Главная - Эмоции
Русский народ главный герой сказа лескова левша. Написать сочинение "Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н

Жизнь народа – это главная тема творчества Н.С. Лескова. В своих произведениях он не пытался учить народ жить. Автор просто проникался жизнью обычных людей. Героев своих рассказов не выдумывал, брал их из жизни: чудаки, добродушные люди, щедрые, безобидные. В таланте русских людей писатель видел чистоту и праведный путь своей страны и его народа.

Вот и «Левша» замечательное произведение о тульском мастере, подковавшем стальную блоху. Повествование сказа начинается с визита русского государя в Англию, где он знакомится с различными диковинками заграницы, откуда и привозит стальную блоху. После смерти правителя новый государь, «веря» в свой народ, приказывает найти мастеров, которые смогли бы превзойти англичан. Находят таких в Туле, за три дня они смогли подковать крошечную блоху. После чего Левшу отправляют в Лондон, чтобы показать свое изделие. Англичане пытаются переманить русского мастера, предлагая ему деньги, он отказывается и возвращается на родину. Но возвращение оказывается трудным. Ослабевшего от дороги, болезни и пьянства тульского мастера сначала отправляют в квартал, где его грабят, а потом долго не могут определить в больницу. Перед смертью левша думает не о себе, об армии заботится, прося передать государю важный секрет, который в последствие так и забудут.

Какой он, герой, олицетворяющий русский народ? Косой левша, волосы на виске выдраны, одет в старую крестьянскую одежду. Автор никак не приукрашивает своего положительного героя, наоборот он подчеркивает его принадлежность к простому народу. Левша, блестящий мастер своего дела, полностью лишенный тщеславия. Н. С. Лесков не скрывает и сожалеет, о безграмотности и непросвещенности своего героя. Также писатель в левше показывает главный порок русского человека – пьянство. Не согласись левша на пари, может судьба его была бы другой? Несмотря на все это, левша в глазах читателя не падает. Автор ценит своего героя за другие качества: мастерство, достоинство, любовь к своей родине, желание быть полезным своей стране.

Русский народ в сказе о тульском левше – одаренный, добрый, честный, нетщеславный, патриотичный, но в то же время безграмотный и отсталый от других стран в знаниях. Н. С. Лесков возмущен несправедливым унижением народа, нежеланием власти прислушаться к словам обычного человека. Страна и народ должны идти одним путём, к сожалению, это не всегда так.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по рассказу Судьба человека Шолохова рассуждение

    Судьба... Сколько загадок в этом слове, время от времени я задумываюсь о том, а что же есть судьба. Мне кажется, что судьбой можно назвать все те события, которые происходили или происходят с нами. Ведь не зря же говорят

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Сочинение Пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • На чем строятся взаимоотношения в семье? сочинение

    Как писал известный классик, каждая семья несчастлива особым образом. Если развить данную мысль, то, вероятно, отношения в семьях в какой-то степени строятся на несчастье или неустроенности своим существованием.

  • Я считаю, что жить без людей, отрешенно - невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Н.С. Лесков в своем сказе о мастере Левше продолжил, или лучше сказать - усилил традицию народного фольклора о Тульских мастерах. В целом, с самого начала повествования, речь идет о том, что как не ищи, а русские мастеровые превзойдут иностранцев. Об этом ревниво и самоотверженно намекает уже в первой главе некий казак Донской - Платов. Он не дает своему царю увериться, что англичане лучше нашего народа могут удивить разными диковинами. Блестящее доказательство тому была надпись на пистоле, якобы английской работы. Она гласила: «Иван Москвин во граде Туле».

Когда государь Александр Павлович умер, забыли о чудной вещице, которой все же смогли его поразить иностранцы - блоха в бриллиантовой коробочке, что без «мелкоскопа» и не увидать. Старый казак объяснил придворным и нынешнему царю, что это за вещица и как она действует. Взыграла обида за русское мастерство, за свой народ. Решили отыскать в Туле умельцев.

Здесь, в шестой главе, и появляется сам Левша, призванный автором ответить за весь народ свой, раскрыть душу русскую. И хоть сам он неказист, грамоте не обучен, однако он один из троих оружейников, кому отдали блоху, поделку английскую, на изучение. Платов свято верит, что те смогут создать нечто лучшее. Он верит в свой народ так, как не верил сам государь.

Николай Семенович писал сказку, но, как водится издревле - «Сказка ложь, да в ней намек…». Образ безымянного Левши - есть суть всей русской нации. Автор сказа описывает его так: «…косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны ». Сперва у казака закрадываются сомнения, а не обманут ли мастера, не сбегут ли они с царской драгоценностью. Но тут же запрещает себе допускать подобные мысли, зная, что Туляки - принципиально честный в своем деле, они не подведут. Сам же царь, когда работа была готова, говорит сомневающемуся казаку: «Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано ».

Перед царем левша предстает в виде не самом лучшем - старенькой одежде, «…одна штанина в сапоге, другая болтается… », по-придворному говорить не обучен, но все же не стыдится. Государь не сомневался в своем народе, и тот, в лице одного косого мастера, не дал ему разочароваться. Тонкая работа превзошла все ожидания.

Честность и преданность своему народу гибко выражены в сценах, где мастер Левша, не возгордившийся своим умением перед английской восхищенной публикой, отказывается от их подачек. В сказе так же тонко, как работа левши, показан характер русского человека, как и всего народа. Мастер любил выпить, он не был богат, он с ответственностью отнесся к своей работе. Невзирая на то, что его трепали за волосы, не разобиделся, остался преданным своей стране. Даже находясь в другой, где его пытались соблазнить деньгами. Покуда золотые руки сильны, русский человек способен бескорыстно отдаваться целиком на благо отечеству. Иностранец говорит о Левше: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина ». Его же народ загубил мастера, но тот перед смертью расскроет секрет только перед своими.

Основной моего сочинения «Левша – народный герой»(как и идеей самого сказа Н.С. Лескова) является неугасимая вера в русского человека, его порядочность, верность отчизне и несравненное мастерство. Олицетворением собирательного образа народного героя в рассказе Николая Семеновича является простой тульский мастер Левша.

Близость образа Левши с фольклорными героями

Образ Левши в произведении Лескова перекликается с героями русского народного творчества, где обобщенный образ олицетворял характерные особенности, самобытность и стремления русского народа. О близости Левши к фольклорным героям говорит и его безымянность. Ведь мы не знаем ни его имени, ни каких-либо биографических данных. Безымянность героя подчеркивает то, что на Руси было много таких же преданных государству людей – непревзойденных мастеров и настоящих сыновей своей земли.

Индивидуальные черты в образе тульского мастера

Отличает героя всего две черты. Главной особенностью является необыденный талант мастера. Вместе с тульскими мастерами Левша сумел создать поистине чудесное изобретение, подковав миниатюрную английскую блоху. Кроме того, в этой весьма непростой работе Левше досталась самая сложная ее часть – выковать микроскопические гвоздики для подков.

Второй индивидуальной чертой героя, является его природная особенность – он левша, что и стало нарицательным именем персонажа. Этот факт, который просто потряс англичан, лишь подчеркивает его уникальность – суметь создать такое сложное изобретение, не имея никаких специальных приспособлений, да еще и будучи левшой.

Проблема власти и народа в рассказе

Народ и власть в сказе «Левша» является одной из проблем, которые поднимает автор. Н.С. Лесков противопоставляет двух царей – Александра и Николая, в эпоху правления которых происходят события произведения, по их отношению к русскому народу. Император Александр Павлович любил все зарубежное и мало времени проводил в родной стране, так как считал, что русские люди не способны на что-то великое. Его брат Николай, который взошел вслед за ним на престол, придерживался совершенно противоположной точки зрения, он верил в истинное мастерство и самоотдачу своего народа.

Отношение Николая Павловича к простому русскому человеку прекрасно иллюстрирует случай с Левшой. Когда Платов не смог понять, в чем состоит изобретение тульских умельцев, решив, что они его обманули, он с прискорбием сообщил об этом царю. Однако император не поверил и велел послать за Левшой, ожидая чего-то невероятного: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». И русский народ в образе Левши не разочаровал государя.

Простота и скромность, равнодушие к богатству и славе, безымянность персонажа и великая любовь к отчизне позволяют рассматривать Левшу как собирательный образ русского народа в произведении. Народный герой Левша – это олицетворение истинной души простого русского человека, для которого дело служения отчизне хотя и стоило жизни, но он сумел оправдать оказанное ему доверие и доказать силу мастерства.

Тест по произведению

То первый писатель, который приходит ему на ум - это, конечно, Федор Михайлович Достоевский. Второй портрет, появляющийся перед внутренним взором отечественного книгочея, - это лицо Льва Николаевича Толстого. Но есть один классик, о котором в этом контексте, как правило, забывают (или не так часто упоминают) - Николай Семенович Лесков. А меж тем его сочинения тоже насыщены «русским духом», и они также открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни.

В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа. У людей, как правило, сейчас нет времени на чтение собрания сочинений Достоевского или Толстого, но они должны найти время, чтобы открыть книгу, на обложке которой написано: Н. С. Лесков “Левша”.

Сюжет

Повествование начинается предположительно в 1815 году. Император Александр Первый, совершая вояж по Европе, навещает и Англию. Англичане очень уж хотят удивить государя-императора, а заодно и похвастаться умениями своих мастеров и несколько дней водят его по разным помещениям и показывают всевозможные удивительные вещи, но главное, что они припасли на финал - филигранная работа: стальная блоха, умеющая танцевать. Притом она настолько мелкая, что без микроскопа ее никак не рассмотреть. Наш царь очень удивился, а вот его сопровождающий - донской казак Платов совсем нет. Он, наоборот, все время бухтел, что наши, мол, могут не хуже.

Вскорости умер, и на престол взошел который случайно обнаружил диковинную вещь и решил-таки проверить слова Платова, снарядив его к тульским мастерам в гости. Казак приехал, проинструктировал оружейников и отправился восвояси, пообещав вернуться через две недели.

Мастера, в числе которых был и Левша, удалились в дом к главному герою сказа и что-то там творили две недели, вплоть до возвращения Платова. Местные жители слышали бесперебойный стук, а сами мастера за это время так из дома Левши ни разу не вышли. Они превратились в затворников, пока работа не была сделана.

Приезжает Платов. Ему выносят ту же блоху в коробочке. Он в бешенстве кидает в карету первого попавшегося под руку умельца (им оказался левша) и едет в Петербург к царю «на ковер». Конечно, Левша попал к царю не сразу, его предварительно избили и подержали недолго в тюрьме.

Блоха предстает перед светлыми очами монарха. Он смотрит-смотрит на нее и не может понять, что же сделали туляки. И государь, и придворные его бились над секретом, потом царь-батюшка велел пригласить Левшу, а тот ему и говорит, что надо, мол, взять и посмотреть не на всю блоху, а только на ее ноги. Сказано - сделано. Оказалось, что туляки подковали английскую блоху.

Тут же диковинка была возвращена англичанам, а на словах было передано примерно следующее: «Мы тоже кое-что можем». Здесь сделаем паузу в сюжетном изложении и поговорим о том, каков образ Левши в сказе Лескова Н. С.

Левша: между оружейником и юродивым

Внешность Левши свидетельствует о его «надмирности»: «косой левша, на щеке а на висках волосья при ученье выдраны». Когда Левша прибыл к царю, то одет он был тоже весьма своеобразно: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Говорил с царем так, как есть, не соблюдая манер и не подхалимствуя, если не на равных с государем, то уж точно без страха перед властью.

Люди, которые хоть немного интересуются историей, узнают этот портрет - это описание древнерусского юродивого, он никогда и никого не боялся, потому что за ним стояла христианская Правда и Бог.

Диалог Левши и англичан. Продолжение сюжета

После небольшого отступления снова обратимся к сюжету, но при этом не будем забывать образ Левши в сказе Лескова.

Англичане так были восхищены работой, что потребовали мастера к ним подать, не медля ни секунды. Царь уважил англичан, снарядил Левшу и с провожатым отправил к ним. В вояже главного героя в Англию есть два важных момента: разговор с англичанами (рассказ Лескова «Левша», пожалуй, наиболее занимателен в этой части) и то, что предки в отличие от русских, не чистят дуло ружей кирпичами.

Почему англичане хотели оставить у себя Левшу?

Земля русская полна самородков, и на них не обращают особого внимания, а в Европе сразу видят «алмазы неграненые». Английская элита, один раз посмотрев на Левшу, сразу же смекнула, что он гениален, и решили господа нашего человека у себя оставить, выучить, вычистить, обогатить, но не тут-то было!

Левша им сказал, что оставаться в Англии не желает, алгебре учиться не хочет, ему хватает его образования - Евангелия и «Полусонника». Денег ему не надо, женщин тоже.

Левшу с трудом уговорили погостить еще немного и взглянуть на западные технологии производства ружей и других вещей. Новейшие технологии того времени нашего умельца мало интересовали, а вот к хранению старых ружей он отнесся очень внимательно. Изучая их, Левша понял: англичане не чистят дуло ружей кирпичами, что делает орудия более надежными в бою.

Несмотря на это открытие, главный герой сказа все равно сильно тосковал по Родине и просил англичан отправить его поскорее домой. По суше нельзя было посылать, ибо Левша не знал никаких языков, кроме русского. По морю плыть осенью тоже было небезопасно, ибо оно неспокойно в это время года. И все-таки снарядили Левшу, и он поплыл на корабле до Отчизны.

Во время путешествия он нашел себе собутыльника, и они с ним весь путь пили, но не от веселья, а от скуки и страха.

Как бюрократия убила человека

Когда друзей по кораблю ссадили на берег в Питере, то англичанина направили туда, где положено быть всем иностранным гражданам, - в «посланнический дом», а Левшу пустили в больном состоянии по бюрократическим кругам ада. Ни в одну больницу города не могли его пристроить без документов, кроме той, куда свозят умирать. Мало того, разные чиновники говорили, что надо Левше помочь, но вот беда: никто ни за что не отвечает и никто и ничего сделать не может. Так и умер левша в больнице для бедных, и на устах у него была только одна фраза: «Скажите царю-батюшке, что ружья нельзя чистить кирпичами». Он ее все-таки сказал одному из служителей государя, но до вседержителя она так и не дошла. Догадаетесь, почему?

Это почти все по теме «Н.С. Лесков «Левша», содержание краткое».

Образ Левши в сказе Лескова и модель судьбы творческого человека в России

После прочтения произведения русского классика невольно напрашивается вывод: надежд выжить у творческого, гениального человека в России просто нет. Его либо нехристи-бюрократы замучают, либо он сам себя изнутри уничтожит, и не потому, что у него есть какие-то нерешенные а потому что русский человек не способен просто жить, его доля - погибать, сгорая в жизни, как метеорит в атмосфере земли. Вот такой вот выходит образ Левши в сказе Лескова противоречивый: с одной стороны, гений и умелец, а с другой стороны, человек с серьезным разрушительным элементом внутри, способный на самоликвидацию в условиях, когда этого меньше всего ждешь.

Лесков — автор разных произведений, которых объединяет главная тема жизни народа. В своих работах автор показывает жизнь простых людей, проникаясь их судьбой. Народ страны в произведениях автора это люди с высокими моральными устоями, трудолюбивые, верящие в бога и верные своей стране. Его герои — это образы из реальной жизни. Вот и сказка изображает жизнь русского народа, где автор раскрывает образ русских людей на примере образа главного героя Левши.

Образ Левши в сказе Лескова

Чтобы понять, как именно изображен народ Лесковым в сказе Левша, достаточно познакомиться с героем и его образом, что раскрывается в произведении. Сама работа рассказывает о талантливом мастере из Тулы, которому удалось подковать стальную блоху. Это сказ о талантливом мастере-умельце, которого хотели переманить к себе заграничные правительства, но не прельщают Левшу деньги и он возвращается в родную страну. Жаль только, что судьба такого доброго человека сложилась так трагично.

Каким же был Левша, что представляет собой образ русского народа? Автор не приукрашивает своего персонажа. Это косой левша, одет по-простому, скромный и неприглядный. Он безграмотный, однако в этом не видит беды, ведь как сказал Левша англичанам, хоть и в науках не силен он, зато верен Отечеству. И действительно, Левша настоящий патриот, ведь ни за какие блага не променял он свою Родину.

За границей герой уверен, не теряется среди разных технических достижений, при этом он не кричит о своем таланте, а хвалит достижения англичан. Он ведет себя с достоинством и без наглости.

Создавая образ Левши в своем сказе, Лесков рисует лучшего представителя из народа с его хорошими моральными качествами. Но не мог Лесков обойти и пороки русского народа. Они проявлялись чаще всего в пьянстве. Вот и Левша часто выпивает с англичанами. Его пьянство с последующей болезнью в совокупности с безразличием окружающих и отсутствием медицинской помощи, приводит к трагической концовке жизни героя. Все вышеперечисленное губит Левшу. Как мы видим, автор в сказе Левша показал образ, что являлся символом русской жизни, символом народа, который был талантливым, сильным, но оказался ненужным своему правительству.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS