Главная - Ораторское искусство
Религиозная жизнь и культура средневекового китая. Школьная энциклопедия Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 - 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства - Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей - охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Архитектура Китая и Японии - наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско - японской архитектуры - » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.

Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу - они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» - полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « - стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома - т е р р а с ы - на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.

С давних времен японцы любят украшать свои дома ц в е т о ч н ы м и к о м п о з и ц и я м и - "И к э б а н о й" .

Как и в Китае, в Японии даже возле самого маленького домика всегда имеется с а д и к, в котором могло расти одно деревце вишни-сакуры, несколько красивых цветов и камни. Японцы особенно любили смотреть на свой садик и "созерцать"...

Господствующая религия в Китае и Японии - б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а - "нэцке"

Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.

Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее - из бумаги.

Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань - шуй» - (горы - воды). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы - птицы » и » растения - насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.

Китая , как и вообще расцвет китайского средневекового обще-ства, приходится на период правления ди-настий Тан и Сун . Именно в это время китайцами были изобретены фарфор, порох, компас . Потрясающих успехов китайские учёные достигли в области астрономии и медицины, особенно в иг-лотерапии, активно используемой в медицинской практике и по сей день.

Династия Тан оказала сильнейшее культурное воздействие на Японию, Корею, Центральную Азию. Сама Поднебесная в это вре-мя гостеприимно распахнула свои двери христианам-несторианцам, буддистам. Небывало в Китае расцветает буддийское искусст-во, особенно скульптура, великолепные образцы которой украша-ют пещерные храмы Лунмыня и Дуньхуана.

VII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Мир природы — центральная тема творчества великого китайского по-эта Ли Бо. Творчество другого поэта Китая — Ду Фу — называют «по-этической историей», поскольку значительное место в его поэзии занимают гражданские мотивы.

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи-вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин-ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы-ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц . Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича-лась глубокой философичностью и историзмом.

Как и во всех остальных средневековых державах, в Китае культура также была теснейшим образом связана с религией. Начало средневековья в Китае ознаменовано очень важным явлением, а именно – распространением буддизма, религии, которая оказала грандиозное влияние на развитие всей китайской философии в целом, а также на развитие литературной мысли и искусства. В Китае буддизм был щедро приправлен местными обрядами и культом предков, таким образом, в пантеон святых попали практически все местные мудрецы и герои. Правда, следует отметить, что учение Гаутамы (Будды), все же, больше распространилось среди китайской знати, в то время как среди простолюдинов, по-прежнему, большей популярностью пользовался даосизм, так как именно этому учению, как известно, свойственно презрение к земным богатствам любого рода, и именно даосизм взывал к равенству, если не социальному, то общечеловеческому.

Несмотря на то, что между двумя религиями шла нешуточная борьба за общественное влияние, все-таки ни даосизм, ни буддизм не могли конкурировать с конфуцианством, которое все еще являлось в средневековом китайском обществе основой морали, а также государственного строя и законодательства. Конфуцианство учило людей чести и справедливости, любви к родителям, уважению к людям, учило поклоняться императору. К слову, именно в духе конфуцианства в Китае была разработана система государственных экзаменов, которые необходимо было сдавать чиновникам для получения должностей.

Китайская культура в Средние века достигла небывалых высот. С древности китайцы пользовались иероглифическим видом письма, и, используя иероглифы ежедневно, китайцы возвели эту манеру письма в ранг особого искусства – каллиграфии. Людей с красивым почерком отыскивали по всей стране (прежде всего, их искали среди чиновников). Люди образованные посвящали каллиграфии много времени и сил, оттачивая искусство письма, считая это верным способом для вознесения собственного духа, неким способом медитации особого рода. Средневековое китайское государство способствовало развитию образования. Существенно увеличилось количество начальных и высших школ, а соответственно, в Китае увеличилось и количество грамотных людей. Правда, во времена правления династии Сун, образованные люди вновь стали диковинной редкостью. Это связано с тем, что во времена господства монголов, в Китае образованию светскому, вновь стали предпочитать образование военное. Так что, в принципе, нет ничего удивительного в том, что даже основатель династии Мин, император Чжу Юаньчжан был малограмотен.

В восьмом веке в Китае была открыта Генеральная Академия наук, а попросту – Палата Ученых. Стремительно развивалась математика, астрономия и медицина. Именно в китайской медицине с особой тщательностью изучались лекарственные свойства различных растений, и именно гомеопатия и по сей день является наиболее популярным способом лечения в стране. Обширные знания математики и инженерного дела использовались в строительстве крепостных стен, мостов и сложных оросительных систем. Именно бумаги, пороха, компаса и фарфора. В пятнадцатом веке китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине и искусству.

Развитию науки способствовало также книгопечатание. (Задолго до Гуттенберга китайцы уже печатали книги методом ксилографии). «Золотой век» китайской поэзии можно отнести к VIII – XIII вв. Именно в этот период творили великие мастера поэтического слова Ли Бо, Юань Чжень, Ду Фу, Су Ши, а также невероятно талантливая поэтесса Цин – чжао. Произведения китайских поэтов пронизаны лиризмом, тонким чувствованием красоты окружающего мира, и наблюдениями за движениями человеческой души. В четырнадцатом веке в китайской литературе также появляется жанр исторического романа.

На развитие китайской архитектуры и искусства в средние века, значительно повлиял буддизм. Об этом свидетельствуют многоэтажные каменные сооружения, скульптуры и росписи буддийских пещерных храмов. Во времена правления династии Тан, здания приобретают свой привычный силуэт – карнизы каждого этажа изысканно выгнуты и устремлены вверх. В десятом веке в Китае также была создана Академия искусств, в которой художники и учились, и выставляли свои картины. Чаще всего художники рисовали тушью на шелке и тончайших листах бумаги. Любимой темой средневековых китайских творцов был пейзаж, на котором изображались «горы и воды». Картины сохранялись веками, так как обычно их бережно оборачивали в шелк и хранили в специальных шкатулках. Их доставали только для выставок или когда сами владельцы желали полюбоваться их красотой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры -- «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

1. ЭПОХА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Общая характеристика периода

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 -- 280): образовались три самостоятельных государства -- Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй -- империи Цзинь (280--316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III--VI вв.

Религия

Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения -- сутры (букв. -- нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию - ци, семя - цзини, дух -- шэнь

Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо ).

Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому -- как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

Литература

Литература в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Проявленная на государственных экзаменах литературная одаренность давала ученику право претендовать на высшие должности в империи. Ведущее место в китайской классической литературе занимала поэзия, ее же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

Жанр литературной поэзии III--VI вв. прошел несколько этапов развития. К концу II -- первой трети III вв. относится творчество поэтов из семейства Дао и плеяды «Семь цзяньаньских мужей». До наших дней дошло около 300 стихотворений поэтов той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности и личностного начала, пафос объединительных идей, сочувствие к бедам народа.

Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха -- фу, который пришел на смену четырехсловному, господствовавшему ранее. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он и развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153--208) и Цао Чжи (192--232). Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточил за критику основателя династии Вэй. Через все творчество Цао Чжи прошел образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов -- «Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае. До наших дней дошли стихи двух представителей этого поэтического содружества -- Жуань Цзи (210--263) и Цзи Кана (223--262). Творчество Жуань Цзи отличали глубокий лиризм и трагизм мироощущения. Его дух сопротивления выражался в переживании непостоянства всего сущего, изменчивости всего, даже «солнце и луна появляются и исчезают». Разоблачение алчности власть имущих в «Стихах о скрытом негодовании» Цзи Кана, написанных им в тюрьме, стоило поэту жизни. Петицию с выражением симпатии к казненному подписали 3000 человек, что было невиданным прецедентом.

IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений» -- модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Too Юань-мина (365--427), жившего на юге страны, автора дошедших до нас 160 стихотворений. Его стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

Жену я зову, детей мы берем с собою,

И в добрый к нам день гулять далеко уходим.

Сам поэт совершил подвиг разрыва с обеспеченной жизнью, предназначенной ему по праву рождения. Государственную службу он начал в 29 лет, а в 41 год покинул ее, уйдя с должности начальника небольшого уезда. Выбрав правду простого существования, вместе с ней он получил в придачу и бедность. Одним из лучших в китайской поэзии считается его стихотворение из цикла «За вином»:

Очертанья горы

так прекрасны в закатный час,

Когда птицы над ней

чередою летят домой!

В этом всем для меня

заключен настоящий смысл,

Я хочу рассказать,

и уже я забыл слова.

На V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели ее -- поэты юга из семейства Се -- Се Линьюнь (385 --433) и Се Тяо (464-- 499). Се Линьюнь всматривается и вслушивается в природу, находясь в постоянном предчувствии минуты, когда очертания гор откроют ему смысл мироздания. Поэзия Се Тяо уже во многом предвосхищает «золотой век» танской лирики. Она становилась все более предметной и ясной, хотя и сохраняла еще налет рафинированности, обусловленный вкусами среды и времени. С конца V в. началось формирование придворного стиля, который господствовал в китайской поэзии в течение последующих двух столетий. Ему были присущи забота о благозвучности стиха, узкий набор заданных тем, словесный этикет.

Наряду с литературной поэзией в III--VI вв. развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения -- Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики, возникшей в среде горожан. Северная поэзия в отличие от южной разнообразнее по содержанию. В ней немало воинских песен, по стилю она более груба и непосредственна.

Китайская проза III--VI вв. продолжала оставаться многожанровой. Исторические и географические сочинения становились все более научными. Среди них выделялись сочинения Чэнь Шоу (233--297) «История Троецарствия», Фань Е (398--445) «История поздней Хань», Ли Дао-юаня (?-- 527) «Комментарий к Книге Вод» и То Пу (276 -- 324) «Комментарии к Книге гор и морей».

Ведущим прозаическим жанром эпохи была близкая к поэзии ритмическая философская проза, родившаяся вокруг бесед и споров на религиозные темы: «Письма о разрыве», трактаты «О долголетии», «Опровержение теории о естественной любви к учению».

Период смутного времени отмечен рождением в Китае из «рассказов об удивительном» художественной повествовательной прозы. Такие сочинения имели назидательный характер, утверждали с помощью собранных примеров веру в нечистую силу, даоских бессмертных, могущество учения Будды. Интерес к таким рассказам в обществе был огромен, их коллекционировали и распространяли в виде сборников, типа «Записей о духах» Тань Бао (III--IV вв.), «Жизнеописаний святых и бессмертных» Гэ Хуна (III--IV вв.).

Рассказы о мирских событиях и людях, в том числе и исторические анекдоты, как особый жанр прозаической литературы также появились в IV-- VI вв. Подобные повествования были всегда лаконичны и содержали запись лишь одного события. Наиболее популярными стали «Рассказы о событиях в мире» Лю И-цина (403--444), распределенные по рубрикам: дела, язык, правления, поступки. Деление не было случайным. Автор создал как бы художественную иллюстрацию к трактату III в. Лю Шао «Описание людей», дававшему оценки черт человеческого характера.

Искусство

Несмотря на явный литературоцентризм культурного развития Раннего Средневековья, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. Среди прочих выделяются монастыри близ Дуньхуана -- Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун. В святых местах сложился обычай строить пагоды (кит. бао-та -- башня сокровищ) -- многоярусные мемориальные башни-реликварии.

В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество, отмеченные удлиненными пропорциями и изяществом исполнения. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения рукой.

На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошел до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая. Первые два закона Се Хэ содержали философские принципы живописи -- постулат одухотворенного ритма и пластической динамики, остальные четыре намечали частные аспекты техники -- сходство, цвет, композицию, копирование.

Наука и техника

Период политической раздробленности не приостановил развитие науки и техники в Китае. Великим достижением китайской математики стали результаты вычислений, сделанные в V в. отцом и сыном Цзу Чунчжи и Цзу Гэньчжи. С помощью не известных нам методов они получили точное число до десятого знака после запятой. Это достижение было зафиксировано в летописи, сами же труды бесследно исчезли.

Китайцы открыли способ измерения физических тел на расстоянии, пришли к выводу, что «земля имеет форму, а небо лишено тела». Впервые в истории календаря в Китае использовали прецессию 11 От позднелат. praecessio -- движение вперед. , знали около полутора тысяч звезд. Разработали диагностику заболеваний: исходя из учения о темном и светлом началах, объяснили связь между физиологией, патологией и заболеванием, открыли методы биологического контроля за растениями.

В V в. был разработан процесс сплавления металлов, при котором чугун и ковкая сталь плавились до получения новой стали 11 В Европе этот процесс открыли в 1863 г. Мартен и Сименс. .

В III в. впервые в мировой практике китайцы научились отливать металлические стремена совершенной формы. На запад их принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Появился навигационный «кибернетический прибор», работающий по принципу обратной связи. Его называли «повозкой, указывающей на юг». Это устройство не имело ничего общего с магнитным компасом и представляло собой именно повозку, увенчанную нефритовой фигуркой мудреца. Куда бы ни поворачивалась повозка, даже если она ездила по кругу, вытянутая рука мудреца всегда показывала на юг.

Одним из наиболее удивительных предметов, созданных китайскими мастерами, были «волшебные зеркала». Они существовали уже в V в. Выпуклая отражающая сторона зеркала отливалась из светлой бронзы и полировалась до блеска. Оборотная сторона покрывалась литыми бронзовыми рисунками и иероглифами. Под яркими лучами солнца через отражающую поверхность можно было смотреть насквозь и видеть узоры обратной стороны, словно бронза становилась прозрачной. Тайну разгадали только в XX в., когда изучению доступна стала микроструктура металлических поверхностей.

В VI в. появились в Китае первые спички. Считается, что своим появлением они обязаны осаде императорского дворца в 577 г. в северном царстве Ци. Когда у осажденных вышел весь трут, кто-то придумал окунать маленькие сосновые палочки в серу и, высушив, держать их наготове. Сначала это чудесное изобретение называли «рабом, приносящим огонь», а позже, когда спички начали продавать, появилось новое название -- «зажигательные палочки».

2. ЭПОХА КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Общая характеристика эпохи

Эпоха Классического Средневековья (VII--XIII вв.) начинается правлением династии Тан, продолжавшимся почти 300 лет (618--907). В результате объединения враждовавших между собою княжеств было создано мощное государство со столицей в Чанъвани, городе с миллионным населением. После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907-- 960) к власти пришла династия Сун (960--1275). Сунский Китай со столицей Кайфэн, ослабленный недавними междоусобицами, вынужден был непрерывно отбиваться от наседавших на него кочевников. В 1126 г. кочевники нанесли сокрушительное поражение сунским войскам, захватив в плен императора, а вместе с ним и весь Северный Китай. Сунам еще удалось полтора столетия (1127--1279) продержаться на юге страны (столица Ханчжоу), пока весь Китай не стал добычей новых завоевателей -- монголов.

Религиозно-философская традиция

Новая страница Истории чань-буддизма в Китае начинается с деятельности шестого патриарха Хуэйнэна (638-- 713). Он считается основателем южной школы чань, которая придерживалась принципа «внезапного просветления», исходя из того, что постепенное приближение к нему невозможно. Хуэйнэну приписывается авторство знаменитой «Алтарной сутры шестого патриарха», являющейся ключевой среди священных текстов чань-буддизма.

Хуэйнэн учил, что вместо попыток очистить сознание нужно лишь дать ему свободу, ибо сознание не есть то, чем можно овладеть. Освободить сознание -- значит отпустить поток мыслей и впечатлений, дать им возможность приходить и уходить, не вмешиваться в их ход, не подавлять их и не удерживать. После смерти Хуэйнэна школа распалась на два направления -- Северное и Южное. Последнее сумело консолидироваться вокруг учения Хуэйнэна и стало ведущим в чаньской традиции. С середины VIII в. в монастырях этой школы начинает применяться практика «вопросов-ответов» (вэньда, япон. мондо). Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ. Ответ мог выражаться и жестом (удар, поднятый палец) и криком. Вопросы и ответы явились основным материалов для историй из жизни чаньских патриархов. Многие из таких сборников передавались из поколения в поколение. Два наиболее знаменитых сборника были составлены в XI--XIII вв.: «Застава без ворот» и «Записки у бирюзовой скалы».

До середины IX в. буддизм пользовался покровительством императорского двора. В 845 г. император У-цзун с целью подрыва экономического могущества и самостоятельности буддийских монастырей и сокращения их численности стал инициатором суровых гонений на буддизм. Вскоре начинается медленный, но неуклонный упадок буддизма в Китае, происходит его слияние с народной религией.

Народная религия рождается в XI в. из сплава культа предков, жертвоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, медиумизма, дополненных буддийскими понятиями кармы и перевоплощения, а также даоским учением об иерархии богов. У этой религии изначально и по сегодняшний день нет профессиональных священнослужителей. Расходы на содержание храмов несли местные жители. Почти все боги -- обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов -- Нефритовый государь (Юй Ди). В оппозиции к богам находятся демоны, неуспокоенные души людей, умерших насильственной смертью. Их изгнание составляет основной ритуал религии. От имени какого-либо могущественного божества медиум делает надпись на талисмане, которая представляет собой приказ злым силам немедленно покинуть тело. После прочтения вслух она сжигается. Считается, что дым доносит послание к небу.

Обеспокоенные ростом популярности буддизма, некоторые чиновники и мыслители занялись созданием новой конфуцианской философии. Они заимствовали идеи из даосизма и буддизма, соединяя их в новую систему с преобладанием конфуцианских ценностей. Наиболее известным неоконфуцианцем был Чжу Си (ИЗО--1200). Он утверждал, что обязанность каждого человека -- наполнять жизнь смыслом и порядком, укреплять их и способствовать упорядочению семьи, общества и государства. Этим сочетанием личного самосовершенствования с общественной ответственностью неоконфуцианство понравилось правительству. Стабильность общества ставилась в прямую зависимость от верности каждого человека своей социальной роли. Позже, уже в XIV в., правительство распорядилось, чтобы толкования Чжу Си конфуцианской классики были положены в основу программы государственных экзаменов. С тех пор их должен был изучать каждый образованный человек.

Литература

Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с двухстрочной рифмой. Выдающимися поэтами были Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюй-и. Расцвету поэзии способствовало появление в VII в. первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12158 иероглифов.

Первый в ряду великих классиков танской эпохи Ван Вэй (699--759) -- не только замечательный поэт, но и талантливый живописец. Он сумел сделать свои стихи объемными, приблизив их к картине, а картины -- к стиху. В его творчестве большое место занимает природа. Ли Бо (701--762) принадлежал к числу тех немногих гениев, чье творчество выразило самый сокровенный дух китайского народа. Сохранилось более 900 его стихотворений. Жизнь поэта не вписывалась в рамки стандартов его положения. Он ушел из дому, странствовал, развивая идеал свободы. Однако в величии Ли Бо не было ни тени высокомерия.

С поэзией Ду Фу (712--770) связана тема сострадания к человеку, обличения несправедливости, стыда благополучного перед страждущим, мотив самопожертвования. В одном их стихотворений последних лет Ду Фу мечтает об огромном доме, в котором нашли бы спасение от непогоды все бедняки Поднебесной.

Во второй половине VIII в. раскрывается дарование последнего из великих танских поэтов Бо Цзюй-и (772--846). Если его знаменитые предшественники определили свой разлад с обществом самой своей жизнью, то Бо Цзюй-и вступил на путь государственной карьеры и при каждом независимом слове рисковал ею. Среди обличительных стихов поэта центральное место занимают «Новые народные песни» и «Циньские напевы».

В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр -- новеллы -- чуань-ци (букв. передавать удивительное). Танскими признано 79 рассказов. Они невелики по размеру, занимательны по сюжету, назидательны по характеру и динамичны по действию. Характерная черта -- тяготение к «исторической точности» повествования, которая обеспечивается частыми отсылками на личное знакомство авторов с друзьями героев. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл, ибо, по представлениям рассказчиков, любовь безраздельно правит миром и находит свои жертвы повсюду. Многочисленную группу составляют рассказы о снах. Любопытно, что в новеллах не дается ни одного яркого отрицательного героя. Завоеванием жанра стал диалог, сближавший новеллу с драмой.

Сунская эпоха в истории китайской словесности (X--XIII вв.) была последней, достойно завершившей период ее расцвета. Обогащение выразительных средств поэзии было связано с развитием нового стихотворного жанра -- романса -- цы. Родившись в тесной связи с музыкой, этот жанр приобрел самостоятельность. Его отличало многообразие, связанное с многочисленностью мелодических образцов. Другая особенность романса состояла в использовании в стихотворении строк разной длины. В целом романс был более свободной поэтической формой, чем предшествующие жанры поэзии. Однако на первых порах его отличала узость тематики -- преимущественно любовного содержания.

Обновление литературы периода Сун составляло одну из граней борьбы за реформы. Ее возглавил выдающийся китайский реформатор, ученый, писатель и поэт (мастер цы) Ван Аньши (1021--1086). С общественными исканиями связано творчество лирика Лю Юна (987--1052), создавшего новую, более крупную форму романса. Другой поэт Су Дунпо (1037--1101) способствовал отделению романса от музыки и превращению цы в самостоятельный жанр. Величайшим мастером цы была поэтесса Ли Цш-чжао (1084--1151).

С момента завоевания империи Сун чжурчжэнями в 1127 г. и вплоть до монгольского нашествия во второй половине XIII в. китайская поэзия была посвящена теме родины и борьбы за ее освобождение. Был сформирован идеал активной творческой личности с обостренным чувством собственного достоинства и свободолюбия.

Завоеванием Классического Средневековья стала «проза древнего стиля», наивысшего расцвета достигшая в эпоху Сун. Ее отличала свободная манера изложения, усиление личного начала, сочетание лиричности со злободневностью. Инициатором обновления прозы был представитель политической элиты Оуян Сю (1007--1072), автор «Новой истории Тан» и «Истории пяти династий». Никому прежде в китайской историографии не удавалось написать историю целой эпохи со своей личной точки зрения. Оуян Сю первым взялся за пересмотр толкований конфуцианского канона. Выдающимся современником Оуян Сю был Сыма Гуан (1019--1086), автор «Зерцала всеобщего, в управлении помогающего». Это была летопись истории Китая с древнейших времен и до Х в. -- первый образец большой формы исторической прозы связанного повествования.

В сунское время рождается новый жанр -- народная повесть, пришедшая на смену танской новелле. Сложился этот жанр в процессе коллективного творчества рассказчиков, выступавших на улицах городов. В отличие от новеллы повесть создавалась на основе разговорного языка и была более демократична. Основными персонажами стали прежде презиравшиеся сословия -- земледельцы и торговцы. Решающими при оценке человека оставались в это время богатство и чины, но важными уже становятся личные качества героя. Новым был и язык повести, ставший основой языка современной китайской художественной литературы и сохранивший в себе фольклорные элементы, воспроизводивший особенности живой разговорной речи. Условный литературный язык вкрапливался лишь в речи чиновников и в документы. Таким образом, народная повесть сунского времени совершила решительный поворот к массовому читателю и слушателю.

Музыка

Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным взлетом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». Специальные канцелярии ведали музыкой и оркестрами. С Х в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи. В XII в. при кай-фэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Благодаря своей многозначности звук, особенно ценившийся китайцами, обретал способность подчинять себе все остальные виды искусства. Подобный образно-эмоциональный строй китайской духовности во многом задан характером национального языка, в котором слово, произносимое с разными интонациями, может иметь разные значения.

Популярна была поговорка «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Ее издревле почитали за одну из самых сильных разновидностей магии. искусство живопись скульптура китай

В танскую эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами:

музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В домах образованных людей стала распространяться традиция камерного музицирования на струнных (арфе, кунхоу, цине) и духовых (флейте ди) инструментах. Перелагавшиеся на музыку стихи исполнялись певицами под аккомпанемент лютни. В IX--Х вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

В эпоху Сун популярными становятся зрелищные искусства: разыгрывавшиеся в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.

Архитектура

Пантеистическое 11 Пантеизм (от пан... и греч. theos -- бог) -- религиозное и философское учения, отождествляющие бога и мировое целое. мировосприятие китайцев в зодчестве проявляло себя древней практикой фэн-шуй («ветер-вода»), представлявшей собой систему ориентации и пла-

нировки городов, парков, зданий в соответствии с благоприятным расположением светил, рек, гор, направлением воздушных потоков. По этим правилам главным фасадом здания была продольная стена, ориентированная на юг. Таиской архитектуре был присущ дух монументального величия и праздничности. Города представляли собой прямоугольные в плане мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, с прямыми улицами и разделенные на участки для защиты от пожаров и набегов кварталы. Размеры каждой городской постройки были строго регламентированы. Торжественный облик городу придавали почти лишенные украшений кирпичные и каменные пагоды, триумфальные ворота из камня или дерева, пролеты которых образовывались резными столбами и перекрывались изогнутыми крышами. Их возводили при входе в храм, погребальный ансамбль, парк либо в честь правителей и героев. Наиболее распространенным типом дворцового и храмового сооружения в Средневековом Китае были постройки стоечно-балочной системы -- дянь. Одноэтажный однозальный четырехугольный в плане павильон под широкой загнутой вверх одно- или двухъярусной крышей возводился на высокой каменной платформе, разделялся колоннами на три нефа, параллельных фасаду, и обносился с наружной стороны обходной галереей, образованной рядом крытых лаком колонн. Важнейшим декоративным элементом фасада зданий была система расписных и покрытых лаком многоцветных деревянных кронштейнов, поддерживавших перекрытие.

В Сунский период в дворцовом и храмовом зодчестве распространение получили многоэтажные здания с обходными галереями на каждом этаже. Пагоды были более вытянуты и имели легкость форм. В период, когда могущество государства оказалось подорванным, архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы. Сложился принцип пейзажных композиций. В южных городах стали создаваться маленькие приусадебные сады, воспроизводившие в миниатюре все многообразие окружающей природы. Непременным атрибутом садово-паркового зодчества была деревянная сквозная галерея на невысоком каменном цоколе. Ее венчала выкладывавшаяся глазурованной черепицей крыша, опиравшаяся на столбы с лаковым покрытием. По тому же принципу строились садовые беседки.

Скульптура

С приходом в Китай буддизма получает развитие скульптура. Ее изготавливали из дерева, камня, лёссовой глины, чугуна, бронзы. Китайских мастеров отличала высокая техника литья. Им удавалась тонкая моделировка лица и одежды. Популярными были изображения Будды и других божеств. Самая ранняя буддийская скульптура представлена рельефами и изваяниями пещерных монастырей. Самой известной является высеченная в VII в. в скалах Лунмэня 17-метровая статуя Будды Вайрочаны (владыки Космоса). Скульптурная композиция «Бодхисатва и Ананда» пещерного буддийского храма Цяньфодун близ Дуньхуана (VIII в.) выполнена из лёссовой глины и раскрашена.

Больших успехов достигли танские и сунские мастера в погребальной пластике. В погребения знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражения, согбенный раб, ученый, погруженный в раздумья, или грациозная танцовщица. С угасанием буддийских монастырей скульптура все более уступала место живописи, расцвет которой приходится на сунское время.

Живопись. Каллиграфия

Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника -- не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Поэтому их не принято вывешивать, отсюда и форма картины -- горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. По доминирующему тону картины можно определить не только историческую эпоху, но и характер описываемого события. Линия, пятно и фон -- основные средства выразительности, каждое из которых благодаря индивидуальной манере делает картину неповторимой и нуждающейся в рассекречивании. Так, минимумом средств достигалась удивительная многозначность 11 Современная китайская живопись водяными красками на шелковых и бумажных свитках называется гохуа (кит. -- национальная живопись). .

В союзе с живописью, а также и как самостоятельный вид искусства выступала каллиграфия -- шуфа. В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо неровными волнистыми линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.

В эпоху Тан произошел перелом в эстетических теориях живописи. Утверждалась духовная концепция живописи, появились теоретические трактаты о живописи. Одним из наиболее значительных художников и теоретиков живописи первой половины Х в. был Цзын Хао. Он жил один в горной хижине и писал картины для собственного удовольствия. В оставленном им коротком трактате, представляющем беседу таинственного старца с юным художником, целью живописи провозглашается не красота, а истина, подлинное значение которой заключается в том, как она улавливает сущность вещей, а не их внешние формы.

Во второй половине XI в. (1074) появилась наиболее важная работа Го Жо-сюя по истории искусства эпохи Сун -- «Записки о живописи: что видел и слышала. Он был автором аристократической концепции живописи. Живопись рассматривалась им не как ремесло, а как высшее проявление внутреннего порыва человека. Ценность произведения поэтому являлась прямым следствием культуры и духовной высоты ее создателя.

В VII--VIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского рая, изображениями которого покрывались стены пещерных монастырей. Придворная светская живопись преимущественное внимание уделяла сценам пиршеств, игр, прогулок знатных красавиц, поэтических собраний. В народной среде популярным становился лубок -- новогодние картинки, изображающие персонажей народной и даоской мифологии.

Иконография высшего божества народной религии -- Нефритового императора сложилась около Х в. В народных лубках он изображался на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.

В IX--Х вв., когда преимущественное развитие получила монохромная живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажная живопись и цветы-птицы. Эволюция жанра живописи людей отмечена переходом от легендарно-исторических сюжетов к реальным сценам дворцового быта. С XII в. в живопись вводятся мотивы детских игр, пейзажные и архитектурные фоны.

Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сун была пейзажная живопись, которая вобрала все лучшие достижения изобразительного искусства предшествующих эпох.

Пейзаж, изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной темными и светлыми силами. Размывы черной туши создавали впечатление единства всей природы. Воздушные прорывы, полоса тумана или водная гладь между расположенными друг над другом пейзажными планами и объединяющая композицию точка зрения сверху давали иллюзию грандиозных далей. Обилие свободного пространства вызывало ассоциацию с бесконечностью Вселенной. Прославленным мастером пейзажа в эскизной манере был великий поэт Ван Вэй.

Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр -- цветы-птицы. Размещенные на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даоско-буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Широкое распространение получили благожелательные композиции, в которых человеческие качества сопоставлялись с особенностями изображавшихся предметов. Особое место занимало изображение так называемых «четырех благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Так, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. В одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

Небольшие цветы, и нет изобилия их -- это изящество. Тонкий ствол, а не толстый -- вот утонченность. В возрасте не особенно юном -- вот элегантность. Цветы полуоткрыты, а не полное цветение -- в этом изысканность.

Декоративно-прикладное искусство

Среди направлений декоративно-прикладного искусства, таких, как вышивки, ткани, лаки, эмаль, инкрустированная мебель, ведущее место заняли фарфор и керамика. Секрет изготовления фарфора был открыт в Китае в первые века нашей эры, намного раньше, чем в других странах, поскольку китайским мастером удалось найти подходящую глину и получить высокую (1280°) температуру для ее спекания. Компонентами фарфора, наряду с пластичной глиной, являются каолин, полевой шпат и кварц. Секреты производства фарфора в Китае строго охранялись. Знаменитым центром фарфорового производства, где находились императорские мастерские и создавались изделия из белоснежного фарфора, был Синчжоу. В Танское время славились трехцветные зелено-желто-коричневые сосуды округлой формы. В Сунскую эпоху распространение получили голубовато-зеленые вазы и чаши, прозванные в Европе селадоном. Их декор часто дополнялся легкими трещинками по глазури, называвшимися кракле. Белые сосуды, как правило, декорировались рельефными тонкими цветочными узорами, желтоватые вазы украшались черным каллиграфическим орнаментом. В последующее время фарфор расписывался кобальтом и покрывался сверху прозрачной глазурью. Также появилась пятицветная роспись эмалевыми красками поверх глазури. Рисунок постепенно усложнялся, но всегда подчеркивал форму изделия.

Наряду с фарфором в Средневековом Китае, равно как и за его пределами, славились многоцветные тканевые картины, выполнявшиеся по рисункам прославленных живописцев, -- кэсы. Их создавали на небольших ручных станках из шелка-сырца (нити основы) и шелка (нити утка). Для изготовления одной такой картины необходимо было несколько месяцев напряженного труда. В технике кэсы ткались и ткани для одежды придворных.

Известным видом прикладного искусства была вышивка по шелку, -- «живопись иглой». Ею украшались панно, ширмы, одежда.

Наука и техника

Великие открытия Средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний. Усилиями математиков были созданы основы китайской алгебрдаря изобретениям буддийского монаха И Сына (683--727) стало возможно измерить скорость движения небесных тел. Развитию медицины способствовало создание в Танскую эпоху медицинского управления, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. Расцвет географии связан с появлением записей о горных и речных системах Китая и Западного края. Была создана «Карта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей».

Выдающимися открытиями были книгопечатание, порох и компас. В IX в. с резных досок была напечатана первая книга. В середине XI в. появился подвижной глиняный наборный иероглифический шрифт, а примерно в XII в. -- и многокрасочная печать. Эти достижения привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. Опыты китайских алхимиков завершились в Х в. изобретением пороха. В XII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.

Общекультурное значение имело также изобретение бумажных денег -- ассигнаций. Они появились в стране в конце VIII в. и назывались тогда «летающими деньгами», так как ветер легко уносил их из рук.

В Х в. возникло понятие вакцинации, когда стала практиковаться прививка против оспы.

Китаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. Их сделал И Син, а усовершенствовал в 976 г. Чжан Сисюнь. Их изобретения стали ступенями на пути создания «Космической машины» -- величайших китайских часов эпохи Средневековья, построенных Су Суном в 1092 г. Они представляли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. Принцип часов Су Суна лег в основу первых механических часов Европы.

Чудом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост протяженностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне Великим каменным мостом. Он был построен в 610 г. Ли Чунем через реку Цзяо в предгорьях Шаньси на окраине Великой китайской равнины. Самый же известный средневековый пологий арочный мост Китая получил имя Марко Поло потому, что был им подробно описан во время путешествия по стране и назван «самым замечательным в мире». Этот мост был возведен через реку Юндин в 1189 г. к западу от Пекина. Действующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составляет 19 м, а общая протяженность -- 213 м.

Еще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства является восьмиугольная колонна -- так называемая «Небесная ось». На ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна. Колонна (32 м в высоту и 3,6 м в диаметре) покоилась, на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. На ее вершине был расположен «облачный свод» с четырьмя бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.

Самое крупное цельнолитое сооружение из чугуна сохранилось и поныне. Это шестиметровое изваяние «Великий Лев Цзанчжоу». Достижением китайской металлургии стала сооруженная в 1061 г. чугунная 13-метровая пагода Юцюань в Даньяне. В 70-е годы XIII в. была построена 13-метровая каменная башня, которую китайские астрономы считали центром мира. Она предназначалась для измерения тени в период зимнего и летнего солнцестояния.

3. ЭПОХА МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ КИТАЯ

Общая характеристика эпохи

Китай завоевывался монголами в XIII в. поэтапно. В 1234 г. пала независимость Северного Китая. В 1280 г, был покорен весь Китай. Период господства монголов в масштабе всей страны охватывает около 70 лет. В 50-е годы XIV в. центральные и южные районы фактически отсоединились от правящей монгольской династии Юань, окончательное свержение которой пришлось на 1368 г. В эпоху Юань равноправными столицами были монгольский город Каракорум, Пекин и Кайпин. Перевод официальной резиденции монгольских завоевателей из Каракорума в Пекин в 1264 г. стал датой рождения новой династии китайских императоров -- Юань.

Опустошительная война и иноземный гнет серьезно деформировали традиции китайской культуры. Однако были и положительные моменты. В обширной монгольской империи стали активно развиваться культурные связи, процветали ремесло, торговля, росли города.

Религия

Веротерпимость монгольского двора, равно как и утрата конфуцианством статуса господствовавшей идеологии, способствовали демократизации жизни. С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм -- тибетская разновидность буддизма. В ставке императора было создано управление тибетскими делами и ламаистской церкви. Принятие ханом Хубилаем имперской формы управления Китаем неизбежно вызвало обращение к конфуцианскому учению, тесно сросшемуся с государством. И хотя ведущее положение конфуцианства восстановлено при Юань не было, однако в 1315 г. вводилась экзаменационная система отбора, чиновников, учреждалась Академия сынов отечества -- кузница высших конфуцианских кадров страны.

Все более проникает в страну мусульманство, пользовавшееся покровительством монголов. Первые общины мусульман появились тогда на Центральной равнине и в Юньнани. Хороший прием встретили и первые христиане, преимущественно несторианцы 11 Несторианство -- течение в христианстве, основанное Константинопольским патриархом Несторием в Византии в 428--431 гг. и утверждавшее, что Христос, рожденный человеком, лишь впоследствии стал сыном божьим (мессией). Осуждено как ересь на Эфесском Соборе 431 г. Пользовалось влиянием до XIIT в. в Иране и от Средней Азии до Китая. , выходцы из Сирии. Они имели приверженцев главным образом в среде некитайского населения из числа допущенных в страну иностранцев для содействия в торговле и управлении.

При монголах в Китае проживало несколько итальянских миссионеров-католиков, строивших храмы. С изгнанием монголов исчезли из страны и христиане.

Характерной особенностью религиозной жизни было появление многочисленных сект, рождавшихся на базе буддийского и даоского вероучений. Одни из них признавались властями, другие -- преследовались. Создавались они, как правило, монахами-проповедниками. Особую популярность приобрел будда грядущего мирового порядка Майтрея (кит. Милэфо, буквально -- связанный дружбой), чье скорое пришествие должно было преобразить мир и сделать жизнь людей счастливой.

Среди сект, ожидавших прихода нового Будды и проповедовавших «монашество в миру», наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца.

Литература. Искусство

Попытка монгольского двора ввести в качестве официального алфавитное письмо (так называемое квадратное письмо) не удалась. Развитию китайской литературы эпохи Юань способствовало совершенствование национальной иероглифической традиции, обогатившейся в 20--50-е годы XIV в. рядом новых фонетических словарей.

Поэтическая лирика, бывшая на протяжении почти тысячелетия ведущим жанром китайской литературы, с XIII в. уступает первенство драматургии и прозе.

Наиболее яркой страницей литературной жизни юаньского Китая была драматургия. Всего за эту эпоху было написано около 600 пьес (до нас дошло 170).

Северокитайская драма характеризовалась четким делением на четыре акта, каждому из которых соответствовал цикл арий одной тональности и рифмы. Арии исполнялись только одним персонажем, другие вели прозаический диалог на языке, близком к разговорной речи, либо декламировали стихи. В начале пьесы и между актами вставлялись интермедии. Такая форма была рассчитана на восприятие широких масс городского населения.

Суровые законы монголов не позволяли прямо говорить правду о бедствиях китайцев в эпоху иноземного ига. Поэтому распространение получает традиция перенесения современных событий в прошлое, обращение к историческим и фантастическим сюжетам, что однако не лишало пьес злободневности.

В истории драматургии принято выделять два основных периода: ранний и поздний, рубежом которых является начало XIV в. Ранний период отмечен творчеством наиболее известных драматургов -- Гуань Ханьцина, Ван Шифу, Ма Чжиюаня и Бо Пу.

Если в эпоху Тан родился прозаический жанр новеллы, в эпоху Сун -- городской повести, то в годы Юань популярными становились народные книги, основанные на устном сказе. Они нередко иллюстрировались гравюрами, занимавшими верхнюю треть каждой страницы. Такое соотношение текста и изображения, как предполагают, восходит к буддийским сказам, которые нередко велись по картинкам, нарисованным на стенах пещерных храмов. В 1320 г. на языке, близком к простонародному, было издано сразу пять народных книг в одной серии. Они были едины по принципу построения и имитировали знаменитую летопись Сыма Гуаня «Зерцало всеобщее, в управлении помогающее» XI в. Ярче других в народных книгах отразилось буддийское вероучение.

Изобразительные виды искусства эпохи Юань не отличались самобытностью. Художники преимущественно подражали живописи эпох Тан и Сун. Наиболее талантливым пейзажистом, стремившимся развивать традиции живописи Сун, был Ни Цзань. Среди произведений портретного жанра наибольший интерес по своей художественной выразительности представляли картины, изображавшие юаньских императоров. В скульптуре и архитектуре усилилось индийское и тибетское влияние. С XIV в. в буддийской архитектуре Южного Китая стал распространяться новый тип кирпичного храма с полуциркульным коробовым сводом. В жилой архитектуре по-прежнему преобладал тип планировки усадьбы с четырьмя-тремя- павильонами по сторонам прямоугольного в плане двора.

Наука и техника

В эпоху Юань были введены некоторые усовершенствования: прялка с ножным приводом, новый вариант шелкоткацкого станка. Внедрялись новые виды орошения полей с помощью бамбуковых водопроводов и водяного колеса с ведрами-черпаками. Распространилась новая полевая культура сорго (гаолян). В быт стали входить некоторые элементы монгольской одежды, конструкции седла, смычковые инструменты. В 40-е годы XIV в. были написаны три новые династийные истории.

Самым же знаменитым научным открытием эпохи Юань был календарь, в котором длительность года составляла 365, 2425 суток, что лишь на 26 секунд расходилось с тем временем, в течение которого Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца. Это совпадает с действующим в настоящее время григорианским календарем, который появился на 300 лет позже.

...

Подобные документы

    Общая характеристика эпохи Возрождения и Реформации. Начало культурного переворота в Европе. Описание памятников культуры и искусства, эстетическое и художественное мышление этого периода. Живопись, литература, скульптура и архитектура проторенессанса.

    презентация , добавлен 12.03.2013

    Своеобразие религии Древнего Китая. Культ духов земли. Философская абстракция религиозных идей. Лао-цзы, Конфуций и Чжан Даолинь. Древнекитайская письменность и литература. Развитие науки, архитектуры и искусства. Черты буддийской пластики в живописи.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2013

    Общая характеристика эпохи средневековья, особенности и основные этапы процесса христианизации в данный период, его отличительные признаки в Европе и на Руси. Культура в средневековой Европе и Руси. Оценка влияния религии на культуру людей того времени.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2011

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Формирование первых византийских концепций в сфере эстетики как сплава идей эллинистического неоплатонизма и ранней патристики. Выступ средневекового науки как осмысления авторитета Библии. Изучение русской и украинской культуры эпохи Средневековья.

    реферат , добавлен 21.03.2010

    Архитектура, скульптура и живопись в разные периоды эпохи Ренессанса (дученто, триченто, чинквеченто и др.). Отличные особенности культуры Возрождения: опора на Античность, естественность, гуманизм. Изучение европейской культуры эпохи Возрождения.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2017

    Условность термина "Древний Рим". Римская скульптура, живопись, литература. Градостроительство и архитектура республиканской эпохи. Градостроительство, архитектура, скульптура, живопись, литература и культура Древнего Рима в императорский период.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Понятие и многообразие видов искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, хореография, литература, театр, кино, их сильные и слабые стороны. Искусный труд как творчество и красота. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Христианское сознание - основа средневекового менталитета. Научная культура в средние века. Художественная культура средневековой Европы. Средневековая музыка и театр. Сравнительный анализ культуры Средневековья и Эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 03.12.2003

    История эволюции художественной культуры и образования в различные периоды развития Древнего Китая. Особенности школьного дела и зарождения педагогической мысли. Характеристика художественной культуры Древнего Китая: скульптура, литература, живопись.

Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории, археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое распространение книгопечатания способствует письменному закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты. Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII – XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей – пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей широкое применение в этот период получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS