Главная - Мышление
Пабло пикассо произведение плачущая женщина. Выставка в Metropolitan Museum

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног». Пабло Пикассо

«Мистерия», «Безумие», «Волшебство» - это первые слова, которые пришли меценатам на ум, когда они попробовали описать творение Пабло Пикассо. Особая аура художника была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Это сочетание, которому женщины не могли сопротивляться.

сайт публикует для вас историю любви великого живописца.

Пикассо в молодости и старшем возрасте

Пикассо был потрясающим мужчиной с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Однако многие женщины не могли смириться с характером художника и кончали с собой, либо сходили с ума. В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того, чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!». Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше.

Женщины всегда обожали Пикассо.

Первая возлюбленная Фернанда Оливье

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники, и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо, Фернанда Оливье и Хакин Ревентос. Барселона, 1906

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее.

«Фернанда в черной мантилье», 1905

Как считают исследователи, она была моделью и для создания Авиньонских девиц, одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило по себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром - кубизм, как комплекс, был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались - Пикассо и Фернанда.

Русская балерина Ольга Хохлова

Настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. История их отношений началась 18 мая 1917 года, когда Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Фотопортрет Ольги Хохловой.

Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже, 1917.

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права. Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

«Портрет Ольги в кресле», 1917

После того, как они познакомились, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе.

В июле 1919 года они отправились в Лондон на новую премьеру «Русского балета» - балет «Треуголка» (исп. «El Sombrero de tres Picos», фр. «Le Tricorne»), для которого Пикассо снова создавал костюмы и декорации.

Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Это было время, когда они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях.

4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающем там же заказы.

«Обнаженная в красном кресле», 1929

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи, чьей отличительной особенностью были угрожающие длинные острые зубы. Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

Мари-Тереза Вальтер

Фотопортрет Мари-Терезы Вальтер.

«Женщина в красном кресле», 1939

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Мари-Терезе Вальтер. Это был пожар, мистерия, безумие.

Время любви к Мари-Терез Вальтер, было особенным, и в жизни и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения дочери, являются вершиной его творчества.

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

Дора Маар

Фотопортрет Доры Маар.

После рождения ребенка он охладевает к Мари и заводит себе еще одну любовницу - 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мари-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками.
Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мари-Тереза вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине «Плачущая женщина».

«Плачущая женщина», 1937

Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где ее лечили электрошоками. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество. Ее жизнь остановилась, быть может в 1944 году, когда произошел разрыв с Пикассо.

Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Друзья организовали в Лондоне выставку ее работ, но она прошла незамеченной. Впрочем, и сама Дора не пришла на вернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала в гостиничном номере розу... Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.

Расцветшая во время войны любовь Пикассо и Доры Маар не выдержала испытания миром. Их роман продолжался семь лет, и это была история изломанной, надрывной любви. Могла ли она быть иной? Дора Маар была неистова в чувствах и в творчестве. Она обладала необузданным темпераментом и хрупкой психикой: взрывы энергии у нее сменялись периодами глубокой депрессии. Пикассо же принято называть «священным монстром», но похоже, что в человеческих отношениях он был просто чудовищем.

Франсуаза Жило

Художник быстро забыл покинутых им любовниц. Вскоре он уже стал встречаться с 21-летней Франсуазой Жило, которая годилась мэтру во внучки. Познакомился с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.

Картина испанского художника Пабло Пикассо * «Плачущая женщина»

Год создания: 1936 г.

Техника: Холст, масло

Размеры: 61 x 50 см

Коллекция: Лондон, Галерея Тейт

Творческий период: Военные годы

Темы: Плачущая женщина

Описание картины Пабло Пикассо «Плачущая женщина»

Пабло Пикассо всегда поражал народ своим умением рисовать картины. Его полотна неизменно становились шедеврами. Конечно, Сальвадор Дали был более экстравагантным, но Пикассо тоже отличался своеобразным виденьем окружающего мира. Доказательством служит, к примеру, картина «Плачущая женщина».

Несмотря на яркие краски, использованные художником, картина очень печальна. И каждый, смотрящий на плачущую женщину, понимает это, чувствует непередаваемое горе, стоящее в её глазах. Посмотрев на неё лишь один раз, начинаешь задаваться вопросами о том, что с ней произошло. Такая мука отражается в глазах женщины, что невольно начинаешь ей сочувствовать. Возможно, она потеряла любимого и её сердце рвется на части. Остается только догадываться, что стало истинной причиной такой глубокой скорби и несчастного выражения лица.

Автор, как будто приоткрывая яркую маску, показывает зрителям настоящие эмоции женщины. Он изображает эту истину серыми, бледными красками: как женщина держит платок, прижимая его к своему лицу, как сильно стиснула зубы, стараясь удержать свои слезы изо всех сил. Но они катятся по щекам, не спрашивая позволения.

Горе и отчаяние исказило лицо женщины, изображенной на полотне. Его и так невозможно узнать, благодаря манере Пабло Пикассо. Многие женщины признавались, что это именно они позировали талантливому художнику, но доказать это не удалось. Да и как было проверить подлинность слов? Автор не оставил ни единой возможности. Он завуалировал образ женщины до неузнаваемости. А, возможно, дама и сама пожелала остаться неизвестной. Может, её горе было настолько великим, что она захотела быть неузнанной никем. Всем остается только догадываться, кто стал натурщицей Пикассо и восторгаться умелой работой мастера передавать эмоции.

Пабло Пикассо "Плачущая женщина" (1937).
Холст, масло. 61 x 50 см
Галерея Тейт, Лондон

На картине запечатлена Дора Маар — профессиональный фотограф, дочь хорватского архитектора, с которой художника связывали близкие отношения в течение девяти лет (1936—45). Дора снимала калек, слепых, клошаров, соединяя в таинственно-жуткий сюрреализм красоту и уродство, роскошь и нищету. Творчество Доры было смелым, авангардным, критики называли ее стиль «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Маар стала интеллектуальной отдушиной для Пикассо, который на момент знакомства с ней переживал творческий кризис. Она подтолкнула его к авангардистскому движению и политическим темам.

Маар учила художника фотографировать, а сама под его влиянием занялась живописью. Вместе они изготавливали на стекле своего рода «фотогравюры», с которых, как с огромных негативов, делали отпечатки на фотобумаге. Дора на долгие годы стала главной моделью Пикассо. В полотне «Плачущая женщина» он буквально раскроил на части лицо любимой, обнажив мертвенно-бледное нутро истинного горя: рот искажен страданием, зубы судорожно рвут скомканный платок. На этой белой «внутренней сути» видны следы рук. Плача, мы почти всегда сжимаем лицо ладонями, утираем слезы — эти постоянно тянущиеся к лицу руки мастер изобразил очень достоверно. Глаза похожи на две пуговицы, пришитые крест-накрест, — мертвые пластмассовые крестики вместо зрачков перечеркивают жизнь во взгляде плачущей. «Плачущая женщина» является собирательным образом всех горюющих женщин, потерявших в войну мужей и сыновей.

На этапе «синтетического кубизма» (1912-1917) работы Пикассо принимают декоративный и контрастный характер. Картины изображают по большей части натюрморты с различными предметами: музыкальными инструментами, нотами, бутылками вина, курительными трубками, столовыми приборами, афишами и так далее. Также Пикассо и Брак использовали в своих работах реальные предметы: обои, песок, веревки и др.
Их первыми работами были коллажи «Натюрморт с плетеным стулом» (1912)

И «Гитара (металл)» (1914) .

Вдохновляясь творчеством Пикассо, был создан мост Миллениум (Мост Тысячелетия) в Лондоне.

Но первая мировая война прерывает кубические эксперименты Пикассо и Жоржа Брака, ознаменовав новый этап в жизни художника - «период классицизма» (1917-1925) . Именно в это время он влюбляется в русскую танцовщицу Ольгу Хохлову из балетной труппы Сергея Дягилева, для спектаклей которого Пикассо делал декорации и костюмы. Вскоре они женятся и у них рождается сын Пауло.

Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Биарицце, 1918

Ольга Хохлова в кресле, 1917

Пикассо из авангардной богемной среды Парижа попадает в атмосферу классического балета и античного Рима. Совершенно новые люди, новый опыт творчества в сфере театральной сценографии. Вся среда взывает к реалистичности, фигуративности рисунка, и Пикассо откликается на эти изменения в его жизни. С этого времени античная классика, но в своей манере, определяет стилистику его работ. Кроме того, художник ведет новый для себя образ жизни - вращается в респектабельной светской среде, к которой тяготеет его русская жена. Они поддерживают тесные связи в балетном мире, заводят богатый дом, посещают светские рауты, танцуют на костюмированных балах. Ольга и сын становятся главными героями, живущие внутри его картин.

Портрет Ольги в кресле, 1917

Источник, 1921

Ольга в задумчивости, 1923

Материнство, 1921

Ольга, 1923

Сын художника в костюме Арлекина (Портрет Пауло), 1924

А потом была эта картина «Танец, Три танцора, Три танцовщицы» (1925) .

Изломанные линии, исковерканные фигуры, зажатые тисками в тесном пространстве, дикий, яркий колорит, деформация пропорций, гротеск – так можно охарактеризовать, то, что мы видим на этой картине. А ведь Ольга уже не была любимой женой, она раздражала, напрягала своими светскими приличиями и любовью званых обедов, вы только посмотрите на женскую фигуру в центре - она словно распята на кресте с особой жестокостью, а лицо, их два, если смотреть прямо, и второе со злобным оскалом можно разглядеть, если опустить голову на правое плечо.
Его следующей пассией стала Мария-Тереза Вальтер , которой во время их случайного знакомства на улице было всего 17 лет, а Пикассо – 45.

Мария-Тереза Вальтер, 1927

Мария-Тереза Вальтер с собакой своей матери, 1930

Их любовь совпала с сюрреалистическими экспериментами Пабло (1925-1937). Она вдохновляла его на поиски новой пластики, в картинах этого периода совершенно особая, плавная и упругая линия – пленительное юное тело Мари-Терез диктовало особую эстетику. Она узнаваема на всех картинах - блондинки со светлыми глазами, римским профилем и плавными очертаниями тела.

Портрет Марии-Терезы, 1937

Яркий колорит, нежность расцветки, мягкость, сексуальность – Пикассо смог уловить суть этой девушки, передав через картины ее мягкий нрав и легкость.
И тоже повторяется на всех полотнах, где бы она ни была изображена, только суть.

Женщина в оранжевом берете и меховом воротнике (Мария-Тереза), 1937

Женщина у окна (Мария-Тереза), 1936

Сон, 1932

И даже такая картина.

Плачущая женщина, 1937

Пикассо запечатлел свою новую любовь Дору Маар , которая была с ним на протяжении 1935-1945 годов.

Художник и профессиональный фотограф, она вращалась в кругу сюрреалистов, там же с ним и познакомилась. Ее нервность и ранимость запечатлена в серии портретов под названием «Плачущая женщина» .

Плачущая женщина, 1937

Плачущая женщина с платком, 1937

Самым значимым полотном 20 века стала «Герника (1937) , написанная буквально за месяц, после ужасной новости о бомбардировки испанского города Герника, который бомбили несколько часов подряд, сбросив несколько тысяч снарядов, полностью стерев с лица земли.

Пикассо одним из первых с болью отозвался на эти страшные события, нарисовав картину в стиле кубизма в черно-белой гамме.

Мы видим страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Почти реалистично показаны сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, а выбор черно-белой палитры отражает безжизненный характер войны. Посмотрите на женщину слева с выкатившимися от ужаса глазами, сжимающую в руках мертвого ребенка, а из ее рта с высунутым языком исходит нечеловеческий крик боли и глубокого страдания, где-то наверху взрывается бомба, а справа - фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу, в центре - лошадь, падающая в агонии, пронзенная копьем, под ней виден мертвый, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все еще сжимает обломок меча, из которого растет цветок, справа внизу, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру, ее безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку, справа вверху от лошади мы видим античную маску, которая словно свидетельница происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно с зажженной лампой в руках. Все это создает гнетущее, напряженное, эмоционально-сильное воздействие и есть от чего! Это грандиозное полотно было показано на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Однако далеко не все критики приняли «Гернику»: одни отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сабадо графико» даже писал: «Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь» .
Образ голубя, как символ мира был создан Пикассо в 1949 году. Однако интересно, что не он выбрал эту птицу, а его друг Луи Арагон, который искал символ для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс.

Этот голубь стал первым знаменитым «Голубем мира» . Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

Позже он переработал этот образ в графический вариант.

Голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда присутствовали в его жизни, потому что его отец был любителем этих птиц и держал голубятню.

Пикассо и голубь, Париж, 1945

Пикассо и голуби, Канны, 1955

Эта тема часто встречается в его творчестве.

Голуби, 1957

Голуби, 1957

Ребенок с голубем, 1901

В свои 60 лет Пикассо начинает интересоваться керамикой , он создает огромную коллекцию искусно вылепленной посуды, глиняных кувшинов, похожих на греческие вазы.

Керамика переполнена весельем и необычайно талантлива. Такое впечатление, что свою манеру творить на холсте художник смог передать и в работе с глиной.
В каждом изделии присутствуют широкие озорные мазки, забавные детали, веселые росчерки резца. Складывается впечатление, будто глина не вылеплена руками, а написана кистью. При этом и сами формы неимоверно точно передают шутливый настрой творца и его неоднозначный талант. Некоторые работы близки к античным жанрам, а другие выполнены в испанской палитре 16-17 вв.
Все керамическое творчество Пикассо можно условно разделить на два вида - плоская керамика и объемная .
К плоской относятся многочисленные тарелки, миски, плоские таблички. В основном можно встретить его излюбленные сюжеты: коррида, мифология, художник и модель, женские образы, животные, абстрактные темы. Любимые совы с человеческим лицом (совенок и козочка были питомцами мастера в тот период) доминируют в числе персонажей.

Некоторые работы скорее напоминают эскиз.

А объемная керамика представлена вазами и чашами, которые очаровывают своей неправильностью и сближаются со скульптурой.

Пикассо заинтересовала забава со «скрещиванием» такого обычного предмета как ваза с самыми разными объектами. Появляются своего рода оборотни: ваза-птица, ваза-лицо, ваза-женщина, ваза-бык .

Дерево-Сова-Женщина, 1951

Женщина, 1955

Всю жизнь Пикассо вдохновлялся женщинами, они живут в его картинах и вдохновляют других художников.

Франсуаза Жило

Портрет женщины в зеленой шляпе, 1947

Женщина с сеткой для волос, 1949

Жаклин Рок

Его вторая законная и любимая жена, которая его просто обожала, боготворила, вознося на пьедестал, безропотно снося скверный характер Пикассо. Жаклин Рок была очень красивой женщиной, миниатюрной, стройной и черноволосой, с удивительным профилем, в котором Пикассо всегда видел сходство с персонажами восточных гаремов, не раз изображенных Делакруа и Матиссом, и потом он сам запечатлел Жаклин в образе восточной красавицы. На протяжении почти 20 лет она была, чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов.

Сидящая женщина в турецком костюме (Жаклин), 1955

Женщина в турецком костюме в кресле, 1955

Женщина в студии, 1956

Портрет женщины в зеленом платье, 1956

Голова женщины, 1960

Голова женщины, 1963

Жаклин сидящая в кресле, 1964

В период жизни и работы в Валорисе Пикассо встретил молодую девушку, свою поклонницу, которой ненадолго увлекся. Она вдохновила его на бурную художественную активность - в течение трех месяцев он нарисовал порядка 40 ее портретов. Их легко опознать по характерной детали - игривому «конскому хвосту».

Портрет Силветт Давид, 1954

Кстати, Брижит Бардо переняла у Сильветт ее стиль.

Любимец публики, гениальный и всемирно известный художник, был невероятно артистичным, что отражалось в его свободном стиле.

Знаменитая тельняшка присутствует на каждом втором снимке Пикассо, и олицетворяет в себе - стиль и характер. Тельняшка - как признак силы духа, авантюризма и вечной любви к морю. Художник добавил ей немного артистизма.

Ему подражал Энди Уорхол

и Жан-Поль Готье .

Пикассо внес огромнейший вклад в современное искусство, стоя у его истоков, вдохновляя других художников, например Джексона Поллока (американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века).

Его влияние можно увидеть во всем, кроме того – это неоспоримый бренд , который сразу привлекает внимание.

Мода

Полиграфия

Бизнес-идеи

Пикассо оставил после себя 43 тыс. произведений , оказав громадное влияние на искусство и став одним из самых узнаваемых мастеров XX века.


"Плачущая женщина" Пикассо — один из образов ХХ века
В Metropolitan Museum открылась выставка "Плачущая женщина Пикассо" (Picasso`s weeping woman), на которой собрано более 70 женских портретов, созданных в течение двадцати лет — с начала 20-х по начало 40-х. Выставка вызвала большой резонанс, как и любая обширная экспозиция Пикассо, которого принято считать крупнейшим художником двадцатого века — единственным, сопоставимым с гигантами барокко. Творчество Пикассо, тесно переплетенное с драматичными событиями нашего столетия, заставляет думать не только о трех женщинах, чьи портреты представлены на выставке, — Ольге Хохловой, Доре Маар и Мари-Терез Вальтер — но и о главных коллизиях века. О выставке пишет искусствовед АРКАДИЙ Ъ-ИППОЛИТОВ.

В 1937 году Пикассо пишет картину "Плачущая женщина". На ней изображено искаженное мукой женское лицо. О том, что это именно лицо, зритель только догадывается, так как портрет возникает из хаоса жестких геометрических линий. Реальные пропорции нарушены и подчинены одной идее: передать страдание, превращающее лицо в нечто страшное, потерявшее форму, монструозное. Это задача художнику вполне удалась, и фантастический мираж Пикассо вызывает в памяти некоторые позднейшие хрестоматийные фотографии. Например, документальные снимки рыдающих чехов, согнанных на улицы приветствовать вход германских войск в Прагу в 1939 году. Судороги плача уродуют лица, но руки подняты в фашистском приветствии. Так меньше, чем через два года, реальность превзошла "шокирующего" Пикассо.
"Плачущая женщина" датируется октябрем 1937. А несколько раньше, в мае, он создает свою знаменитую "Гернику", написанную под впечатлением событий гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года немецкая авиация по указанию генерала Франко подвергла бомбардировке город Гернику, почти стерев его с лица земли. Фотографии разрушенной Герники сразу появились во французских газетах. Уничтожение города оказалось ни самым крупным, ни самым кровавым военным преступлением ХХ века, но еще не свыкшаяся тогда с подобными акциями международная общественность была страшно подавлена. Пикассо написал открытое письмо, направленное против режима Франко, и создал картину, лучше всего описанную в его же поэтических строках: "...плач детей, плач женщин, плач птиц, плач цветов, плач камней и балок..."
"Плачущая женщина" была своеобразным постскриптумом "Герники". Многие исследователи связывают эту картину с одной из фигур на большом полотне и, хотя прямого сходства между ними нет, очевидно, что оба произведения тесно связаны. Обычно "Плачущую женщину" рассматривают в контексте социальных жестов великого художника, вообще-то не слишком для него характерных. И то, что выставка женских портретов, казалось бы откровенно лирическая, получила название "Плачущая женщина Пикассо" на первый взгляд вызывает некоторое недоумение.
В 1937 году, когда Пикассо создал множество картин, гравюр и рисунков, посвященных испанским событиям, его жизнь протекала внешне безмятежно и счастливо. Вместе со своей подругой Дорой Маар художник снимает ателье в центре Парижа, путешествует на юг Франции и в Швейцарию. Она познакомила Пикассо с Жоржем Батаем, философом и писателем, автором политэкономических, этнологических и культурологических трудов, а также повестей и романов. Батай стал довольно близким другом Пикассо, и в ателье художника часто устраивались заседания общества эстетов, основанного этим почитателем маркиза де Сада. Работам Пикассо именно этого времени свойствен напряженный эротизм, заметный и в изображениях юной Мари-Терез Вальтер. Белокурая красавица стала любимой музой Пикассо и позировала ему чуть ли не чаще, чем Дора Маар. Но композиции, которые получились в результате, можно назвать портретами весьма условно — их главной темой стало волшебное совершенство округлых форм и линий.
Параллельно с такого рода произведениями, прославляющими joie de vivre, Пикассо пишет женские фигуры, превращенные его воображением в страшных сюрреалистических монстров, как на картине "Девушки с игрушечным кораблем" также 1937 года. Все это увенчивается "Женщиной, расчесывающей волосы" 1940 года. Обнаженная женская фигура здесь похожа на грозную химеру. Надо ли говорить, что эта вещь стала аллегорией ужаса, в который погрузилась Франция. Но парадоксальным образом и в "Плачущей женщине", и в "Женщине, расчесывающей волосы", и в искаженных женских лицах "Герники" также угадываются черты Доры Маар и Мари-Терез Вальтер. И название, данное выставке женских портретов Пикассо, отнюдь не случайно.
(Окончание на стр. 13)

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS