Среда, 17.01.2018, 04:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
В какой отрасли бы Вы создали свой бизнес в РСО-Алания?
Всего ответов: 176
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 19 » Итог работы Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания
13:13
Итог работы Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания за 2012 год

Утвержден Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания №2(79) от 12.02.2013г.


Отчёт о работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания (далее Палата) за 2012 год подготовлен в соответствии со статьями 2 и 29 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005г. № 21-рз «О Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия-Алания».  

В соответствии с действующим Регламентом Палаты данный отчёт утверждён решением Коллегии от 12.02.2013г. и согласно действующему законодательству предоставляется на рассмотрение Главе и Парламенту Республики Северная Осетия-Алания. Кроме этого отчёт подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Общие итоги работы
В отчетном периоде работа Палаты проводилась на основании годового Плана работы, утверждённого Коллегией Палаты 30.12.2011г., в соответствии с Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, Законом «О КСП РСО-Алания» № 21-рз от 05.03.2005г., другими федеральными и республиканскими правовыми актами в рамках предоставленных законом полномочий по контролю за исполнением республиканского бюджета, бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов, эффективным распоряжением государственной собственностью.
Планируя приоритетность задач при проведении контрольных мероприятий, учитывалась равномерность распределения проверок по главным администраторам средств консолидированного бюджета РСО-Алания с целью охватить планированием основные виды и направления деятельности Палаты. Тематика большинства проверок (18-ть из 22-х) включённых первоначально в план предварительно проходила обсуждение в Парламенте, а по отдельным вопросам и в прокуратуре республики, взаимодействие с которой организованно в рамках заключённого соглашения о сотрудничестве. Проведение ещё восьми контрольных мероприятий было включено в план работы дополнительно в течение 2012 года по поручениям Главы Республики Северная Осетия-Алания (три), Счётной палаты РФ (одно), Прокуратуры РСО-Алания (одно), а три предложены аудиторами Палаты.
Всего проведено 30-ть проверок, направленных на выявление и пресечение финансовых недостатков и нарушений включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета за 2011 год. В соответствии с поступившими в Палату поручениями Главы Республики Северная Осетия-Алания проведено три контрольных мероприятия, Парламента Республики Северная Осетия-Алания - двенадцать (№817/54 от 20.12.2011г.), обращениям Прокурора Республики Северная Осетия-Алания – шесть, Счётной палаты РФ – два.
Кроме этого завершено пять экспертно-аналитических мероприятий в виде мониторинга реализации на территории республики приоритетных нацпроектов, а также развития муниципального контроля и выполнения муниципальными КСО требований Федерального закона от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В целях повышения эффективности результатов работы, по договоренности с руководителями четырех муниципальных КСО с привлечением специалистов муниципальных палат проведены четыре совместных контрольных мероприятия (по проверке МО Кировский, Ирафский, Алагирский и Дигорский районы). Участие муниципальных КСО обеспечивалось на всех этапах проверки, что позволило ревизорам муниципальных органов внешнего финансового контроля на практике детально ознакомиться с действующими в Счётной палате РФ и КСП по РСО-Алания стандартами проведения контрольного мероприятия, порядком оформления документов на каждом этапе проверки и сформировать системное видение проблем и задач.
Все запланированные на 2012 год пункты плана, включая 12 поручений Парламента, выполнены, а результаты проверочной деятельности Палаты отражают реальную и объективную картину расходования бюджетных средств.
Практическим результатом деятельности Палаты в 2012 году стало выявление различных нарушений на сумму 435 270,8 тыс. рублей.
Ещё 322 260,1 тыс. рублей составили вскрытые Палатой недостатки при расходовании бюджетных средств РСО-Алания.
В представлениях направленных в адрес руководителей проверенных республиканских министерств, ведомств и организаций к возмещению было предъявлено 287 665,7 тыс. рублей.
В 2012 году принятыми мерами в ходе контрольных мероприятий, а также по представлениям Палаты в процессе устранения выявленных нарушений в республиканский бюджет возвращено 960,5 тыс.рублей.
Ещё 5 275,5 тыс. рублей поступили на расчётные счета организаций (в основном по проверке реформирования ЖКХ). Основная сумма предъявленных к возмещению денежных средств в размере 83 634,7 тыс.рублей была восстановлена в бюджеты различных уровней путем внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность.
Всего в результате деятельности Палаты было возмещено и восстановлено 89 870,7 тыс. рублей, из которых 633,2 тыс.руб. по проверкам оконченным в 2011 году. К дисциплинарной и другим видам ответственности привлечено двадцать чиновников различного уровня.
Подробное описание результатов всех тридцати оконченных в 2012 году контрольных мероприятий, с детальной характеристикой выявленных Палатой нарушений и недостатков при расходовании проверенных средств, находится в Приложении №1 к данному отчёту.
Одной из главных задач, на решение которой был ориентирован ревизорский состав, была необходимость дать объективную оценку эффективности и результативности расходов бюджета, т.е. бюджетных вложений, а также реализации программных мероприятий, определяющих приоритеты проводимой на территории республики социально-экономической политики. Несмотря на рост ряда экономических показателей способствующих стабильному развитию республики часть выявленных Палатой нарушений и недостатков, продолжает носить системный характер.
Прежде всего, это относится к нарушениям Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В структуре выявленных нарушений, допущенных при работе с бюджетными средствами, по-прежнему имеют место нецелевое использование, неправомерное расходование бюджетных средств на оплату невыполненных ремонтно-строительных и других работ, превышение их стоимости.
При осуществлении закупок (сумма нарушений составила 39 739,8тыс.руб.), неэффективное расходование бюджетных средств определено в размере 321 815,1 тыс.руб. из которых 216 971,4 тыс.руб. были выделены на Программу модернизации здравоохранения РСО-Алания. Не в полной мере используются резервы по сбору налога на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также по арендным платежам. На эти и другие проблемы Палата обращала внимание в информациях, направлявшихся в адрес Правительства РСО-Алания, в компетенции которого находится принятие практических управленческих решений (за отчётный период направлено 27 информационных писем).
Одной из главных целей конструктивного сотрудничества Палаты с органами законодательной и исполнительной власти республики является возможность повысить эффективность реализации материалов о нарушениях и недостатках при расходовании бюджетных средств, полученных в ходе контрольных мероприятий. Учитывая, что 40% проверок Палата провела, выполняя поручения Парламента республики, была продолжена наработанная практика заслушивания отчетов по проведённым Палатой проверкам на заседаниях комитетов Парламента.
На заседаниях профильных комитетов обсуждались результаты:
- проверки эффективности использования средств республиканского бюджета, направленных в 2011 году на реализацию РЦП «Школьное питание в РСО-Алания на 2011-2015гг.»;
- проверки эффективности и целевого использования средств республиканского бюджета, выделенных Государственному специальному учебно-воспитательному учреждению «Специальное профессиональное училище» Министерства образования РСО-Алания в 2009-2011гг. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков составила 20 958,6 тыс.руб., из которых 6 601,9 тыс.руб. – нецелевое использование бюджетных средств.
Кроме этого, Палата обратила внимание депутатов, что практически при каждой проверке учреждений образования, а также дошкольных детских учреждений проводится сравнительный анализ стоимости закупленных продуктов питания с действовавшими на тот период времени среднестатистическими ценами. Выявлена тенденция необоснованного завышения закупочных цен. По Спецучилищу завышение составило 402,2 тыс.руб. Проверка 12 учреждений образования подтвердила, что продукты питания закупались по ценам выше среднестатистических, а бюджетные средства в размере 2 567,7 тыс. руб., использованные на их закупку, израсходованы неэффективно.
Также Палата проинформировала депутатов о том, что ежегодный приём учащихся в Спецучилище и выпуск специалистов составляет порядка сорока человек, однако, как показал проведенный анализ, трудоустраиваются не более пятнадцати человек. Контингент учащихся – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, поэтому Правительству надо изыскать возможность трудоустройства всех выпускников.
Серьезное недофинансирование установлено при реализации Республиканской целевой программы «Школьное питание в РСО-Алания на 2011-2015гг.», на которую из республиканского бюджета в 2011г. выделено лишь 53 180,1 тыс.руб. (46,2% от запланированного), а из муниципального бюджета – 19 462,2 тыс.руб. (т.е. 48%), сложившееся положение дел в данной сфере Палата считает неудовлетворительным и требующим принятия безотлагательных мер реагирования.
-проверки целевого и эффективного расходования средств в 2011 году, поступивших от ГК - Фонда содействия реформированию ЖКХ, и средств долевого финансирования, формируемых за счёт республиканского и местных бюджетов, на реализацию мероприятий по капремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилфонда.
Сумма выявленных нарушений составила 68 095,0 тыс.руб. Еще 5 209,4 тыс.руб. были использованы неэффективно. К возмещению предъявлено 20 174,5 тыс.руб. Нарушения были выявлены как по Программе капитального ремонта многоквартирных домов в РСО-Алания, так и по Программе переселения граждан из аварийного жилфонда. Основная часть нарушений касалась несоблюдения условий соглашения о долевом софинансировании со стороны муниципальных администраций и собственников жилья.
Результатом работы по восстановлению стало перечисление на расчетные счета ТСЖ 5 275,5 тыс.руб. из 20 174,5 тыс.руб., предъявленных Палатой к восстановлению. Еще 14 622,3 тыс.руб. отработаны подрядчиками.
-проверки целевого и эффектив­ного использования бюджетных средств, направленных Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания на развитие, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений за период 2009-2011 годы.
Нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств составили 26 380,8 тыс.руб., основная часть которых –завышение сметной стоимости выполненных работ.
Основная часть нарушений была устранена в ходе контрольного мероприятия. По инициативе Палаты между Комитетом дорожного хозяйства РСО-Алания, ОАО «Моздокское ДРСУ» и ОАО «Алагирское ДРСУ» составлены акты, согласно которым из стоимости уже выполненных работ по строительству автодорог было снято 25 993,1 тыс.руб., что нашло отражение в бухгалтерском учете Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания. Вмешательство Палаты предотвратило избыточные расходы бюджетных средств в размере 25 993,1 тыс.руб.
Таким образом, материалы контрольных мероприятий Палаты становятся индикаторами состояния дел по вопросам, интересующим депутатов.
В рамках экспертно-аналитической деятельности Палатой даны заключения на 21 проект законов РСО-Алания по различным вопросам бюджета и финансов республики. Результаты проверки отчетов главных администраторов бюджетных средств РСО-Алания за 2011 год были оформлены также в формате заключения. Все заключения аудиторов на поступившие в Палату нормативно-правовые акты были своевременно направлены Председателю Парламента.
Помимо этого, Палата приняла участие в обсуждении проекта Закона Республики Северная Осетия-Алания «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в части, касающейся установления административной ответственности за нецелевое использование средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания и средств местных бюджетов. Поддерживая проект Закона, Палата считает, что принятие настоящего Закона даст возможность применять к руководителям – нарушителям четко прописанные меры материальной ответственности.
Например, в отчетном периоде ревизорами Палаты выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в размере 51 028,2 тыс.руб., в среднем суммы нецелевого использования, ежегодно выявляемые Палатой, не опускаются ниже 38 млн.руб., однако возмещение этих средств в бюджет фактически не происходит, к ответственности виновные также не привлекаются. При этом Палата систематически обращает внимание депутатов и Правительства на эту проблему.
В 2012г. было продолжено сотрудничество с налоговыми, контролирующими и правоохранительными органами республики, а также со Счетной палатой России, с которыми у Палаты имеются двусторонние соглашения о сотрудничестве.
Так, по материалам Палаты в 2012г. в отношении нарушителей бюджетного законодательства возбуждено 16 уголовных дел. Еще по двум материалам Палаты отказано в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
По рекомендации АКСОР заключено Соглашение между Управлением Федерального казначейства по РСО-Алания и Контрольно-счетной палатой, в рамках которого запланировано информационное взаимодействие, что позволит иметь постоянный доступ к информационно-аналитической системе, включая результаты мониторинга ключевых показателей исполнения бюджета, с использованием защищенных каналов связи в сети Интернет. В результате при содействии Счетной палаты РФ подписанное ранее соглашение с УФК по РСО-Алания дополнено практическими возможностями, связанными с предоставлением сотрудникам Палаты права использования соответствующего программного оборудования.
В 2013 году Палата планирует приступить к проведению оперативного мониторинга и анализа хода исполнения бюджета республики.
Для обеспечения гласности и прозрачности деятельности Палаты в средствах массовой информации публиковались статьи, а отдельные результаты работы Палаты размещались в сети Интернет.
Таким образом, осуществляя контрольную, экспертно – аналитическую, информационную и иные виды деятельности Палата, наряду с другими контролирующими органами республики, обеспечивала единую систему контроля исполнения республиканского бюджета.
Результаты всех социально-значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий доводились до сведения Главы РСО-Алания, Председателя Парламента и Председателя Правительства Республики.
В отчетном периоде продолжено проведение совместного с Ассоциацией Контрольно-счётных органов России мониторинга реализации муниципальными КСО требований Федерального закона от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на территории республики.
Палата отмечает, что процесс создания и становления, муниципальных контрольно-счетных органов осуществляется недостаточными темпами, имеются проблемы, затрудняющие их эффективную работу.
Значительная часть трансфертов республиканского бюджета приходится на МО городской округ г.Владикавказ. В то время как орган внешнего финансового контроля здесь до сих пор не начал работать. Аналогичная ситуация в Правобережном и Моздокском районах.
Также набирает обороты и взаимодействие с Представительством Союза МКСО в Северо-Кавказском федеральном округе по вопросам оказания методологической и практической помощи как вновь образующимся, так и действующим КСО муниципальных образований РСО-Алания. В частности, обновленные методические рекомендации, предназначенные для правильного оформления результатов контрольных мероприятий, направлены в адрес 6–ти функционирующих муниципальных контрольно-счетных органов республики.
Контрольно-ревизионная деятельность
Всего в ходе 30-ти оконченных контрольных мероприятий, проведенных по различным вопросам исполнения бюджета РСО-Алания, включая проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета, проверено 260 объектов. Проведенные мероприятия были направлены на выявление и пресечение финансовых недостатков и нарушений, а количество, охватываемых в ходе контрольных мероприятий объектов, ежегодно увеличивается. Упор был сделан на оценку эффективности и результативности расходов бюджета. Резервы пополнения доходной части бюджетов отслеживались при проверке пяти районов республики и Министерства имущественных и земельных отношений РСО-Алания.
Отчеты по результатам всех оконченных контрольных мероприятий утверждены на заседаниях Коллегии КСП РСО-Алания, всего было рассмотрено 43 вопроса. В адрес проверенных министерств и ведомств направлено 34 представления. Результаты каждого оконченного мероприятия доводились до сведения руководителей законодательной и исполнительной власти республики. Информационные письма с результатами проверочной деятельности и перечнем выявленных нарушений направлены: Главе республики – 29 информаций, Председателю Парламента – 27 информаций и Председателю Правительства РСО-Алания – 27 информаций, Прокурору РСО-Алания - 5 информаций, Счетную палату России - 3 информации.
Для принятия мер прокурорского реагирования в Прокуратуру республики направлено 8 материалов.
Практически все акты подписаны без возражений со стороны проверяемых. Выявленные недостатки и нарушения устранялись как непосредственно в ходе контрольных мероприятий, так и впоследствии по представлениям и информационным письмам Палаты. Практическую помощь в решении этого вопроса оказывала и Прокуратура республики, куда для принятия мер прокурорского реагирования направлялись материалы по выявленным нарушениям. На контроле у Палаты находилось и устранение нарушений, выявленных в предшествующий период, в частности, по проверкам 2011г.
Объем бюджетных средств, проверенных в 2012г. при проведении контрольных мероприятий, составил 11 395 575,5 тыс.руб. (охватывал периоды 2009-2012 годы), внебюджетные средства - 2 266 625,9 тыс.руб. Помимо этого, в соответствии с Законом РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» №33-РЗ от 09.07.2008г. в отчетном периоде была проведена камеральная проверка бюджетной отчетности всех распорядителей средств республиканского бюджета за 2011 год в объеме 17 348 438,9 тыс.руб.
Результаты, оформленные в виде Заключения, были доведены до сведения Председателя Парламента РСО-Алания. Общая сумма проверенных и исследованных в 2012 году средств составила 31 010 640,3тыс.руб.
В результате контрольной деятельности Палаты выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 435 270,8 тыс.руб., из которых:
-нецелевое использование составило 51 028,2 тыс.руб.;
-недополучение доходов 1 786,9 тыс.руб.;
-нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств – 26 619,9 тыс.руб.;
-нарушения при использовании государственной собственности 44 726,9 тыс.руб.;
-нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности – 5 468,3 тыс.руб.;
-прочие нарушения – 305 640,6тыс.руб. В число прочих вошли и нарушения норм Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 39 739,8 тыс.руб.
Помимо нарушений, были выявлены и недостатки в финансово-бюджетной сфере на сумму 322 260,1 тыс.руб., основная часть которых квалифицирована Палатой как неэффективное расходование бюджетных средств – 321 815,1 тыс.руб.
По результатам контрольных мероприятий к возмещению в бюджеты различных уровней, а также перечислению на расчетные счета ТСЖ и управляющих компаний подлежит – 287 665,7 тыс.руб., из которых только по нарушениям, выявленным в ходе проверки исполнения Программы по модернизации здравоохранения РСО-Алания к возмещению предъявлено 100 029,7 тыс.руб.
Возмещение осуществлялось как путём перечисления подлежащих возврату денежных средств на расчётные счета учреждений, организаций, ТСЖ и т.д., так и путём внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность путем снятия излишне выплаченных сумм со стоимости выполненных подрядчиком работ (т.е. у заказчика уменьшается кредиторская задолженность, предотвращаются избыточные расходы бюджета, нарушение устраняется).
В результате принятых мер всего за 2012г. устранено нарушений (возмещено средств, использованных с нарушением законодательства, восстановлено по бухгалтерскому учету и перечислено на расчетные счета ТСЖ) на сумму 89 870,7 тыс.руб., из которых:
-возмещено в бюджет - 960,5 тыс.руб. в т.ч., по результатам проверок предшествующего периода – 583,9 тыс.руб. (225,5+106,2+224,4+27,8).
-восстановлено по бухгалтерскому учету – 83 634,7 тыс.руб. в т.ч., по результатам проверок предшествующего периода - 49,3 тыс.руб
-на расчетные счета ТСЖ и управляющих компаний перечислено– 5 275,5 тыс.руб.
Более подробные результаты работы КСП РСО-Алания за 2012 года в табличной форме приведены в Приложении №2. Перечень и полное наименование подвергшихся в 2012г. аудиторской проверке объектов приведены в Приложении №3.
Помимо выявленных нарушений, допущенных при исполнении расходной части республиканского бюджета, Палата в ходе контрольных мероприятий отслеживала и работу, связанную с пополнением доходной части бюджета (как республиканского, так и муниципального). Выводы сделаны по результатах проверок целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, направленных в 2010-2011 годах из республиканского бюджета бюджетам Алагирского, Дигорского, Ирафского, Кировского и Пригородного районов РСО-Алания, а также работы Министерства имущественных и земельных отношений.
Палата отмечает, что на протяжении ряда лет Прогнозный план (программа) приватизации не выполняется, поступления в бюджет существенно ниже запланированных. В течение 2011 года утвержденный план приватизации четыре раза подвергался корректировке в части состава подлежащего приватизации республиканского имущества, способов приватизации и планируемого дохода республиканского бюджета. В результате количество объектов приватизации возросло в 11 раз (с 5 до 56 объектов). Общая сумма планируемых поступлений в республиканский бюджет в окончательном варианте составила 243 млн.руб., т.е. была увеличена в 1,3 раза (на 135 млн.руб.) по сравнению с бюджетным назначением, установленным Законом РСО-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год» (в первоначальной редакции).
Как показали практические результаты работы Минимущества, фактическое исполнение Плана по количеству проданных объектов составило лишь 18%, т.е. удалось приватизировать 10 объектов. При этом за проданное имущество в республиканский бюджет поступило только 65,9% средств от предусмотренного Законом задания. При годовом задании в 243 000,0 тыс.руб. в бюджет республики в 2011г. поступила сумма дохода в размере 160 200,5 тыс. руб. (137 928,4 тыс.руб - от продажи 10 объектов + 22 272,1 тыс. руб. – за проданные в 2010 году пакеты акций). Семь из десяти объектов были приватизированы путем продажи без объявления цены. В результате проданы значительно ниже их оценочной стоимости. Например, ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» продано без объявления цены всего за 300,0 тыс. руб. при оценочной стоимости 1 642,0 тыс. руб. Объекты недвижимости в составе 9 зданий и 5 сооружений проданы без объявления цены за 600,0 тыс. руб. при оценочной стоимости 1 236,0,0 тыс. руб. При цене пакета акций ОАО «Моздокское дорожное ремонтно-строительное управление» в сумме 29 683,0 тыс. руб. доход от продажи пакета акций путем продажи без объявления цены составил 5 000,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 24 683,0 тыс. руб. При цене пакета акций ОАО «Птицефабрика «Владикавказская» в сумме 9 610,4 тыс. руб. доход от продажи пакета акций путем продажи без объявления цены составил 3 360,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 6 250,4 тыс. руб. При цене имущества терминал-накопителя международных рейсов г. Беслан в сумме 25 021,0 тыс. руб. доход от продажи имущества путем продажи без объявления цены составил 5 000,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 20 021,0 тыс. руб. Палата неоднократно обращала внимание Минимущества, в т.ч., и в ходе вышеуказанной проверки, что доходы от приватизации, закладываемые в Закон РСО-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания» для покрытия его дефицита, не подтверждаются Прогнозным планом приватизации, разрабатываемым Минимуществом и утверждаемым Правительством республики. В результате в доходную часть бюджета не поступают в полном объеме запланированные от приватизации средства. По-прежнему собственные доходы районов крайне низки. Дотационность бюджетов Алагирского, Дигорского, Ирафского, Кировского и Пригородного районов РСО-Алания за проверенный период 2010-2011гг. колебалась от 85,4% до 91,6%. При этом консолидированный бюджет районов оставался дефицитным и полностью зависимым от безвозмездных и безвозвратных поступлений из республиканского бюджета. В структуре собственных доходов наибольший удельный вес от 40 до 50% занимает налог на доходы физических лиц, который собирается в основном с физических лиц, работающих в бюджетной сфере. От 15% и выше составляют доходы, получаемые в виде арендной платы за землю. В целом, несмотря на некоторый рост собираемости налогов, запланированные показатели не выполняются. Наведение должного порядка в этом вопросе является серьезным резервом пополнения доходной части бюджетов районов. Не менее важным вопросом является погашение недоимки, которая, например, в Пригородном районе составила в 2011г. пятую часть от годового дохода муниципального бюджета – 22,9 млн.руб. В Ирафском районе за три последние года недоимка выросла более, чем в 2 раза и составляет 10,4 млн.руб., в Дигорском районе – 5,9 млн.руб. В структуре недоимки основная часть приходится на земельный налог. Проверкой полноты и своевременности внесения арендной платы было установлено, что в нарушение п.1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ и заключенных договоров значительное количество физических и юридических лиц несвоевременно вносят в доход муниципального бюджета арендную плату за земли сельскохозяйственного и иного назначения. На 01.01.2012г. в доходную часть бюджета Алагирского района не поступили платежи в общей сумме - 16 057,6 тыс.руб., в том числе за земли сельскохозяйственного назначения - 2 978,3 тыс.руб., иного назначения - 13 079,3 тыс.руб. В Ирафском районе в доходную часть местного бюджета не поступили платежи в виде арендной платы за земли сельхоназначения в 2010г. – 3 037,2 тыс.руб., в 2011г. – 7 471,5 тыс.руб. Общим недостатком в работе АМС районов является неудовлетворительная организация претензионной работы по взысканию задолженности и отсутствие взаимодействия с налоговыми службами. Палата констатирует отсутствие, каких либо практических результатов этой работы. Увеличение доходов местного бюджета, по мнению Палаты, может быть достигнуто, в т.ч., за счет организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц, проведения мероприятий по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, выявления вновь построенных объектов, на которые в установленном порядке не оформлены права собственности. Еще одной серьезной проблемой для районов и нагрузкой на бюджет является ежегодно увеличивающаяся перед налоговыми органами задолженность по налоговым платежам за долги бывших и продолжительное время не функционирующих колхозов и совхозов. Проверка АМС Кировского района показала, что в органах налоговой службы, в качестве юридических лиц продолжают числиться колхозы, совхозы и СПК с задолженностью по налоговым платежам в общей сумме - 85 436,0 тыс. руб. Из них налоги - 48 243,4 тыс. руб., пеня и штрафные санкции - 37 192,6 тыс. руб., в том числе земельный налог - 17 875,2 тыс. руб. Постоянно растущие долги уже сегодня превышают годовые собственные доходы района в два раза. Эта проблема затрагивает все районы республики и требует отдельного рассмотрения в Правительстве РСО-Алания. Обобщая результаты проверки пяти районов, Палата обращает внимание на выявленные многочисленные нарушения при расходовании средств муниципальных бюджетов. Общая сумма нарушений составила 164 000,7 тыс.руб., из которых 28 770,3 тыс.руб. квалифицировано как нецелевое использование, подлежащее возмещению в бюджет.
Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами
В рамках заключенных соглашений о сотрудничестве Палата взаимодействовала с Прокуратурой республики, МВД по РСО-Алания, Следственным комитетом РФ по РСО-Алания, УФНС РФ по РСО-Алания, УФК РФ по РСО-Алания, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В отчетном периоде взаимодействие происходило в конструктивной форме с учетом компетенции и возможностей сторон и развивается по пути повышения эффективности совместной работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджета и республиканского имущества.
Палата ежегодно наращивает результативность взаимодействия с правоохранительными органами. Принципиальная позиция Палаты в оценке выявленных нарушений, установленных в ходе проверочной деятельности, возросшие требования к ревизорам по оформлению и закреплению результатов проверок, положительно отразились на качестве их рассмотрения в правоохранительных органах.
В 2012г. для принятия мер прокурорского реагирования в Прокуратуру республики направлено 8 материалов. Возбуждено 16-ть уголовных дел по ч.1,3 ст.159, ч.3 ст.160 УК РФ. Еще по двум материалам Палаты отказано в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.
По количеству возбужденных уголовных дел Палата лидирует среди контрольно-счетных органов субъектов РФ.
Уголовные дела возбуждены по нарушениям, выявленным в ходе проверок: Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО – Алания (8 уголовных дел); Клинической больницы скорой помощи (3 уголовных дела); Министерства труда и социального обеспечения РСО-Алания (4 уголовных дела); Ирафского района (1 уголовное дело).
В ходе контрольных мероприятий при выявлении финансовых правонарушений ревизорский аппарат обращал внимание и на коррупционную составляющую, способствующую совершению нарушений распорядителями бюджетных средств.
Так, при проверке законности, эффективности и целевого использования средств республиканского бюджета, выделенных в 2009-2011гг. Управлению социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу г. Владикавказ Министерства труда и социальной защиты РСО-Алания установлено, что Федеральной службой государственной статистики по РСО-Алания четырем гражданам юбилейные медали не вручались, звание «Ветеран труда», дающее право на получение социальных льгот, ими получено незаконно. Сумма необоснованно полученных льгот составила 55,7 тыс. руб. В настоящее время по данному факту возбуждено 3 уголовных дела. В бюджет возвращены незаконно выплаченные средства в размере 44,9 тыс.руб. Коррупционные составляющие выявлены и при проверке полноты и своевременности поступления платы за использование общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), проведенной Палатой в 2011 году. Достоверность отчетов представленных в налоговые органы хозяйствующими субъектами об объемах добытых ими ОПИ вызвала у Палаты сомнение. Более того, значительная часть работающих в этой сфере организаций, не имела лицензий.
В результате органами Прокуратуры республики в 2012г. была организована и проведена проверка исполнения требований законодательства в указанной сфере с использованием материалов, полученных от КСП РСО-Алания. По материалам прокурорской проверки возбужден ряд дел об административных нарушениях с наложением штрафов, а также внесены соответствующие представления в АМС Правобережного района в связи с нарушением требований земельного законодательства в части предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения под разработку карьеров.
В ходе проверки целевого использования сельхозтоваропроизводителями субсидий, выделяемых за счет средств республиканского бюджета, были затронуты такие важные для развития сельского хозяйства республики вопросы, как его финансовая поддержка. Палатой вскрыта проблема бесконтрольности со стороны республиканских и районных органов исполнительной власти, как при распределении, так и при использовании субсидий и сделан вывод, что при предоставлении субсидий уполномоченными на то органами, были созданы условия для нарушений и злоупотреблений прежде всего, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания. В результате 4 591,0 тыс.руб. выплачены из республиканского бюджета с грубейшими нарушениями условий их предоставления и квалифицированы Палатой как нецелевое использование средств, требующее возмещения в бюджет.
Полученные материалы были направлены в Прокуратуру РСО-Алания. По части указанных материалов Следственным комитетом уже возбуждено 6 уголовных дел в отношении руководителя Агрофирмы «Коста» по ч.3 ст.159 УК РФ «Хищение путем мошенничества бюджетных средств в крупном размере». Кроме этого, Прокуратурой принимается решение о возбуждении уголовных дел и в отношении должностных лиц, допустивших злоупотребления, которые способствовали совершению хищений. Расследование нарушений продолжается и в текущем году, по результатам которого более 4,5 млн.руб. должны быть возращены в бюджет.
В числе прочих поднятых вопросов Палата отдельно обратила внимание на указанную проблему не только в представлении Минсельхозпроду, но и в информационных письмах, направленных Главе, в Парламент и Правительство республики, предлагая изменить действующий механизм контроля финансирования субсидий.
По результатам проверки Министерства имущественных и земельных отношений, направленных в Прокуратуру РСО-Алания, приняты меры прокурорского реагирования. Министру имущественных и земельных отношений РСО-Алания Прокурором республики внесено представление об устранении нарушений Закона и привлечении виновных лиц к ответственности. Прокуратура отмечает, что Министерством не приняты исчерпывающие меры реагирования по реальному устранению выявленных нарушений. Подобное положение дел Прокуратура оценивает как отсутствие надлежащего контроля со стороны Министерства как администратора доходов по налоговым поступлениям.
Таким образом, в 2012г. сложилась устойчивая практика координации совместных действий между Палатой и перечисленными выше ведомствами, которая будет продолжена. От межведомственного взаимодействия Палата ожидает не только обмена информацией по материалам проверок, представляющих взаимный интерес, но и оказания взаимной помощи по выявлению финансовых недостатков и нарушений.


Председатель Контрольно-счетной палаты

Республика Северная Осетия-Алания Т.Николов


Продолжение следует

Категория: Экономика | Просмотров: 1062 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: