Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Содержимое рубрики "притчи и философские сказки". Философские сказки для обдумывающих житье психолог николай иванович козлов |
Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет — естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет — на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит — и она, похоже, отвечает ему взаимностью. Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона — и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которую надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться. Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь — праздновать. Предисловие
На что похожа эта книга? Как и моя предыдущая, «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», видимо, ни на что. Тем она и прекрасна. Но если та книга писалась с оглядкой на читателя и дела-лась во многом для него, эта писалась мною для себя. И практически без внутренней цензуры.
Это точно не Наука, хотя росла книга из науки и плотность использованного в ней собственного и заимствованного на-учного материала значительно превышает среднестатисти-ческую. Скорее, это Литература, в своих лучших местах становящаяся Поэзией.
Первое, оно же рабочее, название этой книги — «Как отно-ситься к себе и миру: практическая философия на каждый день». Соответственно и первая, и вторая книги очень похожи: формальное отличие только в том, что в последней акцент перенесен с «людей» на «мир» и изменен масштаб взгляда — не «психология», а «философия».
Философия и психология — это просто языки разного уровня. Психолог — это мудрый практик, который, не взлетая высоко, разжевывает философию применительно к житейской конкретике. А философ — это мудрец, который по поводу самых разных житейских проблем, не вникая в конкретику, говорит одни и те же вещи — те, которые эти проблемы снимают. Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости.
Философия этой книги, как и психология предыдущей, — прикладная. Она для повседневности, для живого и чувствующего человека с утра до вечера его дня и жизни, в привычном окружении близких и далеких, для работы и праздников, болезней и телевизора. Книга неплохая. Все книги Козлова содержат полезную и интересную информацию. Плохо то, что не всегда все у него правильно. Может заставить вас поверить в то, что на самом деле не так однозначно, как предоставлялось. И потом путаешься, начинаешь думать, а что же ты делаешь не так. В общем: читать книгу можно, но не забывайте критично анализировать то, что вам предоставляет автор. Советую почитать с книгами козлова книги Михаила Львовича Покрасса (к сожалению в этой библиотеке таковых не наблюдается). Книга Покрасса "Исцеление эгоизмом" - просто панацея от всех заблуждений. Советую читать Козлова и Покрасса одновременно - тогда заметнее, какая точка зрения вернее. прочитал рецензии и закоробило на душе. слишком критичный, кострированный понимания подход устоявшейся логики. правильно Козлов подмечает, что выбирает работать с молодёжью. они ещё могут увидеть мир так ярко и светло, как видит его автор. Завязшие в текстовой информации и закостеневшие в своей мировоззрении люди четвёртого, пятого десятка не имеют шансов расправить крылья и посмотреть на мир-картинку, на мир такой, каким преподносит его Н.И.Козлов. я прочитал Филосовские сказки последней из всех его книг. Часто обращаюсь к ней. Доволен. И мне нравится мыслить "по-козловски". Над многим задумался. Многое понял. К чему-то присмотрелся поподробнее. Что-то взял на заметку. В общем, "сьел" пользу. В книге не искал расхождения с ним во взглядах. Не для этого люди пишут книги. Книга эта совсем не для критики, не для скептичных взглядов, а для того, чтоб человек смог посмотреть другими глазами на жизнь, на мир, на людей. Смог прочувствовать возвышенного, отстранённого понимания вещей. То есть прочувствовать её иначе. Не от себя. А от-козловски. И взять себе то, что по душе. Возможно, даже чего хотелось бы чтобы было своим. В глубине души хотелось бы. Это путь развития... Совсем не мудро подходить со своим камнем и утверждать, что он плотнее чужого воздуха. А если кто-то чего-либо не понимает, или не принимает, это говорит о его ограниченности, другим словом немудрости. Соционики типировали Козлова как Есенина, что всё вышесказанное объясняет. Логики и дела мало, жизнерадостности – слишком много. Причем во всеё книжке раздражает именно нелогичность рассуждений, хотя бы про тех же друзей. Когда читала в бумажном варианте, не удерживалась и делала пометки. Первые страниц 20. Потом бросила. Сначала думаешь – есть спорные мысли, потом понимаешь, что вся книга спорна, а позитив – показной-водяной. Типичный психолог не от природы. Козлов, при всех его плюсах и минусах, для меня был одним из "личностнообразующих" авторов. У меня даже заметная часть жизни прошла в тесном контакте с киевским "Камертоном" - клубом, ведущим "Синтон-программу". Даже с женой будущей там познакомился. ;о) Но речь о книге. У книги, на мой взгляд, первичная задача: выбить читателя - более менее "обычного" человека - за пределы стандартных рамок восприятия окружающего мира, общепринятого отношения к нему и зашитых еще в детстве стандартных реакций. Даже возмутившее (и с точки зрения этологии совершенно обоснованно) многих предложение задумываться над тем, кого спасать в случае чего - это в первую очередь предложение задумываться . Не поступать рефлекторно, а подумать и принять осознанное решение. С принятием заодно и ответственности за это решение. Ценность этой книги не в ее ответах, а в ее вопросах. ЗЫ: И, насколько я знаю, после отхода Козлова от управления Синтоном, он перешел в состояние постоянных внутренних чвар (по крайней мере так было несколько лет назад). Что подтверждает ошибочность ответов автора. Но не умаляет важности его вопросов. Зачем тебе настоящий друг? Не нужен тебе настоящий друг, это костыли. Вот автору настоящий друг не нужен. Или вот ходил автор на китайский балет. Три часа сидел, отсидел всю попу, ничего не понял. Не нужен китайский балет, и вообще искусство не нужно. И наука не нужна. Автору. Вот, автор был в библиотеке, голова утомилась и попа устала. Он бы встал, помахал бы … эээ… руками, да люди кругом несвободные и неразвитые, не поймут. И вообще, автор приносит гораздо больше пользы в этой жизни, чем большинство простых людей. Поэтому в случае пожара тов. прапорщика, то есть …эээ… автора следует спасать в первую очередь. А кто думает иначе, тот еще не вырос. Или инвалид. А автор со смехом пробегает мимо. К ветерку и к солнышку. В белом костюме. Вообще, ИМХО, чем больше в книге плотность Слов, Написанных С Заглавных Буков, тем быстрее ее следует выбросить. Вначале читал с интересом. Как у большинства современных попсовых психологов, у Козлова по книжке рассыпаны некоторые интересные мысли. Впрочем, в большинстве своем, узнаваемые. Когда дочитал до обоснования того, что в случае катастрофы спасать надо не женщин и детей, а таких творцов, как автор, вначале прибалдел, а потом все больше смеялся. На середине книги стало противно. Книжка очень неплоха. Впрочем, как и другие его вещи. Правда, в бумажном издании она обогащена огромным количеством прикольных картинок. А вообще, все его книжки лежат в открытом доступе на его же сайте , правда либо в PDF"е (тяже-елые!!), либо в Word"е:( Николай Иванович Козлов Эта книга рождалась под звездой моей милой Чуды. Ей она с любовью и посвящается. Ко второму изданию Самой большой неожиданностью после выхода книги для меня оказались письма читателей: огромный поток писем с искренней теплотой и благодарностью. Не верилось: благодарность – за все эти резкости, за колючий, на грани фола, юмор и уколы на каждой странице! Но, видимо, у читателя хватило мудрости увидеть за колючками приглашение улыбнуться вместе, а за формулировками наотмашь – доверие к нему и искреннюю боль за наши общие человеческие глупости. Вы разглядели это. Спасибо. Правда, до меня дошла достоверная информация и о том, что кто-то из читателей требовал скупить весь тираж – именно для того, чтобы его уничтожить. Весь. Как форма проявления внимания, приятно и это. Однако чаще всего приходили письма другие. Например, такие, как это: Добрый день, Николай Иванович! До чего же ясно, понятно, просто, сложно, увлекательно, остроумно, весело, талантливо – и лично для меня неожиданно. Я искала нечто для своей души в серьезнейших учениях, в которых есть всё: колоссальный опыт – знания – мудрость – любовь – путь к Свету; но почему-то этот путь был всегда с надрывом и на пределе человеческих возможностей… У вас тоже путь к Свету и он тоже нелегок. Но ваш путь – через радость! К Свету – через Радость, а не через Страдания, вот что меня потрясло! А на душе хорошо-то как! Вовремя пришла ко мне эта книга, спасибо, жизнь! Наталья Г. А также ко мне прилетали рисунки. Светлые! Их прислала замотанная хозяйка и озабоченная мамаша трех замечательных детей. И таким образом у книги появился художник: Иринушка, спасибо тебе за улыбки и Солнышко! А также ко мне прилетали рисунки. Вот такие светлые! К третьему изданию Как всякая серьезная философская работа, эта книга изначально предназначалась для очень избранного круга читателей, а именно толковых и бодрых юмором и духом. То, что стотысячные тиражи книги быстро расходятся, является крупным комплиментом нашей читательской аудитории. Значит, живые люди еще не вымерли. Более того, появились все приятные основания осознавать себя законодателем полиграфической моды, поскольку теперь самые разные авторы выпускают свои книги с обложками «под Козлова» и даже с вот так оформленными комментариями. С такими отступами и шрифтом. Поток читательских писем не ослабевает, заранее прошу прощения за редкие ответы. На половину писем могу ответить оптом, ибо каждое второе письмо рефреном повторяет: «От души спасибо за вашу замечательную книгу, она мне очень понравилась, хотя со многими вещами я в ней не согласна». Отвечаю: «От души пожалуйста, со многими вещами в этой книге я тоже не согласен, но нравится она мне по-прежнему». Очень много пишут женщины. Я уже понял, что, если в России развернется феминистское движение, то его основоположником будет, несомненно, Козлов. А как же? Немало спокойно дремлющих женщин, прочитав его Книги, возмутились настолько яро, что стали писать опровергающие его большие статьи и маленькие книги. Судьба Женщины, требующей уважения, стала их судьбой. А все благодаря чему? Книгам Козлова. Ну и хорошо. Используя возможность, от души обнимаю всех своих читательниц-писательниц, жалея, что только заочно. На вредных мужиков я всегда попенять готов вместе с ними, тем более что знаю: письма у женщин боевые, но личные встречи проходят задушевно. До встречи! Предисловие Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться. Славный Боккаччо На что похожа эта книга? Как и моя предыдущая, «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», видимо, ни на что. Тем она и прекрасна. Но если та книга писалась с оглядкой на читателя и делалась во многом для него, эта писалась мною для себя. И практически без внутренней цензуры. Ну, может быть, еще для друзей. И с мягкой цензурой моей жены. Это точно не Наука, хотя росла книга из науки и плотность использованного в ней собственного и заимствованного научного материала значительно превышает среднестатистическую. Скорее, это Литература, в своих лучших местах становящаяся Поэзией. Действительно, если поэзия, по Ахматовой, вырастает и из мусора, и из сорняков, то почему бы ей не вырастать и из науки? Первое, оно же рабочее, название этой книги – «Как относиться к себе и миру: практическая философия на каждый день». Соответственно, и первая, и вторая книги очень похожи: формальное отличие только в том, что в последней акцент перенесен с «людей» на «мир» и изменен масштаб взгляда – не «психология», а «философия». Философия и психология – это просто языки разного уровня. Психолог – это мудрый практик, который, не взлетая высоко, разжевывает философию применительно к житейской конкретике. А философ – это мудрец, который по поводу самых разных житейских проблем, не вникая в конкретику, говорит одни и те же вещи – те, которые эти проблемы снимают. Философия в буквальном переводе – любовь к мудрости. Не путайте с метафизикой – учением о строении мира. Я не люблю эти учения: в них легко верить, но невозможно проверить, и, самое главное, какое мне до всех этих проблем дело? Если болит душа, нужно что-то о душе, а не о материи, пространстве и времени. Философия этой книги, как и психология предыдущей, – прикладная. Она для повседневности, для живого и чувствующего человека с утра до вечера его дня и жизни, в привычном окружении близких и далеких, для работы и праздников, болезней и телевизора. Философия, как и психология первой книги, – практическая. Если считать эти книги детьми, то мой первый ребенок родился экстравертом и милашкой-для-всех, хотя не без глубины и с изюминкой. Второй ребенок – глубокий интроверт и мудрец от рождения, но такой же озорной и общительный. Более поздние дети вообще, как правило, по всем параметрам оказываются гораздо дальше от статистической середины: чаще отклонения и к гениальности, и к патологии. Будем считать, что этому ребенку повезло. Ребенок, впрочем, сильно насмешлив, ироничен, а то и просто ехиден, хотя в целом брызжет здоровьем и оптимизмом. Его редкую злость, думаю, стоит простить – она горька и порождается, по-видимому, еще не совсем изжитой сентиментальностью. Свои истории этот прелестный ребенок воспринимает исключительно как Сказки и в упор не понимает вопроса: «А это Правда?» Его ответ: «Мне это глубоко безразлично. То, что я рассказываю, – это Сказки, и все, что мне от них нужно, – чтобы они работали. Обычные сказки должны детей усыплять, а мои – будить. А правдивы ли они – кому до этого дело, если с детьми, их слушающими, происходит все, что и должно происходить?» С радостью и совершенно искренно признаюсь: эти «Сказки» – моя самая любимая книга. Как ни открою, как ни начну читать – так восхищаюсь и стилем, и содержанием. Это надо же так здорово написать! Ай да Пушкин! Ай да…! Всегда читаешь с удовольствием то, что было с огромным удовольствием написано. Кстати, о нас с Пушкиным. Многие упрекают меня в цинизме, но это недоразумение. Любой реализм в отношении к людям не рождает ничего, кроме грусти, а когда этот уже грустный реализм подается на веселом фоне – да, это называют цинизмом. Но ваш автор, делая это – а автор делал это с нескрываемым удовольствием! – лишь продолжал традицию великой русской литературы. Отрицать цинизм Пушкина могут только те, кто давно его не читал. Но что другое придает «Евгению Онегину» такое очарование? Многие сравнивают эту книгу с произведениями Ницше – если мне это и льстит, то постольку-поскольку. Я читал Ницше, и некоторые вещи достаточно внимательно. Но мою книгу мне читать интереснее. Ницше, как импровизатор, с блеском растекается – но растекается, а я лаконичен. Он мучительно страдал желудком, глазами, головной болью и депрессиями, и его веселое буйство на этом фоне местами то неустойчиво, то болезненно. А у меня со здоровьем полный порядок, и пишу я веселее. Как первооткрыватель, он еще осторожничал – а я уже смелее и жестче. Но и, как ни странно, добрее. Ницше трудно было предположить, что его сверхчеловек окажется настолько душевно богатым и сильным, что будет с удовольствием позволять себе заботу, тепло и нежность. Нас рознит многое, но есть и то, что объединяет, – это искренность и безусловная забота о человечестве. Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. О чем книга? О морали. О свободе. Об освобождении от страхов и возможности счастья, о выборе позиции Автора даже там, где все привычно выбирают быть Жертвой. Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет – естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет, – на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит – и она, похоже, отвечает ему взаимностью. Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона – и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которой надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться. Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь – праздновать. Сказка о смысле и цене жизни Неблагополучие благополучно сбежавших Всякое время должно быть занято. Закон жизниОт понимания того, что жизнь бессмысленна, человека спасает только то, что он об этом не думает. Некоторым везет настолько, что они этой проблемы даже не понимают. Но тем, кто понимает и думает, жить хуже. Ощущение бессмысленности существования тоскливо, оно тянет и мучает. И на этом фоне мы живем и пытаемся быть счастливыми… Как известно, с проблемой можно справиться двумя путями: или ее решить, или от нее убежать. Так и здесь – кто-то смысл жизни ищет, а кто-то от переживания ее бессмысленности убегает, раз за разом находя способ отвлечь себя от пустоты своей жизни и создать иллюзию ее полноты. И боли как будто нет… Самое простое бегство – это погружение в Работу или Заботы. Тоска по смыслу жизни есть тоска, невроз, такой же, как тоска по любимому, родине или шоколадным конфетам. А лучшее средство от тоски – быть занятым делом. Известно: те, кто замордован работой, или те, кому необходимо просто выжить, не мучаются проблемой смысла жизни, у них нет на это ни времени, ни сил.
Но так везет не всем, и жизнь надо чем-то заполнять. Кто-то загружает себя работой на работе – вполне приемлемое решение, остается лишь невроз пустоты выходных дней. Вне работы – можно завести собаку.
Не менее популярен второй путь бегства: бегство-погружение в Развлечения. Развлечения – это наполнение своей жизни переживательными событиями, не важно, светлыми или жуткими, главное, чтобы поострее и понасыщеннее. Телевизор, алкоголь, посещение выставок, катание на карусели, любовные переживания, книги, драки, разговоры – все это дает наполненность жизни, точнее – ощущение наполненности. Смысла в жизни нет, а жизнь полна.
О поступивших на Большую Службу Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК. НицшеТе же, кто хочет жить по-настоящему осмысленно, встают на путь служения. Другого выбора они, по сути, не имеют. Дело в том, что поиск Смысла жизни – проблема не столько житейская, сколько филологическая: «смысл» по правилам русского языка имеет только то, что служит Чему-то Высшему. Разрешите остановиться на этом специально. Человек живет через язык и сквозь него, мимо него прорваться в мир возможности не имеет. А в языке «осмысленное» противопоставляется «бессмысленному» как нечто «служащее чему-то Важному-Высшему» или «не служащее». Проверьте: каков СМЫСЛ правил? Они обеспечивают ПОРЯДОК как нечто Высшее. А если они НЕ СЛУЖАТ Порядку, они БЕССМЫСЛЕННЫ. А каков СМЫСЛ Порядка? Он помогает жить (СЛУЖИТ) ЛЮДЯМ. А если не помогает, не служит или служит Глупости, а не Высшему – ЛЮДЯМ, то порядок БЕССМЫСЛЕН. Поэтому просто по правилам русского языка чья-то жизнь оказывается осмысленной только тогда, когда человек посвящает себя служению, когда его жизнь реализует какие-то Безусловные Ценности. Ценности, которые он ставит над собой, над своей жизнью. Если ты принял, что Нечто является Достойной Ценностью, и служишь Этому – все, проблема решена, твоя жизнь осмысленна. Приняв и реализуя Ценность, я теперь знаю, куда (то есть Зачем) жить, и имею для этого силы, энергетику. Ценности – это аккумуляторы, а проблема смысла – в первую очередь проблема Энергетики, это поиск источников подзарядки. А вот какие конкретно Ценности – безразлично, поэтому глупо и бессмысленно возвышать одни Ценности и принижать другие. Любая Ценность хороша, если она дает энергетическую подпитку. И Ценностей в жизни можно найти много – разного энергозапаса и разного уровня. Повседневные Ценности (накормить мужа, сходить в магазин, заштопать носки) делают осмысленной повседневную жизнь и мелкие дела.
Годами поддерживают самоуважение человека и дают ему силу жить его личностные, становые Ценности: например, реализация себя как Мужчины и Женщины.
Кроме того, жизнь человека освещают общечеловеческие (Вершинные) Ценности – такие, как Творчество, Бог, Люди… Или Любовь, Истина, Деньги, Власть, Красота, Закон, Традиции, Дело, Развлечения, Я, Близкие – у каждого свое, ибо эти ценности находятся каждым в строго индивидуальном поиске.
С детства целеустремленно внушается, что эти Ценности (какие-то из них, в соответствии с местными традициями) исключительно достойны и долг человека – служить им.
Что я об этом думаю Бегство в Работу или Развлечения – это первый путь избавления от тоски бессмысленного существования. Путь Служения – второй путь. Как путь обретения смысла жизни, он традиционен и заслужен, но тем не менее не без недостатков: он не всегда выручает. Если вдруг какая-то конкретная деятельность не связывает вас с вашей Признанной Ценностью – вы обречены на ощущение бессмысленности.
И, главное, душа остается больна. Вы можете ее раз за разом подключать к внешним источникам, наполнять ее энергией от разных Ценностей и даже переживать осмысленность своей деятельности – но это только подкачка изначально пустой души. Души, остающейся пустой – без периодических подкачек.
Размышления о Заборе и Любимой Никто еще не ответил толком на: «Зачем нужно искать для своей жизни смысл?» Отвечают обычно: «Я ищу смысл жизни для того, чтобы моя жизнь была осмысленной!» Чтобы понять, что это не ответ, просто вслушайтесь в сказанное и сравните с: «Я крашу для того, чтобы было покрашено».
Прекрасная бессмысленная жизнь Меня не устраивает ни первый, ни второй путь. Я долго брел путем служения, ПОКА НЕ ВЫЗДОРОВЕЛ и не задумался: а какая сладость в том, что твоя жизнь оказывается осмысленной? «Смысл», повторю, по правилам русского языка имеет только то, что служит Чему-то Высшему. А мне Слугой быть не нравится.
И я учусь быть счастливым, живя и без Смысла, и без Служения. И все чаще мне кажется, что Жизнь – просто Жизнь – прекрасна и так. Друзьям-бездельникам – Лом, ты где-нибудь работаешь? – He-а, мне в лом. Я жизнь праздную. – А кормит тебя кто? – А Любимая! (А Любимая кормит еще маленького ребенка. И живет только на свои.)
Я разрешаю себе жить без смысла, я разрешаю себе праздновать свою жизнь любую – да! Я не обязан себе искать Господина, и моя душа не привязана к необходимости о ком-либо заботиться и кому-либо Служить.
Я могу и бездельничать, и тогда я делаю это с кайфом. Но! Но если я могу сделать что-то Доброе – я сделаю это с удовольствием, как свободный человек. И, выбирая между жизнью осмысленной и нет, между Нужной Работой и Бездельем, я всегда выберу первое.
…Ломушка, кончай бездельничать! Ты же славный! О любви, мудрецах и идиотах Но вот высунулось тоскливое лицо: «Служение, Выбор… А у меня выбора нет – и мне еще два года заниматься ерундой. Абсолютно бессмысленной. Я все понимаю, я по большому счету свободен всегда, но мне прописка московская нужна, и никуда от этого не денешься. Вот. Тоска беспросветная. Эта задачка решаемая?»
Вы хотите, чтобы ваша жизнь – любая, в том числе и заполненная ерундой, – стала осмысленной. Нет проблем, ведь с давних времен хорошо известен еще один путь, путь простой и универсальный. Он позволяет сделать осмысленным все и всегда: и мытье посуды, и стояние в очереди, и езду в холодной электричке. Это – путь Любви. Ты только полюби жизнь, что значит: излей на нее свою Любовь, и все в твоей жизни станет любимым, и все обретет смысл. Если любишь все и всегда, твоя жизнь всегда и в любой ситуации осмысленна.
Любовь делает осмысленным любое занятие, уравнивает любые дела и ценности, ставит на одну доску и высокую миссию, и любую ерунду. Служение человечеству оказывается здесь не более осмысленным занятием, чем, например, собирание спичечных этикеток.
Именно через это уравниваются Дети, Мудрецы и Идиоты. Им всем все нравится, что никак не могут уразуметь люди нормальные. Не идиоты.
Дело за малым – где взять столько любви? Для этого – страшно сказать! – ваша душа должна стать здоровой! Желаю вам здоровья – Ненавижу размышления о смысле жизни! – Я тоже. Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики. Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации вообще и напряженной духовности в частности. А гордиться-то, похоже, здесь особенно нечем. Потому что эта проблема на самом деле – проблема не духовности, а энергетики. Проблема нехватки жизненной силы. Нехватки – или отсутствия – силы жить дальше.
Когда Я человека благополучно, когда у него хорошая энергетика и хорошая голова – у него все хорошо и смысл жизни ему не нужен. Здоровая душа залита энергетикой до краев, она сама – источник энергии, и проблема смысла жизни исчезает вместе с исчезновением душевных пустот. Человек бодр, человек любит, человек заботится о ближних и заботится о дальних – потому что ему это хочется, потому что он их любит. Все счастливы, мир прекрасен! Смысл жизни, как психотерапевтический костыль, нужен тем, у кого нет ориентира и особенно не хватает энергетики – кому нужна подпитка извне. Соответственно, желаю вам душевного здоровья и быстрейшего избавления от необходимости в смысле жизни. Но, кстати, сейчас самое время ненадолго вернуться к прошлой Сказке. Как выйти из ума Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна. Мистик ЛомоносовИногда проблемы, с которыми приходят ко мне люди, оказываются настолько запутанными и запущенными, что ничего конкретно толкового я сказать не могу. Но у меня в кармане всегда есть два универсальных совета, помогающие практически каждому и всегда.
Вам, к сожалению, продаю дешево. Совет первый: «Хорошо!» Что бы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: «Хорошо!» Конечно, это неумно: на вас кричат, а вы говорите себе: «Хорошо!» Безусловно, неправильно говорить себе «Хорошо!», когда кричите вы.
Совет второй: «Перестань думать. Живи ощущениями». О чем это я? …Когда я в деревне вечером выхожу на крыльцо, на меня просто обрушивается этот темный, звонкий и плотный вечер. В лицо и нос бьют насыщенные запахи, со всех сторон в меня летят треск, шелестение и свисты, а во все тело вливается и тепло, и прохлада… Пытаясь хоть как-то это схватить, я каждый раз ощущаю несопоставимость наших мощностей: пока мой ум пытается что-то отщелкать по одному из своих каналов, уложить каждую звонкую мелочь в свою ячейку, волны звуков и валы запахов захлестывают все эти каналы и ячейки к черту, переполняя меня и заваливая меня своими богатствами с любой из четырех сторон и неба. Я захлебываюсь в этом вечере. …Впрочем, в следующую секунду я могу начать Думать, и тогда вечер исчезает. Остаюсь я со своими проблемами. Соответственно, можете догадаться, что нужно сделать, чтобы со своими проблемами расстаться: просто в любой момент вернитесь к своим ощущениям. ВЕРНИТЕСЬ ИЗ УМА – В МИР. Выйти из-под гипноза ума и увидеть просто лицо человека, просто почувствовать свое тело, просто услышать звуки и голоса – научиться жить «здесь и сейчас», в живом мире ощущений – задача величайшая и труднейшая. Но если вдруг она решается – Господи, хорошо-то как! Тогда мир и человек становятся едины. Тогда исчезает все искусственное – запреты, скука, тоска, слабость, поиск смысла жизни… Тогда душа наполняется радостью, любая малость становится щемящей и восхитительной. Простой душ оказывается событием – этот поток воды, который затрагивает каждую клеточку вашего тела. На вас падает вода, а вы впитываете ее прохладу и свежесть. Главное – выйти из Ума. И – нет проблем! Слуга, сделавшийся врагом С ума схожу – иль восхожу К высокой степени безумства? Белла АхмадулинаЧеловек, которому отказывается служить Ум, – сумасшедший, но человек под игом Ума – несчастный.
Когда Ум выполняет роль слуги, появляясь в нужный момент и делая нужные вещи, его нельзя не ценить. Если Ум веселый и объемный, он может даже стать Настоящим Миром, в котором можно жить, дышать и находить сокровища. Но Слуга, претендующий на роль Хозяина, превращается во врага. Он закрывает от вас мир живой, он подчиняет вас своим условностям и заморочкам, загоняет в свои ячейки и рамочки.
А то, что вы называете Искоркой или ИЗЮМИНКОЙ в человеке, – это средоточие его юмора, свежести, задора и нешаблонности, это всегда зернышко Живого Я. Такое никогда не идет от УМА, такое брызжет из живого и неправильного. И это очаровывает – то есть лишает ума. Однако… Однако мы с вами живем в такой цивилизации, где даже самое высокое безумство не может продолжаться без конца. Поэтому рано или поздно приходится включать Ум.
Собирателям фантиков Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Умные древниеК сожалению, ситуация становится иной, если Слуга соображает хоть немного, а Хозяин принципиально бестолков. Тут я поостерегся бы оставлять Хозяина без Слуги. До всего надо дорасти, и до права жить без ума – тоже. Надо стать МАСТЕРОМ.
Мастер может жить без ума – ему всегда есть чем жить. Мастер может быть любым, и доброта для него так же необязательна, как разрешена жестокость: ровно потому, что он большой Мастер, а не мелкий злодей. Мастер может заменить Дело игрой в бисер – Мастеру можно все. Но при чем тут вы? Да, в высоком смысле собирание фантиков ничуть не менее осмысленное дело, чем Служение человечеству, но я не буду скрывать своего отношения к окружающим меня собирателям фантиков: мне не нравятся их развлечения. Более всего мне это напоминает человека, который живет в помойке среди развалин и вместо того, чтобы вылезать из грязи, развлекается творческим размазыванием ее вокруг себя.
Вы наведите порядок в своей душе, в своей жизни – и после этого займитесь творчеством. Дворцы из дерьма не вырастают. Развлечения – это или роскошь душевно богатых, или глупость душевно бедных. Определите размеры своего душевного капитала и сделайте правильные выводы. Чтобы эти размышления не пронеслись лишь по верхушкам мозгов, для своих ребят из Клуба эту тему я прорабатываю в игре «Подводная лодка». Многим эта игра кажется жестокой. Но я не думаю, что она жестче Жизни. Хроника тонущей подводной лодки Вводная: мы – экипаж подводной лодки, и, к сожалению, мы тонем. У нас произошла авария, мы неясно на какой глубине, и лодка медленно погружается. Спасательных костюмов, чтобы всплыть наверх, хватит на всех, но через люк можно выходить по одному с интервалом в одну минуту. Нас – 30 человек, 15 мужчин и 15 девушек. Это значит, что вышедшие первыми спасутся почти наверняка, а последние почти так же наверняка погибнут, так как лодка уже погрузится глубоко. Шанс спастись зависит ТОЛЬКО ОТ ПОРЯДКОВОГО НОМЕРА выхода из люка. Он не зависит от здоровья и физических особенностей человека, и слабый, но 10-й спасется скорее, чем гигант, но 11-й. Друг другу помочь при всплытии ничем нельзя, а наверху помощь не нужна: там всплывших ждет спасательный катер. Вопрос: на лодке есть пистолет. Кто его взял бы и для чего? Несколько человек руки поднимают: они пистолет возьмут. Зачем? – Решительные девушки, оказывается, возьмут его только для того, чтобы его спрятать и чтобы он не достался никому. Мужчины серьезнее: они с помощью оружия будут контролировать порядок, чтобы не было паники. За десять прошедших игр нашелся всего один человек, который взял пистолет для того, чтобы определить свой порядок выхода из лодки. Группа даже не поинтересовалась, кого он выпустил бы первым, а кого – последним: она ответила мгновенно самой жесткой агрессией.
Хорошо, группа быстро договаривается, кому она доверяет пистолет. Паники теперь не будет. А что будет? Я объявляю СВОБОДНУЮ ИГРУ: комната – лодка, дверь – люк. Лидер с пистолетом мгновенно оказывается у двери и кричит: «Без паники!» После секунды замешательства звучит Идея: «В первую очередь спасать женщин!»
Женщины дружно столпились у двери, но далее – снова идейный тупичок.
Некоторое замешательство, однако свято место пусто не бывает, и в группе снова выдвигаются лидеры-идеологи. Майкл утверждает, что впереди должны быть самые младшие, Макс – самые старшие, а Платон предлагает расставить всех по росту… Несколько минут спустя начинается полный демократический базар.
Я Свободную Игру прерываю, группа пытается происшедшее осмыслить. Я интересуюсь, почему все решили первыми спасать женщин. Всем неловко за мой странный и неприличный вопрос, но мне вежливо объясняют: «Потому, что женщины – слабее». Я указываю на Сергея, который физически слабее Марианны, и интересуюсь, должен ли он встать перед ней. Тут группа долго путается, что она имела в виду под «слабее»: физически или душевно.
Кстати, среди женщин они тоже собираются спасать самых слабых? И тогда умница и красавица Эля, у которой, к сожалению, все в порядке и со здоровьем, окажется сзади?
И напоследок главный вопрос: почему же в первую очередь надо спасать именно Слабых? Хилых – физически или душевно?
Был поставлен вопрос о жребии, но сразу же был и снят. Очевидно, что жребий – не решение, это общегрупповой уход от ответственности. Это вариант: «Пусть решит Другой!» – где в качестве все решающего Другого выбрана безмозглая монетка. Жребий может дать самый глупый, самый ужасный расклад – но как это удобно, винить-то некого?!
И я объявляю Свободную Игру еще раз – но на этот раз выключаю из Игры тех, кто проявил себя лидерами в прошлый раз. Не важно, КАК конкретно каждый проявит себя, но важно то, что новые лидеры будут. Они появляются просто потому, что ситуация требует решения. Группа видит: проблема должна быть решена все равно. И если ее не решить лучшим образом, она будет решена худшим. И если ее не начну решать я, ее все равно вынужден будет решить кто-то другой. Свой выбор должен сделать каждый. Чье решение определит чью-то жизнь или смерть – выяснится потом, но сейчас это решение должно быть у каждого. Каждый должен определиться, КАК он будет эту задачу решать. Группа уже понимает, что это игра о Цене Жизни: «Чем измеряется Цена Жизни? Кто жить достоин? Почему ты достоин жить?» И, как один из вариантов ее решения, я рассказываю историю «Тест американского менеджера». Ведущего менеджера пригласили на заседание совета директоров и сказали, что хотят назначить его президентом одного из филиалов концерна. Будущий президент не скрывал своей радости: он действительно подходил по всем параметрам. Его спросили, сколько у него детей. Оказалось, пятеро. «И кого вы любите больше всех?» – «Самого младшего». – «Если бы вам предстояло выбирать – погибнуть самому или вместо вас погибнет ваш младший сын, какое бы решение вы приняли?» – «Конечно, лучше погибну я!» – воскликнул любящий отец. На следующий день ему было отказано в должности. «Вы готовы оставить сиротами пятерых детей и сделать жену вдовой , – сказали ему – и к тому же бросаете дело, которое вам поручают. В другом же варианте с вами остались бы четверо детей, жена и ваша работа. Вы вполне могли бы иметь ребенка, если бы захотели. Аля должности президента вы не подходите».
И на этой ноте группе предлагается осуществить Главную Процедуру… Каждый получает метки: 5 меток на Жизнь и 5 меток на Смерть, их надо раздать. Для этого организуется живая цепочка, в которой каждый проходит мимо каждого, глядит в глаза и говорит одну из трех фраз: «Я дарю тебе жизнь» (и дает Золотую метку), «Тебе придется умереть» (дает Черную метку) и «Не знаю» (не дает ничего). Тот, кто захочет объяснить свой выбор, может это сделать. Должны быть соблюдены два правила, первое: «Метки раздаю только свои – дареное не дарят» и второе: «Метки нужно раздать все».
Конечно, хочется посмотреть на Чемпионов: тех, кто получил минимум (или максимум) Золотых (или Черных) меток. Мы и смотрим на них, интересуемся их чувствами, а также соображениями их и группы: почему же именно они оказались Чемпионами – Чемпионами в Жизни и Смерти?
Когда я только разрабатывал, прогнозировал эту Игру, я ожидал, что Чемпионами в Смерти окажутся самые непопулярные члены группы плюс те, кто группе чем-то «насолил», а также самые слабые и забитые… Ничего подобного! Нередко Чемпионом в Смерти оказывался тот же, кто был Чемпионом и в Жизни, – из ряда самых светлых, сильных и красивых людей в группе!! А объяснение лежало на поверхности. Это прямо проговаривали те, кто давал этим людям Смерти: «Ты лучше всех сумеешь встретить Смерть…» Вслушайтесь: «Ты лучше всех СУМЕЕШЬ…» Еще раз: «ТЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ…» ТЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ – И ПОЭТОМУ ТЫ УМРЕШЬ Они раздают Смерти тем, кто сможет достойно умереть. Те, кто сумеет достойно умереть, – это те же самые, кто умеет достойно жить. И этот выбор – выбор убийства самых достойных. Конечно, в мотивах такого решения был и мелкий расчет, и просто мышиная возня. Слабому дать смерть опасно: в ответ он, скорее всего, даст тебе то же.
А Сильный в ответ на Смерть нередко с улыбкой подарит тебе Жизнь.
И потом, никому не хочется увидеть лицо Слабого, когда он получает Смерть: оно перекошено и некрасиво. А Сильный способен умереть красиво. Без воплей, без больших соплей – ЭСТЕТИЧНО. На такую смерть не так тяжело глядеть. Она даже где-то привлекательна.
И постепенно, раз за разом, глаза и души людей становятся все более осмысленными. И постепенно вырабатываются КРИТЕРИИ – то есть ПОНИМАНИЕ.
Правда, детские болезни дают знать о себе еще долго. В частности, каждый ужасно торопится засвидетельствовать, что свою-то жизнь он отдаст ради кого угодно без раздумий.
Он не научился еще смотреть на свою жизнь КАК НА ОДНУ ИЗ МНОГИХ. Это трудно: смотреть на свою жизнь не как на СВОЮ, а просто как на ЖИЗНЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА. Он только учится смотреть на свою жизнь как на поле, которое надо вспахать; как на вещь, которую надо сделать – и хочется сделать мастерски; как на Творение, которое должно быть Совершенным. Тот, кто смотрит на человеческую жизнь ТАК, уже имеет основания для ОЦЕНКИ и ВЫБОРА. Нельзя сказать, которая из двух жизней ценнее, если обе были сделаны – были прожиты – Мастерами. Но если одна из жизней жилась кое-как и выбор делать надо, – для него будут основания. И если одна жизнь была направлена К людям, строилась ДЛЯ людей, она будет оценена выше, чем та, которая строилась МИМО или тем более ПРОТИВ.
Вспомните притчу о работниках, которым хозяин дал в пользование по таланту.
Тот, который свой талант в землю зарыл, был хозяином этих денег лишен. А тот, кто свои таланты умножил, был хозяином вознагражден. Тебе дан талант – жизнь. Реализуешь его, получается у тебя жить, ты достоин награды. А если у тебя не получается жить, если ты ленишься или боишься жить, если талант свой – жизнь свою! – ты гноишь, то в случае необходимости выбор будет не в твою пользу.
Когда Игра заканчивается, всегда звучит вопрос: а как бы действовал я? – Я не делаю из этого секрета. – Кто должен идти раньше – мужчины или женщины? – Я буду смотреть, какие они Люди, а не какого они пола. – Каким по счету пойдете вы? – Думаю, что в числе первых. Потому что, похоже, мне удается в жизни сделать больше других и у меня еще много дел, которые надо сделать. – А если кто-то с пистолетом поставит вас в хвост? – Пусть по этому поводу огорчается человечество, меня это не расстроит. Я довольно равнодушно отношусь к своей жизни, соответственно и к возможности своей смерти. Как и к смерти других людей. Для меня Жизнь и Смерть – не Святая Церковь, а обычное житейское дело. Отдельная, частная человеческая жизнь – не свята. Людей всегда рождалось много, много их и умирало. Люди смертны, и едва ли существенно, умрет кто-то лет на десять раньше или позже, умрет он один или десяток (сотня… больше…) людей. Это происходит: война, чума, тысячи случайностей. Я не верю серьезно в то, что своими действиями смогу в этом мире что-то реально изменить. На что может рассчитывать муравей даже в масштабе своего муравейникеI? И я не обязан заботиться о человечестве, так что душа моя легка в любом случае. Другое дело, что мне люди нравятся. Мне нравится о людях заботиться и помогать им жить. И в меру своих сил я это делаю и делать буду. – Взяли бы пистолет? – Я бы пистолет взял, и он не был бы тяжел для меня. И я быстро расставил бы всех в очередь на выход, размышляя только о том, кто сколько сможет дать людям. Среди мужчин, наверное, первыми стояли бы те, кто лучше других умеет созидать, делать Дело. Доброе дело. Но дело, а не Треп. Первыми были бы Творцы, а последними – Трепачи, Нытики и Разрушители. А среди женщин я, по всей видимости, искал бы тех, кто будет лучшими Матерями. Тех, кто будет лучшими подругами для мужчин, кто родит здоровых детей и воспитает добрых и сильных людей. Тех, кто в каменных домах, построенных мужчинами, построят теплые Дома человеческие.
впереди будут Сильные: сильные в первую очередь душой и духом. А сзади будут Слабые. И если надо будет выбирать, пусть умрут Слабые. А Сильные должны выжить, чтобы Жизнь была сильнее, богаче и красивее. …В этом месте все христиане меня немедленно расстреливают. Или распинают.
Они уничтожают Жизнь. Они делают то, что делали всегда. Христос мне друг, но… В природе царствует право сильного, не важно, сильного физически, интеллектуально или харизматически – просто от Бога.
Жизнь – это Сильный. Христианство за Слабого – и поэтому против Жизни. Христианство провозгласило право слабого – и предало Сильных.
Христианство провозгласило жертвенность – и предало Сильных.
Вот в лесу, например, нет христианства, и поэтому в лесу инвалид либо погибает, либо, если он в своем инвалидстве не задеревенел, перестает ныть и начинает выживать. И побеждать. Да здравствует Жизнь! Это не призыв к Войне – это призыв к Жизни. Жизнь природная, жизнь естественная – не война, не агрессия. Хищник загрызет вас не из ненависти, он просто голоден, а вас он любит – есть. Для природы нехарактерна месть, и в смертельной схватке враг, оказавшись поверженным, там уже совсем не враг, а просто пища.
Воюет только человек – дикий человек. Мир не воюет. Мир живет. И чтобы быть верным миру, надо любить. Надо любить мир, в котором победит сильный. И надо полюбить свою Смерть, если тебя, прежде такого сильного, превозмог кто-то Сильнейший. Ты умер, – следовательно, да здравствует Жизнь! Снова к Теме Впрочем, хочется вернуться к Игре, тем более что такой ее больше нет.
Как только книга выходит, приходится менять методики. Но Игра, пусть в другом виде, осталась, потому что, как все живое, она диагностична и поучительна – всегда. Просто вместо глупостей одних, уже в Сказках описанных, люди творят в ней другие.
Как вешается лапша на уши Пашу в группе все любят, но смеются над ним часто. Он самым внимательным образом прочел все мои книги и, похоже, выучил их наизусть, потому что при случае цитирует их близко к тексту. Он всегда говорит правильно по сути и почти всегда настраивает аудиторию против себя, потому что регулярно вешает на себя собак и не умеет вешать лапшу на уши.
Паша, грудь вперед: «Я пистолет возьму и всех расставлю по-своему. Пусть погибнут слабые:…»
А вот Антон скажет по-другому: «Наверное, пистолет все-таки взять стоит, чтобы бардака не было. И потом, я не могу и не хочу допустить, чтобы погибли такие люди, как…» Те, кто возмущался Пашей («Как он жесток! Как он смеет распоряжаться человеческими жизнями!»), уже не видят, что Антон предложил по сути то же самое – просто начал с другого конца. Людям нужны добрые формулировки, и Антон им их дал.
Как в известном анекдоте: Сообщение ТАСС: «Наш замечательный бегун занял почетное второе место, а его соперник из США пришел к финишу предпоследним!»
А мой коллега, славный Гриша, начал игру с того, что предложил раздать по два имеющихся у каждого спасательных жилета. Это с энтузиазмом сделали все, и это было естественно. Что Гриша и подытожил: «У нас в группе сорок человек. Поднимите руки те, кто участвовал сейчас в убийстве тридцати восьми человек!»
Для тех, кто любит пострелять, эта Игра – возможность кого-то подстрелить. Например, своих идеологических противников. Представляете, рядом с вами Солнышко и Умница, но смеет развивать другие, а не ваши взгляды. Естественно, вы даете ему Смерть… Так?
Для кого-то Игра была лишь возможностью продемонстрировать свои симпатии. «Естественно, я раздал Жизни всем своим друзьям. Врагов у меня здесь нет, но несколько человек мне сегодня не понравились…»
Но хочется верить, кто-то в этой игре увидел и сделал другое. Он задумался: а чего стоит моя жизнь среди других жизней? За что меня ценят люди? Могу ли я людям давать больше?
Пусть эта Игра будет с тобой всегда. Пусть она помогает тебе жить так, чтобы и ты сам, и другие о тебе могли сказать: ТЫ ЖИВЕШЬ – СИЛЬНО! ТЫ ЖИЗНИ – ДОСТОИН! Необитаемый остров Все описанное ниже является, к сожалению, сугубой правдой. И, хуже того, регулярно воспроизводимой. Гриша свет Крамской проводил очередное занятие своего телесного тренинга, к нему в гости затесался я. Занятие было не первое, посему народ был уже раскрепощенный.
Вводная народу от Гриши: «Вы попали на Необитаемый остров. Вам нужно как-то устроить свою жизнь. У вас есть многое, кроме одного – вы не можете пользоваться осмысленной человеческой речью. Общаться можете знаками, как хотите. Время на игру – 45 минут». Вводная вам от меня: ситуация задана предельно провокационная. Атмосфера раскрепощенности и возможность каждому быть самим собой уже создана ранее; по сути, людей освободили от мундира цивилизованности. При этом в замкнутом пространстве небольшой комнаты делать в общем-то совершенно нечего. Если не напрягаться, чтобы что-то выдумывать, то можно только балдеть. А то, что народ ринулся в эту ситуацию, как в свою родную стихию, как в то, что готов делать всегда и с последним удовольствием. Гриша не давал установки, что мы, лишившись возможности человеческой речи, лишились возможности человеческого разума: нет, до этой радостной возможности народ додумался самостоятельно. И занялся – Дурью. Я попробовал предложить народу поохотиться, чтобы добыть пропитание, – народ задумался, но быстро понял, что интереснее охота другая. Бабы стали дразнить мужиков, мужики стали бегать за бабами. Я начал носить стулья и кресла, чтобы построить всем жилище, – сразу нашлась обезьяна женского полу, которая это жилище начала заинтересованно разносить. Увидев ее упорно бессмысленный взгляд, я узнал в нем кучу своих знакомых и понял, что любое мое сопротивление бесполезно.
Да, потому что именно эта сценка шла в народе с наибольшим энтузиазмом. Молодые люди с упоением изображали, как они насилуют девушек, от чего девушки пребывали в нескрываемом восторге. Когда все уставали носиться, мужские и женские группировки играли в тихие игры внутри себя. Мужики рычали «Гы!» и вполне дикарскими жестами доказывали, что его член – самый могучий. Девушки кучковались в углу и, кокетливо охорашиваясь, разыгрывали между собой тарабарские перебранки.
А потом таскали друг друга за волосы. А я сидел в стороне, наблюдал эти человеческие обезьяньи развлечения и понимал, что все происходящее здесь есть жизнь. Для народа – это яркое воспроизведение того, что происходит в жизни народа. Для меня – это то, что постоянно происходит в жизни со мной. Всё как в жизни: народ развлекается, разыгрывая ссоры и изнасилования, а я вне их жизни и сижу в стороне. Я смотрю со стороны на все происходящее, даже пытаюсь себя этим заинтересовать – но каждый раз понимаю, что мне все это совершенно не нужно. Я – НЕ ОТ МИРА СЕГО. О первых учениках Да, возможно, что я не очень-то умею в эти обезьяньи игры играть. Да, вы можете мне бросить: «Не играете, потому что не умеете!» Но я могу спокойно ответить: «Не умею, потому что не играл!» Помните, из шварцевского «Дракона»: – Я не виноват, нас всех так учили! – Да, но почему же ты оказался первым учеником? …Может быть, какие-то склонности все-таки присутствуют? Николай Иванович Козлов Философские сказки Философские сказкиНиколай Иванович Козлов Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить можно весело и осмысленно. О чем книга? О морали. О свободе. Об освобождении от страхов и возможности счастья, о выборе позиции Автора даже там, где все привычно выбирают быть Жертвой. Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет – естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет, – на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит – и она, похоже, отвечает ему взаимностью. Книга написана в форме Сказок, то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц: Морали Приличии Каквсевны, зав. душевной канцелярией Святой Веры Ивановны, Дракона – и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которой надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться. Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь – праздновать. Николай Иванович Козлов Философские сказки Эта книга рождалась Под звездой моей милой Чуды. Ей она с любовью и посвящается. Ко второму изданию Самой большой неожиданностью после выхода книги для меня оказались письма читателей: огромный поток писем с искренней теплотой и благодарностью. Не верилось: благодарность – за все эти резкости, за колючий, на грани фола, юмор и уколы на каждой странице! Но, видимо, у читателя хватило мудрости увидеть за колючками приглашение улыбнуться вместе, а за формулировками наотмашь – доверие к нему и искреннюю боль за наши общие человеческие глупости. Вы разглядели это. Спасибо. Правда, до меня дошла достоверная информация и о том, что кто-то из читателей требовал скупить весь тираж – именно для того, чтобы его уничтожить. Весь. Как форма проявления внимания, приятно и это. Однако чаще всего приходили письма другие. Например, такие, как это: Добрый день, Николай Иванович! До чего же ясно, понятно, просто, сложно, увлекательно, остроумно, весело, талантливо – и лично для меня неожиданно. Я искала нечто для своей души в серьезнейших учениях, в которых есть всё: колоссальный опыт – знания – мудрость – любовь – путь к Свету; но почему-то этот путь был всегда с надрывом и на пределе человеческих возможностей… У вас тоже путь к Свету и он тоже нелегок. Но ваш путь – через радость! К Свету – через Радость, а не через Страдания, вот что меня потрясло! А на душе хорошо-то как! Вовремя пришла ко мне эта книга, спасибо, жизнь! Наталья Г. А также ко мне прилетали рисунки. Светлые! Их прислала замотанная хозяйка и озабоченная мамаша трех замечательных детей. И таким образом у книги появился художник: Иринушка, спасибо тебе за улыбки и Солнышко! А также ко мне прилетали рисунки. Вот такие светлые! К третьему изданию Как всякая серьезная философская работа, эта книга изначально предназначалась для очень избранного круга читателей, а именно толковых и бодрых юмором и духом. То, что стотысячные тиражи книги быстро расходятся, является крупным комплиментом нашей читательской аудитории. Значит, живые люди еще не вымерли. Более того, появились все приятные основания осознавать себя законодателем полиграфической моды, поскольку теперь самые разные авторы выпускают свои книги с обложками «под Козлова» и даже с вот так оформленными Комментариями. С такими отступами и шрифтом. Поток читательских писем не ослабевает, заранее прошу прощения за редкие ответы. На половину писем могу ответить оптом, ибо каждое второе письмо рефреном повторяет: «От души спасибо за вашу замечательную книгу, она мне очень понравилась, хотя со многими вещами я в ней не согласна». Отвечаю: «От души пожалуйста, со многими вещами в этой книге я тоже не согласен, но нравится она мне по-прежнему». Очень много пишут женщины. Я уже понял, что, если в России развернется феминистское движение, то его основоположником будет, несомненно, Козлов. А как же? Немало спокойно дремлющих женщин, прочитав его Книги, возмутились настолько яро, что стали писать опровергающие его большие статьи и маленькие книги. Судьба Женщины, требующей уважения, стала их судьбой. А все благодаря чему? Книгам Козлова. Ну и хорошо. Используя возможность, от души обнимаю всех своих читательниц-писательниц, жалея, что только заочно. На вредных мужиков я всегда попенять готов вместе с ними, тем более что знаю: письма у женщин боевые, но личные встречи проходят задушевно. До встречи! Предисловие Лучше делать и каяться, чем Не делать и каяться. Славный Боккаччо На что похожа эта книга? Как и моя предыдущая, «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», видимо, ни на что. Тем она и прекрасна. Но если та книга писалась с оглядкой на читателя и делалась во многом для него, эта писалась мною для себя. И практически без внутренней цензуры. Ну, может быть, еще для друзей. И с мягкой цензурой моей жены. Это точно не Наука, хотя росла книга из науки и плотность использованного в ней собственного и заимствованного научного материала значительно превышает среднестатистическую. Скорее, это Литература, в своих лучших местах становящаяся Поэзией. Действительно, если поэзия, по Ахматовой, вырастает и из мусора, и из сорняков, то почему бы ей не вырастать и из науки? Первое, оно же рабочее, название этой книги – «Как относиться к себе и миру: практическая философия на каждый день». Соответственно, и первая, и вторая книги очень похожи: формальное отличие только в том, что в последней акцент перенесен с «людей» на «мир» и изменен масштаб взгляда – не «психология», а «философия». |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?