Главная - Язык тела
Знаменитый портрет баха вернулся в лейпциг. Биография себастьяна баха

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным произведениям не угасает. По версии «Нью-Йорк Таймс» был составлен рейтинг мировых композиторов, которые создали шедевры, стоящие над временем, и Бах занимает в этом списке первое место. Его музыку как лучшее, что смогло сотворить человечество, записали на Золотую пластинку Вояджера, прикрепили к космическому аппарату и запустили с Земли в Космос в 1977 году.

Детство

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Творческий путь

Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.

Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.

В 1707 году композитор приехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Святого Власия. Здесь он начал подрабатывать мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь – мой царь».

В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.

В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:

  • сюиты для оркестра;
  • шесть Бранденбургских концертов;
  • французские и английские сюиты для клавира;
  • 1-й том «Хорошо темперированного клавира»;
  • сюиты для виолончели соло;
  • двухголосные и трёхголосные инвенции;
  • сонаты;
  • три партиты для скрипки соло.

В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился в церковь Святого Фомы кантором хора. В скором времени ему предложили занять должность «музыкального директора» всех Лейпцигских церквей. Этот период его творческой деятельности ознаменовался написанием следующих произведений:

  • «Страсти по Матфею»;
  • «Рождественская оратория»;
  • «Страсти по Иоанну»;
  • месса си минор;
  • «Высокая месса»;
  • «Величальная оратория».

За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.

Семья

Осенью 1707 года Иоганн сочетался браком со своей троюродной сестрой Марией Барбарой. В семье родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

Двое из тех, кто выжил, стали впоследствии довольно известными в музыкальном мире людьми:

  • Вильгельм Фридеман так же, как и отец, был органистом и композитором, импровизатором и мастером контрапункта.
  • Карл Филипп Эммануил тоже стал музыкантом, композитором, известен как Берлинский или Гамбургский Бах.

В июне 1720 года Мария Барбара скоропостижно умерла, и Бах остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми.

Когда боль от утраты немного стихла, Себастьян вновь задумался о полноценной семье. Он не хотел привести в дом мачеху для своих детей, но и одному было уже невмоготу. Как раз в этот период в Кётене выступала с концертами певица Анна Магдалена Вильке – дочка его старинного друга, придворного музыканта в Вейсенфельде. Молоденькая Анна несколько раз бывала в гостях у Баха и мило играла с его детьми. Себастьян долго не решался, но, в конце концов, сделал ей предложение. Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, девушка согласилась стать супругой композитора.

В 1721 году Бах и Анна Магдалена обвенчались. Его молодая жена принадлежала музыкальной династии, обладала потрясающим голосом и слухом. Этот брак стал для композитора более счастливым, чем первый. Добрая и покладистая Анна приняла детей, как своих родных, к тому же была отличной хозяйкой. В их доме теперь всегда было чисто и уютно, вкусно, шумно и весело. Для своей любимой Иоганн Себастьян создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

По вечерам в доме зажигали свечи, собирались в гостиной, Бах играл на скрипке, а Анна пела. В такие моменты под их окнами собирались толпы слушателей, которых потом пускали в дом поужинать вместе с хозяевами. Семья Бахов была очень щедрой и гостеприимной.

В этом браке родилось тринадцать детей, выжило из них только шестеро.

К сожалению, после смерти Иоганна начались разногласия между его детьми. Все разъехались, с Анной Магдаленой остались лишь две младшие дочери – Регина Сузанна и Иоганна Каролина. Материальной помощи никто из детей не оказывал, и остаток жизни супруга великого композитора провела в полной нищете. После смерти её даже похоронили в безымянной могиле для нищих. Самая младшая дочь Баха Регина влачила ужасное существование, в конце жизни ей оказал помощь Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Личная жизнь

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750

Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.

Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него . Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию , особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.

Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы . Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).

Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени (MP). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы :

  • вокально-инструментальная музыка;
  • органная музыка,
  • музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).

Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.

Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества. Ярким примером может служить . Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.

Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени - оперу. Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa . Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке». Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Круг образов и идейное содержание

Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление. Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи - первой половины XVIII века, однако иные - не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией. В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни - о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти. Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках - немецком и латинском - была его настольной книгой.

Иисус Христос у Баха - главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха - это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.

Музыкальная символика

Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально-риторических фигур . Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis - восхождение, catabasis - нисхождение, circulatio - вращение, fuga - бег, tirata - стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio - восклицание - восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio - вздох, passus duriusculus - хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).

Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.

Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.

С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни - и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах - органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.

Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов - символ креста , состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).

Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно-ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха . Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.

«Второе рождение»

Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.

Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон , случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.

К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество , поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).

Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата - Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же - неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения - для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

Годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве - появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле - школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

Время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 - в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла - «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

ВЕЛИКИЙ БАХ. К Дню рождения композитора

Глеб Семёнов

Бах

Не верю, нет, не органист
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу — вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворён.
О ты, слепое торжество
Знамён, племён, времён!

Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устаёт,
Как небо над землёй.

Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай, греши, —
За жизнью — только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман

Э.Г. Хаусманн. Портрет И.С. Баха. 1747.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)

(21 III 1685, Эйзенах - 28 VII 1750, Лейпциг)

Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы бы насвистывали или напевали в минуту грусти или радости - первый признак популярности. И это притом, что у Баха есть несравненные страницы музыки грустной и музыки радостной! Популярность - необычайная - гениального Баха иного рода, нежели популярность сладкозвучного Иоганна Штрауса, например.

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова "Бах" и "музыкант" в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в п я т о м поколении "из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки". Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника "Искусства Музыки" трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако к 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Toccata

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Fugue

FANTASIA BWV 562 C MINOR

ПРЕЛЮДИЯ BWV 846

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, и партиту для флейты соло, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора.

Сюиты для виолончели соло

SUITES NO. 1 - COURANTE

SUITES NO. 2 - ALLEMANDE

SUITE NO. 4 - BOURREE 1

Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба.

Сонаты для виолы да гамба и клавесина

SONATA IN G MAJOR - ANDANTE

SONATA IN G MINOR - VIVACE

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Число 6, часто встречающееся у Баха, символизирует шесть «рабочих» дней творения. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.

Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — Чакона. Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.

Анна Ахматова была потрясена этим произведением. Она слышала его ещё в гостиной дома Гумилевых. После этого и появятся упоминания "Чаконы" в произведениях Ахматовой.

А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Первоначально это стихотворение называлось "27 декабря 1940", указывая на число, когда Ахматова начала писать "Поэму без героя".
В самой поэме есть упоминание о "Чаконе":

Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек...
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый Век.

Partita 2 - Ciaccona

(исполняет Иегуди Менухин)

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Однако осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений, интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения (или «исторически ориентированное исполнение») . Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Мотив B-A-C-H

Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?

Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и обыгрывал этот мотив.

Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.

J S B Окончательный J S B

Вариант (зеркальное отражение)

Примечательно, что эта монограмма изображена на хрустальном кубке, подаренном Баху в 1735 г.

Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами:

В - А - С - Н, подразумевающее и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка.

Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков. Свидетельство одного из этапов работы дошло до нас. В 1733 г. его монограмма была такой:

Нельзя отказать этой монограмме в изобретательности и определенной элегантности, хотя также очевидно, что окончательный вариант во всех отношениях богаче, параднее и многозначительнее.

И последняя параллель: во многих баховских произведениях, особенно для сольных инструментов, можно встретить мелодические фразы, как правило в конце, которые и своей нотной графикой, и своим смысловым значением сродни заключительному росчерку пера - баховской подписи, после которой каденция, завершающая произведение, ассоциируется с печатью.

Оригинал взят у davydov_index в Бах и гениальный музыкант, и отец 20 детей!

21 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!

Бальтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьями.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.

В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.

Иоганн Бах и его жена Анна Магдалена Бах.

В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.

Иоганн Христиан Бах, музыкант, самый младший сын композитора.

Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.

Портрет Иоганна Себастьяна Баха.

Умер Иоганн Себастьян Бах в 1710 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1984 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS