Главная - Мышление
Какой самый знаменитый музей новогодних игрушек ролик. О музее «Клинское подворье

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения. В 1848 году князь Меншиков получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

В старинном и красивом городе Клин расположен единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». В прошедшие выходные мы туда с товарищами блогерами отправились.


2. В музее находится несколько тематических залов, которые расскажут о разных этапах развития производства елочных игрушек и традициях разных времен.

3. Первые елки в России появились в девятнадцатом веке. Их устанавливали на заборах и крышах питейных заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе.

4. В одном из залов музея можно посмотреть на процесс создания елочных игрушек.

5. Сразу же после появления елочные игрушки были довольно дорогими, поэтому купить стеклянную игрушку в России могли только зажиточные люди. Лишь после открытия завода в Клину игрушки стали более доступными.

6. Украшения елок в России зависят от моды. Популярные до 1900 года яркие, все в игрушках новогодние деревья, на рубеже столетий стали признаком дурного вкуса. Их вытеснила стильная елочка в серебристо-белых тонах. Позже деревце вновь стали наряжать большим количеством игрушек.

7. В Европе, первые елочные шары были выполнены в 1848 году в Германии из цветного и прозрачного стекла. Изнутри они покрывались свинцом, а снаружи разукрашивались блестками.

8. Большие тонкостенные шары были созданы в 1867 году. Свинцовое покрытие, которое признали вредным для здоровья, заменили нитратом серебра. Так появилась елочная игрушка, которая сегодня известна взрослым и детям.

9. Стеклодувный цех.

10. Мастер, вращая стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик.

11. В 1925 году праздновать Новый год в России запретили, и традиция возобновилась лишь в 1935 году. Именно тогда появились совершенно новые игрушки: ангелочков заменили буденновцы, пионеры, красногвардейцы, женщины в красных косынках.

12. В 1960-е годы игрушки стали максимально простыми, а для их создания начали использовать поролон. Немного позже игрушки стали производить из пластмассы. В эпоху правления Брежнева игрушки становились более абстрактными.

13. А вы наряжаете елку на Новый год? :)

14. Помимо залов с историей и производственных помещений, в музее есть различные мастер-классы для детей и взрослых, магазин, мероприятия и праздничные программы.

15. Все посетители загадывают заветное желание возле елки королевы Клинского дворца!

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

Публикации раздела Традиции

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»

«Северная пчела», 1841 год

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».

Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»

Стеклянные игрушки

Встреча Нового года. 1950-е. Фотография: ИТАР–ТАСС

Старая советская елочная игрушка-самолет в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек - появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями - стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

Продукция Клинского объединения «Елочка», 1982 год. Фотография: А. Семехина / Фотохроника ТАСС

Старая елочная игрушка - клоун. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка - кукуруза. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» - со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

«Музей елочных игрушек»: новая выставка в историческом музее

18 ноября в одном из залов Национального исторического музея открылась выставка елочных игрушек, которую организаторы мечтают впоследствии превратить в небольшой музей. Мы сходили и посмотрели на елочные украшения со всего мира.


Для экспозиции игрушек из частного собрания и своих фондов Национальный исторический музей выделил зал на третьем этаже музея и стенды.

– Да, стенды – это собственность музея, а все остальное мы делали и собирали своими руками, – рассказывает организатор новогодней экспозиции Андрей Бегун . – Мы хотели сделать выставку-лабиринт, но пришлось отталкиваться от имеющегося пространства, и с лабиринтом не особенно вышло.




– Выставку мы делали с желанием немного разнообразить культурную жизнь Минска. Это наш новогодний подарок детям. В Минске очень мало мероприятий, где можно не только хорошо провести время, но и «просветиться», – говорит Андрей. – К тому же Минск сейчас активно привлекает туристов, а одной библиотекой и музеем ВОВ никого не удивишь.

Самый первый стенд справа от входа демонстрирует елку, увешанную яблоками. С этого экспоната Андрей и начинает экскурсию.




– У нас представлена вся ретроспектива елочных игрушек – от зарождения до наших дней. История стеклянных елочных игрушек началась где-то в Средние века. Тогда люди украшали елки конфетами, пряниками, яблоками. В середине XIX века в Германии был неурожай яблок, а стеклодувы решили спасти праздник и выдули из стекла формы, похожие на яблоки.

Андрей переходит к ретроспективе игрушек. На первом стенде – советские игрушки.

– Они очень хорошо характеризуют советскую эпоху. Была война – на елках висели солдатики и медсестры, Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт.



Дальнейшие стенды формируются по географическому принципу: Россия, Украина, Европа.

– Украинские мастера специализируются на пейзажах. Эти игрушки, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – продолжает Андрей. – Там же делают и игрушки с репродукциями известных картин.





– Это очень сложная работа, потому что писать картину на шаре совсем не то же самое, что на ровном холсте. На этом стенде голландские игрушки – делфтский фарфор. Там еще со Средневековья была королевская мануфактура по выпуску фарфоровой посуды.



Андрей подводит нас к немецкому стенду:

– Это игрушки из города Роттенбург. Небольшой городок в Германии на несколько тысяч жителей, но во всех путеводителях от отмечен как «рождественский город», потому что там работает один из немногих круглогодичных музеев елочной игрушки. В будущем я хотел бы и нашу выставку сделать постоянной, открыть небольшой музей в центре города, куда круглый год смогли бы приходить все желающие.


На немецком стенде представлены стеклянные, деревянные, металлические, тканевые игрушки.

– Игрушки мы покупаем на барахолках, в антикварных лавках, поэтому очень сложно бывает идентифицировать производителя, – признается Андрей.

С этими словами он подходит к самой большой елочной игрушке на выставке.

– Это игрушка с Венского бала Австро-Венгерской империи. Я лично приобрел ее на блошином рынке Будапешта, и вот уже несколько месяцев пытаюсь найти что-нибудь об истории этой игрушки. Нигде нет сведений о производителе, о способе, которым эта игрушка делалась.



Кроме этих игрушек на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши – последние смахивают на яйца Фаберже.



– Игрушка из Эмиратов – это скорее дань туристам, потому что арабы не привыкли украшать елки, – рассказывает Андрей.












 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS