Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Определение слова пейзаж в живописи. Какие основные жанры живописи вы знаете? Развитие пейзажа в европейской живописи |
1.1 Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Виды пейзажаПейзаж - (фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Человек начал изображать природу еще в далекие времена, элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно в искусстве Древнего Егита и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома, пейзажи нередко служили средством условных пространственных построений в иконах и больше всего в миниатюрах. Особую линию развития получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. (см приложение рис 1.1.1) Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, выделением декоративных мотивов, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай) . В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. (см приложение рис 1.1.2) Художники обратились к изучению натуры Леонардо до Винчи, позже П. Брейгель в Нидерландах разработали систему валеров, световоздушную перспективу в XVI в.. Формируются первые разновидности и направления этого жанра: лирический, героический, документальный пейзаж: П.Брейгель «Пасмурный день» (Канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П.П.Рубенс «Охота на львов» (ок. 1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт «Пейзаж с прудом и арочным мостом» (1638, Берлин - Далем), Я. ван Рейсдаль «Лесное болото» (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом» (1649, Москва, ГМИИ им. Пушкина), К.Лоррен Полдень (1651, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гварди «Площадь Сан Марко, вид на базилику» (ок. 1760-1765, Лондон, Национальная галерея) и т.д.. (см приложение рис 1.1.3) В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы, открывшими новые возможности в передаче изменчивой игры бликов, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков. Это барбизонцы, К.Коро «Утро в Венеции» (ок. 1834, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Э.Мане «Завтрак на траве» (1863, Париж, Лувр), К.Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ им. Пушкина), О.Ренуар «Лягушатник» (1869, Стокгольм, Национальный музей). В России А.К.Саврасов «Грачи прилетели» (1871, Москва, Третьяковская галерея), И.И.Шишкин «Рожь» (1878, Москва, Третьяковская галерея), В.Д.Поленов «Московский дворик» (1878, Москва, Третьяковская галерея),. (см приложение рис 1.1.4) Крупные мастера конца XIX и XX вв. (П. Сезанн, П. Гоген, Ван-Гог, А. Матисс во Франции, А. Куинджи, Н. Рерих, Н. Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа расширили и обогатили А. Рылов, К. Юон, Н. Рерих, А. Остроумова-Лебедева, А. Куприн, П. Кончаловский и др. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина и речной пейзаж. Сельский пейзаж он же «деревенский» - Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран. (см приложение рис 1.1.5) Городской пейзаж стал результатом нескольких столетий развития пейзажной живописи. В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи, на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики. (см приложение рис 1.1.6) Архитектурный пейзаж - разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А.Каналетто, Б.Беллотто, Ф.Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю.Робер; К.Д.Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809-1810, Берлин, Государственный музей; С.Ф.Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д.Б.Пиранези, Д.Паннини). Ведута (ит. veduta, букв. - увиденная) - пейзаж, документально точно изображающий вид местности, города, один из истоков искусства панорамы. Поздний венецианский пейзаж, тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини, которому удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией. Термин появился в 18 в., когда для воспроизведения видов использовалась камера-обскура. Ведущим художником, работавшим в этом жанре, был А.Каналетто: Площадь Сан Марко (1727-1728, Вашингтон, Национальная галерея). (см приложение рис 1.1.7) Дальнейший серьезный вклад в развитие этого направления внесли импрессионисты: К. Моне, Писсаро и др. Дальнейшее развитие этого направления свелось к поиску наилучших способов отображения, цветовых решений, возможности отобразить особое «дрожание атмосферы», свойственное городам. Современный городской пейзаж - это не только лишь толпы людей на улицах и пробки на дороге; это еще и старые улочки, фонтан в тихом парке, солнечный свет, запутавшийся в паутине проводов… Это направление привлекало и будет привлекать как художников, так и ценителей искусства во всем мире. Марина (ит. marina, от лат. marinus - морской) - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер, В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер «Похороны на море» (1842, Лондон, галерея Тейт), К.Моне «Впечатление, восход солнца» (1873, Париж, музей Мармоттан), С.Ф.Щедрин «Малая гавань в Сорренто» (1826, Москва, Третьяковская галерея). Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно - катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург) является одной из наиболее узнаваемых картин этого жанра. (см приложение рис 1.1.8) Живопись на пленэре (под открытым небом), в основном это пейзажи и экстерьеры, требует некоторого опыта и «тренировки». Не всегда все легко выходит из-под руки. Если вам не удается сразу продвинуться вперед, как вы это себе представляли, то нужно просто дать себе время и насладиться открывающимся перед вами видом. Вообще незаконченный ландшафт, этюд, или эскиз, или фрагмент иногда могут стать приятным рабочим результатом, который не стоит недооценивать. Он показывает то, что мы хотим видеть. В сущности, как и во всех других темах живописи, наш собственный темперамент, наш опыт и наши возможности должны быть посвящены чему-то особенному. Так называемый видоискатель может нам помочь найти нужный формат. листе картона вырежьте прямоугольник, по возможности пропорционально формату картины. Это «окошко» напоминает видоискатель фотоаппаратов. Со временем у вас появится опытный взгляд. Набросок делаем, едва вдаваясь в детали, на подготовленном холсте, то есть предварительно на загрунтованный холст нужно нанести несколько цветных слоев и подсушить их так, чтобы холст не слишком сильно впитывал краску. Лучше всего писать в технике «алла прима». При работе на пленэре рекомендуется взять с собой два холста одинакового формата. После проделанной работы мы складываем обе плоскости картины лицом друг к другу. Между ними прокладываем либо две узкие деревянные планки, либо на четырех углах прокладываем маленькие кусочки пробок. Поверхности картин находятся внутри, свежие слои красок не касаются друг друга и не подвергаются опасности быть поврежденными снаружи. Так вы в сохранности донесете свои работы до дома . Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. Например, благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства ("Рожь", 1878, "Корабельная роща", 1898). Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышущиеся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о былинном величии и мощи русской природы. Пейзаж И. Левитана часто именуется "пейзажем настроения". На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины "Март" и "Золотая осень", знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа . Так как его стиль выбран в качестве наиболее соответствующего по духу для написания пейзажа «Сквозь время. Усадьба Уалихановых. Cырымбет. » на его творчестве остановимся подробнее. Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и так далее. По своей природе графическое изображение условное живописного... Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей... Виды и техники изобразительного искусства Техника живописи - совокупность приемов использования художественных материалов и средств. Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов... Графическая композиция урбанистического пейзажа В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого -- воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того... Живописная тематическая композиция "Предчувствие весны" В параграфе «Анализ программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе» автор знакомится с программами: выявляет особенности, содержание, а также исследует, в какой из них наиболее полно и интересно изучается тема пейзажа... Кубанский пейзаж В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы... Жанр - категория историческая, общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства. Способы представления природных образов в художественной культуре многообразны. Пейзаж (фр. Paysage, от pays -- страна... Пейзаж в визуальных видах искусства В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный и ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина и речной пейзаж... Портрет в изобразительном искусстве Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, - утверждал Гегель, - начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета... Процесс создания книжной иллюстрации Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: 1. монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; 2... Современные направления искусства Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография)... Стилистический анализ произведения А.П. Боголюбова "Бой русского брига с двумя турецкими кораблями" из фонда Государственного художественного музея Алтайского края В искусстве живописи жанр пейзажа считается одним из самых популярных. Пейзаж - (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение)... Технологические особенности выполнения натюрморта в графике Художественный анализ картины В.Д. Поленова "Московский дворик" Жанр городского пейзажа включает художественное представление и описание городов больших и маленьких, с современными небоскрёбами и узкими улочками. Картины с изображение урбанистического пейзажа разнообразны как города... франц.) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов. Иногда пейзаж выступает в качестве фона в живописных, скульптурных, графических произведениях других жанров. Как самостоятельный жанр пейзаж существует в европейском искусстве с XV((века. До этого времени он служил лишь фоном для тематической картины и портрета. Особенно широкое развитие пейзаж в XV((веке получил в голландской живописи. Крупными мастерами пейзажа были художники-импрессионисты - К. Моне, К. Писсарро, Я. Сислей. В России становление пейзажной живописи как самостоятельного жанра началось в конце ХVШ века (С. Щедрин, М. Иванов, Ф. Алексеев). Огромный вклад в развитие этого жанра во второй половине XIX века внесли А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи и другие русские пейзажисты группы передвижников, для которых пейзаж становится средством для выражения глубинного гражданского содержания. Светлана Васильева
Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист . Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы. Входит Художник. Х. - Здравствуйте, ребята! Д. - Здравствуйте! Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ? Ответы детей. Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена. А вы хотите стать художниками? Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее. Дети берут бэйджики и надевают. Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном. Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание. Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем . В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства. Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника. Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж . Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж ) Дети выполняют задание за столами. Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ? Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника. Звучит музыка Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем. Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц. Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей. И вот дождался русский лес своего художника. В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета) Звучит музыка Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию) Что изображено на картине Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник? Хотели бы вы оказаться в этом лесу? Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые? Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему? Почему роща названа «корабельной» ? В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет : Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли. Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ? Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами. Х. – До свидания, ребята! Темой пейзажа как жанра изобразительного искусства является местность. С французского языка слово «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Ведь пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту». А если говорить о природном пейзаже, то здесь выделяют отдельно морской пейзаж, который называют «марина» (соответственно, художников, изображающих море, называют «маринистами»), космический (изображение небесного пространства, звезд и планет). Развитие пейзажа в европейской живописиИнтерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения. Джотто «Бегство в Египет» (церковь Сан-Франческо в Ассизи) Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Музей Метрополитен (Нью-Йорк) П. Брейгель (Старший) «Возвращение стада» (1565). Музей истории искусств (Вена) П. Брейгель (Старший) «Охотники на снегу» (1565). Музей истории искусств (Вена) Д. Веласкес «Вид на сад виллы Медичи в Риме» (1630) П. Рубенс «Пейзаж с радугой» Ф. Буше «Пейзаж с водяной мельницей» (1755). Национальная галерея (Лондон) Огюст Ренуар «Лягушатник». Музей Метрополитен (Нью-Йорк) Винсент Ваг Гог «Звёздная ночь» (1889) Элен Франкенталер «Горы и море» (1952) Некоторые разновидности пейзажаАрхитектурный пейзажН. В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж. Ф. Я. Алексеев «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810) ВедутаВедута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт. Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1660) МаринаМарина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, а также иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII в. в Голландии. У. Тёрнер ««Последний рейс корабля «Отважный»» И. Айвазовский «Радуга» Исторический пейзажВ нём всё довольно просто: через историческую обстановку, природную и архитектурную среду показать прошлое. Здесь мы можем вспомнить картины Н.К. Рериха , изображения Москвы XVII в. А.М. Васнецова , русское барокко XVIII в. Е.Е. Лансере , А.Н. Бенуа , архаика К.Ф. Богаевского и др. Н. Рерих «Заморские гости» (1901) К. Богаевский «Консульская Башня в Судаке» (1903). Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского Футуристический (фантастический) пейзажКартины бельгийского художника Йонаса Де Ро
являют собой эпические полотна новых, неизведанных миров. Основной объект изображения Йонаса – обширные картины постапокалиптического мира, футуристические, фантастические изображения. Й. Де Ро «Заброшенная цивилизация» Философия пейзажаВ чём же она заключается? И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Государственная Третьяковская галерея (Москва) И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа. Возраст учащихся: 6 класс. Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора. Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь. Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):
Межпредметные связи: география, история. План урока:
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Объяснение новой темы (Слайды 2, 3) – Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке: (Слайд 4) 1. Научиться различать виды пейзажа и
характер пейзажа, (Слайд 5) – Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д. (Слайд 6) В энциклопедии Даля дается следующее
определение пейзажа – это непосредственный
отзвук души человека, зеркало его внутреннего
мира. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. 1. Сельский пейзаж К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж
отличается
рационально организованной руками человека
пространственной средой, включающей в себя
здания, улицы, проспекты, площади, набережные. 3. Парковый пейзаж В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой. 4. Морской пейзаж Картины с изображением морского пейзажа ещё
называют маринами. В Википедии дается следующее
определение: Марина(ит. marina, от лат.
marinus – морской) –
один из видов пейзажа,
объектом изображения которого является море.
Марина – рассказывает о своеобразной красоте то
спокойного, то бурного моря. 5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др. 6. В индустриальном пейзаже
художник
стремится показать роль и значение человека
–создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и
электростанций. Такой пейзаж появился в
советское время. Он был вызван идеей
восстановления народного хозяйства после
разрушительных лет гражданской войны. Разнообразие пейзажа по характеру. (Слайд 15) 1. Героический пейзаж Так можно назвать пейзаж, в котором природа
представляется величественной и недоступной для
человека. (Слайд 16) К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли. 2. Пейзаж настроения Стремление найти в различных состояниях
природы соответствие человеческим переживаниям
и настроениям придало пейзажу лирическую
окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или
тихой радости находят свое отражение в пейзаже
настроения. 3. Исторический пейзаж В пейзажном жанре находят свое косвенное
воплощение исторические события, о которых
напоминают изображенные архитектурные и
скульптурные памятники, связанные с этими
событиями. Такой пейзаж называют историческим.
Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему
определенную эмоциональную оценку. 4. Эпический пейзаж Величавые картины природы, полные внутренней
силы, особой значимости и бесстрастного
спокойствия характерны для эпического пейзажа. В
некотором смысле идеальный образ русской земли,
славной своими лесными богатствами, широкими
полями и могучими реками, создал Иван Иванович
Шишкин. 5. Романтический пейзаж В пейзаже порой запечатлевается бунтарское
начало, несогласие с существующим порядком
вещей, стремление подняться над обыденным,
изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака,
мрачные закаты, буйство ветра – мотивы
романтического пейзажа. Природа – это книга мудрости. III. Закрепление материала 1. Какие пейзажи по
виду изображения вы можете назвать? (Слайд 22) IV. Практическая работа Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне
хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж,
который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж
будущего, настоящего, прошлого)». (Слайд 23) V. Анализ работ VI. Выставление оценок в дневник и журнал (Слайд 24) – Спасибо за урок! |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?