Главная - Логопедия
Вклад русского гения в мировую культуру. Московский государственный университет печати

Тема 1. Первобытная культура


Синкретизм первобытной культуры

Основной характерной чертой первобытной культуры является синкретизм, где искусство, религия и игра слиты в единое целое.

На первом этапе развития первобытного общества господствует мистическое сознание. Все члены племени были задействованы в исполнении обрядовых и ритуальных песен и танцев. Посредством магических заклинаний, действий человек общался с природой. Человек верил, что с помощью магии он способен управлять духами природы. Отсюда можно вывести еще несколько характерных черт, присущих первобытной культуре: анимизм, тотемизм, культ предков.

Анимизм - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у человека, животных, растений.

Тотемизм, прежде всего, был связан с охотой. Первобытный человек, наблюдая за повадками животных, изучал их, что помогало ему при охоте.

Дологическое мышление первобытного человека было связано магически с предметами внешнего мира. Дологическая ментальность подчинялась принципу сопричастности (патриципации) - когда одно и то же существо может быть собою и чем-то иным. Первобытный человек чувствует себя не только человеком, но и животным, поскольку причастен к роду своего тотема.

Вмешательство сверхъестественных сил открывается посредством неожиданного. Эти силы могут быть благими или злыми, приносить удачу или неудачу. Магия, сны, видения, игры, присутствие мертвых дают человеку мистический опыт, в котором он черпает сведения о реальном мире.

Например, в представлениях о пространстве: 1 - конкретное пространство, которое занимает их племя; 2 - пространство, которое занимают сверхъестественные силы. Время также делилось на: 1 - экологическое, (связанное с природной средой), 2 - структурное, (связанное с общественной средой).

С помощью мифа объяснялись все тайны мира. Как из хаоса был создан мир, как появился культурный герой, научивший человека разводить огонь, охотиться и т. д. Миф стал частью ритуалов.


Тема 2. Культура древних цивилизаций


Мировоззрение древних египтян

Весь уклад жизни, быт египтян строился на системе религиозно-мифологических представлений и культов. В целом вся культура Египта имела сакральный характер. Существовала своя иерархия богов, среди которых верховными являлись: Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот.

По представлениям древних египтян их земля была создана богами и до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги- творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющую всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат.

К началу V династии в иерархии богов: 1 место занимает бог солнца Ра (или Амон Ра), единый бог Птах. Особое место принадлежит богу Осирису (царь загробного мира, вершитель судьбы, справедливости).

Боги также были и созидателями, творцами ремесел, искусств, письма, счета, магии и знания. Письмо воспринималось как священное слово Бога. Богом мудрости считался Тот, он же был владыкой счета и создателем письменности.

Важную роль в жизни египтян играл культ фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога солнца Ра. Ему приносили жертвы в специальных храмах. Таким образом, законодательная власть находилась в руках небесных богов, но исполнительная - в руках фараонов.

Фараон одновременно являлся и верховным жрецом и должен был исполнять наиболее важные ритуалы, от которых зависело процветание страны (например: он каждую весну бросал в Нил свиток с приказом о начале разлива). После смерти правитель отождествлялся с богом Осирисом.

В религиозных представлениях большое значение имел культ диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых. Священными животными считались: лев, корова, крокодил, сокол, пчела, змея, жук-скоробей.


Тема 3. Античная культура


Золотой век римской поэзии

Римская империя просуществовала пять веков - до 47 в. н.э. Из них самым благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э.- 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.

Большое влияние и широкое распространение получают основные течения римской философии - эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. В повседневной жизни империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, т. к. включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр.

В эпоху Империи также складываются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии. Самые известные, выдающиеся поэты считались Вергилий, Гораций и Овидий.

Вергилий являлся одной из главных фигур римской поэзии, он создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой воспевается природа и даются советы земледельцам. Вершиной творчества Вергилия считается неоконченная поэма «Энеида». Она посвящена странствиям Энея, родоначальника Рима.

Произведения Горация разнообразны по жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, сатиру, где высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетался со стоицизмом.

Овидий добился большого успеха благодаря любовной лирике. Одна из самых его известных мифологических поэм «Метаморфозы», повествует о превращениях людей и богов в животных, растений, звезды. Поэма «Фаты» посвящена римским религиозным праздникам. Самая веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержит наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа. Император Август рассмотрел в поэме насмешку над его законом о браке. За это произведение поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там же он написал «Скорбные элегии», где просил прощения, но так и не был прощен.


Тема 4. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры


Христианские праздники и таинства

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой, где сохранялось язычество. Христианство сохранило в себе некоторые элементы язычества: местом отправления культа служили капища, требища, храмы с алтарями, на которых приносились жертвы. Христианские службы также походят в храмах, однако и сам храм и алтарь утрачивают значение жертвенника. Множество языческих богов в христианстве заменил единый Бог - Иисус Христос. Все церковные праздники приурочены к появлению и жизни Иисуса: Рождество Пресвятой Богородицы (рождение матери Христа), Введение во храм Пресвятой Богородицы (посвящение трехлетней Марии служению Господу), Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (явление ангела, который принес весть о будущем появлении Сына Божия), Рождество Христово, Сретение Господне (встреча Богомладенца со старцем Симеоном), Крещение Господне или Богоявление, Преображение Господа Иисуса Христа, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово - Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие , средние и малые. К великим относятся двунадесятые и недвунадесятые праздники. Все перечисленные выше праздники относятся к первым (главным из них является Святая Пасха), ко вторым относятся дни памяти некоторых апостолов, святых, икон. Другие праздники установлены Церковью в честь Великих святых и Ангелов. По времени празднования праздники делятся на непереходящие (с фиксированной датой) и переходящие (с переходящей датой в зависимости от дня празднования Пасхи). Есть также праздники в честь святых и ежегодно совершаются празднования святым иконам.

Также у христиан имеются таинства - обряды, которые, по церковным вероучениям, сообщает верующим особую благодать. Таинства сопровождают человека по жизни от рождения и до смерти. К ним относятся:

Крещение - таинство посвящения младенца Богу.

Святое Причащение - вкушение освященного хлеба и вина, которые олицетворяют собой Тело и Кровь Христову.

Венчание - благословение супружеского союза, символа духовного союза Христа с Церковью.

Соборование или елеосвящения - таинство исцеления.

Отпевание - молитва об упокоении души усопшего.


Тема 5. Культура европейского средневековья


Рыцарская культура средневековья

Рыцарство как особое сословие Средневекового общества Западной Европы сложилось в XI , а достигло своего расцвета лишь в XII-XV вв. Первой причиной появления рыцарства явились внешние вторжения варваров в Западные земли, второй причиной стала сама церковь, которой необходима была сила, способная ее защитить. Роль «заступника Христа» играет фогт - выходцы из светской знати, исполнявшей судебные и административно-финансовые функции во владениях церкви, а также возглавлявшей войско. В качестве предводителя воинов фогт монастыря имел право участвовать в войне со своим знаменем. Иногда на знамени, которое считалось священным, изображались сакральные символы или лик святого покровителя.

В к. X- н. XI в. рыцарский класс, наконец, сформировался, в нем появились видимые различия: были богатые и бедные рыцари. Одни зависели от вассалитета, но жили в собственных домах, их образ жизни мало отличался от образа жизни зажиточного землевладельца. Другие входили в частные отряды синьора. Были рыцари «благородного» происхождения, имевшие свой социальный статус. А также рыцари, которые обязаны были служить на государственной, военной службе, подчиняясь приказам начальства.

И все-таки одной из главных задач, стоявших перед рыцарями, была борьба за веру, не раз принимавшая форму крестовых походов. Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ратные подвиги или добиваться успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями была честь, верность долгу, благородная любовь к Прекрасной Даме.

синкретизм христианство рыцарский ренесанс сентиментализм


Тема 6. Культура Ренессанса


Особенности французского Ренессанса

Французский ренессанс это эпоха возрождения во Франции XVI в. Искусство французского ренессанса включало в себя стили Франциска I, Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Но существенные особенности отличали его от Итальянского:

Художники в поисках новых форм в Италии опирались на античные традиции своей родины, что во Французском ренессансе отсутствовало.

Культура возрождения в Италии была тесно связана с демократическим движением городов за свою независимость и утверждением свободы творческой личности. Во Франции эта культура носила исключительно придворный, аристократический характер и связывалась с идеологией абсолютизма королевской власти.

Ренессанс во Франции начался позже (в XVI столетии) и развивался с помощью Итальянских художников. В Италии господствует маньеристический стиль и стал прививаться на французской почве, причудливо соединяясь с местными готическими традициями.

С художниками-маньеристами во Францию проникла и классическая архитектура. Началом распространения классицизма считают 1537 год, когда во Франции начали выходить «Семь книг об архитектуре» болонца С. Серлио в которых излагалось учение Витрувия. Идеи, заложенные в книге, начали определять развитие эмоционального искусства на протяжении VII века, второй половине VIII и XIX веков.

Под влиянием Д.Ж. Виньела и Серлио, которые работали при дворе, архитекторы перемешивали готику с классицизмом в результате получился новый тип полуготического, полуренесансного замка-дворца. (Например Шенонсо, Шамбор, Азей-де-Лидо)

Описание: замки представляли собой средневековую крепость с высокими стенами, подъемными мостами, башнями, но внутри имели более уютный и привлекательный вид.

В строительстве французам помогали Итальянские архитекторы: Ф. Делорму, П. Леску.

В скульптуре также отличительной чертой являлось соединение готики и классицизма (известные скульпторы были Ж. Пилон, Л. Ришелье).

В живописи родоначальником французского ренессанса стал Ж. Фуке, но у него не было последователей.

Отличительной чертой являются декоративные росписи (рисовальщик-орнаменталист и гравер Ж.-А. Дюсерсо)

В целом искусство французского ренессанса сумело избежать крайностей. Французский ренессанс определяли как превосходную сумму качеств и небольших мер, лёгкость изящество, тонкость вкуса, гармонию.


Тема 7. Культура нового времени


Сентиментализм в новоевропейской культуре

Сентиментализм возник во второй половине XVIII в., как оппозиция просветительскому обожествлению разума. Сентиментализм (от фр.- sentiment- чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. Возникло в результате разочарования в положительной роли цивилизации, царстве разума, провозглашенных идеологами века Просвещения.

Разуму противопоставлялся культ чувства как доминанту художественного творчества. Основную идею сентиментализма определяют слова Ж.-Ж. Руссо «Разум может ошибаться, чувство никогда!» Сентиментализм не выработал собственной эстетики, он занимал промежуточное положение между классицизмом и романтизмом. В искусстве, живописи, литературе, музыке сентиментализм представлял собой умонастроение. Для него характерно обращение к идиллическим картинам природы, к естественной жизни простых людей, тема маленького человека, неприятие цивилизованного общества.

В русской литературе ярким представителем стал Николай Михайлович Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). В европейской литературе черты сентиментализма можно найти у просветителя Ж.-Ж. Руссо в его произведениях «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь», где показаны жизнь и заботы простых людей, чувства, мысли, описание природы, идеализация крестьянского быта.

В живописи представителями сентиментализма были: Ф. Гойя, А. Ватто. Главными темами их произведений были природа, женщины, любовь и музыка. Художника интересовала тайна человеческой души.

В музыкальном искусстве наблюдается невиданный подъём. Сентиментализм представляют: Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Великие композиторы И.С. Бах, В.А. Моцарт. Произведения полны изяществом, логичностью, изысканностью, нежностью галантного стиля. Бах творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. В области вокально-драматической музыки самым известным произведением является кантата «Страсти по Матфею», рассказывающая о последних днях жизни Христа.

Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, пронзительной чистотой звучания и потому выходила за рамки какого-то определённого стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетались с эстетикой сентиментализма. Наиболее известные его оперы «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».


Тема 8. Культура XX-XXI вв.


Тоталитарное искусство как феномен культуры XX-XXI вв.

Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-30-е и 40-50-е гг., держится на пропаганде единой партийной идеологии, военизированном жестоком «порядке» и апологии «силы», а также на преувеличенной роли государственной «тайны».

Отличается жестокой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью, клишированностью форм; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям и в то же время псевдодемократизмом, выражающемся в поэтизации безликого «простого человека» из народа.

Тоталитарное искусство консервативно и архаично, его любимые образы - атлет, борец, воин, дородная мать-героиня, умиротворенный и величественный вождь, ликующие массы, семейная идиллия, как символ всеобщего счастья и пр. Нагнетание идеологической лжи, помпезности, преувеличенного оптимизма требовало столь же преувеличенного жизнеподобия, показной «правдивости» и наглядности, понятности и доступности, что создавало в результате характерный эффект неразрывной спаянности правды и лжи в искусстве. Фактически в тоталитарной культуре художественно-идеологический проект замещал реальность, и действительность превращалась в огромное, безграничное во времени и пространстве «произведение искусства».

Небывалая целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигалась при тоталитаризме за счет механизма селекции. Отсюда неизбежность насилия, классовой или национальной борьбы, террористических акций «устрашения», «возмездия», идеологических и политических кампаний против «инакомыслящих» всех направлений. Культуре отводилась роль «придатка политики», «служанки» режима.

В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры в тоталитарном государстве сами становились объектом селекции. «Верх» и «низ» в культуре менялись местами. Те компоненты культуры и те культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как лишние и ненужные, вредные или опасные, в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма.


Тема 9. История русской культуры


Обмирщение русской культуры в XVII веке

На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния и одновременно усиления европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ. Русская культура включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению.

Расцвет русской общественной мысли связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета.

В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Самуил Емельянович Петровский - Ситнианович (Симеон Полоцкий). Он был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Также были распространены его публицистические произведения во славу самодержавия. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума» им самим написанное, где он проповедует идеи древнего благочестия.

На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.

Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, практически сохранило традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия каждый 2-й или 3-й горожанин умел читать и писать. Обучение грамоте перестало быть церковной привилегией.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Совсем недавно прошла масштабная культурная акция «Ночь Искусств», в которой приняла участие и Центральная библиотека им. А. С. Пушкина. В канун этой акции культуре и искусству уделяется, как правило, особенно много внимания. На мой взгляд, об искусстве и культуре следует говорить не только в канун каких-то крупных дат и праздников, но и просто так, – считает библиотекарь отдела научно-популярной литературы Юлия Новикова. – Предлагаю сегодня познакомиться поближе не просто с талантливыми людьми, а людьми гениальными, которым удалось оставить неизгладимый след как в науке, так и в искусстве одновременно.

Наверное, у большинства самая первая ассоциация о феноменально гениальном человеке связана с М.В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – знамя нашей культуры, живой образ славного культурного прошлого великой русской науки. Так оценил научное наследие гениального ученого С. И. Вавилов. С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела, стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии. Трудно назвать то направление науки и культуры, которого бы не коснулся его всеобъемлющий талант. М.В. Ломоносов, по образному выражению А. С. Пушкина, был «первым нашим университетом». Сегодня Ломоносову, которого часто сравнивают с Леонардо да Винчи и другими титанами эпохи Возрождения, исполняется 305 лет!


Родился русский Леонардо в 1711 году в Архангельской губернии, недалеко от городка Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. В свое время отец учился в Москве на священника, в доме у них была библиотека, и сын унаследовал от отца страсть к чтению. Михайло получил достаточное образование для тех мест, а в 1730 году отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Основательно овладев латинским и греческим языками, Ломоносов открыл для себя античную и европейскую культуру. Он настолько успешно учился в академии, что в 1735 году его отправили в Петербургский университет, а в 1737 году в Германию для изучения горного дела, физики, химии, французского, итальянского и английского языка. В Марбургском и Фрайборгском университетах он овладел глубокими познаниями в этих областях. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Гениальный ученый был не только основоположником отечественной науки, но и великим поэтом-реформатором. Оды, стихи, послания Ломоносова открыли новую эпоху в русской литературе. Со школьной скамьи и на всю жизнь мы запоминаем поэтические строки, вошедшие в золотую сокровищницу русской поэзии:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

С полным правом мы называем его основоположником современного русского языка. Ломоносов написал грамматику русского языка ("Российская грамматика",1755) и первую риторику на русском языке. "Российская грамматика" стала самым популярным учебным пособием в 18 веке. На ней воспитывались многие русские учёные.

Михаил Васильевич Ломоносов знаменит и своими мозаичными картинами, где в полной мере воплотился его талант художника. В художественной мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаики: портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и грандиозное мозаичное полотно «Полтавская баталия».

Ломоносов внёс свою лепту и в развитие отечественной истории. Он одним из первых обратился к истории становления древнерусского государства . Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией. Его сочинение "Древняя Российская история" (1766) пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом, была переведена на другие языки.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов все усилия направил на составление нового "Атласа российского", основанного на точных географических данных. Для получения сведений Ломоносов разрабатывает анкету "Географические запросы" и добивается её рассылки во все губернии России. Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом – новые, более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы.

Далеко опережая современную науку, Михаил Васильевич первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят», предсказал существование Антарктиды.

Взгляды великого ученого значительно опередили его время. Много сил положил Ломоносов на открытие северного морского пути. Итогом напряженного труда и огромной исследовательской работы стали составленные им подробный план и маршрут плавания северной экспедиции. Самим ученым были сконструированы и изготовлены многие навигационные приборы для оснащения кораблей, например, морской барометр, «ночезрительная труба». Спустя более двух веков по чертежу Ломоносова в Советском Союзе были созданы специальные ночные бинокли, которые использовались на кораблях в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич был не только успешным ученым, но и счастливым семьянином. Как отмечают современники, он очень любил свою жену Елизавету Цильх, восхищался ей. Им до последнего дня удалось сохранить душевную близость. В браке у них родилась дочь Елена. Похоронен Ломоносов в Санкт-Петербурге в Некрополе 18 в.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский гений . Наверное, сложно сразу сказать, в чем Леонардо да Винчи преуспел больше: в науке или искусстве? Живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Свою юность Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в те годы был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у Леонардо да Винчи была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Здесь он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера и попал учеником в мастерскую к Верроккио. Верроккио поступил очередной заказ, нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Верроккио

Позже Леонардо пришлось переехать в Милан, где он стал особенно много внимания уделять анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи. В этот же миланский период, работая при дворе, сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Можно долго перечислять изобретения, творения, достижения Леонардо да Винчи. Наверное, в каждом разделе библиотечного фонда, будь то естественные науки, философия или техника, можно найти по удивительной книге о Леонардо да Винчи.

При всей своей феноменальной гениальности Леонардо да Винчи не удалось создать семью, а что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – талантливый композитор и известный химик. Его разносторонняя и плодотворная деятельность оставила яркий след в истории мировой культуры.

«Самобытный композитор, один из создателей русского симфонизма», «первоклассный химик, которому многим обязана химия», «основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов», «опора и друг учащихся» – эти слова принадлежат современникам Бородина. А современниками были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. Е. Репин, Д. И. Менделеев, М. П. Мусоргской и др.

Конечно, не все сферы приложения творческих сил Бородина равнозначны. В историю мировой культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, участник «Могучей кучки», создатель оперы «Князь Игорь» и «Богатырской» симфонии, утвердивших эпическое направление в русской музыке.

Не менее известен Бородин и как ученый-химик. В 1856 г. А. П. Бородин, под руководством выдающегося химика Н. Н. Зинина, с похвальным листом окончил Медико-хирургическую Академии. А уже через три года, в 1858 г., ему после успешной защиты докторской диссертации «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях» присуждается ученая степень доктора медицины. Научная деятельность А. П. Бородина высоко подняла авторитет отечественной химии.

Подобно лучшим, передовым представителям XIX века Бородин не замыкался в кругу только творческих интересов – будь то искусство или наука. Как величайший долг перед обществом рассматривал он свою деятельность в области женского медицинского образования, а также в работе Русского химического общества, Общества русских врачей и в ряде других.

В делах семейных жизнь Бородина сложилась не так радужно, как в искусстве и творчестве. Александр Порфирьевич женился весной 1963 года на Екатерине Сергеевне Протопоповой, однако детей в семье так и не появилось. Бородин скончался скоропостижно от инфаркта в возрасте 53 лет.


Льюис Кэрролл (1832-1898) – математик с детской душой. Уже с юных лет Л.Кэрролл демонстрировал свои выдающиеся математические способности. Л.Кэрролл после окончания школы поступил в престижный колледж Оксфордского университета, выиграл стипендию, удостоился отличия первого класса и уже юношей был назначен лектором по математике Оксфорда. Много времени Кэрролл уделял исследовательской работе по математике: он издал «Аналитический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Элементарное руководство по теории детерминантов», «Евклид и его современные соперники», а также «Математические курьезы» и «Символическую логику».

Однако, как чаще всего бывает в истории науки, долгое время считалось, что математическое наследие Кэрролла несущественно, т.к. основывалось лишь на нескольких учебниках; но в последнее время к математическим находках автора, ранее невостребованным, обращается все больше внимания. Многие достижения Льюиса в области математической логики намного опередили свое время. Кэрролл разработал графический метод решения логических задач – более удобный, чем пресловутый способ Эйлера или Венна. С искусством сравнивали способность Кэрролла решать так называемые сориты (сорит по-гречески «куча») – логические задачи, представленные цепочкой силлогизмов, у которых заключение одного силлогизма служит посылкой другого.

Интересным фактом является и то, что свои математические труды Л. Кэрролл подписывал своим настоящим именем Чарльз Доджсон, и только литературные пробы – псевдонимом. Как мы помним, наиболее известными произведениями Кэрролла являются его «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», но мало кто знает, что и многие свои математические изыскания автор посвящал детям. Так, в сборнике для детей «Логическая игра» автор разработал стратегию игры в «Пятнашки», а также представил огромное количество логических задач, например: в данный треугольник вписать такой шестиугольник, чтобы его противоположные стороны были равны и параллельны, три из них лежали на сторонах треугольника, а диагонали пересекались в заданной точке внутри треугольника.

Несмотря на то, что Л. Кэрроллу удалось достичь высот как в науке, так и в искусстве, в личной жизни добиться ничего не удалось. Л. Кэрролл умер в возрасте 65 лет, так и не связав свою жизнь ни с одной женщиной.

Друзья, я предлагаю Вам вспомнить еще выдающихся гениев науки и талантливых людей одновременно и рассказать о них кратко в комментариях!

А также напоминаю, что в отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина проходит одноименная выставка, на которой представлены удивительные книги о названных гениях. Ждем Вас в часы работы библиотеки!

Читайте больше – ведь знаний много не бывает!


Юлия Новикова, библиотекарь отдела научно-популярной литературы

Сущность и общебелорусское проявление мировой культуры. Мировая культура произрастает из множества культур территориальных и социальных общностей, составляя самый ценный не исчезающий пласт в общем культурном наследии человечества. Мировая культура представляет лучшие непреходящие достижения этнонациональных, общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целых культурных регионов. Она охватывает гуманитарно упорядоченное множество эталонов творчества (научного, технического, художественного, философского, религиозного и др.). Эталоны творчества образуют магистральную линию исторического прогресса и составляют информационную основу подражательных стандартов, располагающихся на дифференцированной шкале ценностей от достаточно оригинальных (околоэталонных) образцов до эпигонских шаблонов.

Мировая культура включает в себя:

а) потенциально - высокоинформативные новации, проходящие стадию становления, социального и межнационального признания, интернационализации;

б) актуально - общепризнанные классические ценности;

в) творчески подпитывающие последние уникальные утопические программы и чисто экспериментальные формы.

К числу «предклассических» эталонов, по-видимому, можно отнести: «философию общего дела» Н.Ф. Федорова; гелиотараксию A.Л. Чижевского (в частности, раскрывавшую влияние солнечной активности на общественные катаклизмы, социальные психозы и эпидемии); по-своему экспериментаторскую провидческую поэзию В. Хлебникова, к которой примыкало движение обэриутов (Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский и др.) - поэтов и литераторов-философов, занимавшихся экспериментированием в области художественного языка, которое заключалось (в их представлении) в очищении подлинного таинственного смысла слова «от шелухи его обыденных квазисмысловых наслоений».

Вклад белорусской национальной культуры, всей общенациональной культуры Беларуси в мировую культуру определяется демократически - (прото) постмодернистским характером интеллектуального, художественного, религиозного и других видов творчества. Суть его заключается в рекомбинировании, деконструкции, «трансмутации», обогащении, интеграции инноваций, поступающих из пограничных (смыкающихся в «перерабатывающем центре Европы») культурных регионов.

Особый интерес представляет именно та часть отечественной культуры, которая входит в мировую культуру, а также специфические формы такого вхождения. Творческие достижения Ф. Скорины, С. Полоцкого, других белорусских просветителей-гуманистов, имеющие атрибутивные признаки транснациональных новаций, могут служить яркими аналогами «постмодернистского» обогащения фонда мировой культуры.

Поэзия А. Мицкевича, проза Э. Ожешко, живопись М. Шагала являются показательными образцами другой характерологической особенности отечественной культуры: пополнения мировой культуры преимущественно гибридизированными образцами меж- и полинационального творчества.

Уместно привести в этой связи слова, сказанные более ста лет назад литературоведом Г. В. Штолем: «В стране, где сталкиваются и сливаются между собою различные племена и народности, замечается обыкновенно высокое развитие духовной жизни». Исторические изыскания в различных областях нашей общенациональной культуры показывают, что по своему оригинальные и интересные образцы творчества возникали на «внутренних границах», на вершинах поливариантного скрещивания форм (стилей) белорусской культуры и русской, украинской, польской, еврейской, литовской, татарской и других национальных культур.

При обогащении отечественной цивилизации обнаруживает себя схожая закономерность: наиболее продуктивными здесь оказываются «антропологические метисы», более активно настроенные на переработку достижений иных цивилизаций и мировой цивилизации в целом. Нам и нашим потомкам еще не раз доведется убедиться в справедливости мудрого высказывания А.Дж. Тойнби: «Если эмпирически верно, что метисы более восприимчивы к цивилизации, чем чистокровные породы, то можно приписать это достоинство стимулу, действующему на человеческую психику через смешение двух различных физических линий».

В порядке обсуждения научно-образовательной гипотезы заметим, что, вероятно, сам белорусский этнос имеет повышенную склонность к антропологической метисации, ментальной и культурной гибридизации. Сегодня не только этнические белорусы, но и (главным образом) носители активного белорусско-русского менталитета и соответствующей межнациональной культурной формы наводят духовные мосты, транзитные линии между субъектами славянского культурного круга, представителями индоевропейской культуры и цивилизации, выполняя при этом преимущественно посредническую, коммуникативную функцию, и способствуют нарастанию многоканальных лингвокультурных обменных процессов. Реализация подобных функций в течение многовековой истории влекла за собой известные издержки, внешне выглядевшие как «стирание», «обкатывание» выступающих граней отечественной (в первую очередь белорусской) культуры и цивилизации, «размывание» белорусского языка.

Нельзя представлять дело таким образом, что только исключительно одаренные или талантливые личности имеют отношение к созданию эталонов мировой культуры. Большое число людей участвует в процессе формирования духовных и материальных основ, нравственной и ментальной почвы для «выращивания» эталонов творчества.

«Жизнь человека, - писал Вл. Соловьев в «Оправдании добра», - ... есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно-личным, - чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное».

Не личность служит обществу, а общество - личности. По замечанию Вл. Соловьева, «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество, поэтому каждая личность должна нести полную ответственность за общее дело, как за свое собственное, измеряя каждый свой шаг в большом мире мерой участия в прогрессивном движении человечества, в созидании основ мировой культуры и цивилизации. Призванная в большой мир личность обязана вести себя так, как будто именно от нее зависит Нововозрождение отечества и человечества.

В деле исторического прогресса не может плодотворно участвовать нравственно деградировавший субъект или целый слой людей, подверженный болезненным приступам зоологического эгоизма, химерам социальной и национальной исключительности, этнического нарциссизма.

Вл. Соловьев считал, что настоящим патриотом может считаться лишь тот человек, который признает и своими поступками утверждает равноправие наций, народностей, проявляет к ним чувства человеческой солидарности, уважая их как свою собственную нацию. Утверждение идеи богочеловечества в действительности как царства межнациональной любви и солидарности, согласно Вл. Соловьеву, - великая задача планетарного сообщества, решение которой позволит навсегда избавиться от иррациональных проявлений антикультурного национализма, параноидального религиозного фанатизма, бесчеловечного терроризма.

Проницательные мыслители, опережая время, своим творчеством и своей жизнью утверждали мировое значение идеи гуманизма. Наш выдающийся земляк Франциск Скорина, не раз высказывавшийся о стимулировавшем его творческую деятельность чувстве патриотизма, распространял сердечную любовь на толерантную Прагу, просвещенную Польшу, свободолюбивую Венецию, высоко почитал исторические очаги старославянской литературы и древнерусской письменной культуры. Он называл себя «литвином», «русским», имел церковнославянское имя Георгий и латинское имя Франтишек.

Скорина - уроженец Полоцка, гражданин Великого Княжества Литовского, носитель белорусско-русского и среднеевропейского менталитетов, проводник общечеловеческой ментальности, один из создателей религиозно-гуманистического пласта мировой культуры, выразитель великих исторических перспектив и предназначений культуры-коммуникатора, языка-коммуникатора, зарекомендовавших себя в известной мере как метакультура, метаязык славян. Он стал олицетворением народа-коммуникатора, своеобразного межславянского этноса, призванного духовно-нравственно связывать европейские народы, обогащать их демократически-постмодернистскими социальными истинами, составляющими великую правду жизни.

Начало всему человеческому - правда, мудрость в бытии. Симеон Полоцкий провозглашал:

Правда так сильна, что даже если небо поменяется местами

С землею, а она во веки не исчезнет:

Жизнь, красота, честь служат ей,

Всем верховодя, сама она торжествует.

Выдающиеся творцы мировой культуры острее чувствуют свое высокое целеполагание, яснее видят гуманистические последействия своих произведений в будущем.

О. Вейнингер философски замечал, что гениальный человек сознательно поддерживает связь со всем миром, в его произведениях «всегда чувствуется пульс вещи в себе, дыхание вселенной», как бы просвечиваются иные обетования разума. «Исследуя сущность великого художника, мы убеждаемся, таким образом, что глубина мысли абсолютно необходима для того, чтобы художественное произведение было велико. Этот масштаб, а затем только уже масштаб формы должен быть приложен в первую голову для оценки всякого художественного произведения». Самым, пожалуй, ярким подтверждением этого ключевого оценочного положения может служить творчество Ф.М. Достоевского. Созданная им литературная форма напряженного (экзальтированного) полифонического диалога героев всецело подчинена философско-антропологическому изысканию человеческих глубин часто амбивалентной, поляризованной личности, которая в конечном счете оказывается неразгаданным и непредсказуемым «многоточием». Художественно-философская антропология Ф.М. Достоевского показательна и в другом отношении. Создатели новых религиозных, философских, научных, художественных миров готовы идти на большие жертвы в своей частной жизни ради торжества духовно-освободительных идей. Неразделимы творчество и сложная судьба самого Ф.М. Достоевского.

О. Вейнингер говорил о такого рода самопожертвовании как о ведущем мотиве наращивания эталонов творчества и подчеркивал, что «тяготение к великим проблемам... сильнее всего ощущается выдающимися личностями», благодаря этому глубинный пласт культуры слагается «главным образом из жертв, которые великие люди всех времен приносили на алтарь мировой загадки». Такое постоянное принесение себя в жертву в процессе творческого самосгорания становилось для них смыслом жизни. «Сикстинская мадонна» Рафаэля - символическое указание на то, что нет более важного дела, чем духовное очищение и нравственное возвышение, облагораживание человека. Великий художник интуитивно прозревал ментальный сдвиг в духовном развитии человечества, определяемый ключевыми юнговскими архетипами (первообразами) Божественной Матери, Предвечного Младенца и Возрождения. В служении творческой личности духовному и материальному Нововозрождению человечества состоит предназначение и главная идея культуры. Согласно О. Вейнингеру, в культуре влечение к судьбоносной теоретической проблеме неотделимо от стремления к решению соответствующей практической задачи. Великие созидатели мировой культуры первыми подают нам знаки (символы) всеобщего духовного объединения и практической перестройки человеческих отношений на основе демократического гуманизма.

Вполне оправдан исторический культ выдающихся творческих личностей, потому что они олицетворяют глубинную основу культуросозидания как творения эталонов-новаций, которые становятся общечеловеческими ценностями.

Характерные черты мировой культуры. Давая общую характеристику мировой культуры, можно выделить в ней следующие основные черты и стержневые закономерности развития:

1. Эталоны творчества включают в себя инновации, классические образцы, уникальные утопические программы и экспериментальные формы, которые обладают наивысшей степенью информативности, оригинальности, новизны. Они имеют также самую высокую культурную и социальную ценность, поскольку являются первоэлементами различных видов творческой деятельности, исходными стимулами позитивной ресоциализации и составляют информационную основу ценностно дифференцированных стандартов.

2. Эталоны мировой культуры образуют сквозную линию культурного и социально-исторического развития общества.

Ними закрепляется статус основоположников поворотных ^правлений творчества, ментальных, мировоззренческих вигов. Эталоны искусства решают в эстетической сфере фундаментальные антропологические и социально-антропологические проблемы, заново переосмысливают «вечные» темы. Поэтому произведения создателей древнегреческой трагедии и драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, остросоциального комедиографа Аристофана, непревзойденных знатоков человеческих глубин Шекспира и Расина мы воспринимаем как «современные». То, что создается на века, всегда актуально.

3. Эталоны творчества вначале заявляют о себе как яркие (иногда не сразу по достоинству оцениваемые) новации, обнаруживающие явные отступления от затвердевших норм, правил, истощившихся художественных направлений и стилей. Однако со временем эталоны, послужив основой для создания новых норм, традиций и стилей, становятся ведущими ценностями той или иной национальной, общенациональной культур, затем распространяются в своем и иных культурных регионах, получая мощный резонанс в социокультурной жизни самых различных стран и народов. Запечатлеваясь в «ментальных матрицах», духовных формообразованиях, творческих достижениях великого множества (обще)национальных культур, эталоны завоевывают всеобщее признание, интернационализируются и становятся общечеловеческими ценностями.

4. Преодолевая разрывы в различных видах деятельности и открывая новые направления творчества, эталоны-новации инспирируют и стимулируют приоритетные направления развития национальных, общенациональных, региональных культур (различного масштаба), образуют основные каналы их многосторонней («гипертекстовой») коммуникации, информационного, знаково-символического обмена. Они (эталоны-новации) в большинстве своем конституируются как классические ценности, обрастают новыми эвристическими методами именно в промежуточной сфере ментального диалога, в сфере совместных ценностных ориентаций, гуманистических идеалов и как бы выплавляются в духовных «тиглях» транснациональных формообразований общечеловеческой ментальности, сохраняя при этом почвенный национальный стиль и колорит.

Об этом, в частности, ярко свидетельствует творческая динамика художественных достижений итальянского и Северного Возрождения. К дан-Нои великой эпохе обращен вывод оригинального русского искусствоведа Л. Гнедича: «Искренним искусством могут называться те эстетические Формы, в которые невольно и бессознательно облеклись и религия, и философия, и весь дух века с полным отражением культуры... Искусство здесь может быть названо вполне искренним, потому что в него не примешивалось посторонних элементов, потому что оно самостоятельно создавалось, составляя полную гармонию и с нравственными, и с историческими условиями».

5. Основания эталонов мировой культуры составляют:

Всеобщие антропологические параметры, среди которых Я. Мукаржовский выделяет биологический ритм, чувство симметрии и пропорциональности, представление о «золотом сечении» (проработанное древнегреческим скульптором Поликлетом, художниками итальянского Возрождения);

Сложившиеся в глубокой древности и подавляющие низменные зоологические инстинкты инварианты общечеловеческой ментальности и универсалии культуры (неискоренимые склонности к состраданию и гостеприимству, запреты на убийство и инцест, плюс артикулированные ритуалами стремления к эстетическому украшению атрибутов жизни и раскрепощающей «игровой магии» любви и т.п.);

Универсальные религиозные идеалы («абсолюты»), которые интерпретируются в нравственных требованиях, сформулированных в религиях мира, священных религиозных текстах (египетской «Книге мертвых», китайской классической «Книге перемен», Библии, Коране и т.п.);

Интуитивно принимаемые всеми народами и расами интенции, установления всечеловеческой морали (например, скориновские нравственные формулы, категорический императив И. Канта, этическое обобщение Вл. Соловьева «не вреди»).

6. Родственные эталоны-новации, выходящие за границы национальных культур и получающие общечеловеческое признание, становятся непреходящими ценностями, идейно, духовно, стилистически усиливая друг друга, выстраиваясь как бы в один ряд, ведущий в культурное бессмертие. Этому способствуют формирующиеся на информационной базе эталонов позитивные стандарты культуры, которые, увеличивая и разнообразя пространство творческих прорывов, дополнительно подчеркивают высокую значимость первообразцов.

7. Трудно переоценить целенаправленную деятельность распространителей социально-позитивных стандартов культуры, а также интерпретаторов эталонов творчества, свободомыслящих проводников передового образования и просвещения, рядовых создателей социально-гуманистических культурных ценностей и благ. Они как «спутники» сопровождают светила науки, искусства, философии, религии, подготавливают ментальные и эвристические предпосылки для духовного возрождения, принимают самое активное участие в осуществлении явственных скачков, ментальных и культурных сдвигов, «культурных взрывов» в историческом процессе творчества.

8. Мировая культура в целом образует основные каналы взаимодействия этнонациональных, общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целых культурных регионов, стимулирует их информационные обмены и творческое развитие, связывает между собой разномасштабные цивилизации, составляя основу гетерогенной (многокачественной, полиструктурной) мировой цивилизации, и гуманистически ориентирует территориально локализованные культуры и цивилизации в направлении роста разнообразия и ускоренного прогресса, обогащая их содержание и стили.

9. Из эталонов и родственных стандартов культуры складываются межнациональные и всеобщие (необходимые всем) социальные истины, открывающие дорогу народам в царство справедливости. Не эти ли векторы духовности хотел охватить философско-поэтическим определением «истинствования» Симеон Полоцкий? Он писал в «Вертограде многоцветном»:

Истинна есть трегуба: ума, уст и дела, сия же не врежденна бывает и цела, аще ум самой вещы уравнится право, уста же уму точне словят, не лукаво, дела паки закону аще отвещают, истинна пред Господем Богом ся вменяют.

10. Культура Беларуси как раз и специализируется на наполнении мировой культуры простыми социальными истинами, которые вырабатываются совмещенными видами религиозного и светского познания, демократически-постмодернистского творчества и становятся объединительными ценностями этносоциальных общностей, подпитывая общечеловеческие духовно-нравственные идеалы. В отечественной культуре рельефно выражается перспективная тенденция к интегрированию и популяризации человеческих знаний. В свою очередь, потенциально вырисовывающаяся из ментальных, духовных основ белорусского общества прерогатива общенациональной цивилизации заключается в формировании эталонной модели общественного строя - корпоративного социабелизма. Строй собственников-производителей в третьем тысячелетии должен утвердиться (в особенных формах) в ряде общенациональных цивилизаций и стать атрибутом развития мировой цивилизации, сплотив народы в великий союз для плодотворного демократического жизнетворчества и равноправного интенсивного экономического и культурного обмена.

Творчество гениев - вехи в развитии мировой культуры, вершины ее достижений на каждом этапе исторического прогресса. В этом творчестве воплотилось все самое ценное и значительное, составляющее достижения человечества в науке и искусстве, в мышлении и практической деятельности. По их идеям, произведениям, поступкам мы судим о том, к чему стремились люди той или иной эпохи, каким было их мировоззрение, что представляли собой их цели, идеалы, вкусы, нравственный мир. Созданное ими дает сконцентрированный образ эпохи, цельно выраженный в творчестве одной личности, живое представление об историческом времени во всем богатстве его разнообразных черт. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности. То же самое можно сказать о творчестве Маркса, Аристотеля, Ибн Сины, Шота Руставели, Гегеля, Дарвина, Толстого. «В Достоевском открывается тайна России», - писал Н. Бердяев.

Сделанное гениями своей глубиной и удивительным совершенством, а часто и объемом захватывает и поражает воображение смертных, оно кажется сверхъестественным, чудом. Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Сравнение гениев с богами, а совершенства и красоты их творений с совершенством природы - обычное явление в народных легендах и повествованиях. Великие умельцы, искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа. Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками.

Глубина и блеск их ума, мастерство рук, исключительность замыслов и артистичность их исполнения, неиссякаемая энергия, как недоступный идеал, манили, привлекали и тревожили людей, разжигали их фантазию, понуждали к размышлению. Но не только высота мысли, ее неожиданный поворот, совершенство ее формы и непостижимое трудолюбие вызывали интерес людей.

Им импонировали также смелость идей и бесстрашие дел великих умов, ниспровержение ими догм и казавшихся незыблемыми традиций, общественных табу и непререкаемых авторитетов. Гениев нередко объявляют чуть ли не виновниками всех бед человечества, родоначальниками всех тлетворных идей.

Интерес к гению - не обычное проявление любопытства к необычному явлению. Это выражение человеческого восхищения и гордости за людей, достигших вершин в творческой деятельности и потому служащих блестящим примером созидательных возможностей человека. Не каждому дано стать гением. Но каждый может в нем найти понятное, близкое - то общечеловеческое, что представляет высший цвет природы. Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек - это гордость человечества. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», - писал Белинский.

Сегодня, когда философы, психологи, кибернетики, биологи, медики размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, чтобы создать оптимальные возможности для развития лучших его качеств, гений, как одна из реальных моделей его совершенства, становится предметом все большего интереса.

Гений всегда будет интересен тем, что решал обычные и сложные задачи, частные и общечеловеческие лучше, мудрее, результативнее; что он часто опережал эпоху, первым постигал сущность изменений и предвидел их развитие. Этим опыт гениев бесценен, их творчество поучительно для всех. Оно непреходяще. «Воспоминания о великих людях так же полезны, как их присутствие», - говорил еще Сенека.

Гений полностью не заменим нигде - ни в науке, ни в искусстве. Правда, так называемые «мозговые атаки» - массовый штурм научной проблемы силами целых групп, лабораторий - ускоряет часто решение очень сложных задач. Представить же, чтобы 10-15 писателей по заданному сюжету сочинили «Гамлета», а два десятка поэтов - «Фауста», сверхнаивно.

Гений - это умение проявлять универсализм в каждом ответственном творческом моменте, выразить «бесконечное в конечном», направить в нужный момент весь творческий потенциал в едином направлении.

И если это им удается, то на свет появляются творения, которые человечество называет шедеврами, что переживают века. И всюду где появляются эти творения, люди благоговейно думают о том, что им выпало счастье прикоснуться к гениальному. Это счастье настолько полно, настолько велико, что сравниться с ним просто нечему.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS