Главная - Логопедия
Дефекты речи у взрослых. Смотреть что такое "Дефект речи" в других словарях.

Дефект речи

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Причины

  • Механическая - неправильное строение органов артикуляторного аппарата - неправильный прикус , куполообразное твёрдое нёбо , гипердонтия .
  • Подражательная - дефекты звукопроизношения у родителей или ближайшего окружения ребёнка.
  • Акустическая - неправильное восприятие звука в потоке речи (путание близких по звучанию звуков).
  • Неврологическая - патологии отделов мозга , отвечающих за речь.

Проявления

Дислалия может проявляться в форме:

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
  • р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, - лямбдацизм и паралямбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) - ротацизм и параротацизм. Просторечное Картавости - нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку ["]. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском , немецком) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, г ь, к, кь, х, хь - имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.
  • Редко встречаются нарушения других согласных звуков.
  • дефекты звонкости - расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение .
  • дефекты мягкости - расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение .

В логопедии используют для более точной фиксации в речевой карте обозначения: (греч. название буквы)+суффикс(изм) для нарушений звукопроизношений и пара+(греч. название буквы)+суффикс(изм) для обозначения дефекта появляющегося в замене одного звука другим.

Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения . Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, дислалию, ринолалию.

Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.

К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные - молочное косноязычие.

Источники

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  2. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дефект речи" в других словарях:

    дефект - ДЕФЕКТ, а, м О каком л. несовершенстве, отрицательном свойстве, нарушающем качество чего л.; Син.: изъян, недостаток, недочет. Дефект речи. Изделие с дефектом … Толковый словарь русских существительных

    - (лат. defectus, от deficere недоставать). В типографском деле, так назыв. буквы, которых недоставало при наборе сочинения, и которые поэтому были вставлены уже после набора. 2) всякого рода недостаток, повреждение. 3) опись повреждений корабля и… … Словарь иностранных слов русского языка - (от лат. defectus недостаток) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    дефект - а; м. (лат. defectus) см. тж. дефектный Недостаток, изъян, недочёт. Дефе/кт речи. Изделие с дефектом. Устранить дефе/кт. Проект имеет несколько дефектов … Словарь многих выражений

    дефект - (от лат. defectus недостаток) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие Д. центральное для дефектологии детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не … Дефектология. Словарь-справочник , В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Оптимизация…

Содержание:

Дефекты речи возникают тогда, когда человек неправильно произносит звуки: он может картавить, шепелявить или заикаться. Обычно дефекты речи у взрослых появляются вследствие перенесенных травм, тяжелых операций или глубоких эмоциональных переживаний — будь то смерть близкого, потеря любимого человека, развод. Таким образом, речевые недостатки могут возникать в результате травм основных органов: связок, языка, зубов, губ, мышц гортани, неба. А также, если у человека поврежден центр в коре головного мозга, отвечающий за речь. Стать причиной речевого дефекта может сильное и постоянное эмоциональное напряжение.

Наиболее интенсивно речь у человека развивается на 3-5 году жизни. До 2,5-3 лет ребенок может правильно произнести 20-600 слов. Уже на третьем году своей жизни он начинает говорить не только простыми предложениями, но и сложными. Словарный запас ребенка в четыре года составляет более 1000 слов. Развитие речи зависит от двух факторов: внутренних и внешних. В раннем возрасте дети, подражая родителям, перенимают их манеру говорить слова.

У человека при произнесении речи участвуют различные органы: центры головного мозга (чаще всего речевые) и нервные пути, которые выходят из него, дыхательные мышцы, а также мышцы лица и языка. Что такое нормальная речь? Под ней подразумевается четкое, внятное произношение каждой буквы языка. Правильная речь плавная и ритмичная. Можно сказать о ее нарушении в том случае, когда ее трудно разобрать и понять.

Какие дефекты бывают у человека?

Существует множество различных речевых недостатков. Например: шепелявость, заикание, немота, неспособность правильно произносить буквы и т.д. Рассмотрим их подробно:

1. Афония

Дисфония возникает вследствие патологических изменений речевого аппарата. У человека происходит нарушение фонации, то есть он, неправильно произносит звуки.

2. Дислалия

При правильно построенной речи и нормальном слухе у взрослого или ребенка могут проявляться фонетические дефекты.

3. Заикание

Имеет место при судорожном состоянии мышц голосового аппарата. При этом происходит нарушение ритма, темпа и размеренности речи.

4. Брадилалия

Нарушение речи вследствие замедленного темпа речи.

5. Тахилалия

В этом случае человек говорит слишком быстро.

6. Ринолалия

Может встречаться в результате анатомических нарушений голосового аппарата. В таком случае у человека возникает дефект тембра голоса и его звукопроизношения.

7. Дизартрия

Данный недостаток имеет место при недостаточной работе нервов, связывающих речевой аппарат с мозгом человека.

8. Афазия

Частичная, либо полная потеря речи, наступающая из-за поражения центральной нервной системы.

9. Алалия

Происходит недоразвитие речи или полное ее отсутствие у ребенка, либо у взрослого. Имеет место при поражении коры головного мозга, отвечающего за речь.

Их причины

Человек, произнося речь, задействует много различных органов в своем теле. Проявление речевых нарушений возможно из-за врожденных аномалий. К примеру: незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба, глухоты, неправильного прикуса, дефектов зубов, челюстей, губ и языка, а также при болезни мышц. Такие нарушения зачастую бывают при заболеваниях нервной системы человека, при болезнях голосового аппарата или носа.

Дефекты речи могу встречаться при болезнях языка, губ, гортани, при нарушении функций мышц мягкого и твердого неба, носоглотки. Кроме того, у человека могут появиться недостатки речи вследствие перенесенных операций на эти речевые органы. Речь может быть невнятной у людей с очень редкими зубами и при неправильном строении челюстей. При поражении головного мозга возможна внезапная потеря человека произносить звуки. Речевые дефекты могут носить и временный характер.

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з », «с », «ж », «ш ». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста. Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л » и «р », свистящих звуков «с », «з », «ц » и шипящих «ш », «щ », «ж », «з ».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

Ребенку необходимо при сомкнутых зубах вытянуть губы в виде трубочки, насколько это возможно.

3) Барабанщик

Откройте рот и кончиком языка быстро ударяйте место за верхними губами. При этом произносите звук «д-д-д-д-д »

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Что делать при повреждении речевых органов?

Если недостаток возник в результате несчастного случая или травмы, то пациенту в первую очередь необходимо проходить лечение в стационаре. После этого врач направит его в специальную клинику для реабилитации. Во время нее лечение полученной травмы продолжается и к человеку на помощь приходит логопед. Так больной заново учится правильно произносить слова и звуки. Стоит отметить, что тут крайне важна инициатива со стороны самого человека. В центре для реабилитаций стоит поинтересоваться, есть ли возможность участия в терапии .

После этого пациенту необходимо уже дома продолжить лечение последствий травмы. Обязательным является принятие участия высококвалифицированного и опытного врача-логопеда в лечении больного. Помимо того, человека рекомендуется освоить пару упражнений на расслабление.


Как бороться с переживаниями?

Нарушение речи – неопасное заболевание для жизни, однако оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного эмоционального переживания у него может развиться депрессия и другие заболевания. Поэтому людям с дефектом речи необходимо делать все возможное, чтобы восстановить свою речь, но не впадать в состояние депрессии. Вам в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом-отоларингологом и уже вместе с ним составить план последующей реабилитации. После чего, желательно с логопедом пройти курс терапии по речевой коррекции. Порекомендовать логопеда или другого специалиста вам поможет врач.

Однако если недостатки в речи возникли вследствие психологических проблем, то в таком случае следует обратиться за помощью не только к логопеду, но и к психологу или психотерапевту. Существует множество специальных центров, предлагающих консультации психолога, врача-логопеда и дефектолога, а также группы взаимопомощи. Консультация включает полное обследование специалистами, подбор коррекционной программы для конкретного человека. Такие занятия по коррекции логопеды проводят как в специальных центрах, так и выезжая на дом. Для детей квалифицированные занятия по исправлению дефектов речи проводятся в специализированных детских садах для развития речи и психического развития. Там ребенка готовят к школе, развивают познавательные способности.


Проблемы у взрослых и их устранение

1. Волнение при произнесении речи

Иногда вы можете услышать, что человек, особенно с незнакомыми людьми, начинает волноваться. Вследствие чего его речь становится непонятной. Перед предстоящим важным разговором, вам следует сначала успокоиться. Будет неплохо, если вы выполните несколько дыхательных упражнений для восстановления вашего дыхания.

1) Диафрагмальное дыхание

Для его выполнения при глубоком вдохе следует надуть живот и втянуть – на глубоком выдохе. Перед значащим для вас разговором заранее подготовьте текст, проговорите его вслух. Во время разговора разговаривайте спокойно. Если заметите, что ваш темп заметно ускорился, сделайте паузу и глубокий вдох. И только потом продолжайте беседу с партнером.

2) Миогимнастика

  • Представляет собой упражнения для формирования функций органов артикуляции.
  • Наберите в рот воды и удерживайте ее 13-15 секунд. При этом не разжимайте губы.
  • Зубы и губы должны быть сомкнуты, а губы сверните в трубочку. В таком положение следует пробыть около 5 секунд.
  • Улыбнитесь и обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течении 3-5 секунд.
  • Надуйте щеки, рот закрыт. К ним прижмите кулаки. Далее медленно выдавливайте воздух через сжатые губы.
  • Вытяните нижнюю губу вперед, захватите ею верхнюю. То же самое проделайте с верхней губой.

2. Гнусавость

Причиной ее появления является неучастие носовой полости в процессе артикуляции звуков. Исправление дефекта связано с лечением заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания при полипах, аденоидах, при искривлении носовой перегородки и т.д. Такие носовые звуки как «м », «н » искажаются, а звучание голос получается глухим. Обычно во всех случаях можно избавиться от гнусавости, если обратиться к врачу. Устранив основные причины этого речевого недостатка, можно при помощи логопедических упражнений исправить свою речь.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной и выразительной речи, на мимике во время общения и формирует первое впечатление о человеке. Иногда речевой имидж называют вербальным. Обратите свое внимание на манеру разговора, управляйте своими эмоциями. Это особенно касается публичных выступлений. В создание имиджа речи вам могут помочь групповые тренинги, которые проводятся во всех логопедических центрах. Ведь, как известно – красивая и правильная речь располагает внимание аудитории. Исправление речевых дефектов не только возможно, но и необходимо для продвижения по работе. Человек, владеющий прекрасно своей речью, добьется больших высот и успеха в своей жизни. Но для этого необходимо постоянно работать и закреплять необходимые навыки.

4. Правильное дыхание

Под ним понимается не только вдох, который производится через нос, а выдох – через рот. При правильном дыхании вы также проводите профилактику простудных заболеваний. Кроме того, когда вы вдыхаете носом, то воздух увлажняется, согревается и далее очищается, попадая в легкие. Нарушение произношения звуков, изменение интонации голоса или гнусавость из-за заложенности носа могут быть следствиями наличия каких-либо простудных заболеваний.

5. Дикция

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука языка. Открывайте рот широко – так ваше звукопроизношение будет четче. Специальные упражнения помогут вам развить нижней челюсти.

Если губы у вас недостаточно подвижны, то также негативно скажется на внятности произношения звуков в речи. Кроме того, на отчетливость речи влияет работа языка. Особые трудности у людей возникают при произношении слов со стечение согласных звуков. Их следует произносить на одном выдохе, при этом быстро меняя положение языка.

Дети с дефектами речи.

1. Причины речевых дефектов и общая характеристика детей с нарушениями речи.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость. Социальные факторы развития речевых нарушений связаны с депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с взрослыми. Отрицательное воздействие могут оказывать двуязычие, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.

Дети с дефектами речи - это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи является ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Неярко выраженные дефекты речи устраняются в результате логопедических упражнений. Остальные дети должны обучаться в специальных образовательных учреждениях.

У детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечается повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерны расстройства настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели, и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения нередко приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.

Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

8.2. Классификация речевых нарушений.

Речевые нарушения делятся на нарушения устной и нарушения письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, включают расстройства произносительной и внутренней сторон речи. К расстройствам звукопроизношения относятся следующие состояния.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Замедленная артикуляция вызвана нарушением речевых центров в коре головного мозга. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко проявляется осознание своего дефекта, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, не суметь выразить мысль. Начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач; логофобия усиливает речевые запинки в момент общения и особенно ярко проявляется при разговоре по телефону, при ответе у доски, при общении с незнакомыми людьми и т.п. Подросток старается избегать таких ситуаций и ограничивать речевое общение. Логоневроз следует отличать от другой формы заикания – неврозоподобного логосиндрома. Неврозоподобный речевой синдром имеет непсихогенный характер. Лица с подобным нарушением не переживают свой дефект, относясь к нему равнодушно. В отличие от неврозоподобных нарушений, заикание психогенного происхождения носит непостоянный характер, возникая в ситуациях, связанных с волнением, и заставляя ребенка переживать по поводу своего дефекта.

Дислалия - нарушение произношения, косноязычие. Вызывается аномалией строения речевого аппарата, особенностями речевого воспитания. Слух и иннервация мышц речевого аппарата при дислалии сохранны. При дислалии отмечается искажение произнесения звуков, трудных по артикуляции: р , л , шипящих, свистящих. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. До 4 лет у всех детей может отмечаться физиологическое косноязычие как возрастная особенность, после 4 лет это явление расценивается как дислалия.

Причинами механической дислалии могут быть анатомические дефекты артикуляционного аппарата: неправильный прикус, строение и расположение зубов, деформация и расщепление неба, аномалии губ, языка. К механической дислалии относится ринолалия. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость). Открытая ринолалия вызвана наличием расщелины в небе, когда струя воздуха проходит не только через рот, но и через нос. Закрытая ринолалия вызывается наличием опухолей носоглотки, искривлением носовой перегородки, хроническими воспалительными процессами (носовой резонатор выключается из процесса голосообразования). Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания речи окружающих детей. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками. У детей с дислалией, как правило, лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Дизартрия – расстройство артикуляции, затруднения в произношении звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи (ограниченной подвижности мягкого неба, языка, губ). Страдают также дыхание и голосообразование. В основе дизартрии лежит поражение языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов, иннервирующих мышцы мягкого неба, гортани, глотки, языка. Различают бульбарную дизартрию, возникающую при поражении самих нервов или ядерных образований, и псевдобульбарную дизартрию, обусловленную двусторонним поражением кортико-нуклеарных путей, которые направляются из коры головного мозга к ядрам вышеназванных нервов. При дизартрии особенно нарушается произношение согласных, речь смазанная, невнятная или растянутая, замедленная, прерывистая. Дизартрия является следствием поражения ЦНС при ДЦП, но может быть результатом других мозговых заболеваний. Речь малоинтонированная, невыразительная. Фонематическое восприятие, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляется с трудом, отмечается бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением затруднен.

К нарушениям внутренней стороны речи относится алалия и афазия.

Алалия – дефект (отсутствие) речи при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей, обусловленные поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга. Алалия моторная – нарушение экспрессивной стороны речи. Нарушены фонетико-фонематическая и лексическая стороны речи, а также ее коммуникативная функция. В младенчестве отсутствует лепетная речь, к 2-3 годам появляются искаженные, малопонятные окружающим слова, к 4-5 годам – упрощенная фразовая речь. Не развито речевое подражание. В дошкольном и младшем школьном возрасте длительное время отсутствует согласование слов в роде, числе, падеже (грубое нарушение грамматического строя речи), неправильно употребляются предлоги, отсутствуют отглагольные формы, переставляются слоги и звуки в словах, словарь беден при достаточном понимании слышимой речи. Дети испытывают трудности при построении предложений, неправильно понимают значения слов. Нарушена ритмическая сторона речи – ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами. Моторная алалия часто сочетается с дислексией и дисграфией. Словарь увеличивается медленно, долгое время ограничен обиходно-бытовой тематикой.

Психическое развитие носит неравномерный характер: дети с дефектами речи проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслуживания, их эмоции достаточно дифференцированы. Наблюдается несколько сниженный круг представлений, задержка развития словесно-логического мышления, нередко снижение успеваемости, особенно по предметам с высокой речевой нагрузкой. В связи с этим темп развития психики замедляется, и с каждым годом дети все больше отстают от своих сверстников, особенно в выполнении вербальных заданий. Практически-действенное и наглядно-образное мышление значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому с трудом формируются операции сравнения, обобщения по существенным признакам, навыки счета. Выражена истощаемость, малая психическая активность, слабость побуждений, склонность к негативизму. Часто нарушены функции активного внимания, словесной памяти, произвольной регуляции психических процессов, поэтому ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрослых. С возрастом ребенок тяжелее переживает свою несостоятельность, становится все более раздражительным, обидчивым, неуверенным в себе, застенчивым.

Алалия сенсорная - недостаточное понимание слышимой речи, грубое нарушение фонетической стороны речи. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, сложные сочетания звуков воспринимаются ими как нечленораздельные. Речь крайне ограничена и не контролируется слухом из-за недостаточности и неустойчивости акустического внимания. Обращенная к ребенку речь либо совсем им не понимается, либо ее понимание ограничивается привычной бытовой ситуацией. Дети слабо реагируют на обращения, не прислушиваются к речи, не подражают, но сохраняют мелодичность интонаций, модулированность. У детей с сенсорной дислалией нередко отмечаются задержки психического развития. Заметна разница между речевыми и неречевыми формами психической деятельности. Развитие таких детей благоприятно при раннем выявлении, лечении и коррекции. Однако в старших классах возникают затруднения при усвоении и особенно изложении гуманитарных предметов; при изучении точных дисциплин дети плохо понимают условие задачи и неправильно формулируют ход решения.

Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальным поражением головного мозга – сосудистые нарушения, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы. Это распад речи после трехлетнего возраста. Моторная афазия: в связи с поражением двигательного речевого центра Брока теряется способность говорить или остается способность произносить отдельные слова и короткие фразы. Сенсорная афазия – нарушение понимания речи (восприятие неречевых звуков не нарушено), вызванное поражением чувствительного центра речи Вернике. Возможности компенсации резко ограничены. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Несколько в стороне от перечисленных речевых дефектов стоит мутизм . Мутизмом называется молчание ребенка, исчезновение нормально сформированной речи под влиянием психических потрясений или каких-либо иных психических травм. При этом сохраняется способность говорить и понимать речь. Мутизм может быть как тотальным (постоянным), так и избирательным, проявляясь лишь в определенных ситуациях или при общении с определенными людьми. Тотальный мутизм встречается в рамках шизофрении, раннего детского аутизма, глубокой депрессии, реактивных состояний, неврологических заболеваний, связанных с органическим повреждением ЦНС. Механизмом избирательного мутизма могут выступать реакции пассивного протеста в ответ на наказание, обиду, разлуку с близкими; в этом случае мутизм называется патохарактерологическим. Существуют и невротические механизмы избирательного мутизма: истерический, когда речь отнимается в результате психической травмы шокового характера, и фобический, когда мутизм становится результатом страха перед речью. Встречается отсутствие речевого общения чаще всего в школьном возрасте, сочетаясь с заиканием.

Нарушения письменной речи включают в себя дисграфию и дислексию.

Дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение навыка письма вследствие очагового поражения или недоразвития коры доминантного полушария головного мозга. Чаще развивается в результате раннего поражения еще недостаточно дифференцированной нервной системы. Затруднено соотнесение звуков речи и их графического изображения, пространственное расположение букв (зеркальное письмо), разделение слов, написание букв. Буквы заменяются сходными по произношению, пропускаются, переставляются слоги, слитно пишутся 2 и больше слов, заменяются графически сходные буквы. Затруднена техника письма – соблюдение строчек, четкость написания букв. Ошибки в письме не связаны со знанием правил правописания. В дошкольном возрасте эти дети не могут нарисовать предмет по памяти. При акустической дисграфии первично нарушен фонематический слух – дифференцировка сходных по звучанию фонем и замена их на письме (б-п, д-т). Дети пишут неграмотно, несмотря на знание правил грамматики. При оптической дисграфии дети не могут запомнить начертание букв-графем и поэтому их письмо напоминает бессмысленный набор букв. Дисграфия часто сочетается с дислексией, дислалией, нарушением пространственного синтеза. Психика детей с дисграфией сходна с таковой при других нарушениях речи (дислалии).

Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Алексия оптическая – нарушение зрительного анализа буквенного состава слова (нарушение дифференцировки графем и перевода их в звуки). Акустическая алексия – нарушение слухового анализа звукового состава слова. При дислексии смешиваются и заменяются звуки и буквы, сходные по артикуляции, звучанию и графическому изображению. В более легких случаях отмечается замедленный или ускоренный темп чтения, перестановка букв, проглатывание слогов, неверная расстановка ударений во время чтения. Дислексия приводит к неправильному пониманию даже простейшего текста и нередко сопровождается аграфией.

Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. В таких случаях у детей нет четкого представления о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, что влечет за собой трудности в анализе и синтезе звукового состава слова, нарушает усвоение чтения и письма. Коррекция дислексии и аграфии основана на преодолении недостатков фонематического слуха и произношения. У ребенка необходимо сформировать четкие представления о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, развить навыки анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков, что является задачей логопеда.

Нередко возникают трудности при дифференциальной диагностике сенсорной алалии или афазии и слабослышания. Ошибки связаны с тем, что понижение слуха часто сопровождается нарушением речевого развития, которое и порождает непонимание речи. При сенсорной алалии и афазии слух у детей является сохранным, но они тоже не понимают обращенной к ним речи, что и приводит к смешению тугоухости с речевыми расстройствами. В качестве дифференциально-диагностического признака в этих случаях выступают самостоятельные попытки слабослышащего ребенка считывать с губ, что совершенно не характерно для сенсорного алалика или афазика. Обычно при правильном педагогическом подходе дети с речевыми дефектами овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи исчезают и вторичные изменения психики. Обучение детей с тяжелыми расстройствами речи осуществляется в специальных школах.

По внешнему облику современного человека можно догадаться не только о его финансовой состоятельности, но и об общественном положении и даже интеллектуальном развитии. Большинство из нас тратят огромные деньги на приобретение стильного гардероба, модных аксессуаров и новомодных гаджетов, совершенно не задумываясь о том, что неправильная речь зачастую сводит на нет весь эффект от яркой упаковки.

Неправильное произношение является следствием как патологий в строении артикуляционного аппарата (короткая языковая уздечка, неправильный прикус и межзубные щели), так и всевозможных неврологических патологий.

В первом случае человек нуждается в помощи стоматолога или логопеда, а если проблема обусловлена привычкой неправильного произношения, с ней можно и нужно бороться самостоятельно.

Основные причины дефектов речи у взрослых

Одной из наиболее распространенных психологических причин невнятной речи является обычное волнение. Новая обстановка, большая аудитория и неуверенность в собственных силах заставляют оратора вместо четкой уверенной речи переходить на еле слышимое бормотание, понятное ему одному.


Справиться с этой проблемой можно, если полностью победить волнение. Помогут в этом дыхательная гимнастика, подробные тезисы и многоразовые репетиции доклада. Занятия в театральной студии, частые дискуссии с интересным собеседником и курсы ораторского искусства также окажут позитивное влияние на общий настрой, помогая особо стеснительным гражданам раскрепоститься во время разговора.

Гнусавость – еще одна часто встречающаяся проблема . Являясь следствием артикуляционной пассивности носовой полости, этот дефект придает речи невнятный и глухой фон. Возникает это, чаще всего, вследствие заболеваний, затрудняющих дыхание носом.

Это может быть как банальные полипы и искривление носовой перегородки, так и генетически обусловленное неправильное положение языка при произнесении некоторых звуков.

Консультации ЛОРа и логопеда помогут вам выяснить настоящую причину изъяна и выработать эффективную лечебную стратегию.

Как избавиться от проблемы?

Большинство взрослых совершенно безосновательно считают, что в зрелом возрасте исправить речевые дефекты невозможно. Однако это не так - комплексный подход и настойчивость смогут значительно уменьшить проблему, а то и вовсе от нее избавить.


Приступая к исправлениям речевых дефектов, главное – следовать определенному плану, не торопясь и не перескакивая через этапы, как бы ни хотелось вам скорее пройти курс реабилитации:

Диагностика

Перед тем, как начать занятия, хорошо бы точно знать, какие именно звуки для вас наиболее трудны в произношении. Четко определив ореол проблемы, можно будет сосредоточиться именно на тех упражнениях, которые необходимы.

Учим мат.часть

Для того чтобы борьба с дефектами была эффективной, следует как можно больше узнать о патологии. Тут вам поможет специальная методическая литература, статьи в научно-популярных журналах и специализированные интернет-сайты. Неплохо было бы на этом этапе посетить профессионального логопеда. Даже если вы хотите проводить курс лечения самостоятельно, советы опытного специалиста не будут лишними.

Работа над ошибками

Приступая к искоренению проблем с речью, не старайтесь за короткий срок полностью побороть трудности. Работая над каждым звуком по отдельности, вы, может быть, и потратите на коррекцию больше времени, однако максимально закрепите результат. Первым делом научитесь произносить «трудный» звук изолированно.

Проговаривайте его медленно, стараясь получше запомнить положение языка и губ в этот момент. Закрепив единичное произношение, переходите к слогам, а потом и словам, которые вам не давались. Наибольшей гибкости артикуляционный аппарат достигает при произнесении всевозможных скороговорок и чистоговорок, подобрать которые можно практически на любую проблемную букву.

Делай раз, делай два

Чрезвычайно важны упражнения, развивающие подвижность обоих челюстей, мышцы языка и губную мускулатуру. В сети и печатной периодике описаны десятки разнообразных занятий, целью которых является повышение подвижности и гибкости артикуляционного аппарата. Ежедневные тренировки, а также попытки произносить тексты с выражением и интонационным ударением, позволят сделать речь более внятной и четкой.

Автоматизация навыка

Основная часть проблем в произношении у взрослых возникает именно по причине привычки неправильно говорить, бороться с которой непросто. Мышцы языка и губ привыкают к определенной артикуляции, и заставить их сжиматься по-другому бывает необычайно трудно. В первое время, даже научившись желаемому произношению того или иного звука, человеку необходим постоянный контроль речи во время разговора, чтобы не допустить привычной неправильности.

Опытные логопеды утверждают, что большинство неорганических случаев дефектов речи у взрослых с легкостью излечивается в детском возрасте, при условии своевременного обращения к логопеду.

К сожалению, большинство родителей уповают на самостоятельное избавление любимого чада от речевых проблем, и не спешат на прием к специалисту. Подобное легкомыслие, кроме невнятной речи, чревато многочисленными комплексами и низким уровнем самореализации человека.

Дефекты речи исправляет логопед. К ним относятся неправильное произношение, а также быстрый темп речи или задержка речи. Дефекты речи возникают по разным причинам: неправильная постановка речи или врожденные пороки развития. Логопед занимается такими заболеваниями, как заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и неспособность произносить слова в определенном порядке. Дефекты речи могут встречаться не только у детей, но и у взрослых, и заслуживают особого внимания. Наиболее распространенная проблема - это неправильное звукопроизношение.

До 4 лет ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и на это можно не обращать внимания.

Развитие речи зависит от особенностей развития каждого ребенка. Очень часто проблемы бывают не в произнесении одного звука, а целой группы звуков. Это звуки: «ж», «ш», «з», «с». Если ребенок их не говорит правильно до 4 лет, то это норма. Но если ребенок постарше не выговаривает эти звуки, то это уже проблема и необходимо обращаться к логопеду для необходимых занятий. Занятия помогут исправить данный дефект речи.

Если проблемой произношения звуков не заниматься, то она сохранится на всю жизнь. У взрослых людей также довольно часто встречаются нарушения речи. С возрастом люди перестают замечать недостатки своей речи, и часто думают, что взрослые не смогут исправить проблемы своего произношения. Но это не так. Если обратиться к логопеду и делать специальные упражнения, то исправление дефекта речи у взрослых вполне возможно.

У взрослых существуют свои проблемы с произношением.

1. Произношение звуков может нарушаться при волнении.

Очень часто бывает, что в разговоре с незнакомыми людьми человек сильно волнуется и перестает четко и правильно произносить все звуки, и соответственно его речь перестает быть понятной другим. Перед важным разговором ни в коем случае не надо волноваться, рекомендуется сделать упражнения для дыхания, которые помогут успокоиться. Необходимо глубоко вдохнуть, надуть живот, при выдохе - втянуть. Перед началом разговора нужно заранее продумать речь, лучше сказать ее вслух. Во время самого разговора нельзя волноваться. Если речь стала быстрее, то необходимо сделать паузу, вдох и продолжить разговор.

Можно еще делать миогимнастику. Она выполняется 2-3 раза в день и помогает формироваться артикуляции.

Набрать в рот воду, удерживать 15 секунд, при этом губы не разжимать.

Закрыть рот и надуть щеки. К щекам нужно прижать кулаки и выдавливать воздух медленно через сжатые губы.

Улыбнуться, при этом обнажив сомкнутые губы. Улыбку удерживать 5 секунд.

Вытянуть нижнюю губу вперед, захватить ею верхнюю губу. Потом то же самое сделать с верхней губой.

Губы свернуть в трубочку, при этом губы и зубы должны быть сомкнуты. Продержаться в таком положении 5 секунд.

Гнусавость появляется тогда, когда в артикуляции и голосообразовании не участвует носовая полость. Часто данный дефект речи у взрослых людей можно исправить, вылечив заболевания, которые затрудняют носовое дыхание. Это могут быть полипы, искривление носовой перегородки, аденоиды и др. Из-за этого голос становится глухим, а звуки «м» и «н» произносятся по-другому. В этом случае необходимо обратиться к врачу, и он сможет избавить человека от гнусавости. Сначала необходимо избавиться от основных причин, а потом исправить речь, используя специальные упражнения.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной речи, на мимике, и формирует впечатление о человеке. При создании речевого имиджа необходимо уделять внимание манере разговора, эмоциям. Особенно это важно на публичных выступлениях, чтобы расположить к себе аудиторию. В этом помогут групповые тренинги, которые проводятся в логопедических центрах.

Исправить различные дефекты речи у взрослых возможно. Правильная, красивая речь поможет добиться успеха в жизни. Но чтобы исправить дефекты, необходимо постоянно работать над речью, закреплять и развивать навыки.

Исправление различных дефектов речи у взрослых людей проходит в несколько этапов.

Диагностика.

Нужно выявить речевые дефекты и разработать индивидуальные программы коррекции.

Коррекция.

На этом этапе подготавливают органы артикуляции, отрабатывают правильное речевое дыхание, ставят звуки, а также происходят процессы автоматизации звуков и дифференциации смешиваемых звуков.

Оценка и контроль.

В процессе обучения не должно быть рецидивов. Для того чтобы не было рецидивов, очень важно заниматься самостоятельно. Для четкой дикции необходимо сначала укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить речевое дыхание. Для правильного речевого дыхания важна профилактика простудных заболеваний. Из-за простуды может измениться интонация или появиться гнусавость.

Работа над дикцией.

Для правильной дикции необходима правильная артикуляция каждого звука. При помощи специальных упражнений можно развить подвижность мышц нижней челюсти. Также надо развивать губы, иначе малоподвижные губы могут сказаться на четкости произношения. Слова со скоплением согласных необходимо произносить на одном выдохе, для этого нужно быстро менять положение языка.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS