Главная - Кастинги
Львовский оперный театр имени соломии крушельницкой. Львовский оперный театр, легенды и правдивые истории
К:Театры, основанные в 1900 году Координаты : 49°50′38″ с. ш. 24°01′34″ в. д.  /  49.844° с. ш. 24.0262° в. д.  / 49.844; 24.0262 (G) (Я)

Льво́вский национа́льный академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та им. С. А. Крушельни́цкой - театр во Львове (Украина). Адрес: Львов, проспект Свободы , 28.

История

Необходимость в отдельном здании для городского театра стала особенно ощутимой в конце XIX века . В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии , официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии .

В 1956 году получил имя Ивана Франко , в - звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году . В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы.

Коллектив

Львовский театр оперы и балета состоит из ряда коллективов:

  • симфонический оркестр - около 90 музыкантов;
  • солисты оперы - свыше 40 вокалистов;
  • хор - около 60 артистов;
  • балетная труппа - около 60 артистов.

Репертуар театра составляют более 40 опер и балетов.

См. также

  • Альтенберг, Марьян - дирижёр Львовского оперного театра (1939-1941). Казнён немецкими оккупантами в Варшаве.
  • Голынский, Михаил Теодорович (1890-1973) - оперный певец.
  • Гречнев, Яков - режиссёр-постановщик и главный режиссёр в 1947-1960 годах.
  • Демчишин, Ростислав Петрович - дирижёр Львовской оперы.
  • Невядомский, Станислав - польский композитор.
  • Сталинский, Олег Николаевич - Заслуженный артист Украины , ведущий солист театра.
  • Черненькая, Мария Ярославовна - Заслуженная артистка Украины , прима театра.

Напишите отзыв о статье "Львовский оперный театр"

Примечания

Ссылки

Львовский Оперный театр

Львовский театр Оперы и Балета им. С. Крушельницкой даже в избалованном великолепной архитектурой Львове кажется чем-то особенно роскошным и вызывающе совершенным – настоящее произведение искусства. Он стал украшением не только Львова, но и всей Европы.

Строительство здания оперного театра было начато в 1897 году по проекту выдающегося на то время в Европе архитектора – Зигмунда Горголевского , выпускника Берлинской академии, директора Львовской высшей художественно-промышленной школы. Архитектурный ансамбль театра требовал особенного расположения, поэтому было решено строить его на центральном проспекте города. Так как центр города к тому времени был плотно застроен, Горголевский предложил смелое решение при выборе места постройки нового театра: соорудить здание над протекающей рекой Полтвой, “заточив” её в коллектор, а под фундамент впервые в Европе использовать бетонные блоки. Строительство этого масштабнейшего в то время в городе чуда архитектуры длилось всего три года. Часть средств была выделена из городской казны, а часть состояла из пожертвований граждан тогдашнего Львова и его окраин. Стоимость строительства театра составляла 2,4 миллиона австрийских крон.

В сооружении театра принимали участие лучшие скульпторы, архитекторы, художники и мастера, жившие тогда во Львове; были задействованы самые квалифицированные инженеры, плотники, слесари и столяры. Основные работы по строительству и монтажу выполнила фирма львовского инженера – профессора Ивана Левинского . Вентиляцию, отопление и освещение, которое впервые было электрическим, установила венская фирма Siemens. Особенное внимание уделялось противопожарной безопасности театрального помещения: была создана четкая система лестниц и лестничных клеток к каждому балкону, а также запасных выходов. Самым тщательным образом было продумано и освещение всех и лестниц и коридоров. Проект открыл широкое пространство художникам и строителям для творческой фантазии. С чувством чрезвычайной ответственности и профессионального понимания отнеслись они к своему заданию. Горголевский умело организовал исполнение самых важных работ. Мастерам помогали ученики промышленной школы, которые изготавливали мозаичный пол перед главными парадными лестницами, а также украшеные гербом старинного Львова бронзовые светильники, которые стоят на мраморных тумбах в фойе театра. Львовская опера построена в классическом стиле с использованием деталей и форм архитектуры ренессанса, классицизма и барокко.


Львовский Оперный театр на старой фотографии

Как снаружи так и внутри здание украшено архитектурными деталями и творениями скульптуры. Особое величие театру придают бронзовые фигуры крылатых символических созданий на главном фасаде. Самую высокую часть фронтона венчает фигура скульптора Петра Войтовича – «Слава» с пальмовой ветвью в руках – наградой посвятившим себя искусству. Ему же принадлежат аллегорические фигуры Поэзии и Музыки. Справа и слева на фасаде, между колоннами, размещены две фигуры, одна из которых символизирует Трагедию (скульптор Антоний Попель ), другая – Комедию (скульптор – Тадеуш Баронч ). Выше, в треугольном тимпане, находится горельеф: композиция, раскрывающая в аллегорических сценах основу театрального искусства, жизнь, состоящую из противоположных начал, – радостей и страданий.

Интерьер театра тоже поражает своей красотой. При украшении вестибюля и внутренних помещений была использована позолота (пошло несколько килограммов золота), разноцветный мрамор, росписи и, конечно, шедевры скульптуры. Интересная история получилась с занавесом театра. Основатели Оперы решили, что занавес должен быть таким же помпезным, как и само здание и отдали заказ художнику Генриху Семирадскому , поляку родом из Украины. Четыре года длилась работа над картиной. Случилось так, что у заказчиков занавеса не хватило денег, чтобы заплатить художнику. Посланцы прибыли к Семирадскому в Италию и с сожалением заявили ему, что денег на оплату у них нет. Художник все-таки показал свое творение. Увидев его, львовяне утратили дар речи и целый день простояли у шедевра. Вечером гости вернулись и умоляли впустить их в мастерскую, чтобы перед отъездом посмотреть еще раз. И тогда Генрик Семирадский, решив, что никто так не оценит и не полюбит его работу, как эти люди, поступил более чем благородно – преподнес занавес театру в дар. Уникальность занавеса подчеркивается еще и тем, что похожие по красоте занавесы имеют лишь театр Ла-Скала и Оперный театр в Кракове. Декоративный занавес „Парнас” – это аллегорическая трактовка смысла жизни человека в фигурах Парнаса. Ввиду особенности этого творения, даже зрители Львовского Оперного театра могут видеть занавес работы Семирадского лишь по особым случаям, например, в дни премьер.


Занавес "Парнас"

Большой Городской театр (так Львовский Оперный театр назывался до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. Официальная церемония проходила в вестибюле. Со вступительным словом выступил первый директор театра Тадеуш Павликовский (1861-1915), речи произносили известные артисты и великие архитекторы. На торжественном открытии собралась вся элита мира искусства, делегации из разных европейских театров. В этот день на сцене театра прошла премьера лирико-драматической оперы „Янек” В.Желенского – о жизни карпатских верховинцев. Главную партию поет выдающийся украинский тенор – Александр Мишуга .


Панорамный вид вестибюля театра

Итак, удачным запевом началась творческая жизнь театра. На приглашение дирекции здесь выступали лучшие артисты со всей Галичины и Буковины. Так в сезоне 1901-1902 в течении нескольких месяцев в операх «Манру» Яна Падеревского , «Кармен» Жоржа Бизе , «Лоенгрин» и «Летучий голландец» Рихарда Вагнера пел галичанин Евгений Гушалевич . Его партнершей в ряде спектаклей была примадонна Парижской Оперы Шарлотта Винс .

Начальный период львовской оперы являлся довольно насыщенным и интересным. В репертуаре театра было 46 оперетт, 43 оперы, а также драматические пьесы. Критика отличала высокий художественный уровень постановок опер. В 1903 большой интерес вызвали гастроли героического тенора Модеста Менцинского и уже на то время прославленной Соломии Крушельницкой . Природный талант певицы развился и окреп, а мастерство достигло артистических вершин. Соломия Крушельницкая выступала рядом с мадридским тенором Джузеппе Русситано в операх «Манон» Жюля Массне , «Графиня» и «Галька» Станислава Монюшка , «Трубадур» Джузеппе Верди , «Гугеноты» Джакомо Майербера . Выступления Соломии Крушелььницкой имели колоссальный успех.


В сезоне 1908-1909 на сцене театра выступал один из самых прославленных певцов того времени Маттиа Баттистини . Огромное впечатление на граждан Львова проявили и гастроли в 1908 известного баса Адама Дидура .

Любимицей же слушателей была певица Филомена Лопатынска , которая перешла в Оперу из театра «Руська бесида». В ее репертуаре было свыше 40 оперных партий. Пением Лопатынской восхищался выдающийся писатель Иван Франко .

Бурная деятельность театра, продолжавшаяся с момента его открытия, заметно угасла в 30-е годы. А в 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса. Театр был вновь открыт в 1939 году и получил название Львовского государственного оперного театра. В 1956 году получил имя Ивана Франко, в 1966 - звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году. К своему 100-летнему юбилею театр был переименован в честь известной украинской певицы Соломии Крушельницкой.

Львовский театр Оперы и Балета им. С. Крушельницкой является не только визитной карточкой и символом Львова, но и шедевром архитектуры в мировом масштабе. Здание Львовской Оперы можно увидеть не только в многочисленных справочниках и путеводителях по лучшим историческим местам Европы, но и на старых и современных открытках, марках и даже на денежной купюре. А выступать на сцене театра считают за честь многие великие мастера оперы и балетного искусства со всего мира.


Горящие туры на двоих - Если Вы молоды и полны сил, мы можем предложить Вам недорогие туры на двоих. Это подходит тем, кто хочет сменить обстановку. Такой вариант также подойдет для влюбленных или молодоженов. Вы почувствуете себя одними на белом свете, где Вам никто не помешает уединиться. Мы также предложим Горящие путевки семейным парам с детьми. Мы подберем путевку для каждого!

В нашу бытность театром никого не удивишь. Почти в каждом большом городе он присутствует.
Но есть особенные театры, которые запоминаются на всю жизнь. Вот к ним и относится Львовский театр оперы и балета.
Носит он имя певицы Соломии Крушельницкой, которая начинала свое восхождение к славе именно на сцене Львовского Оперного, и вскоре стала известной всему миру.

Оперный театр придает Львову какую-то изысканность и одухотворённость. Каждый гость города (мы были не исключением) старается в обязательном порядке сфотографироваться на фоне театра, и считает за честь посмотреть спектакль или концерт, идущий в Львовской Опере. И не так важно, что это за представление, главное — окунуться в чарующую атмосферу театра.

Прекрасный балет, высокопрофессиональная оперная труппа и отличная акустика достойны самых высоких похвал и восхищения. А сам вид Львовского оперного театра поражает и удивляет своей красотой.

Позолота, зеркала, хрусталь и вишнёвый бархат создают ощущение праздника. Мне Львовский Оперный напомнил , правда, он по размерам значительно меньше. Может быть, поэтому и показался он мне уютнее и по восприятию ближе — нет в нём такой напыщенности, как в Венской Опере.

Создатели Львовского оперного театра

За красоту и величие здания, жители Львова особо благодарны двум творцам, вложившим в творение всё своё мастерство, душу, и последние годы своей жизни.
Первый творец — знаменитый польский архитектор Зигмунт Горголевский. По его проекту, и под его же руководством, в кратчайшие сроки (3 года и 4 месяца) был построен Львовский оперный театр. Для первых посетителей театр торжественно открыл двери уже 4 октября 1900 года.
Задумка построить Городской театр во Львове родилась в 1896 году. Объявили конкурс, в котором приняли участие ведущие архитекторы Европы. Среди них была и знакомая уже нам по Львовскому фирма «Г. Гельмер и Ф. Фельмер».

Но, независимое компетентное жюри в Лейпциге отдало предпочтение проекту Зигмунта Горголевского, занимавшему в те времена во Львове должность директора Львовской высшей художественной школы. Бывший выпускник Берлинской академии архитектуры З. Горголевский уже успел прославить себя в мире архитектуры знаменитыми проектами, за которые получил высшую награду в этой области – Почетный диплом.

За проект и строительство Львовского Городского театра он был награждён в 1901 году кавалерским крестом ордена Железной короны III степени. Проект архитектора предусматривал строительство театра над городской рекой Полтвой, которую должны были перекрыть сплошными бетонными сводами. По тем временам это был смелый проект.

Горголевский очень переживал за театр, ведь через год после открытия грунт под зданием стал проседать больше допустимого. На стенах появились трещины, воды непокорной реки просочились в подвал здания. Все думали, что здание рухнет. Но проседание в какой-то момент остановилось, театр выстоял. Теперь часто туристам рассказывают о необычной рыбе, которую якобы ловят в подвалах театра.

Печально, что жизнь выдающегося архитектора вскоре оборвалась. Его сердце остановилось через три года после открытия театра (в 1903 году). Правда, львовяне стали говорить, что Зигмунт Горголевский ушел из жизни по собственной воле, не выдержав напряжения от угрозы, которая нависла над театром. Подкреплением для такой версии стало скромное захоронение знаменитого человека (суицид никогда не приветствовался), очень много сделавшего и для города и для Европы…

Второй творец, которому жители города обязаны доброй памятью и будут вечно благодарны — художник Генрих Семирадский.

Он прославил себя как щедрейший художник, подаривший Городскому театру уникальный шедевр, достойный самых знаменитых театров – занавес «Парнас». Только Оперный театр Ла-Скала и Оперный в Кракове удостоились такого рода занавесей, исполненных тем же Семирадским. Известный художник Генрих Семирадский по национальности поляк, но родился в Украине, а жил и творил в Италии.

Когда ему поступил заказ от учредителей Львовского оперного театра на выполнение помпезного занавеса, он не отказал землякам, а принялся за работу. Четыре года ушло на создание шедевра для сцены. Картину необычной красоты нарисовал художник на занавеси, изобразив на ней сценических муз, ангелов и простых людей.

Когда пришло время забирать заказ, в учредителей театра не оказалось денег. В то время театр строили на меценатские пожертвования, и на дорогой занавес меценаты денег не дали.
С повинной головой заказчики явились перед художником и сообщили ему неприятную вещь, что денег нет и оплатить им заказ нечем. Добрый человек пожалел нерадивых учредителей и повёл их в мастерскую показать уже готовый занавес.
Увиденное произведение ошеломило заказчиков. Целый день они провели в мастерской, рассматривая занавес, и о чём-то тихонько споря. На следующий день, собираясь уезжать, они опять попросили художника показать им занавес, дабы разрешить свой спор.

Генрих Семирадский увидел, какими тоскливыми глазами смотрят на занавес горе гости, не выдержал, и подарил им безвозмездно своё творение. Он вдруг понял, что самое лучшее место для его шедевра, это театр для которого его заказали. А самыми благодарными ценителями его искусства будут те, которые стоят перед ним и не могут оторвать глаза от занавеса. Вот такая история. Художник через два года умер (1902г.), а память о его благородстве и таланте осталась во Львове на все последующие времена.

Львовскому оперному театру везло на добрых и щедрых людей. Повезло и с первым директором театра – паном Павликовским. Он так любил театр, что часто решал финансовые трудности заведения, расплачиваясь из своего кошелька. Даже продал свой дом в Медице, чтобы спасти театр от финансовых проблем.

А скульптура то «беременная»

Много разных легенд рассказывают местные жители и о скульптурах, которые украшают театр. Центральная скульптура, что возвышается над театром, называется «Слава». Она изображена в виде женщины, что держит золотую пальмовую ветку.

Львовские мужчины, как впрочем и другие, не равнодушны к женщинам. Их пристальное внимание привлек округлившийся животик скульптуры «Славы». Как-то в споре с друзьями профессор гинекологии сказал, что статую скульптор лепил из беременной женщины, и чтобы доказать свою правоту, разыскал скульптора. Тот дал адрес натурщицы. Профессор отправился с друзьями по этому адресу и увидел женщину с ребёнком. По дате рождения ребёнка он и определил, что натурщица была на четвёртом месяце беременности, когда позировала скульптору. Ох уж эти львовяне, и чего только не сочинят!

Его архитектурный ансамбль требовал особенного расположения, поэтому было решено строить его на центральном проспекте города, несмотря на то, что здесь протекала река Полтва. Река была взята в коллектор, а под фундамент впервые в Европе были использованы бетонные блоки.

Первый камень в фундамент Оперного театра был заложен в 1897 году. Проектом театра занимался, выдающийся на то время, архитектор в Европе – Зигмунт Горголевский. Строительство театра длится около трех лет, на средства городской казны и простых граждан тогдашнего Львова и его окраин. Стоимость строительства театра составляла 2,4 миллиона австрийских крон.

Над строительством и отделкой работали самые лучшие мастера Львова и всей Европы: П.Вийтович, Т.Баронч, А.Попель, Т.Попель, Е.Печ, Т.Рибковский, М.Герасимович, С.Дембицкий, З.Розвадовский, С.Рейхан.

Пышный фасад здания украшен богатым скульптурным декором: колоннами, нишами, балюстрадами. Над главным карнизом фасада вздымаются восемь муз, над ними - композиция „Радости и страдания жизни”. Фронтон завершается триадой бронзовых статуй Гения драмы, комедии, трагедии, и по центру – Славы, с золотой пальмовой ветвью в руках.

Интерьер театра тоже поражает своей красотой. При украшении была использованна позолота (пошло несколько килограммов золота), разноцветный мрамор, росписи и замечательная скульптура. На премьерах спектаклей можно увидеть замечательную сценическую занавесь „Парнас” (1900 год), работы известного живописца Генриха Семирадского. Это творение – аллегорическая трактовка смысла жизни человека в фигурах Парнаса. Большой Городской театр (так Львовский Оперный театр назывался до 1939 года) открывается 4 октября 1900 года.

На торжественном открытии собирается вся элита тогдашнего искусства и делегации из разных европейских театров. В этот день на сцене театра премьера лирико-драматической оперы „Янек” В.Желенского – о жизни карпатских верховинцев. Главную партию поет выдающийся украинский тенор – Александр Мишуга.

Львовскую оперную сцену осчастливили выступлениями всемирно известные исполнители: Александр Бондровський, Елена Рушковский-Збоинська, Ян Кепура, Янина Королевия-Вайдова, Джемма Белинчиони, Маттиа Баттистини, Ада Сари и др.

Яркую страницу в истории театра вписали певцы-украинские: О. Любич-Парахоняк, О. Руснак, Е. Гушалевич, А. Носалевич, А. Дидур, О. Мишуги, М. Менцинский., С. Крушельницкая и др., Искусство которой стало национальной гордостью народа и получило всемирное признание.

Легенды Оперного театра Львова

Во время недавнего социологического опроса большинство львовян безоговорочно отдали предпочтение львовской Опере как символу Львова. Оперный театр имени Соломии Крушельницкой в этом вопросе значительно опередил Волошскую церковь, Доминиканский собор и церковь Юра. А благодаря Национальному банку Украины каждый гражданин нашей страны в любом ее уголке может любоваться силуэтом этого знаменитого здания. Львовянам никогда не надоедает повторять, что нашей Опере нет равных в Украине и она является одной из красивейших в Европе и в мире.

Здание львовского Оперного театра завершили в 1900 году по проекту талантливого архитектора Зигмунта Горголевского. И первая легенда Оперы возникла сразу же после смерти зодчего.

Рассказывали, что Горголевский через год после завершения строительства покончил с собой из-за того, что подземные воды Полтвы, которые протекали под самым театром, подтопили здание и оно потрескалось. В действительности же при строительстве театра для Полтвы проложили обводной канал, а Горголевский умер по другой причине. Однако львовяне не забывают, что все же под мостовой проспекта Свободы текут воды неспокойной реки, и даже при советской власти запрещали во время праздничных парадов возле Оперного движение тяжелой военной техники.

Первым директором Оперного театра был Павликовский, который так сильно влюбился в оперу, что часто доплачивал к театральной кассе собственные деньги. Поскольку пышные постановки и приглашение иностранных знаменитостей требовали огромных затрат, директору-любителю пришлось продать свое имение в Медици, чтобы спасти от финансовых трудностей любимое детище. Сам директор считал для себя большим счастьем изредка появляться на сцене театра статистом во второстепенных ролях.

Львовская Опера имеет свои романтические трагедии. В начале прошлого века из-за несчастной любви к одной певице театра покончил с собой известный львовский окулист Бужинский. А в 1912 году из-за ужасной ревности застрелил свою замужнюю пассию, актрису Янину Огинскую-Шендерович известный львовский ловелас, юрист и банкир Станислав Левицкий.

Действительно невероятно интересная легенда связана с великолепной завесой «Парнас» львовской Оперы, которая исправно служит театру уже более ста лет. Когда строительство театра шло к завершению, учредители Оперы решили, что завеса в ней должна быть такой же помпезной и торжественной, как и само здание. И послали знатоков-специалистов в театры Европы, чтобы те подобрали занавес, который бы лучше подходил во Львов. Больше посланцам понравились завесы в Миланском театре и в театре Кракова. Как потом выяснилось, их автором был известный художник Генрик Семирадский, кстати, поляк, родился в Украине. Ему и сделали заказ на театральный занавес.

Почти четыре года, пока шло строительство театра, художник работал над своим шедевром, но, к большому сожалению, когда работа была закончена и надо было открывать театр, оказалось, что денег на выкуп завесы учредители не имеют. Театр строился в основном на пожертвования меценатов, но они все заявили, что больше денег не дадут.

Заказчики, потупившись, отправились в Италию и сообщили Семирадскому, что денег, чтобы заплатить за его работу, нет. Художник оказался человеком удивительно добрым, не разгневался на неудачников, а повел их в свою мастерскую и показал занавес. Львовяне потеряли дар речи и целый день простояли, любуясь шедевром, о котором они столько мечтали. Когда был уже поздний вечер, гостей попросили покинуть мастерскую. Всю ночь львовские любители искусства спорили о художественных нюансах величественной картины, а только загорелся утро, они уже были у дверей мастерской и просили Семирадского еще раз показать им завесу, чтобы решить художественную спор. Художник сам заинтересовался спором и вместе с гостями провел у завесы несколько часов. На следующий день львовянам нужно было уже уходить домой и они снова просили мастера раз показать им свой шедевр.

И тогда Генрих Семирадский понял, что никто так не оценит и не полюбит его картину, как эти люди и нигде в мире она не будет так хорошо выглядеть, как в том месте, для которого была предназначена. И художник сделал прекрасный поступок - подарил плод своего вдохновения львовской Опере. Это было как раз накануне открытия театра в 1900 году, а уже 1902 художник умер, но его замечательная работа и доныне радует изысканный художественный вкус львовян.

Во львовской Опере не только люди, но и скульптуры не раз обрастали легендами. Так, предметом одной из самых невероятных споров, которые были в нашем городе, стала главная скульптура Оперы «Слава», венчающей фронтон здания. Профессор Львовского университета Марс много лет преподавал акушерство и гинекологию и однажды проходя с друзьями мимо театра, поспорил, что «Слава» не случайно имеет такой округлый животик. Профессор поклялся своей научной честью, что такой живот бывает только у женщин на четвертом месяце беременности. Чтобы подтвердить свои слова и выиграть пари, Марс пошел к скульптору, который лепил «Славу» и взял у него адрес натурщицы, которая позировала ему при работе. В натурщицы и вправду оказался ребенок. По дате ее рождения принципиальный профессор таки смог подтвердить свою правоту и доказал, что наша львовская «Слава» действительно беременна.

Удивляет своей богатой историей и архитектурой современный Львов. Ни одного туриста не оставил равнодушным Львовский национальный академический театр оперы и балета им. Соломии Крушельницкой. На одной из площадей старого города расположилось грациозное монументальное здание. Здесь происходят все самые грандиозные культурные и общественные события края. Необычное здание является витриной архитектуры Львова двух прошлых столетий.

Появление архитектурного шедевра

Львов избалован архитектурным великолепием, но оперный театр является вызывающим и роскошным произведением искусства. И это не удивительно, ведь в его строительстве принимали участие очень знаменитые мастера: художники, скульпторы, архитекторы.

Основоположником возведения прекрасного здания был знаменитый в 19-м веке европейский архитектор Зигмунд Горголевский. Он окончил Берлинскую академию, а потом сам был директором высшей художественно-промышленной школы во Львове. Местом расположения особенного строительного ансамбля был выбран центральный проспект города. Особо свободного места для застройки невозможно было найти, тогда придумали очень хитрое решение. Над речкой Полтвой, протекающей там, возвели коллектор, с помощью бетонных блоков соорудили высокий фундамент над ним. Можно сказать, что под зданием театра течёт замурованная два века назад река. Это позволило начать строительство. Началось оно в 1897 году.

Сначала шли земляные работы, сперва часть почвы обрушилась в реку. После закладки бетонного фундамента начали возводить железную конструкцию большого купола. Несмотря на масштабность действий, стройка длилась всего 3 года. Средства на работы выделяла городская казна, а также жертвовали жители Львова и округи. Более 2 миллионов австрийских крон понадобилось, чтобы заблистал Львовский театр оперы и балета.

Множество плотников, инженеров, слесарей, столяров принимали участие в сооружении здания. Особо выделился львовский инженер Иван Левинский. Для установки отопления, вентиляции, электрического освещения была приглашена фирма из Вены. Очень чётко была продумана противопожарная безопасность театра: к каждому балкону были подведены лестницы, которые вели к запасным выходам.

Художники и строители проявили особую фантазию для украшения коридоров и лестниц. Для оформления полов в промышленной школе специально изготовляли мозаику. На глубине 7,5 м были построены подвалы театра.

Украшение здания внутри проходило под руководством П. Герасимовича. Для создания грациозного стиля было решено установить несколько оригинальных скульптур. Над этой задумкой трудились известные скульпторы Антон Попель и Петр Войтович. Также интерьер здания было решено украсить оригинальными картинами, которые писались на полотне. Потом такие полотна приклеивались на стенах в нужных местах. В 1900 году были выполнены мраморные ступеньки в зал. Особое значение уделяли деталям: лепке рам, отделке люстр и светильников.

Заключительным и очень оригинальным украшением стало большое итальянское зеркало в фойе. В первые годы Львовский оперный театр возглавлял Луи Чарновский. Со сцены заведения с триумфом звучал классический репертуар. Сначала зрителям были представлены постановки опер Вагнера, Пуччини, Верди, Россини, Мусоргского. В 1903 году Львовский театр оперы и балета принимал на своей сцене прославленную Соломию Крушельницкую, имени которой сегодня и удостоено заведение. Только в 1923 году режиссёр Фортунато показал на сцене театра балет Чайковского "Лебединое озеро".

Как выглядит здание

Львовский оперный театр (Львов) был построен в классическом стиле. Для его возведения использовались также детали и формы архитектуры эпохи ренессанса, барокко. С первого взгляда бросаются в глаза скульптуры и архитектурные детали, которыми украшено здание снаружи и внутри. На главном фасаде театра виднеются крылатые символические создания в виде бронзовых фигур. На самой высокой части фасада красуется фигура "Слава", созданная скульптором Петром Войтовичем. Изваяние держит в руках пальмовую ветвь - символ людей, отдавших себя искусству. Войтович стал также автором фигур "Поэзия" и "Музыка".

Грациозное здание украшают колонны в стиле барокко. С двух сторон фасада между этими колоннами возвышаются фигуры "Комедия" и "Трагедия". Поражает взгляд замечательный горельеф в виде скульптурной композиции театрального искусства.

Внутренний интерьер просто поражает своей роскошью. На позолоту вестибюля и других залов пошло несколько килограмм драгоценного металла. Великолепные росписи, мрамор разных цветов, затейливые скульптуры делают помещение очень богатым. Зрительный зал выполнен в форме лиры, состоит из нескольких ярусов и вмещает тысячи зрителей.

Особое место нужно отдать помпезному занавесу театра. Над его созданием трудился художник Генрих Семирадский на протяжении четырёх лет, а после преподнёс его театру в подарок. Подобным занавесом украшен лишь только оперный театр в Кракове и Ла-Скала.

Невозможно не заметить в зале большую люстру из драгоценных металлов, которая украшена аллегорическими фигурками. На втором этаже можно наблюдать особую ложу (её ещё называют президентской). Когда-то там находились апартаменты императора Франса Иосифа.

Львов во время Второй мировой войны пострадал, как и большинство городов, которых непосредственно коснулись военные действия. Получил ряд повреждений и оперный театр: осыпались некоторые колонны, разрушились вазы и скульптуры. На необходимую реконструкцию в послевоенные годы не хватало средств. Ремонт здания был проведён только в 1952 году. Площадь перед зданием была реконструирована из-за установления на ней памятника Ленину.

В советский период с холла театра были сняты бюсты польских поэтов и композиторов. С 1956 года Львовский оперный театр стал носить имя Ивана Франко. В 70-е годы прошлого века был проведён основательный ремонт здания. 1996 год ознаменовался для заведения тем, что в нём проходила встреча президентов стран Восточной и Центральной Европы.

Состав театра

Коллектив Львовской Оперы очень большой и имеет несколько групп. В состав симфонического оркестра входит более 90 музыкантов. Состав солистов оперы превышает 40 человек. Замечательный хор театра насчитывает около 60 артистов. В балетную труппу входит более 60 человек. Многими операми и постановками балета удивляет Львовский оперный театр. Репертуар заведения включает в себя около 40 балетов и опер.

Знаменитости заведения

На сцене Львовской Оперы раскрылось очень много талантов. В 30-е, 40-е годы прошлого века дирижёром оркестра был Марьян Альтенберг, которого казнили немцы в Варшаве. В 70-80-е годы на сцене оперы блистал певец Михаил Голынский. Режиссёром-постановщиком в советские времена здесь работал Яков Гречнев.

Многие запомнили имя дирижёра Ростислава Демчишина и польского композитора Станислава Невядомского. Ведущим солистом театра многие годы был заслуженный артист Украины Олег Сталинский. Примой оперы некоторое время оставалась Мария Чёрненькая. Солисткой театра в довоенное время была удивительная Лидия Улуханова.

Основные постановки

Что предлагает посмотреть своим зрителям Львовский оперный театр? Афиша на январь и другие месяцы пестрит многими операми, постановками балета, творческими вечерами, конкурсами, концертными программами. В мае ценители искусства смогут насладиться следующими операми: "Трубадур", "Риголетто", "Наталка Полтавка", "Золушка", "Мадам Баттерфляй", "Аида".

Желающие могут послушать замечательные оперетты: "Цыганский барон", "Весёлая вдова".

Артисты балета представят в мае-июне следующие постановки: "Лебединое озеро", "Эсмеральда", "Жизель", "Возвращение Баттерфляй", "Белоснежка и семь гномов".

В конце мая пройдёт вечер одноактных балетов, финал конкурса хореографов "Балет Фест", концертная программа "Реквием". В июле театр побалует гостей операми: "Дон Жуан", "Набукко", "Наталка Полтавка", "Паяци", "Кармен", "Запорожец за Дунаем".

Состав балетной и оперной труппы

Артисты разных жанров входят в состав большой труппы Львовского оперного театра. В составе вокалистов выступают такие замечательные артисты, как Яна Войтюк, Любовь Качала, Юлия Лысенко, Олег Лихач, Виталий Загорбенский и ещё более 40 человек. Танцовщиками балетной труппы являются: Татьяна Прокофьева, Олег Петрик, Евгения Коршунова, Анна Сурмина, Мирослав Мельник и ещё около 30 человек.

Кто выступал на сцене театра

Изумительной акустикой отличается зал Львовской Оперы. Это даёт возможность частого посещения театра ведущими артистами Украины, а также знаменитостями со всего мира. Особенной изюминкой Львовского оперного театра является проведение Венских балов. На этой сцене блистали известные мировые мастера, среди которых: Елена Рушковская, Александр Бандровский, Джемма Беллинчиони, Ада Сари. Также следует отметить следующих украинских певиц: А. Руснак, Е. Гушалевич, А. Носалевич, М. Менцинский, А. Дидур. Многие современные эстрадные исполнители также проводят здесь свои творческие вечера и концерты.

Главный дирижёр

Михаил Дутчак

Главный хормейстер

Василий Коваль

Ссылки

Отрывок, характеризующий Львовский оперный театр

Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS