Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Императорская академия. Основывается императорская академия художеств |
Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко. Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов. Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей. Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков. Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы. По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба. В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины. В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга. Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Туристу на заметку:Посещение здания Академии художеств будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции музеев Академии художеств и Т. Г. Шевченко, разместившихся в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Среди выпускников Академии – известные художники и архитекторы А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.П. Мартос, М.М. Антокольский, А.Н. Воронихин, Л.Н. Бенуа и многие другие. История созданияИдея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690 годов. Но реализована идея была только в 1757 г. в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Хотя предыстория создания очень долгая и довольно запутанная: непосредственно Академия художеств формировалась в недре Академии наук и, по мнению Ломоносова, отягощала «ученый корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете. Ф. Рокотов "Портрет графа И.И. Шувалова" С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы. Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы. Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук по преимуществу в центр гравирования. Во время царствования Анны Иоанновны вопросом отделения Академии художеств от Академии наук занимался один из самых просвещенных сподвижников Петра I – В.Н. Татищев. Он планировал создать «Академию ремесел», которую и должен был возглавить. Но этот план не воплотился в жизнь, Татищев об этом писал так: «Императрица Анна Иоанновна ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4. Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось». Когда осенью 1733 г. Академия художеств (в составе Академии наук) получила определенную сумму, то это вызвало недовольство ученых и они настойчиво стали требовать отделения ее. Но этот вопрос снова не решился. В 1741 г. за дело взялся М.В. Ломоносов. Он возглавил борьбу с засильем немцев в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова оказалась безрезультатной. В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным людям при дворе – графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, т.к. считал, что излишнее увлечение гравировкой раздуло штат Академии и «препятствует приращению наук». Но сопротивление оппонентов продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве. Здание Императорской Академии художествЗдание Императорской Академии художеств Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова. Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым. В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства. В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях. Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками. Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) - русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля. Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве. Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора. Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни "Страшный суд" Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники. Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III. 31 января 2014 года - дата выхода в свет интереснейшего Учебно-методического пособия и, одновременно, альбома одноименной выставки ". Искусство рисунка и акварели ". Представленные в книге ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Предисловие к изданию. "Россия – единственная страна, где существует академическая школа рисунка. В Западной Европе, на родине академий, она давно разрушена. Иногда возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения академической традиции изобразительного искусства. Интересно, что никто не ставит подобные вопросы о школах классического балета или музыкального исполнительства. В обществе, где главными целями жизни человека объявлены нажива и потребление, нет места культуре, и она неизбежно становится маргинальным явлением, уступая место сфере развлечений. Но «ничто не вечно под луной», не вечно и общество потребления. Академическая школа изобразительного искусства часто описывается как традиция салонного стиля, скучной рутины, шаблонных приемов. В этом есть большая доля правды. Но глубинные, живые корни академической традиции – в великих, непревзойденных культурах античности и Возрождения. Леонардо да Винчи писал: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?» Это высказывание крупнейшего теоретика классической школы изобразительного искусства в античном, пифагорейском духе объясняет одну из стержневых задач академической традиции: создание гармоничного художественного образа. В старину красота почиталась сокровенной истиной, и художник занимался не «самовыражением», как это принято сегодня, но постижением сокровенной истины. Красота и гармония (по-русски лад) являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы, что нетрудно заметить, читая изданные в XVIII–XIX вв. пособия для художников. Многие академические методы преподавания берут свое начало в системе обучения, практиковавшейся во времена Ренессанса – периода, когда искусство рисунка достигло высочайшего уровня за всю историю человечества. (К сожалению, до нас не дошла графика древнегреческих художников, которая, я убеждена, была не менее удивительна, о чем можно судить по древнегреческой скульптуре и вазописи). Академические методы осмысления формы аналогичны тем, что применялись лучшими рисовальщиками в мировой истории, такими как, например, Ганс Гольбейн Младший (см. его «Наброски голов и рук»). Европейские академии художеств никогда не были изолированными «оранжереями» для выращивания профессиональных художников. Высокий уровень академического образования в XVIII и особенно в XIX в. обеспечивали многочисленные художественные школы, училища, клубы для профессионалов и любителей, а также производители и поставщики большого ассортимента художественных материалов; авторы, переводчики и издатели разнообразных пособий по рисунку и живописи. Несмотря на то что в советский и постсоветский периоды академическая школа рисунка в России была в целом сохранена, многие ценные элементы метода и системы преподавания дореволюционной художественной школы оказались незаслуженно забытыми. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ставит одной из своих главных задач возрождение классической школы рисунка на самом О выставке. Открытие выставки «Императорская Академия художеств . Искусство рисунка и акварели » в Академии акварели и изящных искусств не случайно – именно в стенах этого учебного заведения практикуется академическая система обучения. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Николаевич Андрияка. Выставка включает семьдесят учебных рисунков и акварелей XIX в. и состоит из нескольких разделов. Это так называемые головной, фигурный, натурный, манекенный, архитектурный и акварельный классы. Главная задача экспозиции выставки – привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто любит и занимается изобразительным искусством к системе и методике академического художественного образования прошлого. Знакомясь с работами учеников Императорской Академии художеств , можно увидеть с чего начинался будущий художник, какие ступени обучения он проходил, приведшие его к вершине мастерства. Почетный экспонент выставки – Петербургская Академия художеств. С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за рубежом, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. За сравнительно короткий срок учебное заведение взрастило плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Академия художеств была и остается методическим центром всех художественных учебных заведений России, и именно на примере системы и метода преподавания в Академии можно попытаться восстановить классическую школу рисунка. Методика преподавания строилась на последовательном выполнении усложнявшихся упражнений и заданий, где в результате воспитанники Академии должны были в совершенстве овладеть искусством рисунка. Рисунок в системе художественного образования рассматривался как основа основ. Экспозицию выставки открывает «Головной» рисовальный класс, в котором учеников ожидал класс гипсов, где моделями служили «антики» – античные образцы (гипсовые слепки), точно воспроизводившие знаменитые античные скульптуры. Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Голова Геракла (1849) Гедике Роберта Андреевича. В Императорской Академии художеств его главным наставником был профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов, старший брат художника К. П. Брюллова. Роберт Андреевич работал и в мастерской своего учителя Константина Андреевича Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту Гедике совместно с профессором Академии А. И. Кракау создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Второй класс – «Фигурный», так же являлся обязательным для всех воспитанников Академии. Здесь учили изображать фигуры в различных поворотах и движениях, размещать их в пространстве, улавливать и передавать их характер. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Эрот и Психея (1858) Павла Александровича Брюллова. Павел Александрович, сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. П. Брюллова, племянник знаменитого живописца К. П. Брюллова, вошел в русское искусство XIX в. как пейзажист, архитектор, академик, член Совета Императорской Академии художеств
и член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Художник-передвижник Важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс – «Натурный», в котором ученикам позировали натурщики. Сторонник строгого академического рисунка К. П. Брюллов, обучая своих учеников рисованию с натуры, говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передавать живое тело: оно так прекрасно, что только умейте постичь его, да и не вам еще поправлять его; здесь изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности». Константин Егорович Маковский в свое время был активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Покинув стены Академии, Маковский примкнул к участникам «бунта четырнадцати». Произведения художника, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой окрашенностью. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869). Константин Петрович Померанцев учился в Академии художеств вместе с И. Н. Крамским и К. Е. Маковским. В 80-х гг. XIX в. художник переезжает в Нижний Новгород, где ведет преподавательскую деятельность в Мариинском институте благородных девиц, участвует в выставках и принимает активное участие в организации Нижегородского художественного и исторического музея. В ряду талантливых учеников Академии имя Павла Петровича Чистякова – крупнейшего деятеля искусства втор. пол. XIX в., выдающегося педагога стоит отдельно. Педагогическое кредо мастера можно сформулировать его словами: «Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». Говорили, что у Павла Петровича было безошибочное чутье на личность и масштаб способностей ученика. Ярким доказательством тому может служить целая плеяда русских мастеров, вышедшая из его мастерской: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов. С приходом в Императорскую Академию художеств в апреле 1817 г. Алексея Николаевича Оленина, который стал ее президентом, открывается «Манекенный» класс. Это был специальный класс, в котором ученики изучали драпировки и костюмы. Для всех воспитанников Академии выполнение рисунков с манекенов, одетых в римские и греческие костюмы было обязательным. Правильность рисунка, отличная лепка формы, искусная укладка драпировки – характерные черты, отличающие многие работы учеников, представленных на выставке. Завершает экспозицию «Архитектурный» класс. Этот раздел выставки касается скорее методики обучения будущих архитекторов, нежели живописцев, скульпторов или граверов. Как известно, в Императорской Академии художеств существовала традиция посылать своих самых лучших выпускников за границу (преимущественно в Италию и Францию). Выпускникам назначался пенсион (содержание), отчего они и получили название – пенсионеры. Это были выпускники, окончившие курс в Императорской Академии с Большой золотой медалью. За границей они знакомились не только с культурой, но и делали архитектурные зарисовки, копии, обмеры, писали руины античного Рима, расчищенные развалины Помпей или византийские храмы Италии. В архитектурной графике Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо), Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях) и других учеников ставших в будущем известными архитекторами демонстрируются хороший вкус, профессионализм, их листы наполнены знанием пропорций, масштаба, чувством колорита. А. М. Горностаев, ученик Доменико Жилярди, был блестящим архитектором, художником, педагогом. За время преподавания в Императорской Академии художеств он воспитал таких известных архитекторов, как И. П. Ропет, В. А. Гартман, И. С. Богомолов. А. М. Горностаев вошел в историю искусства, как архитектор, возродивший национальный русский стиль. Помимо работы в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиевой пустыни, Старой Ладоге, на Валааме Алексей Максимович проектировал Успенский собор в Хельсинки (1868), построенный уже после смерти автора и названный памятником эпохи российского правления в Финляндии. Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня. Приобрести пособие Вы сможете в Художественном салоне Строя на берегах Невы европейскую столицу, и желая привить на российской почве многовековой градостроительный европейский опыт, Петр I призывал для ее строительства и украшения мастеров из Италии, Голландии, Франции, Германии. Его большим желанием было воспитать своих отечественных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов. С этой целью он отправлял в Европу для получения художественного образования талантливых молодых людей из России. Но желалось ему и в России иметь такое учебное заведение, которое могло бы воспитывать столь необходимых России специалистов. При петербургской типографии им была образована Рисовальная школа, которая готовила художников для иллюстрации книг, но его планы были гораздо шире. Планам Петра суждено было осуществиться позднее, в царствование его дочери императрицы Елизаветы Петровны. По инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, которую называли тогда «Академией трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. Первые годы занятия Академии проводились во дворце Шувалова на Садовой улице. Переданные Шуваловым Академии библиотека, коллекция картин, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства стали фундаментом для будущих библиотеки и музея Академии художеств. Статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга. 6 (17) ноября 1757 г. в Петербурге, указом Сената была основана Академия художеств - высшее учреждение в области пластических искусств. НЕ ТОКМО ПОЛЬЗОЙ, НО И СЛАВОЙ ГОСУДАРСТВАПредставление в Сенат И.И. Шувалова Об учреждении Академии художеств от 6 ноября 1757 года «Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е. и. в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие ученые места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды, им насажденные, то сколь обязаны все споспешествованию исполнению дел великого государя и отца истинного отечества... Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, чтобы могло способствовать к их врожденному дарованию. Многие, на большом иждивении содержащиеся здесь искусные художники, не токмо кого выучили, но ни порядочного начала не дали, извиняясь сами на неспособность учащихся. Теперь в Московском университете находясь, много молодых людей, иных склонности более к художествам нежели к наукам, может некоторая часть уволена быть для сего учения, уча притом языки и другие нужные к тому знания. Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению». ЗДАНИЕ АКАДЕМИИЕкатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трех старых, не приспособленных для учебных целей. Еще в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут. Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж.Б. Валлет-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утвержден, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырех лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». 18 марта была учреждена «Экспедиция строения академического здания». Ее возглавил директор Академии архитектор А.Ф. Кокоринов. Президент Академии И.И. Бецкой приказал: «для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причем быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всем касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чем несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня». Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания. Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чем напоминает дата на полу вестибюля: «MDCCLXIV». Торжество подробно описал Я. Штелин. Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелеными ветками. У проходов дежурил караул. В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И.И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору. «Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней. Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей». Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764-1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван «циркуль». В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А.Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю.М. Фельтен. Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е.Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А.А. Михайлов, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Мартос, А.И. Иванов, К.А. Тон. Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма. ТЕНЬ АРХИТЕКТОРАОдин из главных архитекторов Академии художеств, А.Ф. Кокоринов стал первым директором Академии. Как явствует из исторических документов, Кокоринов мирно скончался от болезни. Однако в 18 и 19 веках была популярна легенда о том, что талантливый архитектор, измученный и затравленный, повесился на чердаке Академии. Как утверждают сотрудники Академии, и сегодня тень архитектора можно встретить бродящим по сумрачным чердакам и лестничным переходам здания. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?