращается домой. Стоит также отметить, что девочки вообще не учатся. Поскольку девочка помогает матери по хозяйству до того момента, как ее выдадут замуж. Мальчик возвращается в семью, чтобы стать одним из равноправных членов своего племени – “крокодилом”. Так называют мужчин. Кожа их должна быть похожей на кожу крокодила. Юноши проходят инициализацию и уже потом имеют право общаться на равных с остальными мужчинами племени, у них появляется право голоса на собрании или другом мероприятии, проходящем в племени. Племя живет одной большой семьей, поддерживает и помогает друг другу. Но с соседним племенем обычно не контактирует или даже откровенно враждует. Последнее время папуасам довольно сильно подрезали их территорию, им все труднее сохранять прежний порядок жизни на природе в естественных условиях, свои тысячелетние традиции и свою уникальную культуру. В семьях Папуа – Новой Гвинеи по 30-40 человек. Женщины племени ведут домашнее хозяйство, ухаживают за скотом, рожают детей, собирают бананы и кокосы, готовят еду. Еда папуасовНе только фрукты являются основной пищей папуасов. Для приготовления еды используется свинина. Свиней в племени оберегают и употребляют в пищу их мясо очень редко, лишь по праздничным дням и памятным датам. Чаще они едят мелких грызунов, которые обитают в джунглях и листья бананов. Все блюда из этих ингредиентов, женщины умеют потрясающе вкусно готовить. Брак и семейная жизнь жителей Новой ГвинеиЖенщины практически не имеют никаких прав, подчиняясь сначала родителям, а потом всецело своему мужу. По закону (в стране большинство жителей – христиане) муж обязан хорошо обращаться с женой. Но на деле это далеко не так. Сохраняется практика ритуальных убийств женщин, на которых падает хотя бы тень подозрения в колдовстве. Согласно статистике более 60% женщин постоянно подвержены насилию в семье. Международные общественные организации и католическая церковь постоянно бьют тревогу по этому вопросу. Но, к большому сожалению, все остается по-прежнему. Девочку в 11 – 12 лет уже выдают замуж. Родители при этом лишаются “еще одного рта”, так как помощницей становится девочка помладше. А семья жениха приобретает бесплатную рабочую силу, поэтому присматривается ко всем девочкам шести – восьми лет. Зачастую женихом может стать мужчина старше девочки лет на 20-30. Но выбора нет. Поэтому каждая из них безропотно принимает свою судьбу, как должное. Но и мужчина не сам выбирает себе будущую жену, которую сможет увидеть только перед традиционной свадебной церемонией. Решение о выборе невесты будет принято старейшинами племени. Перед свадьбой принято засылать сватов в семью невесты и приносить подарок. Только после такого обряда назначается день свадьбы. В этот день проходит ритуал «похищения» невесты. В дом невесты должны внести достойный выкуп. Это могут быть не только различные ценные вещи, но и например, кабанчики, ветки бананов, овощи и фрукты. Когда невесту отдадут в другое племя или другой дом, ее имущество делят между собой члены общины, из которой эта девушка. Жизнь в браке не назовешь легкой. По древним традициям, женщина живет отдельно от мужчины. В племени существуют так называемые женские и мужские дома. Прелюбодеяние, с любой стороны, может быть наказано очень жестоко. Есть и специальные хижины, где муж и жена могут периодически уединяться. Уединяться они могут и в лесу. Девочек воспитывают мамы, а мальчиков с семи лет мужчины племени. Дети в племени считаются общими, с ними особо не церемонятся. У папуасов не встретишь такую болезнь, как гиперопека. Вот такая вот непростая семейная жизнь у папуасов. Закон о колдовствеВ 1971 г. в стране принят Закон о колдовстве. В нем сказано, что человек считающий себя «заколдованным», не несет ответственности за свои поступки. Убийство колдуна является смягчающим обстоятельством при судебном разбирательстве. Очень часто жертвой обвинения становятся женщины из другого племени. Четыре года назад банда каннибалов, которая называла себя охотниками за ведьмами, убивали мужчин и женщин, а потом съедали их. Правительство пытается бороться с этим жутким явлением. Возможно, наконец, будет отменен закон о колдовстве. April 27th, 2015Очень логично начать рассказ о нашей поездке в Папуасию с рассказа о самих папуасах. В общем, сложно сказать, было бы лучше или хуже... Да и не зачем. По крайней мере сейчас - пока от папуасов в экспедиции на Пирамиду Карстензс никуда не деться. Итак, наша экспедиция Карстензс 2015 началась, как и все подобные экспедиции: аэропорт Бали - аэропорт Тимика. Куча баулов, бессонная ночь. Тщетные попытки хоть как-то поспать в самолете. Тимика - это еще цивилизация, но уже Папуа. Это понимаешь с первых же шагов. Или с первых объявлений в туалете. Но наш путь лежит еще дальше. Из Тимики на маленьком чартерном самолете нам нужно перелететь до деревни Сугапа. Раньше экспедиции ходили от деревни Илага. Путь там попроще, немного короче. Но последние три года в Илаге обосновались так называемые сепаратисты. Поэтому экспедиции стартуют из Сугапы. Грубо говоря, Папуа - регион оккупированный Индонезией. Папуасы себе индонезийцами не считают. Раньше им правительство платило деньги. Просто так. За то, что они папуасы. Последние лет пятнадцать деньги платить перестали. Но жители Папуа привыкли, что белые (относительно) люди должны им давать деньги. Уже не такие бодрые после ночного перелета мы со всем нашим скарбом переехали в соседний с аэропортом домик - откуда вылетают маленькие самолеты. Этот момент можно считать отправной точкой экспедиции. Все определенности заканчиваются. Никто никогда не говорит точную информацию. Все может случится через пять минут, или через два часа, или через день. Три часа ожидания, и мы выдвигаемся в сторону самолета. Им очень не нравится, что их фотографируют. Да и вообще приход толпы чужаков не вызывает у них никаких положительных эмоций. На обратном пути при взвешивании живой вес участников мероприятия значительно уменьшился. Да и вес багажа тоже. Взвесились, багаж сдали. И снова ждать. На этот раз в самом лучшем аэропортовом отеле - Папуа холидей. По крайней мере нигде так сладко не спится, как там. Команда"пора на посадку" выдергивает нас из сладких снов. Пол часа полета, и мы оказываемся в другом мире. Здесь все непривычно, и как-то экстремально. И заканчивая внезапно набежавшими папуасами. Нас уже ждали. Женщины сели отдельно. Поближе к нам. Посмеяться, пообщаться. Даже немного пококетничать. Мужчины в отдалении занялись серьезными делами. Ну вот наконец я дошла до нравов и обычаев папуасов. В Папуасии царит патриархат. Так вот. Вернемся к семьям. Охота случается далеко не каждый день. Дом защищать тоже особо не от кого. Женщина просыпается рано утром. Готовит чай, кофе и прочий завтрак. А потом занимается домом, детьми, огородом и прочими глупостями. Целый день с утра до вечера. Все это мне рассказали индонезийские ребята в ответ на мой вопрос: почему мужчины практически ничего не несут, а женщины тащат тяжелые сумки. Итак. Наши папуасы занялись обсуждением, пускать нас через Сугапу или нет. Если пускать, то на каких условиях. Время шло, переговоры затягивались. Все было готово, чтобы отправиться в экспедицию. Сапоги, зонтики, оружие и прочие нужности. Пара часов прошла в беседах. Вы думаете это все? Нет. Это только начало. Зачем столько? Как я уже написала, где-то с семидесятых годов индонезийское правительство выплачивало папуасам деньги. Просто так. Все что нужно было делать - раз в месяц придти в банк, отстоять очередь и получить кучку денег. Способ получать деньги нашелся достаточно быстро. Буквально с приходом первых туристов. Посреди дороги кладется палочка. И переступать через нее нельзя. Что будет, если переступить палку? Сами же папуасы вспыльчивы. Быстро отходят, но в первый момент в гневе себя не сильно контролируют. Так вот, будут камнями кидать или из лука в спину выстрелят - экспериментировать никто не хотел. Сначала это похоже на театрализованное действие. Речи произносят исключительно мужчины. Обсуждение то разгорается, то затихает. Если перевести диалог на русский язык, выглядело бы это приблизительно так: И тут начинается торг... И снова летят шапки на землю и голосят женщины. Ребята, видящие это все в первый раз, тихо фигеют. И совершенно искренне говорят: "А вы точно им не заплатили за этот спектакль?" А главное, что и местные жители особенно ребятишки воспринимают это все, как театральное шоу. Проходит полчаса, час, в самом тяжелом случае - два часа. Переговорщики доходят до общепринятой суммы в миллион индонезийских тугриков. Палка отодвигается и наша кавалькада устремляется дальше. Первый раз это даже забавно. Второй - все еще интересно. От Сугапы до Суангамы - конечной цели нашей поездки - 20 километров. На преодоление их у нас ушло больше семи часов. Вечерело. Все уже промокли под дождем. Начинало темнеть и становилось откровенно холодно. А я пыталась объяснить, что все. Эти самые товарно-денежные отношения не действуют. Где-то в начале путешествия у меня недоуменно спрашивали: "Ну они же нанялись к нам на работу, они же должны выполнять обязательства". И от этих слов мне хотелось смеяться и плакать одновременно. У папуасов нет понятия "обязательства". Сегодня одно настроение, завтра другое... И вообще, с понятием морали у папуасов как-то напряженно. То есть оно отсутствует напрочь. Последний блок мы преодолевали уже в темноте. В итоге в темноте по горной дороге под дождем на мотоциклах без фар мы добрались до последней деревни перед джунглями - Суангами. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?