Главная - Память
Все интересное в искусстве и не только. Пуантилизм в живописи: история, описание метода

Нео-импрессионисты Жорж Сёра и Пол Синьяк пионеры в технике рисования, получившей название «Пуантилизм». Они искали способ, как обмануть глаз, заставить его видеть больше цвета, воспринимать глубже цвет, чем просто сумму составляющих.

Сёра и Синьяк никогда не смешивали краски, писали в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистой гаммой. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали эти начинания.

Пуантилизм повлиял на многих художников, и сегодня мы видим его следы в современном искусстве, моде и татуировках.

Что такое пуантилизм?

Это часть движения постимпрессионистов, пуантилизм - техника живописи с четкими точками цвета, которые тщательно применяются в шаблонах, чтобы составить сплоченный образ. Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Пуантилизм в живописи, можно обозначить как «точечный» стиль.

«Купальщицы в Асьере» (1884) Жоржа Сера


Термин «пуантилизм» был на самом деле придуман искусствоведами в конце 1880-х годов, чтобы высмеять произведения этих художников. Вряд ли они знали, что этот термин будет использоваться сегодня как позитивная ассоциация для самых известных мастеров мира.

Поль Синьяк


Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Он был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название - «Мане — Золя — Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).

«Сосна в Сен-Тропе» (1909) - одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева, это место, где художник проводил свое время каждое лето.

В другом полотне, под названием Un Dimanche (в воскресенье), блики, яркие масляные мазки изображают пару и их кошку в воскресенье днем. Это пример того, как художники пуантилисты писали четкие картины: точки мелкие, они сближаются друг с другом.

Конец Золотого Века Пуантилизма

К 1890-м годам пуантилизм достиг своего пика, и многие художники того времени уже писали в этой технике.
Но потом его популярность как нового стала слабеть. Однако, несмотря на то, многие концепции и идеи по-прежнему продолжают использоваться сегодня в разных средах.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) создает удивительно реалистичные рисунки, состоящие из бесчисленных крошечных точек, с использованием тонких наконечников. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

История этой работы может звучать как шутка, но это реально! Все началось с того, что художник Микель Эндара отксерил фотографию. Из этого бумажного изображения он сделал новое произведение, вручную, за 210 часов работы, используя безумные 3,2 миллиона точек, сделанные с помощью пера! Название композиции - «Герой», но, безусловно, героем таланта, творчества и терпения был Мигель.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) рисует реалистично, его композиции состоя из бесчисленных крошечных точек, он использует тонкие наконечники. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

Шведский фотограф Филипп Карберг использует тысячи кропотливо расположенных деревянных колышков, окрашенных в разные цвета и помещенных в доски. Затем художник фотографирует. Красиво получается.

Еще один художник, работающий в пуантилизме - это Херб Уильямс, который использовал тысячи красочных карандашей, чтобы создать красочный пикселизованный портрет в 60-х годах. Художник объясняет: «Когда вы стоите близко к портрету, он абстрактный, но издалека он реалистичный». С тех пор он продолжает использовать карандаши и даже создал из них скульптуру собаки в натуральную величину.

Корейский художник Jihyun Park подходит к искусству пуантилизма неортодоксально, создавая его в обратном порядке. Художник использует ароматические палочки, выжигая тысячи крошечных отверстий в рисовой бумаге, пока не появится изображения облаков, гор и деревьев. Потом рисунки с отверстиями монтируются на лакированных полотнах, которые отражают свет и показывают изображение.

Наконец, невозможно писать о пуантилизме без упоминания мастера точечного искусства, японского художника Яой Кусамы. Хотя ее работа не является строго пуантилизмом, ее узоры часто не образуют полных образов - можно утверждать, что точечная живопись могла быть разработана или вдохновлена ​​ Сера и Синьяком .

Она объясняет: «точка имеет форму солнца, которая является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы луны, которая является спокойной».

СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.



Herblay, Sunset, 1889

Термин «неоимпрессионизм» появился после демонстрации на выставке импрессионистов 1885 года работ двух молодых художников: Ж.Сёра и П.Синьяка. Их техника письма настолько отличалась от привычной для импрессионистов, что возникла необходимость выделить это новое направление в живописи и дать ему название.
Данная техника письма состояла в формировании изображения путем нанесения на полотно разноцветных точек. К этому времени физиологами был раскрыт механизм восприятия цветов человеком. На протяжении веков художникам был известен принцип смешения красок определенных цветов, для получения нового цвета. Однако П.Синьяк и Ж.Сера использовали иной принцип формирования необходимых цветов: не путем смешения красок, а не смешанное раздельное точечное нанесение красок разного цвета, чтобы на определенном расстоянии от изображения глаз человека сам формировал новую цветовую гамму. Это специфика живописного письма приводит к неожиданным последствиям: при репродукции этих работ, данный эффект трудно воспроизводим, поскольку требует определенного расстояния от зрителя до изображения.



Кроме того, как показала художественная практика, данная техника позволяет создать новый художественный образ в пейзажной живописи, но дает крайне ограниченный эффект в портретном жанре. Возможно, именно поэтому портрет не считался сильной стороной творчества П.Синьяка



Поль Синьяк.Песчаный берег моря
Первое, что привлекает внимание в "Песчаном берегу моря", это своеобразная живописная манера: вся поверхность полотна, как мозаикой, выложена красочными мазками. Отсюда и название этой живописной техники - "пуантилизм", т.е. живопись точками.



Папский замок в Авиньоне", 1890
Картина Поля Синьяка "Папский дворец в Авиньоне".
Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне, под влиянием которого находился Синьяк в ранний период своего творчества.



П. Синьяк - Нотр-Дам-де-ла-Гард. 1848



П. Синьяк - Маяк в Груа. 1847



П. Синьяк – Залив. 1854


Поль Синьяк. «Женщины у колодца». 1892 г.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.


Поль Синьяк. "Красный буй". 1895 г.

П. Синьяк был не только талантливым художником, но и страстным путешественником. Он с большой охотой и азартом принимал участие в парусных гонках и нередко побеждал.



Поль Синьяк. «Регата в Конкарно». 1891 г.

И много путешествовал. Восхитительные виды Венеции, Константинополя, Роттердама не оставались незамеченными для внимательного глаза живописца и были воссозданы на его полотнах. Наблюдая картины приморских городов, постоянное движение волн, покачивающиеся на воде яхты, художник стремился воспроизвести увиденное в своих работах. Быть может, поэтому морские картины Синьяка наполнены движением. Глядя на них, как будто ощущаешь дыхание ветра, видишь, как переливаются солнечные блики на морской глади.



Поль Синьяк. «Порт в Ла-Рошель». 1921 г.

Одним из таких живых, легких полотен стала его картина «Вход в порт Ла-Рошель», которую он написал в 1924 году. На картине изображена яхта, стремительно несущаяся сквозь волны. Никогда душевные переживания не отражались мрачной тенью на произведениях живописца. Созданный на картинах мир оставался наполненным гармонией и светом. Хотя начало XX века принесло с собой немало волнений. Первая мировая война, революция в России – все эти события художник остро переживал, придерживаясь прогрессивных взглядов.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию.



Поль Синьяк. «Венецианская лагуна». 1904 г.



Поль Синьяк. «Большой канал (Венеция)». 1905 г.



Поль Синьяк. «Венеция, утро». 1908 г.

Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка "декоративными фантазиями", а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни.



Поль Синьяк. «Голландская мельница». 1898 г.

Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая - радости, а нисходящая - печали. С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы.



Поль Синьяк.Порт в Сен-Тропе. 1901г



Поль Синьяк. Форт Сен-Жан в Марселе. 1907.

Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета.



Поль Синьяк. "Порт в Марселе". 1906.

Творчество Синьяка - пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм.
Особое место в наследии Синьяка занимают труды по искусству. Он автор книги «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Его перу принадлежит монография, посвященная пейзажисту Йонгкинду (1927), а также ряд предисловий к каталогам выставок художников различных направлений.










Georges Seurat A Sunday on La Grande Jatte 1884–86

Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.

Пуантилизм как стиль живописи

Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».

Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.

Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.

Жорж Сёра и другие пуантилисты

Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая. Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном. В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.

Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.

Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891

Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886

Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.

Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892

Пуантилизм для развития творческого восприятия в рисунке у детей

Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей. И потому пуантилизм широко используется в детском творчестве.

Немало времени нужно малышу, чтобы обрести умения и навыки правильно держать в руке карандаши и кисти, наносить плавные линии на бумагу. Неудачи в традиционном рисовании нередко приводят ребенка к отказу от занятий. Но работа с цветом – важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память. На помощь приходят приемы пуантилизма. Самый простой из них – пальчиковое рисование, когда малыши наносят краску на бумагу подушечками пальцев.

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller — «писать точками», пуантилизм — от французского pointel — «письмо точками»).

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

Жорж-Пьер Сера (1859−1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза — то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный — рядом с зеленым, желтый цвет — возле синего.

Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В одном из главных произведений Сера — картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» изображены парижане, отдыхающие на берегу Сены в воскресный день.

Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.

А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863−1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно из этих картин, это было совершенно не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины.

Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Фото с сайта www. art-spb.ru.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS