Главная - Внимание
Стиль стимпанк характерные особенности. Стимпанк - это что за стиль

Слово «викторианский» и имя Кевина Джетера. Этот писатель в 1987 году предложил называть стимпанком фантастические сюжеты, где есть эстетика времен королевы Виктории. Она правила Британией во второй половине XIX века, а значит, это паровозы, дирижабли, безумные ученые и аналоговые циферблаты. Стимпанк - это как если бы электричество не изобрели и с палубы дредноута «Адмирал Кузнецов» взлетали бронированные аэропланы конструкции графа Сухого на паровой тяге.

Основы философии. Еще недавно весь стимпанк был только про дизайн. Но сейчас фанаты уже бегают с новой идеологией. В ней есть панковский нонконформизм, отрицание всего цифрового, интерес к антиутопиям и подражание старорежимным первопроходцам, ученым и изобретателям.

Чем развлекаться


Книги. Жюль Верн стал прародителем стимпанка, даже не зная об этом. Подлодка «Наутилус» с иллюминаторами в заклепках, Филеас Фогг в цилиндре, управляющий дирижаблем, - ничего более стимпанковского и не придумать. Подойдет Герберт Уэллс и особенно фантаст Уильям Гибсон, который отметился почти во всех видах технопанка. А рассказ Рэя Брэдбери «Убийца» - образец скепсиса по отношению к цифровому миру.

Кино. «Дикий, дикий Запад» - образец вестерн-стимпанка, «Мушкетеры» - альтернативно-исторического. «Шерлок Холмс» Гая Ричи - классика жанра. Чтобы погрузиться в стимпанк, можно просто брать пример с Роберта Дауни в роли Шерлока. Но речь только о внешнем виде. Если станешь вести себя так же, тебя заставят носить мочу на анализ в наркоконтроль и будут правы.

Как одеваться


Если ты живешь в мире стимпанка, словами «поливинилхлорид» и «полиакрилвинил» можно разве что вызвать демонов. Впрочем, они не придут, ведь стимпанк атеистичен и верит в науку. Одеваться можно только в то, что есть в мире без нефти и электричества, - натуральные ткани и кожу. Стиль - викторианский: жилеты, твид, манжеты, подтяжки, бриджи. К этому всему - заклепки и солдатские ботинки как символы индустриальности и склонности к приключениям, плюс механические карманные часы. То есть вид должен быть как у старомодного лондонского бухгалтера, который решил уйти в «Ангелы ада», но еще немного сом­невается. Если ты живешь в Питере или по какой-то другой причине не боишься выглядеть фриком, можешь носить котелок или цилиндр, даже кожаный.

Чем заниматься


Менять профессию не советуем: заработать наукой и путешествиями, этими уважаемыми среди стимпанков занятиями, было сложно уже во времена Крузенштерна и Эдисона. Но есть много захватывающих и странных хобби, вместе с которыми твоя клепаная кожаная жилетка, цилиндр и твидовые бриджи составят гармоничный стимпанковский ансамбль.

Бихевиоризм. В конце XIX века людей изучали уже не только разрезая на куски, как в эпоху Возрождения, но и живых тоже. Сознание тогда считали машиной, где стимул - рычаг управления. Сейчас бихевиоризм не так актуален, но никто не мешает тебе цитировать Скиннера и изучать условные рефлексы коллег на приход налоговой.

Археология. Тут и путешествия, и исследования, и ботинки пригодятся. Можно заняться банальным кладоискательством, но, если уж ты влился в полуфантастический стимпанк, выбирай и увлечение под стать. Например, поиск неизвестных палеоцивилизаций.

Инженерия. Все механическое и аналоговое сочетается со стимпанком. А конструировать часы, ретровелосипеды или бронзовые мастурбаторы на паровом ходу - это стимпанк-хобби, на котором можно еще и заработать.

Стим-арт. Куклы из запчастей к локомотиву, роспись машинным маслом по винтажной ржавчине - все это входит в моду и считается нынче вполне мужской разновидностью творческого помешательства.

Где жить

Квартира в стиле стимпанк может находиться хоть в хрущевке с видом на скотобойню. Хотя идеально - лофт в бывшей фабрике. Главное - материалы и детали. Стимпанк похож на хай-тек, который пролежал полвека в пруду. Много кирпича, дерева и металла, но все должно быть темным и потрескавшимся.

Цвета - темно-коричневый и бронзовый. Двери можно обить листовым железом с заклепками, под потолок повесить вентилятор, стены и потолок обшить мореным деревом, а трубы в ванной сделать медными. Украсить все частями паровых котлов, шестеренками, колбами и чертежами в рамках, подавать при свечах.

Куда ездить

В Лондон. В 2008 году там соорудили Трансатлантический телектроскоп - электронный телескоп, оформленный в духе стимпанка. Один его двухметровый объектив находится в лондонском Сити-холле, другой - в Нью-Йорке. Через оптическую систему и кабель на дне океана англичане и американцы могут помахать друг другу рукой.

В Румынию. Там в городе Клуж-Напока открылся первый в мире динамический стимпанк-бар с движущимися механическими цветами и птицами, огромным часовым механизмом и одним небольшим роботом. Аналитики считают, что местным вампирам и оборотням теперь никак не сохранить свою долю рынка.

Куда угодно. После первого крупного стимпанк-фестиваля - STEAMfest 2010 - в Джорджии его аналоги появляются каждый год в разных частях света. Один даже проходил в Петергофе. Даты и явки обычно появляются на сайтах steampunkworldsfair.com, steampunkfestival.co.uk и в группе Steampunk Tendencies на «Фейсбуке».

Чем хвастаться


Если дух стимпанка охватил тебя и уже отказывается отпускать, надо завести себе несколько артефактов, которые сделают образ завершенным и станут предметом зависти собратьев по новому образу жизни.

Очки-гогглы. Раньше такие очки с защитным кожухом вокруг оправы носили мотоциклисты и машинисты, чтобы защитить глаза от сюрпризов в виде гравия и частиц угля. Сейчас антикварные гогглы - предмет культа в стимпанке.

Механическая вычислительная машина. Даже старинный арифмометр на столе - уже декларация в духе стимпанка. Но при желании можно найти реплики устройств на базе калькулятора Лейбница или суммирующей машины Паскаля. Есть даже одна работающая разностная машина Бэббиджа - первый в истории компьютер, причем механический. Но она хранится в Британском музее и стоит как авторская копия Туринской плащаницы.

Скульптуры Хасана Новрози. Его стальной Пегас с пружинными рессорами и баран с шестеренками внутри уже стоят немалых денег, а если популярность стимпанка будет расти, то и скульптуры станут неплохой инвестицией. Скульптор есть на «Фейсбуке» - Hasan Novrozi.

Клавиатура, футляр для смартфона или кофемашина в стиле стимпанк. В Белоруссии живет бывший слесарь, а ныне художник Дмитрий Тихоненко, который может оформить в стиле стимпанк даже мухобойку, если очень нужно. В мире стимпанка он сейчас звезда.

Некоторые фанаты стимпанка готовы не только украшать чертежами паровых машин свое жилье, но и мастерить по этим чертежам нечто странное.

Паровой мотоцикл «Черная жемчужина» .

Его построил в Нидерландах два года назад инженер Рене ван Тули. Байк развивает феноменальную скорость 8 км/ч.


Паровой болид Inspiration.

Построен компанией, а скорее, клубом по интересам The British Steam Car. На тестах в пустыне Мохаве разогнался до 241 км/ч.

ФОТО GETTY IMAGES

Власть механизмов

Стимпанк - новое направление в дизайне. Этот стиль пока не слишком известен и не очень широко распространен, но день ото дня ряды его почитателей растут. Черты стимпанка можно отследить в искусстве всего 20-ого века, но лишь в конце 80-ых годов у него появилось название. Следом были определены и систематизированы характеристики этого течения. О нем заговорили, ему стали уделять внимание, у него появилась армия поклонников. Возник новый стиль. Однако, как всем прекрасно известно, новое - это хорошо забытое старое. Стимпанк появился на свет не родившись, а переродившись.

Стимпанк - ретро-футуристический стиль. Кто-то скажет: да ведь это сочетание несочетаемого! Либо это ретро с картинками прошлого, либо это взгляд в фантастическое будущее. Разве эти два мира могут стать единым целым? Могут, и пример тому - стимпанк!

Ретро-составляющая стимпанка - это стилизация под викторианскую эпоху, подражание реальности второй половины 19-ого века. Футуристичность заключается в фантазиях на тему развития так называемых паровых технологий. Как выглядел бы мир, если бы паровой двигатель оставался основным?

Стимпанк - это картины фантастического будущего с точки зрения представителя викторианской эпохи. Люди 19-ого века видели перспективы не в электронике, а в механике. Поэтому их воображаемые роботы - это, по сути, большие заводные игрушки. Средства передвижения будущего - это усовершенствованные дирижабли, аэропланы, паровозы и быстрые автомобили на паровых и электронных двигателях.

Стимпанк отражает альтернативное будущее - такое, каким видел его человек из 19-ого века.

Основные характеристики стимпанка: научно-фантастический, урбанистический, индустриальный, сочетающий ретро и футуризм.

Источники вдохновения: промышленная революция 19-ого века, картины индустриального города, произведения фантастов того времени. Прежде всего, это книги Жюля Верна с его любовью к разного рода механизмам.

Стиль стимпанк в деталях и материалах

Материалы: сталь, медь, латунь, бронза, потемневшее дерево, кирпич, кожа.

Тональность: сепия, сажа, задымленность, смог.

Детали: шестеренки, рычаги, пружины, валики, баллоны и др. Предметы, очертаниями напоминающие дирижабль, машину, паровоз.

Стиль стимпанк в искусстве

Временем действия в произведениях может быть как 19-ый век, так и наши дни. Или даже далекое будущее. Ведь главное - это характерная атмосфера и механизмы.

Считается, что первыми яркими образцами стимпанка (или ретрофутуризма) стали фильмы «Метрополис» 1927 года и «Бразилия» 1985 года. Как раз вскоре после «Бразилии» у течения появилось название. Но относятся ли конкретно эти фильмы к стимпанку - вопрос для многих открытый. Как бы то ни было, сам стиль становился все более популярным.

Немалое количество новых фильмов воспроизводит атмосферу стимпанка: например, «Престиж» (2006), «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Вокруг света за 80 дней» (2004). «Лига выдающихся джентльменов» (2003). В одних фильмах от стимпанка лишь антураж (урбанистичность, мрачность, задымленность, паровые двигатели), в других заостряется внимание на технологиях, в том числе фантастических.

Из компьютерных игр выделяются так называемые квесты, основанные на загадках и ребусах с различными деталями и механизмами. Роскошный представитель стиля стимпанк - легендарная игра «Сибирь» , созданная знаменитым Бенуа Сокалем. Здесь многое от стимпанка: мрачность атмосферы, эффект копоти, механические игрушки и роботы, настоящий заводной поезд. Художник Сокаль объединил в игре стили ар-нуво и стимпанк, ведь на закате викторианской эпохи ар-нуво как раз входил в моду. Результат сочетания этих стилей - великолепный фантазийный мир, затягивающий и волнующий.

Один из интерьеров, сочетающих стимпанк и ар-нуво, нарисованных создателем игры Сибирь

Стимпанк в «Сибири»

Стимпанк нашел выражение и в моде. Многие почитатели винтажных нарядов оказались в рядах приверженцев этого стиля. Кринолины, корсажи, шляпы-цилиндры, кожаные и замшевые куртки и штаны, ремни с заклепками, длинные перчатки, ретро-очки для езды на автомобиле - все это стимпанк. Дополняются туалеты множеством деталей, таких как клепки, кнопки, молнии, ременные застежки, карманы, металлические шипы и декоративные накладки.

Стиль стимпанк в интерьере

Интерьеры в стиле стимпанк - брутальные, молодежные, концептуальные. Декор в духе стимпанка наиболее всего подходит для оформления мальчиковых комнат, холостяцких мужских покоев и квартир молодых пар, увлеченных ретро-фантастикой.

Цвета стимпанка

Стимпанк сопровождается копотью и задымленностью, поэтому цвета в основном темные: , серый, черный, грязно-кирпичный, ржавый. Использование других цветов, конечно, не возбраняется, но предпочтительнее, чтобы это были дымчатые оттенки: не голубой, а дымчато-голубой, не , а «маунбэттена». Желательно присутствие цвета стали, меди, латуни или бронзы.

Комната мальчика в стиле стимпанк

Туалетная комната в стимпанковом стиле

Стимпанк в интерьере: материалы

Наиболее подходящие виды отделки - это , доска, сохранение «голой» бетонной стены, грубая штукатурка, камень, напольная плитка с имитацией булыжной мостовой. Этот урбанистический набор можно разбавить обоями в клетку, в полоску, с или с изображением деталей, похожих на шестеренки и пружинки.

Если объединяются стили ар-нуво и стимпанк, к месту будет роскошная отделка деревянными панелями и паркетом.

Мебель в стиле стимпанк

Диваны, кресла, стулья - кожаные, в том числе с заклепками. Отлично впишутся элементы в викторианском стиле - например, кожаный , деревянное бюро и т.п.

Многие предметы мебели могут быть коваными: столики, стулья, кровати. Железный шкаф станет удачным приобретением для интерьера в стиле стимпанк. Кухонный гарнитур можно накрыть , облицованной сталью. Радиальные фасады тоже подчеркнут футуристичность выбранного направления.

В стимпанк-интерьерах аутентично смотрится клепаная мебель (деревянная, кожаная или плетеная), а также предметы в колониальном стиле. Фурнитура - цвета латуни, меди, бронзы.

Стиль стимпанк в интерьере детской

Декор в стиле стимпанк

Один из главных символов стимпанка и основной элемент украшения - это шестеренка . Она присутствует повсюду. Декоративными шестеренками украшают стены, мебель и предметы декора. Из них же создают оригинальные панно.

Типичны элементы, повторяющие форму дирижабля: это может быть и потолочная конструкция, и светильники, и оригинальные пепельницы. Возможно активное использование любых предметов, похожих на детали парового двигателя, машины, паровоза или подводной лодки.

Настенные, напольные и настольные часы - еще одна важная единица стиля. Дизайн часов осложняется множеством дополнительных деталей.

Атмосферу стимпанка помогут создать следующие предметы:

  • дверные ручки в форме вентилей
  • глобусы под старину
  • огромные настенные часы с круглым корпусом
  • круглые фальш-окна, имитирующие иллюминатор
  • клепаные сундуки
  • пухлый холодильник в стиле винтаж
  • настенные ретро-телефоны
  • любые старинные механизмы, включая, например, радио или граммофон
  • постеры и фотографии в сепии
  • игрушечная железная дорога
  • различные предметы из дерева и металла с заклепками

Панно в стиле стимпанк

Многие поклонники этого стиля имеют интересное хобби - они придают стимпанковый облик современным предметам. Таким, к примеру, как ноутбук, телевизор, тостер. В основе дизайна - совмещение винтажности и футуристичности. Предметы выглядят по-старому, но при этом они словно напичканы множеством непонятных механизмов. Как будто изготовили их на производстве из альтернативного будущего. Выбрав стиль стимпанк для оформления своего дома, вы тоже можете увлечься этим интересным занятием.

Большие круглые очки в медной оправе, медный браслет на руке, телефон в медном корпусе, представляющий собой удивительную конструкцию из кнопок и рычажков, - об увлечении стимпанком в облике Дмитрия Тихоненко говорит многое. Правда, сам мастер о модном направлении узнал уже после того, как создал многие свои работы из меди.

С 28 по 30 июля в английском городе Уитби проходил ежегодный стимпанк-уикенд, который проводится представителями субкультуры и косплеерами. Стимпанк – это направление научной фантастики, которое акцентируется на воображаемом альтернативном векторе развития человечества, отправной точкой которого было изобретение паровой машины. Участники фестиваля приходят в костюмах, стилизованных под эпоху викторианской Англии и раннего капитализма.

Талантливый скульптор из Красноярска Игорь Верный (Igor Verniy) создает птиц, бабочек и других представителей животного мира, используя для этого детали старой бытовой техники, велосипедов, автомобилей, запчасти от часов и всего того, что можно смело выбрасывать в металлолом.

В мире существует огромное множество самых необычных музыкальных инструментов, изготовленных как в классическом, так и в совершенно неожиданном стиле.

В этой коллекции фотографий вы увидите весьма необычные музыкальные инструменты в стиле стимпанк!

Испорченный велосипед, сломанные часы и все, что невозможно починить, мы сразу выбрасываем. Художник и скульптор Игорь Верный же создает из этих предметов настоящие произведения искусства. Он делает фантастических животных в стиле стимпанк из обычного металла: из старых частей автомобиля, посуды и даже из бытовой техники.

«В глубине души я художник и вижу красоту этого мира в ярких цветах, но я также и механик, - говорит Игорь. - И именно эти два качества помогают мне творить».

Восхищаемся работой художника и выбрали для вас его лучшие скульптуры из металлолома.

Механические фантазии Джастина Гершенсон-Гейтса (Justin Gershenson-Gates) – это целая серия работ известного ювелира, который решил немного отклониться от основного рода деятельности и заняться чем-то другим.

Для своих работ Джастин использовал части часов (стрелки, шестеренки, обычные лампы накаливания и многое другое). Каждая работа, будь то кулон, насекомое или членистоногое, занимает у мастера по несколько часов. С учетом того, что Джастин Гершенсон-Гейтс (Justin Gershenson-Gates) привык все доводить до конца, он никогда не оставляет работу недоделанной и все выполняет в один присест. В работе использует исключительно пайку и никакого клея. «Mechanical Mind» – действительно уникальная и неповторимая серия от известного ювелира.

Японский скульптор Мичихиро Матсуока (Michihiro Matsuoka) создает интересные миниатюрные скульптуры. Объединяя образы животных и технику в одно целое, он превращает их в летательные аппараты и плавающие объекты.

Пьер Маттер родился в 1964 году. Математик по профессии, он долго искал свое настоящее призвание, блуждая тропинками искусства. Он попробовал себя в живописи, писал картины масляными красками, плакатными красками и акварелью. Но нашел он себя в скульптуре. Французский мастер Пьер Маттер работает в духе стимпанка, создавая свои скульптуры, которые являются гибридами машин, людей и животных.

Даже не верится, что из обычного CD-плеера можно сотворить такое чудо, какое сделал мастер на конкурс сайта steampunker.ru

Стимпанк - жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.

По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове - отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это - стимпанк.

Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.

Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк

Многие представляют себе стимпанк именно таким.

Не кипятитесь, панки!

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, - а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.

Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей - ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.

«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.

Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.

Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» - «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.

Брюс Стерлинг

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).

Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.

На всех парах

С «панком» мы разобрались - но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара - это и дало название всему жанру.

Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» - бога ветра) - вращающийся под давлением пара металлический шар.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» - вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова - он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало - речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.

Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.

Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы - живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725-1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» - первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя - более удачный «Лондонский паровой экипаж».

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.

Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей - нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.

Однако у паровых двигателей есть один - самый главный - недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными - они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.

В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку - «Наутилус».

В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.

Машины стимпанка - «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».

Виктория и её эпоха

Королева Виктория - «бабушка» стимпанка.

Применительно к стимпанку часто говорят - «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год - время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий - свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка - начиналась, но так и не началась.

Откуда взялся?

Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи - Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.

Следующая ступенька - «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом - от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк

Такой стимпанк стилизуется под мир 19 - начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.

Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, - роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге - киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…

Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами - альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны - преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи - от профессора Мориарти до доктора Моро.

Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…

Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах - древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.

Еще одна модель АИ-стимпанка - стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.

Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».

Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.

В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше - в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение - тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.

Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.

В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров - магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.

Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!

Фэнтезийный стимпанк

Второе магистральное течение - фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези - британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои - часто люди вне закона, вне морали - обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» - явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…

Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно - «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) - гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Арканум» - пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон - новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.

Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво - внешний стиль и атмосфера. Стимпанк - это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом - изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка - подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

Характерный признак стимпанка - паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет - все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве - взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства - пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) - например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект - продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» - по сути, обычный компьютер, только механический.

Типичные персонажи стимпанка - пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики - Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чудаки-ученые - типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).

Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики - таков «атмосферный стимпанк ». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда - всё это примеры атмосферного стимпанка.

Стимпанк как образ жизни

Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.

Стимпанк-мода - синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин - подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин - крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк - атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Таймпанк: не совсем жанры

Обложка книги GURPS Steampunk.

В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.

Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.

Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит - скорее, это варианты антуража .

Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример - мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.

Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм - использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).

Миддлпанк (middlepunk) - все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.

Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk) . Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка - аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).

Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) - изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.


Аниме-сериал «Изгнанник».

Роботы стимпанка

В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…

Поверили? Зря. Boilerplate - стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.

Робот и его создатель.

Слева от робота - мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года).

С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено - в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, - типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир.
Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.

Синтез старины и высоких технологий интересен любителям как фэнтези, так и научной фантастики. А значит, мы еще не раз встретимся со стимпанком.

(или паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но и также и сферу живописи, интерьера, . Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не подросткового, но более старшего возраста.

Хотя стиль одежды стимпанк считается современным, колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века. Во всяком случае, городские пейзажи викторианской Англии – главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля.

Как направление в искусстве, в целом, акцентирует внимание на механистичности природы, при этом механистичности в стиле ретро . Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары – одним словом, механизмы, из которых практически целиком состоит пространство, являют собой характерный для стимпанка мир, мир-антиутопию. Интересно, что в нем сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается вдетым в рамки прошлого. Образно говоря, чертежи Леонардо да Винчи живут бок о бок с метрополитеном и освоением космоса.

Казалось бы, человеку нет места в этом царстве машин. Но нет, люди здесь тоже присутствуют. Однако на фоне шокирующей неодушевленности они сами кажутся механизмами. В стимпанке человек рассматривается как существо, наделенное множеством пороков. Даже можно сказать, что целиком состоящее из них: грехи алчности, гордыни, зависти, гнева, похоти почти целиком занимают собой человеческую натуру.

Термин «стимпанк» появился в 80-х годах . Однако произведения, ставшие его прародителями, были изданы несколько раньше, в 60-х-70-х годах. Впрочем, если копать еще глубже и рассматривать жанр не с точки зрения современности, а в плоскости механистического описания мира вообще, то сам художественный стиль стимпанк существует очень давно. Научная фантастика XIX века может по праву считаться его прародительницей. Мэри Шелли, Герберт Уэллс и, конечно же, Жюль Верн традиционно относятся поклонниками стимпанками к «отцам-основателям» этого направления.

Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать.

Во-первых, базовый элемент этой культуры – техника в самых разных своих проявлениях. Чаще всего – паровые двигатели и те технические достижения, которые двигаются за счет пара. Этот аспект наиболее важен, т.к. помогает определить характеристику одежды и данного стиля.


Во-вторых, стимпанк может служить своеобразным синонимом урбанистичности. В нем нет никакой природы, зато он наполнен типичными городскими пейзажами: кирпич, трубы (в том числе и ржавые), булыжные мостовые, воздух, наполненный копотью фабричных труб.

В-третьих, мир стимпанка предполагает некоторое сумасшествие своих обитателей, их гениальность, одержимость делом. Столь распространенные образы спятивших профессоров, помешанных на своих опытах и изобретениях, пришли к нам именно из стимпанка. Многие литературные персонажи, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к данному стилю, все же считаются классическими его представителями: это сыщик Шерлок Холмс и его антагонист профессор Мориарти, Виктор Франкенштейн, Джек-Потрошитель, Дориан Грей.
Стимпанк нашел свое отражение даже в компьютерных играх, что может служить стопроцентным признаком популярности.

Одежда стимпанк

Что касается одежды в стиле стимпанк, в ней особенно хорошо прослеживается смешение старины и современности . Викторианская эпоха в этом образе органично сочетается с современными плодами цивилизации. Впрочем, предписания этого стиля нельзя назвать слишком строгими.


Суперсовременные девайсы, к примеру, мобильные телефоны, нотубуки и периферийные устройства, планшеты вполне могут входить в число аксессуаров, относящихся к стилю. Однако для этого их надо стилизовать таким образом, чтобы они более всего походили на какой-то невероятный старинный механизм. Некоторые любители этого стиля могут преобразовать под стимпанк практически любой гаджет, который попадает им в руки.

Живопись

Большой популярностью сегодня пользуется и стимпанк в живописи. Здесь он может тесно переплетаться с сюрреализмом, выражаться через детское очарование примитивизма, или же вбирать в себя элементы футуризма. В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения – механизируется практически все – от насекомых до Чеширского кота. Среди художников, увлекающихся этим стилем можно выделить Билла Кармэна (Bill Carmаn), Брайана Кесингера (Brian Kesinger), Иэн Маккей (Ian Mcque), Вадима Войтеховича и других.

Музыка

Стимпанк-направление в музыке сегодня довольно размыто и представляет собой сочетание арт-рока, кантри, дарквэйва и индастриала . К числу стимпанк-групп относят обычно такие, как The Clockwork Dolls, Abney Park, Ghostfire, Escape The Clouds, Coppelius.

Кино

В киноиндустрии стимпанк чаще всего можно встретить в таких жанрах, как фантастика и фентези. Среди фильмов в этом стиле выделяются «Дикий, дикий Вест», «Ван Хельсинг», «Шерлок Холмс» (2009 года).
широко используется в мультипликации («Ходячий замок», «Стимбой», «Атлантида: затерянный мир» и в других) и в компьютерных играх («Другой мир», «Bioshock», «Damnation» и т. п.).

Литература

Предтечами стимпанка в литературе считаются книги Жюля Верна «Пять недель в воздушном шаре», «20000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров капитана Немо», «Путешествие к центру Земли», Герберта Уэллса «Война миров», «Машина времени».

Среди современных авторов, пишущих в стиле стимпанк, можно выделить Кассандру Клэр («Механический ангел»), Гордона Далквиста («Стеклянные книги пожирателей снов», «Черная книга смерти»), Сергея Лукьяненко («Черновик», «Чистовик»), Джорджа Манна («Ритуал Осириса»), Алексея Пехова («Под знаком Мантикоры», «Пересмешник»), Кеннет Оппель («Небесный скиталец»).

Как создать образ в стиле стимпанк?

  • Основные предметы одежды выбирайте в серых, коричневых и черных тонах, допустимы широкие полоски. Женщинам рекомендуется сочетание топа с жестким корсетом и турнюра (пышная сзади юбка). В таком же стиле может быть выполнено и платье, дополненное пышными рукавами.
  • Мужчины могут носить на пуговицах с галстуками и , в некоторых случаях с шортами. Женщинам такой вариант тоже может подойти, ведь стимпанк не подразумевает гендерных различий.
  • Добавьте немного стимпанка и в вашу обувь. Высокие ботинки на шнурках впишутся и в женский, и в мужской образ. Выберите узкие ботинки с небольшим каблучком, которые будут смотреться не так громоздко, как армейская обувь.
  • Самым необходимым аксессуаром будут стимпанк. Вам понадобятся очки в стиле «авиатор», или так называемые «гоглы» с крупными деталями.
  • Шестерни и винтики – отличительные черты стиля стимпанк, поэтому эти детали непременно должны присутствовать в вашем образе. Если у вас возникнут затруднения с поиском подобных аксессуаров, то можете попробовать следующий способ: разбейте старые часы, вытащите из них механизмы, затем скрепите отдельные части и сделайте из этого кулон. Покрасьте получившийся аксессуар бронзовой краской.
  • Завершите образ в стиле стимпанк с помощью шляпы или аксессуаров для волос. Из головных уборов мужчины могут выбрать или . На внешнюю сторону прикрепите несколько винтиков, что придаст оригинальности. Женщины могут приклеить шестерни и винтики к своим зажимам для волос.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS