Главная - Невербальное общение
Как нарисовать людей в русских народных костюмах. Рисование в подготовительной группе на тему «Кукла в национальном костюме»: специфика проведения занятия
  • закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях;
  • учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения;
  • развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;
  • воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского на-рода, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материалы: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство ХVIII-ХХ веков», репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова, народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево, народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр», лоскутные коврики, платки, рисунки детей, бумага для акварели белая 35x24 см, 42x30 см., акварель, восковые мелки, гуашь, масляная пастель.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

1. Что такое музей?
2. Что мы можем там увидеть?
3. Какие бывают музеи?

Дети входят в «музей» русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Русская одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная. Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку. Отмечают, что основу русского народного костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева, собранная сверху на бечевку или тесьму, сверху поневы - фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову - кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник - бисером, вышивкой.

Вопросы к детям:

1. Что составляет основу русского костюма?
2. Как украшалась рубаха?
3. Что такое понева?
4. Какие головные уборы носили русские красавицы?
5. Что такое кичка с сорокой?
6. Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Рисование

Воспитатель предлагает детям нарисовать подружек для Настеньки в народных костюмах.

Анализ. Вопросы:

Расскажите, как вы нарядили своих красавиц.
Какие декоративные элементы использовали для украшения одежды?

Рисунки на мольбертах выставляются полукругом, дети надевают народные костюмы, водят хоровод, поют русские песни «Ой, выходили девицы красны...».

Е.ДОРОХОВА,
руководитель изостудии ДОУ № 1191 г. Москвы

ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
Перед ним сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.

Цели:

  1. Познакомить с историей и традициями русских народных праздников.
  2. Воспитывать уважение, развивать интерес к народному искусству.
  3. Закрепить понятие “орнамент”, его виды.
  4. Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.

Наглядность: изображения русских народных костюмов, орнаменты, панно с изображением сельской площади, аудиозапись “Звон колоколов”, шаблоны человеческих фигурок, пословицы на доске:

  1. Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
  2. У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.
  3. Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока

а) Беседа

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

Чем еще отличается этот день от простых будней?/наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд <рисунок 1>.

Какое разнообразие праздничных нарядов!

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент)

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете?

/растительный и геометрический/

Внимание на доску. Перед вами узоры (они могут быть просто изображены на доске цветным мелом.) Какие из них не будут являться орнаментами? Почему? /в орнаменте элементы изображены в определенном порядке, ритмично./

Игра “Сочини мелодию к орнаменту”.

б) РАССКАЗ о русских народных костюмах.

Давайте познакомимся с нарядами поближе.

Основу любого русского костюма составляла рубаха <рисунок 1и 2>. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 2>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

  • нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
  • наплечные – охраняли руки,
  • наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 3>.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 4>.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 5>.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Передник щедро украшался вышивкой <рисунок 6>.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали <рисунок 7>.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

в) Работа с пословицами.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской площади с собором и крестьянскими домами. /Аудиозапись “Звон колоколов” - народ собирается на соборной площади./

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

А вы запомнили?

Вот мы это сейчас и проверим.

Детям выдаются карточки-стрелки со словами- названиями русской народной одежды:

- рубаха - епанечка - кокошник
- кушак - коротена - коруна
- косоворотка - понева - сорока
- онучи - передник - кичка.
- сарафан - навершник

Необходимо соединить карточки-стрелки с предметами одежды на картинках так, чтобы они соответствовали названиям.

V. Оценивание работ.

Анастасия Алексеевна Гузеева

Тема : «История русского народного костюма »

«Оденем Ваню в русский костюм »

Педагогическая цель.

Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства : народным промыслом, музыкой; познакомить детей с историей родного Ставропольского края.

Программное содержание.

Образовательные задачи :

Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма .

Расширять знания о русской народной культуре .

Развивающие задачи :

Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества.

Показать видоизменеия русского костюма .

Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к народной культуре.

Направление : изобразительная деятельность (рисование ) .

Виды деятельности : изобразительная, коммуникативная, двигательная.

Средства реализации. Наглядные : демонстрационные материалы : куклы в русских национальных костюмах , иллюстрации народных костюмов , образец педагогического рисунка; вербальные : стихи; художественные : эскизы кукол в народных костюмах ; мультимедийные : презентация «Казаки-некрасовцы» , «Русский народный костюм » ; аудиозапись : песни казаков-некрасовцев.

Оборудование : для воспитателя : указка, ноутбук, лист бумаги А3 с , черный маркер, акварель, тонкие кисти, банка с водой, салфетка; для детей : листы бумаги в формате А4 с нарисованным силуэтом человека , простые карандаши, акварельные краски, тонкие кисти, салфетки, банки с водой.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах . Беседа об истории русского народного костюма .

Организационная структура занятия

I.Ведение в тему .

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как одевались люди древней Руси, затем напоминает, что мальчики ходили в рубахе с поясов, онучах, лаптях, поярковой шапке с отворотом.

Давайте посмотрим, как одевались люди в нашем Ставропольском крае. Какими они были? Как украшались? Давайте узнаем об этом.

II. Познавательная деятельность.

1. Познавательно-информационная беседа. Казаки-некрасовцы.

Воспитатель показывает слайды и кукол в костюмах казаков-некрасовцев , на фоне звучит аудиозапись песен казаков-некрасовцев.

2. Словесно-иллюстрированный рассказ. Народный костюм некрасовских казаков.

- Костюмы у некрасовцев совсем не казацкие - яркие шелковые ткани, балахоны - это больше напоминает праздничные одежды турков…

Костюмы их совершенно не похожи на обычную одежду казаков. Некрасовский костюм очень яркий , можно даже сказать эпатажный. Поверх рубахи на турецкий манер некрасовцы всегда одевали желто-синий балахон, который спереди по всей длине застегивался на пуговицы. Балахон шился из ярких турецких тканей. Вообще вся расцветка костюма была связана с круговоротом жизни на земле : желтый цвет символизировал зерно, синий – воду, красный – солнце, а зеленый – зелень, пробуждающуюся жизнь.

Нижний край одежды и все швы обязательно украшались вышивкой, узор которой по языческим преданиям являлся оберегом. Технически она была очень сложная и требовала кропотливой работы. По поверью, «нечистая сила» не могла ни войти, ни выйти через отверстия, защищенные рукотворным декором. Обычно выполнялся узор тонкой черно-желтой нитью.

Одежду некрасовцы передавали из поколение в поколение – из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери – дочери. Весьма интересны у некрасовцев были головные уборы женщин. По ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами : монетками, маленькими ракушками, бисером. Поверх повязки - яркий платок красно-желтой расцветки. Кстати, все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками. Сейчас, к огромному сожалению, техника традиционной некрасовской вышивки полностью утеряна.

III. Творческая практическая деятельность.

1. Демонстрация приемов работы.

Воспитатель показывает детям приемы рисования мужского костюма по мотивам костюмов казаков-некрасовцев .

Обратить внимание на работу с красками : сначала заполняется фон, затем раскрашивается рисунок.

Прежде чем вы приступите рисовать , необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – (последовательно соединяют

Будем вещи мы стирать : пальцы одной руки с пальцами другой)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем -

Их стирать мы тоже будем. (кулаки имитируют стирку)

2. Работа над творческим заданием.

Задание : выполнить рисунок на тему «Оденем Ваню в русский костюм » по мотивам костюмов казаков-некрасовцев .

IV. Рефлексия.

1. Выставка работ. Дети расставляют рисунки, любуются ими, обсуждают их.

2. Подведение итогов.

Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Костюмы получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. Понравилось вам быть мастерами народного костюма ? (ответы детей)

Воспитатель благодарит детей за работу.

Публикации по теме:

Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные Познакомить с элементами русского.

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные Познакомить с элементами.

Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм карандашом. Я сделал уже много уроков рисования разной одежды. Ссылки на них ты увидишь внизу, под этим уроком. А для этого я подобрал картинку с изображением женской праздничной одежды из Тверской губернии 19 века:

Слева изображен сарафан, рубаха и пояс. Справа девичья праздничная рубаха с поясом. Если тебе задали на уроке истории или изо эту тему, ты можешь воспользоваться этим уроком:

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног. Здесь так же важно соблюдать пропорции.

Шаг второй. Прорисовываем форму платьев. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто.

Шаг третий. Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы и тени от них на платье.

Шаг четвёртый. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Это непросто какие-то выдумки от Армани или Гучи. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, зрителю будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм? А так, взглянув лишь на секунду, любой без ошибок определит.

Описание как нарисовать татарский национальный костюм карандашом поэтапно

Как нарисовать русский сарафан Lessdraw - Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно. Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно. Лису карандашом поэтапно Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно, рисование карандашом. Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно. Задавшись вопросом о том, как нарисовать русский народный костюм пошагово, следует. Как нарисовать белорусский костюм мужской и женский карандашом поэтапно. Как нарисовать татарский народный костюм поэтапно карандашом ребенку Рисуем с детьми. Татарские национальные костюмы очень красивые. Как нарисовать девушку в татарском национальном костюме? Как нарисовать парня в татарском. Как нарисовать костюм поэтапно карандашом для начинающих за короткий промежуток. Как нарисовать одежду карандашом поэтапно. Русский народный костюм; как нарисовать элементы национальной. Татарский национальный костюм поэтапно карандашом Как. Учимся рисовать костюм из развлекухи Crysis 3 на бумаге простым карандашом поэтапно Учимся рисовать костюм поэтапно. Вдохновение волк животное как нарисовать карандаш. Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм. Видео - урок, как нарисовать одежду карандашом поэтапно 8 вариантов разных эскизов одежды. Ответы на вопрос Как нарисовать русский народный костюм карандашом, поэтапно? в рубрике. Если вы не знаете, как нарисовать костюм и придать рисунку максимальное сходство. Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно - Уроки рисования - Полезное. Национальный русский костюм как нарисовать Русский национальный костюм (21 фото) Картины. Как нарисовать русско народный костюм поэтапно карандашом Шьем русский народный сарафан. Детям в первом классе задали нарисовать национальный русский костюм, что бы. Мы хотим представить вашему вниманию поэтапный урок рисования карандашом японки в кимоно. Если вы задались вопросом как нарисовать карнавальный костюм, то для вас мы предложим. Если рисовать Железного Человека поэтапно карандашом Как нарисовать мультяшных. Привет! Мы уже пробовали рисовать самые разные платья, а в этот раз попробуем нарисовать. Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий. Разноцветные карандаши карандашом поэтапно Как. Национальные костюмы Как нарисовать поэтапно. Уроки рисования карандашом поэтапно в картинках. Как нарисовать женщину в русском народном костюме обои поэтапно карандашом. Как рисовать героев диснея карандашом поэтапно. Как нарисовать национальный костюм мордвы 22. Как нарисовать 2 классу народный костюм русского племя высумеете xVII идущей же черепашка Русский народный костюм нарисовать. Как нарисовать русский народный костюм; 3. Ногах раскрасьте темно - желтым карандашом, а костюм. Как нарисовать кокошник карандашом поэтапно? Как нарисовать. Как нарисовать цветы поэтапно для начинающих Как нарисовать подснежник карандашом.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS