Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Программа кружка "театр кукол". Программа театрального кружка «Сказка»первого года обучения |
Программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр» - страница №1/1 Муниципальное общеобразовательное учреждение«Красносельская средняя общеобразовательная школа»2011 Пояснительная запискаРазвитие личности – современное требование общества к системе образования и дополнительного образования в том числе. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному. Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Данная цель реализуется через решение следующих задач
:
В основу курса положены:
отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход; Переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью; Технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога; Устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии; Насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
где находятся декорации, ширма, выставлены куклы; Музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется соответствовать действию, происходящему на ширме. Подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др. При разработке программы дополнительного образования младших школьников «Кукольный театр» были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе. Программа «Кукольный театр» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения: первый год обучения – учащиеся первого класса; второй год обучения – учащиеся второго класса; третий год обучения - учащиеся третьего класса; четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса. Состав участников группы постоянен на протяжении четырёх лет, все они являются учениками одного класса. Каждые четыре года набирается новая группа детей, занимающихся в кукольном театре. Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год - 34 часа Этапы работы кукольного театра 1 год обучения Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям. 2 год обучения Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными, тростевыми куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям. 3 год обучения Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям. 4 год обучения Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками и «куклами»-людьми. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям. Учебно-тематический план
Содержание 1 этапа
2 год обучения
3 год обучения
Содержание 3 этапа
4 год обучения
Содержание 4 этапа
К концу обучения в кукольном театре учащиеся должны иметь начальные сведения:
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
Методическое обеспечение программы Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
Примеры театральных игр.
Этюдный тренаж включает в себя:
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Техническое оснащение занятий Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
Используемая литература
|
Число |
№ занят |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1. | Введение. Театр кукол Магический мир театра. Моя волшебная ручка. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. Просмотр кукольного спектакля. |
Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Беседа. Показ слайдов. Беседа на тему: «Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление). Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые, куклы настольного и теневого театра). Беседа о ширме, работа за ней. |
5 ч. 1 ч. |
|
6. 9. 11. 13. |
Давайте познакомимся. Репетиция по эпизодам. Творческий отчет. |
Знакомство с теневым театром. Прослушивание сказки. Основные понятия: сказка, действующее лицо. Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Репка». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Занятие сценическим движениям, установка мизансцен, пластического и речевого поведения героев сказки. Показ теневого спектакля «Репка».
|
8 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
|
14. 16. |
Давайте познакомимся. Без труда не выловить и рыбку из пруда.
|
Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Первичная работа с куклами-персонажами.
Показ сказки «Курочка Ряба». |
5 ч. 1 ч. 1 ч. |
|
19. 20. 24. 26. 28. 30. | Терем, терем, теремок. Моя волшебная рукавичка. Давайте познакомимся.
Здравствуйте, сказочные герои. Говорят герои. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Репетиция по эпизодам. Творческий отчет. |
Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними. Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д.
Распределение ролей, обсуждение характеров героев сказки «Теремок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Показ спектакля «Теремок». |
11 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. |
|
32. 34. 36. 37. 42. |
Волшебный фонарь. Здравствуйте сказочные герои. Говорят герои. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Репетиция по эпизодам. Творческий отчет. |
Прослушивание сказки «Заюшкина избушка». Просмотр мультфильма.
Работа со словами текста сказки. Отработка чтения роли каждой куклы. Заучивание слов (ударение, интонация, темп).
|
11 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. |
|
43. 45. 49. 50. |
Давайте познакомимся. Роль моего героя. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Творческий отчет. |
Знакомство с настольным кукольным театром. Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Распределение ролей. Знакомство с куклами сказки. Первичная отработка навыка работы с ними. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы.
|
8 ч. 1 ч. 3 ч. |
|
52. 53. 55. 57. 58. 60. 61. 63. 65. | Постановка спектакля «Козлята и волк». Волшебный фонарь. Роль моего героя. Говорят герои. Что могут куклы?
Репетиция по эпизодам. Творческий отчет.
Дарить радость людям. Итого:
|
Прослушивание и выразительное чтение сказки. Просмотр фильма.
Заучивание слов (ударение, интонация, темп). Обучение соединению действий кукол со словами роли.
Отработка спектакля. Показ кукольного спектакля «Козлята и волк».
|
16 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 66 ч.
|
Литература:
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Т. Кукольный театр дошкольникам. М.,
Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1980.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.
Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»
Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.
В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
Да и драматично выгляди ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей.
Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.
Но на мой взгляд,только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.
Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:
1.Читаете ли вы книги вместе с родителями?
2.Есть ли у тебя домашняя библиотека?
3.Как часто ты посещаешь библиотеку?
Ответы были неутешительны.
Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Пояснительная записка
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель кружка
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
Задачи программы
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Учебно – тематический план
Основные блоки |
Количество часов |
|||
Практика |
||||
1 | Вводное занятие | |||
2 | Таинственные превращения | |||
3 | Работа над выбранной для спектакля пьесой | |||
4 | Изготовление кукол и бутафории | |||
5 | Выбор для спектакля пьесы | |||
6 | Показ пьесы детям | |||
7 | Ремонт кукол | |||
Всего |
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | |
. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении | |
.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? | |
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. | |
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). | |
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. | |
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | |
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. | |
Показ пьесы детям. | |
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | |
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | |
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | |
Показ пьесы детям. | |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? | |
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? | |
Обработка чтения каждой роли. | |
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. | |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. | |
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | |
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. | |
Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”. | |
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. | |
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. | |
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме. | |
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. | |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. | |
Генеральная репетиция. Звуковое оформление. | |
Показ пьесы учащимся начальных классов. | |
Ремонт кукол. |
Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Для педагога.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
Ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
Нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;
Проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
Воспитывать любовь к театру;
Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Для родителей.
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.
Задачи:
Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то что, весь год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Каждый раздел реализуется на протяжении 11 занятий. Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения основ театральной азбуки, кукловождения, кукольного театра, актерского мастерства на протяжении 20 занятий. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.
Программа реализуется в театральном кружке «Сказка», где обучаются дети 5 - 6 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.
Количественный состав кружковцев 10 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Общая нагрузка: на 1 год обучения 4 часа в неделю. Сюда включены и время затраченное на коллективное посещение театра, встречи с интересными людьми. Всего на год отводится 128 часов.Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. В нем учитываются крупные события которые отмечаются в детском саду.
Ожидаемые результаты:
дети должны уметь:
Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
С интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.
Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
должны знать:
Некоторые виды театров,
Некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.
Театры г Саранска, их устройство и различия.
должен иметь представление:
О театре, театральной культуре.
Роли артистов, кукол.
О правилах поведения в театре.
Азбуке театра.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
Учебно–тематический план театрального кружка «Сказка»
Раздел |
Тема |
Дата |
Практика/Теория |
|
Театраль- ная азбука |
Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль» |
|||
Театры Мордовии |
||||
Драматический театр |
||||
Кукольный театр |
||||
Национальный театр |
||||
Поездка в кукольный театр |
||||
Театральные профессии |
||||
Как вести себя в театре? |
||||
Формы сценической деятельности Ритмопластика. |
||||
Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. |
||||
Викторина «Что я знаю о театре?» |
||||
Основы кукловож -дения |
Театр на столе |
|||
Театр на столе |
||||
Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию |
||||
Изготовление конусных кукол |
||||
Изготовление декораций |
||||
Репетиция сказки «Рукавичка» |
||||
Репетиция сказки «Рукавичка» |
||||
Репетиция сказки «Рукавичка» |
||||
Репетиция сказки «Рукавичка» |
||||
Репетиция сказки «Рукавичка» |
||||
Показ сказки «Рукавичка» |
||||
Основы кукольного театра |
Занятие «В гостях у сказки» |
|||
Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. |
||||
Театр бибабо |
||||
Чтение сказки «Снегурочка» |
||||
Знакомство с театральной профессией художник-декоратор |
||||
Изготовление декораций |
||||
Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка |
||||
Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» |
||||
Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» |
||||
Показ кукольного спектакля «Снегурочка» |
||||
Основы актёрского мастерства |
Актеры, кто они |
|||
Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад |
||||
Распределение ролей |
||||
Разыгрывание этюдов |
||||
Репетиция спектакля «Репка» на новый лад |
||||
Репетиция спектакля «Репка» на новый лад |
||||
Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы» |
||||
Репетиция сценки «Три мамы» |
||||
Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад |
||||
Основы драматиза-ции |
Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад |
|||
Праздник. День театра. Показ спектакля «Репка» на новый лад |
||||
Чтение сказки |
||||
Изготовление декораций |
||||
Мастерская актеров |
||||
Распределение ролей |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Оформление вместе с детьми сцены, зала |
||||
Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Творческий отчёт Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева |
||||
Обсуждение спектакля. Подведение итогов |
||||
Итоговое занятие |
||||
Итого: |
128 часов |
Театральная азбука,
Основы кукловождения,
Основы кукольного театра,
Основы актерского мастерства,
Основы драматизации.
Театральная азбука.
1. Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль» . Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.
2. Театры Мордовии . Уточнение и расширение представлений детей о театрах города Саранска (драматический, кукольный, музыкальный, национальный).
3. Драматический театр . Рассказ воспитателя о драматическом театре.
4. Кукольный театр . Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
5. Национальный театр. Рассказ воспитателя о национальном театре.
6. Поездка в кукольный театр. Экскурсия в кукольный театр.
7. Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.
8. Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.
9. Формы сценической деятельности. Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.
11. Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.
Основы кукловождения.
1. Театр на столе . Формирование навыков кукловождения пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.
2. Театр на столе. Закрепление приёмов кукловождения настольно-плоскостного театра.
3. Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию . Слушание сказки «Рукавичка», оценка действий персонажей.
4. Изготовление конусных кукол . Изготовление конусных кукол для театра из бумаги.
5. Изготовление декораций . Изготовление декораций к сказке.
6. Репетиция сказки «Рукавичка» . Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи.
7. Репетиция сказки «Рукавичка» . Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.
8. Репетиция сказки «Рукавичка» . Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей. (Артикуляционная гимнастика.)
9. Репетиция сказки «Рукавичка» . Развивать мелкую моторику рук. (Пальчиковые игры.)
10. Репетиция сказки «Рукавичка». Определение готовности детей к показу сказки.
11. Показ сказки «Рукавичка». Доставить детям радость от показа сказки.
Основы кукольного театра.
1. Занятие «В гостях у сказки» . Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Знакомство детей с героем русского народного театра – Петрушкой.
2. Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо . Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы)
3. Театр бибабо. Закрепление особенностей работы актера за ширмой. Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме.
4. Чтение сказки «Снегурочка» .
5. Знакомство с театральной профессией художник-декоратор . Самостоятельное изготовление атрибутов к сказке. Работа с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
6. Изготовление декораций . Самостоятельное изготовление детьми декораций к сказке.
7. . Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.
8. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.
9. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.
10. Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Определить готовность детей к показу сказки.
11. Показ кукольного спектакля «Снегурочка» . Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, оставаясь незамеченным за ширмой тем самым удивляя малышей.
Основы актерского мастерства.
1. Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.
2. Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки).
3. Распределение ролей.
4. Разыгрывание этюдов. Знакомство с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
6. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство с понятиями «мимика», «жест», «пантомима». Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.
7. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и пластику.
8. Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.
9. Репетиция сценки «Три мамы». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
10. Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед родителями.
11. Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад.
Основы драматизации
1. Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.
2. Праздник. День театра. Показ спектакля «Репка» на новый лад. Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями.
3. Чтение сказки «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.
4. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.
5. Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.
6. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.
7. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
8. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.
9. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Изображение эмоционального состояния персонажа, используя выразительные движения и пластику.
10. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
11. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать речевое дыхание. Тренировать выдох, учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей.
12. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.
13. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Побуждение детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) знакомить с элементами выразительных движений.
14. Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.
15. Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.
16. Оформление вместе с детьми сцены, зала
17. Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.
18. Творческий отчёт Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.
19. Обсуждение спектакля. Подведение итогов. Учить детей высказывать своё мнение о собственной работе, обращать внимание на работу своих товарищей.
20. Итоговое занятие. Подвести итог работы театрального кружка
Методическое обеспечение программы
Проведение занятий в театральном кружке направлено на раскрытие творческих способностей детей.
В разделе театральная азбука проводятся теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром, с его историей, поведением в театре, театральными профессиями и др. в конце раздела подводится итог в форме викторины. Остальные разделы в основном проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.
В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.
В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией.
Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
Метод театрализации;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод работы «от простого к сложному»;
Основные формы работы:
1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
Культуры речи;
Сценического движения;
Работы над художественным образом.
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие.
Материально – техническое обеспечение
- Музыкальный зал
- Звуковая аппаратура, микрофоны
- Музыкальный центр
- А/записи
- Декорации
- Театральные костюмы
- Маски
- Перчаточные куклы
- Конусные куклы
- Мягкие игрушки
- Книги со сказками
- Ширма
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М.:АСТ:Астрель.2007.-58с.
2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.
6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?