Воскресенье, 21.01.2018, 05:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
По Вашему мнению, цены на основные продукты, товары и услуги в целом выросли, снизились или не из
Всего ответов: 219
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июнь » 27 » Бюджетный хист
14:03
Бюджетный хист
На 34-ом заседании Парламента Северной Осетии самым большим и долго обсуждаемым вопросом был проект закона  «Об исполнении республиканского бюджета РСО-Алания за 2014 год».

«Градус Осетии» посчитал необходимым познакомить своих читателей с докладами Минфина, Счетной Палаты и профильного комитета Парламента об исполнении бюджета.  Вчерашнюю речь врио главы Тамерлана Агузарова, которая экспромтом последовала на эти доклады, уже называют программной, о ней мы писализдесь.

Основным докладчиком на сессии выступил заместитель министра финансов Казбек Дзалаев. Он сообщил, что  с 2005 года бюджетная система республики функционирует в режиме дефицита. Суммарный фактический дефицит бюджета за этот период составил 8, 5 млрд рублей.

По словам Казбека Дзалаева, бюджет отчетного года исполнялся в соответствии с законом о бюджете, который«мы вместе с вами (депутатами -ред.) приняли, с учетом тех бюджетных расходов и возможностей их исполнения за счет прогнозируемых  доходов»:

— Одно из главных бюджетных особенностей в прошлом отчетном году было то, что впервые  расходная часть  была сформирована и составлена на основе принятых государственных программ, и это первый шаг на пути повышения эффективности использования бюджетных средств и их прозрачности и целевого назначения. Расходы осуществлялись в рамках 20 государственных программ с общим объемом 20, 3 млрд рублей, что составляет 87% всех расходов бюджета республики.

Замминистра финансов отметил, что в прошлом году в бюджет республики не допоступило  налоговых доходов почти на  900 млн рублей:

— Это где-то порядка 10%  от прогнозных показателей. В данном случае объяснение следующее:  производство  алкогольной продукции и, соответственно,  поступление акцизов в республиканскую казну по водке уменьшилось с 415 до 109 млн рублей. Соответственно, адекватно и снизился объем производства. Кроме этого, неисполнение прогнозных поступлений от акцизов по нефтепродуктам, которые собираются и распределяются федеральным казначейством через централизацию, здесь также порядка 226 млн рублей бюджет республики недополучил. Плюс к этому еще, в связи с кризисными процессами, не оправдались прогнозные показатели по темпам роста объемов поступления налога на доходы физических лиц. При прогнозе увеличения их на 17 %, фактически рост составил всего лишь 4 %.

Однако, как следует их доклада, безвозмездные перечисления  из федерального бюджета в республику поступили в полном объеме, их суммарный вес в ходе исполнения бюджета увеличен по сравнению с первоначальным бюджетом на 3 млрд 545 млн рублей.

Дотация на сбалансированность бюджета составила 516 млн рублей, субсидий всего поступило на сумму 2 млрд 701 млн рублей, в том числе, на капитальные вложения –1 млдр 627 млн рублей, на поддержку сельского хозяйства – 301 млн рублей, на модернизацию  дошкольного образования – 189 млн рублей, поддержку малого бизнеса – 264 млн рублей, на программу энергоэффективности  —  89 млн рублей.

Как сообщил Казбек Дзалаев, «расходы бюджета исполнены на 90, 8%, что примерно адекватно доходам».

Наиболее низкий процент исполнения бюджета сложился в следующих ведомствах: министерстве строительства, энергетики и ЖКХ, министерстве сельского хозяйства, министерстве промышленности, комитете дорожного хозяйства, министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта.

Казбек Дзалаев констатировал, что «основной причиной низкого исполнения по этим позициям связано с капитальными вложениями»:

— Многие суммы пришли в декабре месяце, их просто физически нельзя было освоить. В частности, это по сейсмоустойчивости — 535 млн рублей. Действительно, мы недофинансировали дорожное хозяйство – порядка200 млн рублей осталась кредиторская задолженность. Это связано с недостатком финансовых средств в казне республики.

Из общих расходов (23,4 млрд рублей) на содержание республиканских учреждений направлено 7,5 млрд рублей. Финансовая помощь муниципальным бюджетам составила размере 5,5 млрд рублей, социальная защита населения – 3,3 млрд рублей, ФОМС – 2, 7 млрд рублей. Эти перечисленные позиции составляют 80% общих расходов республиканского бюджета.

Также были осуществлены  расходы на капитальные вложения – 2 млрд рублей: Родник «Фаныкдон», Беслан, Зильга, Батако, Заманкул — 397 млн рублей,  строительство газопровода – 82 млн рублей, строительство школы на 500 мест в поселке «Новый» —42 млн рублей, реконструкция общеобразовательной школы в Чиколе на 640 мест – 82 млн рублей. Оказана также поддержка предприятиям малого бизнеса, сельхоз товаропроизводителям,  транспортным предприятиям на сумму 821 млн рублей. На обслуживание государственного долга потрачено достаточно существенная сумма – 511 млн рублей, — рассказал Дзалаев.

По словам докладчика, одновременно проводилась модернизация дошкольного образования – строительство детских садов во Владикавказе, Моздоке, Эльхотове и Ардоне.

Кроме этого, как следовало из доклада Минфина, в 2014 году создано 3 685 рабочих мест. На переселение граждан из ветхого жилья введено в эксплуатацию  12 объектов. Направлены денежные средства на создание многофункциональных центров социального обслуживания населения, таковых функционирует на сегодняшний день уже 6. В результате чего 41%  жителей республики получил доступ в предоставлении государственных услуг по принципу одного окна.

Дефицит бюджета составил 1 млрд 551 млн рублей, покрыт он был, в основном, за счет заимствований в коммерческом банке.

Доходы консолидированного бюджета в 2014 году составили 25,3 млрд рублей, процент исполнения – 94,3, рост – 3,6 % относительно соответствующего периода прошлого года. Примерно такая же ситуация сложилась и с расходной частью бюджета.

— Перед муниципалитетами республиканский бюджет все обязательства в полном объеме выполнил. Дотационность консолидированного бюджета республики по сравнению с 2013 годом снизилось на 1%-ый  пункт, и составил по новой методике расчета 38, 5%,— заключил Казбек Дзалаев.

Содокладчиком выступил председатель комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадарцев. По его словам, проект закона об исполнении республиканского бюджета был направлен  субъектам права законодательной инициативы, в комитеты, комиссии, депутатские объединения Парламента республики, управлению министерства юстиции РФ по РСО-Алания, контрольно-счетную палату  для подготовки предложений и замечаний, а также в государственное управление аппарата парламента.

Асланбек Хадарцев отметил, что, к сожалению, кроме комитета по здравоохранению Парламента, никто никаких замечаний и предложений не предоставил.

— В заключении Контрольно-счетной палаты есть выводы, но четкого и ясного разъяснения контроля за расходованием финансовой доходной части, как предполагает закон, не было.  Это протокол, а в докладе четко и ясно были обозначены все цифры. Ежегодно мы наши удачи и провалы ищем в бюджете — в нем же мы ищем наше спасение и развитие. Правительство представляет нам свои цифры, видение исполнения бюджета, а мы их повторно преподносим вам же, потом обсуждаем и получаем удовлетворительную оценку. Я хочу напомнить, коллеги, что мы сегодня рассматриваем второй бюджет, который мы принимали сами, — сказал он.

Затем Асланбек Хадарцев поделился «своим видением мобилизации», которое они обсуждали на заседании комитета:

— Я хотел бы сказать о том, как мы управляем финансами. Если посмотреть на 2013 — 2014 годы, у нас ежегодно неиспользование федеральных целевых денег составляет 1 млрд 400 млн – 1 млрд 500 млн рублей.  Мы по разрешению федерального центра можем их использовать на временный кассовый разрыв. Но, что мы имеем в итоге, если проанализировать 2013 — 2014 гг.?  Мы не исполняем обязательства по инфраструктуре, по детским учреждениям и многим вопросам. В итоге приходим к тому, что в конце года мы опять возвращаемся к бюджету.

И, если посмотреть цифры, то расходы мы не выполнили за 2014 год на 1 млрд 193 млн рублей, и госдолг вырос точно на такую же цифру – 1 млдр 167 млн рублей. То есть, ежегодно мы не выполняем расходную часть за счет не реализации целевых денег, и у нас остается госдолг. Потом растет и обслуживание этого госдолга. Я думаю, что этот вопрос надо продумать, и мы должны вместе как-то решить и обсудить, как нам правильно управлять нашими финансами. Я понимаю, что есть объективная причина, что мы получаем некоторые денежные средства в декабре, не успеваем заторговать, но это тоже наша работа.

Выступление Асланбека Хадарцева было долгим, прервать его не разрешил присутствовавший на заседании врио Главы республики Тамерлан Агузаров.Он попросил председателя парламента Алексея Мачневане ограничивать выступающего в регламенте и дать возможность ему выступить, если есть, что говорить.

Асланбек Хадарцев не упустил такую предоставленную ему возможность и  коснулся  всех  блоков, касающихся  исполнения бюджета. Он сразу вспомнил и о недавних перемещениях средств из Дорожного фонда:

— Я не понимаю, почему мы 240 млн рублей дорожного фонда не использовали и муниципальные образования не получили 109 млн рублей, город Владикавказ не получил 61 млн рублей? И мы говорим, что денег в казне нет. Деньги дорожного фонда по закону дорожного фонда нельзя использовать на другие средства, это закон.

Затем Хадарцев  рассказал о программе модернизации здравоохранения:

— Вы знаете, что мы осуществили программу по модернизации здравоохранения, потом еще продлили ее, а результат какой? По проверке контрольно-счетной палаты в 2014 году было проверено 1,5 млрд рублей по программе развития здравоохранения и модернизации, из которых 540 млн рублей потрачено с нарушениями бухучета по ремонту ЛПУ.

Коснулся Асланбек Хадарцев и вопроса неработающего населения:

— Мы почему-то обозначили, что у нас на сегодняшний день 530 тысяч человек неработающего населения, никто даже не предлагает проанализировать эту ситуацию. Может их 531 тысяча, а может 529? И мы исправно выделяем деньги с бюджета, в результате более 5 млрд рублей тратим по ФОМСу, а результат какой? Зайдите в учебные заведения, вы все увидите.

Хадарцев также рассказал о том, что он отправил депутатский запрос в Агентство информации по  торгам, где ему предоставили следующие данные:

— В 2014 году поступило денег размере 1 млдр 537 млнрублей. В результате торгов осуществлены контракты на сумму 1 млрд 407 млн рублей. То есть, экономия средств составила 124 млн рублей. Где они? Никто о них ничего не говорит. А мы не можем найти 1 млн рублей, чтобы обеспечить детскую кухню молоком. 

Следующий вопрос, который, по словам Хадарцева, необходимо  обсудить и принять по нему решение это –  распоряжение имущества:

— На сегодняшний день мы абсолютно все знаем, что у нас оборонного комплекса как такового не существует. Я думаю, что на время надо определиться, что с ними делать: расчистить, озеленить,  пусть лучше там будет парк, чем эти развалины, которые там есть.

Асланбек Хадарцев считает, что не лучше обстоят дела и с государственным имуществом:

— Два года назад имущество «Алания-сеть» было передано во вновь созданную организацию с нулевым балансом. За два года мы получили убытки — 734 млнрублей. Потом также спокойно и легко мы передаем его в аренду МРСК. Потому что так надо, это прибыльно, я так понимаю. Любой хозяин, когда отдает в аренду предприятие или имущество, он хочет, наверное, на этом заработать. Это факт. Мы имеем оплату 9 млн 800 тысячрублей в месяц. На улице Маркуса  у нас любой ларек в аренду сдается намного дороже.

Хадарцев рассказал, что по неналоговым доходам республика получила дополнительный доход от реализации государственного имущества в размере 75 млн рублей и  29 млн рублей – от продаж земельных участков:

— Очень хорошо, но в той же пояснительной записке, написано, что мы приобрели какие-то помещения на 180 млн рублей. Их описания нет, может, это так надо, и может, они стоят того, но почему-то Минфин об этом ничего не сказал.

Кроме этого, Асланбеку Хадарцеву непонятной показалась и другая цифра,  «пусть и не такая большая»:

— В свое время мы выделили 40 млн рублей ГАИ для приобретения передвижных установок видеофиксаций. Очень хорошо, все обрадовались: будем смотреть, что происходит на дорогах. Эти аппараты видеофиксаций оказались в ГУП «Безопасность»,  те спокойно сдали их в аренду «Секьюринвест» и получают в год 4-5 млн рублей доходов. Никто об этом не знает. Кроме того, они с республиканского бюджета получают на содержание 10 млн рублей. Хорошая жизнь.

В заключение своей продолжительной речи, Асланбек Хадарцев напомнил коллегам, что  «для человека самый бесценный, божественный дар – это земля»:

— Я бы хотел сказать об отношении к земле, которая сегодня в Осетии есть. На сегодняшний день, если у нас 315 га сельхозугодий, из них 184 га – пашни. У нас есть министерство сельского хозяйства, министерство имущественных отношений, под контролем которого порядка 80 тыс га, которые принадлежали совхозам, остальные – муниципальным образованиям. Давайте возьмем только одну культуру, которая всегда была  для нас базовой – кукурузу. Удивительная цифра: мы собрали в 2014 году – 574 тысяч тон с 93 тыс га. Возьму  пример Пригородного района как одного из ведущих, потому что в этом районе с 11 тыс га собрали 71 тыс. Так вот, земельный налог там самый высокий – 15 млн рублей, единый налог – 1,5 млн рублей, арендная плата – 19 млн рублей. Если мы вернемся к субсидиям, к поддержке молодых начинающих фермеров, то Пригородный район можно взять за основу, как лидера. У нас сегодня есть единственное поселение в республике, которое с положительным балансом – Октябрьское.

Вторым содокладчиком выступил председатель Контрольно-Счетной палаты Александр Мамсуров:

— Свое заключение в установленном порядке  мы предоставили парламенту республики. По доходной части мы констатируем то, что по сравнению с 2013 годом  наше доходы несколько увеличились — на 4,5%. Но здесь надо учитывать то, что годовая инфляция за тот же период у нас 11,36%, поэтому говорить о росте собственных доходов можно очень условно.

Говоря о доходной части, все же основное внимание хотелось бы обратить на то, где мы теряем и низкий уровень рентабельности в сельском хозяйстве, как следствие мизерного объема налогов на прибыль – 2 млн рублей. Вы понимаете, одно дело – вложенные средства в сельское хозяйство, другое дело, если мы возьмем для сравнения объем выручки от продажи продуктов сельского хозяйства, который переваливает за 20 млдр рублей, и в этом сравнении будем говорить о прибыли, которую получила республика в размере 2 млн рублей. Здесь можно говорить о системном кризисе. Обращаю внимание на ежегодное падение прибыли предприятий связи при постоянном росте финансовых объемов и числа абонентов – сокращение составило 2,6 раза по сравнению с предыдущими периодами.  Все вы видите, как активно у нас развивается и мобильная связь, здесь однозначно надо говорить о том, что мы где-то недорабатываем в том, чтобы контролировать и собирать с этого вида деятельности значительно больше средств объема в доходную часть.

Александр Мамсуров обратил внимание депутатов на ежегодное заметное падение доходов в транспортном секторе,  на непрозрачность учета объема добычи нерудных полезных ископаемых, и как следствие – отсутствие возможности оценки доходности их деятельности.

— Не один раз мы по результатам своих проверок говорили о том, что установленная планка в 12 млн 300 тысяч рублей и поступаемые доходы примерно в этом же объеме, несколько не соответствуют тем объемам, которые добываются в карьерах республики, — добавил он.

Мамсуров также заострил внимание на ежегодном заметном снижении налога на прибыль, несмотря на рост объемов производства в определенных отраслях:

 – Общий объем налога на прибыль за последние три года снизился в 2, 7 раза. Данный факт требует разъяснения и совнимания со стороны правительства. Очень часто и много говорится о заводе «Электроцинк». Мы считаем, что настала необходимость вернуться к финансовым принципам организации деятельности с этим предприятием, — сказал Мамсуров.

Поэтому, по словам Мамсурова, Контрольно-счетная палата считает, что с учетом приведенных показаний, можно говорить о продолжающимся кризисе в республиканском секторе промышленного  производства. Кроме того, доля дохода бюджета от деятельности республиканских промышленных предприятий составляет менее 5%, что говорит о необходимости концентрации внимания правительства на положении дел в реальном секторе производства.

Тем не менее, как отметил Александр Мамсуров, «в НДФЛ наблюдается небольшой рост»:

— Но мы все понимаем, что на это «майские указы» существенно повлияли.  Повышение зарплат существенно повлияло, внесение изменений в Бюджетный кодекс тоже дали возможность несколько перераспределить эти средства в пользу того, что в республике их остается несколько больше.

Председатель Контрольно-Счетной палаты продолжил говорить о доходах по акцизам на нефтепродукты  и акцизам на спирт, алкогольную продукцию:

— Ситуация в объемах потребления нефтепродуктов в республике примерно каждый год остается  на одном уровне, она значительно не меняется. На протяжении двух лет мы наблюдаем, что в дорожный фонд из федерального центра поступает существенно меньше средств. Что касается ситуацией с акцизами на спирт, снижение объема производства в 2013 году, конечно, дало нам результат 2014 года, и мы получили существенно меньше средств в республиканский бюджет.  Опять же, нужно учитывать большое количество простаивающих предприятий в алкогольной отрасли, имеющих достаточную существенную мощность, но не имеющих лицензий. В этой ситуации на нас тоже влияет правительство, есть необходимость как-то более конкретно и индивидуально подойти к каждому из этих предприятий и помочь им.

По словам Мамсурова, Контрольно-счетная палата неоднократно в своих квартальных мониторингах наглядно показывала, что исполнение республиканских программ по многим позициям идет со снижением:

— Наиболее низкие показатели кассовых исполнений расходов сложились у главных распорядителей: министерства строительства, энергетики и ЖКХ – 61%, министерства сельского хозяйства – 72%, министерства промышленности – 77%, министерства по делам национальности – 79%, комитета дорожного хозяйства – 79,9%, министерства по делам молодежи – 83%. В целом, эти низкие показатели исполнения приводят к тому, что не освоены средства. Другими словами, не построены спортивные и культурные сооружения, не реализованы образовательные программы,  сорваны мероприятия республиканских целевых программ по энергосбережению и улучшению энергетической эффективности, не выплачиваются субсидии гражданам на приобретение жилья, срываются многие мероприятия по социально-незащищенным слоям населения .

Александр Мамсуров также отметил, что в течение ряда лет сумма, выделяемая на республиканские адресные инвестиционные программы (РАИП), уменьшается.

— Мы считаем, что этот фактор отрицательный.  Все-таки, инвестиции, которые может себе позволить республика хотя бы для небольшой помощи реальному сектору экономики, крайне необходимы, — считает Мамсуров.

А вот работа ГУПов, как выразился Александр Мамсуров,«это отдельный разговор, который требует специального нашего совместного заседания и принятия решения»:

—  Они, практически, все убыточные. Надо разобраться более предметно. 

Итогом выступления руководителя Контрольно-счетной палаты  было следующее:

— В течение 10 лет мы проводили политику обеспечения дефицита тем, чтобы занимать деньги в коммерческих банках. На сегодняшний день он составляет практически предельную планку, согласно Бюджетному кодексу – 8,6 млрд рублей. Эта политика была от безысходности, вынужденная. Тем не менее, основное направление в дальнейшей свое работе  правительство и наша республика должна избрать на развитие реального сектора экономики, чтобы поступления от деятельности предприятий и организаций существенно повлияли на нашу доходную часть.

Мы считаем, что правительство необходимо обратить внимание на качество планирования и низкую эффективность расходования средств, на необходимость повышения ответственности всех участников бюджетного процесса.

После 2-х часового обсуждения проекта закона об исполнении республиканского бюджета за 2014 год депутатам дали возможность задать вопросы замминистру финансов и выступить с трибуны со своими предложениями. Выступили многие, даже те, кто обычно молчит. Мы приводим наиболее яркие впечатления от исполнения бюджета.

Член фракции «Патриоты России» Маргарита Кулова:

— Коллега из счетной палаты в своем диетическом выступлении очень мягко и деликатно обозначил проблемы исполнения республиканского бюджета за 2014 год.

Первый заместитель председателя парламентаСтанислав Кесаев:

— Я с вами об этом не раз говорил, но сегодня я хочу эту тему продолжить. Когда мы обсуждаем исполнений бюджета, мне это всегда напоминает, извините, процедуру осетинских похорон: когда мы знаем, что ничего нет, но надо что-то сказать. Мы с вами не первый год фехтуем на уровне того, что мы позволяем себе людям показывать  цифры, которые не устраивают ни тех, ни других.

Алексей Мачнев прервал накал страстей и попросил проголосовать за проект закона  «Об исполнении республиканского бюджета РСО-Алания за 2014 год».Депутаты приняли законопроект сразу в двух чтениях.

Категория: Политика | Просмотров: 444 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: