Главная - Мышление
Куликов иван семенович, художник - муром - история - каталог статей - любовь безусловная. Антикварный магазин предлагает купить куликов иван семенович Знакомства с известными живописцами
Куликов Иван Семенович (1875 - 1941), русский художник.

Ива́н Семёнович Кулико́в (1 (13) апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет. 1896

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

Куликов. Портрет моей матери (1903)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.


Куликов. В крестьянской избе (вариант)

C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.


Куликов. Ярмарка в Муроме (1910—1912)

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Куликов. В русском наряде (1916)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашёл отражение в картинах художника: «Портрет дочери» и др. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал ещё в 1934 году.

Базар в Муроме. 1907

Базар с баранками. 1910

Базар у карусели. 1908

В боярском тереме. 1906-1907

С праздником (Зарделась). 1911

Семья лесника. 1909

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

Убор невесты. 1907

Старик. 1898

Весна. 1912

Возвращение из города. 1914

Девочки. 1918

Девушка с туесом. 1912

Деревенские портные. 1897

Жатва. 1930

За роялем. 1938

Задумалась. 1906

Зимним вечером. 1907

Итальянки. 1905

Кормление кур. 1907

Крестьянка с блюдцем. 1899

В праздничный день, 1906

Русская девочка

Полевые цветы 1913

Крестьянка с граблями. 1909

Купеческий бал. 1899

Черемуха. 1912

Лужок. 1911

Маляр М.И.Шамилин. 1929

Портрет матери. 1896

Портрет отца, 1898

Международный Юношеский день. 1929

Пионеры. 1929

Надя Калинина. 1909

Портрет Т.И.Куликовой. 1938

Детский портрет, 1927

Мечтательница

Муромские монастыри. 1914

Николо-Зарядская церковь. 1916

Улица старого Мурома

Ночная скупка. 1938

Павловский кустарь. 1937

Старуха Дарья из Прудищ. 1908

Старушка из Нежиловки. 1898

Таня с кошкой. 1927

Три девицы. 1907

Пастух. 1909

Пастушок. 1909

Плотник (Егор Терешкин). 1916

Подболотня. 1930

Портрет Андрианова. 1929

Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902

Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Портрет Л.В.Попова. 1900

Портрет М.О.Меньшикова. 1914

Персики. 1938

Петушиный бой. 1938

Школьник. 1897

Юнгштурм. 1929

Архивист А.С Уваров, 1916

Артист А.Л. Дуров, 1911

Портрет С.И.Сенькова. 1908

Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911

Портрет художника В.В.Беляшина. 1900

Рабочий-ударник Судаков. 1931

Физкультурница. 1929

Летчик М.М. Матвеев. 1930

Н.Н. Печкин, 1938

В.П. Чкалов, 1940

Е.Н. Чирков, 1904

М. Горький, 1939

Портрет Е.А.Курковой, 1925

Портрет Александра III

Куликов Иван Семенович (1875-1945)

Живописец и педагог, автор портретов, пейзажей и картин на темы русского быта Иван Семенович Куликов родился в городе Муроме Владимирской губернии. Начальное художественное образование получил (1893-1896) в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где его учителем был известный живописец и рисовальщик Э.К. Липгарт . Еще более повезло юноше на учителей в Академии художеств (1896-1902): среди них были В.Е. Маковский и И.Е. Репин . Кстати, академистом И. Куликов под руководством И.Е. Репина принимал участие в качестве "подмастерья" в его работе "Заседание Государственного совета..."

В 1902 году молодой живописец заканчивает Академию, получив за картины "В крестьянской избе" и "Портрет архитектора В.А. Щуко" золотую медаль, звание художника и право на поездку за границу за счет Академии. Трехлетняя командировка в Италию и Францию пошла на пользу молодому И.С. Куликову. В 1904 и 1912 годах он удостаивается премий на конкурсах Общества поощрения художеств, в 1905 получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Льеже, в 1915 году ему присуждают звание академика живописи.

Видимо, первая половина 1910-х годов была в творческом отношении лучшей порой для художника. В 1915 году уже говорили пушки. И если Первая мировая война касалась далеко не всех, то грянувшая за ней Гражданская, конечно, была трагедией для каждого россиянина. Иное дело - кто как вышел из нее. И.С. Куликов в последние свои годы работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев. Словом, сеял доброе, которое не может не быть красивым.

Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов .

Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Детство будущего живописца

Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.

Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.

Знакомства с известными живописцами. Академия художеств

Морозов иногда проводил лето в Муроме, где брал сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юного Ивана и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Уже в сентябре 1893 г. Куликов впервые приезжает в Москву, где посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, храм Христа Спасителя. B Москве Куликов узнал, что основные художественные силы сосредоточены в Петербургской Академии художеств, что в Эрмитаже и Михайловском дворце находятся замечательные коллекции художественных произведений зарубежных и русских мастеров.

В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова , А. Ф. Афанасьева , Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского . Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину .

Весной 1898 года по ходатайству И. Е. Репина Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 гг. он принимал участие в работе над картиной Ильи Ефимовича «Заседание Государственного совета » вместе с Б.М. Кустодиевым. Иван Куликов сделал семнадцать натурных портретных зарисовок.

В 1900-1901 годах Куликовым были сделаны около двадцати иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов » и «Двадцать шесть и одна », которые находятся в Музее-квартире А.М. Горького и в историко-художественном музее города Мурома.

Академик живописи

В ноябре 1902 года Иван Семенович Куликов окончил Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе » (1902 год) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

C 1903 по 1905 год, как пенсионер Академии художеств, Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери » (1903 год) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день » (1906 год) и «С фонарями в саду » (1906 год) удостаивается премии А. И. Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

Староверы на полотнах Куликова

Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.

Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.

После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.

Жизнь и творчество в Муроме

Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.

Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).

Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на полотнах «В русском наряде », «У околицы », «Портрет Е. А. Куликовой » и других.

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.

В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.

Память

Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашел отражение в картинах художника «Портрет дочери » и других. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал еще в 1934 году.

Галерея картин И. С. Куликова:

Иван Семёнович Куликов русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Иван Семёнович Куликов (1 (13) апреля 1875, Муром , Российская империя - 15 декабря 1941, Муром, СССР) русский художник, живописец , мастер портретов и бытовых сцен. Родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева юноша знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге . В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву , посещает Третьяковскую галерею , Румянцевский музей , знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям , иконам , портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики , живописи, построения перспективы и композиции . Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского . Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину . Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900-1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее. В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку. C 1903 по 1905 год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию . в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи . В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи. С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры , предметы прикладного искусства , архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове .

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Автопортрет (1896)

(1 (13) апреля 1875 — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет (1921)

Автопортрет (1939)

Иван Семенович Куликов родился в семье крестьян д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был хорошим мастером кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома

Портрет отца. (1898)

Портрет матери (1896)

В своей автобиографии, написанной позднее, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства. Его увлечение было замечено в уездном училище, куда он поступил после окончания начальной школы, где получил первоначальное художественное образование. Муромская художественная среда ограничивалась в основном лишь иконописными мастерскими.
Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с известным художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Морозов заложил основы его мастерства и помог в дальнейшем обучении.


Александр Иванович Морозов (1835-1904)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. Уже в это время сложились определенные художественные пристрастия И.С. Куликова. В своих воспоминаниях он пишет: ""Меня поразили репинские картины и портреты: "Иван Грозный убивает своего сына", "Не ждали", полотна Сурикова, большая картина Иванова "Явление Христа народу", которая в то время находилась в Румянцевском музее, и там же федотовские вещи, которыми я тоже восхищался"".
В ноябре 1893 года он едет в Петербург. Неудача с поступлением в школу Общества поощрения художеств вновь привела Куликова к академику живописи А. И. Морозову, который в это время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. Ему нужен был помощник, который мог бы натягивать и грунтовать холсты, делать подмалевки. Заручившись поддержкой отца, Куликов поступает к Морозову в помощники, работая у него по пять часов в день, изучая своего рода «кухню» художника, его приемы и методы работы, основные принципы композиции и цвета, что в дальнейшем оказало влияние на развитие мастерства художника.
Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. И все, что было характерно для них, свойственно и его лучшим работам. Как и у многих других художников этого времени, массовые, или, по выражению В.В. Стасова, ""хоровые"", сцены изображали народную толпу хотя и живо, но внешне, в отличие от передвижников, вставших на новую ступень реализма, где каждый народный тип был глубоко индивидуальным.
В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года, и в то же время учился у Э.К. фон Липгарта, преподававшего живопись в школе Общества поощрения художеств. Летом 1894 года Куликов работал помощником художника Э.К. фон Липгарта.
Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского.
Но уже в ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта. Репин оказал на него огромное влияние, по существу, во многом сформировал Куликова как личность и как живописца.

И. Е. Репин. Автопортрет" (1887)

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. Илья Ефимович настолько доверял любимому ученику, что пригласил его в 1901 году вместе с Б.М.Кустодиевым принять участие в создании своего грандиозного полотна "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года". Иван Семенович сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть

И.Е. Репин Заседание Государственного Совета (1903)

Уже в студенческие годы для Куликова характерно стремление к жанровой многоплановости; в выборе тем сказалось влияние и жанровой мастерской В. Маковского, и мастерской Репина. Это и психологический портрет, и жанровая сценка. Впоследствии спектр тем расширяется - добавляются пейзаж и натюрморт.

Натюрморт со скрипкой.(1890)

Первая натурщица. (1896)

Школьник. (1897)

Старушка из Нежиловки (1898)

Старик. (1898)

Крестьянка с блюдцем (1899)

Купеческий бал. (1899)

Деревья у пруда (1900-е)

Девочка в синем платке (1901)

Портрет Александра III. Государственный музей А.С.Пушкина

В педагогическую систему И.Е. Репина входили разноплановые виды работ, как то: наброски с натуры в аудиториях, эскизы и т.д. Распорядок дня в мастерской был очень строг. С 9 часов утра до 12 - писались этюды с натуры, с двух до четырех занимались зарисовками и этюдами, до семи вечера шла работа над эскизами, а с семи до восьми делали наброски с натурщиков
В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.
Напряженная работа в репинской мастерской, работа над конкурсной картиной, над иллюстрациями к рассказам А. М. Горького - все это привело Куликова к истощению нервной системы. И. Е. Репин рекомендовал Куликову обратиться к известному врачу Боткину и в Совет Академии с просьбой о предоставлении отпуска для поездки на родину. В Муроме художник оказывается в кругу своих родственников и близких. С них он делает многочисленные этюды и эскизы, компонует картину и, что самое важное, находит возможность писать сразу всю группу для конкурсной картины, состоящую из 7 человек. На родной земле он вновь обретает силы. Его здоровье быстро восстанавливается. С Петербургом, со своими друзьями, с Ильёй Ефимовичем он поддерживает постоянную связь.
Тесные связи соединяли молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева.
Художник П.Д. Бучкин в своей книге (О том, что в памяти. Л.,1963) пишет об увлечении молодежи шведским художником Андерсом Цорном, произведения которого можно было увидеть на выставках: ""После выставки шведского художника Цорна молодежь стала ему подражать. Вошел в моду широкий мазок, свободно лепящий форму.» На творчество И.С. Куликова серьезное влияние оказали новаторские искания шведского художника, его манера, поиски новых путей в искусстве.
Но и Цорн не остался равнодушен к русским талантам. Именно он заметил работы молодого И.С. Куликова, будучи на отчетной ученической выставке в залах Академии художеств осенью 1898 года о произведении И.С. Куликова ""Деревенские портные"", выполненном художником в 1897 году, он высказал свое положительное мнение.

Деревенские портные. (1897)

В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

Чаепитие в крестьянской избе» (1902)

В крестьянской избе (вариант)

В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Не всякому художнику, окончившему Академию художеств, судьба дает такой шанс, как предоставление Советом Академии художеств заграничной поездки.
Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ""Весенней выставке"": ""Портрет Евгения Николаевича Чирикова"", ""Портрет моей матери"", ""Портрет Г-жи О. Я.Я."". Здесь же - жанровые произведения: ""Пряхи"" (премия Императорского Общества поощрения художеств); ""Старушка с курами"", ""Прачка""; несколько этюдов: ""Пряха""; ""Этюд женской головки на солнце"", ""Этюд рабочего""; несколько рисунков. И.С. Куликов обратился в Совет Академии художеств с просьбой продлить ему пенсионерскую поездку для окончания образования за границей. Согласно постановлению академического собрания 23 февраля 1904 года пенсионерское содержание было продолжено на второй год, по 1 января 1905 года.

Итальянки. (1905)

Именно в это время он посещает Италию, Германию, Францию. И.Е. Репин настоятельно рекомендовал своему ученику познакомиться с парижскими салонами, в которых И.С. Куликов не смог побывать осенью 1903 года, во время своей первой пенсионерской поездки.
Совет Академии от 7 февраля 1905 года, полагая желательным продолжить И.С. Куликову пенсионерское содержание еще на один год, постановил внести это на благоусмотрение академического собрания. Собрание постановило продолжить выдачу пенсионерского содержания И.С. Куликову еще на один год, по 1 января 1906 года.
Картины Куликова получают заслуженное признание. В 1904, 1912 годах И.С. Куликов удостоен премий на конкурсах Общества поощрения художеств. После ухода И.Е. Репина из Академии художеств И.С. Куликов был включен в список претендентов на замещение вакантной должности руководителя мастерской, но в 1908 году он отказался от этого предложения.
В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи.
Все творческое наследие Ивана Семеновича Куликова можно условно разбить на два основных жанра, которые оставались превалирующими над всеми остальными на протяжении всего творчества мастера. Это бытовой жанр и портрет. Портрет в понимании мастера - это, прежде всего, углубленный интерес художника к портретируемому, к его внутреннему миру.
Основной чертой портретных изображений И.С. Куликова является ровное и внимательное отношение художника к натуре. Доброжелательность - не только свойство самого художника, но и его подход к модели; это то свойство, которое он унаследовал от своего учителя И.Е. Репина и пронес через все свое творчество.
В годы пребывания в Академии художеств Иван Семенович Куликов написал портрет друга Бориса Михайловича Кустодиева. Портрет был написан в Муроме, когда Кустодиев гостил у Куликовых.

Портрет Кустодиева (1899, Муромский историко-художественный музей)

Друзья часто писали портреты друг друга.

Кустодиев Б.М. Портрет И.С.Куликова. (1900-е)

Так, портрет И.С. Куликова кисти Б.М. Кустодиева находится в собрании Владимирской картинной галереи. Кустодиев пишет своего друга Ивана Семеновича в привычной ему деревенской обстановке, с балалайкой в руках.

Портрет художника В.В.Беляшина. (1900 Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник)

Позже Куликов напишет еще одного своего товарища по Академии - Л.В. Попова. На первый взгляд этот портрет более прозаичен. Консервативность, скованность во всем: и в композиционном решении, и в подаче модели. Лаконизм внешних деталей: от нейтрального фона до минимума аксессуаров. Но все это и помогает выявить всю глубину образа, его психологизм.

Портрет Л.В.Попова.(1900)

Ни в одном из портретов Ивана Семеновича нет повторяющихся подходов к модели; к каждому портрету свои методы, свои технические средства; поэтому они так разноплановы. Но самый большой успех и популярность принесла Куликову его дипломная работа: ""Портрет архитектора В.А. Щуко""который был отмечен всеми искусствоведами, пишущими о И.С. Куликове, как один из лучших портретов художника.

Портрет архитектора В.А.Щуко. (1902, Государственный Русский музей)

После возвращения из пенсионерской поездки в 1903 году И.С. Куликов создает свое живописное полотно ""Портрет моей матери"", которое был удостоено на Международной выставке изобразительного искусства в Льеже в 1905 году Большой серебряной медали.

Портрет моей матери (1903)

Портрет считался семейной реликвией, и предложение передать портрет в Третьяковскую галерею было отклонено.
Портреты и вся живопись И.С. Куликова довольно статичны. В них мало движения, динамики. Но в них ощущается внутренняя энергия. Один из самых динамичных портретов у И.С. Куликова - портрет Екатерины Семеновны - сестры художника, написанный в 1911 году.

Портрет E.С. Калининой (1911)

Не менее динамичен портрет писателя Е.Н. Чирикова.

Портрет Е.Н.Чирикова. (1904)

Проживая постоянно в Муроме, художник не отрывается от творческой жизни столицы. При поездках в Петербург во время вернисажей он живет в меблированных комнатах на Васильевском острове, где проживали многие художники. Свободное время проводит в гуще творческой интеллигенции, художников, писателей, артистов, которые были завсегдатаями в известном ресторане ""Вена"". В ресторане ""Вена"" И.С. Куликов встречается с писателями А.Н. Толстым, Е.Н. Чириковым, А.И. Куприным, С.Г. Скитальцем (Петровым) и многими другими. Видимо, отсюда и появилось желание изобразить на полотне популярного тогда писателя Е.Н. Чирикова. Известно несколько вариантов портрета, однако исполненный Куликовым портрет во время Нижегородской ярмарки 1904 года заслуживает наиболее интересен.
И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. С Анатолием Леонидовичем Дуровым, популярным цирковым артистом, собравшим у себя на родине в Воронеже интересную коллекцию, художник встречался в начале 1900-х гг. в Петербурге, в том же знаменитом ресторане ""Вена"".
А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет. Портрет так и не попал в коллекцию Дурова, а остался у художника.

Портрет А.Л.Дурова. (1911)

Портрет С.И.Сенькова. (1908)

Надя Калинина. (1909)

Портрет М.О.Меньшикова. (1914)

Интересен портрет археолога А.С. Уварова, который вписывается в рамки психологического портрета.

Портрет А.С.Уварова. (1916)

Как мастер бытового жанра, И.С. Куликов прославился многочисленными произведениями, начало которым было положено еще в академические годы под руководством И.Е. Репина. И.Е. Репин был очень доволен своим учеником. Произведения И.С.Куликова были отмечены премиями и в Императорском Обществе поощрения художеств. На Всероссийском конкурсе Императорского Общества поощрения художеств 2 февраля 1903 года по бытовой живописи художник получил премию имени А.А. Краевского в 900 рублей за живописное полотно ""Пряхи""

Пряхи (1903)

Девушки с ведрами (За водой). (1904, Государственный Русский музей)

Полотно ""Мечтательница"" экспонировалось на ""Весенней выставке"" 1906 года, затем было репродуцировано в журнале ""Нива"" за тот же год. ""Мечтательница"" экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.

Мечтательница (1905)

В 1906 году И.С. Куликов был удостоин первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ""В праздничный день"" и ""С фонарями в саду"".

В праздничный день (1906)

С фонарями в саду. (1906. Муромский историко-художественный музей)

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ""Кормление кур"", исполненное художником в 1907 году.

Кормление кур (1907)

Эта картина была показана на 36-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и не осталась незамеченной его преподавателем И.Е Репиным.

Три девицы (1907)

Старуха Дарья из Прудищ (1908)

Семья лесника (1909)

Пастух. (1909)

Пастушок (1909)

Крестьянка с граблями. (1909)

Портрет крестьянки (1910-е)

Лужок (1911)

Старик за чтением (1911)

Девушка с туесом (1912)

В 1912 году создано полотно ""Черемуха"", один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ""Весна"".

Весна. (1912)

Черемуха. (1912)

У околицы

У околицы. (1913. Государственная Третьяковская галерея)

Крестьянка (1913)

Тема ярмарок и базаров, так популярная в начале века, не обошла стороной и творчество И.С. Куликова. Горюшкин-Сорокопудов, Кустодиев писали свои варианты на эту тему; богатый материал И.С. Куликову давали местные муромские ярмарки.

Базар в Муроме. (1907)

Базар у карусели. (1908)

Базар с баранками. (1910)

Ярмарка в Муроме (1910—1912)

Ярмарка. (1910)

Картина И.С. Куликова ""Убор невесты"", премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси.

Убор невесты (1907)

Задумалась (1906)

Зимним вечером. (1907)

В боярском тереме. (1906-1907)

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)<

С праздником (Зарделась) (1911)

В русском наряде. (1916. Дом-музей И.С. Куликова) - портрет жены художника

Произведение ""Боярышни в саду""- из цикла произведений о прошлых временах, было экспонировано художником в 1914 году в Венеции, где оно и осталось впоследствии.

Возвращение из города (1914)

Плотник (Егор Терешкин). (1916)

В 1912 году художнику было предложено возглавить Харьковское художественное училище, но от предложенного места отказался. В октябре 1915 года И.С. Куликов баллотировался и получил звание академика живописи за цикл картин о Муроме. Его первая попытка стать академиком живописи в 1913 году не удалась.

Муромские монастыри. (1914)

Николо-Зарядская церковь. (1916)

Улица старого Мурома

После 1917 года Куликов продолжает заниматься деревенской темой. Иван Семенович всегда избегал каких-либо драматических, тяжелых сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь и ее радости.
Сразу же после революции И.С. Куликов работал в основном по художественному оформлению города к революционным празднествам. В первые годы революции И.С. Куликов не создал ни одного значительного полотна, по большей части он повторял старые темы.

Девочки (1918)

Таня с кошкой (1927)

В начале 1919 года по поручению отдела народного образования И.С. Куликов возглавил комиссию по отбору произведений искусства из собрания графини Уваровой в селе Карачарове, расположенном в нескольких верстах от города. Начало коллекции графа Уварова было положено его знаменитыми предками - Разумовским, Шереметьевым. В разные годы в музей поступили собрания Н.Г. Добрынкина и самого академика живописи И.С. Куликова. Располагая большим собранием старинных русских костюмов, старинной утвари, Иван Семенович передал это все вместе со своими картинами в дар родному городу. Открыт Муромский историко-художественный музей (МИХМ).для посетителей был в январе 1919 года и расположился в бывшем доме купцов Зворыкиных.

Муромский историко-художественный музей

Осенью 1923 года И.С.Куликов продолжает свою работу в созданном им музее в качестве научного сотрудника в отделе живописи и старинного русского быта. В это время он создает зарисовки Мурома.
Художник, стремясь реализовать свой творческий потенциал, обратился в послереволюционные годы к преподавательской работе. Он создает в Муроме рисовальную школу, занимается преподавательской деятельностью.
В 1929 году Куликов пишет знаменитую картину ""Физкультурница"" . (А. Самохвалов написал свою ""Девушку в футболке" четырьмя годами позже.)

Физкультурница. (1929, Муромский историко-художественный музей)

Художником сделано две копии с картины, одна из которых находится в Муромском доме-музее И.С. Куликова, другое повторение - в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Продолжая молодежно-комсомольскую тематику, И.С. Куликов создает картины ""Юнгштурм"" (1929) и ""Международный юношеский день"".

Юнгштурм. (1929, Муромский историко-художественный музей)

Международный Юношеский день. (1929)

Пионеры (1929)

В 20-е и 30-е годы И.С. Куликов пишет портреты знаменитых земляков, а также портреты руководителей советского государства.

Маляр М.И.Шамилин. (1929)

Портрет Андрианова. (1929)

Рабочий-ударник Судаков. (1931)

Пишет он и пейзажи и виды Мурома

Жатва. (1930)

Подболотня. (1930)

Одной из крупных работ в конце 30-х годов стало для художника оформление пригородных залов Ярославского (Северного) вокзала.
Как и в дореволюционное время, И.С. Куликов активный участник выставок. Одной из наиболее известных была выставка ""Петроградские художники всех направлений за 5 лет (1918-1923 гг.)"", которая экспонировалась в 1923 году в залах бывшей Академии художеств. На этой первой после революции выставке он выставил 12 полотен. Он участвовал также в осенней выставке Товарищества художников 1923 года.
Принимает участие в выставках муромских художников.

Участники Второй выставки муромских художников. Второй слева - И. С. Куликов.
Фото. 1925

В 1926 году Куликов организует в Муроме свою персональную выставку, которая стала знаменательным явлением в художественной жизни города.
С 1927 по 1930 г. был участников выставок и членом Общества художников имени И.Е. Репина.
В 1929 году персональная выставка работ И.С. Куликова была организована в Москве в Доме ученых, где художник встретился с А.М. Горьким.
Художник выставляет свои произведения и на зарубежных выставках. В 1929 году показывает на ""Художественно-кустарной выставке СССР"" в Филадельфии свое произведение ""Физкультурница"". Передвижная ""Художественно-кустарная выставка СССР"" (выставка-базар) экспонировалась первоначально в Нью-Йорке, а затем в Филадельфии, Бостоне и Детройте. Открыта она была 1 февраля 1929 года в Grand Central Palac и экспонировалась пять недель. Это первая выставка советского искусства за рубежом.
Ведя активный образ жизни, И.С. Куликов вступает 1922 году в Союз художников и становится активным членом Горьковского отделения Союза художников. В 1940 году художник участвует в Москве в выставке мастеров старшего поколения периферии, где его произведения также не остались незамеченными.

Продавец павловских товаров/собенщик/ (1936, Павловский исторический музей)

Павловский кустарь. (1937)

Петушиный бой. Этюд (1938)

Ночная скупка. (1938)

Персики. (1938)

За роялем. (1938)

Семья за столом. (1938)

Портрет летчика В.П.Чкалова. (1938)

Портрет летчика М.М.Матвеева. (1940)

Самым последним произведением художника можно считать его многофигурную композицию ""Выход Нижегородского ополчения в 1612 году"". В начале Великой Отечественной войны И.С. Куликов продолжает работу над темой, считая ее для себя актуальной, но неожиданная смерть не дает закончить произведение.
Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Портрет Е.А. Куликовой (1925)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, ставшего впоследствии художником, заслуженным архитектором РСФСР.

Таня с бантиками. (1927)

Портрет_T.И. Куликовой (1938)

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1883 года, открылся музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Дом-музей И.С. Куликова



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS