Пятница, 19.01.2018, 14:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какая из следующих мер могла бы, на Ваш взгляд, лучше других справиться с ростом цен?
Всего ответов: 205
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Декабрь » 2 » Логика с математикой отдыхают
12:15
Логика с математикой отдыхают
28 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Парламента РСО-Алания. Основной темой повестки дня был вопрос принятия в первом чтении проекта закона РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Докладчиком по рассматриваемому законопроекту выступало Правительство РСО-Алания в лице министра финансов РСО-Алания Натальи Царевой. В ходе доклада до депутатов были доведены подходы, используемые при формировании основных параметров бюджета.
Один из основных подходов, на который хочу обратить внимание читателей, напрямую затрагивает уровень благосостояния десятков тысяч граждан нашей республики. 
Звучит данный подход вполне рационально. Например, в пояснительной записке к проекту закона о бюджете на 2015–2017 годы он имеет следующую характеристику: «обеспечение решений по повышению оплаты труда отдельных категорий работников республиканских учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры и социального обслуживания в соответствии с указами от 7 мая 2012 года исходя из прогноза размера среднемесячной заработной платы одного работника по РСО-Алания в 2014 году, рассчитанного без государственного управления и обеспечения военной безопасности, с учетом привлечения на эти цели средств, полученных за счет оптимизации расходов».
На первый взгляд формирование расходной части республиканского бюджета подобным образом не вызывает никакой тревоги. Однако давайте посмотрим на суть данного вопроса с позиции работников бюджетных учреждений.
Как известно, оплата труда бюджетников напрямую зависит от размера средней заработной платы по республике. Согласно майским указам заработная плата отдельных категорий работников бюджетных учреждений должна расти вплоть до 2018 года. Например, у врачей и работников науки она должна увеличиться до 200% от средней по региону. Уже в текущем году их размер должен составить 130%, или 25 тысяч 600 рублей. Это само собой требует увеличения расходной части бюджета. Однако в 2015 году законопроект предусматривает снижение на 1,4 млрд рублей общего объема расходов республиканского бюджета (без учета целевых дотаций из федерального бюджета) относительно их объема в 2014 году — с 18,7 до 17,3 млрд рублей.
Теперь об оптимизации. Именно за счет нее, согласно майским указам, необходимо изыскать 30% от потребности на повышения в бюджетной сфере. В нашем случае все сводится к сокращению неэффективно используемых (раздутых) штатов. На словах — очень даже может быть. Только даже самый поверхностный математический расчет говорит об обратном. Например, для того чтобы сумма годовой экономии составила 1,4 млрд рублей (это тот объем, на который сокращаются бюджетные расходы в 2015 году), потребуется уволить без малого 5 тыс. бюджетных работников со средней заработной платой 18 тыс. рублей в месяц. Причем медицинский персонал, работающий в системе обязательного медицинского страхования, в расчет не идет, так как оплата труда данной категории производится из другого бюджета.
Понятно, что увольнение такого значительного числа бюджетных работников чревато социальным взрывом и для нынешнего руководства республики равносильно смертельному приговору. А как же тогда майские указы, исполнение которых обязательно без ссылки на обстоятельства? Оказывается, есть другой способ. Нужно просто искусственно понизить сам размер средней заработной платы по экономике региона, чем правительство республики не замедлило воспользоваться, выведя из расчета средней заработной платы по экономике категории военнослужащих, работников силовых структур и государственных служащих. По сути, это именно те категории, которые являлись своего рода локомотивом, вытягивающим размер средней заработной платы по региону вверх. Исключение из расчета наиболее высокооплачиваемых профессий автоматически влечет за собой снижение размера средней заработной платы по региону как минимум на 1 тыс. 600 рублей. Говоря проще, если сейчас согласно докладу «Об итогах социально-экономического развития РСО-Алания за 9 месяцев 2014 года» средняя зарплата на данный период составляет порядка 19 тыс. 600 рублей, то в 2015 году она снизится до 18 тыс. рублей.
Таким образом, получится, что исполнение майских указов в части повышения заработной платы отдельных категорий работников будет осуществляться за счет сокращения заработной платы самих же бюджетников. Парадокс, но указ о повышении заработной платы в 2015 году приведет к сокращению ее размера. Чтобы это понять, обычную человеческую логику лучше не использовать. Подобное может быть доступно только тем, кто до этого додумался. Тем более что понять это должны будут бюджетники — например, те же учителя школ, чья зарплата напрямую соразмерна средней по республике. Уровень социального недовольства граждан, связанный с последствиями подобных манипуляций с размером заработной платы, нам еще только предстоит оценить. Как говорится, поживем — увидим. Ждать придется недолго, до первой зарплаты за январь 2015 года.

Р. S. Единственными, кто в ходе обсуждения проекта бюджета на 2015 год заострил внимание на искусственных манипуляциях с размером заработной платы, были депутаты Парламента от фракции «Патриоты России». Экономист Маргарита Кулова еще на стадии общественных слушаний по республиканскому бюджету пыталась противодействовать подобному антисоциальному подходу к формированию расходной части республиканского бюджета. Однако каких-либо действий со стороны остального депутатского корпуса не последовало. Почему-то это даже не удивляет. Иначе как вообще в нынешних реалиях можно принимать бюджет, даже не поинтересовавшись размером потребности в финансовых средствах, планируемых на исполнение майских указов.
Информация об аналогичных подходах к формированию расходной части республиканского бюджета на 2015–2017 годы, которые отразятся на благосостоянии граждан республики далеко не в лучшую в сторону, будет представлена в следующем номере газеты. Речь пойдет о переходе на фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Дзамболат КУНДУХОВ,
эксперт по экономическим вопросам

(Пульс Осетии №47, декабрь 2014)

Категория: Общество | Просмотров: 514 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: