Главная - Актерское мастерство
Методическая разработка интеллектуально - игровой программы "волшебная сила искусства". Сценарий отчетного концерта «Волшебный мир искусства Сценарий мероприятия о волшебной силе искусства

Встреча друзей

в музыкальной гостиной

Волшебная сила искусства

Минасян Н. Г.

Новоамвросиевская ОШ І-ІІІ ступеней

кабинет музыки

Встреча друзей в музыкальной гостиной

«Волшебная сила искусства»

(личность, творчество, время)

Цель: опираясь на художественный опыт и произведения искусства помочь выявить эстетическую ценность искусства, его нравственный потенциал, способность сделать человека лучше, чище, духовно богаче; развитие коммуникативных способностей учащихся.

Обстановка и оборудование: учащиеся располагаются группами за столами вокруг учителя, на столах подсвечники со свечами, букетики цветов; портреты композиторов, фонозаписи, пианино, видеофильм «Потерянный рай», о Шопене; скульптурный портрет Антуана Бурделя, Бетховена, портреты Шопена, Моцарта, К. Васильева.

ХОД ВСТРЕЧИ:

Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы собрались в нашей голубой гостиной на очередную встречу с прекрасным.

Тему нашей встречи подсказала сама жизнь, наше с вами время. Время увлекательное, фантастическое и в тоже время жесткое, я бы даже сказала жестокое. Нас окружила техника, высокие скорости, все свободное время занимают компьютеры, телевизоры, игровые приставки, давит пресс всевозможной информации. И мы становимся другими: меньше удивляемся, притупилось умение сочувствовать, сопереживать, а равнодушие, безразличие встречаются между нами все чаще и чаще. Что это? Разве у нас сердце стало биться по-другому? Или слово «душа» стало иметь какой-то другой смысл?

Задумывались ли вы над этим?

(ответы-размышления )

Да, понятия духа, сердечности всегда были связаны с нашими чувствами, эмоциями, именно со способностью чувствовать, переживать. Бойтесь равнодушия? Избегайте бесчувственных людей!

А ведь представьте себе, что способность чувствовать можно развивать в себе! Развивать всеми способами: можно читать литературу и переживать вместе с героями произведений, можно созерцать прекрасные произведения изобразительного искусства и восхищаться ими. Музыка занимает особое место в этом ряду. Я согласна с Шекспиром, который говорил: «Нет на земле живого существа,

Столь жестоко, крутого, адски – злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота».

    Откуда же берется музыка?

(ее сочиняет композитор )

    А что музыка для композитора?

(способ выразить свои мысли и чувства )

    А откуда же эти мысли и чувства берутся?

(из жизни )

Я думаю, вы согласитесь с моей мыслью о том, что чем ярче жизнь композитора, тем богаче она на впечатления, переживания, чем масштабнее видение, участие в различных событиях, тем ярче и содержание его музыки.

    А для кого пишет композитор?

(Конечно, для вас с нами )

И вот тут-то и возникает вопрос, а нужна ли нам она? И какая нужна и нужнее: джазовая или рок-музыка, современная эстрадная или классическая?

Стоп... Не давайте мне готового ответа, дадите в конце встречи.

Для начала погрузимся в музыку, которая просто проверена временем, которая написана 204 года назад, даже можно сказать – заиграна. Но вот в кич, в бестселлер она не превращается.

Друзья! Зажгите свечи! Пускай эти огоньки будут отсветом наших сердец, нашего душевного тепла, нашей любви к музыке.

Я бы хотела, чтобы у вас, когда вы будете наслаждаться ею, ненавязчиво возник образ человека, писавшего эту музыку, в каком состоянии был этот человек, так написавший о своих чувствах? Что мы можем сказать о его личности? Смогли бы и вы так выразить свои чувства, быть может, в цвете, слове?

(Исполняется учителем І часть 14-й сонаты Бетховена )

    О чем писал Бетховен?

(ответы )

Он назвал ее «gvasi una fantasia » – «как бы фантазия». Название «Лунная» дал ей поэт Рельштаб. Соната посвящена Джульетте Гвичарди.

Французский писатель Ромен Роллан, услышав сонату, сказал: «Это монолог без слов, исповедь правдивая, потрясающая, подобную которой можно встретить лишь в музыке... Здесь нет ни одного слова, но она понятна всем».

Начало – мерное триольное движение. Что это? Это – маятник человеческой жизни. Чувства, жизнь помещены в пространство между ударами маятника. О каких чувствах, событиях рассказывает нам автор? 1801 – год создания сонаты.

Перед нами тридцатилетний Бетховен.

Ученик: Взгляните на меня! Да, я тридцатилетний завоеватель, великий виртуоз, блестящий артист, салонный лев, которым бредит молодежь. Да, я смотрю свысока на это элегантное общество. Да, у меня плохие манеры, которые терпеливо исправляет княгиня Лихновская. Я делаю только вид, что презираю моду, да, я ношу красивый трижды закрученный галстук и доволен тем впечатлением, которое произвожу на окружающих. Да, я танцую – и как?! Езжу на лошади – бедная лошадь! Да, у меня смех во всю глотку, но скрытая грация и элегантность.

Учитель: И вдруг строки из писем, словно вырванные из самых сокровенных тайников его души.

Ученик: Завистливый демон – мое плохое здоровье – вставляет мне палки в колеса, а именно: вот уже три года, как я все хуже и хуже слышу... в ушах все гудит и шумит день и ночь. Я влачу жалкое существование. В течение двух лет я избегаю всякого общества, потому что я не в силах сказать людям: «Я глух. С моей профессией это ужасно...».

Учитель: Вот тот образ жизни, который помещен между мерными ударами маятника.

    Как же Бетховен относится к своей работе?

Вот где подлинная сила духа и воли!

Вот, что называется преодолением себя!

Удивительная, гигантская, напряженнейшая работа не прекращается ни на мгновение.

И именно в эту пору судьба послала ему любовь. Бетховен пишет в письме: «Моя бессмертная возлюбленная! Жить я могу либо, находясь с тобой всецело, либо никак. Я хочу, найдя у тебя родной очаг, послать свою душу, обвитую тобою, в царство духов. Никогда ни одна другая не сможет завладеть моим сердцем. Нигде, никогда!»

Учитель. Какая потрясающая самоотдача, какая потрясающая сила чувства. И вдруг… измена… Родители выдают замуж Джульетту за другого. Для Бетховена – это удар, он – граф, хотя и музыкант, но плохонький. Этого простить нельзя!

Вот она – судьба, вот он, злой рок – вылившийся в звуки 14-й Сонаты. Эта мелодия – мольба о счастье, «об этом» трудно говорить.

Если мы дерзнем объединить, триоли в аккорде, мы услышим похоронный марш. Вот ведь где загадка! Зачем сделал это композитор?

(ответы, размышления)

Согласитесь ли вы со мной? Я думаю, это говорит о его личных качествах: он скромен, скромен до скрытности, он прячет подлинные чувства от «глаза людских», а может быть, он учит нас доброте, но своими средствами, музыкальными. Он говорит: «Именно доброта может преобразить человека». И, поэтому, щадя слушателя, спрятал тяжеловесную, раздирающую, давящую душу поступь траурного марша за триолями? Как бы то ни было, эта музыка прекрасна во всех ее проявлениях!

А теперь дайте свет! Больше света! Сейчас друзья, мы встретимся с другой музыкой!

(гасятся свечи, зажигается свет)

Пусть звучит лучезарный Моцарт! Ты – Моцарт – бог!

(Выставляется графический портрет Моцарта)

(Звучит "Турецкое рондо в исполнении учителя)

    Разве эта музыка подвластна времени?

    Идите к ней! Слушайте ее! И вы найдете в ней источник жизненной энергии, она будет всегда питать вас счастьем, любовью, радостью жизни.

Учитель. (меняя интонацию) Теперь откроем эту дверь… Что там?

(Включается видеомагнитофон, на фоне красивейших зарисовок о

природе звучит Largetto из фортепианного концерта ф - moll

Шопена).

Учитель. И эту музыку писал человек, который проживет всего 39 лет. Это Фредерик Шопен. Не кажется ли вам, что он подсознательно чувствовал скоротечность своей жизни? И может быть, от этого такая глубина чувства, безмерная любовь к жизни, природе? Такое страстное желание запечатлеть это в звуках и передать людям?

Как вы думаете?

(ответы)

Друзья мои! Вы никогда не задумывались над тем, почему композиторы так мало жили – Бетховен 57 лет, Моцарт 36, Шопен 39 (и этот список можно продолжить)?

    Быть может, тот отрезок времени, который был отмерен им судьбой, был наполнен таким сгустком творческой жизни, что они, сами того не осознавая, сгорали в нем, творя для людей настоящие шедевры искусства.

Наша встреча проходит в преддверии Великой Победы. И я бы хотела завершить ее стихами Евгения Евтушенко, в которых воедино слились литература и музыка, искусство и жизнь. Вслушайтесь в эти звуки, слова задумайтесь над ними. Это стихи об ужасах фашистских лагерей и о загадке человеческого духа. Постарайтесь понять, прочувствовать тайну ее проявления.

Баллада о пианисте

Когда его били фашисты

в концлагере

И ухмылялись:

"Попался…" –

Он прятал одно –

Свои руки костлявые,

Только бы не по пальцам.

Потом его вызвал

К себе вертухай –

Фашистик розовый,

Чистый:

"Дадим инструмент…

Для начальства сыграй…" –

А он процедил:

"Разучился…"

И он выступал с лопатой в руках

В изысканном обществе мусора.

Но в пальцах его –

В десяти тайниках –

Пряталась музыка,

Музыка.

И ночью,

Когда прорезался сквозь мглу

Лунный крамольный краешек,

Углем, он грубо чертил на полу

Клавиши, клавиши, клавиши.

В ком-то урчала гнилая фасоль,

Кто-то вышептывал имя зазнобы,

а от неструганых "фа" и "соль"

в пальцы вонзались занозы.

И он играл до рассвета, как мог, –

срывался, мучился, пробовал,

хотя получить он только и мог –

букет из колючей проволоки.

Было не страшно ему, что убьют, –

в гибели нету позора,

было страшнее, что слаб этюд,

особенно в части мажора.

И он, возвратившись, не пил, не рыдал,

Весь как сплошное оттуда,

он от холстины продрогший рояль,

словно ребенка, откутал.

И старец со скрепками в бороде –

владыка консерватории,

Прослушав, спросил озадаченно: "Где

вы так хорошо подготовились?"

Играй пианист! Отплывает барак –

ковчег твоей музыки Ноев,

но, криком крича,

Проступает сквозь фрак

невидимый лагерный номер.

    В чем же сила пианиста?

(ответы - размышления)

Физические силы человека ограничены, а духовные – неисчерпаемы. И искусство, как раз, и является источником силы духа человека, в чем мы и убедились сегодня, слушая музыку и стихи, рассматривая портреты композиторов.

Наша встреча подходит к концу, и прощаясь, я желаю, чтобы у вас было сильным творческое воображение, развиты чувства добра и милосердия, появлялось желание остановиться перед бессмертными творениями великих мастеров. Пусть душа никогда не становиться холодной, безразличной. Соприкасаясь с миром настоящего искусства, пускай у вас учащенно бьется сердце от волнения и радости, появляется блеск в глазах от красоты и, главное, появляется желание творить мир вокруг по законам прекрасного!

Здравствуйте, Елена Сергеевна!..

Старая учительница вздрогнула и подняла глаза. Перед нею стоял невысокий молодой человек. Он смотрел на нее весело и тревожно, и она, увидев это смешное мальчишеское выражение глаз, сразу узнала его.

Дементьев, - сказала она радостно. - Ты ли это?

Это я, - сказал человек, - можно сесть?

Она кивнула, и он уселся рядом с нею.

- Как же ты поживаешь, Дементьев, милый?

Работаю, - сказал он, - в театре. Я актер. Актер на бытовые роли, то, что называется «характерный». А работаю много! Ну, а вы? Как вы-то поживаете?

Я по-прежнему, - бодро сказала она, - прекрасно! Веду четвертый класс, есть просто удивительные ребята. Интересные, талантливые… Так что все великолепно!

Мне комнату новую дали… В двухкомнатной квартире… Просто рай…

Как вы это странно произнесли, Елена Сергеевна, - сказал он, - невесело как-то… Что, мала, что ли, комната? Или далеко ездить? Или без лифта? Ведь что-то есть, я чувствую. Или кто-нибудь хамит? Кто же? Директор школы? Управдом? Соседи?

Соседи, да, - призналась Елена Сергеевна, - понимаешь, я живу как под тяжестью старого чугунного утюга. Мои соседи как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. Нет, они не скандалят, не кричат. Они действуют. Выкинули из кухни мой столик. В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. Газовые горелки всегда заняты их борщами, бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай… Ах, милый, ты мужчина, ты не поймешь, это все мелочи. Тут все в атмосфере, в нюансах, не в милицию же идти? Не в суд же. Я не умею с ними справиться…

Все ясно, - сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, - вы правы. Хамство в чистом виде… А где же это вы проживаете, адрес какой у вас? Ага. Спасибо, я запомнил. Я сегодня вечером к вам зайду. Только просьба, Елена Сергеевна. Ничему не удивляться. И полностью мне во всякой моей инициативе помогать! В театре это называется «подыгрывать»! Идет? Ну, до вечера! Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!

И он ушел.

А вечером раздался звонок. Звонили один раз.

Мадам Мордатенкова, неспешно шевеля боками, прошла по коридору и отворила. Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек, в кепочке. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.

Ты, что ли, Сергеева? - хрипло спросил человек в кепочке.

Нет, - сказала шокированная всем его видом Мордатенкова. - Сергеевой два звонка.

Наплевать. Давай проводи! - ответила кепочка.

Оскорбленное достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры.

Бока мадам зашевелились порезвей.

Вот, - сказала она и указала на дверь Елены Сергеевны. - Здесь!

Незнакомец, не постучавшись, распахнул дверь и вошел. Во время его разговора с учительницей дверь так и осталась неприкрытой. Мордатенкова, почему-то не ушедшая к себе, слышала каждое слово развязного пришельца.

Значит, это вы повесили бумажку насчет обмена?

А мою-то конуренку видела?

А с Нюркой, женой моей, разговор имела?

Ну, что ж… Ведь я те так скажу. Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. Сама посуди: у мине там два корешка. Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. Ведь это удобство? Удобство… Но, понимаешь, мне метры нужны, будь они неладны. Метры!

Да, конечно, я понимаю, - сдавленно сказал голос Елены Сергеевны.

А зачем мне метры, почему они нужны мне, соображаешь? Нет? Семья, брат, Сергеева, растет. Прямо не по дням, а по часам! Ведь старшой-то мой, Альбертик то, что отмочил? Не знаешь? Ага! Женился он, вот что! Правда, хорошую взял, красивую. Зачем хаять? Красивая - глазки маленькие, морда - во! Как арбуз!!! И голосистая… Прямо Шульженко. Целый день «ландыши-ландыши»! Потому что голос есть - она любой красноармейский ансамбль переорет! Ну прямо Шульженко! Значит, они с Альбертиком-то очень просто могут вскорости внука отковать, так? Дело-то молодое, а? Молодое дело-то или нет, я те спрашиваю?

Конечно, конечно, - совсем уж тихо донеслось из комнаты.

Вот то-то и оно! - хрипел голос в кепочке. - Теперь причина номер два: Витька. Младший мой. Ему седьмой пошел. Ох и малый, я те доложу. Умница! Игрун. Ему место надо? В казаки-разбойники? Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил, потому что теснота! Ему простор нужен. Ему развернуться негде. А здесь? Ступай в коридор и жги чего хошь! Верно я говорю? Зачем ему в комнате поджигать? Ваши коридоры просторные, это для меня плюс! А?

Плюс, конечно.

Так что я согласен. Где наша не пропадала! Айда коммунальные услуги смотреть!

И Мордатенкова услышала, что он двинулся в коридор. Быстрее лани метнулась она в свою комнату, где за столом сидел ее супруг перед двухпачечной порцией пельменей.

Харитон, - просвистела мадам, - там бандит какой-то пришел, насчет обмена с соседкой! Пойди же, может быть, можно как-нибудь воспрепятствовать!..

Мордатенков пулей выскочил в коридор. Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина в кепочке, с прилипшим к губе окурком.

Здесь сундук поставлю, - говорил он, любовно поглаживая ближний угол, - у моей маме сундучок есть, тонны на полторы. Здесь мы его поставим, и пускай спит. Выпишу себе маму из Смоленской области. Что я, родной матери тарелку борща не налью? Налью! А она за детьми присмотрит. Тут вот ейный сундук вполне встанет. И ей спокойно, и мне хорошо. Ну, дальше показывай.

Вот здесь у нас еще маленький коридорчик, перед самой ванной, - опустив глаза, пролепетала Елена Сергеевна.

Игде? - оживился мужчина в кепочке. - Игде? Ага, вижу, вижу.

Он остановился, подумал с минуту, и вдруг глаза его приняли наивно-сентиментальное выражение.

Знаешь чего? - сказал он доверительно. - Я те скажу как своей. Есть у меня, золотая ты старуха, брательник. Он, понимаешь, алкоголик. Он всякий раз, как подзашибет, счас по ночам ко мне стучится. Прямо, понимаешь, ломится. Потому что ему неохота в отрезвиловку попадать. Ну, он, значит, колотится, а я, значит, ему не отворяю. Мала комнатенка, куды его? С собой-то ведь не положишь! А здесь я кину на пол какую-нибудь тряпку, и пущай спит! Продрыхнется и опять смирный будет, ведь это он только пьяный скандалит. Счас, мол, вас всех перережу. А так ничего, тихий. Пущай его тут спит. Брательник все же… Родная кровь, не скотина ведь…

Мордатенковы в ужасе переглянулись.

А вот тут наша ванная, - сказала Елена Сергеевна и распахнула белую дверь.

Мужчина в кепочке бросил в ванную только один беглый взгляд и одобрительно кивнул:

Ну, что ж, ванна хорошая, емкая. Мы в ей огурцов насолим на зиму. Ничего, не дворяне. Умываться и на кухне можно, а под первый май - в баньку. Ну-ка, покажь-ка кухню. Игде тут твой столик-то?

У меня нет своего стола, - внятно сказала Елена Сергеевна, - соседи его выставили. Говорят - два стола тесно.

Что? - сказал мужчина в кепочке грозно. - Какие такие соседи? Эти, что ли?! - Он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. - Два стола им тесно? Ах, буржуи недорезанные! Ну, погоди, чертова кукла, дай Нюрка сюда приедет, она тебе глаза-то живо выцарапает, если ты только ей слово поперек пикнешь!

Молчи, старый таракан, - прервал его человек в кепочке, - в лоб захотел, да? Так я брызну! Я могу! Пущай я в четвертый раз пятнадцать суток отсижу, а тебе брызну! А я-то еще сомневался, меняться или нет. Да я за твое нахальство из прынцыпа переменюсь! Баушк! - Он повернулся к Елене Сергеевне. - Пиши скорее заявление на обмен! У меня душа горит на этих подлецов! Я им жизнь покажу! Заходи ко мне завтра утречком. Я те ожидаю.

И он двинулся к выходу. В большом коридоре он, не останавливаясь, бросил через плечо, указывая куда-то под потолок:

Здесь корыто повешу. А тут мотоциклет. Будь здорова. Смотри не кашляй.

Хлопнула дверь. И в квартире наступила мертвая тишина. А через час…

Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. Там стоял новенький сине-желтый кухонный столик.

Это вам, - сказал Мордатенков, конфузясь, - зачем вам тесниться на подоконнике. Это вам. И красиво, и удобно, и бесплатно! И приходите к нам телевизор смотреть. Сегодня Райкин. Вместе посмеемся…

Зина, солнышко, - крикнул он в коридор, - ты смотри же, завтра пойдешь в молочную, так не забудь Елене Сергеевне кефиру захватить. Вы ведь кефир пьете по утрам?

Да, кефир, - сказала Елена Сергеевна.

А хлеб какой предпочитаете? Круглый, рижский, заварной?

Ну, что вы, - сказала Елена Сергеевна, - я сама!..

Ничего, - строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор: - Зинулик, и хлеба! Какой Елена Сергеевна любит, такой и возьмешь!.. И когда придешь, золотко, постираешь ей, что нужно…

Ох, что вы!.. - замахала руками Елена Сергеевна и, не в силах больше сдерживаться, побежала к себе. Там она сдернула со стены полотенце и прижала его ко рту, чтобы заглушить смех. Ее маленькое тело сотрясалось от хохота.

Сила искусства! - шептала Елена Сергеевна, смеясь и задыхаясь. - О, волшебная сила искусства…

Тема: Интеллектуально-игровая программа «Волшебная сила искусства»

Цель: Приобщить детей к миру искусства, расширить их представления о видах искусства.

Привить детям любовь и интерес к различным видам искусства.

Развивать внимание, память.

Учить детей работать коллективом.

ТСО: компьютер (ноутбук), 3 фонограммы с отрывками популярных песен, фоновая ритмичная музыка.

Наглядное оформление: Название «Волшебная сила искусства», Плакат, название видов искусства с цветовым обозначением, 20 крестиков, 20 ноликов.

Оборудование: кубик для жеребьевки, 2 связки шаров, в каждой по 3 одинакового цвета, табличка «МОРЮТНАРТ», черный ящик, портрет, 3 мягкие игрушки, таблички с перевертышами, 2 картинки «Лыжник», разрезанная репродукция картины, диск, музыкальные фонограммы(отрывки песен),инструменты (молоток, пробойник, нож), 2 кожаных изделия, Дымковские игрушки, призы, 2 столика.

Литература:

Журналы «Последний звонок», 99-2004 г.,

Д.Л. Брудный, беседы о театре, Ленинград, Просвещение, 1983г.

П.И. Уткин, Н.С. Королева «Народные художественные промыслы», Ю,М.Высшая школа, 1992г.

«Основы художественного ремесла»,М. Просвещение, 1986г.

Разработчик: Пряхина Л.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята и дорогие наши гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы окунуться в волшебный мир искусства. Искусство – это очень емкое и многогранное понятие. Что вы представляете когда слышите это слово? (послушать, ответы)

Искусство включает в себя очень много жанров, это и живопись, и архитектура, и музыка, и дизайн, и театр и много другое. Обо всем мы, конечно же поговорить не сможем поэтому остановимся на 6 видах искусства:

декоративно-прикладное искусство

изобразительное искусство

литература

телевидение

Ну а что бы наша беседа не была скучной, я предлагаю вам известную всем игру «крестики - нолики». Итак, игра. Тема игры определена, области так же обозначены. Осталось объявить команды и компетентную комиссию по спорным вопросам.

Наш зал условно поделен на две половины, правая часть зала команда «Х», левая «0», помогают решать спорные вопросы: (представить членов комиссии).

Правила игры следующие: перед вами игровое поле из 4 секторов. Каждый сектор в свою очередь разделен на 9 клеточек определенного цвета, цвет обозначает виды искусства:

декоративно-прикладное искусство - фиолетовый

изобразительное искусство - зеленый

литература - красный

музыка - желтый

театр – оранжевый

телевидение - голубой

Начнем игру с первого сектора. Команда, которой по жребию выпадает право выбрать вопрос, называет номер от 1 до 9, не забывая о жанре. Я читаю вопрос, команде дается время на размышление. В случае верного ответа – в выбранной клеточке ставим их знак, если ответ неверный – знак команды противника. Затем наша комиссия произведет подсчет «Х» и «0» и объявит победителей игры.

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Тема "Великая сила искусства" (сценарий интегрированного занятия литературы, музыки, изобразительного искусства).

Цель: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности студентов Камчатского педагогического колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия для студентов средних профессиональных учебных заведений (2 часа).

Тема: « Великая сила искусства».

Музыка должна сыграть по отношению к

Поэтическому произведению ту же роль,

Какую по отношению к точному рисунку

Играет яркость красок.

Кристоф Глюк.

Цель:
Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи.

Образовательные:

Совершенствование знаний по теории литературы и музыки (логическое ударение, интонация, звук, мелодия, лад, ритм, темп, регистр, тембр, динамика, штрихи, гармония; изобразительно-выразительные средства в литературе);

Выявить и установить в ходе анализа произведений прием - контраста;

Закрепить понимание студентами главных выразительных средств живописи: композиция, рисунок, цвет.

Развивающие:

Научить сравнивать музыкальные произведения с точки зрения изменения настроения и характера музыки ;

Формирование умения сравнивать произведения литературы, музыки и живописи, находить их соответствие друг другу;

Развивать умение слушать, понимать содержание музыкального произведения и различать выразительные средства музыки, понимать их значение и уметь связать с содержанием худ. произведения;

Развивать и совершенствовать творческое воображение;

Развивать творческое мышление, умение сопоставлять увиденное и услышанное;

Воспитательные:

Прививать интерес к сокровищам русской музыкальной культуры;

Воспитывать умение вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения;

Через изучение произведений искусства прививать любовь к русской культуре, родной земле, русской природе, воспитывать патриотическое самосознание.

Музыкальный материал:
1. Музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь», « Март», «Апрель», «Май».

2. Песня «Родные места». Музыка Ю.Антонова, Слова М. Пляцковского.

3. Песня «Утренняя молитва». Музыка П.И.Чайковского.

4. Песня «Моя Россия». Музыка Г. Струве.

Картины русских художников XIX века.:

В.М. Васнецов. «Аленушка».

К.А. Коровин. «Лунная ночь. Зима». 1913 г.

А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

И.И. Левитан. («Март», «Весна. Большая вода», «Начало весны», «Золотая осень»,

«Березовая роща», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Избушка на лугу», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь». 1900.

На занятии можно использовать подготовленную заранее презентацию - «Музыкальная живопись времен года».

Ход занятия.

План на доске.

1. Краски слов на палитре музыки.

2. Власть интонации.

3. Окрыленное музыкою слово.

4. Музыкальная живопись.

I. Организационный момент. Определение цели занятия.

Учитель литературы:

Сегодня наше занятие необычно, уже потому, что перед вами, уважаемые студенты, сразу два преподавателя, каждый из которых на своих занятиях касается одного из трех видов искусств.

Учитель музыки:

Как вы уже знаете музыка, литература и живопись - это виды искусства, имеющие один общий источник вдохновения - это окружающая нас реальная жизнь.

Учитель литературы:

Нам предстоит провести исследование в некоторых областях искусства и определить, каково влияние искусства на психологическое состояние человека. Ответить на вопрос: что объединяет три вида искусства? Повторить художественные, музыкальные и поэтические средства выразительности. Итак, цели оглашены, и мы начинаем наш урок.


Введение в тему. Постановка основополагающего вопроса.(5:00)

Поет Анфиса Попова. Видеоклип.

«Родные места»

Музыка Ю.Антонова Слова Михаила Пляцковского.

В родных местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя…

В родных местах и солнце ярче светит,

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга,

Стволы берез – прямее и стройнее,

И разноцветней радуги дуга!

Припев:

В родных местах на капельках росинок

Горят зари веселой огоньки.

В родных местах все лучше и красивей –

От звезд ночных до утренней росы.

На фоне последнего слайда картины В.М. Васнецова «Аленушка» учитель читает стихи:

«Берегите лес»

Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип они не расторжимы,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес и, как в безлунной бездне,
Всё-всё до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

Н. Жоговолева

Слова учителя литературы:

Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций.

Слова учителя музыки:

Не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывает весь этот внутренний душевный мир. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств, разговор сердец. Искусством поэтической мысли называют музыку композиторы.

А.Фет.

Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облако Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах

Учитель литературы:

В художественной литературе при желании можно найти немало примеров образного раскрытия музыки словом. У Максима Горького есть рассказ, который так и называется «Музыка».

Действие происходит в кабинете жандармского полковника, куда молодого писателя, подозреваемого в революционной деятельности, приводят на допрос. И тут он услышал, как в соседней комнате заиграл рояль. Женщина, пишет Горький, «играла без нот – негромко, медленно, как бы вспоминая забытое.. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно; тяжелые вздохи басов говорили о чем-то настойчиво и строго, а в общем, это напоминало картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течет сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья. Вдали уныло поет колокол невидимой церкви… Потом среди поля явился человек с открытой головою; высоко подняв руки он бежит, гонимый ветром, как «перекати-поле», - бежит и все оглядывается назад. Глухой, темный гул сопровождает его, а дали полевые становятся все шире, все глубже, и, умаляясь перед ними, он исчезает с земли».

Учитель музыки:

Как бы ни была неопределенна и многозначна музыка, почти всегда, слушая ее, мы способны перевести звучание в какие-то картины, в мимолетные образы. И их можно передать словами. Писатели часто прибегают к ассоциациям, рожденным музыкой, чтобы показать своего героя ярче, глубже, разностороннее.

Слова учителя литературы:

Но художественное слово, живопись и музыка раскрывают чувства, эмоции человека, хотя и используя различные средства воздействия на сознание человека.

Что же роднит различные виды искусства? Благодаря какому свойству, общему для всех видов искусств, они могут идти в едином строю?

На этот вопрос мы сегодня постараемся дать ответ, обращаясь к теме природы в творчестве русских художников и поэтов ХIХ века, и музыке П.И. Чайковского.

Так вот сейчас в единстве предстанут три вида искусства: поэзия, музыка и живопись.

Слова, прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства.

Послушайте строки из стихотворения русского поэта XIX века Ф.И.Тютчева

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Учитель литературы: Как вы думаете, что хотел сказать поэт людям? Каким предстаёт в его воображении образ природы? (Поэт всецело утверждает одухотворённое бытие природы).
Слова учителя литературы:

Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в тоже время, уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире.

А что такое музыкальный пейзаж?
Слова студентов:

Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Понятие пейзажа используется в различных видах искусства.
Новый термин.


ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа.

Учитель литературы: А теперь обратимся к зимнему музыкальному пейзажу.

Учитель музыки:

Нередко композиторы, чтобы помочь слушателям лучше понять музыку, дают «программу», то есть, предпосылают сочинению, прежде всего инструментальному, литературное описание. Такую музыку называют «программной». Очень помогают следить за развитием музыкальных тем, глубже воспринимать музыкальные образы – эпиграфы, которые иной раз композиторы предпосылают всему музыкальному сочинению. По программе, предложенной нотным издателем, Чайковский написал свой знаменитый фортепианный цикл «Времена года». Сборник состоит из двенадцати программных пьес – по числу месяцев в году. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона - зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Каждая из них рисует, какой либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название:

Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь» в исполнении студентки.

На экран проецируется картина художника Коровина К. А. «Лунная ночь. Зима». На фоне музыкального фрагмента учитель читает эпиграф.

«Январь. У камелька».

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголек,

И свечка нагорела.

Учитель литературы: Эти стихи молодого Пушкина удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из зимней неги зимнего вечера, проведенного у камина, где так отрадно думать. Вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение легкой тревоги, печального предчувствия. И снова - тишина, полная поэтического очарования.

Учитель музыки:

Может ли этот маленький отрывок рассказать о характере мелодии?

Слова студентов:

Да, сначала зарождается звук. Как из зерна вырастает растение, так и из музыкальных «зерен» вырастают звуки, фразы, мелодия, все произведение. Главное в «зерне» – характер музыки. Слушая небольшой отрывок, где спрятано «зерно» интонации, можно узнать все о произведении.

Учитель музыки: что такое мелодия?

Слова студентов:

Именно в мелодии музыкальные интонации достигают высшей пластичности, завершенности, и подобно словам в предложении, образуют своеобразную мелодическую фразу. Мелодия – это не просто звуки различной высоты и разной длительности, соединенные воедино, мелодия – это душа музыки, мысль музыкального произведения.

С помощью мелодии, без слов, возможно, выразить чувства, волнующие композитора.

Учитель музыки: какими средствами музыкальной выразительности передает композитор настроение зимнего пейзажа?

Слова студентов:

В музыке часто мелодия неожиданно меняет свое движение, ритм, темп, динамику, лад, регистры. Такой прием развития в музыке называют - контрастом . Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты.

Таблица элементов музыкальной речи.

Мелодия

нисходящая

восходящая

Лад

минорный

мажорный

Темп

медленный

быстрый

Регистр

средний

высокий

Динамика

не очень громко

тихо

Штрихи

легато

Ритм

ровный

Гармония

консонанс

Слова студентов:

В музыке много интонаций, так же, как и в разговорной речи. Слушая литературное произведение, мы можем представить, что описывает писатель. Слушая музыку, тоже можно представить, что хотел показать композитор. Например, художник не может изобразить на одной картине развитие чувства от печали к радости. Композитор наоборот, может выразить развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Смена частей в музыке связана с изменением характера. При этом композитор использует выразительные интонации, выразительные интонации передают чувства человека, изобразительные интонации – описывают картины природы.

Учитель музыки:

В музыке, как и в стихах, передается настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам. Тогда луна в стихах выглядит мрачной, как и рассерженный человек, вьюга злится.

Студенты выразительно читают стихи.

Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачная желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин.


***

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мертвого окна.

И снится нам прекрасная,

В улыбке солнца, ясная

Красавица весна.

С. Есенин.

Учитель литературы : А какими средствами автор передает состояние лирического героя? (логическое ударение, замедление темпа – речевые интонации). Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи вам известны?

Учитель музыки: Давайте обратимся к живописи. Вспомним главные выразительные средства живописи. (Демонстрируются слайды с определениями терминов).

Студенты по очереди читают с экрана.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного). Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающее произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

РИСУНОК – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (преимущественно на бумаге) карандашом, углем, маслом, пером и т.д. с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен, в одном или нескольких цветах.

Виды рисунка – эскиз, этюд, зарисовка с натуры, набросок.

ЦВЕТ - колорит, система соотношений цветовых тонов.

Учитель музыки:

В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок – в живописи, звуков – в музыке, слов – в литературе и поэзии, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контрастов, и является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности.

Учитель литературы.

Много живописных полотен о родной земле, ее красотах у русского художника Исаака Ильича Левитана. Обратите внимание на автопортрет художника.

На экране проецируется портрет художника. ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна.

Сообщение студента : Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва). 18 (30) августа 1860 года, в семье железнодорожного служащего. В 1873 году, в возрасте 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил через 2 года. Жил преимущественно в Москве. Работал в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму.

Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны. - («Осенний день. Сокольники», 1879).

Зрелый период Левитана как мастера картины – пейзажа открывается «Березовой рощей» (1885-1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» - («Вечер на Волге», 1888; « Вечер. Золотой плес», 1889; «После дождя. Плес» 1889; «Свежий ветер. Волга», 1891–1895). Он создает шедевры церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение. («Вечерний звон», 1892).

Или напротив, скорбное чувство бренности всего земного - («Над вечным покоем», 1893 -1894, «У омута», 1892, либо в знаменитой «Владимирке», 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника. Позднее, краски художника обретают все более мажорное звучание – («Март», 1895; «Золотая осень», 1985; «Весна – большая вода», 1807); с другой стороны его все более увлекают картины вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана -

(«Озеро. Русь», 1900, Русский музей), является - вопреки смертельной болезни едва ли не самым радостным его произведением. Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900.

ВНИМАНИЕ!!! Студенты читают с экрана.

Новые понятия:
ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных, художественных выставок, образованное в 1870. Они обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы,

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; Оно сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
«МОДЕРН» (франц. moderne - новейший, современный) стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Учитель литературы:

Левитан-создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, раскрытие тончайших состояний природы. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации, а также его собственная личность.

Учитель музыки: А что мы знаем о творчестве и жизни П.И. Чайковского?

На экране портрет П.И.Чайковского (1840 -1893)

Слова студентки:

Среди русских композиторов классиков имя Чайковского выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира. Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке Чайковского вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами. И о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.

Учитель: Давайте обратимся к видеозаписи о доме-музее Чайковского П.И. Видеофильм.

Слова учителя литературы:

Как и в музыке П.И. Чайковского, так и в палитре Левитана явственно звучат минорные аккорды, печальные ноты. Но односторонний художник не завоевал бы симпатии зрителя, тем более его любви. Иногда из-под кисти Левитана выливались радужные, ликующие творения.

Слова студентки.

Никогда еще гимн торжествующей жизни не раздавался в таком гармоничном созвучии разнообразных аккордов. И если прихотливые создания Куинджи поражали нас световыми эффектами, то поразительное впечатление от творений Левитана достигалось средствами проникновения в природу в моменты ее переходных состояний - от зимы к весне, от весны к лету, от дня к вечеру. От вечера к ночи.

Слова учителя музыки.

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в произведениях которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. Сопоставьте картины осени на полотнах Левитана, например с «Осенней песней» Чайковского или с «Временами года», и вы ощутите нечто родственное в этих произведениях. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу мелодия русской песни. И художнику, и композитору удалось спеть свою песнь в искусстве – лирическую песнь русской души.

Давайте обратимся к весенней песне. На экран проецируется картины

И. И. Левитана «Март» Звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского - «Март».

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

А. Майков.

Учитель музыки:

Задушевная и задумчивая музыка, с легко запоминающейся плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.

Какие средства музыкальной выразительности сделали музыку нежной, прозрачной? (Минорный лад, спокойный темп).

Учитель литературы:

Давайте обратимся к картине Левитана «Март» (1895), одной из самых поэтичных пейзажей не только в русском, но и в мировом искусстве.

«Это такая же жемчужина, как «Оттепель» Васильева, «Грачи прилетели» Саврасова.

В этом пейзаже так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца», - говорил живописец Бакшиев В.Н.

Какова тема этой картины? Что же необычного в ней?

Слова студентки.

Левитану посчастливилось уловить неуловимое - подстеречь самые первые мгновения весны. Ее дыхание ощущается во всем, несмотря на то, что повсюду лежит снег - и на земле, на крыше этого деревянного дома, такого знакомого, будто и мы когда-то, может быть в раннем детстве.

Запряженная в крестьянские сани лошадки смирно дожидается своего хозяина. Дверь в доме открыта. Эта деталь не случайна, она играет в пейзаже большую роль…

Слова учителя.

Открытая дверь говорит о присутствии человека. Все выглядело бы значительно бедней без такой, казалось бы, несущественной подробности, мелочи.

Какое настроение вызывает эта картина?

Слова студентки:

Общее настроение ожидания трогает нас в картине. Это ожидание прихода настоящей весны . Скорое наступление ее ощущается во всем: в ослепительном снеге, и в набухших почках, и в цвете теней , которые из холодно-синих становятся лиловатыми.

Слова студентки.

Природа вместе с этим горячим чувством ожидания весны еще хранит признаки зимы. На голых ветвях тополя еще сиротливо ютится пустой скворечник, а в лесу. где еще снег лежит плотным слоем, еще, наверно холодно. Но как ни хмурится март, все же быть весне!

Учитель литературы: Любуясь картиной, какие эмоции мы испытываем?

Весна идет как будто из того леска, который сейчас нежится под теплым голубым небом. Голубизна эта пронизывает и насыщает снег, темную хвою сосен, белоствольные березки…

Учитель музыки:

Почти все пейзажи Левитана музыкальны. Его живопись поет. Поют краски, поют линии. Поет сама природа, изображенная на холсте.

На экран проецируется картины И. И. Левитана «Начало весны». Звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского – «Апрель».

Эпиграф:

Голубенький, чистый

Подснежник цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок..

Последние слезы

О горе былом,

И первые грезы

О счастье ином…

Слова студентки:

Эти строки поэта Майкова растворяются в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. Мы словно слышим ее рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробирающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручеек, звенит капель, словно «первые грезы» весеннего обновления.

Слова студентки:

Весна - светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень. Вот появился первый подснежник. .

Звучит фонограмма пьесы «Апрель» П.И Чайковского. На фоне музыки звучат стихи.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил и тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Учитель музыки:

Человеку легче дышится весной. Славная зима, не тяжкая. Но вот уже надоел старик –мороз, надоела его вечно мохнатая, белая шапка, а застывший в холодном сне лес уже не тянет, скучен он и пуст зимой – и мы ждем весны, ждем тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.

Читают стихотворение Тютчева Ф.

«Весна»

Звучит музыкальный фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года» - «Май». На экран проецируется картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

На фоне первых аккордов учитель читает стихотворные строки:

«Какая ночь! На всем, какая нега!

Благодарю родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Слова учителя музыки:

Выдающийся советский искусствовед академик Михаил Алпатов так описывает это полотно: «У Левитана все запело, все зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее и случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника… тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые березы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо…Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели; из этого хора выкрикивают отдельные сильные голоса более могучих стволов…»

Слова учителя литературы:

Музыкально-художественные образы природы, отраженные в музыке Чайковского и живописи Левитана, можно выразить через стихотворение –

Е. Пяткина «Лесная увертюра»

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будоражат лес синицы не смолкая.

Курлычут журавли. Один… Еще один…

И сердце дрогнуло, ликуя и страдая,

Мелодия весны… В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта, над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая.

Учитель музыки:

В пейзажах Левитана поет все, даже тишина.

Звучит П.И. Чайковского «Утренняя молитва». Исполняет студентки.

На экран проецируется картины Левитана - «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем».

Утренняя молитва.

День чуть светает, всюду покой,

Льются туманы над грешной землей.

Утро несет нам свой первый привет.

Мелькая зарею, плывет рассвет.

Идет к нам рассвет!

III. Заключение.

Учитель литературы:

Так давайте подумаем, при помощи, каких средств композиторы, поэты и художники воздействуют на психологическое состояние человека (слушателя, читателя, ценителя живописи).

Если говорить о музыке и поэзии, то, прежде всего вспоминаем об интонации.

Интонация - это международный язык чувств. Желание донести до слушателя смысл высказывания, заразить его тем, что чувствуем, невольно рождает особую интонацию.

Но если в речи интонация сопутствует словам, которые сами по себе уже несут смысл. То в музыке она выражает этот смысл одним лишь звучанием. «Музыка есть - подчеркивал Асафьев, -прежде всего искусство интонации, а вне интонации – только комбинация звуков».

Учитель музыки:

Еще М.Ю. Лермонтов в одном из писем сетовал на то, что написанные слова – это застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно. «Следовало бы в письмах, - предлагал поэт, - ставить ноты над словами»… Тогда до адресата дойдет именно то звучание, а значит, и чувства, которые имел в виду автор. Именно живые интонации делают музыку говорящей, а слово музыкальным.

Учитель литературы:

Давайте вспомним вопрос, который был задан в начале нашего разговора: так что же объединяет три вида искусства? Каково влияние музыки, живописи, литературы на сознание человека?

Ответы студентов.

Учитель: русская классическая музыка развивалась в тесной связи с передовой русской литературой и искусством. Творчество Чайковского и Левитана – это великое сокровище русской культуры ХIX века.

В их произведениях отражена многовековая история нашей Родины, воспет народ с его душевной красотой и мечтой о светлом будущем.

Вся жизнь русских литераторов, композиторов, живописцев ХIX века – это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине.

На фоне презентации «Музыкальная живопись времен года» вся группа исполняет песню Г. Струве «Моя Россия».

Слова Н. Соловьевой

Музыка Г. Струве

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.




 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS