Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Что такое поэма трагедия драма сатира эпиграмма. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея |
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
ОДАна день восшествия на всероссийский престол
О вы, которых ожидает
Науки юношей питают,
Вопросы и задания
Обогащайте свою речь
Главной целью всех многообразных трудов Ломоносова было просвещение России, воспитание «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». По его инициативе в 1755 г. в Москве открывается первый русский университет. Ломоносов разрабатывает свой трактат по стиховедению и направляет его в Россию – «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубл. в 1778) и написанную по новым правилам оду «На взятие Хотина» (1739, опубл. в 1751). Автор пишет в трактате, что в русском языке нет, как в греческом, кратких и долгих слогов, именно на их чередовании строится греческая метрика; а в русском стихе следует ввести понятие стопы (метрическая единица, определённое сочетание ударного и безударных слогов). Используя античные названия, Ломоносов дал образцы стоп: двусложные стопы - ямб и хорей; трёхсложные - дактиль, анапест, амфибрахий. Автор подчеркнул, что стопы должны быть «чистые». Ломоносов доказал, что силлабика несвойственна русскому языку. На том же основании он отверг некоторые предпочтения и ограничения Тредиаковского. Ломоносов допускает смешение и чередование различных рифм в строфе. Он утверждает равноправие всех стоп, отдавая предпочтение ямбу и анапесту. В своей поэтической практике он разработал 4-х стопный ямб. Решив вопрос о характере русского стихосложения, Ломоносов принялся за создание теории русской поэзии и прозы: в 1748 г. он опубликовал «Краткое руководство к красноречию». «Риторика» была написана на русском языке. Трактат показывает, что автор истолковывает понятие «поэзия» как «искусство создавать поэтические произведения». Он учит как писать стихи, как выдерживать единый стиль, как развивать тему, какие использовать изобразительно-выразительные средства. Поэт расширяет тематику произведения, включая научно-философский и любовный мотивы. В главе «О украшении» он объясняет законы стилистики и образности русской речи. В литературном языке Ломоносов определил соотношение церковнославянских и исконно-русских слов и на этой базе предложил в учении о «трёх штилях», теорию литературных жанров (в статье «О пользе книг церковных в российском языке», 1757-1758). Литературные жанры, поделенные на «три штиля», используют только «свою» лексику. Классицизм возьмёт на вооружение предложенное Ломоносовым учение о трёх «штилях». В филологических трудах и поэтическом творчестве Ломоносов достаточно четко изложил свою литературную позицию. Литература должна быть общественно значимой и значительной, а потому любовной тематике он предпочитает высокую общественную тематику. В поэтической форме эта важная для Ломоносова мысль выражена в «Разговоре с Анакреоном» (1761). Он впервые связал этот жанр с совсем другим кругом проблем, дал ему новое содержание, которое впоследствии закрепится литературной традицией. Ломоносов дал новую тему и новую структуру традиционному жанру. Тема эта - поэт и поэзия, их роль в обществе, их назначение. В структуре «разговора» в качестве обязательного персонажа, ведущего главную тему и выражающего авторскую позицию, стал поэт-гражданин, сын Отечества. «Разговор с Анакреоном» Ломоносова публицистичен по своей сути, отвечает просветительским настроениями самого поэта и его эпохи. В стихотворном диалоге-диспуте с Анакреонтом Ломоносов намечает две основные тематические линии своего творчества: воспевание «вечной славы героев» и изображение силы, могущества, богатства России. Ода стала главным жанром в творчестве Ломоносова. Он даёт в оде «программу» политических и культурных мероприятий, которые должно осуществить правительство, если действительно желает блага нации. Поэтика ломоносовской оды насыщена метафорами, гиперболами, неожиданными и смелыми сравнениями. "Ода на взятие Котина 1739 года". Ода написана за границей, во Фрейберге после получения известия о взятии русскими войсками турецкой крепости Хотин. Анна в оде лишена индивидуальных черт, её образ доведен до крайней степени абстракции: Одеян в славу Аннин лик Над звездны вечность взносит круги; И правда, взяв перо злато, В нетленной книге пишет то, Велики коль ее заслуги. Весь образ Анны в оде - одна большая, сложная метафора: это сама Россия, победившая своих врагов и торжествующая победу. А вместе с Анной, вместе с Россией ликует и автор. Так в первой же ломоносовской оде определились роль автора (носитель лирического восторга) и пафос оды (взволнованность патриотического чувства). Найденная Ломоносовым строфа - десятистишие - станет традиционной для классицизма одической строфой. Особенностью оды стало совмещение, наложение реального и мифологического содержания. Центральная часть - рассказ о сражении и размышления поэта по его поводу. Описывая битву, Ломоносов выбирает наиболее яркие моменты - то, что может воздействовать на патриотические чувства, дать представление о силе и мужестве россов, полков орлиных. Интересна пространственно-временная организация оды. Для неё характерно не только совмещение реального и мифологического, но и совмещение реального (настоящего) и исторического. Заканчивается ода прославлением наступившего мира: пастух со своими стадами «лесом без боязни ходит» и поёт песню, в которой... вечно тишины желает. Местам, где столь спокойно спит; И ту, что от врагов хранит, Простым усердьем прославляет . Так уже в первой оде возникает образ тишины; определилась и неразрывная связь образов тишины и царствующего монарха, который является гарантией мира. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747года» начинается с прославления тишины, потому что процветание и благополучие государства связано с миром, тишиной. Ода эта - одна из лучших у Ломоносова - написана к очередной годовщине восшествия Елизаветы на престол и по конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Используя форму посвящения оды определённому лицу - Елизавете Петровне, Ломоносов раскрывает в оде самые любимые свои мысли и мечты о пользе наук для процветания России, о необходимости их развития, о приобщении к ним талантливой молодежи. Обращаясь к императрице, автор призывает монархиню направить «щедроты» на процветание «пространственной» державы, поощрить развитие наук; он убеждает одой, что науки принесут пользу. Ода отличается логической убедительностью, чётким построением, и высокая риторика сочетается в ней с поэтическими образами большого художественного достоинства. Наука - не просто тема в поэзии Ломоносова. Единство художника и ученого свойственно всей ломоносовской поэзии, но особенно очевидно оно в его научно-философской лирике («Утреннее размышление о божием величестве», 1743; «Вечернее размышление о божием величестве», 1743). Автор в поэтической форме выражает в них свои научные взгляды. «Божие величество» - это у Ломоносова синоним вселенной, необъятности природы, космоса. В «Утреннем размышлении» Ломоносов описывает бурные процессы, происходящие на солнце; верность его гипотезы подтвердит наука более позднего времени. Ломоносов-учёный намного опередил современную ему науку. В «Вечернем размышлении» дан удивительный по своей поэтичности ночной пейзаж: Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас сокрылись прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. К научной поэзии относится и стихотворение Ломоносова «Письмо о пользе Стекла» (1752). По жанру это - серьёзное послание (к И.И.Шувалову), написанное александрийским стихом (шестистопный ямб с пиррихиями). Ломоносов рассказывает о своем изобретении - цветном стекле. Интересна в этом «Письме» авторская интерпретация мифа о Прометее, который «похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки», за что и был наказан Зевсом. К научно-философской лирике Ломоносова относятся и сделанные им переложения псалмов. Это был тот жанр, который позволял высказать свои собственные мысли, настроения, переживания, чего не допускалось в других жанрах классицизма. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде» (1756-1757). Сатира Ломоносова высмеивает не раскольников, а тех, кому «положено по закону» носить бороду - духовенство. Здесь звучит любимая тема автора - наука и обличение её гонителей. Одна из строф развивает научную тему о множестве миров: Если правда, что планеты Нашему подобны светы... Ироническая речь в защиту бороды, похвалы её достоинствам обернулись в сатире жестким обличением касты высшего духовенства. Борода стала в стихах Ломоносова символом невежества. Поэма «Пётр Великий» (1760-1761). Приступая к созданию "Петра Великого" Ломоносов решал не только задачу восхваления личности и деяний Петра, но и создания нового литературного жанра-исторической героической поэмы. Поэма осталась незаконченной: написаны только вступление и две песни. Первая - об Архангельском походе, вторая - об осаде Шлиссельбурга русскими войсками. Автор рисует идеальный образ просвещенного монарха в назидание потомкам, создавая невыгодный фон для «дщери Петровой». Написана поэма традиционным для этого жанра героическим размером - александрийским стихом. Поэма о Петре также связана с главной ломоносовской темой - темой науки. Петр был смелым новатором во многих областях жизни, первооткрывателем. Ломоносов подходит к его образу не просто как одический панегирист, а как учёный-историк, он (повторим его мысль из оды 1747 года) желает «на жизнь и на дела взглянуть». Драматургия М.В.Ломоносова. Ломоносов написал трагедию "Тамира и Селим" в ноябре 1750 года. В трагедии освещены события Куликовской битвы, но русские на сцене не действуют совсем, драматург показывает, что происходит во время Куликовской битвы в стане татар, в Крымском царстве. О подвигах русских зритель узнаёт из уст татарских военачальников. При таком изложении исторического события допустим и вымысел. В трагедии есть и вымышленные герои, и вымышленные ситуации. В работе над пьесой Ломоносов использовал исторические источники, в том числе произведения древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище». Древнерусские рукописи дали Ломоносову материал для достоверного описания Куликовской битвы. Положительные герои пьесы - Селим, Тамира, Нарсим. Селима Ломоносов награждает лучшими человеческими качествами - разумностью, просвещенным умом. Страсти Селим подчинил уму. Автор весьма своеобразно решает эту основную проблему классицизма. У Ломоносова страсти обузданы наукой и просвещением. Занятия наукой не оставляли времени для любовных приключений. Однако, увидев прекрасную Тамиру, Селим отдаётся своему чувству. Ломоносов подчеркивает превосходство Селима над грубым невеждой и предателем Мамаем. Ломоносов совершенно убеждён в возможности добрых отношений с магометанским миром. Трагедия «Демофонт» создана Ломоносовым в декабре 1750 - октябре 1751 года, опубликована в конце 1752 года, не ставилась ни разу. Это одна из первых попыток творческого освоения русской драматургией античного наследия. Действие происходит в Сесте - Фракийском приморском городе, после гибели Трои, в царских палатах. Основа сюжета - миф о Демофонте - сыне афинского царя Тезея, участнике войны против Трои. Демофонт спешит после победы в Афины к отцу, но буря заносит его к берегам Фракии, где переживает любовные перипетии. Тема разрабатывается и на лирическом, и на эпическом уровнях: никому нет покою, всюду неустроенность жизни всех, вот почему погибают почти все герои пьесы. Любовь и политика осложняют традиционную драматическую структуру произведения. Творчество Ломоносова демонстрирует, что искусство классицизма - не засушенная рационалистическая схема, что оно богато метафоричностью, страстью, высоким патриотическим чувством. Ломоносовский классицизм обогащён многими литературными традициями его времени, в том числе и барочными, но не они играют определяющую роль в его поэтической системе. Это гениальный русский поэт, и рассматривать его нужно во всем богатстве его творческой индивидуальности. Лекция 11. Творчество А. П. Сумарокова (1717 - 1777) 1. Эстетические взгляды А.П.Сумарокова. 2. Сатирические жанры. 3. Трагедии. Вопрос № 1 Восстановите название рассказа Ф. Искандера «… подвиг Геракла» Вопрос № 2 Сколько было лет Марии Троекуровой, героине повести А. Пушкина«Дубровский»? Вопрос № 3 Определите, сколько произведений И. Тургенева здесь представлено: «Портрет», «Муму», «Пересолил», «Воробей», «Бежин луг», «Пропавшая грамота», «Русский язык», «Лошадиная фамилия» Вопрос № 4 Сколько жанров лирики здесь представлено: эпиграмма, басня, новелла, сонет, элегия, ода, поэма, трагедия Вопрос № 5 Сколько 3-сложных стихотворных размеров вы знаете? Вопрос № 6 Какой слог является ударным в стопе дактиля? Вопрос № 7 Сколько произведений из перечисленных не входят в состав сборника Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Станционный смотритель», «Пропавшая грамота», «Хамелеон», «Хирургия», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Левша» Вопрос № 8 В каком году в Царскосельском лицее состоялся переводной экзамен, на котором Пушкин прочитал «Царскосельскую оду» в присутствии Г. Державина? Вопрос № 9 Из скольких строк состоит сонет? Вопрос № 10 Сколько муз сопровождали Аполлона, покровителя искусств? Вопрос № 11 Историческому событию какого года посвящена басня И. Крылова «Волк на псарне»? Вопрос № 12 Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе? Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 классЧасть 1. Произведения, которые ты прочитал. 1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях: а) сказка; 2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл: а)стихотворение; 3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом: а) сказка; 4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов: а) сказ; 5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа: а) повесть; 6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора: а) сказ; 7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра: а) повесть; Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины? 8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: а) аллегория; 9. Исследовательское прочтение художественного текста: а) аллегория; 10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий: а) аллегория; 11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях: а) кульминация; 12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении: а) кульминация; 13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении: а) кульминация; 14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому: а) сравнение; 15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим: а)сравнение; 16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: а) сравнение; Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности). 17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»: а) мачеха; 18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»: а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»; 19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»: а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»; 20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»: а) Никита из рассказа А. П. Платонова; Часть 4. Внимательный ли ты читатель? а) чудо-юдо; 22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова: а) отступить; 23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; 24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар: а) постоянно думал о побеге; 25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге: а) «С тайгой надо дружить!»; Критерии оценки:
РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ!!!☺ Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии - А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы «учить» их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале - их героями были деятели отечественной истории. С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление - сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная . Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза» , «Письма русского путешественника») . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво. Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника - своя уникальная ... Антиох Камтемир (1708-1744) Русский писатель Антиох Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как автор научных трудов («Описание Молдавии» , «История возвышения и упадка Оттоманской империи» и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал «злонравных» дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений («На хулящих учение» , «На зависть и гордость дворян злонравных...» , «О воспитании» , «На человеческие злонравия вообще...» и др.) . 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров» была при Елизавете Петровне запрещена как «противная вере и нравственности» . А. Кантемир написал также религиозно-философское произведение «Письма о природе и человеке» . Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре. В. К. Тредиаковский (1703-1768) Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г. бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том же году за счет своего покровителя, князя А. Б. Куракина, издал первое печатное произведение- «Езда в остров любви» , перевод старинной книги французского автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу сделало его знаменитым, модным поэтом. В 1733 г. В. К. Тредиаковскому поручено было в Академии наук «вычищать язык русской пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочими... переводить с французского на русский язык все, что ему дается» . По-разному относились к нему современники: одних он удивлял своей образованностью, знанием латинского, французского, итальянского языков, красноречием, других поражал лакейством придворного поэта, способного на грубую лесть и самоунижение. При поднесении императрице Анне Иоанновне своих од Тредиаковский должен был ползти на коленях от самых дверей залы до трона... Поведение Тредиаковского, в самом деле, не всегда отличалось благородством, но и власть в эту пору не стеснялась собственной грубости и жестокости. Искренне преданный русской словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии. В 40-х годах XVIII в., в елизаветинское время, поэтическую пальму первенства отобрали у него М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. А. П. Сумароков (1718-1777) Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник - отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «рыцарскую академию» - Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры - поэтическое послание А. П. Сумарокова к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова «Хорев» . Герои ее - киевский князь Кий, его брат и наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они - люди благородные, исполненные чувства долга. Отрицательные персонажи - весь «подлый народ» . Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета Петровна узнала о постановке - и спектакль был повторен уже при императорском дворе. А. П. Сумароков писал не только трагедии («Пустынник» (1757) ; «Ярополк и Димиза» (1758) и др.) , но и комедии. Одна из лучших - «Опекун» , поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: «Человек праздный, прибытко-жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший... Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем» . У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался... в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с матерью. Одним из первых Сумароков воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол Екатерины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества: «Сделать русских крепостных людей вольными нельзя... будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань... А это примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких благородных чувствий еще не имеет» . Екатерина II с раздражением написала на полях рукописи А. П. Сумарокова: «Господин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтобы быть хорошим законодавцом, он связи довольной в мыслях не имеет» . Сумароков дослужился до чина действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Его перу принадлежали также философские и математические труды. Последние годы он провел в Москве. Слава его увядала. Желчный поэт имел много врагов, и они ему мстили. Сумароков жаловался Г. А. Потемкину: «Я человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с холода» . Преследуемый, несчастный поэт пристрастился к спиртному, что и ускорило его смерть. Д. И. Фонвизин (1745-1792) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, Писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» . И в самом деле, «друг свободы» острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувствовал историческое зло - отсутствие в России «государственных законов» . А потому - пророчески писал: «Где... произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может; там есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и обязанностей» . Д. И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 г. (по другим сведениям - 1744 г.) . Отец его, служивший в Ревизион-коллегии и вышедший в отставку в 1762 г., был замечательный человек, бескорыстный, честный, о котором сын вспоминал с теплотой и гордостью: «В передних тогдашних знатных вельмож никто его не видывал» . Некоторые его черты нашли воплощение в положительных героях писателя. В 1762 г. Фонвизин закончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в коллегию Иностранных дел. С 1769 г. он - один из секретарей графа Н. И. Панина. В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. Славу ему принесла комедия «Бригадир» . Ее действующие лиц - дворяне. Комедийный конфликт, казалось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязывают в женихи несимпатичного и неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома: «Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский» . Успех «Бригадира» был оглушительным. Н. И. Панин говорил про героиню комедии Акулину Тимофеевну: «Когда он (Д. И. Фонвизин) роль ее читает, то я самое ее вижу и слышу» . В русской литературе рождался новый - подлинный - характер героев. В 1787 г. Д. И. Фонвизин побывал во Франции. Восхищенный развитием в этой стране «фабрик и мануфактур» , театрального драматического искусства, писатель разглядел и другое: «Первое право каждого француза есть ; но истинное настоящее его состояние есть рабство, ибо бедный человек не может снискивать своего пропитания иначе, как рабскою работою, а если захочет пользоваться драгоценною своею вольностью, то должен будет умереть с голоду» . В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства. В забвении дворянством собственного долга перед страной он видел корень всех общественных бед. В 1783 г. писатель обращался к Екатерине II: «Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие... Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце» . Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина- комедия «Недоросль» . «Эта комедия - бесподобное зеркало» , - писал о «Недоросле» В. О. Ключевский. И добавлял: «Комедия не лиц, а положений» . Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений... Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина...» , - писал историк. Что же объясняет нам «Недоросль» своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?» В этих словах - исторический смысл комедии. Простакова - «мастерица толковать указы» - хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие. Многие дворяне, не привыкшие к самостоятельной ответственности, поняли подписанный Петром III указ как освобождение от всех обязанностей и получение новых прав по отношению к крепостным. «Значительная часть дворянства в прошлом столетии не понимала исторически сложившегося положения своего сословия, и недоросль, фонвизинский недоросль Митрофан , был жертвой этого непонимания» , - писал В. О. Ключевский. Комедия Д. И. Фонвизина отразила момент перелома в положении русского дворянства. Оно освобождалось от рабской привязанности к государству, но еще с трудом привыкало к мысли о гражданской ответственности. Дворянству предстояло освоить новую роль - хозяина на земле, рачительного, доброго, бережливого, сознающего свой долг, свои права и обязанности. Только постигнув эти азы свободы и вольности, можно было искупить «исторический грех» обладания крепостными «душами» . В ту осень 1782 г., когда актеры впервые смешили публику, представляя на сцене Митрофанушку и госпожу Простакову, произошло знаменательное событие: был открыт памятник Петру Первому. Если бы дворяне учились, как того хотел великий преобразователь, то Фонвизин написал бы оду. Вышла же комедия. Писатель из своего XVIII века как бы предупреждал грядущие поколения дворян: «комедия» может кончиться настоящей драмой... Если домашнее задание на тему: » Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.   Цели :
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1 ), учебники литературы 9 класс. Ход урока.1. Организационный момент.Проверка готовности класса к уроку. 2. Сообщение темы урока.В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин). Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы. А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:
3. Основная часть.1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова Слайд 3 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка». Слайд 4 В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть Слайд 5. Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг. Слайд 6 Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье» Слайд 7 В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Слайд 8 В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию Слайд 9 В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии Слайд 10 В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Слайд 11 Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Слайд 12 В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. Слайд 13 В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян». 2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы Слайд 14 Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер:
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей. 1) Теория трёх стилей Слайды 15-17 2) Работа со статьёй учебника стр.128-132. Задание : составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске .
3) Работа в группах 1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом? 2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:
3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт? 4 группа. Определите слова в соответствии стилю:
5 группа . На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений. 4) Реформа стихосложения Слайд 18 М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения. Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования Слайд 19 До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги. Слайд 20 М.В.Ломоносов, опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке, выступает за чередование мужской и женской рифм. В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии. Я знак бессмертия себе воздвигнул Слайд 21 Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений 3. Память о Ломоносове Слайд 22 Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры Слайд 23 Прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл? Памятники М.В.Ломоносову Слайды 24-25. Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему? Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему? Слайд 26 Орден Ломоносова. За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом? Как вы думаете, почему? 4. Подведём итоги.Что нового вы узнали на уроке? Что ещё хотели бы узнать? Над чем вы задумались, уходя с урока? 5. Домашнее задание.Обязательно: По желанию: Составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова». Составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа» Подобрать высказывания известных людей о Ломоносове Учитель А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?