Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Церковное музыкальное искусство. Православная церковная музыка и русская музыкальная классика Московский синодальный хор |
Под современной православной музыкой мы подразумеваем религиозную по содержанию музыку, написанную православными композиторами за последние годы. Хронологически отправной точкой православной современности мы считаем 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси. Владимир Файнер - профессиональный интерес и творческое вдохновение композитора отдано вопросу применения контрапунктических принципов развития мелодий и напевов применительно к прикладным задачам богослужебного исполнительства. Воспроизведение или, если угодно, иллюстрированное воплощение заявленного метода убедительно воплотилось в целом ряде капитальных опусов, представляющих несомненный интерес для исполнения. «Благослови, душе моя, Господа» - произведение для хора или трех солистов с развитыми голосами. Необходимо поработать с каждым голосом в отдельности и потом соединять партии в полифоническом строе. «Трисвятое» - произведение для хора или трех солистов, каждый голос достаточно развит. В партиях много мелодических распевов, которые сложны интонационно и ритмически. Ирина Денисова - автор более 80-ти церковных песнопений, гармонизаций и обработок. Нотный сборник ее сочинений "Пение всеумиленное", выпущенный издательством Свято-Елисаветинского монастыря, претерпел уже второе издание и пользуется спросом среди православных музыкантов Беларуси и России. Этим же издательством недавно выпущен "авторский" диск И. Денисовой под тем же названием. Существенную роль в произведениях играет единая интонационность, построенная на синтезировании «архаичных» и «современных» музыкальных структур. Такой вид интонирования становится важной приметой современного мышления в композиторском творчестве. Концерт «Под Твою милость» - очень выразительное концертное песнопение, требует работы над гармоническим строем, так как очень часто встречаются отклонения, следует проработать хроматические ходы в партиях. Богатый динамический ансамбль. Кондак акафиста «апостолу Андрею» - в песнопении встречаются отклонения в различные тональности, что может вызвать определенные затруднения у исполнителей. Также необходимо обратить внимание на смену размера в середине произведения и на темповую драматургию. III.Заключение Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что духовная музыка - благодатная почва для вокального воспитания хорового коллектива, так как изначально она основывалась на певческой практике, а не на абстрактных композиторских изысканиях. Простота, одухотворенность, полетность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений. Погружение в атмосферу духовности, стремление к воплощению высоких образов, заложенных в песнопениях, трепетное отношение к тексту, естественная от сердца выразительность, воспитывает душу ребенка и оказывает положительное влияние на формирование у него эстетических взглядов. И поэтому, в репертуар детских хоровых коллективов необходимо включать сочинения русской духовной музыки. В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в. Припадая к истокамОбладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков. Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений. Мелос русских композиторов и церковные песнопенияНачиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений. Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле , представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего). Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал. Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в. Звучат колоколаКолокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности. Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»). Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»). А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно. М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”
Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства. Г.В.Свиридов
Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы. Г.В.Свиридов МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра, среди которых: «Страсти по Матфею» для солистов, «Memento» для симфонического оркестра, «Со святыми упокой» для мужского хора и оркестра. Произведения митрополита Илариона исполняют Симфонический оркестр Мариинского театра, Мельбурнский королевский филармонический оркестр, Московский Синодальный хор. Митрополит Иларион - создатель жанра русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций русского церковного пения, элементов музыкального стиля барокко и стиля русских композиторов XX века.
АРХИМАНДРИТ МАТФЕЙ (МОРМЫЛЬ)
Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) - выдающийся церковный композитор и хормейстер. Родился 5 марта1938 года на Северном Кавказе, в станице Архонская в семье казаков с потомственными музыкальными традициями. Отец Матфей руководил хором Троице-Сергиевой Лавры почти 50 лет. За это время им была создана школа церковного пения, переложены многие песнопения и написано большое количество произведений, которые сегодня принято называть «лаврскими». В 50-60-х годах он собирал и записывал фрагменты почти полностью разгромленного в предыдущие десятилетия традиционного церковного и монашеского пения. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, копии его аранжировок стали основой репертуара для вновь создаваемых церковных хоров. ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВВ 1950 году он окончил институт им. Гнесиных, в 1954 году - Московскую консерваторию. Диаконом Сергием Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов. ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВВ 1936 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д.Д. Шостаковича. Одна из ключевых тем в творчестве Свиридова - Россия. Им были созданы литургические произведения для церковных хоров. ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ТУХМАНОВТворчество Давида Тухманова завоевало всенародное признание и любовь. Он сочинил около двухсот песен, музыку к кинофильмам и спектаклям. Композитор работает и в академическом жанре, он написал произведения: оратория «Легенда о Ермаке», поэма для скрипки с оркестром «Святая ночь», многочисленные камерные вокальные сочинения. Его опера «Царица» была поставлена в театре «Геликон-опера» в Москве и на сцене Александринского театра в Петербурге. Давид Федорович Тухманов является кавалером почетного знака Российского Фонда Общественного Признания. С 2008 года - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. С 2010 года - член Патриаршего совета по культуре. ПАТРИАРШИЙ ХОР ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯХор при храме был основан в 1998 году, а уже в 2000 году по благословению Патриарха Алексия II коллектив получил статус Патриаршего хора храма Христа Спасителя. С 2007 года хор возглавляет регент Илья Толкачев. Кроме исполнения духовных песнопений во время богослужений хор участвует в важных церковных и государственных торжествах, устраивает концерты классической музыки в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Основу репертуара Патриаршего хора составляют выдающиеся творения русской духовной музыки, обработки русских народных песен и произведения русских композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова. Патриарший хор Храма Христа Спасителя ведет активную гастрольную деятельность. (FLV файл. Продолжительность 12 мин. Размер 97.3 Mb) ХОР МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯСегодня в составе хора 30 человек, собственные композиторы и аранжировщики. Регент хора - заслуженный артист России Никон Жила. Кроме регулярных служб в Сретенском монастыре, хор поёт на торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви. Хор выступал на концертных площадках: зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Авери Фишер Холл в Линкольн-центре Нью-Йорка, Центр искусств в Торонто, Таун Холл в Сиднее, Берлинер Дом, Кэдогэн Холл в Лондоне, неоднократно давал концерты в Нотр-Дам де Пари. В репертуаре хора помимо духовной музыки также собраны лучшие произведения песенной традиции России, которую составляют русские, украинские, казачьи народные песни, романсы и песни военных лет. (FLV файл. Продолжительность 16 мин. Размер 123.5 Mb) МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОРНа рубеже XIX-XX веков репертуар хора включал в себя не только церковные песнопения, но и произведения светской музыки, а также обработки русских народных песен. Хор исполнял произведения Сергея Рахманинова, Александра Кастальского, Петра Чайковского. В 1919 году, когда Кремлевские соборы были закрыты, хор надолго прекратил своё существование. 3 января 2010 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Сегодня в составе хора 80 человек. (FLV файл. Продолжительность 14 мин. Размер 109.1 Mb) Церковная музыка существует столько же, сколько существует сама Церковь. За две тысячи лет она превратилась в искусство, требующее высочайшего мастерства, вобрала в себя традиции народов, в культуру которых приходила, но все же сохранила свое неповторимое свойство приближать человека к Богу СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ Пение в христианской Первоцеркви. Протоиерей Д. Аллеманов
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ Певческие коллективы и распевщики Древней Руси. . В. Мартынов
КОМПОЗИТОРЫ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ Максим Созонтович Березовский. М. Рыцарева
50 КРАТКИХ БИОГРАФИЙ КОМПОЗИТОРОВ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ. Е. Игнатьева СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?