Главная - Невербальное общение
Ранние работы малевича. Работы Малевича по годам: описание, фото

Если говорить в общем, содержание сборника научно-фантастических работ К.Э. Циолковского весьма интересно и даже увлекательно. Эти работы вызывают огромный интерес, заставляют (размышлять о многих чисто конкретных задачах, которые ставит навигация в космическом пространстве, и будут способствовать увеличению числа энтузиастов в этой области науки и техники. Такие произведения, как «На луне», «Вне Земли» н другие читаются с интересом и оставляют глубокий след в памяти читателя.

В сборнике отражено мировоззрение К.Э. Циолковского, оригинального мыслителя, ученого-самоучки, основоположника я горячего энтузиаста космической навигации. Он стремился обосновать в своих работах мысль о том, что человек, будучи всем своим существом связан с родной планетой, все же безмерно выиграет, если постепенно завоюет космическое пространство. Он доказывал, что жизнь в космическом пространстве, где нет ускорения силы тяжести по отношению к обитаемому помещению-ракете, или даже на таких телах, как Луна или астероиды, где сила тяжести чрезвычайно мала по сравнению с Землей, представляет огромное преимущество, поскольку при этом при той же затрате энергии можно будет производить несравненно большие работы. Кроме того, при отсутствии всяких болезнетворных микробов, пользуясь непрерывной радиацией Солнца в созданных искусственно помещениях с регулируемой температурой, влажностью и составом воздуха, можно будет культивировать разнообразные растения, поставляющие продукты питания для человеческого населения и, с другой стороны, поглощающие выделения животных организмов.

Осуществление подобного равновесия между животной и растительной жизнью на больших космических ракетах, равновесия, позволяющего неопределенно долгое существование в космическом пространстве при условии лишь регулированного потребления энергии солнечных лучей, представляет весьма интересную идею, которую следовало бы детально рассмотреть для возможности ее осуществления.

Можно также согласиться с мыслями автора о том, что жизнь будет прекрасно развиваться и процветать и при отсутствии силы тяжести и что для животных организмов атмосферное давление может быть гораздо ниже обычного, нормального на Земле. Интересны соображения К.Э. Циолковского о разных приспособлениях, обеспечивающих удобства существования внутри ракеты при отсутствии силы тяжести.

Очень увлекательны его описания лунных пейзажей, путешествий по Луне и даже его фантазии относительно прыгающих лунных животных или животно-растений, которые прячутся в ущельях или бегут за солнцем, чтобы уйти от надвигающегося холода лунной ночи. Даже эти фантазии кажутся уместными, так как при всей своей неправдоподобности они смягчают картину суровой обстановки природы Луны.

Однако К.Э. Циолковский чрезмерно фантазирует, когда переходит к описанию воображаемой жизни интеллигентных существ на всевозможных планетах - Меркурии, Марсе, астероидах и т. п. Поэтому такие произведения или отрывки, как «Живые существа в Космосе», «На Весте», «Меркурий», «Марс», «Астероиды» и некоторые другие, являются чистейшей воды фантазией и там, где говорится о мыслящих существах на этих планетах и астероидах, не содержат познавательного материала. К таким работам относится и «Эфирный остров» - о строении и эволюции Вселенной. Автор предполагает, в соответствии с воззрениями физиков XIX в., что существует «световой эфир», который, по его предположению, не распространяется далеко за пределы доступной нам материальной Вселенной. Таким образом, по мнению автора, наша система галактик должна быть безнадежно изолирована от других аналогичных систем, так как при отсутствии между ними эфирной среды, передающей распространение света, никакой возможности их наблюдений быть не может. Подобные произвольные утверждения - это надо подчеркнуть - совершенно не гармонируют со всем мировоззрением Циолковского, которое не знает преград в познании бесконечной вселенной.

Однако и в приемлемых с научной точки зрения работах Циолковского имеется ряд погрешностей, которые следует отметить.

Прежде всего автор недостаточно учитывает то, что и при ослаблении силы тяготения остается та же инертная масса, для сообщения которой известного ускорения требуется приложить ту же силу, как и в земных условиях. Далее, слишком переоценивается возможность защиты живого существа от чрезмерного ускорения, возникающего, например, при разгоне ракеты, путем погружения этого живого существа в замкнутый сосуд с водой. Правда, как и говорит Циолковский, резкие удары по оболочке подобного сосуда почти не передаются на заключенный внутри его организм. Но резкие торможения или ускорения всего сосуда в целом оказываются достаточно чувствительными и могут быть даже губительными. Автор совершенно недооценивает опасность от столкновений с метеоритами. Курьезны и могут быть отнесены к свойственному К.Э. Циолковскому юмору описания возможной ловли болидов, подлетающих к космическому кораблю, при помощи сетки, подобной сеткам для ловли бабочек. В действительности каждое попадание любого из многочисленных микрометеоритов производит небольшой взрыв и, как следствие, некоторую вмятину на оболочке космического корабля. Подобные попадания, которые должны происходить весьма часто, почти мгновенно разрушат проектируемую автором наружную оранжерею, защищаемую лишь тонкими стеклами от окружающего космического пространства. Даже на большом расстоянии от Земли, когда разгон метеорита земным притяжением будет почти отсутствовать, относительная скорость встречи с космическим кораблем все же составит километры и даже десятки километров в секунду. При значительных массах метеоритов это представит значительную угрозу для целостности космического корабля.

Различные факторы получают в отдельных произведениях Циолковского иногда неточную оценку. Например, несколько раз указывается на то, что температура нагрева в фокусе зеркал, конденсирующих солнечные лучи, при известной светосиле доходит до 6000°. Подобную температуру нагрева можно чисто теоретически представить себе только в том случае, когда угловые размеры Солнца увеличиваются зеркалами до размеров полной сферы, что практически невозможно.

В соответствии с представлениями того периода, когда писались данные произведения, Циолковский говорит о том, что каждая звезда окружена семьей планет и все эти планеты обитаемы, независимо от их температур и остальных физических условий. По его мнению, которое, впрочем, неоднократно высказывалось и другими авторами, живой организм может быть составлен из любых элементов, которые при данной температуре могут дать жидкие соединения. Здесь мы не находим даже упоминания об уникальной роли для построения живого организма соединений углерода с кислородом, водородом, а также с азотом, которые требуют совершенно специфических и строго ограниченных условий. Существование какой бы то ни было атмосферы К.Э. Циолковский также не считал обязательным условием для существования органической жизни, полагая, что организмы могут вырабатывать и обходиться своими собственными внутренними атмосферами. Нет надобности указывать на всю фантастичность подобных представлений.

Ревностная пропаганда завоевания космического пространства - большая заслуга К.Э. Циолковского. Но фантазия его в этом отношении не знает границ. Он хочет подчеркнуть, что переселение человечества на другие планеты вблизи какого-либо другого солнца станет необходимостью, когда наше собственное Солнце начнет значительно остывать, а это, по его мнению, может случиться уже через несколько миллионов лет. Конечно, во времена Циолковского единственным источником поддержания солнечного лучеиспускания считалась гравитационная энергия сжатия. Однако в настоящее время нельзя думать, что возможно охлаждение Солнца в прямом смысле этого слова - оно может в конечном счете перейти в разряд белых карликов-звезд, необычайно уплотненных, с ничтожным лучеиспусканием, но с высокой внутренней температурой. Подобный процесс потребует, по крайней мере, несколько миллиардов, а не миллионов лет. В отдельных произведениях он высказывает мысль, что население многочисленных планетных систем, имеющихся в разных областях Вселенной, для предотвращения опасности, возникающей от «выхода в тираж» своих солнц, организует своего рода ассоциации или союзы взаимопомощи для содействия переселениям на наиболее подходящие планеты. Тем самым фантазия автора доходит уже до крайних пределов.

Александр Ткаченко

ЦИОЛКОВСКИЙ

Путь к звездам

Предисловие

В самом центре города Калуги стоит необычный памятник в виде огромной, сверкающей на солнце ракеты. А рядом с ней - бородатый человек в очках. Близоруко щурясь, смотрит он в небо. Это памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Кто он такой и почему его изобразили рядом с ракетой? Быть может, он построил самый первый космический корабль? Нет, первую ракету, вышедшую в открытый космос, сделал знаменитый инженер Сергей Павлович Королёв.

Ну, тогда, возможно, он был первым космонавтом, полетевшим на ракете к неизведанным мирам? Но, конечно, все знают, что первым космонавтом Земли стал Юрий Алексеевич Гагарин.

А Константин Циолковский был обыкновенным учителем в небольшом городке. И не то что в космос на ракете, но даже и на самолёте-то ни разу в жизни не летал. Но и Королёв, и Гагарин почитали для себя за честь побывать в его маленьком домике на берегу реки. А в Москве возле Музея космонавтики ему тоже стоит памятник - взлетающая в небо ракета и Циолковский, наблюдающий за её полётом.

Что же это за удивительный человек и за что ему ставят памятники с ракетами? А вот об этом мы сейчас и расскажем.

Летит, летит ракета вокруг земного света…

Отправиться в космическое путешествие люди мечтали давно. Но как преодолеть земное притяжение? Попробуйте подпрыгнуть - сразу и ощутите на себе эту силу, которая тут же вернёт вас обратно на землю. Как же учёным победить её, чтобы отправить космический корабль в космос? Для того чтобы выйти за пределы земного притяжения, он должен разогнаться до восьми километров в секунду! Или почти до двадцати девяти тысяч километров в час!

И вот больше ста лет назад простой калужский учитель Циолковский сделал открытие, которое проложило путь в космос для всего человечества. Он придумал ракету - летательный аппарат с реактивным двигателем!

Простейший реактивный двигатель вы и сами можете сделать из обыкновенного воздушного шарика. Попробуйте надуть его, но не завязывать хвостик, а выпустить из рук. Шарик тут же начнёт метаться в разные стороны, пока из него не выйдет весь воздух, толкающий его вперёд. Это и есть реактивное движение - такое же, как и в ракете. Только ракету толкает вперёд не воздух, а струя раскалённого газа. И летит она не как попало, а по строго рассчитанному курсу.

Вот такую ракету и предложил Циолковский отправить в космос. Правда, в его время технических возможностей для этого ещё не существовало. Автомобили только учились ездить, теплоходы - плавать, а самолёты - летать. Но Циолковский верил, что когда-нибудь люди создадут такие двигатели, с помощью которых смогут вырваться за пределы Земли. Как мы теперь видим, он оказался прав. Но совсем иначе думали его современники, когда Циолковский мечтал о будущих космических путешествиях. Многие считали его тогда фантазёром и чудаком. Почему? А сейчас вы сами поймёте.

С зонтиком по льду

Представьте себе такую картину: по заснеженной калужской улице метёт позёмка. Холодно на дворе, февраль. Редкие прохожие кутаются в тёплые шубы и тулупы, поднимают воротники повыше. Все торопятся побыстрее добраться к теплу и уюту своего жилища. Лишь на углу переминается с ноги на ногу городовой в форменной шинели, ведь ему нельзя уйти с поста даже в такой холод. Вдруг из дальнего конца улицы доносится громкий лай собак. Он всё ближе, и вот уже видно, что десятка два бродячих псов с возмущённым лаем несутся за странной фигурой.

Это пожилой мужчина в длинном пальто и с раскрытым чёрным зонтом мчится на коньках вниз по улице к замёрзшей реке. Снег залепил его очки, борода и длинные седые волосы тоже забиты снегом, шляпа чудом держится на самой макушке. Но лицо у человека счастливое, как у десятилетнего мальчика, удравшего на каток со школьных уроков.

Ветер воет, собаки лают, мужчина с зонтиком проносится на коньках мимо городового, и вся эта шумная компания быстро исчезает в клубах снежной пыли.

Это ещё что такое? - испуганно спрашивает у городового случайный прохожий в тяжёлой бобровой шубе. - Неужели сумасшедший убежал из лечебницы? Его нужно поймать, пока он не натворил какой-нибудь беды!

Никак нет, ваше благородие, - солидно отвечает городовой. - Сумасшедших на улице у нас нету. А это наш учитель развлекается, Константин Циолковский. Вы, должно быть, не местный? У нас его тут все знают. Человек смирный, мухи не обидит. Так что не извольте беспокоиться.

Безобразие какое-то… - ворчит господин, усаживаясь в крытые сани к подъехавшему извозчику. - Представляю, чему такой учитель может научить детей…

Через мгновение лошади уносят сани с сердитым господином по заснеженной улице. А городовой смотрит вслед и с ухмылкой заключает:

Точно, не местный. Кто ж это в Калуге не знает Циолковского?

И ведь прав был городовой! Для калужан чудачества Константина Эдуардовича давно уже стали привычным делом. В своём дневнике он пишет: «Сколько раз в бурю с зонтом я мчался по льду силою ветра! Это было восхитительно». Конечно, восхитительно. И собакам - развлечение! Жаль только, что не все горожане понимали, что чудак, гоняющий с зонтиком на коньках, - это гений, который через несколько десятилетий прославит их город на весь мир. Ведь свои научные работы Циолковский тогда почти не публиковал, на конференции учёных в Москву и Петербург не ездил. Даже диплома о высшем образовании у него не было, потому что в университете он не учился.

Но почему же гениальный Циолковский не участвовал в научной жизни России? Для этого была очень уважительная и печальная причина. Дело в том, что Константин Циолковский был… глухой.

Гениальный самоучка

Однажды мальчик Костя заболел скарлатиной . Болезнь не то чтобы очень опасная: болели ею в те времена многие дети и обычно полностью выздоравливали. А вот у Кости скарлатина дала тяжелейшее осложнение на уши. В результате он почти целиком утратил способность слышать в возрасте десяти лет. Пение птиц, голоса друзей, музыка, шум ветра в верхушках деревьев - всё это для него исчезло навсегда. Учиться вместе с другими детьми он теперь не мог, потому что не слышал ничего из сказанного учителем на уроке.

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Безработная

Женщина

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах.

Яблоня в цвету

Жнец на красном фоне

Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).

Две женщины в саду

Женщина в желтой шляпке

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.).

На сенокосе

Мужчина

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

Женщина-работница

Солдат первой дивизии

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)

Пловцы

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

Портрет дочери художника

Бегун

На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917.

Две мужские фигуры

Плотник

В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Сбор урожая

Крестьянка

В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.

Летчик

Корова и скрипка

В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

На даче

Портрет Ивана Клюна

В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой).
В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом.

Станция без остановки. Кунцево

Портрет Уны

В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Три женщины

Садовник

В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

Купальщицы

Лесоруб

В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

Супрематизм

Самовар

В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

Голова

Портрет жены художника

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

Крестьянин

Красная фигура

В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность».

На бульваре

Весна

Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.

Высшее общество в цилиндрах

Портрет члена семьи

В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл.

С коляской

Пейзаж

В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

Жница

Спортсмены

В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.

Желтый хаос

Супрематизм

В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы. Живописец, график, педагог, теоретик искусства. В 1895-1896 занимался в Киевской рисовальной школе, в середине 1900-х посещал занятия в Московском училище ваяния и зодчества и Строгановском училище, учился в частной студии в Москве.

Пейзаж с белыми домами

Красная конница

Участвовал во многих выставках, инициированных Михаилом Ларионовым, а также в мероприятиях петербургского общества "Союз молодежи" (1911-1914).

В 1915 году на выставке в Петрограде показал тридцать девять полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение "Черный квадрат". Супрематическкую беспредметность рассматривал как новую ступень художественного сознания.

Цветочница

Весений пейзаж

С конца 1919 года по весну 1922 года жил и работал в Витебске. После переезда в Петроград (1923) возглавил Музей художественной культуры, впоследствии - Государственный институт художественной культуры (Гинхук, закрыт в 1926), где под его руководством учились и работали Николай Суетин, Константин Рождественский, Анна Лепорская.

Черный квадрат и красный квадрат

Черный крест

После поездки в Польшу и Германию (1927) возвратился к фигуративной живописи. В 1928-32 гг. создал более сотни живописных работ и множество рисунков, вошедших во "второй крестьянский цикл". Большую их часть показал на персональной выставке в Третьяковской галерее в 1929 году.

Черный квадрат

Родился Казимир Северинович Малевич в 1879 году в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.

До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).

В 1896 году Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.

Первая поездка в Москву

В 1905 году Малевич уехал в Москву. Он попытался поступить в Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году он предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.

Окончательный переезд в Москву

В 1907 году вся семья перебралась в Москву. Казимир стал посещать занятия по художественному творчеству.

В 1909 году он развелся и женился на Софье Рафалович, польке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в краткой биографии Казимира Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).

Признание и творческая карьера

В 1910 – 1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он знакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими авангардистами.

В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат». В 1916 году им было организовано общество «Супремус», где он пропагандировал идеи ухода от кубизма и футуризма к супрематизму.

После революции он, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени художник жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским , преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал .

Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.

В 20-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.

В 30-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.

В 1933 году он тяжело заболел, а в 1935 скончался. Захоронен недалеко от села Немчиновка, где долгое время жил и работал.

Другие варианты биографии

  • В 1930 году Малевич был посажен в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Германии. Но следователи и друзья в органах сделали все, чтобы через полгода художник вышел на свободу.
  • Мало кто знает, что кроме “Черного квадрата”, есть еще “Черный круг” и “Черный треугольник”, а сам “Черный квадрат” мастер переписывал несколько раз и только последняя, четвертая версия, его полностью удовлетворила.

Работы Малевича представляют собой одни из наиболее ярких проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Основоположник супрематизма, российский и советский художник вошел в историю мирового искусства с картиной "Черный квадрат", но только этой работой его творчество отнюдь не ограничилось. С самыми известными работами художника должен быть знаком любой культурный человек.

Теоретик и практик современного искусства

Работы Малевича ярко отображают положение дел в обществе в начале XX века. Сам художник родился в Киеве в 1879 году.

По его собственным рассказам в автобиографии, публичные выставки художника начались в Курске в 1898 году, хотя никаких документальных подтверждений этому обнаружено не было.

В 1905 году он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его не приняли. На тот момент у Малевича в Курске оставалась семья - жена Казимира Зглейц и дети. В их личной жизни наметился раскол, поэтому, даже не поступив, Малевич не захотел возвращаться в Курск. Художник поселился в Лефортово в художественной коммуне. В огромном доме художника Курдюмова жили около 300 мастеров живописи. Малевич прожил в коммуне полгода, но, несмотря на чрезвычайно низкую плату за жилье, через полгода деньги кончились, ему все-таки пришлось вернуться в Курск.

Окончательно перебрался в Москву Малевич только в 1907 году. Посещал занятия художника Федора Рерберга. В 1910 году начал принимать участие в выставках творческого объединения раннего авангарда Начали появляться картины, которые ему принесли мировую славу и признание.

"Супрематическая композиция"

В 1916 году работы Малевича уже довольно хорошо известны в столицы. В то время появляется Она написана маслом на холсте. В 2008 году была продана на аукционе "Сотбис" за 60 миллионов долларов.

На аукцион ее выставили наследники художника. В 1927 году она экспонировалась на выставке в Берлине.

На открытии галереи ее представлял сам Малевич, однако вскоре ему пришлось вернуться, так как советские власти не продлили ему зарубежную визу. Все работы ему пришлось оставить. Их было около 70. Ответственным был назначен немецкий архитектор Гуго Херинг. Малевич рассчитывал вернуться за картинами в самом ближайшем будущем, но за границу его так больше и не выпустили.

Перед самой своей смертью Херинг передал все работы Малевича, которые хранил у себя много лет, в городской музей Амстердама (известный также, как музей Стелелейк). Херинг заключил договор, согласно которому каждый год в течение 12 лет музей должен был выплачивать ему определенную сумму. В конечном счете, сразу после смерти архитектора, его родственники, оформлявшие наследство, получили всю сумму за раз. Таким образом, "Супрематическая композиция" попала в фонды амстердамского городского музея.

Наследники Малевича принимали попытки вернуть эти картины, начиная с 70-х годов XX века. Но они не увенчались успехом.

Только в 2002 году 14 работ из амстердамского музея были представлены на выставке "Казимир Малевич. Супрематизм". Она проходила в в США. Наследники Малевича, некоторые из которых являются гражданами Америки, возбудили иск против голландского музея. Руководство галереи пошло на досудебное соглашение. По его результатам 5 из 36 картин художника были возвращены его потомкам. Взамен наследники отказались от дальнейших претензий.

Эта картина по-прежнему остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

"Черный квадрат"

Одна из его самых обсуждаемых работ. Она входит в цикл работ художника, посвященных супрематизму. В нем он исследовал базовые возможности композиции и света. Помимо квадрата, в этом триптихе присутствуют картины "Черный крест" и "Черный круг".

Картину Малевич написал в 1915 году. Работа была сделана для итоговой выставки футуристов. Работы Малевича на выставке "0,10" 1915 г. были вывешены, что называется, в "красном углу". В том месте, где в русских избах традиционно висела икона, располагался "Черный квадрат". Самая загадочная и самая жуткая картина в истории отечественной живописи.

Три ключевые супрематические формы - квадрат, крест и круг, в теории искусства считались эталонами, которые стимулируют дальнейшее усложнение всей супрематической системы. Именно от них в дальнейшем уже рождаются новые супрематические формы.

Многие исследователи творчества художника многократно пытались отыскать изначальный вариант картины, который бы располагался под верхним слоем краски. Так, в 2015 году была проведена рентгеноскопия. В результате удалось вычленить еще два цветных изображения, которые располагались на этом же холсте. Первоначально была нарисована кубофутуристическая композиция, а над ней еще и протосупрематическая. Только затем все заполонил черный квардрат.

Также ученым удалось расшифровать надпись, которую художник оставил на полотне. Это слова "Битва негров в темной пещере", которые отсылают знатоков искусства к знаменитому монохромному произведению Альфонса Алле, которое тот создал в 1882 году.

Не случайно и название выставки, на который демонстрировались работы Малевича. Фото с вернисажа можно до сих пор отыскать в старых архивах и журналах того времени. Присутствие цифры 10 обозначало предполагаемое организаторами количество участников. А вот ноль говорил о том, что будет экспонироваться "Черный квадрат", который, по замыслу автора, собирается все свести к нулю.

Три квадрата

Помимо "Черного квадрата" в творчестве Малевича были еще несколько этих геометрических фигур. Да и сам "Черный квадрат" поначалу был простым треугольником. Он не имел строгих прямых углов. Поэтому с точки зрения исключительно геометрии являлся четырехугольником, а не квадратом. Историки искусства отмечают, что все дело не в небрежности автора, а в принципиальной позиции. Малевич стремился создать идеальную форму, которая была бы достаточно динамичной и подвижной.

Также существуют еще две работы Малевича - квадраты. Это "Красный квадрат" и "Белый квадрат". Картина "Красный квадрат" демонстрировалась на выставке авангардистов "0,10". Белый квадрат появился в 1918 году. В то время работы Малевича, фото которых сегодня есть в любом учебнике искусства, переживали стадию "белого" периода супрематизма.

"Мистический супрематизм"

С 1920 по 1922 год Малевич работал над картиной "Мистический супрематизм". Также она известна под названием "Черный крест на красном овале". Полотно написано маслом на холсте. Оно также было продано на аукционе "Сотбис" за почти 37 тысяч долларов.

По большому счету, это полотно повторяет судьбу "Супрематической конструкции", которая уже была рассказана. Она также оказалась в коллекциях амстердамского музея, и только после обращения наследников Малевича в суд, им удалось вернуть себе хотя бы часть картин.

"Супрематизм. 18 конструкция"

Работы Малевича, фото с названиями которых можно встретить в любом учебнике по истории искусства, завораживают и приковывают к себе пристальное внимание.

Еще одно интересное полотно - это картина "Супрематизм. 18 конструкция", написанная в 1915 году. На аукционе "Сотбис" она была продана в 2015 году почти за 34 миллиона долларов. Она также оказалась в руках наследников художника после судебного разбирательства с амстердамским городским музеем.

Еще одной картиной, с которой расстались голландцы, стала "Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении". Она обрела своего владельца в 2011 году. Ее приобрел институт искусств в Чикаго за сумму, которую не пожелал разглашать для публики. А вот работу 1913 года - "Письменный стол и комната" можно было увидеть на крупной выставке Малевича в мадридской галерее "Тейт". Причем картина была выставлена анонимно. Что имели в виду организаторы - неясно. Ведь в тех случаях, когда истинный владелец полотна желает остаться инкогнито, объявляют, что картина находится в частном собрании. Здесь же используется принципиально другая формулировка.

"Супрематическая композиция"

Работы Малевича, описание которых вы найдете в этой статье, дадут вам достаточно полное и четкое представление о его творчестве. Например, картина "Супрематическая композиция" была создана в 1919—1920 годах. В 2000-м на аукционе "Филлипс" ее продали за 17 миллионов долларов.

Эта картина, в отличие от предыдущих, после отъезда Малевича из Берлина в Советский Союз, осталась в Германии. В 1935 году ее вывез в США директор нью-йоркского музея современного искусства Альфред Барр. 20 лет она выставлялась в США в рамках выставки "Кубизм и Дело в том, что картину пришлось срочно вывозить - в Германии к тому времени к власти пришли нацисты, творчество Малевича попало в немилость. Его нацистское начальство относило к образцам Сначала директор Ганноверского музея прятал полотно у себя в подвале, а затем тайно передал Барру, который вывез бесценное произведение в США.

В 1999 году нью-йоркский музей вернул наследникам Малевича эту картину и несколько его графических работ.

Автопортрет художника

В 1910 году Малевич написал свой автопортрет. Это один из трех его автопортретов, написанных в этот период. Хорошо известно, что два других хранятся в отечественных музеях. Эти работы Малевича в Третьяковской галерее можно увидеть.

Третий же автопортрет был продан на аукционе. Изначально он находился в частной коллекции Георгия Костаки. В 2004 году на аукционе "Кристи" в Лондоне автопортрет нашел своего владельца всего за 162 тысячи фунтов стерлингов. Всего, потому что за последующие 35 лет его стоимость выросла примерно в 35 раз. Уже в 2015 году полотно продали на аукционе "Сотбис" почти за 9 миллионов долларов. Действительно, выгодное вложение денег.

"Голова крестьянина"

Если анализировать работы Малевича по годам, то можно установить определенную тенденцию, с помощью которой проследить, как развивалось его творчество.

Наглядный пример для этого - картина "Голова крестьянина", написанная в 1911 году. В 2014-м на аукционе "Сотбис" в Лондоне она ушла с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Впервые публика увидела эту картину Малевича в 1912 году на выставке "Ослиный хвост", которая была организована Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. После этого она участвовала в берлинской выставке 1927 года. Тогда сам Малевич подарил ее Гуго Херингу. Уже от него она по наследству перешла его жене и дочери. Наследники Херинга продали картину только в 1975 году, после его смерти.

В Русском музее

Работы Малевича в Русском музее представлены весьма широко. Здесь, пожалуй, находится самая богатая коллекция его произведений. К творчеству этого реформатора и педагога относятся с пиететом, его полотнам отводят самые почетные места.

Всего в фондах Русского музея сегодня находятся около 100 живописных работ, плюс не менее 40 графических. Многие из них с новыми датировками. Более точными. Уникальность коллекции, представленной в Русском музее, заключается еще и в том, что работ не просто много, они еще охватывают максимально широкий диапазон его творчества. Представлены как ранние произведения, практически первые опыты в живописи, так и поздние реалистичные портреты, на которых совсем не узнать кисть художника, который рисовал "Черный квадрат".

Смерть художника

Казимир Малевич умер в Ленинграде в 1935 году. Согласно его завещанию, тело положили в супрематический гроб, представляющий собой крест с раскинутыми руками, и кремировали.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS