Главная - Невербальное общение
Древний рим культурология кратко. Культура древнего рима, ее особенности

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице . Рим это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь , который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит , который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Культура Древнего Рима формировалась в VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в 753 г. до н. э , и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии . Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки.

Характерные черты и особенности древнеримской культуры. Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне:

· Создали свою систему идеалов и ценностей , главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценностии т. д.;

· Всячески возвышали роль и ценность закона , непреложность его соблюдения. Политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений . В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к “правовому государству”. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.). Для римлян общественные интересы были выше интересов индивида;



· Усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства ;

· Римляне, в отличие от эллинов, были гораздо более воинственными. Воинская доблесть являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для занятия высокого положения в обществе.*

* В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica – общественное дело).

Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Однако войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний (как это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

· В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной , направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»;

· В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»;

· В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний , создание многотомных энциклопедий.

· В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты . Римские писатели создали новый жанр – жанр романа , римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства . Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры.

В культуре Древнего Рима принято выделять следующие периоды :

1. Культура монархического (царского) или архаического периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода Республики(V - I вв. до н. э.).

3. Культура периода Империи (I - V вв. н. э.).

На формирование римской культуры заметное влияние оказали:

· Соседние италийские города в некоторых обычаях, ритуалах, прикладном искусстве;

· Этруски – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов и других обычаях;

· Греки – в религиозных обычаях и ритуалах, в искусстве, философии и науке.

Культура царского периода. С момента основания Рима начинается первый, царский период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа.

Начальную историю монархического, или «царского» Рима связывают с реформами рекса (выборного вождя) Сервия Туллия . Во главе государства стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял Сенат . Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н. э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый . Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. При них произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера . Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом - в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака , которая служит “вечному городу” и поныне. Возведен первый цирк для гладиаторских игр . От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры , способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога , форма дома с атрием - внутренним двориком - и т. д.

Культура эпохи Республики . В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права . В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты .

С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Религия. Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков, семейных божеств, божеств-духов. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), хранившиеся в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус , изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала.

При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны, выполнят просьбы молящегося. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Архитектура. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее. В V-IV в. до н. э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф . В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор . Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон , что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера (прямоугольного здания с четырех сторон окруженного колоннами), в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды , т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колонн. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея , первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н. э.).

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны , воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках (от лат. aqua - вода и duco - веду) - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка , получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н. э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки (например, базилика Цезаря (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви)).

Скульптура. С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета . Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Римлянами были созданы тип статуи тогатус , изображавший оратора в тоге, и бюсты. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря . Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

Литература. Наряду с народным италийским творчеством на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме , причем преимущественно жанру комедии . Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали.

В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия . Одним из первых римских поэтов был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами - масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Плавта и Публия Теренция (III-II вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку - волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности».

Классиком римской литературы III - II вв. до н.э. был Квинт Энний , воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк КатонСтарший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников, Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Катулла . Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба и любовь.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический . Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”, точнее, историю римских войн и побед.

В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые лучше других отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей («Заговор Катилины»). Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Варрон (I в. до н. э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды.

Во II-I вв. до н. э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии . Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков .

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого». Лукреций Кар писал о естественном, т. е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика , искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира , литературный жанр чисто римского происхождения . Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н. э.).

Культура Империи. В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом ). Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огром­ную империю, включающую в себя восточное Средиземномо­рье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим стано­вится мировой столицей.

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров , объявлявшихся после смерти божественными , и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи.

Философия. В период Римской империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм и стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главными фигурами эпикуреизма были Лукреций и Цицерон . Эпикуреизм призывал наслаждаться жизнью, ибо после смерти не будет главного источника наслаждений - самой жизни. Среди знати особенно популярен был стоицизм , основными представителями которого в это время были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоицисты проповедовали учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья.

Наука. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея , создавшего всемирно известную геоцентрическую систему мира. Плиний Старший создал «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Литература. Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Этот период римской литературы представлен именами замечательных писателей: Апулей , автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел» ; Плутарх знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, философы и историки Сенека,Плиний Младший и др. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный первого римского императора Августа - Гай Меценат , чье имя стало нарицательным.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Вергилий Марон Публий , к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. Вергилию принадлежит произведение «Буколики» (пастушеские песни), поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Самое прославленное произведение поэта - это героическая поэма «Энеида» , провозглашавшая идею мирового господства Рима, прославлявшая победы и величие Августа и ставшая самым популярным памятником римской литера­туры.

Поэзия Горация стала образцом для европейской лирики. Не менее знаменит римский поэт -Овидий. Особенно славятся его «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев.

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима». Крупный римский историк Тацит -автор работ «Анналы», «История», «Германия», Светоний - “Жизнь двенадцати цезарей”.

В Риме появился жанр романа , который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев.

Архитектура. Ориентация на греческое классическое наследие была характерна и для архитектуры. Но, в отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Августа о принятии Рима кирпичным, а оставлении потомкам мраморным, отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов , создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т. д. Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей , или амфитеатр Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита , воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н. э.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон , сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским , он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

Скульптура. Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Сложилось новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм . Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий и монументальность, скупые ли­нии и крупные формы. В лице выделялось самое характерное. Иногда выразительно­сть доходила до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта, отмечая, т. о., холодную жестокость деспота.

Искусство мозаики. Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики . Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда там, в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Римляне также заимствовали это искусство у греков.

В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели обще­ство было обречено на гибель.

Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превраща­ется в исторически первую форму общества потребления. Зна­менитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения.

Культура Поздней Империи. В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы . Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль.

Установление в конце III в. н. э. в Римской империи неог­раниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. Так, например, мо­нументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия , стала воплощением идеала гражданственности, без­различия к славе и богатству.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики . Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). А в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

→ →

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыс­лителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная про­за и поэзия, историческая наука, механика, естествознание.Ар­хитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государ­ства и амбициям римской аристократии. Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и пред­почитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хле­ба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено прин­ципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Управление огром­ной Римской державой потребовало разработки системы го­сударственных органов и юридических законов. Древнерим­ские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые сис­темы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотно­шения, полномочия и обязанности бюрократических учреж­дений и чиновников не устраняют напряженности политичес­кой борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культур­ной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Римская цивилизация стала последней страницей в исто­рии античной культуры. Географически она возникла на тер­ритории Апеннинского полуострова, получив у греков назва­ние - Италия . Впоследствии Рим собрал в необъятную им­перию те страны, которые возникли в результате распада дер­жавы Александра Македонского. Древний Рим претендовал на то, чтобы править миром, быть государством Вселенским, совпадающим по масштабам со всем цивилизованным миром.

Население Древнего Рима жило родами в территориаль­ных общинах. Во главе архаического Рима стоял царь , при нем был сенат , а наиболее важные вопросы решало народное со­брание . В 510 г. до н.э. образуется Римская республика, про­существовавшая до 30-х гг. I века до н.э. Затем наступает пе­риод Империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. до н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм - высшая ценность римлянина-гражданина. Римляне считали себя бо­гоизбранным народом и были ориентированы только на по­беду. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, хозяйственность, рвение подчиняться дисциплине, закону и юридическое мышление .

Ложь и обман считались пороками, характерными для ра­бов. Если греки преклонялись перед философией и искусст­вом, то для знатного римлянина достойными занятиями были война, политика, земледелие и право .

В Риме были разработаны законы (12-ти таблиц) и «римс­кий моральный кодекс» , который включал в себя следующие нравственные принципы: благочестие, верность, серьезность, доблесть.

Религиозные представления римлян небогаты. Из богов древнеримской мифологии почитались Юпитер (в древнегре­ческой мифологии - Зевс), Юнона (Гера), Диана (Артемида), Виктория (Ника). Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес), чьи 12 подвигов были необычайно популярны в древности. В начале 1-го тысячелетия в Риме начинает распро­страняться христианство .

К 1-му веку до н.э. римская империя завоевала эллинис­тическую Грецию . Наступил расцвет римской культуры, ко­торую питали своими богатствами чужеземные культуры. Особенно заметным было влияние культуры поверженной Греции. Она пленила римлян. Они начинают изучать гречес­кий язык, философию, литературу, приглашают прославлен­ных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие города-полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.

В Риме мощно развивается риторика, так как без виртуоз­ного владения живым словом невозможна политическая карь­ера. Самым ярким римским оратором был Марк Тулий Цице­рон .

Неповторимый облик имеет и римское искусство : созда­ется реалистический скульптурный портрет, фресковая живо­пись и др. В архитектуре явно просматривается стремление к грандиозности, помпезности и пышности. Это находит свое выражение в строительстве триумфальных арок, площадей (форумов), храпов, театров, мостов, рынков, ипподромов и т.д. Римляне изобрели способ быстрого твердения бетона, стали использовать в строительстве арочную конструкцию, дали миру водопровод. Грандиозный амфитеатр Колизей , храм всех богов - Пантеон в Риме - свидетельство замечательных дос­тижений римской архитектуры.

Как уже говорилось, в I в. до н.э. в восточных провинциях римской империи начинается распространение христианс­ких идей . Появляется новый миф о возможности достижения Царства Божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в Царстве Небесном. Эта идея стала особенно притягательна для низших слоев Рима. Постепенно христианство охватило своими идеями римскую аристокра­тию и интеллигенцию, а вначале IV-VI вв. стало официаль­ной религией Римской империи . С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров-готов, германских наемников и др. Восточная часть римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств. Выдающиеся личности римской культуры:

Цицерон - оратор, политик, философ, общественный деятель.

Саллюстий, Тит Ливии, Полибий - политические дея­тели, пропагандисты великой цивилизационной миссии Рима и создания Вселенского государства.

Вергилий, Лукреций Кар, Овидий, Гораций - великие римские поэты. (Вергилий - «Энеида», Л.Кар - «О природе вещей», Овидий - «Метаморфозы», Гораций - «Послание к Пизонам»).

Итак, греко-римская античность (VI в до н.э. — V в н.э.) ос­тавила мировой культуре следующие достижения :

Богатую и разнообразную мифологию;

Разработанную систему римского права («Законы 12-ти таблиц»);

Законы добра, истины, красоты («Римский моральный кодекс»);

Непреходящие произведения искусства (скульптура, по­эзия, архитектура, эпос, театр);

Многообразие философских идей;

Мировую религию - христианство , которое стало ду­ховным стержнем последующей европейской культуры.

Читайте продолжение темы «Античная культура»:

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Согласно легенде, Рим был основан в 753 году до нашей эры Ромулом и Ремом, которых воспитала волчица.

Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистической, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila).

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощенные дороги и великолепные мосты. Их оригинальные инженерные решения не только определили архитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огромный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Во II в. до н.э. Рим подчинили себе Грецию, искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль. Прежде всего римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа.

В Древней Италии Марс был богом плодородия. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс стал богом войны. Храм Марса был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку по законам Рима вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Именно Марс является отцом Ромула и Рема – основателей города. Марс был хранителем Рима.

Статуя бога Марса.

Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. Абсолютное большинство греческих богов были романизированы. В Риме легко принимали других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса, Деметры, Артемиды, Посейдона, Аид, Аполлона, Гефеста выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх, Церера, Диана, Нептун, Плутон, Феб, Вулкан.

Юпитер в окружении богов и богинь.

Во II в. до н.э. центром Рима становится Римский форум (форум Романиум) – центральная торговая и общественная площадь, ограниченная тремя холмами: Капитолием, Палатином, Квириналом.

Римский форум

Форум застраивался постепенно и приобрел асимметрический характер. В давние времена эта местность была пустынной болотистой с многочисленными источниками и ручьем, до середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений. В 184 г. до н.э. в Риме была сооружена первая базилика (так называемая Базилика Порция) – большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний. Однако республиканский Рим с его узкими, шириной до 7 м, улочками, кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог сравниться с красивыми эллинистическими городами Востока, например Александрией Египетской. Юлий Цезарь и Октавиан Август стремились превратить Рим в красивый, просторный, мраморный город.

В Риме были построены два новых, более просторных Форума – Форум Цезаря и Форум Августа, появились монументальные постройки на Марсовом поле, предназначенном для воинских и гимнастических упражнений, и триумфальные арки.

Римская базилика

Колизей представлял собой трехэтажное сооружение (позднее был добавлен четвертый этаж) со сложной системой коридоров, лестниц и вентиляционных отверстий. Три этажа представляли собой аркаду, поставленные одна на другую, четвертый сплошную стену, здание было пышно декорировано колоннадами. Первая галерея предназначалась для привилегированного сословия, вторая – для граждан, третья предоставлялась простолюдинам, на четвертом этаже находились деревянные скамьи и места для стояния. В жаркие или дождливые дни над ареной натягивали тент. Для театральных представлений арену застилали деревянным полом, для боев гладиаторов засыпали песком, а для сцен морского сражения заполняли водой. Амфитеатр был рассчитан на 56 тысяч зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражение (навмахии). В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности южной его части. После чего на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

Красота Колизея находится в противоречии с его предназначением: это здание построили для устроения кровавых представлений, которые поражали даже современников своей жестокостью. Колизей также являлся и напоминанием о могуществе Римской Империи. Судьба тысячи людей вершилась внутри каменных стен. Здесь в бою погибали гладиаторы, здесь же находили свой конец преступники.

В начале 2 века в Риме наступает время правления императора Марка Ульпия Траяна (97-117), прозванный «счастливым веком». Под руководством архитектора Апполодора Дамасского был построен Форум Траяна – огромная площадь длиной 280 и шириной 200 метров. На форуме находилась крупнейшая в Древнем Риме базилика – базилика Ульпия, а также мемориальная колонна Траяна высотой 38 метров, построенная из мрамора. Колонна полая внутри, ствол ее был обвит спиральной лентой с рельефами, изображающими военные подвиги Траяна.

Рельеф повествует о двух войнах Траяна со славяноязычными племенами даков. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги.

В 125 г. под руководством Аполлодора Дамасского был построен Пантеон – храм всех богов. Пантеон был перестроен из круглого бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем был перекрыт сферическим куполом диаметром 43,2 метра. В центре купола находилось девятиметровое осветительное отверстие. В полдень через него проникает наиболее всльный световой столб, свет очень ощути, он «не растекается», а остается в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. 1 ноября 609 года языческий храм был освещен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

В начале III в. в Риме были построены термы Каракаллы. Они включали в себя множество сооружений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры – площадки для спортивных упражнений, помещения для отдыха, библиотеки, магазины. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. Общие размеры терм Каракаллы – 353х335 метров (11 га).

Руины терм Каракаллы.

К основным помещениям терм от­носились бассейн с холодной водой, большой зал с сухим жарким воздухом и круглый бассейн с горячей водой. Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.

В ложбине между холмами Авентин и Палатин был построен ипподром – циркус Максимус, самый большой в Риме (600 мх150 м). Трибуны вмещали около 200 тысяч зрителей. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь в VI – V вв. до н. э.

Реконструкция ипподрома

Больших успехов достигли римляне в строительстве акведуков (водовод, лат. aqua – вода, duco – веду), в том числе выполненных в виде мостов над реками. Римляне сооружали акведуки в форме каналов и труб. Общая длина акведуков г. Рима составляла около 440 км, однако, только 47 км из них были наземными, большинство проходило под землей.

Римский акведук. Схема работы.

Много труда было приложено в Древнем Риме к строительству дорог. Была создана широкая сеть дорог, пересекающих многие районы Западной Европы, состоявшая приблизительно из 370 больших дорог, из которых около 30 вели в Рим. Римские дороги проходили и через Альпы. Строились дороги основательно. Толщина дорожного полотна, состоявшего из гравия, булыжного и тесаного камня, уложенных в известковый раствор, составляла примерно 1 метр. Использовались указатели расстояний и пересечения путей. Наибольшей известностью пользовалась Аппиева дорога, построенная в IV в. до н. э. и имевшая протяженность около 350 км и очень большую по тому времени ширину – до 4,3 м. Возобновление строительства мощеных дорог в Европе после падения Древнего Рима произошло только в XIII в.

Римская дорога в наши дни. Технология строительства дорог.

Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет. Римский скульптор ставил своей задачей не только передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Автор портретов смог выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В портрете Помпея, например, в его застывшем широком, мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не только минутное настроение героя, но и присущие ему честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время не­которую нерешительность, склонность к колебаниям. Около 40 г. до н.э. в Риме появились тенденции к подражанию раннеклассическим мастерам греческой скульптуры. Портретам этого времени присущи классическая простота, величественность и серьезность.

Культура Древнего Рима оказала значительное влияние на последующую мировую и в особенности европейскую культуру. Латинский язык лег в основу многих европейских языков, на принципах классического римского права базируются правовые системы многих стран мира; литература, изобразительное искусство, архитектура Древнего Рима вдохновляли и продолжают вдохновлять многие поколения последующих деятелей искусства.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней Греции?

2. Проведите заочную экскурсию по античному Риму

3. Попробуйте сочинить рассказ на тему: “Римский император в скульптурном портрете и в жизни (на выбор)

4. Расскажите про праздники и зрелища в Древгнем Риме.

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS