Главная - Дыхание
Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова. Портрет его жены: русские музы европейских художников Портрет ольги в кресле

Не так давно,17 июня сего года, исполнилось 125 лет балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, вошедшей в историю под именем Пикассо. В течении почти десятка лет она была для Пабло Пикассо русской Музой, моделью для его картин, женой и матерью его сына.
Ольгу Хохлову Пикассо встретил когда в Париже гастролировал с огромным триумфом Дягилевский балет «Русские сезоны в Париже».
Несмотря на свободные европейские нравы и соблазны, которые окружали девушку, Ольга, аристократка по рождению и видимо по духу, жила в своём собственном мире. Скорее всего, именно эта непохожесть на других, хорошее образование и дисциплина смогли произвести очень сильное впечатление на Пабло Пикассо.
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Познакомившись с Хохловой, Пикассо часто просил ее говорить по-русски. Ему доставляло удовольствие само звучание иностранной речи. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.

1920 Danseuse assise (Olga Picasso)

Внешне Хохлова и Пикассо очень сильно отличались друг от друга. Он - коренастый. Она - стройная, высокая, изящная. Но, безусловно, основные разногласия были во взглядах на жизнь. 36-летний художник до встречи с Ольгой во главу угла ставил удовольствия и знал огромное количество женщин. Балерина в свои 27 лет была девственницей и явно не планировала становиться очередной легкой «добычей» Пабло.

Портреты Ольги Хохловой 1917 г.

Пикассо вел себя с Ольгой по-особенному, не так, как с другими. Он не только сделал девушке официальное предложение, но и повел танцовщицу под венец. Для Хохловой это был естественный шаг, для неверующего в Бога Пикассо - желание угодить возлюбленной.

Пикассо много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Служба была православная.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
Свидетелями со стороны жениха были Жан Кок-то, Марк Жакоб и Гийом Аполлинер, великий поэт Франции и Польши.
Свадьба была пышная, роскошная, и после нее молодые уехали в свадебное путешествие.

Во Франции, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника.Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло
в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.

1917 Portrait d"Olga dans un fauteuil

В семейной жизни Пикассо не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

Olga Picasso con el pequeño Paulo, 1923

Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Портреты сына Пауло

Всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Пикассо часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Ольга почувствовала: Пикассо стал менять художественный стиль. Кстати, это было присуще ему: всякий раз, когда у него появлялась новая женщина, Пабло менял творческую манеру. Вот и теперь он перестал рисовать балерин, стал тяготиться знакомствами, которые навязала ему жена, сторониться русских эмигрантов. Ольга была в отчаянии. Она не знала, как предотвратить надвигающийся разрыв…

Сердце Пикассо покорила 17-летняя француженка Мари-Терез Вальтер. Эта девушка с лицом ребенка к моменту знакомства с Пабло ничего не знала о нем и об искусстве в целом, у нее были совсем другие увлечения. Но уже немолодой художник смог без труда совратить юную красавицу. Их страстный роман доставлял Ольге невероятные страдания.
Сам художник как-то сказал, что всех женщин делит на «богинь» и «половые коврики», согласно этой логике Ольга с появлением Мари-Терез стала тем самым «ковриком», о который Пабло, не задумываясь, каждый день вытирал свои ноги.

Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".
Они не развелись, так хотел Пикассо, чтобы не делить имущество
согласно брачному контракту.
Из-за сильных переживаний у Хохловой началась нервная депрессия, с которой она прожила до конца своих дней. Ольга умерла в 1955 году от рака в Каннах и была похоронена на местном кладбище. Пабло не приехал проститься с женщиной, которую когда-то боготворил. У него была совсем другая жизнь, в ней не было места бывшей возлюбленной и матери его сына.

В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт.

PABLO PICASSO Woman Reading

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Пауло Пикассо, сын художника и Ольги. Его двое детей, Марина и Бернар были в числе наследников. Всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.

Источник http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post393142010/

Весна 1917 года, Рим… Именно здесь идёт подготовка к новому спектаклю труппы «Русских балетов» Дягилева - «Парад». Это будет нечто особенное - и музыка, и декорации, и костюмы доверены молодым французским представителям новых течений в искусстве. Так, в качестве художника-постановщика приглашён знаменитый Пабло Пикассо.

Скандальный мэтр кубизма с большим энтузиазмом окунается в новый для себя мир сцены, балета, красивых женщин…

Особенно его привлекает одна - солистка кордебалета Ольга Хохлова. Она красива и, что немаловажно, из «благородных» - редкий случай, когда на сцене танцует дворянка с хорошим образованием. Да, она не прима, но всё же имеет в своём активе несколько сольных партий второго плана. А главное - она загадочна!

Ольга не оказывала бурных знаков внимания знаменитому ловеласу (в отличие от многих). Она была сдержанна, чем и приглянулась Пикассо. После двухмесячных попыток завлечь её в свои сети, художник понял, что здесь надо действовать иначе. И в результате… он на ней официально женился! В феврале 1918 года они обвенчались в русской церкви в Париже.

Историки искусства пишут, что это был брак, скорее, по рассчёту, ведь путь в большевистскую Россию Ольге был к тому времени уже заказан, а Пикассо тешил своё самолюбие женитьбой на неприступной великосветской красавице «из хорошей семьи».

Свою жену и сына Поля (Пабло) художник писал много раз. Причём Ольга настаивала, чтобы она была всегда узнаваема. И именно поэтому все её портреты выполнены в реалистической манере, хотя недолгие 5 лет супружества Пикассо активно писал картины в кубистической и сюрреалистической манерах.

«Портрет Ольги в кресле» написан с фотографии 1917 года, в период знакомства. Здесь ей 26 лет.

Мягкие славянские черты лица - томный взгляд, широкие скулы, нежный румянец, маленькие чувственные губки, белая кожа… Тщательно прописаны платье, веер и накидка кресла. Всё остальное - как бы слегка намечено.

Портрет производит впечатление незавершённости. Это, скорее, карандашный набросок в стиле французского Ренессанса, или близко к манере такого признанного корифея французской классической живописи начала XIX века как Жан Огюст Доменик Энгр.

В общем, это совсем другая живопись. Может, потому что художник наслаждался в тот момент гармонией в отношениях? А ещё он, безусловно, идеализировал свою модель.

И как бы потом не складывались их отношения, даже после разрыва (даже одновременно с ещё двумя гражданскими браками мужа) Ольга оставалась официальной супругой Пикассо вплоть до своей смерти в 1955 году.

И именно Ольга Хохлова «открыла» череду русских жён знаменитых французских и испанских представителей искусства XX века! Поэтому и остаётся в истории её милый образ как Образец истинно русской красоты…

Алла Разумова

Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Завтра, 20 ноября, в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка« Пикассо & Хохлова». Ее главная героиня — Ольга Хохлова, русская балерина и первая официальная жена испано-французского художника. На протяжении десятилетий она была его главной моделью, и картины Пикассо стали своеобразной летописью их отношений, драматичных и в итоге трагических. Помимо произведений из Национального музея Пикассо в Париже, в выставку вошли материалы и картины из личных архивов супругов, которые Пушкинскому музею предоставил внук Пикассо и Хохловой, Бернар Руис-Пикассо(в том числе работы художника, которые никогда раньше не выставлялись). Esquire совместно с куратором экспозиции Алексеем Петуховым подготовил к открытию выставки таймлайн, раскрывающий ключевые вехи в творческих и личных отношениях Пабло и Ольги.

17 июня 1891

Ольга Хохлова родилась в Нежине Черниговской губернии (сейчас — Украина), в семье полковника Степана Хохлова и его жены Лидии (урожденной Винченко). У нее был старший брат Владимир, а после в семье родились еще три ребенка: Нина, Николай и Евгений. С Украины Хохловы переехали в Санкт-Петербург (точная дата переезда неизвестна), а около 1910 года — в Карскую область (сейчас — Турция).

1911

Ольга вступает в труппу «Русские балеты» и путешествует в ее составе по Европе и США.

Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte

1914−1915

Ольга в последний раз возвращается к родным, а в декабре 1915 года вновь уезжает в зарубежное турне.

Февраль 1917

В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.

Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.

В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.


Succession Picasso 2018

«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.


Succession Picasso 2018

Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.

Начало 1918

Ольга получает травму ноги и временно оставляет сцену.

12 июля 1918

Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже. На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени. Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.

После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».

Середина ноября 1918

Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо. Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус. В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.


Май-июнь 1919

Пикассо едет вместе с Ольгой в Лондон для работы над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи. Ольга, ненадолго возобновив занятия танцем, вскоре окончательно покидает труппу «Русские балеты» и завершает карьеру балерины.

1920 год

Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.

В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.


Succession Picasso 2018

4 февраля 1921

Рождается Пауло (Поль) Пикассо, первый и единственный ребенок Ольги и Пабло. В творчестве Пикассо появляются сцены материнства.


Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Мать и дитя. Париж, осень 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

В этих сценах царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к Античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Появление на свет сына сблизило Ольгу и Пабло изменило течение их жизни: в их семейный круг вошли няня, кухарка и шофер. Ольга отдавала сыну все свое внимание; Для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости — как свидетельствуют о том картины «розового периода» — он отождествлял себя сам.


Succession Picasso 2018

Один из портретов запечатлел Поля рисующим — возможно, Пабло пытался вспомнить свои собственные детские ощущения, ведь он тоже был сыном художника. Поль не знал своих русских родственников, которые между тем часто писали ему, прилагая открытки к письмам Ольге. Пока связь с Хохловыми сохранялась, Пикассо регулярно посылал им деньги, а иногда и свои работы — например, вырезанную из бумаги фигурку лошади, близкую к работе, созданной им в это же время для маленького Поля.


Succession Picasso 2018

1925−1926 гг.

В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.


Succession Picasso 2018

Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы. Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами. В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем — как художником, так и человеком.

Январь 1927

Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер у входа в Галери Лафайет. Он подходит к ней со словами: «Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи». У них завязывается роман.

1928 год

В творчестве Пикассо впервые появляется образ минотавра. Минотавр — образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов.


Succession Picasso 2018

Разрываясь между страстью к Марии-Терезе и супружеским долгом перед Ольгой, Пикассо зашифровывал свою личную историю в образах античных мифов. В сценах насилия, навеянных древними дионисийскими культами, находили для него выражение жестокость любви и неукротимость желания.

Succession Picasso 2018

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928, фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Летом Ольга и Пабло с сыном отдыхают в Динаре; неподалеку от них селится и Мария-Тереза Вальтер, с которой Пабло тайком встречается. Обстановка вдохновляет его на серию «Купальщицы». Succession Picasso 2018

1935

Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» — трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его. С этого момента, совпавшего с окончательным разрывом супружеских отношений с Ольгой, ее присутствие в творчестве Пикассо становится все более тихим и незаметным, но все же парадоксальным образом напоминает об одиночестве и страдании женщины, которая день за днем писала письма своего законного мужа.

Пикассо временно оставляет живопись ради литературы.

Июнь 1935

Пабло и Ольга разъезжаются. Ольга живет, меняя один отель на другой. За дело о разводе берутся сразу два адвоката. По французскому закону, Пикассо обязан отдать половину своего имущества жене, а значит, половину картин. Пикассо всегда трудно расставался со своими работами. Развод не состоялся. Ольга остается его официальной женой вплоть до своей смерти.

5 сентября 1935

У Марии-Терезы Вальтер и Пикассо рождается дочь Мария де ла Консепсьон, или, в кругу родных, Майя.

Осень 1936

Пикассо отдает имение в Буажелу Ольге, которая, однако, будет приезжать туда лишь изредка. Амбруаз Воллар предоставляет в распоряжение Пикассо новую мастерскую в Ле-Трамбле-сюр-Мольдр под Парижем, где художник селится вместе с Марией-Терезой и Майей.


Succession Picasso 2018

1940-е

Отношения между Ольгой и Пабло, несмотря на кратковременные просветы, остаются натянутыми.

Начало 1952

У Ольги обнаруживают рак. Она начинает лечиться в клинике Бо-Солей в Каннах.

11 февраля 1955

Ольга Пикассо умирает в Каннах.


Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).

Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. еков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом "Парад". Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу "Русских балетов" Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела "узнавать свое лицо" на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый "Портрет в кресле", где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как "Меланхолия". Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе "Материнство", ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

© Succession Picasso 2018

Не так давно,17 июня сего года, исполнилось 125 лет балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, вошедшей в историю под именем Пикассо. В течении почти десятка лет она была для Пабло Пикассо русской Музой, моделью для его картин, женой и матерью его сына.
Ольгу Хохлову Пикассо встретил когда в Париже гастролировал с огромным триумфом Дягилевский балет «Русские сезоны в Париже».
Несмотря на свободные европейские нравы и соблазны, которые окружали девушку, Ольга, аристократка по рождению и видимо по духу, жила в своём собственном мире. Скорее всего, именно эта непохожесть на других, хорошее образование и дисциплина смогли произвести очень сильное впечатление на Пабло Пикассо.
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Познакомившись с Хохловой, Пикассо часто просил ее говорить по-русски. Ему доставляло удовольствие само звучание иностранной речи. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.


1920 Danseuse assise (Olga Picasso)

Внешне Хохлова и Пикассо очень сильно отличались друг от друга. Он - коренастый. Она - стройная, высокая, изящная. Но, безусловно, основные разногласия были во взглядах на жизнь. 36-летний художник до встречи с Ольгой во главу угла ставил удовольствия и знал огромное количество женщин. Балерина в свои 27 лет была девственницей и явно не планировала становиться очередной легкой «добычей» Пабло.

Портреты Ольги Хохловой 1917 г.

Пикассо вел себя с Ольгой по-особенному, не так, как с другими. Он не только сделал девушке официальное предложение, но и повел танцовщицу под венец. Для Хохловой это был естественный шаг, для неверующего в Бога Пикассо - желание угодить возлюбленной.

Пикассо много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Служба была православная.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
Свидетелями со стороны жениха были Жан Кок-то, Марк Жакоб и Гийом Аполлинер, великий поэт Франции и Польши.
Свадьба была пышная, роскошная, и после нее молодые уехали в свадебное путешествие.


19017г.

1921 г.

Во Франции, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника.Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло
в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.


1917 Portrait d"Olga dans un fauteuil

В семейной жизни Пикассо не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.


1921г.

1921г.


Olga Picasso con el pequeño Paulo, 1923

Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Портреты сына Пауло

Всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Пикассо часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Ольга почувствовала: Пикассо стал менять художественный стиль. Кстати, это было присуще ему: всякий раз, когда у него появлялась новая женщина, Пабло менял творческую манеру. Вот и теперь он перестал рисовать балерин, стал тяготиться знакомствами, которые навязала ему жена, сторониться русских эмигрантов. Ольга была в отчаянии. Она не знала, как предотвратить надвигающийся разрыв…

Сердце Пикассо покорила 17-летняя француженка Мари-Терез Вальтер. Эта девушка с лицом ребенка к моменту знакомства с Пабло ничего не знала о нем и об искусстве в целом, у нее были совсем другие увлечения. Но уже немолодой художник смог без труда совратить юную красавицу. Их страстный роман доставлял Ольге невероятные страдания.
Сам художник как-то сказал, что всех женщин делит на «богинь» и «половые коврики», согласно этой логике Ольга с появлением Мари-Терез стала тем самым «ковриком», о который Пабло, не задумываясь, каждый день вытирал свои ноги.

Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".
Они не развелись, так хотел Пикассо, чтобы не делить имущество
согласно брачному контракту.
Из-за сильных переживаний у Хохловой началась нервная депрессия, с которой она прожила до конца своих дней. Ольга умерла в 1955 году от рака в Каннах и была похоронена на местном кладбище. Пабло не приехал проститься с женщиной, которую когда-то боготворил. У него была совсем другая жизнь, в ней не было места бывшей возлюбленной и матери его сына.

В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт.


PABLO PICASSO Woman Reading

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Пауло Пикассо, сын художника и Ольги. Его двое детей, Марина и Бернар были в числе наследников. Всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.


1917г.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS