Главная - Режиссура
Русский музей выставка айвазовского. Айвазовский стал испытанием для русского музея





Описание

В связи с большим количеством посетителей на выставке «И.К. Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», Русский музей продлевает часы работы экспозиции с 11 по 20 марта 2017 г. (включительно) в корпусе Бенуа.


Установлен следующий режим работы:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 21.00
Четверг с 13.00 до 21.00
Вторник – выходной день
Кассы закрываются на 30 минут раньше.


Продажа комплексного билета на посещение постоянной экспозиции и выставки «И.К.Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Михайловском дворце и корпусе Бенуа осуществляется до 15.00.


В Русском музее откроется юбилейная выставка выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Его живописные полотна давно снискали славу среди ценителей реалистического искусства во всем мире.


В коллекции Русского музея находятся два шедевра Айвазовского, которые считают вершиной его творчества, «Девятый вал» и «Волна» - эти полотна займут центральное место в проходящей выставке. Помимо известных картин художника из собрания Русского музея на выставке будут представлены полотна из других Российских музеев и частных коллекций. Посетители ознакомятся с историческими фотографиями и мемориальными материалами, связанными с жизнью Ивана Константиновича Айвазовского и его окружением.


Живописный стиль Айвазовского в изображении морской стихии узнаваем и неповторим. Художник достиг совершенства в передаче любого состояния на море – будь то штиль или шторм, колористическая палитра точно передает настроение восхода, дневного солнцестояния, заката и ночи на море. Восхищает его мастерство в передаче фактур стихий воды и воздуха, когда физически чувствуется бездна океана и бескрайность неба, соединенных в бушующую стихию на монументальных полотнах мастера.


Иваном Константиновичем Айвазовским (1817–1900) за его долгую жизнь было создано множество картин, которые в наше время считаются шедеврами и давно являются украшениями любой коллекции, значительная часть из них будет представлена на выставке в Русском музее.

В корпусе Бенуа начинает работу юбилейная межмузейная выставка к 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ — живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. Среди них недоступные ранее широкой публике картины из Адмиралтейства и работы из галереи в Феодосии. Памятуя об ажиотаже на выставке Айвазовского в Москве, в Русском музее к открытию подготовились основательно - настолько, что «подстеленная соломка» торчала отовсюду.

Первые посетители не только еще не угрожали сломать двери, но даже и не направлялись в музей - поскольку выставка для широких масс откроется только 22 декабря. Но у входа в корпус Бенуа уже появились желтые металлические ограждения.

Внутри самого музея тоже ощущалось волнение. Сотрудники поторапливали прессу проходить в залы, гардеробщица, принимая одежду, никак не успевала доесть бутерброд, а продавщица сувениров сердито сверкала глазами в ответ на ироничные замечания по поводу выставленных в витрине чехлов для телефонов с картинами Айвазовского и дождевика «Девятый вал» за неполные три тысячи рублей.

«Не важно, где больше посетителей, а где меньше, - сказал директор Русского музея Владимир Гусев, подняв неблагодарную для него тему сравнения Москвы и Петербурга. - Важно, что выигрывает художник, который получает внимание зрителей, и выигрывают посетители, потому что им представляется возможность увидеть по-разному Айвазовского — в Третьяковской галерее и здесь».

Вряд ли среди посетителей выставки, ну разве что кроме нескольких арт-критиков, найдутся такие любители Айвазовского, которые бы ездили из города в город на его выставки и могли бы сравнивать, какие картины убрали, а какие добавили, и как расставили акценты. Но именно этот сюжет вызвал у музейщиков (а с их подачи и у журналистов) особое волнение.

Еще одной темой обсуждения стал масштаб творческой личности автора, который, судя по прозвучавшим фразам, кто-то якобы намеревался принижать.

Замдиректора музея по научной работе Евгения Петрова принялась объяснять, что Айвазовского упрекают в салонности и коммерческом характере его искусства, хотя они присутствуют в творчестве и других авторов. В то время как созданные им шедевры «оправдывают всё».

«Не будьте снобами по отношению к этому художнику!» - в заключение призвала она. Но отчего-то показалось, что это приведет к обратному эффекту.

То ли после такого вступления, то ли по объективным причинам, но без снобизма как-то уже не получалось. Но касался он отнюдь не художника, а организации выставки. Дело в том, что, помимо живописи Айвазовского, на ней представлены предметы корабельной оснастки из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства - рынды, фонари, флаги и якоря, а также макеты судов. Все эти свидетельства эпохи своими внушительными размерами, изрядным количеством и, в основном, примитивным (по стеночкам) расположением оттесняют собственно картины на второй план и провоцируют их слишком буквальное восприятие. Они начинают восприниматься как иллюстрации, но не как аллегорические сюжеты. И так же буквально и конкретно выглядит реальное море на видеоролике в последнем зале экспозиции, разрушая, а не дополняя новыми смыслами художественную реальность.

А ведь в картинах Айвазовского всегда скрыт дополнительный образ и смысл — вера в лучшее, надежда на спасение. Недаром та же Евгения Петрова рассказала, как в 2003 году, отправив «Девятый вал» на временную выставку в Японию, они с коллегами стали свидетелями буквального поклонения этой картине со стороны жителей страны, пережившей в своей истории не одну природную катастрофу.

К художнику-то как раз «претензий» нет: коммерческий успех уже давно перестал быть негативной характеристикой чьего-либо творчества, а магия искусства есть магия искусства. Все так же манят в пучину прозрачные морские волны, все так же томны виды Константинополя под усталым солнцем, так же умиротворенны «Лунные ночи» - вне зависимости от того, над какой страной восходит Луна. А кроме всего прочего, поражают краски — никакая репродукция (в том числе в каталоге выставки) не передает их оттенков, глубины и богатства.

Приятно удивили картины из Феодосийского собрания. Хотя специалисты во главе с заведующим отделом живописи XVIII - начала XIX века Русского музея Григорием Голдовским сочли более ценными в крымской коллекции пейзажи «Ниагарский водопад» и «Ледяные горы», сильнейшее впечатление оставляет картина «Хождение по водам» (1897 год). Как и расположенная рядом с ней аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» из собрания Центрального военно-морского музея. Светящиеся полупрозрачные изображения Христа на обоих работах передают ощущение творящегося чуда.

Да, художник — один ли или с помощью коллег - написал целых шесть тысяч работ. Да, где-то на его картинах свет падает под неверным углом, а изображение людей — вообще не его конек (что Айвазовский и сам признавал). Да, кто-то не увидит высокого искусства в его подарочных мини-пейзажах, вмонтированных в фотопортреты самого художника. А кто-то расскажет то ли байку, то ли быль, что у Айвазовского был целый «рулон» написанного заранее «моря», который тот отматывал по мере необходимости и пририсовывал корабль, горы или что там еще попросят муза или заказчик.

Сегодня взгляды на искусство стали гораздо шире, талантливого человека принимают целиком, с куда большими грехами, нежели алчность. Да и то, разве можно назвать Айвазовского алчным, если, собрав всевозможные награды и занимая вторую строчку в табели о рангах (на уровне адмирала), он не бросал искусство. А самое главное — он занимался вопросами охраны памятников Крыма, на свои деньги выстроил здание Феодосийского музея древностей, инициировал постройку концертного зала, морского порта и железной дороги Феодосия-Джанкой, и даже провел в Феодосию водопровод из принадлежавшего ему Субашского источника, что неподалеку от Старого Крыма... Жители города стали бесплатно получать воду, а построенный тогда в парке у набережной фонтан (по образцу константинопольского) сейчас носит имя Айвазовского.

Рассматривать его творчество будет нелишним в контексте его личности — масштаб которой позволяют оценить многочисленные награды, обладателем которых он стал (на выставке представлены не те конкретные ордена, что носил на груди художник, служивший живописцем Главного морского штаба России, но их образцы). А еще - картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря.

Кстати, как было объявлено в Русском музее, этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года — когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.

Хронология выставок произведений Айвазовского

При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.

Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.

Современный взгляд на произведения живописца

2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.

В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.

К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.

Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.

Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – « » и « ». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – « ». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Организационные моменты выставки

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.

Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее

Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).

Понедельник — 10.00-20.00
Вторник — выходной день
Среда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00
Четверг — 13.00-21.00

На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи (« », « », « » и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.

Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).

На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.

Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.

Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи « », « » и т.д. Сильное впечатление производит полотно « ». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.

Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.

Постоянный список работ

















Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей. В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, вошли полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой представлено около 200 работ, составили мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И.К.Айвазовского. Основой экспозиции стали как хорошо известные произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем, так и мало знакомые зрителю работы Айвазовского из частных собраний, а также различный антураж, составляющий контекст деятельности И.К.Айвазовского как живописца Главного Морского Штаба. Выставка занимает все пространство выставочных залов Корпуса Бенуа и по составу, дизайну и смысловым акцентам выставка Русском музее значительно отличается от экспозиции, открытой в июле-ноябре в Третьяковской галерее в Москве.
Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Видеоматериалы:

Рекламный ролик к выставке



Монтаж выставки в Корпусе Бенуа

Информационное агентство ТАСС подготовило видеоролик посвященный юбилею И.К.Айвазовского, при содействии Государственной Третьяковской галереи и Русского музея

Картины Айвазовского из коллекции Русского музея готовятся к отправке в Москву - репортаж телеканала "Культура"

Художественный переезд: петербургские музеи отправляют полотна Айвазовского на выставку в Москву - репортаж телеканала "Санкт-Петербург"

Айвазовский едет в Москву - репортаж телеканала "Мир 24"

Шедевры Айвазовского временно переезжают из Петербурга в Москву - репортаж телеканала НТВ





Выставка картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского открылась 22 декабря в Русском музее (Корпус Бенуа) в Санкт-Петербурге. Выставка, которая посвящена 200-летию художника, будет проходить до 20 марта 2017 года , так что все желающие, жители и гости Петербурга, успеют сходить и увидеть большое собрание самых известных и малоизвестных работ Айвазовского своими глазами.

Выставка оказалась одной из самых крупных в начале 2017 года. В Корпус Бенуа Русского музея выстраиваются длинные очереди. И это не удивительно, ведь морские пейзажи великого мариниста любимы практически всеми ценителям живописи.

Почему стоит посетить выставку картин Айвазовского?

Данная экспозиция картин по-настоящему уникальна. Здесь собрано огромное количество картин, фотографий, а также другие материалы, связанные с этим великим художником. В собрание вошли картины из постоянных коллекций Русского музея, собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса, а также частных собраний.

Иван Константинович (1817-1900) — великий русский художник, прославленный маринист, художник-баталист. Являлся живописцем Главного Морского штаба. Академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. За свою творческую карьеру создал огромное количество потрясающих полотен, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской и мировой живописи. Айвазовский сегодня считается одним из самых выдающихся русских художников, который оказал огромное влияние на живопись и оставил после себя бесценное наследие. Наиболее выдающимися картинами Айвазовского считаются «Девятый вал», «Хаос. Сотворение мира», «Чёрное море», «Чесменский бой», «Синопский бой», «Среди волн» и многие другие.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS