Главная - Голос
Как надо читать художественную литературу? Как научить читать художественную литературу, или филологический подход к художественному тексту.

Искусство чтения может сделаться
превосходным профессором литературы.

В. Острогорский

Художественная литература представляет интерес для ученых разных специальностей: не только литературоведов и лингвистов, но и психологов, социологов, историков etc. Однако прежде чем изучать литературное произведение, его нужно… прочитать .

И здесь все - профессионалы-гуманитарии, представители других специальностей, а также люди без специального высшего образования и т.п. - равны: при первом (не обязательно однократном) знакомстве с художественным текстом любой из нас - ЧИТАТЕЛЬ. Конечно, в зависимости от индивидуального опыта можно быть квалифицированным читателем, т.е владеть навыками зрелого чтения, или только начинать учиться непростому искусству чтения художественной литературы.

Определение цели.
Задача научить читать художественную литературу актуальна для разных форм обучения: общеобразовательной школы, подготовки студентов-филологов и др. Она в той или иной степени декларируется и реализуется в практике преподавания русской литературы и русского языка как родного, а также в обучении русскому языку и русской литературе иностранцев.

Для методики преподавания русского языка как иностранного художественный текст - любимый учебный материал. Разработаны различные виды учебного анализа (интерпретации или толкования) художественного текста: литературоведческий, лингвостилистический, лингвистический, лингвострановедческий и т.п. Как правило, они переносят в учебную аудиторию приемы изучения (исследования) литературного текста с позиций соответствующей науки. И этим, на наш взгляд, … «ставят телегу впереди лошади».

Так как изучать (исследовать!) можно только предварительно понятый текст. Анализ, т.е. познание текста в категориях той или иной науки, не является средством непосредственного восприятия /понимания текста, но он может углубить уже имеющееся понимание, вписать текст в широкий научный - литературный или культурный - контекст и т.п. Практика показывает, что на занятиях по анализу художественного текста учащиеся-инофоны чаще знакомятся с готовыми вариантами интерпретации литературных произведений, чем самостоятельно разбирают текст, а во внеучебной ситуации при необходимости прочитать/понять незнакомый художественный текст испытывают существенные (часто непреодолимые) трудности, просто не знают - с чего начать.

Таким образом, цель работы с текстами художественной литературы должна быть сформулирована следующим образом: обучение самостоятельному пониманию текстов . Поставленная цель определит как принципы отбора текстового материала, так и организацию работы над ним, а также конечный результат учебной деятельности.

Художественный текст или художественное произведение
Для дальнейших рассуждений необходимо разграничить два объекта: художественный текст и художественное (литературное) произведение, т.к. их неразличение приводит к путанице.

Художественный текст - это, по словам Ю.М.Лотмана, один из компонентов художественного произведения, далеко не единственный, но «крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [Лотман 1972:24].

Позволим себе самоцитату и определим художественный текст как:
«материальное воплощение произведения художественной литературы;
его вербализованное (т.е. выраженное словами), зафиксированное в письменной форме содержание ;
совокупное - от первой буквы первого слова до последней точки (или другого знака препинания), стоящей в конце последней страницы, - языковое выражение литературного произведения» [Кулибина 2000: 54].

Помимо художественного текста , в художественное произведение включают также все его варианты и наброски, историю создания, известные или предполагаемые прототипы героев, событий и др., те или иные свидетельства авторского замысла, авторитетные критические разборы и литературоведческий анализ темы и идеи произведения, различные интерпретации художественного произведения (известные театральные постановки, экранизации и др.) и т.п. Понимаемое таким образом художественное произведение не имеет четко очерченных контуров, оно может видоизменяться, дополняться и пр. Конечно, весь объем информации, составляющей произведение художественной литературы, доступен только специалистам-литературоведам. Да и то, в любом случае вопрос о полноте известной информации применительно к объекту - художественное произведение - может быть решен только относительно.

Любой читатель (в этой роли может выступать и специалист-литературовед) прежде всего, имеет дело с текстом литературного произведения, художественным текстом. И составить свое мнение о нем, сформулировать для себя его личностный смысл должен на основании того, что СКАЗАНО автором в тексте. Т.е. можно говорить о самодостаточности художественного текста: в нём содержится всё, что необходимо для его понимания, и нет необходимости в дополнительных комментариях разных видов, объяснениях, справочных текстах и т.п.

Из сказанного следует важный методический вывод: материалом для обучения чтению художественной литературы является художественный текст . Тот или иной объем информации, относящийся к художественному произведению (но не входящий в его художественный текст), может быть предъявлен учащимся после того, как текст будет ими самостоятельно понят. В противном случае преждевременно полученные знания («готовое понимание») помешают процессу смыслового восприятия текста 1 .

Для писателя, текст никогда не бывает завершенным: «писатель всегда склонен дорабатывать, доделывать. Он знает, что любая деталь текста - это лишь одна из возможных реализаций потенциальной парадигмы. Все можно изменить. Для читателя текст - отлитая структура, где всё на своём - единственно возможном - месте, всё несёт смысл и ничто не может быть изменено » ([Лотман 1999:112]; курсив наш - Н.К.).
По Ю.М.Лотману, художественный текст должен быть воспринят, прежде всего, «как сообщение на естественном языке». Это будет основой его дальнейшего постижения как произведения искусства. Опираясь на это авторитетное мнение, мы рассматриваем художественный текст как коммуникативную единицу , средство общения на данном языке, правда, особое средство, в котором язык реализует не только коммуникативную, но и эстетическую функции.

Принципы отбора художественных текстов
Исходя из заявленной цели - обучение пониманию художественных текстов, принципы отбора текстового материала (художественных текстов!) можно сформулировать следующим образом:
художественный текст должен быть таким, чтобы потенциальный читатель, во-первых, захотел и, во-вторых, смог его понять .

1. Интерес учащегося (потенциального читателя) важен потому, что он создает внутренний мотив деятельности, благодаря чему сама деятельность (несмотря на трудности её осуществления) становится более привлекательной и эффективной. Любой преподаватель может привести примеры того, насколько живым и интересным может стать урок, если затронуты личностные (внутренние) мотивы учащихся. Здесь необходимо учитывать возрастные, гендерные, нередко национальные, а также социальные и др. особенности аудитории. Поэтому принципиально не может быть списков художественных текстов, обязательных для прочтения: что хорошо «идёт» в одной аудитории, может быть абсолютно неинтересно другой.

Однако позволим себе одну рекомендацию, основанную на многолетнем опыте: учащимся-инофонам, как правило, интересно то, что сейчас актуально и для русских читателей, т.е. прежде всего - книги современных авторов. Все наши учебные материалы - это методические разработки для уроков РКИ текстов писателей-современников [Кулибина 2001; 2004; 2008а]. Учебное пособие «Читаем стихи русских поэтов» (2014) также включает и стихотворения поэтов второй половины ХХ века (Б.Окуджавы, Н.Рубцова, И.Бродского и др.)

2. Доступность текста для потенциального читателя обычно понимается как соответствие читательского уровня владения языком языковой сложности читаемого текста. На наш взгляд, это справедливо только в отношении грамматики. Обязательное требование - текст должен содержать только знакомую читателю грамматику.

Относительно лексики это требование отнюдь не является безусловным, в чем убеждают нас и классическая фраза Л.В.Щербы («Глокая куздра…»), и лингвистические сказочки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». Далее мы остановимся на том, каким образом читатель может преодолеть при чтении лексические трудности.

Важным аспектом доступности текста является также и то, чтобы читателю была понятна ситуация текста, или, как говорят психолингвисты (например, Т. ван Дейк), чтобы в сознании читателя была представлена модель этой ситуации , известная ему на основании предыдущего жизненного или читательского опыта.

Из других требований к тексту, используемому для обучения чтению художественной литературы, следует отметить время, которое требуется на его понимание, точнее, на аудиторную работу, направленную на его понимание. Текст должен быть таким, чтобы работа над ним могла уложиться в занятие одного дня (45 мин., 1 час 30 мин. и т.п.). Естественно, что понимание одного и того же текста может потребовать разного времени в разных группах.

Организация работы над художественным текстом
Традиционно учебная работа над художественным текстом складывается из трёх этапов: пред-, при- и после текстового. В этом сходится большинство методистов, однако каждый по-своему определяет, на каком этапе, что и как следует делать.

Для нас приоритетным является этап притекстовой работы, т.к. именно на этом этапе и совершается собственно чтение, т.е. восприятие, понимание и переживание художественного текста. Если при определённых условиях (например, нехватка аудиторного времени) пред - ипосле текстовый этапы работы могут сокращаться до одного-двух вопросов, а то и вовсе опускаться или выполняться как домашнее задание, то притекстовую работу необходимо осуществлять в аудитории в максимально полном объеме.

Для того, чтобы представить аудиторную работу над художественным текстом именно как систему (а не произвольный набор случайно выбранных заданий), последовательно остановимся на всех этапах работы: пре-, при- и после текстовом.

1. Предтекстовая работа.
При работе над художественным текстом следует ориентироваться на действия читателя-носителя языка. Обратившись к собственному читательскому опыту, мы не можем не заметить, что началу чтения книги обычно предшествует некий момент, когда у нас возникает желание прочитать именно эту книгу.

Следовательно, главная цель предтекстовой работы - сделать так, чтобы читателю-инофону захотелось прочитать предлагаемый текст. Одна из возможностей - заинтересовать потенциального читателя личностью автора.

Предтекстовая работа может быть аудиторной либо домашней. Каждый преподаватель, по своему усмотрению, может добавить что-то своё, то, что может заинтересовать именно его аудиторию.
На наш взгляд, на этапе предтекстовой работы не стоит :
- рассказывать о самом произведении, ведь тогда уже неинтересно читать,
- предлагать учащимся выполнить языковые задания («снимать языковые трудности»), т.к. практически со всеми, например, лексическими трудностями можно справиться в процессе чтения (т.е. на притекстовом этапе), во всяком случае стоит попытаться преодолеть их самостоятельно (о том, как это сделать, пойдет речь дальше).

2. Притекстовая работа.
Главная цель притекстовой работы - самостоятельное смысловое восприятие (включающее и переживание, т.е. восприятие на уровне представлений) читателем художественного текста. Эта цель может быть достигнута путем моделирования тех процессов, которые происходят при чтении художественной литературы в сознании читателя-носителя языка.

Большая часть этих процессов в естественных условиях происходит подсознательно, в свернутом виде, читатель подчас не осознает, на основании каких данных он приходит к тем или иным выводам или почему в его воображении возникают те или иные образы. Однако если при чтении носитель языка сталкивается с какой-либо трудностью (языковой, смысловой, образной), он старается преодолеть ее с помощью языковой догадки, т.е. «запускает» рефлексивный механизм, используя одну или несколько (одну за другой) когнитивных операций (стратегий).

Чтение художественного текста инофоном не в последнюю очередь характеризуется тем, что у него гораздо чаще возникает потребность в преодолении разнообразных трудностей (что вполне естественно) и, следовательно, он нуждается в развитых навыках языковой рефлексии (в условиях чтения на иностранном языке). Ситуация облегчается тем, что механизмы языковой догадки (языковой рефлексии) универсальны, и речь идет не о формировании новых навыков, а о создании условий для положительного переноса уже имеющихся (сформированных при чтении на родном языке).

2.1. Если художественный текст, предлагаемый для чтения, имеет название, необходимо уделить ему внимание: предложить учащимся построить читательский прогноз, подумать, о чём может быть текст с таким названием.
Чтение управляется так называемой антиципацией, т.е. мы вольно или невольно, но неизбежно прогнозируем развитие событий в тексте, это закономерность зрелого чтения. Как правило, до чтения текста невозможно полностью раскрыть смысл его названия. Не нужно делать этого и на уроке, следует ограничиться тем, что позволяет сделать само название, т.е. его значением, а не смыслом.

Текст небольшого объёма (например, короткое стихотворение) может быть предъявлен обучаемым прямо в аудитории. Рассказ целесообразно предложить учащимся прочитать дома либо без словаря, либо, напротив, попытаться справиться с трудностями традиционным способом (проверить по словарю) и посмотреть, что из этого получится. В любом случае текст должен прозвучать в аудитории.

Не обязательно сразу читать весь текст целиком, можно предъявлять учащимся текст по фрагментам. В этом случае после чтения фрагмента происходит его обсуждение, направляемое вопросами преподавателя 2 . Не стоит просить учащихся читать текст вслух, на этом этапе такое задание неэффективно: неподготовленное чтение со многими погрешностями не будет полезным и не доставит удовольствия ни тому, кто читает, ни тому, кто слушает.

Текст может быть прочитан преподавателем или прозвучать в специальной учебной звукозаписи (но не в авторском или актерском исполнении).

2.2. Понимание иноязычного и инокультурного художественного текста - непростая задача для читателя. Для того, чтобы деятельность учащихся была более эффективной, целесообразно разделить её на части (этот эвристический прием, идущий от Декарта, в этом случае может быть весьма полезным). В нашей практике текст делится на небольшие фрагменты (минимально - одно предложение), относительно самостоятельные в смысловом отношении, над которыми и ведется работа (в стихотворном тексте это может быть строка или строфа, в прозаическом - один или несколько абзацев).

Как правило, в художественном тексте бывает представлена не статичная ситуация, а ее динамичное развертывание, иными словами: общую ситуацию текста составляет последовательность миниситуаций (максимально возможное количество которых равняется числу предложений текста).

В ходе аудиторной работы не всегда можно задействовать все миниситуации, составляющие общую ситуацию художественного текста, например, рассказа, в связи с чем необходимо произвести жесткий отбор, выделив только основные моменты (смысловые вехи). В их число непременно должны попасть те миниситуации, в которых нашли свое отражение основные характеристики общей ситуации текста: кто (субъект/субъекты), что делает (событие/события), где (место) и когда (время).

Опыт практической учебной работы показывает, что ориентировка читателя в характеристике персонажа, месте и времени описываемых событий и др. как бы «запускает» механизм творческой (интеллектуальной и эмоциональной) активности читателя. Языковые средства выражения основных характеристик ситуации (например, номинации персонажей) являются ключевыми единицами текста.

2.3. В рамках фрагмента (миниситуации) работа начинается с привлечения внимания учащихся к той или иной ключевой единице текста , т.к. по мнению психологов, начальным моментом понимания всегда является осознание непонимания.

2.3.1. После того, как внимание учащихся тем или иным способом (от непосредственного указания на объект до более сложных формулировок вопросов и заданий) привлечено к ключевой единице, необходимо удостовериться, что ее языковое значение учащимся известно. Если встретилось незнакомое слово, задания ориентируют учащихся на самостоятельную идентификацию его значения, т.е. на использование разнообразных когнитивных стратегий (или языковой догадки разных типов): с опорой на грамматический облик слова, на синтаксическую структуру предложения, на состав слова, на контекст и др. 3

Однако знание только значения языковой единицы не гарантирует читателю понимания текста, т.к. важно понимание ее текстового смысла . Для уточнения смысла единицы текста в притекстовых заданиях могут быть использованы следующие приемы (когнитивные стратегии): подбор синонимов с последующим анализом различий их значений, опорой на художественный контекст, привлечением фоновых знаний, а также здравого смысла и др. 4

Эти два этапа (понимания значения и смысла) составляют единый понятийный уровень понимания текста, достижения которого достаточно при работе над любым нехудожественным текстом.

2.3.2. Восприятие художественного текста будет неполноценным, если понятийный уровень не будет дополнен восприятием на уровне представлений .

В процессе чтения единицы художественного текста - словесные образы - преобразуются в сознании читателя в читательские представления , которые могут быть зрительными, слуховыми, эмоциональными и др. Благодаря представлениям читательская проекция текста приобретает плоть и кровь, становится не мертвым отпечатком, а живой динамичной картиной.

У каждого читателя свои собственные - характерные для его стиля восприятия - приемы воссоздания читательских представлений, поэтому задача преподавателя на этом этапе состоит не столько в обучении новым, сколько в пробуждении творческой активности читателя, в активизации его собственной творческой деятельности. Этой цели позволяют достичь задания, предлагающие читателю-инофону представить то, о чем он читает, и описать возникающие в воображении образы-представления.

Подобная работа побуждает читателя к эмоциональному переживанию образов текста и далее к эстетическим эмоциям , которые закладывают основы эстетического восприятия художественного текста. Специальных заданий, направленных на восприятие читателем художественного текста как произведения искусства, не требуется.

Таким образом, работа над каждой ключевой единицей строится по единому алгоритму: от языкового значения к текстовому смыслу и читательскому представлению . Последовательность работы над ключевыми единицами диктуется самим текстом, т.е. зависит от того, в каком порядке они предстают перед читателем (от первого фрагмента/миниситуации до последнего).

Желательно, чтобы после работы над каждым фрагментом/миниситуацией художественного текста учащимся была дана возможность прослушать его (в звукозаписи или чтении преподавателя).

2.4. После окончания работы над текстом по фрагментам/миниситуациям целесообразно еще раз прочитать текст целиком и/или прослушать его полную звукозапись. Вопросы ко всему тексту, предлагающие учащимся осмыслить все прочитанное, сделать выводы, оценить и пр., целесообразно использовать как домашнее задание (письменное или устное), т.к. для осуществления данных когнитивных операций читателю (даже носителю языка, а инофону тем более) необходимо определенное время.

3. Послетекстовая работа.
Этот этап аудиторной работы, но наш взгляд, является факультативным, т.к. если притекстовая работа была проведена правильно, то «влияние прочитанного произведения на личность читателя» (О.И.Никифорова) происходит независимо от того, даны соответствующие установки или нет, в противном же случае все «контролирующие» задания не дадут желаемого эффекта.

И всё же послетекстовая работа может быть проведена либо аудиторная, либо домашняя.

На этом этапе обучаемым предлагаются задания обобщающего характера, чтобы они могли высказать своё понимание прочитанного, собственное мнение о тексте, а также задания, предлагающие связать, например, высказывания (мнения, идеи и т.п.) автора в прочитанном интервью (предтекстовая работа) с тем, как это реализовано (или нашло отражение и т.п.) в художественном тексте и др.

Учащиеся могут познакомиться с дополнительными текстами, которые позволяют развить или углубить тему, или лучше узнать автора и пр.

На этом этапе возможно использование учебного и профессионального перевода, любых форм наглядности и других приемов и средств, которые преподаватель сочтет уместными и полезными.

Результат деятельности читателя
Благодаря как осознанным усилиям, так и бессознательным действиям читателя, совокупность текстовых смыслов (т.е. смыслов ключевых единиц текста) и читательских представлений, а также связей между ними, извлеченных читателем из текста, превращается в некоторую систему, ядро которой может быть осмыслено и выражено как смысл прочитанного художественного текста, личностный смысл - результат деятельности конкретного читателя.

Как показывает практика, описанная методика может использоваться в любой иностранной аудитории, интересующейся художественной литературой на русском языке. Индивидуализация учебного процесса достигается путем отбора текстов, стихотворных и прозаических, соответствующих тем или иным (возрастным, национальным, профессиональным и др.) характеристикам аудитории.

Никакого предварительного ознакомления учащихся с «правилами игры» не требуется: при работе над текстом (которую читатель-инофон воспринимает как «простое» обсуждение прочитанного, размышление над тем, что, как и почему так сказано) преподаватель, формулируя задания, вполне может обойтись известным учащимся языковым и речевым материалом.

Уроки по предлагаемой методике могут
1) включаться в языковой учебный процесс (аспект «Развитие/практика речи») по мере необходимости (раз в месяц либо с иной степенью регулярности, а также от случая к случаю, например, как «подарок» к празднику - «Рождество» И.Бродского);
2) образовать цикл, например, в рамках курса «Чтение художественной литературы».
При достаточно длительном обучении у учащихся формируются и совершенствуются навыки самостоятельного чтения текстов (причем, не только художественных).

А теперь обратимся к практическому примеру. Возьмем одно из хрестоматийных стихотворений А.А.Блока.

1 Ночь, улица, фонарь, аптека,
2 Бессмысленный и тусклый свет.
3 Живи еще хоть четверть века -
4 Всё будет так. Исхода нет.
5 Умрёшь - начнёшь опять сначала,
6 И повторится всё, как встарь:
7 Ночь, ледяная рябь канала,
8 Аптека, улица, фонарь.
10 октября 1912

Понимание этого стихотворения (как и любого другого художественного текста) предполагает ответы на следующие вопросы:

О ком говорится в тексте? Кто его герой/герои?
Что он/они делают? Какое/какие событие/события описано/описаны?
Где все происходит?
Когда?

Но мало просто найти в тексте слова, которые отвечают на эти вопросы. Надо подумать: почему сказано так, а не иначе?

Порядок работы над этим стихотворением может быть следующим 5 (опуская предтекстовый этап, остановимся на притекстовой работе).

Преподаватель:
- Прочитайте первые две строки стихотворения. Найдите в них ответы на вопросы, когда и где происходит описанное в стихотворении событие?

Возможные ответы учащихся 6 :
- Ночь.
- Город (улица).

Преподаватель:
- Как вы думаете, почему упоминаются фонарь и аптека ?

Возможные ответы:
- Возможно, фонарь горит.
- Горит вывеска аптека .
- Свет в витрине аптеки. Там - на окне - написано аптека .

Преподаватель:
- Как вы думаете, о каком свете говорится во второй строке?

Возможные ответы:
- Это свет фонаря.
- Свет витрины аптеки.

Преподаватель:
- Как вы думаете, почему свет назван бессмысленным и тусклым 7 ?

Возможные ответы:
- На улице никого нет. Непонятно, для кого он светит.
- Свет слабый. Неприятный.
- Никого. Нет смысла светить.
- Бессмысленный расход электричества.

Преподаватель:
- Как вы думаете, кто видит и описывает эту картинку Ночь, улица, аптека …?

Преподаватель:
- Можем ли мы понять его состояние, что он чувствует, что у него на душе?

Возможные ответы:
- Он не спит, хотя ночь.
- Ему плохо, грустно, поэтому он не спит.
- Что-то случилось, и теперь нет смысла…

Преподаватель:
- Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения. Как вы их понимаете? Про кого поэт говорит живи ? Как - другими словами - можно передать смысл третьей строки? Понятно ли выражение Исхода нет ?

Возможные ответы:
- Ты живи...
- Если ты будешь жить еще 25 лет.
- Это обобщение: если жить еще четверть века… Поэт говорит о себе и любом человеке.
- Если в жизни ничего не меняется, это плохо.
- Что ни делай, не изменишь ничего.
- Исход, может быть, это выход? Выхода нет.
- Ему очень плохо… И страшно.

Преподаватель:
- Прочитайте пятую и шестую строки. Как можно их понять?

Возможные ответы:
- Если умрешь, то все начнешь сначала? Непонятно!
- Может, он думает, что смерть ничего не изменит?
- Смерть не поможет.
- Ему очень плохо.
- Он страдает…
- И ему никто не может помочь. 8

Преподаватель:
- Дочитайте стихотворение до конца. Обратите внимание на то, что последние строки почти повторяют первые две. Что нового узнает читатель и какие выводы он может сделать?

Возможные ответы:
- Новая информация ледяная рябь канала. Холодно.
- Это зима.
- Нет, осень. Стихотворение написано 10 октября.
- Рябь, значит, дует ветер. Холодный ветер.
- В этом городе есть канал. Может быть, это Петербург.
- Или Венеция?
- Если Блок, значит Петербург!

Преподаватель:
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение почти одинаково?
Возможные ответы
- Исхода нет.
- Ничего нельзя изменить.
- Круг замкнулся.

Преподаватель:
- Прочитайте стихотворение целиком. Как вы представляете себе его героя? Где он находится?

Возможные ответы:
- Он похож на Блока.
- Это мужчина. Поэт.
- Он не на улице.
- Он в комнате. Стоит у окна.
- Смотрит в окно. Видит пустую темную ночную улицу…
- Фонарь качается от ветра.
- В комнате темно. Он один.
- Он одинок.

Преподаватель:
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Возможные ответы
- Об одиноком человеке.
- Об одиночестве.
- О тоске.

Как можно назвать эту работу над текстом стихотворения?
Лингвистическим анализом?
И да, и нет. Да, потому что мы разбирали слова, предложения, т.е. лингвистические единицы. Нет, потому что главным были не языковые значения этих единиц, а те смыслы, которые возникают на их основе в этом художественном тексте, т.е. мы имеем дело с текстовыми единицами. Мы говорили и о тех представлениях, образах, которые возникают в сознании читателя при чтении этого стихотворения Александра Блока.
Так, может быть, это литературоведческий анализ? Но ведь мы не пользовались литературоведческой терминологией и, возможно, наш разбор покажется литературоведу дилетантским.

Главная задача предлагаемой нами методики состоит в том, чтобы учащиеся овладели навыками самостоятельной работы над текстом , научились эффективно использовать необходимые когнитивные стратегии на всех уровнях восприятия художественного текста и тем самым получили «открытый доступ» ко всему, что было создано, создается и будет создано писателями и поэтами на русском языке

В чем же состоит специфика предлагаемого подхода?
Для нас текст был исходной реальностью . Мы подходили к нему с единой филологической позиции (одновременно точки зрения языка и литературы) и были ориентированы на реальность целостного текста . Наши усилия были направлены на реализацию возможностей человеческого понимания .

Филология - искусство понимать сказанное и написанное, или служба понимания - помогланам выполнить одну из главных человеческих задач - понять другого … (выделенные слова принадлежат С.С.Аверинцеву [Аверинцев 1990: 545]).
Таким образом, можно сказать, что предлагаемая нами методика обучения чтению художественной литературы реализует филологический подход к художественному тексту .

Литература:

Аверинцев 1990 - Аверинцев С.С. Статья Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Кулибина 2000 - Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. - М., Гос. ИРЯ, 2000.
Кулибина 2001 - Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. - СПб., Златоуст, 2001.
Кулибина 2004 Кулибина Н.В Написано женщинами. Пособие по чтению для изучающих русский язык как иностранный. - М., Русский язык. Курсы, 2004
Кулибина 2008- Кулибина Н.В Читаем по-русски на уроках и дома. Книга для ученика.- Рига, RETORIKA-A. 2008.
Кулибина 2008а Кулибина Н.В Читаем по-русски на уроках русского языка. Книга для учителя.- Рига RETORIKA-A. 2008.
Кулибина 2014 - Кулибина Н.В. Читаем стихи русских поэтов. Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный (7 изд.) - СПб., Златоуст,2014.
Лотман 1972 - Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. - М., 1972
Лотман 1998 - Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. - М., Языки русской культуры, 1999.

д-р пед. наук, профессор
Государственного института
русского языка им. А.С. Пушкина.

Москва, Россия

1 Аналогично тому, как неинтересно и даже бессмысленно становится читать детектив, если уже известно, кто преступник.

2 См. учебные материалы в [Кулибина 2001; 2004; 2008а; 2014].

3 Более подробно о когнитивных стратегиях см. в [Кулибина 2000; 2001; 2008а].

4 Более подробно см. там же.

5 До чтения стихотворения учащимся не следует сообщать ничего о его содержании, чтобы у них была возможность сделать самостоятельные выводы.

6 Здесь и далее под шапкой «Возможные ответы учащихся» (далее «Возможные ответы») используются реальные ответы учащихся, записанные на уроках. В ряде случаев рядом приведены ответы, полученные в разных группах, это сделано для того, чтобы более наглядным был ход мыслей учащихся, ведь далеко не всегда каждый этап рассуждений вербализуется, т.е. оформляется участниками обсуждения как речевое высказывание

7 Если есть сомнения в том, что учащимся известны лексические значения слов бессмысленный и тусклый, можно предложить учащимся применить одну из когнитивных стратегий [Кулибина 2001] для установления значения непонятного слова. В первом случае это опора на состав слова, на известные приставку бес- и корень смысл-, что позволяет сделать вывод о значении всего слова, а во втором - на экстралингвистические знания читателя о том, каков свет одинокого фонаря на темной улице, как можно назвать его (неяркий, слабый и др.)

8 Мы полагаем, что от учащихся не следует требовать более глубокого толкования этих строк, достаточно, если они поймут состояние лирического героя стихотворения (самого поэта?) и посочувствуют ему.

Н. Л. Лейзеров

«Чтение книг... сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением», – отмечал в одном из писем шестнадцатилетний юноша Николай Александрович Добролюбов, будущий русский критик и мыслитель. Еще мальчиком Николай Александрович завел специальные тетради, «реестры», куда «вносил названия прочитанных книг, их оценки, отдельные критические замечания. Выбор книг для чтения молодого Добролюбова – поражает широтой и целенаправленностью. Желая познать жизнь, разобраться в своих мыслях и чувствах, юноша всегда обращался к художественной литературе.
Для лучшего понимания литературного произведения всегда надо учитывать его родовые и жанровые признаки. Существуют три основных рода литературы: лирика, эпос и драма . К произведениям первого рода относятся преимущественно разные виды стихотворений; главные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия, а эпических – роман, повесть, рассказ, очерк.
В лирическом произведении передаются чувства, настроения, мысли, и жизнь предстает перед читателем исключительно через переживания писателя или изображенного им героя. В каждом стихотворении прежде всего и надо искать эти выражения внутренней жизни люден, переданные поэтом. Основные жанры лирики: пейзажная лирика, в которой выражено отношение поэтов к природе, например, «Утес» М. Ю. Лермонтова, «К морю» А. С. Пушкина, «Несжатая полоса» Н. Л. Некрасова и др.; к общественно-политической лирике относятся такие стихотворения, как «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского и др., в которых находит свое воплощение понимание поэтами современной им общественной жизни; в любовной лирике передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, например, «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина, «И кто его знает» М. В. Исаковского и др.; философская лирика передает размышления о смысле человеческой жизни: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» А. С. Пушкина, «Дума» М. Ю. Лермонтова, «Товарищу Нетте» В. В. Маяковского и др.
Стихотворения рекомендуется читать вслух. «Подобно тому как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении» (Рабиндранат Тагор).
К драматическому роду литературы относятся произведения, предназначенные, как правило, для исполнения на сцене. Авторский замысел в них раскрывается через слова и поступки действующих лиц.
В драматических произведениях действуют и противодействуют определенные лица (персонажи). В зависимости от характера конфликта между ними драматические произведения подразделяются на три вида. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон («Гамлет» В. Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.); конфликты в драме вызывают тяжелые переживания сталкивающихся сил («Гроза» A. Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева и др.); в комедии конфликты способствуют высмеиванию отсталого, отживающего, ненужного в жизни («Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Свои люди, сочтемся» А. Н. Островского и др.).
Главное при чтении драматических произведений – правильно понять смысл конфликта, на котором построено произведение, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях композиции пьес.
Романы, повести, рассказы в теории литературы принято называть эпическими произведениями (от греческого слова, означающего «рассказ»). В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.
В рассказах чаще всего повествуется об одном каком-нибудь случае, одном событии из жизни людей. На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей. Каждый рассказ – новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов. Для понимания того, что хотел сказать своим рассказом автор, особенно важна его концовка (развязка).
Наиболее сложный вид повествовательных произведений – роман . Здесь, в отличие от рассказа и повести, обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются. Человеческая жизнь предстает перед читателем романа во всей своей сложности и противоречивости. Таковы, например, романы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ч. Диккенса, В. Гюго и многих других писателей. Романы подразделяются по своей тематике на социальные, исторические, семейно-бытовые, философские, научно-фантастические, приключенческие и другие, однако не всегда легко укладывать романы в рамки перечисленных видов.
От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстает перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собой картин, нарисованных при помощи слова. Желая составить полное впечатление от прочитанного, мы должны внимательно всмотреться во все детали картин, оценить и понять их с точки зрения целого произведения. Только тогда нам будет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», только тогда будет понятно каждое слово, каждый поступок героя.
Лишь в результате внимательного чтения перед нами начинает постепенно вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа произведения, т. е. круг явлений жизни, отобранный и оцененный автором с позиций определенного мировоззрения. Нет ничего хуже легкого, бездумного прочитывания, когда читатель следит лишь за общим развитием событий в книге. Такой читатель, как правило, не обращает внимания на подробности, на пейзаж, на внутренние монологи героев, на авторские отступления.
В литературном произведении взаимосвязано все: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора. А раз так, то, анализируя произведения, мы должны понимать все, что хотел сказать автор, живо представлять и уяснять смысл воспроизведенных художником картин жизни.
Каждому из вас предстоит прочитать в своей жизни тысячи книг. Трудно сохранить впечатления от каждой из них. Поэтому рекомендуется, прочитав книгу продумать ее, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в специальный литературный дневник . В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки книги, особенно понравившиеся стихотворения и т. п.
Но знать, как приступить к чтению художественного произведения и как читать его, – недостаточно. Надо уметь выбрать книгу . Умение читать как умение разбираться в прочитанном дается не сразу, оно приходит с годами в процессе регулярного и систематического чтения, ставшего необходимейшей потребностью человека, приходит в результате изучения литературы и обогащения жизненного опыта.
В очерке «Как я учился» Максим Горький пишет, что читать сознательно художественную литературу он начал с четырнадцати лет. Под сознательным чтением Горький понимал умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное – в умении понять цели писателя и критически сравнить то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.
Для того чтобы чтение было осмысленным и сознательным , необходима так называемая культура чтения , требующая соблюдения некоторых правил.
Прежде всего это тщательный выбор круга чтения. Очень хорошо заранее наметить список книг для чтения на избранную тему, посоветовавшись с преподавателем литературы или библиотекарем. Само собой разумеется, что выбор книг зависит от темы, которой интересуется читатель.
Когда список книг по теме готов, надо позаботиться о справочной и дополнительной литературе .
Наше чтение лишь тогда станет по-настоящему сознательным, когда мы будем иметь достаточное представление о жизни, отраженной в художественном произведении, получим хотя бы элементарные сведения об авторе. Для этих целей в книгах помещается предисловие или послесловие, словари непонятных слов и комментарии. Однако пытливого читателя подчас не удовлетворяет справочный аппарат книги, не говоря уже о том, что его может вовсе не оказаться в издании, которым нам приходится пользоваться. Правильнее всего поэтому наряду со списком художественных произведений наметить список дополнительной научно-популярной и критической литературы.
Прочитав книгу, надо разобраться в том, что хотел сказать автор своим произведением, какие художественные средства он использовал, воплощая свой замысел.
Закрыв книгу, мы должны всегда иметь представление о своем отношении к прочитанному . Таким образом, культура чтения вплотную подводит к умению самостоятельно разбирать литературное произведение, к этому же подводит и школьное изучение литературы. Читая самостоятельно, необходимо использовать полученные на уроках знания.
Уже изучая литературу в школе, мы начинаем понимать, что нет и не может быть готовой схемы анализа литературного произведения. Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями разбираемого произведения, его родовыми и жанровыми признаками.
Чтение литературных произведений – стихотворений, пьес, повестей, романов и других – совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческом психологии, воспитывает наши характеры.
Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.

Попробуйте установить, какое отношение данная история имеет к вам. Хороший способ определить истинное значение истории - определить, что данная история значит для вас как читателя. Любая история может означать совершенно разные вещи для разных людей, но зачастую история, которая вам кажется правдоподобной, вызовет подобные чувства у другого читателя по аналогичной причине. Например, литературное произведение, в котором у мальчика погибает любимый пес, может оказаться вам особенно близким, если у вас тоже в прошлом погибла собака, но любой, кто испытал неожиданную потерю чего-либо или кого-либо дорогого, может понять ощущение потери.

Выявите, какое отношение история имеет к человеческому опыту в целом. Если вы никогда не оказывались в ситуации, в которой находится главный герой, подумайте, как другие могли бы себя в ней чувствовать. Например, у вас, возможно, было безмятежное детство, но литературное произведение о подростке, которому приходится расти в трудной среде или в неблагополучной семье, как правило, имеет целью поговорить о процессе взросления в целом, и не адресовано исключительно тем, кто прошел через подобный опыт.

Подумайте о культурных коннотациях. Культурные коннотации могут относиться к месту и времени действия истории, а также к обстоятельствам, при которых автор написал свое произведение. В работах писательницы, чьи произведения были опубликованы в то время, когда женщин без энтузиазма встречали в литературных кругах, может прослеживаться феминистский подтекст, даже если основной сюжет истории не имеет ничего общего с феминизмом. Автор, находящийся в ссылке, вполне вероятно, вставит политическое послание в свое произведение. Обстоятельства жизни автора часто влияют на литературное произведение независимо от его намерений.

Определите, что ищет и за что борется главный герой. Это относится в первую очередь к конфликту, но идет немного глубже. Задайте себе вопрос, что на самом деле означает конфликт главного героя, опираясь на классические модели. Юноша, который ввязывается в драку из-за девушки, явно имеет разногласия со своим соперником, но он также подходит под базовую модель “герой” (хороший рыцарь, принц, ковбой в белой шляпе, супергерой) против “злодея” (плохого рыцаря, колдуна, ковбоя в черной шляпе, суперзлодея). Добавление любовного интереса к борьбе - еще один распространенный аспект личного поиска.

Обратите внимание на используемые образы. Образы подразумевают любые сенсорные детали в произведении: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Автор может и не преследовать никаких целей, описывая, каково сидеть на определенном стуле, с другой стороны, он может использовать подобные детали, чтобы подчеркнуть подтекст истории. "Мягкий стул" может ничего не означать, но если главная героиня, недавно потерявшая дедушку, садится на его старое кресло-качалку, отметив при этом, что от него веет "мягкостью и теплом", сенсорная деталь вдруг приобретает новый смысл, показывая состояние души героини после потери любимого человека.

Проанализируйте настроение или тон. Тон произведения означает настроение или созданную атмосферу. Выбор лексических средств может задавать тон. Например, смелые, решительные утверждения могут создать атмосферу уверенности или решимости, тогда как вежливая или дипломатичная формулировка может придать некоторую неопределенность. Тон также зависит от места действия, темы и поведения персонажей.

Ищите символизм. Символ – это любой элемент истории, который выражает абстрактную идею. Таким элементом может быть предмет, место, цвет, время года, цифра, буква или любое другое конкретное или материальное выражение. Времена года, например, часто используются для представления течения жизни: весна символизирует детство и взросление, лето – расцвет жизни, осень – зрелость и старение, а зима – процесс умирания.

Определите темы и мотивы. Тема представляет собой фундаментальную идею, рассматриваемую в литературном произведении, ее также можно представить как "что история на самом деле означает." Темы, как правило, исследуются и конкретизируются в ряде произведений, написанных разными авторами, что придает теме универсальную значимость. Мотив – это структура или прием, используемый для разработки темы произведения. Если в произведении идет речь о борьбе героя с депрессией, эта борьба может быть определена в качестве темы. Чувства одиночества и безнадежности, на которые делается упор, можно считать мотивами, так как они служат для выделения темы.

Рассмотрите другие фигуры речи и литературные приемы. Не каждое литературное произведение использует полный набор литературных приемов, но существует множество приемов, которые могут помочь определить структуру и смысл в определенном произведении. Например, ирония и предвосхищение развития событий могут помочь задать тон, в то время как контрастные персонажи и стереотипы могут служить контрастом или поддержкой главной теме.

42 ответа

Всё очень просто. Художественную литературу читают, чтобы понимать людей и жизнь, научную читают чтобы понимать явления и предметы.

Вы читаете учебник по астрономии, когда хотите понять, где находится галактика M35, но вам влом самому запускать орбитальный телескоп. Точно также вы читаете Достоевского, потому что Достоевский может вам предложить, что мир спасёт красота, и таким образом избавить вас от необходимости выяснять это на собственной шкуре - ну просто потому что технически запускать телескоп может быть и сложнее, но эмоционально после него вы ещё сможете функционировать - тогда как самому выяснить, что мир спасёт красота, можно только став тем, кто может об этом сказать. И если без телескопа вы все-таки проживёте, то без красоты - вряд ли.

Иными словами, это опосредованный опыт, который не заменяет собственного, но сокращает дистанции. Собственный всё равно требуется, поскольку средства для обработки всей этой информации тоже нужно откуда-то наработать - литература не сделает всё за вас, она скорее помогает не умереть по дороге.

Можно конечно обманываться тем, что без красоты прожить так же легко, как и без телескопа. Это заманчивая мысль. Тем более что если бы красота действительно могла спасти мир, то за последние 4 тысячи лет мы наверняка должны были накопить этой красоты достаточно для его спасения. Но видимо мир спасается не весь сразу, а по одному человеку за раз - и так уж получилось, что именно это человеку почему-то всё-таки нужно. Иначе литература не была бы буквально первым, чем мы предположительно начали заниматься сразу же, как разобрались с огнём, пещерой и палкой. Просто эта потребность не возникает столь же очевидно, как потребность в огне и пещере - она скорее как воздух, который замечают только тогда, когда его становится слишком мало.

Это нужное можно откладывать в 20, и в 30, и в 40 лет, но рано или поздно оно о себе напомнит - в виде чувства, что что-то было пропущено, чего-то не хватило, где-то была какая-то вещь, которая могла помочь, и непонятно, где она была, и что она вообще такое. А главное - что чем дольше это откладывается, тем больнее оказывается пробуждение. Так что можно смело умножать познания - скорби меньше всё равно не будет.

Ну а если человек считает, что он всё уже понял, и ему ничего не нужно - ну, тогда может не читать, Бога ради, всё равно помочь ему невозможно.

В своё время я задумывалась над подобной точкой зрения. С нею можно согласиться, если воспринимать свой мозг и себя самого как компьютер, не способный чувствовать, вспоминать, восхищаться. Я думаю, совсем уж забрасывать художественную литературу - себе дороже. Но и читать только её не советую, лучше всего смешивать разные стили, так и язык обогащается, и скучно не становится. В чем смысл художественной литературы?

Художественная литература художественной литературе рознь. Действительно хорошие произведения могут принести немало пользы, вот несколько примеров:

1) Язык. Как для изучения иностранного языка, так и для изучения своего, художественная литература полезна тем, что в ней отражаются фразеологизмы, метафоры, сравнения, свойственные конкретному языку. Более того, в ней учитывается литературная норма языка, которой стоит придерживаться, особенно на начальных стадиях изучения оного. В качестве исключения мне приходит в голову только арабский: я много разговаривала с арабами об их языке, уж очень хочу выучить, но все как один говорят, что лучше выбрать конкретный диалект, поскольку литературную норму поймут очень немногие

2) Культура, политика, история. Вы можете сколько угодно зубрить учебники по межкультурной коммуникации, истории и культурологии, но именно художественная литература даст Вам контекст, особенно написанная представителем интересующей Вас страны и эпохи.

3) Погружение. Довольно-таки интересный феномен, его много изучают в психологии (для ознакомления могу предложить работы профессора доктора Артура Якобса/Arthur Jacobs). Он состоит в потери реальности, погружении в книгу настолько, что Вы теряете ощущение времени и позволяете испытать своему мозгу ощущения сродни любому сильнодействующему наркотику. Примечательно, что Гарри Поттер является книгой с наиболее высоким показателем погружения у читателей (ссылка на того же Якобса)

4) Спасение. Знаю, звучит тривиально. Но чужие фантазии могут спасти от грусти, найти новое увлечение в жизни, отречься от забот хотя бы на час.

Сам постоянно задавался таким вопросом. Пока на уровне понимания таком... То, что эти книги менее информативны в плане энциклопедических знаний, что нынче модно, это да. Тогда науч-поп в руки и там всё предельно просто и понятно, главное вникнуть.
Но, как мне кажется, художественная литература ценна другим, а именно тем, что вы, читая некую книгу, становитесь главным её героем , и тот опыт, который испытывают герои, несомненно отразится на вас самих.
Прочитав недавно "Загадочное ночное убийство собаки", я понял насколько чудна жизнь аутиста. И эти два дня чтения моё "психическое" немного отклонилось от того абстрактного стандарта, которое мы считаем нормой. А есть и такие. И я "оказался" в его шкуре.
Т.е. для меня художественное произведение - это опыт другого человека, испытанный на себе. Виртуальная реальность, только вместо шлема - книга.

Последний раз я такое мнение слышал от человека, у которого трата время с пользой - это с бутылкой и рюмкой у телевизора. Этому человеку - да, чужие фантазии не нужны.

Для малого процента людей книги, действительно, пустая трата времени. Это касается тех, кто читает дабы отдать дань моде.

Остальные люди так или иначе остаются в плюсе от каждой прочитанной книги. Во-первых, художественная литература, это не только фантастика (чьи-то фантазии, так скажем), но и произведения основанные на реальных событиях, допустим исторические романы. Кроме того, произведения Ремарка нельзя назвать историческими, но в них легко просматривается ситуация в Германии в период I Мировой войны. "Война и мир" Толстого дала мне представлений об Отечественной войне больше, чем учебник истории (на самом деле я сильна в истории, не подумайте).Во- вторых, детективы заставляют вас ломать голову вместе с главным героям, а произведения с недосказанностью в финале ох как заставляют задуматься. Ну и, наконец, фантазия на работает на протяжении всего чтения, скольким образам и пейзажам мы в своих мыслях рисуем оболочку.

Никто не заставляет читать художественную литературу, если вам не нравится.
Если же пройтись по плюсам, то:
1. Чтение худ. литературы развивает образное мышление, которое, как раз, отвечает за творческую составляющую развития человека.

2. Чтение позволяет нам переживать события вместе с персонажами, как в реальной жизни, получить ощущения в тех ситуациях, в которых оказываются персонажи произведения. Иногда это просто переворачивает жизнь читателя, и он корректирует своё отношение к ней.

3. Художественная литература, да и литература в общем, формирует наше мировоззрение путем оценки поведения персонажей (если проводится хоть какой-то анализ происходящего, а не просто чтение букв), сопоставляя другие взгляды на жизнь.

4. Хорошая литература развивает разговорную речь.

5. Приятное времяпровождение.

Художественная литература формирует жизненную позицию, если чтение осознанное, а не потребительское. Знавал таких людей, которые читали с целью время скоротать, словно смотрят тупой фильм. Я таких людей не понимаю, считаю, что если уж и читать что-то, то воспринимать всё всерьёз, как философский трактат, искать глубинный смысл, а иначе, действительно, чтение ничем не будет отличаться от просмотра тупых фильмов.

Это занимает вполне долгое время, но это того стоит! И, тем более, чем больше книг человек прочитает, тем больше увеличивается скорость его чтения!

Книга... Это нечто большее, чем смысл, заложенный в это слово... Эмоции, которые человек получает при чтении книги, не сравнимы ни с фильмами, ни с прослушиванием аудиокниг, ни даже, что странно, с театром. Фильмы и театр - это то, как видит режиссёр или постановщик книгу. Никогда у людей, прочитавших одну и ту же книгу, не создастся единого впечатления! Они могут быть схожи, но всё же, совсем разные. Когда человек читает книгу, в его воображении вырисовывается картина действия, и, читая, мы примерно представляем, как всё это выглядит. Следовательно, к плюсам чтения добавляется еще и развитие воображения!

И даже несмотря на поучительность, плюс книги состоит еще в том, что она приносит удовольствие. Представьте! Вы уютно, под пледом с чашкой чая устроились с любимой книгой! Ведь это чувство не передается ни с чем другим!

Не любите и ничего страшного-Шерлок Холмс тоже не любил и был отличным спецом. Любить не заставишь, читать через силу если вам это не приносит удовольствия нет смысла. Развивайтесь в тех областях где у вас есть мотивация

Я объясняю для себя такие заявления, как очень прямолинейное мышление. Такие люди могут быть умными и наполненными, но по каким-то причинам (то ли изначальная данность, то ли во-время не настроили себя) им комфортно воспринимать информацию без фильтра. Если, допустим, вы испытываете проблемы в общении, можете почитать непосредственные советы и коммуникативные техники. Что-то применить, что-то откинуть. А можете почитать художественную литературу, где на примере жизни героев увидите сходные ситуации, сможете проанализировать, как бы вы поступили на их месте и т.д. По мне так это вкуснее

Это азбука жизни. Зачем учиться на своих ошибках, если большинство из них - архетипические? :))

Другое дело - не все способны считывать коды произведений искусства. Это ещё одна причина, почему нужно читать именно классику. "Шифровку" надо постигать последовательно и во всей полноте. Ни один отрезок или пласт культуры не будет понятен или полезен вам без знания о других существующих.

Классическая литература - это знания о мире, но в отличие от научной литературы - это знания о внутреннем мире человека, его природе, мотивах, исканиях.

Человечество как ребенок - растет, развивается, переживает кризисы, взрослеет. История этого взросления и есть классическая литература и искусство вообще.

Пс - я не думаю, что стоит зацикливаться на must read, Вы вправе создать свой список, берите неизвестную классику, если раздражают и кажутся "замыленными" привычные сюжеты. И всё же привычное стоит прочесть самому, потому что - поверьте! - ни один пересказ не даст того, что даёт полный текст, а ещё в каждой классической книге (наверное, на то она и классика) всегда находится хотя бы строчка, адресованная именно тебе и именно в этот момент. Магия гения, видимо:)

Хорошая художественная литература не пишется просто так - она обязательно отвечает на определенный вопрос, задаваемый либо автором в контексте его собственного опыта, либо обществом в контексте исторического процесса.

Читая классику литературы или современные художественные тексты, вы либо перенимаете определенный опыт, раскрываете для себя новые образы/системы мышления, которые автор закладывает в персонажей для раскрытия личностной проблемы, либо получаете новый взгляд на менталитет определенных социальных групп конкретных исторических периодов, либо описание определенных исторических процессов с позиции человека, переживавших их.

Короче говоря, образовываетесь/расширяете кругозор.

P.S. Ну и об эстетическом удовольствии от красивого языка нельзя забывать)

Художественная литература так-же развивает способности анализировать, так-как вы в процессе прочтения начинаете додумывать сюжет, предполагать разные варианты развития событий. Об этом подробно рассказывал Анатолий Вассерман. Безусловно от художественной литературы отказываться нельзя, а зацикливаться лишь на определенном направлении, тем-более.

1. Запись чьих-либо фантазий никаким боком не является художественной литературой.

4. Художественная литература, как и другие искусства, использует образное мышление как (очень эффективный) инструмент. Т.е. если вы у вас инструментальная (прикладная) функция воображения не развилась, то в искусстве вы ничего не сделаете. Хороший пример - Чернышевский. Блестящий счетчик и художественное бессилие.

5. Настоящее литературное произведение - это захватывающая игра. Это как хороший футбольный матч. Если вы понимаете смысл происходящего, он может подарить незабываемые впечатления.

Чтение-это опыт, который мы получаем отдавая свое время. Можно, конечно, до всего доходить своим умом и своими ошибками, но, как говорит народная пословица-так умные люди не учатся. Иногда книга может перевернуть все привычное течение жизни и и открыть целый океан возможностей, о котором мы даже не подозревали.

Читаю, потому что привыкла. Во время учебы в ВУЗе нас нагружали огромными списками литературы, изучали отечественную и зарубежную. А как студенческие годы подошли к концу, списков не стало, и я будто начала задыхаться. Пришлось самой их составлять:) Чтение, как спорт - держит в тонусе.

В мире столько героев, историй и мне хочется узнать как можно больше. А еще, мне очень тяжело с людьми, но я хочу общаться. Вот и читаю.

Чтение - это прогулка в новые места, миры, а также новые ситуации и знакомства. Вот за этим я и открываю книгу снова и снова:)

Самый примитивный образ чтения, по Набокову, - просто погружаюсь в ткань сюжета и проживаю какое-то время в этом трансе.

То есть та же функция, что у других способов забвения. Приятное забвение.

Для познания себя и мира вокруг, для развития, для души. Читая художественную литературу, мы получаем опыт, который не можем получить в реальной жизни, учимся представлять себя на месте другого человека, развиваем воображение.

Даже если не обращать внимания на то, что в самом вопросе ошибка, и исходить из неверной предпосылки о том, что художественная литература - это не более, чем чужие фантазии, то ответ всё равно "нет". Эти фантазии так или иначе строятся по определённому принципу. И этот принцип состоит в том, что развитие сюжета на примере выдуманных автором событий объясняет то, как устроены люди и отношения между ними. И объясняет более-менее правильно. В противном случае произведение не становится популярным и не получает признания. Не думаю, что процесс получения знаний о том, как устроены люди, можно считать потерей времени. Если это потеря, то что тогда нет? Более важных в практическом смысле знаний не существует. Без понимания этого вопроса вряд ли можно хоть чего-то достичь в жизни. А единственным альтернативным способом получить такое понимание является личный опыт. Но этот способ крайне неэффективен.

Можно привести конкретный пример. Существует такая вещь как любовь. Знание о том, что это такое, передаётся только через художественную форму. Долгое время это была только литература. Сейчас вот появилась альтернатива в виде фильмов. Ещё можно смотреть "Дом 2". Но это слишком вульгарная форма. При том, что свою задачу она решает, всё-таки образованному человеку с хорошим вкусом это не подходит. Так что этот вариант не считаем вообще. Фильмы же можно засчитать с натяжкой. Какое-то базовое понимание вопроса они, конечно, дают, но не более того. Кроме того, в основе стоящего фильма о любви, как правило, лежит книга, по отношению к которой сам фильм является вторичным. Так что, по большому счёту, вне художественной литературы не существует адекватного описания того, что такое любовь. Что это означает на практике? А то, что если человек не прочитал в своей жизни хотя бы несколько художественных книг о любви, то он просто не понимает, что это такое. Само это слово не значит для него ничего. Он приблизительно догадывается о том, как его нужно употреблять, но делает это чисто механически, используя шаблонные выражения, которые слышал от других людей. Смысла этого слова он не понимает. Когда другие люди это обсуждают, он вообще не понимает, о чём идёт речь. Некоторые даже считают, что любви не существует, что это какой-то фейк.

Если же немного выйти за рамки вопроса, то стоит сказать о том, что далеко не любая литература, будучи художественной по форме, является вымыслом и фантазией на 100%. В художественных произведениях содержится очень много такой информации, которую автор не сам придумал, а почерпнул из каких-то источников. И при этом она преподносится читателю не в скучной академической форме, а аккуратно вбрасывается небольшими порциями по ходу развития интересного сюжета. Например, действие детективов Чейза происходит в США, где он сам не жил. Вся информация для описания контекста выдуманных им событий была взята из документальных источников. Более того, существуют произведения, описывающие те или иные вещи настолько точно и подробно, что в них гораздо больше правды, чем вымысла. Если кому-то интересно, как функционирует аэропорт, больница, гостиница или банк, то можно почитать соответствующие произведения Артура Хэйли. Формально это художественные произведения с сюжетом, но в результате прочтения узнаёшь очень много таких нюансов, которые обычно описываются в нехудожественных текстах. Или если интересно, как устроен элитный американский университет, то книга Тома Вулфа "Я - Шарлотта Симмонс" снимет все вопросы. Видно, что автор придумал только сюжет. Всё остальное он тщательно изучил и просто изложил в художественной форме. В общем, художественная литература не настолько вымышленная, как может показаться.

К уже сказанному здесь добавлю: ради развития своей речи. Чтение научной литературы, полезной с прикладной точки зрения, мало поможет в этом деле, так как только художественная литература дает прекрасный пример описания различных, часто очень реальных, правдоподобных ситуаций с помощью языковых средств. Опять же не будем забывать расширение словарного запаса. Ну а человек с хорошей, грамотной речью (причем как устно, так и письменной) всегда выглядит выгодно, хотя бы по той причине, что может ясно, четко, внятно и, вместе с тем, обстоятельно формулировать свои мысли.

Развить речь нельзя литературой, но можно развить практикой этой самой речи. Следить за каждым своим словом, тщательно продумывать конструкции и проч. - всё это с практикой доведёт до прекрасной речи. И без литературы, которая роли в этом не играет. Насчёт увеличения словарного запаса - спорно. Что бы запомнить слово не достаточно его один раз где-то прочитать. Минимум 10 раз надо его повторить в течение недели. Проще смотреть в словарь, это быстрее и практичнее

Ответить

Прокомментировать

Прямой и ясный ответ на Ваш вопрос - нет. Я даже в некоторой степени придерживаюсь обратной точки зрения - мне кажется, что популярный нынче нонфикшен (все эти биографии, истории об уникальном личном опыте и т.д.) во многом представляет собой кастрированную художественную литературу. Эти истории, конечно могут быть захватывающими, могут нести какой-то уникальный опыт, но они при этом лишены настоящей работы автора - тут нет композиции, нет определяющих деталей, нет игры автора и читателя, как и нет нескольких слоев смысла. В жизни и основанном на ней нонфикшене детали и события случайны, тогда как в художественной литературе любое движение, любая встреча персонажей, все предметы, которыми они пользуются, появляются в тексте, чтобы привнести смысл, сыграть свою четко определенную роль, что-либо показать. Чтобы видеть, что и зачем введено в произведение нужен навык, нужна работа читателя. Чтобы расставлять вещи и персонажей так, чтобы они передавали нужный смысл, нужна работа автора. Таким образом нонфикшен практически полностью лишается обеих составляющих, оставляя текст с одной единственной, даже не повествовательной - информационной функцией.

Стоит начать с того, какие цели вы преследуете, определитесь сначала с этим.

Итак, разберем же по пунктам, что дает беллетристика:

1. Расширяет словарный запас, улучшает речь, усложняет синтаксические конструкции и проч., что связано с улучшением практических навыков в языке.

2. Развивает образное мышление. Проверено на личном опыте: вкупе с математикой беллетристика дает невероятные результаты - улучшается восприятие, думать гораздо проще, быстрее совешаются умозаключения.

3. Расширение эмоционального горизонта: ты действительно переживаешь те ситуации, в которых находятся герои (это ли ни есть жизненный опыт?).

И это если брать практическую пользу, но кроме того существует вариант чтения для удовольствия, чтение хорошей книги в приятной обстановке.

Удачи с определением целей!

Конечно стоит! Лично я не вижу в этом никаких минусов (разве что ухудшение зрения),а вот плюсов масса. Итак,чтение вообще само по себе занятие очень полезное,оно развивает мышление,эрудицию,внимательность,усидчивость,воображение. Когда мы читаем классическую литературу, мы запоминаем написание слов и грамотное построение предложений.Классика заставляет нас думать,потому что автор предлагает нам свое видение мира(проблемы,человека,смысла жизни) , мы живем вместе с героем книги и пытаемся решить вместе с ним его проблемы или найти выход из ситуации. Читая классическую литературу,привыкаешь грамотно и красиво излагать свои мысли, приобретаешь полезный опыт и советы,взятые из книг,становишься более развит в духовном плане, пересматриваешь свои взгляды на жизнь (любовь,семью,дружбу),развиваешься культурно. К тому же,неужели тебе неинтересно,как жили люди в прошлом? их беседы,быт,трудности,радости?

Отдельно хочу заметить,что каждому гражданину своей страны необходимо читать как можно больше классических произведений своих соотечественников,ведь в них отражены традиции и культура,проблемы и история становления твой страны.

Лично для меня классика это неиссякаемый источник патриотизма. Да,я согласна не все писатели пишут интересно и понятно,но нужно просто найти свое. Я,например, в восторге от романа "Война и Мир" Л.Н. Толстого,но просто не переношу "Преступление и Наказание " Ф.Достоевского.

На этом все:) читай,развивайся и становись лучше!

Для расширения кругозора, если читать классиков, то можно например примерно представить какой была жизнь во времена когда они жили. Да и словарный запас очень сильно прокачивается. Вообще читать полезно особенно если это не только худ литература.

Ну, суди сам.

Художественная литература - как и искусство в целом - отражает эпоху, в которую она развивалась. То есть, содержит в себе ядро культуры и тень истории
Плюс, в литературе содержатся многие идеи, отражающие все ценности человечества .
К тому же, чтение литературы - это пополнение словарного запаса, что помогает в свою очередь общаться грамотнее и приятнее - как для себя, так и для собеседников.
Ну и да, если вдруг захочется писать самому - то тут никуда без чтения, об этом все писатели в один голос твердят.

Как-то так.

‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍‍

Если чисто прагматически, то в большинстве худ. произведений описываются персонажи реальной жизни(как известно люди не меняются, в отличии от физики и с подобными науками). Т.е. прочитав какой-то роман, вы можете узнать в тип личности героев и правильно общаться с ним, не поддаваться на его провокации. А с людьми вы будите общаться, т.к. человек- био-социальное существо.

Также можно отметить, что худ. произведения помогают сравляться с трудностями жизни. Если в жизни все плохо, то можно почитать книгу и уйти в этот мир с головой или понять, что твои проблемы ничего не стоят.

Ну и главное для многих. Ты можешь получать наслаждение и от сюжета книг и от стиля и слога автора. Нетипичные повороты сюжета, реальные герои, помощь в реальной жизни, обогащение словарного запаса - это цели худ. литературы, отличающиеся от целей научно-популярной.

Это как поговорить с интересным собеседником. Особенно когда автор уже знаком. Он раскрывает перед тобой свои мысли, дает информацию для размышлений, а иногда открывает тебе печальную истину. Литература все же очень интимная вещь, мы читаем мысли великих и не очень людей, и они готовы рассказать нам все, что знают.

Но тот, кто освоил навык скорочтения достаточно хорошо, с уверенностью скажет вам -

что скорочтение - это навык комплексный.

Скорочтение - это не просто быстрое складывание букв в слова и слов в предложения. И это не чтение по диагонали. Этот навык подразумевает, что человек владеет несколькими умениями:

  1. Имеет широкий угол зрения.
  2. Не проговаривает текст.
  3. Умеет концентрировать внимание.
  4. Обладает образным мышлением.
  5. Читает только вперед, без возвратов.
  6. Закрепляет прочитанное.

Тут вот такой момент: вам будет полезна информация, которая дается ниже, только в том случае, если вы считаете, что вам это надо, - читать художественную литературу быстро. Если у вас установка «вот если бы было можно читать художественную литературу быстро, я бы с удовольствием научился (-ась)», то эти советы для вас. Но, если вы считаете, что «какая несусветная ересь - читать художественную литературу быстро!» - то, как говорил Форд, «вы правы».

Можно ходить и получать удовольствие, а можно ездить на спортивном автомобиле и тоже получать удовольствие. И можно делать это одинаково хорошо. Просто ходить немного привычнее, а чтобы «гонять», нужно тренироваться.

Итак, комплексный навык скорочтения. Что можно сделать, чтобы читать еще больше хороших книг:

1. Увеличить угол зрения

Если у вас широкий угол зрения, то вы можете быстрее читать как книги по самообразованию, так и романы.

У кого-то в поле зрения попадает одно слово, у кого-то - два. Реже - 3-4. Но есть те, кто читают предложениями и абзацами. Да, прямо так - посмотрел на абзац и понял, что написано. И более того - представил во всей красе и запомнил детально. Потому что угол зрения большой и боковое периферическое зрение развито. Это можно тренировать. В я описывала, как это делать с помощью таблиц Шульте.

2. Научиться читать без проговаривания

Время звучания аудиокниги «Смилла и ее чувство снега» - 27 часов. Таким образом, если все проговаривать, надо потратить 27 часов, чтобы прочитать этот детектив. Я прочитала его за 4.

Хотите экономить десятки часов - учитесь читать без внутреннего проговаривания.

Процесс чтения у обычного человека проходит так:

Увидел - Проговорил - Услышал - Понял

А так - у человека, владеющего навыками скорочтения:

Увидел - Понял

Бывает, что я останавливаюсь и проговариваю какое-то слово, которое кажется необычным, новым, интересным. Но прочитывать так каждое слово - не рациональная трата времени. А чтобы чувствовать всю прелесть языка, погружаться в красивые картинки и получать эстетическое удовольствие, вовсе необязательно начитывать книгу самому себе. Можно ее сразу понимать. И в любой момент можно вернуться к обычному чтению с проговариванием.

Есть простые упражнения для того, чтобы научиться читать без артикуляции:

  1. Во время чтения текста не проговаривайте слова, а подсчитывайте их количество. Прочитайте таким способом одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.
  2. Во время чтения считайте про себя от девяти до одного. Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, девять, … . Непрерывно считая, прочитайте одну страницу. Перескажите, что удалось запомнить.

3. Концентрироваться на тексте

Время, которое, как нам кажется, мы тратим на чтение, на самом деле часто уходит на следующие мыслительные процессы:

  • чтение;
  • воспроизведение сюжета в голове;
  • анализ читаемого;
  • фантазирование (додумывание, придумывание);
  • проигрывание прошлых событий из жизни;
  • планирование.

Тот, кто владеет навыком скорочтения, целиком сосредоточен на первых трех пунктах и делает это одновременно. В момент чтения человек проигрывает сюжет в голове и делает его анализ. Одновременно. Он целиком в книге. Заметьте - не в своих мыслях, а в книге.

Развить такое умение поможет упражнение «Точка концентрации внимания».

Точка концентрации внимания

Точка концентрации внимания находится на затылке в том месте, где он выпуклый.

Закройте глаза. Следите за тем, чтобы дышать глубоко. Выдыхайте чуть медленнее, чем вдыхаете. Выдох - это рефлекс расслабления. Как только, наблюдая за дыханием, вы почувствовали себя расслабленно, положите кончики пальцев на то самое место на затылке. Осознанно воспринимайте прикосновение. При каждом вдохе очень интенсивно концентрируйтесь на этом прикосновении к затылку. При выдохе концентрируйтесь на том, чтобы ваши плечи опускались.

Представьте себе, что берете в руку воображаемый мячик для гольфа. Вы проводите пальцами по его волнистой поверхности. Оцените вес этого воображаемого мячика для гольфа в вашей руке. Теперь мысленно положите его на свой затылок. Для этого снова подведите руку к этой точке. Представьте себе, что вы опять убираете руку, а мячик будто бы магически остается лежать на этом месте. При вдохе интенсивно концентрируйтесь на этом мячике для гольфа, а при выдохе на том, чтобы плечи опускались. Откройте глаза и начинайте читать.

Примерно здесь находится точка концентрации внимания.

4. Развивать образное мышление

Скорочтение - это не только быстрота, но еще и глубина поглощаемого текста. У тех, кто быстро читает, образы возникают тоже быстро. И самое главное, эти образы очень четкие и яркие даже для абстрактных понятий.

После прохождения курсов быстрого чтения многие отмечают, что чтение похоже на просмотр интересного фильма со всеми персонажами, событиями, сценами, которые описываются.

Попробуйте в следующий раз, когда читаете книгу:

  1. Четко понять смысл слова, его значение.
  2. Мысленно к каждому слову подобрать образ.
  3. Сделайте звуки громче, картинку ярче. Пусть это будет захватывающий 3d-экшн, а не буквы на странице.
  4. Осознавайте, какие эмоции, ощущения и чувства соответствуют каждому слову.

С каждым разом вы будете все легче и быстрее запускать ваше образное мышление.

5. Читать только вперед, без возвратов

Возврат к уже прочитанному может быть по двум причинам. Либо улетаешь в облака и начинаешь думать совсем не о том, что написано в книге. Проще говоря, отвлекаешься. Либо захотелось распробовать мысль, потому что она понравилась. И это может произойти как при чтении нон-фикшн литературы, так и художественных текстов.

По поводу отвлечений - см. пункт 3. А по поводу так называемых осознанных остановок и возвратов могу сказать, что возвращаться к уже прочитанному все равно не нужно. Надо приучить мозг схватывать все с первого прочтения. Вначале это может показаться очень непривычным. Но очень быстро мозг привыкнет к такому способу чтения. Избавиться от возвратных движений поможет указка.

Эксперимент Тони Бьюзена

Вообразите идеальную окружность полметра в диаметре на расстоянии 30-40 сантиметров от глаз прямо перед собой. Обведите ее глазами медленно по контуру. Если бы за вами кто-то наблюдал, он бы сказал, что траектория движения ваших глаз ломаная и скачкообразная. Возможно, вы и сами это почувствовали. Если же обводить эту окружность с помощью указки, то траектория будет ровной и плавной.

Движение глаз без указки и с указкой.

Упражнение с указкой

Когда вы ведете по тексту рукой или указкой, это повышает вашу внимательность и скорость чтения и снижает напряжение глаз. Главное, соблюдать правило - глаза следуют за указкой, а не наоборот. Т.е. вы рукой задаете скорость, а глаза только успевают за движениями руки. Если вам кажется, что скорость чтения при этом медленная - просто увеличьте скорость движения рукой .

6. Закреплять прочитанное

Закреплять прочитанное можно прямо во время чтения. Это называется ментальным структурированием.

Сформулируйте основную мысль после прочтения главы. Делать это необходимо как можно быстрее - и читать, и резюмировать основные мысли очень быстро, чтобы вы в конечном счете начали делать это параллельно.

Можно рисовать майндмэпы в уме - параллельно чтению рисуем карту сюжета на внутреннем фоне. Можно попробовать сначала для отдельных абзацев: абзац прочитываете - небольшой майндмэп в уме фиксируете.

А вот, что можно сделать, чтобы закрепить в памяти полностью прочитанную книгу:

  1. Пересказать текст.
  2. Выписать цитаты.
  3. Уделить 10-20 минут тому, чтобы выучить выписанные цитаты.
  4. Минут 15 посидеть в тишине, подумать, поразмышлять о книге.
  5. Сформулировать основную мысль и выводы в 3-5 предложениях.
  6. Написать мини-сочинение.

Все это даст вам прекрасную возможность проанализировать текст, высказать свои мысли, осознать свои чувства, активизировать мышление, развить аналитические способности и память.

Тормоз находится в голове. Человеческий мозг привык работать быстро. Мой опыт говорит о том, что скорочтение применимо к художественным текстам. И если вам нужно это умение - вы легко можете ему научиться. Сделайте упражнения, описанные в статье, и следите за выпусками рубрики, чтобы стать супер-читателем и поскорее встретиться с великолепными, красивыми, умными художественными книгами нашего и прошлых столетий из вашего wish-read листа.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS