Главная - Голос
Церковное музыкальное искусство. Православная церковная музыка и русская музыкальная классика Московский синодальный хор

Под современной православной музыкой мы подразумеваем религиозную по содержанию музыку, написанную православными композиторами за последние годы. Хронологически отправной точкой православной современности мы считаем 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси.

Владимир Файнер - профессиональный интерес и творческое вдохновение композитора отдано вопросу применения контрапунктических принципов развития мелодий и напевов применительно к прикладным задачам богослужебного исполнительства.

Воспроизведение или, если угодно, иллюстрированное воплощение заявленного метода убедительно воплотилось в целом ряде капитальных опусов, представляющих несомненный интерес для исполнения.

«Благослови, душе моя, Господа» - произведение для хора или трех солистов с развитыми голосами. Необходимо поработать с каждым голосом в отдельности и потом соединять партии в полифоническом строе.

«Трисвятое» - произведение для хора или трех солистов, каждый голос достаточно развит. В партиях много мелодических распевов, которые сложны интонационно и ритмически.

Ирина Денисова - автор более 80-ти церковных песнопений, гармонизаций и обработок. Нотный сборник ее сочинений "Пение всеумиленное", выпущенный издательством Свято-Елисаветинского монастыря, претерпел уже второе издание и пользуется спросом среди православных музыкантов Беларуси и России. Этим же издательством недавно выпущен "авторский" диск И. Денисовой под тем же названием. Существенную роль в произведениях играет единая интонационность, построенная на синтезировании «архаичных» и «современных» музыкальных структур. Такой вид интонирования становится важной приметой современного мышления в композиторском творчестве.

Концерт «Под Твою милость» - очень выразительное концертное песнопение, требует работы над гармоническим строем, так как очень часто встречаются отклонения, следует проработать хроматические ходы в партиях. Богатый динамический ансамбль.

Кондак акафиста «апостолу Андрею» - в песнопении встречаются отклонения в различные тональности, что может вызвать определенные затруднения у исполнителей. Также необходимо обратить внимание на смену размера в середине произведения и на темповую драматургию.

III.Заключение

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что духовная музыка - благодатная почва для вокального воспитания хорового коллектива, так как изначально она основывалась на певческой практике, а не на абстрактных композиторских изысканиях.

Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, заложенных в песнопениях, трепетное отношение к тексту, естественная от сердца выразительность, воспитывает душу ребенка и оказывает положительное влияние на формирование у него эстетических взглядов. И поэтому, в репертуар детских хоровых коллективов необходимо включать сочинения русской духовной музыки.

В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.

Припадая к истокам

Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.

Мелос русских композиторов и церковные песнопения

Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.

Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле , представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).

Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского

Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.

Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.

Звучат колокола

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.

Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).

Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).

А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.

М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”

Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства.

Г.В.Свиридов

Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы.

Г.В.Свиридов

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)


Председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 26 июля 1966 года в Москве. Окончил Московскую музыкальную школу им. Гнесиных по классу композиции, учился на композиторском отделении Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. После четырёх лет обучения оставил консерваторию, поступил в монастырь и принял священный сан.

Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра, среди которых: «Страсти по Матфею» для солистов, «Memento» для симфонического оркестра, «Со святыми упокой» для мужского хора и оркестра.

Произведения митрополита Илариона исполняют Симфонический оркестр Мариинского театра, Мельбурнский королевский филармонический оркестр, Московский Синодальный хор.

Митрополит Иларион - создатель жанра русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций русского церковного пения, элементов музыкального стиля барокко и стиля русских композиторов XX века.

АРХИМАНДРИТ МАТФЕЙ (МОРМЫЛЬ)

Каждый должен петь так, будто он поет последний раз в жизни.

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) - выдающийся церковный композитор и хормейстер. Родился 5 марта1938 года на Северном Кавказе, в станице Архонская в семье казаков с потомственными музыкальными традициями.

Отец Матфей руководил хором Троице-Сергиевой Лавры почти 50 лет. За это время им была создана школа церковного пения, переложены многие песнопения и написано большое количество произведений, которые сегодня принято называть «лаврскими».

В 50-60-х годах он собирал и записывал фрагменты почти полностью разгромленного в предыдущие десятилетия традиционного церковного и монашеского пения. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, копии его аранжировок стали основой репертуара для вновь создаваемых церковных хоров.

ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ

Церковный композитор Сергей Зосимович Трубачев родился 26 марта 1919 года в селе Подосиновец Архангельской епархии в семье священника. Отец композитора был расстрелян в феврале 1938 года на полигоне в Бутове. Именно от отца унаследовал Сергей Зосимович музыкальное дарование и духовные устремления.

В 1950 году он окончил институт им. Гнесиных, в 1954 году - Московскую консерваторию.

Диаконом Сергием Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии.

В 1936 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д.Д. Шостаковича.

Одна из ключевых тем в творчестве Свиридова - Россия.

Им были созданы литургические произведения для церковных хоров.

ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ТУХМАНОВ

Композитор Давид Федорович Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Окончил институт им. Гнесиных.

Творчество Давида Тухманова завоевало всенародное признание и любовь. Он сочинил около двухсот песен, музыку к кинофильмам и спектаклям. Композитор работает и в академическом жанре, он написал произведения: оратория «Легенда о Ермаке», поэма для скрипки с оркестром «Святая ночь», многочисленные камерные вокальные сочинения. Его опера «Царица» была поставлена в театре «Геликон-опера» в Москве и на сцене Александринского театра в Петербурге.

Давид Федорович Тухманов является кавалером почетного знака Российского Фонда Общественного Признания.

С 2008 года - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

С 2010 года - член Патриаршего совета по культуре.

ПАТРИАРШИЙ ХОР ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Воссоздание традиций московского соборного хорового пения началось практически одновременно с возрождением храма Христа Спасителя.

Хор при храме был основан в 1998 году, а уже в 2000 году по благословению Патриарха Алексия II коллектив получил статус Патриаршего хора храма Христа Спасителя.

С 2007 года хор возглавляет регент Илья Толкачев.

Кроме исполнения духовных песнопений во время богослужений хор участвует в важных церковных и государственных торжествах, устраивает концерты классической музыки в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.

Основу репертуара Патриаршего хора составляют выдающиеся творения русской духовной музыки, обработки русских народных песен и произведения русских композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова.

Патриарший хор Храма Христа Спасителя ведет активную гастрольную деятельность.

(FLV файл. Продолжительность 12 мин. Размер 97.3 Mb)

ХОР МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Хор Московского Сретенского монастыря существует уже более 600 лет - с момента основания обители в 1397 году. «Молчал» хор только в годы советской власти, когда церковь подвергалась гонениям и репрессиям.

Сегодня в составе хора 30 человек, собственные композиторы и аранжировщики.

Регент хора - заслуженный артист России Никон Жила.

Кроме регулярных служб в Сретенском монастыре, хор поёт на торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.

Хор выступал на концертных площадках: зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Авери Фишер Холл в Линкольн-центре Нью-Йорка, Центр искусств в Торонто, Таун Холл в Сиднее, Берлинер Дом, Кэдогэн Холл в Лондоне, неоднократно давал концерты в Нотр-Дам де Пари.

В репертуаре хора помимо духовной музыки также собраны лучшие произведения песенной традиции России, которую составляют русские, украинские, казачьи народные песни, романсы и песни военных лет.

(FLV файл. Продолжительность 16 мин. Размер 123.5 Mb)

МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР

Московский Синодальный хор создан в 1721 году. Основой его стал хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания, поскольку до середины XVII века пение было одноголосным. Позднее хор начал исполнять многоголосные партитуры, и в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

На рубеже XIX-XX веков репертуар хора включал в себя не только церковные песнопения, но и произведения светской музыки, а также обработки русских народных песен. Хор исполнял произведения Сергея Рахманинова, Александра Кастальского, Петра Чайковского.

В 1919 году, когда Кремлевские соборы были закрыты, хор надолго прекратил своё существование.

3 января 2010 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Сегодня в составе хора 80 человек.

(FLV файл. Продолжительность 14 мин. Размер 109.1 Mb)

Церковная музыка существует столько же, сколько существует сама Церковь. За две тысячи лет она превратилась в искусство, требующее высочайшего мастерства, вобрала в себя традиции народов, в культуру которых приходила, но все же сохранила свое неповторимое свойство приближать человека к Богу
Путь русской духовной музыки был непростым: она то усложнялась, то стремилась к упрощению; в ней использовались древнерусская, греческая, византийская, итальянская, грузинская традиции пения; забывалась и вновь возрождалась исконно русская крюковая нотация. И все же она не перестала быть молитвой - простой и светлой. Историю музыки можно изучать, но ее невозможно передать в датах - Она становится понятной только через Биографии и творчество людей, ее создающих.
Настоящее издание представляет совой сборник статей, посвященных жизненному и творческому пути композиторов, оставивших свой след в истории духовной музыки. Написанные разными авторами в разное время, они образуют уникальную по широте охвата работу.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Пение в христианской Первоцеркви. Протоиерей Д. Аллеманов
Песнотворцы и песнопевцы первенствующей Церкви
Церковное пение в III и IVвв
Песнотворцы и песнопевцы III и IVвв
Пение вV-VII вв
Песнотворцы и песнопевцы V - VII вв
Пение и песнотворцы Греко-Восточной Церкви от VIII в
Песнотворцы и песнопевцы от VIII в. до XV в. включительно
Пение Западной Церкви
Имена наиболее видных теоретиков духовной музыки Западной Церкви
Преподобный Иоанн Дамаскин, песнопевец Православной Восточной
Церкви. Протоиерей Д. Разумовский
Исторический обзор песнопевцев Греческой Церкви. Архиепископ Филарет (Гумилевский)
Святитель Василий Великий
Святитель Иоанн Златоуст
Преподобный Роман Сладкопевец
Преподобный Косма Маиумскйй

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Певческие коллективы и распевщики Древней Руси. . В. Мартынов
Богослужебное пение и композиторское творчество. В. Мартынов
Начало партесного пения в России. Протоиерей Д. Разумовский
Первое многоголосное, или партесное, пение Русской Церкви
Вторая эпоха партесного пения в России
Партесное пение в Русской Церкви при Бортнянском
Партесное пение Русской Церкви после Бортнянского
О Церковном пении. Л.Парийский
Вступительная лекция по истории церковного пения. С. Смоленский
Один из «больных» вопросов церковного пения. А Никольский
Экфонетика в православном богослужении. Б. Кутузов
Жизненные правила для регента-любителя. Протоиерей А. Правдолюбов
Религиозные задачи церковного хора. Протоиерей А. Правдолюбов

КОМПОЗИТОРЫ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ

Максим Созонтович Березовский. М. Рыцарева
Бортнянский Дмитрий Степанович. А.Кашпур,В. Авраменко
О личности и церковно-музыкальном творчестве АЛ. Веделя. В. Петрушевский
Петр Иванович Турчанинов. С. Шебуренков
Архимандрит Феофан (Феодор Александров). Г.Алфеев
Глинка и его духовно-музыкальная деятельность. И. Соловьев
Петр Ильич Чайковский. А. Кашпур, В.Авраменко
Александр Андреевич Архангельский. В. Бакуменко
Степан Васильевич Смоленский - основоположник нового
направления. Иеродиакон Андрей (Данилов)
Памяти церковного композитора АД Кастальского. Я. Парийский
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. В. Авраменко
Гречанинов Александр Тихонович. В. Авраменко
Церковные песнопения Д.В. Аллеманова. С. Шебуренков
Виктор Сергеевич Калинников. А Кашпур, Е. Игнатьева
Церковный композитор священник Василий Зиновьев. В. Бакуменко
Вехи жизни и творчества П.Г. Чесноковх Диакон А. Нефедов
Алексей Евлампиевич Туренков. А. Кашпур, Е. Игнатьева, Е. Таргонская
О. Матфей: на чужом основании никогда ничего не строил. М. Денисов

50 КРАТКИХ БИОГРАФИЙ КОМПОЗИТОРОВ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ. Е. Игнатьева

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Посмотреть другие книги и диски



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS