Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Что такое народное декоративное искусство. Русское народное декоративно – прикладное искусство |
Методическая разработка по ИЗО Тема: «Виды декоративно-прикладного искусства по материалам и способам их художественной обработки (конкретные примеры)» Подготовила: Родионова Галина Леонидовна Должность: Учитель начальных классов Место работы: МБОУ «Охватская ООШ» п.Охват, Тверская область Российская Федерация ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм. Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд с предметом, выполненным из серебра. Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: лозоплетение, гончарное дело, кружевоплетение, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов. В данном работе представлены различные виды и техники декоративно-прикладного искусства. При классификации изделий мастеров народных ремесел и промыслов целесообразно использовать такой важный признак, как материал. Изделиям народных художественных промыслов материал диктует и способы обработки, и отделки, и художественное оформление. По материалу, применяемому для изготовления художественных изделий, их делят на художественные изделия из дерева, папье-маше, металла, кости и рога, камня, керамики, стекла, кожи, пряжи и нитей, тканей, меха, пластических масс. По способу изготовления художественные изделия бывают: литыми, чеканными, филигранными, давлеными, коваными, гальванопластическими, столярными, токарными, резными, плетеными, вязаными, ткаными, вышитыми, выдувными. И так, рассмотрим основные виды декоративно-прикладного искусства. 1Виды и техники декоративно-прикладного искусства 1.1 Художественная обработка дерева Резьба по дереву, которой издавна украшали жилища, корабли, мебель, посуду, орудия труда и предметы для развлечений и отдыха, разделяется на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). В свою очередь каждая из этих групп делится на несколько разновидностей в зависимости от рисунка и техники выполнения. Плосковыемчатая резьба сродни древним петроглифам или даже примитивному рисунку на плотном прибрежном песке, характеризуется тем, что композиции различной сложности вырезаются (вынимаются) особыми приемами и способами из плоскости деревянной заготовки, нетронутые участки которой являются, таким образом, фоном для резьбы. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной. Геометрическая резьба по своей сути – это повторяющиеся в определенной композиции клинообразные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух– и трехгранные выемки. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, т.к. их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих. Контурная резьба представляет собой линейный орнаментальный или сюжетный рисунок на плоскости деревянной заготовки (предмета обихода), выполненный в виде тонких двугранных (клиновидных) прорезей, нанесенных на поверхности по контуру рисунка с помощью резаков и различных стамесок. В отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц, человека, архитектурных мотивов, предметов, обстановки и домашнего обихода. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Контурная резьба чаще всего употребляется в сочетании с другими видами резьбы – геометрической плоскорельефной, а также с росписью. Часто эту технику применяют для выполнения декоративных панно. Объемная резьба (горельефная или скульптурная) как по характеру пластического решения формы, так и по технике исполнения стоит в одном ряду со скульптурой. Горельефная резьба не получила широкого распространения в России. Примером объемной резьбы может быть так называемый, «охлупень» – фигурное резное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном. Плоскорельефная резьба . В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски. Орнамент, выполненный в технике плоскорельефной резьбы можно применить и в технике выпиливания. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная или «завальная»), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном, ажурная накладная и с удаленным фоном. Общим признаком для всех видов этой резьбы является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Скобчатая резьба . Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем – под острым углом, значение которого определяется характером узора. Пропильная резьба – вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы. Также пропильная резьба является разновидностью прорезной. Основы пропильной резьбы – плосткостной сквозной орнамент. Самый распространенный мотив – S-образный завиток с закрученными концами. Прорезная резьба. В прорезной резьбе чаще всего используется плоский орнамент. Особенность орнамента для прорезной резьбы: элементы резьбы, лишенные фона, должны соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора имеют разную высоту, она называется ажурной. В прорезной резьбе участки фона, которые удаляются, незначительны по величине, а по форме очень красивы и создают собственный узор, связанный с орнаментом резьбы. В технике данной резьбы применяются крупные порезки дерева. Выступающий рельеф резного орнамента выделяется на деревянном фоне. Отличие прорезной резьбы от пропильной в способе получения выпадающих частей. В прорезной резьбе сетка образуется при помощи резца, в пропильной – выкрутной пилой, т.е. выборка резцом заменена пропиловкой. Лесная скульптура . Лесной скульптурой называют обработанные находки из отжившего или обреченного на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка. Основной особенностью лесной скульптуры является ее уникальность. Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Можно лишь повторить тему, идею, но ни в коем случае нельзя повторить работу. В этом ее преимущество. Автор же вторгается в материал очень аккуратно – вначале освобождает заготовку от коры, протрет ее и придаст ей устойчивость. Он чуть-чуть «помогает» природе выявить, созданный ею образ. 1.2. Лозоплетение Плетение из лозы – традиционный русский промысел. Из прутьев, веток, лозы, рогоза и, даже, кукурузы умельцы легко изготавливают великое множество полезных и красивых вещей: от грибных лукошек до ажурных изгородей из хвороста, которыми в старину огораживал дом каждый уважающий себя казак. Среди основных способов плетения можно выделить прямое плетение, веревочку, кромки, ажур и оформление бордюра. Прямое плетение . Это один из самых известных видов плетения, который используется при изготовлении донышка, стенок и крышки большинства изделий. Достаточно часто он называется «плетенкой». С помощью прямого плетения легко и быстро можно выполнить любую часть изделия, особенно, если вы, хотя бы немного, успели с ним познакомиться. Это основа любого изделия и связующей компонент составных его частей, это то, что, придает и удерживает форму любой плетеной вещи, то, без чего не удалось обойтись ни одному плетельщику, это – начало пути к мастерству. Простое плетение . Простое плетение применяется для изготовления плетеной мебели. Прут оплета пропускается через один промежуток по схеме «перед стояком, позади стояка». Простое плетение можно вести как одним, так и несколькими прутьями сразу. Ажур паучок . Ажур выплетают простым плетением из тонких прутиков. Тонкие прутики длиной 15-20 см вставляют в намеченном месте в предыдущее плетение и оплетают 3-4 рядами 2-6 стоек. Получают плетение квадратика- ми. Из них формируется «паучок». 1.3. Керамика, гончарное ремесло Понятие «керамика» включает все разновидности бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Посуда –кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства. Керамическая посуда – посуда из обожженной глины. По способу изготовления посуду делят на изготовленную вручную и изготовленную на гончарном круге. Гончарный круг – станок для формовки керамических изделий. Первоначально вращение круга на вертикальной оси мастер осуществлял левой рукой. В дальнейшем гончарный круг стал приводиться в движение с помощью ног, что позволило освободить руки мастера и улучшить качество изделий. Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении» поверхность изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву – словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками». Шамот – огнеупорная глина (каолин), обожжённая до потери пластичности и доведённая до некоторой степени спекания. В практике художественной керамики шамотом часто называют готовые обожжённые изделия из этой массы – шамотные вазы. Фарфор – представляет собой особый вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При легком ударе деревянной палочкой издает высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Фаянс – это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс отличается от фарфора большим наличием глины и меньшим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это уменьшает его прозрачность (стекловидность). Мелкая пластика или скульптура малых форм – вид станковой скульптуры, отличающейся небольшими размерами. В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п. К мелкой пластике относятся такие изделия как глиняная игрушка – одно из ярких проявлений русской культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. 1.4. Вышивка Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Вышивая на одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, они верили, что тем самым принесут в дом благополучие. Вышивка крестом – один из самых древних и при этом самых простых видов вышивки, а счетный крестик – один из самых старых и простых приемов вышивки. Счетный крестик выполняется на особом виде ткани. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Гладь – это вид вышивки, в котором форма рисунка покрывается плотными стежками. В народной вышивке есть очень много разновидностей глади, но все их можно разделить на две большие группы: двусторонняя гладь, в которой фон рисунка на картине покрыт стежками с лицевой и с изнаночной стороны, и односторонняя, в которой лицевая сторона вышивки сильно отличается от изнаночной. Существует и узелковая гладь , в которой весь узор зашивается простыми узелками с вливанием тонов. Чаще всего узелковая гладь используется в качестве декоративного дополнения в самых разнообразных вышивках. Так, выполняя работу простыми швами или гладью, отдельные элементы (например, сердцевинки цветов, тычинки, листики, стебли или стволы деревьев) вышивают разными узелковыми швами. Хордовая вышивка – изонѝть или подругому изображение нитью, нитяная графика – это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, CD дисках. Ришелье – один из самых сложных в исполнении, но вместе с тем – удивительно красивых видов вышивки, представляющий собой ажурное полотно, в котором нитки подобраны в тон ткани. Свое название техника получила благодаря поклоннику кружевных платков – французскому кардиналу Ришелье. Ажурная вышивка используется, в основном, для украшения столового и постельного белья, воротников, жабо и носовых платков из тонких тканей. Вышивка имеет несколько разновидностей в оформлении перемычек, в рисунке самого узора и наличии дополнительных разделок. Контур узора во всех видах вышивки выполняется «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом. Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода. Вышивка бисером . С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем с середины XVII века –цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, на которых изображают цветы, птиц и животных. Вышивка шелковыми лентами – вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. 1.5. Лоскутная техника Лоскутное шитьё (печворк ) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности, для изготовления стёганых лоскутных одеял. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Крейзи Квилт – смешение швейных и вышивальных техник, где можно применять лоскутки различных форм, размеров и цветовых гамм, ленты, кружево, пуговицы, бусины, различные способы вышивки чем угодно: нитками, шелковыми лентами и многим другим. Полный полет фантазии. Сочетаемое с несочетаемым. Квилтинг . Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилтинга, в их основе лежит одна и та же техника – два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие. По выбору рукодельницы квилтинг может быть простым или сложным, его можно выполнять вручную или с помощью швейной машины – в любом случае он дает простор для фантазии и эксперимента. Узоры в этой технике выполняются мелкими стежками «вперед иголку». Разноцветные нитки позволяют подчеркнуть центральный элемент декора и создать удивительные бордюры. 1.6. Народная текстильная игрушка С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно более 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы – обереги Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и который но- сят на теле в качестве талисмана. Берегиня – пример обереговой куклы – символа женского начала. Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Обрядовые куклы имели ритуальное назначение и символизировали плодородие и достаток («Вепская» кукла – капустка, рванка). Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. 1.7. Народный костюм Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм – своего рода летопись жизни народа. Это звено прочно связывающее художественное прошлое народа с настоящим и будущим. И не столь важно – используется ли он в виде сценических костюмов фольклорных коллективов или в украшении коллекции народной игрушки. 1.8. Ткачество, гобелен Искусство ткачества – древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Узорное ткачество . В русском узорном ткачестве были широко распространены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особо выделяется ткачество Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Гобелен – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Ковроделие . По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые. Ковроткачество характерно для центральных русских районов – Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. 1.9. Батик Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей. В основе всех этих приемов, за исключением техники свободной градуированной росписи, лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Существует несколько техник батика, каждая различна по степени сложности, эффекту получаемого изображения, материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Горячий батик – самая древняя и самая сложная из всех техник росписи ткани. Работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстро наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины или специальным приспособлением для нанесения контура из расплавленного воска. После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Холодный батик -при технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани. Холодный резерв можно наносить специальными стеклянными трубочками для батика. Узелковым батиком - называется древний вид оформления ткани. Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Можно формировать рисунки при помощи под- ручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором. Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки. Свободная роспись – такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения. В основном, свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. 1.10. Бисероплетение Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит свои секреты, а именно: как слагаются из маленьких бусинок – бисера – неповторимые по красоте изделия. По желанию мастера бисер, бусинкии пайетки превращаются в красивые цветы, нарядные украшения, ожерелья илинеобычные деревья самых причудливыхформ. Плетение «крестиками» (или квадратиками) известно и популярно довольнодавно. С помощью него создаются кулоны, колье, пояса и браслеты, бисерныесалфетки. Изделия выглядят как густаясетка из крестиков. Этот вид плетениятребует достаточно мастерства и терпения. Техника плетения сотами довольно сложна и встречается нечасто. Она выполняется двумя иглами. Изделие состоит из правильных шестиугольников и выглядит, как полотно из множества цветочков. Многониточное плетение -использовалось еще в давние времена. Этим способом плели жгуты, соединяя длинные нитки с нанизанным бисером в заранее установленном порядке. Для плетения этим способом необходимо иметь рабочее место с большой свободной плоскостью, чтобы нити с бисером не запутывались. Мозаичная техника – самый плотный метод плетения. Бисеринки располагаются рядами, смещенными как кирпичная кладка. Это плетение используют для изготовления украшений и аксессуаров – браслетов, колье. Сетчатое плетение – очень распространенный способ оплетения сосудов, изготовления пасхальных яиц, а также бисерных воротников, чехлов. Бисерные чехлы из сетки с мелкими ячейками прекрасно держат форму, а кружевные бисерные воротники из крупноячеистой сетки очень красиво ложатся на платье. Можно сделать в этой технике также и колье, пояса, различные украшения. Плетение сетки в основном выполняется в одну нить. Техника параллельного плетения выполняется чаще всего на проволоке. Ра- бота проводится обоими концами проволоки (нити) навстречу друг другу в каждом ряду. Используется эта техника для изготовления листьев и лепестков для бисерных цветов, а также различных элементов объемных бисерных фигурок. Объемное плетение - появилось сравнительно недавно и активно развивается. С помощью этой техники делают различные жгуты – круглые и квадратные, плотные и ажурные, с включением рубки и стекляруса, объемные колье, шарики, цветы, снежинки, различные фигурки зверей, бабочек и т.д. 1.11 Кружевоплетение Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Ручные кружева – это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капроновые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки. На коклюшках плетут кружева по особым рисункам – сколкам Мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру узоров и народным промыслам. Фриволите – это техника плетения кружев вручную с помощью специальных челноков. Кружево фриволите применяется для отделки предметов одежды, скатертей, салфеток, покрывал и др. Изделия из фриволите оправдывают название этой техники кружева так, как они действительно легкие и почти невесомые. 1.12. Роспись (по стеклу, фаянсу, дереву) Роспись по стеклу привлекательна уже тем, что для этого не нужно быть большим художником. А область применения этой техники позволяет не только создавать оригинальные картины и рамки в витражном стиле, но и подарить новую жизнь всем тем старым стеклянным стаканам, рюмкам, графинам, бутылкам и флаконам, которые есть в каждом доме. Роспись по дереву – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается. Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры. Наиболее известные виды росписи – хохломская, городецкая, полховмайданская. Лаковая живопись . В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом. Федоскинская лаковая живопись ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. Палехская лаковая живопись, следуя старинной технике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные наклею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне. Роспись керамики, фаянса Семикаракорская керамика. Отличительная особенность Семикаракорской керамики в том, что при производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Особенность письма выражается в индивидуальном почерке, мотивом которого является роспись букетно-растительного орнамента на белоснежном фоне фаянса. Особую утончённость и изысканность придаёт изделиям пейзажная роспись. Вместе с тем, в орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора. Гжельская керамика. Название промысла связано с районом Подмосковья, где уже более 8 столетий изготавливают гончарную посуду, черепицу, изразцы. Традиционный декор – синяя подглазурная роспись на белом фоне с золотыми отводками. Дымковская игрушка . Дымковская игрушка имеет характерные особенности в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Каргопольская игрушка . В тематике фигуры медведей, коней, оленей, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие. Филимоновская игрушка – в ней компенсируется удлинённая пропорция традиционных фигур росписью горизонтальными полосками красного, желтого, зеленого цветов. Декоративная роспись на металле в зависимости от места производства имеет свои отличительные особенности. Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Жостовские подносы . В начале XIX в. подносы изготовляли в селах и деревнях– Жостове, Троицком, Новосильцеве (Подмосковье) и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном реферате мы рассмотрели далеко не полный перечень видов и техник декоративно-прикладного искусства. Современная жизнь диктует свои правила. С развитием новых технологий в процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства вносятся изменения, делая их более интересными и современными. Однако в основе каждой технологии лежит традиционная техника изготовления и материал. Творения современных мастеров умельцев удивляют многообразием форм, яркой образностью, своеобразием исполнения, выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, единением полезности и красоты. Как правило, большинство их произведений выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, шерсти, льна и т.п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству современных исполнителей по своему художественному достоинству эти работы ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Именно в этих, на первый взгляд, незамысловатых работах из самых обычных материалов наиболее полно прослеживаются истоки духовной жизни народа. Именно они насыщены особым смыслом и богатым содержанием – добротой, мудростью и достоинством. Литература 1. Байер К. Войлок. Иллюстрированный самоучитель. Москва, 2012 г. 2. Бондаренко Т.В. Куклы своими руками. Москва. Полиграфиздат. 2009 г. 3. Каминская Е.А. Волшебный пейчворк. Москва, 2012 4. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. Москва, Профиздат 2000 г. 5. Круглова О. Русская народная резьба по дереву. Москва, 1974 г. 6. Митрофанова А.П. Кружевоплетение на коклюшках. Ростов-на-Дону, 2000 г. 7. Осипенко В. Резьба по дереву. Москва, Профиздат. 2006 г. 8. Работнова И. Русское кружево. Ленинград 1959 г. 9. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. Москва. Знание. 10. Троекурова Т.А. Плетение из лозы. Ростов-на-Дону. 2000 г. 11. Черняева М.И. Русская народная игрушка. Г. Воронеж. 2010 г. Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263). Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики. Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде. Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал. В современных условиях возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре. Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д. Художественная обработка дерева. Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов. В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности. Абрамцево-кудринская резьба. Декоративная ваза Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы. Богородская резьба. И. К. Стулов. «Царь Додон и Звездочёт» В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине. Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка - смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком. Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники» Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты . Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески. Туесок. Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова Просечная береста Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, красота и разнообразие цвета - обуславливает широкое применение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распространение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серьги, заколки - широк ассортимент изделий из твердых пород камня. Мастера, работающие над созданием ювелирных украшений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой особенно четко видны оттенки цвета, природные включения. Кроме ювелирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоративные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные приборы для письменных принадлежностей, миниатюрная анималистическая скульптура. Резьба по камню. Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню. Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком Резьба по кости. Кость - материал, широко использовавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера сумели выявить и использовать замечательные свойства материала для художественных изделий. Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердости, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой. Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, различных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбеливания и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твердости, которыми обладают клыки моржа и мамонта. Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба Резная кость. Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище» Резная кость. Настольная табакерка «На тони», 1976. А.В. Леонтьева Резная кость. Н. Килило. Семья медведей Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров художественной обработки металла было обусловлено рядом исторических, географических, экономических причин. Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата Пос. Мстёра. Вазочка-конфетница. Медь, филигрань, серебрение Народная керамика. Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту. Скопинская керамика. Кувшин. Последняя четверть XIX века Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень. Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством. В середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно. Керамика. А.И. Рожко. Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга. Вологодское кружево Елецкое кружево Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, характер расцветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки. Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304). Мстёрская вышивка
Ивановская вышивка Крестетская вышивка Декоративно-прикладное искусство в зале Русского музеяКакая она, Древняя Русь? В кокошнике и сарафане, расшитым серебром? А может в шароварах и с бородой? Нет... Коллекция зала - одна из самых крупных в России. Основная выставка относится к XVII - XIX векам. Несколько комнат отведено под экспозиции. Здесь можно посмотреть предметы быта Древней Руси, народные костюмы, художественные миниатюры и поразительной красоты оформленные избы. Женский народный костюм того времени - это неугасаемый источник идей для художников и дизайнеров. Посмотрите как гармонично подобраны узоры, как нарядно и в тоже время скромно смотрятся рубаха и сарафан. Отдельный восторг вызвали у меня головные уборы купчих и дворянок. Кокошники расшиты жемчугом, золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями. Даже под стеклом заметен немалый вес этих изделий. А размер - это вообще отдельная история. В фильмах и театральных постановках женские головные уборы Руси достаточно миниатюрны по сравнению со своими предшественниками. Женские костюмы сшиты из парчи, шелка и штофа. Где-то они сохранили языческие мотивы, а где-то отображают ремесленные художественные традиции. Мужских одеяний в музее значительно меньше. Да и состоял мужской костюм из рубахи, штанов, пояса и головного убора. Предметы быта, сохранившиеся до наших дней, представляют большую ценность. Не так много дошло до нас поделок из дерева для кухни, игрушек и забавных миниатюр. Так же в Русском музее представлена коллекция прялок 19-20 веков. Она создавалась мастерами из Петербургской, Новгородской, Олонецкой и Архангельской губерний. Северные умельцы изготавливали прялки для своих жен и дочерей. Так, первую прялку дочь получала от отца в детстве. Вторую прялку после сватанья, а третью - от мужа. В народном творчестве Руси присутствует особый подход к оформлению своего жилища. Мастера старались создавать настоящие произведения искусства, используя разнообразный художественный орнамент. Есенин писал: "...музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, - заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент. И действительно, русские избы - это не просто украшенное узорами жилище. Это настоящий кладезь древних знаний, который, порой, не просто разгадать. 2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. 3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. 4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. 4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. 5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. 7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
* Техники, связанные с плетением: 1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы. 2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря. 3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения. 4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы. 5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком. * Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов. 1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. 3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки). 4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой. 5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья. 6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. 7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник. 8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. 9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. 10. Печать. 11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде. 12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. 13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка. 14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. 15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке. 3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
* Техники, связанные с вязанием: 1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры. 2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания. 3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
* Другие самодостаточные техники: 2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась. 3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. 4. Вырезание - термин очень широкого понимания. 5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника. 6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола. 7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости. 8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие. 9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники. 10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта. 11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло). 12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др. 13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля. 14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое». 15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение. В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник. Всем приятного творчества! ольга макеенко
Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств . Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом. «Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная. Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации. Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое. В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре . Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения. Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства : 1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ; 2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) . Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком . Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов . Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства . Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера. Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение. 2. Народная культура Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам. Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность. Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами. Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) . В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры . В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса. Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики. Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению. Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа. 3. Средства приобщения детей к народной культуре . В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли. Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим. Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии. Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему. Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации. Заключение Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России. На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы. В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию. Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру . Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?