Главная - Дикция
Дизайн сельской библиотеки в фотографиях. Оформление фойе детской библиотеки как элемент организации информационного пространства

Мы стараемся быть полезным вам, уважаемые подписчики, когда дело касается дизайна различных по функциональному назначению помещений. Сегодня предлагаем подборку интересных идей оформления библиотеки, которые могут вам понравиться.

Имея домашнюю библиотеку, дом кажется стильным и богатым. У многих функцию библиотеки выполняет обыкновенная комната с антикварной мебелью, письменным столом и большим количеством книг. Постарайтесь дистанцироваться от клише, придумывая собственные идеи.

В вашем доме высокие потолки? Используйте лестницу.

Традиционная домашняя библиотека отличается тёмными пятнами деревянной мебели и роскошными деталями интерьера.

Используйте лестницы для книжных шкафов, и получите уникальный дизайн библиотеки.

Симметрия планировки и дизайна создаёт такой внушительно-космический вид.

Не тратьте пространство попусту, разместите книжные полки над дверью.

Домашняя библиотека может быть домашним офисом. Вы можете сделать так, что это будет выглядеть действительно профессионально.

Ваша домашняя библиотека может стать простым уголком для чтения с книжными полками, доходящими до потолка.

Можете создать, используя полки, целую стену для книг и журналов.

Домашняя библиотека - центр настроения. Правильно подобранное освещение придаёт ей таинственный вид.

Комбинируйте функции книжного шкафа, встроив внутрь письменный стол.

Лестница – практичный и модный аксессуар, когда книжные полки достают до потолка.

В комнате с высокими потолками пространство над дверью идеально подходит для размещения книжных стеллажей.

Поместите уютный читальный уголок по сторонам окна.

Высокие потолки придают домашней библиотеке классический вид, напоминая публичные библиотеки с книжными полками до самого потолка. Вам понадобится лестница, чтобы добраться до книг. Лестница может выглядеть интересно в интерьере домашней библиотеки, а также позволит использовать доступное пространство для хранения литературы.

Площадь под лестницей небольшая, но достаточно уютная для создания читального уголка.

Уютные местечки, построенные под лестницей, могут стать идеальным решением для хранения книг.

Окно под лестницей в уютном читальном уголке со встроенными книжными полками, отличный вариант. Если нет места для домашней библиотеки, то можете импровизировать. Не бойтесь объединить функции, включая шкафы в дизайне гостиной. Пространство под лестницей идеально подходит для этой цели.

Антикварная мебель и камин придадут домашнему офису старомодный вид.

Красивый серый цвет книжного шкафа позволяет книгам фактически стоять, словно на открытом воздухе.

Домашний офис-библиотека необязательно должен быть заключён в определённой закрытой комнате.

Если достаточно просторный домашний офис, в нём может разместиться зона отдыха.

Включите эту комнату в святилище рабочего пространства.

Традиционный домашний офис-библиотека визуально выглядит гостиной комнатой.

Дерево действительно помогает домашнему офису выглядеть внушительно и элегантно.

Думая, что в домашних офисах и библиотеках много общего, приходит мысль совместить два пространства. Можете поставить письменный стол, или соорудить уютный уголок для чтения. Высокий книжный шкаф позволит иметь множество полок для хранения литературы.

Торшер является обязательным атрибутом читального зала.

Создайте пространство, где вы будете чувствовать себя комфортно. Поставьте диван для чтения или даже спального места.

Пусть разум создаст этакое дизайнерское решение, воплощение которого сможет радовать взор и умилять удобством.

Чердак станет идеальным местом для создания уютного читального зала.

Домашний офис легко может стать местом погружения в увлекательное чтение романов, детективов.

Любой уголок свободного пространства может быть превращён в место для чтения увлекательной и познавательной литературы.

Поставьте два кресла в случае, если кто-то захочет присоединиться.

Пуфик может стать прекрасной заменой журнального столика, а также удобной подставкой для ног.

Покрасьте потолок загадочными тонами, так комната станет выглядеть волшебно и стильно.

Организуйте отдельную читальную комнату в семейном доме. Здесь вы сможете проводить некоторое время со своей любимой книгой.

Открытые полки сделают помещение просторным, также они очень практичны.

Пространство читальной комнаты можно персонализировать, если использовать обои с интересным рисунком.

Выберите традиционный вид библиотеки, используя деревянную мебель тёмного оттенка.

Добавьте каплю цвета любимым произведениям искусства, используя яркие пятна мягкой мебели. Крошечная комната с книжными полками на боковых стенках, уютный диван, кресло между ними – отличная идея. Выберите книгу и перенеситесь в таинственный мир фантазий.

Установите открытые полки для книг и создайте стильный интерьер. А ещё сможете полюбоваться видом снизу. Такой своеобразной мансардой формируется прихожая, когда вы идёте вверх по лестнице. Это пространство идеально подходит домашней библиотеке или зоне для чтения. Подумайте, что несколько книжных полок на стене и над креслом могут превратить эту площадь в дополнительную комнату.

Библиотека или место для чтения, если расположить над уровнем пола, становится отдельным пространством.

Стеклянные стены, от пола до потолка, открывают панорамный вид окружающего ландшафта.

Тёмный цвет и минимализм в декоре также может выглядеть современно.

Используйте стены, которые, как правило, остаются пустыми. Например, как в этой прихожей.

Отделите библиотечным шкафом часть гостиной, для создания интимной зоны для чтения или отдыха. Хотите иметь домашнюю библиотеку в современном доме? Тогда вы должны подойти к этому творчески – выберите открытое пространство гостиной или уютный уголок с выходом на террасу.

Можете установить полки над дверями в любой из комнат дома – это отличный способ сэкономить пространство в домашнем офисе.

Можете поместить книжные полки даже на кухне или в коридоре.

Пространство над дверями идеально подходит для установки книжных полок. Как правило, оно всегда пустует. Если вы хотите сэкономить место – это замечательная идея для маленьких комнат. Конструкция позволяет создавать компактный дизайн настенных полок, если нет свободного пространства для хранения произведений любимых авторов.

Организовать библиотеку можно вокруг колонны, не занимая пространства.

Вертикальные книжные шкафы легко устанавливаются в любой комнате, отлично смотрятся в углу.

Создайте уютную гостиную или читальный уголок с вертикальным книжным шкафом в центре отделённой зоны.

Найти место для вертикальной библиотеки легко в стенной нише или на свободной полке шкафа.

Можете использовать стену позади кровати, хотя есть вероятность небольшого землетрясения, которое может нарушить покой.

Любая стена спальни отлично подойдёт для размещения книжных полок.

Экономьте место, устанавливая книжные полки выше или вокруг окон.

Книжными шкафами можете решить идею разделения комнаты.

Если вы любите читать перед сном, почему бы не организовать библиотеку в спальне? Это гораздо практичнее, чем ходить за книгой в библиотеку, а затем возвращаться в спальню. Книжные полки должны быть так близко к кровати, чтобы было легко книгу достать или положить на место.

Категории: Примеры дизайна домашней библиотеки

Смотри видео о сайте

Рубрики

Выбор меток Аксессуары для ванн (79) Бытовые приборы и техника (4) Ванная (3) Дизайн винного погреба (21) Дизайн интерьера в стиле лофт (82) Дизайн интерьера комнат (42) Дизайн интерьера комнаты для девочки (47) Дизайн интерьера комнаты для мальчика (21) Дизайн интерьера современной прихожей (101) Дизайн интерьера современной спальни (261) Дизайн комнат для отдыха (25) Домашние растения (1) Домашний текстиль (10) Домики для животных (27) Домоводство (98) Знаменитые интерьеры (5) Интерьер бильярдных и игровых (7) Интерьер гардеробной (63) Интерьер домашнего кинотеатра (22) Интерьер домашнего офиса (238) Интерьер квартир в Австралии (12) Интерьер квартир в Азии (34) Интерьер квартир в Америке (7) Интерьер квартир в Англии (43) Интерьер квартир в Африке (4) Интерьер квартир в Бразилии (30) Интерьер квартир в Германии (10) Интерьер квартир в Европе (67) Интерьер квартир в Испании (15) Интерьер квартир в Италии (25) Интерьер квартир в Канаде (9) Интерьер квартир в Польше (28) Интерьер квартир в России (44) Интерьер квартир в Скандинавии (38) Интерьер квартир в США (62) Интерьер квартир во Франции (14) Интерьер квартир на Ближнем Востоке (15) Интерьер необычных квартир (22) Интерьер столовой (73) Интерьеры квартиры (17) Как выбрать мебель (70) Копилка полезных советов (34) Кровати (5) Кухня (4) Мебель и светильники (3) Обои (2) Обувь (1) Обустройство балкона (196) Обустройство домашнего спортзала (12) Обустройство подвала (76) Одежда и предметы гардероба (2) Окна (3) Оригинальный дизайн двухуровневых квартир (30) Оригинальный дизайн чердаков и мансард (99) Оформление квартиры (317) Оформление Комнат (139) Оформление прачечных и кладовых (50) Полезные советы по уходу за домом (10) Полы (9) Примеры дизайна домашней библиотеки (24) Роскошные жилые интерьеры (46) Современный дизайн интерьера гостиных (118) Современный дизайн интерьера детских комнат (548) Стирка и глажка (1) Уборка в доме (7) Удаление пятен и загрязнений (8) Уникальный дизайн интерьера пентхаусов (157) Эксклюзивный дизайн интерьера ванных комнат (279)

Мы ежедневно сталкиваемся с информацией, "льющейся" на нас со всех сторон. Практически везде, и в библиотеке тоже, мы видим стенды, листовки, листочки, которые мы... уже попросту не замечаем. Читают ли наши стенды наши читатели? Находят ли они там нужную информацию?

Будем разбираться вместе. Известный факт - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вашему вниманию я предлагаю сегодня подборку фотографий информационных стендов из разных библиотек , выполненных как профессионально, так и с помощью дизайнерских решений самих библиотекарей. Для удобства восприятия информации я условно разделила фотографии по нескольким разделам.

Но, для начала - вопрос. Как вы думаете, имеет ли право на жизнь такая новация, как - по форме информационный стенд, а по сути - акция?

Вот, к примеру такая акция, как в нашей библиотеке - подробнее познакомьтесь по ссылке: Акция "Точка на карте малой родины"

Ответы принимаются в комметариях))

Замечу, что коллеги-методисты на тему информационных стендов написали довольно хорошие рекомендации. С них, собственно, и начнём.

..." Основной целью в привлечении в библиотеку читателей является не столько введение разнообразных услуг, а обеспечение их востребованности, продвижение интеллектуальной продукции и тех же услуг.

Продвижение – это различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки.

Основными задачами продвижения библиотечных услуг являются:

формирование престижного образа (имиджа ) библиотеки в сознании населения, представителей местных органов власти, общественных организации и т. д.;

информирование о новых услугах, введенных библиотекой;

сохранение популярности существующих библиотечных услуг, убеждение пользователей востребовать их;

информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг;

акцентирование внимания пользователей на специфических свойствах и пользе предлагаемых услуг библиотеки, на бесплатности основных форм обслуживания.

Первые фотографии на тему "библиотека", "библиотечный". Употребление этих слов - самое популярное в названии стендов - тут и мир, и город, и досье, и уголок с курьером. На мой взгляд - достойно выглядят любые названия, главное, чтобы "курьер" оперативно сменял информацию, в "мире" отражались "мировые" масштабы, а "досье" ..., кстати, а что в вашем "информационном досье", господа-библиотекари?



Продолжаем изучать инфостенды. Коллеги предлагают наполнять ресурс следующими материалами:


Основные сведения: название библиотеки; библиотечной сети, подразделением которой она является; режим работы; Ф.И.О. библиотекаря; состав фонда


Цели и задачи библиотеки в организации библиотечного обслуживания населения;


Правила пользования библиотекой;


Информацию об услугах, предлагаемых библиотекой, о формах их предоставления;


Информацию о любительских объединениях, клубах по интересам (если есть): план работы, цели, задачи и т.д.;

Грамоты, благодарности за достигнутые результаты в работе;

Объявления о текущих мероприятиях, месячные планы работы и др.;

Продукты издательской деятельности.



Каждый из стендов, на мой взгляд, достоин нашего внимания. Как считаете?

А пока вы разглядываете фотографии, я продолжу. Все мы понимаем, что Информационный стенд должен располагаться в удобном для ознакомления пользователями месте. Желательно стенд застеклить, особенно если он размещен снаружи библиотеки. Материалы, объявления необходимо обновлять своевременно, чтобы стенд не содержал устаревшую информацию. Конечно, использовать компьютерный набор. Что же ещё? Как вам присутствие слова "информация" в названии стендов? Вот вроде бы и хорошее слово, но библиотекари иногда увлекаются и мы читаем, и читаем, и читаем "информации". Лучше уж пусть Библиотечный город будет.


Буквально пару строк об оформлении материалов . И выше на фото и ниже вы увидите варианты оформления. Это личное дело (и финансовое тоже) каждой библиотеки. Но иногда мы видим такую картину - некоторые библиотекари, не мудрствуя лукаво, в предложенных "кармашках" вмещают побольше текста и пусть себе висит. А некоторые очень любят всё блестящее и получается, что текст уже не важен.


Мы, библиотекари, очень часто забываем, что читать наши "информации" будут обычные люди (не забываем выделять стенды отдельно для взрослых и детей), которым абсолютно всё равно как красиво и длинно называется наша библиотека. Они хотят увидеть то, что происходит в этой библиотеке - какие события, какие услуги, когда и в каком отделе это можно сделать, и куда прийти с ребёнком. Масштабные полотна, заполненные текстами НЕ РАБОТАЮТ. Увы и ах.

Конечно, мы следим за успехами друг друга, ориентируемся на зарубежные страны, придумываем что-то своё. Выше помещённые стенды не являются плохими или требующими доработки. Каждый из них хорош, но ЧИТАТЕЛЮ НУЖНО ДРУГОЕ.

КРАТКОЕ. ЁМКОЕ. НЕ СТАНДАРТНОЕ.

хороший пример краткости




Очень хорошие размышления на тему стендов я предлагаю почитать у одной из наших коллег-библиотекарей. Ответы на эти вопросы у каждого библиотекаря могут быть разными. И это хорошо, потому, что в этом случае мы будем иметь дело с «лица необщим выражением» Кто-то, наверняка, может подсказать еще приемы и способы, которые делают информационные стенды по-настоящему эффективно работающими, а не просто набором плакатов, мимо которых читатели проходят, не задерживаясь.

1. Сколько нужно стендов? Их может быть несколько: в фойе, на абонементе, в читальном зале, в других отделах и функциональных помещениях. У каждого из них свои цели и задачи.

В фойе – наиболее общие сведения о библиотеке: полное название, почтовый и электронный адрес, учредители, руководители, партнеры, Миссия, награды. Наверное, уместны сведения о регламентирующих документах: Устав, Правила, Прейскуранты на платные услуги …, по которым работает библиотека. Вряд ли стоит помещать полный текст этих документов, достаточно их перечислить и сообщить, где они находятся, к кому обратиться за ними. Здесь же структура библиотеки: название отделов (филиалов), чем они могут помочь читателям/пользователям, как их найти, к кому обратиться… Сведения об общебиблиотечных, общерайонных/городских мероприятиях и акциях.

Соответственно, в отделах – более детальные сведения об отделах: о сотрудниках, ресурсах, услугах, мероприятиях, достижениях…

2. Где и на чем располагаются стенды? Пространственно: ближе к фонду, к выходу, рядом с каталогом, с кафедрой? … Это зависит и от размеров помещения, и от концептуальной идеи. На специальных планшетах, плакатах, выставочных стендах, книжных полках, прямо на стене, с использованием подручных материалов?... Я знаю, что есть весьма оригинальные находки.

3. Какие нужны стенды: постоянные или переменные? Констатирующие или навигационные (поясняющие, где, что и как найти)? Могут быть и те и другие. Можно на одном стенде сделать две части. Тогда, каково соотношение частей? Периодичность обновления переменной составляющей?

4. Разделы и темы стенда? Зависят от того, что мы хотим сообщить читателям/пользователям, что показать, на что завлечь… Они также могут быть постоянными и сменяемыми на более актуальные.

6. Как будут располагаться тексты, разделы и темы на стенде? Можно по принципу книжной страницы:
слева-направо, сверху-вниз. Можно - центробежно. В центре - нон-стоппер, какая-то деталь, резко привлекающая внимание: знак вопроса и сам вопрос, фотография, черное пятно... В детских библиотеках для этой цели используются талисманы, литературные герои … , а дальше, к краям стенда – тексты, раскрывающие смысл нон-стоппера. Лучше всего воспринимается текст и картинки, расположенные в правой верхней части: здесь может быть самая главная или срочная информация. Какие еще будут идеи?

В ночь на воскресенье во всех регионах России прошла традиционная Ночь музеев , во время которой свои двери распахнули не только фонды и хранилища, но и театры, библиотеки и даже парки.

По случаю такого события, отправляемся на экскурсию в современную библиотеку . Культурный шок. Иначе и не описать состояние после посещения этой библиотеки. Здесь нет мутных окон, пыльных полок и вредной старухи с картотекой, ворчащей на единственного за день посетителя-школьника. Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам данных и оцифрованные редкие издания, туалет для инвалидов и даже шоу-кар в фойе. И всё это принципиально бесплатно для посетителей.

Фотографии и текст Сергея Мухамедова

Еще четыре года назад эта библиотека была похожа на сотни районных собратьев, пока ей не занялись не просто «крепкие хозяйственники», а команда людей, которые неспокойны. И даже бюджет остался прежним, не большим, чем у других, просто здесь его расходуют по назначению.

За четыре с половиной года, что ведется работа по переходу на «иные рельсы», нами был сделан не только и не столько ремонт, а полная реструктуризация фонда, внедрение электронных технологий обслуживания по всей библиотеке. Но самое главное - была изменена сама концепция того, как наша библиотека должна работать, - Антон Пурник, начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодежи, с горящими глазами водит меня по залам.

В принципе, наш бюджет пропорционален численности и площади. Но если стоит вопрос о том, почему у одних крупных библиотек так, а у нас иначе, вроде как богато, то во многом это вопрос управления этим бюджетом, то есть того, на что они считают необходимым направить деньги. Мы очень многое решаем сами, без аутсорсинга: сайты, подбор и настройка оборудования, проектирование, дизайн... Но на все, что делаем, мы стараемся смотреть глазами не библиотекаря, а читателя.


«Я видел массу библиотечных проектов реформирования, создания новых услуг, но сказать что это ужас - мало»

Люди зачастую не могут объяснить, что именно они хотят сделать, а главное - зачем. Это отсутствие профессионализма. Да, все в неравных условиях - кто-то умеет, а кто-то нет. Безусловно, есть и отличные проекты, действительно прорывные, нужные и читателю, и библиотекам. Но таких, к сожалению, меньшинство.

«У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на культуру, под него найти могут»

«Самое банальное и неинтересное - сдавать площади и делать копирование документов»

А интересно - получать заказные работы на проведение исследований, организовывать совместные мероприятия, семинары, выставки и так далее. Здесь проходит как профессиональное библиотечное общение, так и неформальное - например, завтра сюда придет режиссер и будет показывать в нашем зале свой фильм.

На платных услугах много не заработаешь. Библиотека и не должна быть самоокупаемой, ее цель - оказание бесплатных услуг населению , которое «тратится» на нее, выплачивая налоги, и так делается во всем мире. В Америке сильно развито понятие попечителей библиотеки, а в Европе - спонсорство по отдельным проектам, но в любом случае помимо этого всегда есть централизованная поддержка.

Реальная потребность в крупных городах сейчас не в небольших муниципальных библиотеках, а в мощных, крупных, обладающих и печатными, и электронными ресурсами площадках, предоставляющих самые разные возможности для интеллектуального досуга.

«Чем больше развивается электронное чтение, тем меньше потребность в библиотеках, чьи фонды фактически все доступны в сети»

Средним, не национальным, библиотекам необходимо меняться, библиотека не должна быть местом, предоставляющей доступ только к книгам, так как человеку в большинстве ситуаций банально проще пойти в магазин и купить те, которые интересуют, либо скачать.

Смысла гнаться за университетскими библиотеками, укомплектованными по конкретной тематике нет, они все равно лучше будут наполнены. И двигаться в направлении «больше книг» тоже смысла нет никакого. Поэтому в современном мире библиотека становится интегратором предоставляемых услуг, где можно получить книги, видео, аудио, площадку для просмотра, прослушивания, неформальных клубов, чтения периодики и так далее, где это можно сделать хорошо, удобно, приятно и дешевле либо бесплатно по сравнению с другими местами.

«Книга как таковая, как «кирпич», как материальный объект из бумаги будет занимать в обществе все меньшее значение, именно поэтому мы стараемся работать с другими направлениями»

Библиотека это уже не место, где только дают книги, это дом культуры в старом понимании, только дом культуры, я бы сказал, интеллектуальный. Это место, где человек с мозгами может провести время. За компьютером посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, книжки-газеты почитать, с друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку кофе.

В библиотеках всегда считалось, что книга это основное, все вокруг нее крутится и ее надо охранять как зеницу ока. Поэтому все, что было доступно человеку в открытом доступе на полках, всегда оказывалось самым старым и фиговым. А нужное, ценное, новое - в подвалах и «мы по запросу вам ее поднимем». Мы же, наоборот, самое востребованное подняли наверх, а самое новое поставили на отдельные вертушки, чтобы человек мог быстро выбрать и взять это домой. По нынешним временам понятие читального зала - смешное, сидеть за столом с книгой большинство не хочет и не будет.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы как можно больше времени люди проводили в наших стенах, но заниматься они при этом могут чем угодно: писать конспекты, делать домашнее задание, да хоть зависать в блогах, опять же есть бесплатный вайфай, либо тупо дремать на пуфах где-нибудь в углу»

Трудно объяснить людям, что они могут сесть на пол, на пуфы. Многие до сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как дома. В западных же библиотеках это абсолютно нормально и естественно.

«Библиотеки под завязку укомплектованы стандартным набором классики. Очередной Пушкин, приносимый людьми, освобождающими свои квартиры от книжных излишков, с точки зрения библиотеки не величина мирового значения, а вполне конкретное место на нашей полке, которого не всегда хватает для новинок»

В стране 9 федеральных библиотек, находящихся в подчинении Министерства культуры. Наша - бывшая Государственная республиканская юношеская библиотека . Перед нами же, помимо того, что мы функционируем в городе как общедоступная публичная библиотека, стоит задача методической поддержки всех библиотек страны, работающих с молодежью. То, что мы начали внедрять, надеемся, впоследствии будет использоваться библиотеками в субъектах Федерации.

Сейчас наше здание делится на 2 половины . Для ума и души - деловое чтение (естественно-научные, технические, общественные, гуманитарные науки, иностранные языки), а другая половина - компьютерная библиотека, зал с комиксами и периодикой для легкого чтения, зал редкой книги. Также отдельный зал художественной литературы и искусству со специализированным фондом по визуальным искусствам (в том числе дизайну, цифровому фото). Закупаются западные издания. Также базы данных, не доступные из дома, например, библиотека диссертаций РГБ, базы по периодике, законодательству. Приходишь и работаешь. Ко всем базам, которые есть у нас, доступ бесплатный. Это на самом деле наша принципиальная позиция: все ресурсы, неважно - печатные или электронные, должны быть бесплатны для наших читателей .

Не секрет, что многим не нравится, когда к ним в магазине подбегают продавцы и начинают допрашивать в стиле «что бы вы хотели посмотреть». Та же самая ситуация и в библиотеках: большинство не в восторге от того, что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают вопросы, пытаются воспитывать. Мы стараемся максимально убирать такого рода ощущения от посещения библиотеки.

«У нас уже есть оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания, работающие на основе RFID технологий, на которых человек может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой»

Система работает так, что человек, в принципе, может пройти в библиотеку, взять книгу домой и уйти, не общаясь ни с кем из персонала.

Иногда какие-то идеи появляются просто из-за того что, кто-то пытался «настучать нам по голове». Например, по санитарным нормам мы должны обеспечить постоянный доступ к питьевой воде детям и подросткам. Иметь на балансе кулер со сменными баллонами довольно дорого, но, посмотрев по рынку, поняли, что можно поставить специальный кулер с фильтрами и запитать его напрямую от водопровода. Понятное дело - себестоимость такого решения намного ниже. По итогу и проверяющие довольны, и нам самим лишний бонус.

«Мы не дрожим над каждой отдельной книгой, так как понимаем, что, как и в армии, необходимо заранее закладываться на то, что часть будет неминуемо разворована»

Наша задача, разумеется, состоит в том, чтобы это минимизировать. Например, мы с помощью наклеенных на всех книгах RFID-меток в режиме онлайн видим, какие именно книги в данный момент проносятся через ворота. Если происходит срабатывание по несанкционированному выносу, сразу знаем, какую конкретно книгу пытались вынести.

«Захотели сделать у себя эдакий шоу-стоппер. Что-то, на что все бы обращали внимание, что могло бы нас однозначно идентифицировать при рассказах «очевидцев». Приглянулась идея: «А, это та библиотека с автомобилем в холле!»

Подходящий автомобиль получили по бартеру за право на проведение съемок на нашей территории. Единственно, что нам подходило по размерам - «моргуновка» - инвалидка из «Операции Ы». Ее нам привезли в кузове «газели» из Владимирской области. Разумеется, пришлось машину ремонтировать, делать броской. Теперь стоит, сияет.

Было у нас четкое желание сделать библиотеку максимально доступной для всех категорий читателей. К сожалению, не секрет, что для инвалидов доступ во многие учреждения культуры ограничен, т.к. они банально не могут туда заехать. У нас же был неплохой козырь - вся библиотека на первом этаже, оставалось дело за малым: расширить проходы, организовать пандусы, раздвинуть стеллажи, чтобы умещалась коляска. Самым трудным было то, что на первом этаже не было отдельного туалета, а спуск по лестнице, как бы не корячились, организовать у нас невозможно. Поэтому приняли решение о надстройке отдельного помещения со всей необходимой инфраструктурой, причем не только для инвалидов, но и для молодых матерей с младенцами. Доступ в него, пришлось ограничить, но соответствующие категории читателей могут попасть внутрь, просто приложив к замку свой читательский.

Есть небольшой фонд, порядка 3 тысяч, редких изданий. Самая старая книга в нем датируется XVI веком. Сейчас запущена программа по оцифровке этого фонда и выкладыванию в открытый доступ на сайте.

Одно из основных направлений - предоставление площадок для самых разных выставок, представлений, мероприятий, семинаров. При этом в большинстве это были партнерские проекты, без оплаты со стороны организаторов.

«Хотелось бы, чтобы общество избавилось от такого слезливо-сопливого отношения по поводу библиотек. Дескать, ах, храм науки, ах, книга - средоточие знаний»

Мы осознаем, что помимо нас на рынке полно охотников за досуговым временем, поэтому делаем все, чтобы не выглядеть бледно на фоне других поставщиков аналогичных услуг: книжных магазинов, кафе, кинотеатров, клубов и т.д. Но, когда ты выкладываешься по полной, делаешь всё, чтобы на твоей площадке было предоставлено максимум возможностей для раскрытия творческого, интеллектуального - какого угодно потенциала, а люди приходят и восклицают «ах, где же, где же этот запах книг», «ах бедные, бедные библиотекари, лучше бы вам зарплату подняли на эти деньги». Не хочется, чтобы отношение было как к светлым идиотикам-энтузиастам. Да и запах книг (если по-честному, когда их много, они старые, невостребованные и необеспыленные) весьма неприятен. А книжная «вековая пыль» - источник постоянной угрозы здоровью тех, кто с этим фондом работает.

«К счастью, большинство тех, кто к нам сейчас приходит, сами, без лишних подсказок и тыканий пальцем с нашей стороны, понимают, что то, что сделано - это не банальное хранилище книг, а нечто большее. А значит - все не зря.»

Организация библиотечного пространства в центральной детской библиотеке муниципального учреждения культуры « Централизованная библиотечная система » г. Балтийска Калининградской области. Уют библиотеки нас манит: Здесь лампа так приветливо горит. Диванчик ждёт… Сыграем в «Уголке» ? Вот лист бумаги, карандаш в руке…


Наша библиотека – бесплатное и абсолютно доступное учреждение. Учитывая, что работая в библиотеке, ребёнку хочется сменить обстановку после занятий в классе, мы вносим элементы комфортности в оформлении библиотечного пространства. Мы постоянно совершенствуем свой образ, улучшаем условия, меняем интерьер. Наш девиз – «Все для читателя!». Работаем мы с 11 до 19 часов. У нас открытый доступ к фондам, 2 читальных зала для делового чтения, 2 абонемента и Уголок рекреации для проведения досуга детей младшего школьного возраста. В библиотеке всегда уютно и комфортно. Наш фонд сформирован не стареющей по содержанию классикой, учебной и справочной литературой, поэтому он всегда востребован. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации. Привлекательный образ библиотеки в глазах читателей создан благодаря просторному помещению, где присутствует свободный доступ ко всем источникам информации.


Можно продемонстрировать свои таланты или поучаствовать в интересных и неповторимых конкурсах. На абонементах кому-то нравится просто «утонуть» у удобном кресле с любимой книгой. Маленькие читатели с удовольствием проводят в библиотеке своё свободное время. Главная задача наших выставок – привлечь внимание и заинтересовать, чтобы каждому захотелось остановиться около них. У нас каждый читатель находит занятие для своей читательской души. Здесь можно подготовиться к урокам. Можно просмотреть новинки газет и журналов.




Наши читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом, работать в различных программах, скачивать информацию на любой носитель, распечатывать документы на принтере и пользоваться услугами ксерокса и сканера. Для привлечения читателей к книгам часто оформляем экспресс- выставки с возникновением актуальной темы, которые привлекают закладками и значками- символами.


По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны. По правовым вопросам и воспитанию здорового образа жизни оформляем круговые выставки. Они доступны для обозрения, около них можно посидеть, сделать необходимые записи, узнать нужные телефоны.


В формировании и оформлении библиотечного пространства на абонементах учитываются возрастные особенности читателей. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Для дошкольников и школьников младшего возраста приобрели удобную, по росту мебель (на спонсорские средства). Расстановка книг жанровая. Стеллажи оформлены краткими и понятными заголовками: «Стихи», «Сказки», «Моя первая история», «Путешествия», «Чудеса техники», «Живая природа», «Писатели России», «Писатели мира – детям», «Узнавай и удивляйся». На стеллажах присутствуют высказывания и игрушки в виде любимых литературных персонажей, которые помогают адаптироваться в незнакомом книжном пространстве. Оформление стеллажей на старшем абонементе.


Выставки для малышей содержат не только книги, но и предметы, привлекающие внимание детей. Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Привлекательны книжные выставки, расположенные на «книжном дереве». Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения! Казалось бы, пустяк, но как приятно, когда книжку рекомендует сам герой литературного произведения!


А ночной хозяин этого сказочного места библиотечный гном Гоша создает атмосферу загадочности. Легенду о Гоше мы взяли из книги Владислава Крапивина «Возвращение клипера «Кречет». Рассказываем её на каждой экскурсии при записи детей в библиотеку. И приятно слышать, когда малыши говорят, что сегодня они были не просто в библиотеке, а были в гостях у Гоши.




Чтобы сохранить роль книги в детской жизни, стараемся активизировать внимание на семейное чтение. Для этого оформили Уголок «Я хо-чу чи-тать». Родителям предлагается методическая литература в виде Памяток, Подсказок, Закладок. По воскресеньям проводятся групповые и индивидуальные занятия с родителями, а в рабочие дни только индивидуальные беседы, где опытные библиотекари стараются помочь, заинтересованным в воспитании читающих детей, родителям. Как рекомендательная подсказка в организации чтения оформляется «Сказочный календарь» на каждый месяц. Цитаты для этого уголка подбираются значимые. Например, «Давая детям книги, мы даём им крылья».





Расстановка фонда для детей среднего и старшего школьного возраста – систематическая, по отраслям знаний. На абонементе для раскрытия фонда стараемся оформлять и полочные выставки. Оформляем «говорящие» выставки. К большим литературным праздникам – панорамные выставки.










Для старшеклассников оформляем выставки в цикле «Время читать книги для души», причём темы и книги для них подбираются в соответствии с политическим и литературным календарем. Для этого в центре зала есть выставочный стеллаж «Россия молодая читает», на котором периодически меняются экспозиции и слоганы о чтении: «Открой книгу, открой свой мир», «Есть книга вечная любви», «Чтение – модно, посещать библиотеку – престижно», «Стань круче с книгой!», «Не грусти, почитай, похохочи!», «Лучше в жизни дела нету, чем зайти в библиотеку», «Не пошёл на дискотеку, заходи в библиотеку», «Библиотека – интеллектуальный магазин, покорми мозги!». Также оформляем внутриполочные и «говорящие» выставки.



Помещение библиотеки используется и как место для проведения встреч, конференций и семинаров, презентаций и праздников. Своеобразный колорит оформлению фойе придают стеклянные витрины со сменяющимися экспозициями. Композиции из живых цветов, воздушных шаров придают этому пространству красивый и праздничный вид.


(организация интеллектуального досуга читателей) В летний период мы востребованы городом для организации досуга летних лагерей. Традиционно проводим встречи в виде познавательных часов, конкурсы, кино - показы, встречи с интересными людьми. Инновационным моментом можно назвать работу профориентационного лагеря труда и отдыха «Друзья книги». Лагерь создаётся УСЗН для отдыха, оздоровления и занятости подростков из мало обеспеченных семей в летний период, где есть возможность не только отдохнуть, но и заработать денежные средства. В нашей библиотеке он работает уже 7 лет. Мы принимаем 15 подростков, предоставляем им своё помещение, организовываем занятость, проведение досуга, проводим воспитательные мероприятия.




Для развития личности этих ребят психолог молодёжной организации САТОРИ проводит круглые столы. «Мир, в котором я живу» - для формирования навыков толерантного сознания. Круглый стол «Компьютерная игромания: увлечение или болезнь», проводится в виде откровенного разговора «Компьютер мне был другом, становится врагом» и тестирования «Зависимый ли ты человек от компьютера?». Круглый стол «Человек и его пороки» проходит как встреча-откровение «На каком уровне твоя табачная зависимость?» с тренингом-предупреждением «Предрасположен ли ты к наркотикам?». Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья. Психолог Центра занятости 2 раза в неделю проводит занятия на адаптацию, тестирование на установление типа личности, упражнения по определению характера личности, а также много занятий о классификации профессий. Ребята задумываются о своём месте в жизни, самом себе, о возможности самовоспитания. Одним из пунктов познавательно-развивающей программы стали встречи молодёжи с врачами молодёжного центра репродуктивного здоровья.




Ребята этой смены работали по особой краеведческой программе «Изучаем прошлое», к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ключевым моментом стало изучение документов истории края На экскурсии в музее Вислинской косы подробно познакомились с историей апреля 1945 года. Это легендарные дни штурма. И как результат, библиотека имеет 4 литературно- исторических исследования: «Шура Серебровская», «Первые жители пос. Коса», «Западный десант», «Балтийская коса: прошлое и настоящее». Очень многое об истории города и области ребята почерпнули из книг Лидии Довыденко, местного писателя-краеведа. И им очень повезло, что они смогли побывать на презентации её книги «Тайны Пиллау», которая прошла в библиотеке специально для лагеря. Каждый подросток получил в подарок книгу «Тайны Пиллау» с автографом автора.


Экскурсия в замок Шаакен помогла узнать прошлое области. Этот замок - воплощение средневековья. Он построен в ХП веке. Все смогли почувствовать себя немного рыцарями и прекрасными дамами: можно было покататься на коне, сражаться на копьях и мечах, стрелять из лука, примерить старинную одежду, поесть «средневековой пищи». Но главное – в воздухе витал дух старины. Правда, было жутковато, когда экскурсовод рассказывал о страшных пытках, которые использовали монахи для борьбы с еретиками. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного. Программа поездки в бурно развивающийся город Янтарный была экскурсией в настоящее. Сами добывали янтарь, посетили музей янтаря при комбинате, и музей суеверий, который находится в старинном здании Янтарного.




Театр книги используется как составная часть массовых мероприятий, проводимых для детей младшего возраста, что способствует воспитанию у них любви к чтению через игру и эстетическое восприятие текста. В нем воспитывается активное творческое чтение. Ведь в раннем детстве понимают и помнят не рассудком и памятью, а воображением и фантазией. Участвуя в постановках Театра книги, ребята с радостью ходят на репетиции, читают и учат тексты, а затем показывают свое актёрское умение. Театр книги работает и как театр кукол, и как театр на столе, и как театр анимации и как театр теней. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Наш театр камерный. На представлении обычно присутствуют 20 – 30 детей. Театрализация является элементом массового мероприятия. Причем, перед каждой группой «играют» нужное художественное произведение ребята из этой же группы. Конечно, они за 2 недели до мероприятия ходят к нам на репетиции. Причем играют в нашем театре не самые талантливые дети, И вот эти, со средними творческими возможностями ребята, в наших «спектаклях» очень стараются и с радостью показывают свое умение превратить небольшой отрывок художественного произведения в яркую картинку. Остальные участники – активные зрители мероприятия. Они участвуют в конкурсах, викторинах, ведут диалог с артистами, а юным артистам приятно внимание одноклассников. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги. Привитие любви к чтению через эмоциональное восприятие текста нашло поддержку и у преподавателей. Уже не первый год мы сотрудничаем с учителями начальных классов, которые работают по нашему плану, репетируя на уроках сценического мастерства сценки для участия в программе Театра книги.




Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Уголок рекреации «Это ты можешь» создан для младших школьников. Здесь в их распоряжении кроме интересных книг имеются развивающие настольные игры, шашки и шахматы, конструкторы, пазлы, настоящее «Поле чудес», альбомы и фломастеры для рисования. Когда собирается группа детей, проводим громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. Положительные результаты видим при проведении бесед-рассуждений. Ребята с удовольствием общаются, с удовольствием вступают в дискуссии. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями. Здесь можно сделать уроки, полистать комиксы, пообщаться с друзьями. В выходные дни Уголок посещают дети вместе с родителями.
В течение учебного года в этом библиотечном пространстве проводится работа по дополнительному литературному развитию с учащимися 1-х классов и группами продлённого дня. Работаем по программам «Моя первая русская история» и «Времена года: летопись народных праздников и обрядов на Руси». Это громкие чтения исторической и художественной литературы, в сочетании с развитием творческих способностей методом конкурсов и игровых программ. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина. Например, по программе «Моя первая русская история» на базе выставки «Как на Руси веру выбирали», проводится беседа «Крещение Руси», громкое чтение рассказа Головина Н.Н. «Святой князь Владимир и крещение Руси», просмотр эпизода из фильма «Русские обряды» и викторина.


По программе «Времена года» в январе была оформлена выставка- рассказ «Зимние народные гуляния», проведена познавательная беседа «Гуляй на святки без оглядки» с громким чтением рассказов И. Шмелёва из книги «Лето господне» и рассказов Н.С. Лескова. Затем ребята брали книги для домашнего чтения по этой теме и на следующей неделе проводили игровую программу «Рождество и святочная неделя». В мае оформлена выставка – символ «Всех месяцев звончее весёлый месяц май!». Беседа с видеосюжетами «Святая Троица». Громкое чтение книг на тему «Труд людей в весенние дни». Литературно-познавательный час с игровой программой «Пойдём, девочки, завивать веночки! Завивать веночки, завьём зелёные!». В декабре это выставка-символ «Заискрится снег морозный серебром парчи». Затем беседа с видеосюжетами «С Новым годом! Со всем родом!». Громкое чтение книг на рождественскую тему и игровая программа «Здравствуй, гостья зима!». Опрос среди учителей-пользователей программы, работающих по инновационным технологиям, позволил её ежегодно совершенствовать и продолжать развитие познавательных интересов школьников. Библиотечное пространство «Улица Колокольчиков» построено в помещении младшего абонемента. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. После ремонта младшего абонемента, проведённого по программе «Обновление» Министерства культуры Калининградской области, с привлечением спонсорских средств сегодня для читателей младшего возраста посещение библиотеки превращается в маленький праздник. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. Здесь книги «живут» на двухсторонних стеллажах, которые похожи на домики. Эти домики можно передвигать, потому что они на колёсиках. И получается такая красивая «улица книжек». На «фасадах книжных домов» часто меняется реклама (цитаты, слоганы о чтении). Выставочные стеллажи тоже новые, а один стеклянный - с подсветкой. И выставочные экспозиции в нём выглядят просто сказочно. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. В волшебный мир на «Улицу Колокольчиков» читатель попадает через арку с названием улицы, украшенной настоящими колокольчиками. На стенах нарисованы панно, где помимо малышей и малышек из Цветочного города на Огурцовой реке поселились и другие маленькие человечки, персонажи сказочного мира. Здесь Буратино беседует с тетушкой Тортилой, Домовёнок Кузька готовит свой волшебный сундучок. Выставки литературы оформляются на большом « книжном дереве».


Главный библиотекарь С.В. Баркова знакомит первоклассников с библиотечным пространством «Улица Колокольчиков» Массовые мероприятия проводим здесь же. Ведь на «Улице Колокольчиков» как на подиуме, можно разместить рампу для Театра книги. Если нужно использовать видео-сюжеты, то дети должны будут повернуться на своих стульчиках, что тоже очень интересно, к видео-стене, где расположены технические средства.

Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль - первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию - сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.

Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света - и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею - собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS