Среда, 17.01.2018, 11:57
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы считаете, Северная Осетия опережает по благополучию населения и своего развития соседние р
Всего ответов: 338
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Июль » 18 » Правосудие?
21:17
Правосудие?
Сказать правду — половина успеха

Как гром среди ясного небо прозвучала публикация в газете «Северная Осетия» от 6 июля 2013 г. № 116 под заголовком «Правосудие — для человека», в которой гражданам республики было сообщено об очередном рабочем совещании, проведенном председателем Верховного суда Беком Ахурбековичем Магометовым с судьями и руководством аппарата суда. Председателем не было сказано ничего такого, чего не знают люди, даже далекие от судебной системы, но познавшие на себе «хождение по мукам» в поисках правосудия. Однако впервые за последние 20 лет чиновник такого высокого ранга набрался мужества и честности, чтобы публично признаться и заявить: «Хватит выкручивать людям руки! Хватит хамить им!» То есть «неблаговидные» и «неприемлемые» для граждан поступки чиновничества федерального масштаба (федеральные судьи и члены Верховного суда РСО-Алания) осуждены публично. Такого новейшая история Северной Осетии еще не слышала и не знала. Вот что самое важное.

Наконец-то люди услышали то, что хотели услышать, - правду. Правду - горькую, но это лучше, чем постоянная оправдательная ложь. Ложь, которой пронизана вся система, построенная на пороках. Ложь, возведенная в ранг государственной политики.

Понятно, что Бек Ахурбекович знал, на что шел, бросая вызов не только своим подчиненным, но и всей системе, власть имущим, которые управляют народом не по закону, праву и справедливости, а по понятиям и капризам. Поэтому озвученная позиция председателя Верховного суда - это добрый знак. Надеемся, что это сигнал к переменам, которых устал ждать народ.

Известно также, что сказанное Б. Магометовым на совещании это не вдруг возникшие проблемы, о которых никто не знал ранее. Это старый прогнивший «нарыв», который не хотели вскрывать. Об этом публично говорит и Президент России В. Путин.

Еще в 2007 году Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН под руководством доктора социологических наук, профессора Х. В. Дзуцева был проведен социологический анализ на тему: «Коррупция как угроза социально-экономической и политической стабильности Северной Осетии», и была издана монография в Москве. В ходе социологического исследования проводился опрос населения. В частности, на вопрос: «В какой степени Вы доверяете органам власти и ее институтам?» — процент недоверия Верховному суду РСО-Алания составил 13,9. Позиций «доверяю полностью» и «скорее доверяю»

Верховному суду РСО-Алания придерживаются 29,5% респондентов, «совсем не доверяю» и «скорее не доверяю» — 32,0%. В основе кадровой политики в управленческих структурах, как, впрочем, и во всех остальных, лежат два основных принципа: платность и родственные связи. При этом должность мирового судьи оценивалась от 10 000 до 30 000 долларов США, должность федерального судьи в последние годы — 100 000 долларов США, а Верховного суда — от 300 000 до 500 000 долларов США). Естественно, что с ростом цен на судейскую должность росли цены и на государственные услуги, которые по закону они должны оказывать бесплатно. Цены на услуги судей росли пропорционально росту тарифов на услуги ЖКХ и энергоносители. Не берущих «мзду» судей можно было перечислить по пальцам. И они, как бы это ни показалось парадоксальным, у своего руководства и в своей системе оказывались в роли белых ворон. Чужие среди своих. Им поручались к рассмотрению совсем «безденежные» дела. В ходе социологического исследования оценки давались не только судебной системе власти, но и остальным органам и структурам власти, в том числе администрации президента, правительству и парламенту республики. И везде картина удручающая. Авторы исследования сделали весьма мрачный вывод: «Коррупция в РСО-Алания стала скорее нормой жизни, чем исключением, в том числе среди политических и экономических элит. А это означает, что структуры власти не в состоянии не только добиться позитивных изменений в динамике коррупционных отношений, но и более или менее эффективно влиять на институциональную коррупцию. Это обусловлено еще и тем, что сформировавшийся в этот период конгломерат (власть - бизнес - криминал) в значительной степени заинтересован в сохранении сегодняшнего статус-кво в противовес наведению должного порядка, особенно в государственной службе».

Приведенные выше показатели и примеры, а также выводы были характерны для Северной Осетии 2007 года. Процент не доверяющих судебной системе власти значительно превышал процент доверяющих. Прошло более пяти лет со дня проведения исследования, и на вопрос, что изменилось в РСО-Алания по указанным в исследовании позициям, можно однозначно утверждать, что стало еще хуже. Настолько хуже, что хуже не бывает. Налицо все признаки системного кризиса власти на всех ее уровнях и во всех структурах сверху донизу. Хотя о положении дел с коррупцией в системе органов государственной власти, в том числе судебной, было известно высшему руководству республики. Более того, они сами являлись «архитекторами» создания клановой, корпоративной системы власти. В судебной системе власти республики ее создал тогдашний председатель Верховного суда РСО-Алания Т. К. Агузаров. Он был из той плеяды руководителей, которые «пролезли» наверх благодаря своим родственным связям, а не по уровню профессиональной подготовленности. Ни дня не проработав судьей, вопреки установившейся практике обязательности пятилетнего стажа, он, благодаря усилиям тогдашнего президента РСО-Алания А. Дзасохова, был поставлен на высокую и самую ответственную должность - Председателем Верховного суда. Он не отличал кассационную жалобу от надзорной, а обвинительное заключение от приговора, он стал заложником, марионеткой в руках своих хозяев - власть имущих, северо-осетинской мафии. В судебной системе он насаждал свое, агузаровское «кривосудие». Если изучить судебную практику агузаровского периода, то анализ покажет, что судили только бедных, безденежных, не имевших возможность проплатить свою «свободу». Богатые и их дети, совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления, и даже убийства, оставались на свободе, а уголовные дела в их отношении прекращались. И никакими надзорными инстанциями суда они не отменялись. Ведь по действующим процессуальным законам главными «надзирателями» за судами были он, Т. Агузаров, и его друг и подельник из прокуратуры республики. Как признаются сегодня некоторые судьи, председатель Верховного суда РСО-Алания бесцеремонно вмешивался в их независимость и в нарушение части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации установил авторитарный режим в системе правосудия, вмешивался в осуществление правосудия, без предварительного согласования с ним не выносились приговоры и решения по значимым делам. Поэтому следовало бы в порядке надзора подвергнуть ревизии отдельные приговоры и решения судов.

Своим ответственным заявлением по установлению торжества закона, права и справедливости в судебной системе РСО-Алания Бек Ахурбекович поднял руку на «святая святых», созданную порочную систему судебной власти и учрежденный в ней судебный произвол. Удастся ли ему реализовать задуманное - создать «правосудие для человека»? Задача архисложная, почти фантастическая, с учетом ожидаемого сопротивления как в самой системе, так и со стороны власть имущих, «приватизировавших» суды, в том числе путем выкупа судейских должностей. У потенциальных противников Магометова несметные богатства и власть. Они могут на все пойти, если почувствуют, что в Северной Осетии судебная система станет правосудной, доступной (бесплатной) и равной для всех. Когда судить начнут не по «тяжести» кармана и занимаемой должности, а по справедливости, с учетом тяжести совершенного преступления и иных предусмотренных законом обстоятельств.

В своем выступлении на совещании Бек Ахурбекович сказал, что по его инициативе «в Северную Осетию в ближайшее время приедет комиссия из Верховного Суда Российской Федерации для полной проверки и анализа состояния дел судебной системы республики, этики и профессионализма судейского корпуса и аппарата». Конечно, с учетом того, что все подчиненные ему судьи «федеральные» и навести порядок можно с помощью федеральных структур. Но одна надежда на них может оказаться иллюзорной. Сегодня система власти, в том числе и судебная, не способна на самоочищение. Необходима помощь независимого «оценщика» работы судей, в роли которого могут выступить сами граждане Северной Осетии. Поэтому, на мой взгляд, было бы разумным повторить имеющийся опыт и заказать социологическому институту во главе с профессором Х. В. Дзуцевым проведение нового исследования (социологического опроса населения) о степени доверия каждому конкретному судье — по районам и поименно, и по республике в целом, судей всех уровней: Верховного суда, федеральных (районных) судей и мировых судей. Самым беспристрастным и объективным «барометром» состояния атмосферы в судейском сообществе может оказаться народ. Тем более что у нас республика маленькая и все знают всё обо всех. Мне, как юристу-профессионалу и гражданину своего Отечества, хотелось бы, чтобы случилось чудо и намерения председателя Верховного суда РСО-Алания Бека Ахурбековича нашли свое практическое воплощение. Этого хочет и ожидает большинство. От этого выиграет не только правосудие, но и экономика и порядок в республике в целом. Мы, жители Северной Осетии, заслужили лучшей доли.


Джабраил Габачиев,

председатель ассоциации

адвокатов РСО-Алания

Категория: Общество | Просмотров: 1049 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: