Понедельник, 23.10.2017, 14:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы считаете, Северная Осетия опережает по благополучию населения и своего развития соседние р
Всего ответов: 338
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Февраль » 12 » Трамвайная арифметика
09:43
Трамвайная арифметика

Скажем сразу, грустная. Не имеющая ни конкретного хода решения, ни оптимального конечного результата. Трамвай, который во Владикавказе впервые встал на рельсы (страшно подумать) в 1904 году, по праву считающийся символом города, его исторической ценностью, нуждается в срочной помощи. Иначе ему просто не выжить.

 

Об этом говорили много раз. Писали газеты, выступали общественники, пытаясь достучаться до властей, что пора хоть что-то делать, иначе рельсовое хозяйство и подвижной состав ввиду ограниченности срока эксплуатации, что естественно, придут в негодность. Городская администрация старалась производить локальный ремонт в силу своих скромных финансовых возможностей, но замененные 3 км рельсового полотна – капля в море.

По словам директора ВМУП «Владэлектротранс» Олега Дедегкаева, срочного ремонта требуют как минимум 30 км из 55, в том числе и те, которые проложены по проспекту Коста и соединяют пл. Героев и пл. Победы. Именно они и могут быть в первую очередь оптимизированы, а трамвайное сообщение заменено на современные низкопольные автобусы, что не могло не встревожить защитников трамвая.

«Мы все понимаем, что сейчас трудные времена, – выражает общее мнение председатель общественного движения «За наш Владикавказ» Казбек Таутиев. – Но нужно из последних усилий сохранить трамвай. Может, как-то законсервировать рельсовую сеть, но не разбирать».

Невольно в памяти всплывает стоянка для автомобилей на месте кинотеатра «Октябрь» в самом сердце Владикавказа на площади Свободы. Замыслы были грандиозные, скорее всего, это и привело к тому, что мы имеем сегодня… Нынешняя республиканская власть даже не касается этой темы публично, потому что предложить, к сожалению, нечего и не на что.

Не слышно до сегодняшнего дня и четкой позиции по трамвайной сети. Обращения к прежним представителям власти должного результата не возымели: никто не отказывал, но никто и не помогал. Ничем положительным не увенчались попытки руководства предприятия войти в федеральную целевую программу «Юг России». А то, что ни своими силами, ни республиканскими, ни тем более муниципальными не справиться, понятно всем. По предварительным оценкам, общая стоимость ремонта трамвайной городской сети зашкаливает за… 1 млрд рублей. И с годами эта цифра будет только расти.

Что предлагает муниципалитет? Подчеркиваю, предлагает, потому что, как заверил руководитель Управления транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказа Борис Дзитоев, без одобрения Градостроительного совета, депутатов Гордумы, жителей Владикавказа никаких кардинальных решений приниматься не будет.

«Оптимизировать» уже означенный участок от пл. Героев до пл. Победы, а возможно, и БАМа (по житейской логике это произойдет само собой: проспект Коста – связующее звено районов ЦУМа и пл. Штыба с Северо-Западным районом) и заменить электротранспорт на автобусы. При этом усовершенствовать электроснабжение Левобережной части столицы. На Правом же береге, в том числе и при помощи приобретения в лизинг десяти новых единиц подвижного состава, – сократить интервал между вагонами до пяти минут.

«По расчетам годовой пассажиропоток должен быть не менее 8 млн человек, – аргументирует предложение Борис Дзитоев. – Сейчас он составляет 4,5 млн. Убытки составляют 665 тысяч рублей. Мониторинг наших специалистов показал, что на таких улицах, как Калоева, Калинина в вагоне едет 3–4 человека. Кстати, некоторые жители этих улиц высказывали пожелание вообще убрать трамвай».

Вполне возможно, что кому-то трамвай не нужен и даже мешает перестуком колес под окнами домовладений. Но ведь у большинства точка зрения другая. Не хочется верить, что многие напрочь забыли о том, что трамвай – визитная карточка города, раритет, транспорт, имеющий социальную направленность. Но есть эмоциональная составляющая, а есть экономическая.

И последняя зачастую перевешивает при принятии решений. Олег Дедегкаев не отрицает: оптимизация нужна. Но с его точки зрения как руководителя предприятия и, соответственно, знатока вверенного ему хозяйства, трамвайная сеть на двух берегах реки Терек – единый организм, где действует принцип взаимозаменяемости. Да и экономия от ликвидации вышеозначенной ветки снизит пассажиропоток еще на треть.

Что касается пассажиропотока, то его надо серьезно изучать несколько месяцев, пара-тройка рейсов ничего не решает.

«Вполне возможно пересмотреть определенные участки маршрутов на «Планах», – предлагает Олег. – Что касается оптимизации, то я ее вижу в снижении интервала между вагонами с 20 до 5 минут. Тогда и работающие граждане смогут рассчитывать на трамвай».

Интервал в пять минут способен напрямую повлиять и на количество личного авто. Если уж такое случится, то, вполне возможно, кто-то (и не один) пересядет на общественный транспорт. Но рассчитан ли парк на такой интенсив? К сожалению, нет. Даже лизинговые вагоны не помогут. Сейчас на работу ежедневно выходят 18–19 вагонов, максимум 22, а надо 35. Не так давно, в 1980-х годах, по городу ежедневно курсировало 46 вагонов. Но что важно, трамвай по выносливости, а значит, по сроку эксплуатации в разы превышает тот же автобус.

И еще небольшое дополнение, прежде чем перейти к актуальной ныне тарифной теме. Трехкилометровый отрезок на проспекте Коста нуждается в срочном ремонте. Этого никто не отрицает. Но, по расчетам предприятия, на замену рельсовой сети и выравнивание покрытия с проезжей частью потребуется 90 млн рублей. Кстати, старые рельсы можно сдавать в металлолом и закупать на эти деньги контактный провод.

Говорили мы об этом участке и с начальником УГИБДД МВД по РСО-А Хасанбеком Бекузаровым. Для его ведомства основная головная боль – перекрестки, а именно никуда не годное состояние переездов через трамвайные пути. «Машины просто не успевают проехать на нужный светофор, тем самым создавая заторы на дорогах, – говорит Хасанбек Бекузаров. – Перекрестки нуждаются в срочном ремонте». И поделился своими наблюдениями: «В Краснодаре трамвай идет тихо, ровно, а  у нас кажется, того и гляди завалится на один бок».

Чтобы не завалился, надо приводить рельсовую сеть в порядок. Понятно, как дважды два – четыре, что миллиард с хвостиком ниоткуда не свалится. А что из себя представляет тарифная политика? Может, там есть скрытые резервы?

И здесь за основу надо взять тот факт, что ни в одной стране мира общественный транспорт не является самоокупаемым и тариф не устанавливается по себестоимости. Он должен быть доступен для широкой категории граждан, а поэтому иметь твердые дотации от государства. Хотя, к примеру, в столице Латвии Риге проезд стоит 1,15 евро, а если брать билет непосредственно в вагоне, то и все 2. Есть и льготники. «В Риге трамваю отводится значительное место в системе городского транспорта, – рассказывает житель Риги Владислав Синицын, участник Международной программы Erasmus Mundus в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Хетагурова. – Метро в городе нет, а трамвайные ветки связывают центр и отдаленные районы. Подвижной состав постепенно обновляется. За состоянием имеющейся путевой структуры тщательно следят городские власти. Ремонтировать дешевле, чем прокладывать новые рельсы».

Рижский трамвай старше нашего на три года. Его берегут как зеницу ока, как, впрочем, и по всей Европе. Прагу, Вену, Берлин и многие другие города представить без трамвая просто невозможно. Это самый экологически чистый и любимый вид транспорта, настоящий символ и гордость города.

Сравнивать среднюю зарплату жителя Вены и даже Риги с нашей – пустое дело. У нас она в разы ниже. Поэтому и проезд стоит сегодня 13 рублей. А экономически обоснованный – 36 рублей. Без учета средств на развитие и прочую «роскошь» – 26. Ясно, что хозяйство – планово-убыточное. Кто должен покрывать тарифную разницу? Раньше ее компенсировало государство, потом это бремя перекинули на регионы.

Сегодня в бюджете городской администрации на нужды электротранспорта заложено 60 млн рублей. Механизм взаимоотношений предприятия и АМС не совсем понятен, но по факту последняя должна сделать муниципальный заказ на услугу с указанием объема перевозок. Только тогда Региональная служба по тарифам сможет утвердить экономически обусловленный тариф, после чего есть возможность подать заявку в правительство на компенсацию межтарифной разницы.

Пока этого нет, как не было и помощи от руководства республики. Зато есть вопиющий факт, о котором с возмущением отзывались все участники разговора. Как выяснилось, десять соток трамвайного депо на улице Пашковского со всей ремонтной базой и даже частью подвижного состава проданы в 2014 году частному лицу. Сумма сделки не достигает даже

3 млн рублей. И чтобы эксплуатировать вагоны, предприятие вынуждено выплачивать аренду! Эта новость не менее резонансная, чем ситуация в парке Победы. Еще ранее продано и административное здание. Что уж тут  говорить о сохранении трамвайной сети, когда завтра вполне может статься такое, что вагоны будет негде ремонтировать. Пункт технического осмотра на улице Николаева годен лишь для ночной стоянки вагонов. Вот они и выходят теперь на линию только оттуда, а не из двух точек, как ранее.

Пока собственники милостиво разрешают трамваю кое-как «жить», но при случае могут и попросить. Тогда куда? Где вагоны будут обслуживаться? Городская администрация подала исковое заявление о признании договора купли-продажи недействительным в Арбитражный суд. Каково будет решение – пока не известно. Бесспорно одно: нашему родному владикавказскому трамваю предстоят нелегкие испытания.

P.S. ВМУП «Владэлектротранс» принял новость о существенном снижении тарифа на электроэнергию, которое стало возможным благодаря серьезной работе правительства республики, с большим позитивом. Сэкономленные средства будет куда применить. Стоит также отметить, что у предприятия задолженности по электроэнергии нет.

Тамара БУНТУРИ

Категория: Экономика | Просмотров: 301 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: