Главная - Речь
Знаменитые люди Чувашии: краткая биография, фото. Первые профессиональные художники Чувашии Учитель культуры родного края моу «Чубаевская оош Профессиональная деятельность


2012 год объявлен Годом российской истории. И, действительно, столько знаковых дат выпадает именно на это год: 770-летие Ледового побоища, 400-летие преодоление Смуты 1612 года и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 1150-летие российской государственности.

Союз художников Чувашии так же имеет свою историю. Создан в 1935 году. В 30-е же годы заложены организационные основы объединения художников как мастеров-единомышленников в тесном единении с жизнью народа. Появились имена, которые сформировали основу профессионального изобразительного искусства Чувашии.Росту и становлению творческого коллектива в первые и последующие годы способствовало активное участие ведущих мастеров искусства во всероссийских, всесоюзных художественных выставках, строительство творческих мастерских и творческо-производственной базы, профессиональная подготовка кадров в стенах Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

1950-60 годы отмечены витком творческого взлета художественной жизни республики, чему непосредственно способствовало прибытие целой генерации молодых талантов – выпускников академических вузов: ленинградского (им. И.Е. Репина), московского (им. В.И. Сурикова), харьковского государственного художественного института и других.

В начале 60-х годов решением секретариата Союза художников России в стране были созданы 10 региональных зон Союза по осуществлению выставочной деятельности на местах. Участие в первой региональной выставке «Большая Волга» в 1964 году в г. Куйбышеве (Самара), а затем в российских и всесоюзных выставках принесли признание художникам Чувашии. «Большая Волга» дала «путевку» в жизнь многим художникам, сделав их произведения популярными для зрителей. Это М. Спиридонов, Н. Овчинников, Н. Сверчков, Б. Белоусов, Ю. Зайцев, Е. Ефремова, С. Алатов, П. Сизов. Ярко, по –новаторски прозвучали работы Р. Федорова, Н. Карачарскова, В. Чуракова, Э. Юрьева.В сокровищницу изобразительного искусства вошли произведения В. Агеева, В. Петрова (Праски Витти), К. Владимирова, Н. Енилина, Н. Садюкова, Р. Терюкаловой, В. Арапова.Заметным явлением явление стали произведения среднего поколения художников республики: М. Григоряна, Ю. Ювенальева, А. Федосеева, Н. Комарова, Г. Фомирякова, К. Долгашева, В. Бритвина, В. Иванова, А. Федорова.На последних выставках смело заявила о себе одаренная молодежь, исповедующая в своем творчестве поиск стиля в решении проблем современности: О. Польдяев, О. Кокорина, Е. Туманова, Г. Кабилова, И. Улангин.Монументально-скульптурными ансамблями вошли в историю В. Нагорнов, А. Брындин, В. Немцев. В 80-е годы в чувашское искусство пришло новое поколение скульпторов, представляя свои произведения на региональных и всероссийских выставках. Это одухотворенная пластика С. Кадикина и Л. Тихонова, анималистика С. Плешкова.

Уникальная составляющая искусства Чувашии – декоративно-прикладное искусство. Заслуженную славу республике принесли национальная вышивка М.Симаковой, Т. Петровой, Т. Шарковой, высокопрофессиональное ювелирное творчество В. Николаева, работы по стеклу О. Дуняк, керамика М. Михайловой.

Сегодня в изобразительном искусстве Чувашии складываются новые художественные традиции, идут живые творческие эксперименты в поисках формы и содержания, образности и стилистики.Предстоящая выставка в г. Санкт-Петербург, посвящена Году российской истории, людям, уроженцам земли чувашской (один из них - П.А. Кикин - герой Отечественной войны 1812 года, инициатор создания и первый председатель Общества поощрения художников) внесшим огромный вклад в историю России. Выставка будет проходить в Выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга с 07 по 19 августа и несомненно станет экзаменом и ярким представлением творческого потенциала современного искусства России.Художники Чувашии представят свои произведения, созданные в последние годы, перед взыскательным, искушенным зрителем Северной столицы.Масштабной выставки художников Чувашии, представляющей разные жанры и виды изобразительного искусства республики в г. Санкт-Петербурге, не было многие годы и тем значительнее предстоящее мероприятие.Будут представлены на этой выставке тематические картины художников: Федоров Р. Ф. – народный художник России, действительный член РАХ, член Президиума РАХ: «И ангел поклялся живущим, что времени больше не будет», «Благоденствие»; Федосеев А.М. заслуженный художник России «Проявляясь из памяти прошлого. Портрет П.А. Кикина», Кокорина О.И.: «Проповедники»; Долгашев К.А. заслуженный художник Чувашии: «Ностальгия Филиппа Малявина»; заслуженных художников Чувашии: Анохина А.П., Бритвина В.Г., Милославской В.Г., Гайнутдинова Д.Ш.; заслуженного художника России Григоряна М.Г.; художников Лукиянова В.А., Тумановой Е.Е., Кабиловой Г.С., Козлова Г.В. и др. Участниками этой выставки будут заслуженный художник Чувашии скульптор Немцев В.Д., скульптор-анималист Плешков С.А.; заслуженный художник России, художник декоративно-прикладного искусства, мастер ручной вышивки Симакова М.В.

Примут участие в этой выставке и художники, выходцы из Чувашии, проживающие в Санкт-Петербурге: заслуженный художник России,член-корреспондент РАХ Рыбкин А.П., Федоров А.Н., Макаров А.В., друзья Союза художников Чувашии: художник Санкт-Петербурга Кожевников В.М., заслуженный архитектор России, член-корреспондент РАХ Ржевский В.Н.

XX век вошел в историю культуры чувашского народа как период активного развития профессионального художественного творчества. Наряду с литературой, театром и музыкой успешно развивалось изобразительное искусство. Во всех его видах и жанрах из десятилетия в десятилетие передавались традиции, заложенные первопроходцами чувашского изобразительного искусства - А.А. Кокелем, Ю.Л. Зайцевым, М.С. Спиридоновым, Н.К. Сверчковым, Ф.С. Быковым, И.В. Дмитриевым, И.Т. Григорьевым. В середине и во второй половине столетия на арену искусства выходит новое поколение живописцев и графиков - Ф.П. Осипов, Н.В. Овчинников, B.C. Гурин, P.M. Ермолаева, П.Г. ГригорьевСавушкин, П.Г. Кипарисов, Р.Ф. Федоров, а вслед за ними - более молодые художники В.И. Агеев. А.И. Миттов, Н.П. Карачарсков, Э.М. Юрьев, В.Л. Немцев, В.П. Петров (Праски Витти), В.Д. Чураков, П.В. Павлов, Ю.И. Ксенофонтов, Н.А. Енилин, Ю.Н. Николаев и др. Современное искусство Чувашии представлено творениями талантливых живописцев, графиков, скульпторов, мастеров многих видов декоративноприкладного искусства, сценографов и ювелиров. Мастера искусства старшего, среднего и молодого поколений ныне достойно представляют профессиональное изобразительное искусство республики на региональных выставках, в крупнейших смотрах всероссийского искусства, престижных международных выставках и в других выставочных проектах современности. Успешному и поступательному развитию изобразительного искусства способствует искусствоведческая наука, сформировавшаяся в 1960-1970-х гг. Большую роль в ее становлении сыграли А.А. Трофимов, А.Г. Григорьев и Н.А. Ургалкина. Благодаря их фундаментальным трудам и научным публикациям получила глубокое освещение история становления и эволюция чувашского искусства. Ими же исследовано творчество многих выдающихся художников. Благодаря книгам, представленным на нашей выставке вы сможете открыть волшебный мир живописи и графики. Надеемся, что эти книги послужат делу возрождения духовности в родной Чувашии Союз художников Чувашии: Альбомкаталог. 70-летию посвящается/ 1935-2005: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративноприкладное искусство. Искусствоведение. Монументальное искусство. Дизайн одежды. – Чебоксары, 2005. – 200 с.: ил. В вышедшем к 70-летию Союза художников Чувашии красочном альбоме-каталоге отражена деятельность художников, которые внесли значительный вклад в создание и развитие одного из творческих союзов Чувашии. В красочный альбом-каталог «Союз художников Чувашии» включены репродукции картин мастеров карандаша и кисти, а также краткие биографические сведения о них. Безусловно, страницы этого уникального яркого издания помогут любителям изобразительного искусства открыть для себя новые имена мастеров живописи, графики и скульптуры нашей Республики. Трофимов А. А. Искусство: избранные труды. Сб. ст. – Чебоксары: ЧГИГН, 2005. – 604 с. В сборник избранных научных трудов А. А. Трофимова вошли статьи, созданные в течение сорока лет (60-е гг. XX – нач. XXI вв.). В них исследованы проблемы теории и истории всех видов и жанров изобразительного искусства и направлений, сложившихся в развитии общества разных исторических времен. Определенное внимание в книге уделено зарождению и становлению профессиональной вышивки, вопросам развития промыслов и творчества народных мастеров Чувашии, изобразительного искусства, скульптуре малой и монументальной форм и др. Издание снабжено иллюстрациями произведений искусства, конкретными историческими и археологическими материалами. Мастера изобразительного искусства: иллюстрированное издание/ сост. Ю.В. Викторов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство. Т.9: Очерки. – 382 с.:6 цв. ил. В девятом томе иллюстрированной книжной серии из серии «Библиотека Президента ЧР», изданной под научной редакцией Юрия Васильевича Викторова, представлены 37 очерков (14 из которых принадлежат самому Викторову Ю. В.) о выдающихся живописцах, графиках, скульпторах, мастерах декоративноприкладного искусства, а также искусствоведах, вписавших немало ярких страниц в национальную и отечественную художественную культуру XX – начала XXI вв. В книге содержатся творческие портреты основоположников чувашского профессионального искусства и мастеров последующих поколений, продолживших традиции, заложенные первопроходцами. Изобразительное искусство Советской Чувашии: альбом/ сост. Н.В.Воронов, А.А.Трофимов. – М.:Сов. Художник, 1980. – 224 с. Альбом «Изобразительное искусство Советской Чувашии» дает исчерпывающее представление о художественной жизни республики. В книге представлено около 180 иллюстраций: репродукции с картин, графических листов, фотографии произведений скульптуры, монументального и народного декоративно-прикладного искусства. Журавлев, Сергей Витальевич. Чãваш ен ỳнерçисем=Художники Чувашии: биографии: пурнãç çулě : [альбом-справ. / Сергей Журавлев; З. М. Юрьева ред.]. - Шупашкар: Чувашия, 2007. 94, с. : ил., цв. ил., портр.; 30 см. Книга фотожурналиста Сергея Витальевича Журавлева представляет собой «путешествие» в волшебный мир изобразительного искусства живописи, графики, скульптуры, художественного стекла и керамики. Автор нашел интересную форму подачи материала: лаконичные тексты на чувашском и русском языках с яркими моментами творческой биографии сопровождаются изобразительным рядом - репродукциями произведений мастера и его автопортретом. В издание включены биографии 21 художника. В сжатых по объему статьях авторсоставитель старается дать наиболее удивительные и раннее неизвестные факты из жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество. Книга содержит словарь терминов, указатель имен. В издании использованы репродукции картин из фондов Чувашского государственного художественного музея, частных коллекций и мастерских художников. Садюков Н.И. Творящие прекрасное: Статьи, очерки о художниках. Чебоксары, 2013. - 208 с.: ил. В книге рассказывается о наиболее интересных выставках, организованных Чувашским государственным художественным музеем и Союзом художников Чувашии в период с 1961 по 2011 гг., об авторах, чьи произведения вошли в золотой фонд ЧГХМ главного хранилища художественных ценностей республики. Богато иллюстрированное издание предназначено широкому кругу читателей, всем любителям изобразительного искусства. Овчинников Н.В. Миг между прошлым и будущим. – Чебоксары, 1998. – 128 с.: ил. На страницах авторской монографии «Миг между прошлым и будущим» Н.В.Овчинников повествует о своем творческом пути, делится мыслями о нелегком и благородном труде художника. С особой теплотой автор вспоминает своих первых педагогов по Алатырской художественно-гравёрной школе, профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также коллегпреподавателей ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева. Содержание монографии дополняют цветные репродукции картин художника и фотодокументы. Доблестями живы в признательных сердцах. Художники Чувашии: Альбом. – Чебоксары - Санкт-Петербург, 2012. – 130 с.: ил. Альбом рассказывает о выставке художников Чувашии «Доблестями живы в признательных сердцах», организованной 7 августа 2012 года в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников. Выставка посвящена Году российской истории, людям, уроженцам земли чувашской, внесшим большой вклад в историю России. Экспозиция выставки представлена разными видами и жанрами изобразительного искусства. Это работы художников Чувашии, созданные в последние годы. Виталий Емельянов. Книжная графика. Сатира и юмор. Плакат. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2012. – 190 с.:ил. Книга посвящена Виталию Емельяновичу Емельянову – выдающемуся художникуграфику, с чьим именем связано развитие чувашской книжной графики, сатиры и юмора, плаката. В книге собраны данные о ярких событиях в жизни художника, отзывы о его творчестве, дан полный список выставок в которых участвовал В. Емельянов. Составителю издания Н.И. Садюкову удалось собрать иллюстрации и предоставить читателям возможность любоваться работами художника. В.Е. Емельянов – из тех скромных творческих людей, которые дорожат любовью читателей, зрителей. А эта книга – попытка в достаточно полном объеме вынести его многогранное творчество на суд любителей изобразительного искусства. Иванова В.А. Пароль – Акцыновы: документальная повесть в диктофонных записях, письмах, стихах и авторских отступлениях. – Чебоксары: Чувашия, 200. – 316 с.:ил. Книга посвящена 90-летнему юбилею заслуженных художников России и Чувашии Людмилы и Аркадия Акцыновых. В ее основе воспоминания друзей об этих светлых людях, прошедших через «беду и тюрьму», но до последнего своего часа веривших «в сказку и любовь»: само имя Акцыновых становилось для автора волшебным паролем, открывшим все двери и людские сердца. Спиридонов М.С. Крылья памяти: Воспоминания художника. Воспоминания о художнике. Документы. Статьи. Письма. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1990. – 208 с.: ил. Книга «М.С.Спиридонов. Крылья памяти: к 100-летию со дня рождения художника» была подготовлена к печати Т.М.Сенкевич (дочерью художника) и А.Г.Григорьевым. В ней приведены авторские воспоминания, а также многие важные сведения о жизни и творчестве основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства. В его воспоминаниях впервые приводятся факты, сведения и другие материалы, которые представляют большую ценность для истории художественной культуры чувашского края. Документы, статьи и письма дополняют характеристику выдающегося мастера. Кокель Алексей Афанасьевич: Воспоминания современников и учеников. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. – 104 с..: ил. («Художники Чувашии»). Книга о жизни и творческой деятельности одного из видных представителей советского изобразительного искусства А.А.Кокеля составлена из воспоминаний его современников и учеников. В них живо предстает облик художника, педагога и общественного деятеля. Издание посвящено 100-летию со дня рождения художника и адресуется широкому кругу любителей искусства. Викторов Ю.В. Федор Осипов: жизнь и творчество. Монография. – Чебоксары: ЧГИГН, 2000. – 208 с.:ил. В монографии Ю.В.Викторова «Федор Осипов: жизнь и творчество» повествуется об одном из ветеранов чувашского изобразительного искусства. Народный художник Чувашской Республики Федор Прокофьевич Осипов талантливо проявил себя в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Монография, охватывающая все этапы жизненного и творческого пути мастера, дополнена иллюстративным материалом, дневниковыми записями, библиографией и другой справочной информацией. Книга адресована широкому кругу читателей, прежде всего людям искусства и молодежи, постигающей азбуку живописи, графики и композиции. Викторов Ю.В. Петр Кипарисов: художник и педагог. Монография. – Чебоксары: ЧГИГН, 1999. – 232 с.:ил. Монография Ю.В.Викторова «Петр Кипарисов: художник и педагог» посвящена жизненному и творческому пути выдающегося мастера. Выдающийся чувашский художник П.Г.Кипарисов вошел в историю отечественного изобразительного искусства как талантливый живописецколорист. Всеобщего признания заслужила преподавательская работа именитого художника в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Материал книги включает в себя педагогическое наследие художника: научные работы, статьи, дневниковые записи. Викторов Ю.В. Элли Юрьев. Художник и время. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2005. – 255 с.:ил. В книге, издающейся в биографической серии "Замечательные люди Чувашии", широко освещается многогранная творческая жизнь талантливого художника, создателя герба и флага Чувашской Республики. Содержится искусствоведческая оценка оригинальных произведений Э.М.Юрьева, созданных в разных видах и жанрах искусства. Адресуется деятелям художественной культуры, творческой молодежи и всем интересующимся искусством.. Воронов Н.В., Червонная С.М. Николай Васильевич Овчинников. Жизнь и творчество. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1981. – 100 с.:ил. Книга Н.В. Воронова и С.М. Червонной «Н.В. Овчинников» знакомит читателей с жизнью и творчеством народного художника Чувашской АССР. Отдельные главы посвящены живописным полотнам и графическим работам мастера. В монографии нашли отражение активная общественная работа и преподавательская деятельность Н.В. Овчинникова на ХГФ ЧГПИ. Все книги серии «Художники Чувашии» содержат богатый иллюстративный материал - репродукции с картин, рисунков, фотографии из семейных архивов и т.д. Сверчков Н.К. Счастье: воспоминания художника. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1976. – 120 с.: ил. Авторская монография «Н.К. Сверчков. Счастье» содержит важные сведения о жизни и творчестве ветерана чувашского изобразительного искусства. В книге «Счастье» Н.К. Сверчков рассказывает о своем творческом пути, делится размышлениями о многих вопросах искусства и художественного творчества. В его воспоминаниях живо предстают образы людей, сыгравших важную роль в формировании чувашского искусства, в укреплении и расширении его интернациональных связей. Впервые публикуется многочисленный фактический материал, представляющий несомненный интерес для широкого круга читателей. Миттов (1932 – 1971). Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно - критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. – 215 с.: ил. Эта книга – своеобразный памятник талантливому чувашскому художнику А.И. Миттову. В книге собрана уникальная информация о жизни и творчестве самобытного чувашского живописца и графика. В нее включены воспоминания о нем современников, литературно-критические статьи о его творчестве; стихи, рассказы, высказывания об искусстве, дневниковые записи самого художника. Книга иллюстрирована репродукциями картин Анатолия Миттова. Для широкого круга читателей. Праски Витти. Живопись. Эмаль. Графика: книга-альбом. – Чебоксары: Изд. «Freepoetry», 2011. – 100 с.:ил. В альбоме отражены результаты многолетней творческой деятельности талантливого художника Праски Витти. На страницах книги-альбома ценители искусства могут познакомиться с живописными, эмалевыми и графическими иллюстрациями В.П. Петрова, где отражена жизнь чувашского народа и его культура.. Среди них: композиции «Поэту В. Кривулину», «Свидание», «Качели», «Восхваление женской храбрости», по мотивам поэмы гения чувашской поэзии К.В. Иванова «Нарспи», исторические сюжеты, связанные с судьбами чувашского и венгерского народов, графические стихи, портрет матери, гравюры на металле, рисунки др. Книга рассчитана для широкого круга читателей и, конечно же, станет полезным изданием для всех, кто интересуется творчеством Праски Витти. Червонная С.М. Петр Васильевич Павлов. Жизнь и творчество. – Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1984. – 80 с.:ил. (Серия «Художники Чувашии»). В монографии «П.В. Павлов», наряду с анализом творчества живописца, автор уделяет внимание педагогической деятельности П.В.Павлова, работавшего преподавателем изодисциплин на ХГФ ЧГПИ (1969-1974) и в ЧХУ (1980-1981), рассказывает о его работе с молодыми художниками республики. Ургалкина Н.А. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1975. – 47 с.:ил. (Серия «Художники Чувашии»). Книга посвящена жизни и творчеству основоположника чувашского изобразительного искусства Моисея Спиридоновича Спиридонова. Творчество М.С. Спиридонова – яркая страница чувашской культуры. Прожив большую творческую жизнь с народом и для народа, художник поистине совершил гражданский подвиг во славу родного искусства. Рассчитана на широкий круг читателя. Ургалкина Н.А. Никита Кузьмич Сверчков. Жизнь и творчество. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1983. – 72 с.:ил. (Серия «Художники Чувашии»). Книга посвящена творчеству одного из основоположников чувашского профессионального искусства Н.К. Сверчкова. Написанная на строго документальной основе, монография впервые подробно освещает начальный период творческой деятельности художника, его становление на позициях соцреализма, рассказывает о вкладе мастера в чувашскую историческую картину. Это научное исследование написано доступным массовому читателю живым языком и адресовано всем, кто интересуется чувашским искусством. Народный художник России Ревель Федоров: История. Современность. Стилевые принципы творчества. / Сост. А.А. Трофимов. – Чебоксары, 2011. – 248 с.:ил. В сборнике статей изложены художественные принципы живописца с 60-х годов ХХ столетия по первое десятилетие ХХI века и вопросы теории, выдвигаемые современным искусствознанием. Книга дополнена статьями и интервью с Р.Ф. Фёдоровым. Неотъемлемой частью издания стали фотоматериалы вернисажей и репродукции произведений Ревеля Фёдорова, к которым обращались в своих докладах участники конференции. Издание предназначено искусствоведам, художникам, историкам, философам, культурологам, студентам высших и специальных учебных заведений и учащимся художественных школ. Художник Анатолий Миттов. Дорога в гору: Книга-альбом. – Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2011. – 208 с: ил. Книга посвящена жизни и творчеству выдающегося художника А.И.Миттова (1932-1971), чьи произведения вошли в золотой фонд чувашского искусства. Публикуемые статьи представляют современный взгляд исследователей на уникальное наследие мастера. В его графике, живописи и книжных иллюстрациях есть глубокое проникновение в сакральный мир верований и древних представлений чувашского народа.

December 2nd, 2010

Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)

Расскажите о себе.

Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».

Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.

Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.

Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

А как формируется постоянная экспозиция музея?

Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.

Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

Я в этом плане - пессимист.

Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.

Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.

Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.

От чего зависит цена произведения?

Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.

Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.

Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня.

Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.

Известные своими достижениями или влиянием на ход истории.

При отборе учитывалась этническая принадлежность, место рождения, продолжительность периода жизни и работы на территории, ныне входящей в состав Чувашской Республики. Таким образом, в список попали и чуваши, не родившиеся на территории Чувашии, и представители других национальностей, место рождения и/или жизнь которых связана с Чувашией.

Ученые

  • И. Н. Антипов-Каратаев (1888-1965) - учёный-почвовед, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Докучаевской и Димитровской (Болгария) премий.
  • Н. И. Ашмарин (1870-1933) - тюрколог, основоположник чувашского научного языкознания, член-корреспондент Академии наук СССР, автор многотомного «Словаря чувашского языка» .
  • Иакинф (Бичурин) (1777-1853) - востоковед и историограф, один из основоположников синологии , член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже.
  • А. А. Изотов (1907-1988) - учёный, лауреат Государственной премии СССР, уточнил формы и размеры земного шара, разработал ряд теоретических проблем высшей геодезии, теорию и методы изучения движений земной коры.
  • В. К. Магницкий (1839-1901) - этнограф, фольклорист, сподвижник народного просвещения Среднего Поволжья второй половины XIX века.
  • Н. В. Никольский (1878-1961) - историк, этнограф, создатель многотомного собрания этногографического, исторического и фольклорного материала, первый редактор первой газеты на чувашском языке «Хыпар».
  • В. В. Козлов (29.11.1957) действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии Психолог , действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия),Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
  • А. Н. Крылов (1863-1945) - кораблестроитель, механик, математик, основоположник "теории корабля", автор важнейших работ по теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, астрономии, академик, Герой Социалистического Труда.
  • С. Н. Фёдоров (1927-2000) - офтальмолог , профессор , лауреат международной премии "Оскар ", член-корреспондент РАН, государственный и общественный деятель, Герой Социалистического Труда .
  • Н. И. Лобачевский (1792-1856) - математик , создатель неевклидовой геометрии, профессор , ректор Казанского университета .
  • А. Д. Поздеев (1929-1998) - доктор технических наук, академик, Заслуженный изобретатель Российской Федерации и Чувашской Республики, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, основатель научной школы – электроприводчиков. Включен в сотню самых выдающихся ученых 20-го века.

Архитекторы

  • П. Е. Егоров (1731-1789) - архитектор, автор знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге, один из основоположников раннего русского классицизма в зодчестве.

Литераторы

  • К. В. Иванов (1890-1915) - классик чувашской литературы, поэт, переводчик, художник, автор поэмы "Нарспи".
  • Э. И. Патмар - писатель.
  • М. К. Сеспель (1899-1922) - Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, поэт, прозаик, драматург, художник, общественный и государственный деятель.
  • И. С. Тукташ (1907-1957) - поэт и переводчик, фольклорист, автор стихотворного текста Государственного гимна Чувашской Республики .
  • Я. Г. Ухсай (1911-1986) - народный поэт Чувашии, лауреат премии РСФСР им.М.Горького и Государственной премии им. К.В.Иванова.
  • П. П. Хузангай (1907-1970) - народный поэт Чувашии, лауреат Государственной премии имени К.В.Иванова и премии Комсомола Чувашии имени М.Сеспеля, общественный деятель.
  • Г. Н. Айги (1934-2006) - чувашский поэт, писавший на чувашском и русском языках и внёсший огромный вклад в мировую пропаганду чувашской поэзии и чувашской культуры.

Художники

  • Е. И. Ефремова (1914-2000) - художник по национальной вышивке, заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии.
  • А. А. Кокель (1880-1956) - художник и педагог, оставивший яркий след в истории изобразительного искусства Чувашии и России. Первый из чувашских художников, получивших академическое образование.
  • А. И. Миттов (1932-1971) - самобытный чувашский график и живописец, новатор, обладавший своеобразным художественным видением.
  • Н. В. Овчинников (1918-2004) - народный художник РСФСР и Чувашии.
  • Э. М. Юрьев (1936-2001) - народный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, почетный гражданин города Чебоксары, автор герба и флага Чувашской Республики, герба столицы Чувашии.
  • Г. В. Козлов (19.07.1962) - художник и педагог, директор ЧГХМ

Композиторы

  • Г. С. Лебедев (1913-1980) - композитор, дирижёр-хормейстер, автор музыки Государственного гимна Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Актёры

  • И. С. Максимов-Кошкинский (1893-1975) - основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Н. В. Павлова (1956) - балерина, народная артистка СССР (1984) и РСФСР, народная артистка Чувашской АССР, лауреат Государственной премии РСФСР, II Международного конкурса артистов балета.
  • Н. Д. Мордвинов (1901-1966) - русский актёр, замечательный мастер кино, народный артист СССР (1949), трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.
  • Б. А. Алексеев (1911-1973) - актёр, народный артист СССР (1969).

Певец

  • М. Д. Михайлов (1893-1971) - оперный певец, народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР.

Космонавт

  • А. Г. Николаев (1929-2004) - летчик-космонавт , третий в мире человек, покоривший космос, генерал-майор авиации, дважды

Ч?ваш ен?нер?исем=Художники Чувашии: биографии: пурн?? ?ул? : [альбом-справ. / Сергей Журавлев; З. М. Юрьева ред.]. - Шупашкар: Чувашия, 2007. - 94, с. : ил., цв. ил., портр.; 30 см. Книга фотожурналиста Сергея Витальевича Журавлева представляет собой «путешествие» в волшебный мир изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, художественного стекла и керамики. Автор нашел интересную форму подачи материала: лаконичные тексты на чувашском и русском языках с яркими моментами творческой биографии сопровождаются изобразительным рядом - репродукциями произведений мастера и его автопортретом. В издание включены биографии 21 художника. В сжатых по объему статьях автор-составитель старается дать наиболее удивительные и раннее неизвестные факты из жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество. Книга содержит словарь терминов, указатель имен. В издании использованы репродукции картин из фондов Чувашского государственного художественного музея, частных коллекций и мастерских художников.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS