Главная - Логопедия
Училище мухиной. Художественное училище им

Академия имени Штиглица – популярнейший ВУЗ России, привлекающий абитуриентов и туристов со всего мира. Мухинское училище, как его звали при советах, удивительным образом объединяет творческие таланты с их практическим применением – это настоящая «кузница» современных художников и реставраторов, архитекторов и дизайнеров, скульпторов и модельеров, дизайнеров всех направлений. Академия барона Штиглица привлекает творческую молодежь не только специальностями, но и прекрасным преподавательским составом, возможностью самореализации уже в процессе обучения и богатейшей историей.

История появления академии Штиглица в Санкт-Петербурге

Существует мнение, что когда человек добивается всего – богатства, славы и власти, он погружается в глубины поиска смысла собственной жизни. С этим феноменом столкнулся и барон Штиглиц – богатейший предприниматель и банкир, гениальный промышленник и международный деятель. Восторгаясь талантами архитекторов и художников, он чрезвычайно печалился о бедности большинства из них. Тщательные расчеты финансиста показали, что если творческую мысль направить в русло промышленности, то и доход мастеров возрастет в 7 раз.

Руководствуясь столь благими намерениями, в 1876 году он выделяет миллион рублей на строительство главного корпуса «училища технического рисования», еще 5 млн. для привлечения лучших преподавателей мира и столько же на закупку экспонатов для музея при академии, наглядно демонстрирующих студентам перспективы раскрытия их талантов.

Проектировкой здания, в котором впоследствии разместилась художественно-промышленная академия А.Л. Штиглица, была доверена немецкому архитектору Максимилиану Месмахеру, который позже и стал первым ректором учебного заведения. Уникальная концепция объединения всех стилистических направлений архитектуры и сейчас выделяет особняк Штиглица, главный корпус и здание музея. Стеклянный купол, беломраморные лестницы и изобилие лепнины – грандиозность постройки выделяет ее на фоне елизаветинского барокко Санкт-Петербурга.

Даже многие коренные петербуржцы не знают полного названия этого учебного заведения, хотя его неофициальное прозвище хорошо известно каждому горожанину. «Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия?» Это словосочетание никому ни о чем не говорит? А как насчет Мухинского училища или просто «Мухи»?

Появление этого прославленного учебного заведения связано с деятельностью известного предпринимателя и мецената, барона Александра Штиглица. Хотя на самих предприятиях Штиглица условия труда были близки к рабским, сам Александр Людвигович нередко испытывал желание «отдать свой долг обществу», выделяя средства на различные социальные проекты.

В 1876 году Александр Людвигович выделил 5 миллионов рублей золотом (баснословную по тем временам сумму) на создание Училища технического рисования. Это учебное заведение должно было готовить художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Для постройки здания училища было выбрано место у Фонтанки, где некогда располагались соляные «магазины» - склады. Эти складские постройки дали имя и ближлежайшему переулку - Соляному.

Для строительства училища был приглашен немецкий архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, который затем стал и первым директором нового учебного заведения. Штиглиц и Месмахер считали, что студенты должны учиться на лучших образцах мирового искусства, поэтому интерьеры здания были оформлены с царской роскошью в стиле итальянского Ренессанса. В дар своему учебному заведению Штиглиц так же преподнес коллекцию картин, стекла и ковров. Зарплаты профессорам и текущие расходы училища финансировались за счет процентов с капитала в один миллион рублей.

Поскольку сам Штиглиц был выходцем из Лифляндии, не стоит удивляться тому, что в первые десятилетия существования Училища технического рисования значительную часть его студентов составляли выходцы из Прибалтики, в особенности из нынешней Латвии. Так, например, там учился Рихард Зариньш, создатель герба и денежных знаков Латвии; автор государственного флага Латвии и её первой почтовой марки Ансис Цирулис, основатели профессиональной латвийской скульптуры — Теодор Залькалн, Густав Шкилтер, Буркард Дзенис и др.

После 1917 года училище было преобразовано и стало Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году они вместе с музеем и библиотекой влились в Петроградский ВХУТЕИН, а еще через два года Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать как самостоятельное учебное заведение. Музей же стал филиалом Государственного Эрмитажа.

Только в 1945 году на его базе было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище им.Мухиной В.И, которое вскоре стало одним из самых известных учебных заведений города. Среди выпускников Мухинского училища были М.Шемякин, супруги Ольга и Александр Флоренские, Дмитрий Шагин.

С Мухинским училищем связано много мифов и легенд. Так, перед экзаменами студенты приносят цветы ангелам, украшающим фонари перед в ходом в здание. По преданию это местное представительство ангела-хранителя города, чья штаб-квартира находится на Петропавловском соборе. Еще одна легенда связана с парадной лестницей «Мухи». Студенты-первокурсники имеют право ходить только по ее левой стороне, поскольку по правой стороне лестнице ходит Муза, нервно реагирующая на тех, кто отбивает ей пятки. На старшекурсников это правило по таинственным и загадочным причинам уже не распостраняется.

Еще одной достопримечательностью является стеклянный купол училища, который позволяет студентам зарисовывать интерьеры здания во время классных занятий. В советское время студенты, протестуя против тоталитаризма, нередко в пьяном виде поднимались на этот купол и лежали на нем обнаженные, шокировав рисовальщиков внизу. Легенда гласит, что стекло купола иногда не выдерживало тяжесть нагих тел и дело не обходилось без жертв…

Имелся в музее и зал Медичи , посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты. Зал Медичи в 1896 году (источник фото: ):

Второй этаж, куда, кроме как через Большой зал, можно было попасть по широкой Римской лестнице , отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. Так, экспозиция искусства Италии занимала пять залов, в том числе просторный зал Тьеполо , посвященный искусству Венецианской республики XVIII века и иногда называвшийся Венецианским залом (источник фото: ).

Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминала отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо (ок. 1725), приобретенных Месмахером специально для своего музея (сейчас они в Эрмитаже). Венецианский зал в 1896 году (источник фото: ):

Отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

М.Е. Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала (зала Тьеполо) (источник: ):

Экспозиция итальянского Возрождения размещалась также в зале Фарнезе , дизайн которого был навеян роскошной отделкой дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце, построенного в середине XVI века. Истинным шедевром Месмахера считали современники потолок этого зала, украшенный глубокими дубовыми вызолоченными кессонами. В зале экспонировались мраморные ренессансные рельефы работы венецианского скульптора Ломбарди, сосуды из горного хрусталя, шкатулки, миниатюрные портреты и др. Вид зала Фарнезе в 1896 году и в наше время (сейчас зал не относится к музею, а принадлежит Училищу) (источники фото: и ):


Показ истории развития итальянского декоративно-прикладного искусства завершали копии Лоджий Рафаэля (Папские галереи) . В этих украшенных гротескными орнаментами галереях экспонировалась итальянская мебель и ткани XVI-XVII века, а также фламандские и французские шпалеры (сейчас в Эрмитаже). Фрагмент стенной росписи Папских галерей, фото 1896 года (источник: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления Папской галереи (источник: ):

Французская анфилада музея была задумана Месмахером с целью показать развитие жилого интерьера Франции эпохи Возрождения. Для этого были созданы залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV и др. В каждом изящно оформленном зале располагались первоклассные произведения искусства, специально подобранные архитектором.

Так, зал Генриха II был оформлен резными филенками, темно-синим бархатом с королевскими гербами и гобеленами, а демонстрировались там произведения искусства французского Возрождения, в том числе фаянс первой половины XVI века. Также здесь были собраны образцы итальянской майолики. Заметным украшением зала был итальянский камин XVI века (источник фото: ).

Всё это позднее оказалось в Эрмитаже. А из всего декора зала до нашего времени сохранилась только богатая отделка потолка с глубокими дубовыми кессонами, украшенными королевским гербом Франции (источник фото: ).

Общий вид зала Генриха II в наше время (источник фото: ):

Камерный, но очень нарядный зал Людовика XIII был декорирован расписными балками, а стены обшиты деревянными панелями и расписаны арабесковым орнаментом. В зале давался обзор декоративно-прикладного искусства Франции первой половины XVII века.

Нынешний вид зала Людовика XIII (источник фото: ):

Французскому искусству второй половины XVII века был посвящен зал Людовика XIV , оформленный серией гобеленов «Месяцы, или Королевские резиденции» по эскизам Шарля Лебрена (сейчас шпалеры в Эрмитаже). Витрины были заполнены севрским и мейсенским фарфором. Также демонстрировалась коллекция старинных французских часов плюс художественная мебель королевского мастера Андре Буля (сейчас, опять-таки, в Эрмитаже). Зал Людовика XIV выглядел в то время так (источник фото: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV (

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS