Главная - Язык тела
Михаил пришвин - биография, информация, личная жизнь. Михаил пришвин - биография, информация, личная жизнь Несколько интересных сочинений

Михаил Михайлович Пришвин. Родился 4 февраля 1873 года в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - умер 16 января 1954 года в Москве. Русский советский писатель, прозаик.

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

Дед Дмитрий Иванович Пришвин был преуспевавшим елецким купцом.

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова).

Отец - Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873). После семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться.

Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме.

За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ.

Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и , а также с и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).

В конечном итоге Пришвин принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине.

Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога».

В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его.

Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками.

В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца».

В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники» , которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество.

Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни.

Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

Михаил Пришвин - фотограф

Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство».

В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира".

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Михаил Пришвин (документальный фильм)

В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

В честь писателя названы: пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.HGЯO) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро; мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде; улицы Пришвина в Донецке, Киеве, Липецке, Москве и Орле.

2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.

Личная жизнь Михаила Пришвина:

Дважды был женат.

Первая жена - смоленская крестьянка Ефросинья Павловна (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). Поженились в 1940 году. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Библиография Михаила Пришвина:

"В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков);
"За волшебным колобком" (1908; сборник очерков);
"У стен града невидимого" (1909; сборник);
"Адам и Ева" (1910; очерк);
"Черный араб" (1910; очерк);
"Славны бубны" (1913);
"Башмаки" (1923);
"Родники Берендея" (1925-1926);
"Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть);
"Календарь природы" (1935; фенологические записки);
"Весна света" (1938; рассказ);
"Неодетая весна" (1940; повесть);
"Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей);
"Фацелия" (1940; поэма в прозе);
"Мои тетрадки" (1940; рассказ);
"Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов);
"Лесная капель" (1943; цикл миниатюр);
"Рассказы о ленинградских детях" (1943);
"Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль");
"Повесть нашего времени" (1946);
"Неодетая весна" (повесть);
"Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка);
"Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка);
"Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман).

Экранизации произведений Михаила Пришвина:

1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
1978 - «Ветер странствий»


Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой. И все же, Константин Паустовский называл его певцом природы. Писатель много путешествует, познает окружающий мир, себя, людей и запечатлевает это все для современников и будущего поколения… Даже в своих фотоснимках М. Пришвин оставляет место пейзажам. В его объектив попадает все, что его остановило и восхитило во время прогулок: одуванчики, которые вот-вот разлетятся, капельки росы на веточке, паутина с замысловатыми узорами…
В рассказе «Паутина» писатель продолжает делиться своими наблюдениями за природой с читателями. В таком небольшом рассказе заключается огромный смысл. Это можно понять уже с первых прочитанных строк, которые пронизаны невероятной жизнеутверждающей силой и неиссякаемой радостью бытия: «Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый темный лес».
Михаил Пришвин пишет об одной из своей прогулок по лесу, которая поменяла его сознание. Лес, птицы, деревья, ветерок, солнышко — все это так привычно, и в то же время, не совсем, если посмотреть на них глазами автора рассказа. Он подмечает, что некоторые деревья наклонились друг к другу, словно переговариваются между собой, что осинки «лепетали», а папоротники «важно раскачивались». Таким образом, писатель одухотворяет природу, придавая ей черты, присущие человеку….
Продолжая дальше свой путь, он замечает, как ветер отрывает желтые иголочки с елочек, и те разлетаются в разные стороны, а некоторые из них, вдруг удивительным образом, повисают в воздухе. Это необыкновенное явление охватывает все внимание любознательного писателя. Рассмотрев поближе, он понимает, что такие «стрелки» висят на невидимых паутинках, которых очень много в просеке, но будучи невидимыми, то возможно разрушены писателем, пока он ходил.
Этот момент натолкнул писателя на размышления о том, какая роль человека в природе и какие у них взаимоотношения? Был ли он жесток, когда разрывал хрупкие паутинки, если при этом мог просто их не заметить? Был ли милостив, когда смог спасти ту единственную паутинку, которую увидел? Насколько сильным физически бывает человек по сравнению с хрупкими творениями природы…. Он вел себя хозяином, когда разрушал тот невидимый
труд паучков. Однако, человек должен быть учеником в лесу, поскольку природа — это его учитель. К такому выводу приходит Михаил Пришвин в своем рассказе «Паутинка».

Главный герой рассказа Пришвина «Золотой луг» — мальчик, приехавший на лето в деревню. Мальчик вместе с братом полюбили играть с одуванчиками, сдувая с них пушинки в лицо друг другу. Дети не считали этот цветок каким-то необыкновенным, пока мальчик не сделал одно открытие.

Перед домом в деревне, где летом жил мальчик с семьей, был луг, заросший одуванчиками. Когда одуванчики цвели, весь луг становился желтым, и люди называли его золотым.

Но однажды рано утром, уходя на рыбалку, мальчик обратил внимание, что золотой луг стал зеленым. Когда же мальчик возвращался днем с рыбалки, луг опять был золотым. Такое превращение заинтересовало мальчика, и когда к вечеру луг опять стал зеленым, он пошел узнать, в чем же дело. Рассмотрев внимательно один из одуванчиков, мальчик увидел, что цветок сжал свои лепестки, подобно тому, как человек сжимает пальцы. От этого луг и стал зеленым. А когда взошло солнце, лепестки одуванчиков снова раскрылись.

Так мальчик узнал, что одуванчики, как и люди, тоже готовятся ко сну, закрывая на ночь свои лепестки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Золотой луг» заключается в том, что в ночное время все живое в природе отдыхает. Поэтому и детям следует вовремя ложиться спать, чтобы за ночь отдохнуть от дневных забот.

Рассказ Пришвина учит быть внимательным и наблюдательным, изучать окружающую нас природу.

В рассказе «Золотой луг» мне понравился главный герой, мальчик, который самостоятельно сумел сделать важное для себя открытие – он узнал, что цветы тоже на ночь ложатся спать.

Какие пословицы подходят к рассказу «Золотой луг»?

Лето - золотая пора, не теряй ни минуты зря.
На выдумку природа торовата.
Одуванчик в солнечный день с утра закрывается - к дождю; если пасмурно, а цветы одуванчика открыты - дождя не будет.

М. Пришвин – писатель, который посвятил свою жизнь изучению природы и наблюдению за ее красотой. Он никогда не обделял своим вниманием даже самую незначительную и мелкую частичку природы.

В своем рассказе «Паутинка» он ведет речь именно о, казалось бы, совершенно неважной и многими прохожими не замеченной, но необходимой в природе маленькой ее части.

Однажды, в погожий солнечный день автор зашёл в лес. Солнце светило даже в лесу. Неожиданно он заметил яркие огненные стрелки, которые пролетали через просеку. Пришвин очень удивился увиденному. Он внимательно присмотрелся к этому интересному явлению, и понял, что это маленькие паутинки на солнце так красиво вспыхивают ярким светом.

Автор сразу же подумал о том, что он разрывал своим туловищем множество паутинок, пока не заметил их. Но, он успокоил себя тем, что делал это по незнанию. Когда же к одной из них прицепилась чешуйка от сосны, человек заметил паутинку и остановился. Замеченную маленькую паутинку автор бережно обошел, чтобы не порвать ее.

Весь маленький рассказ пронизан большой любовью и уважением к творениям природы. Даже самая простая паутинка имеет право лететь и не быть порванной. Автор настолько красочно описывает то, как она выглядит, чтобы показать незамеченную многими красоту природы. Придя в лес, не надо чувствовать себя властелином природы, а лучше - ее гостем. Когда вы приходите к кому-нибудь в гости, вы не ломаете и не топчите чужое имущество. Значит, не надо в лесу уничтожать кусты, молодые деревья, которые так и не вырастут, если вы наступите на них и сломаете.

На примере паутинки, которую несет порыв ветра, автор показывает, как это красиво. Свет солнца превращает незаметную паутинку в яркие огненные стрелы. И, если внимательно оглянуться вокруг себя, можно увидеть много прекрасного в ранее не замеченном нами. Необходимо беречь природу и уважительно к ней относится. Каждый может увидеть свою «паутинку» и не уничтожить, а сохранить ее.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

    Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

  • Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

  • Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

    В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

Лингвистический анализ художественного текста (на материале произведений М.М. Пришвина)

Одна из важнейших задач уроков русского языка - научить школьников анализировать текст с точки зрения его структурно-семантической и функциональной организации.

Предлагаем приблизительный план лингвистического анализа текста.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

3. Укажите, какому стилю и типу речи соответствует данный текст.

5. Охарактеризуйте языковые особенности текста (лексика, морфология, синтаксис, изобразительно-выразительные средства).

М.М. Пришвин - удивительный писатель, певец русской природы. Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую действительность. Природа Пришвина прежде всего школа познания и самопознания. Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. Природа у писателя одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. Писатель никогда на ограничивается просто изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. Любая обобщающая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя. Своё поэтическое восприятие мира М.М. Пришвин сформулировал так: «Понимать весь мир в себе самом».

Ещё одна важная особенность, характерная для творчества М.М. Пришвина, - жизнеутверждающая сила, неиссякаемая радость бытия. Обратимся к его текстам. Предлагаемый для анализа текст состоит из двух миниатюр: «Пасмурно» и «Осеннее утро» (из книги «Глаза земли»).

Пасмурно

Утро пасмурное, небо сплошь серое, а потом всё светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…

Осеннее утро

Сегодня утро серое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.

Туман сгущается, и капли оседают на жёлтых листьях: скатится капелька на другой листик - станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик лежит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже бывает, не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи - и всё кончится.

Миниатюры М.М. Пришвина очень глубоки и объёмны в смысловом отношении. В них рассказывается об утре в жизни человека и природы.

Пусть от того, что всё кончится. Но ведь это осеннее утро, значит, это не конец, а начало, пробуждение. На нас веет ощущением гармонии, потому что всё живёт: и листики (хоть и упавшие с липы), и птички, и ветер, и даже день, который открывает глаза.

Желая заставить нас ощутить, пережить это удивительное чувство (светлую грусть), автор использует художественный стиль, отличающийся необычайной образностью и выразительностью.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит , день открывает глаза . И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй - описание состояния человека.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. Утро пробуждается , туман сгущается ; капли оседают , скатываются , падают ; листики летят ; ветер поднимает . Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы будто действительно видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком и капельки, катящиеся по ним.

Во второй части и так замедленное сгущающимся туманом действие как бы замирает. Односоставное обобщённо-личное предложение (Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь) передаёт ощущение необъяснимой неги и благодати в душе человека. И следующее безличное предложение (И так-то бывает грустно, и так хорошо…) ещё более живописует это удивительное состояние человека.

Пространство в тексте, словно сдавленное туманом, постепенно раздвигается: листики падают на крышу, на землю, потом летят… к реке. И человеку хочется улететь «душой вместе с птичками куда-то». Это состояние полёта усиливается многократным употреблением слов с корнем -лет-: летит, перелётный, разлетелись, полетят, летите.

Особую эмоциональность придают тексту слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: листики, парашютики, капельки, птички, винтики. Они показывают любовное отношение автора к тому, о чём он пишет.

С точки зрения синтаксиса текст тоже необычайно интересен. Читаем второе предложение текста и сразу обращаем внимание на инверсию: утро сырое, туманное, пробуждается не скоро. Вероятно, автор хочет акцентировать внимание на негативных ощущениях этого тяжело пробуждающегося утра: туманности, сырости. Всё углубляется ещё и тем, что туман сгущается. Инверсия меняет интонацию предложения. Движение и время замедленны.

Использование такой стилистической фигуры, как многосоюзие, тоже замедляет движение, и без того изменённое туманом. Частотность употребления союза и (и капли оседают, и листик не выдержит… и ветер с крыши поднимает… и летят они… и так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь…) делает картину, описанную автором, более полной, ощутимой, чувственной. Повторение союза придаёт тексту необычайную музыкальность, ритмичность.

Использование сложных синтаксических конструкций, преимущественно с сочинительной и бессоюзной связью, позволяет автору выразить более глубокие, ёмкие мысли. Последнее предложение, сложное по своей конструкции, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Проанализируем миниатюру М.М. Пришвина ***.

Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это моё сердце бьётся, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет».

Тема данного текста - описание окружающей природы. Основная мысль, которую хотел донести до нас автор, - нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить её. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание». Художественный стиль помогает М.М. Пришвину наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не только передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.

В миниатюре преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, сердце, зеленеют, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально-окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

Писатель использует именные части речи (река, дорожки, лужицы) и глаголы настоящего времени (зеленеют, глядят, сидит, бьётся, водит), что свойственно данному типу речи для оформления главной черты описания - статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.

К синтаксическим особенностям текста относится сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнение (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит ушами), антитеза (это моё сердце бьётся, а мне кажется…), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки… как глазки… В логу клок снега, как зайчик…), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению авторских чувств как одного из главных признаков художественного стиля речи.

Рассмотрим ещё одну миниатюру М.М. Пришвина

Восхищённый человек

… Зорька нежнее щёчки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко капля росы. Из глубины души просыпается и выходит восхищённый человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает. Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищённый.

Тема этой лирической миниатюры - описание раннего утра. Но М.М. Пришвин не просто описал увиденное. Он хотел показать, что только пробуждённый, восхищённый и вдохновлённый природой человек может понять и прочувствовать её. Словосочетание восхищённый человек, являющееся заглавием и завершающее текст (человек восхищённый), выражает основную мысль миниатюры.

С функционально-смысловой точки зрения данный текст является описанием. Автор показывает статическую картину чудесного раннего утра: нежная зорька, тишина, капля росы, пролетающая птичка.

В миниатюре можно выделить две смысловые части. Состояние природы - микротема первого предложения. Остальные предложения объединила тема второй смысловой части - взаимное приветствие восхищённого человека и птички, понятное только им.

Образно-повествовательная и эстетическая функции произведения, эмоциональность и экспрессивность изображения, языковые средства, используемые автором, помогают без труда определить, что данный текст написан в художественном стиле.

М.М. Пришвин употребил необычное сравнение зорька нежнее щёчки младенца, нашёл яркий эпитет восхищённый человек, а благодаря олицетворению его птичка отвечает, приветствует. Обращают на себя внимание слова с уменьшительно-ласкательным значением (зорька, щёчки, птички), которые отражают чувства автора, его любовь к родной природе, восхищение всем, что он видит.

Для усиления выразительности писатель использовал инверсию (падает и тукает капля, просыпается и выходит человек, человек восхищённый).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS