Главная - Невербальное общение
Научно исследовательская работа "русский народный костюм в прошлом и настоящем". Народные костюмы России

Национальная одежда - это часть культуры народа. Она формируется в зависимости от особенностей климата, мировоззрения и рода деятельности людей. Каждый народ должен знать свое прошлое и его традиции. Во многих странах национальная одежда используется на праздниках и дома, а в России очень мало кто знает, как одевались наши предки. Когда говорят о традиционной одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

История национальной русской одежды

В основном изучены народные костюмы России с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и

даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Из чего делали одежду на Руси?

Издавна на Руси для изготовления костюмов использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками. В большинстве наиболее распространенным был красный цвет. В более богатых семьях шили одежду из дорогих привозных тканей, например, шелка. Кроме тканей использовались меха, овчина и кожа. Для теплой одежды применяли также шерстяную нить из овечьей и козьей шерсти. Очень богато украшен был народный костюм России. Рисунок на ткани и вышивку могли делать золотой или серебряной нитью, отделывали наряд бисером, драгоценными камнями или металлическим кружевом.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху "запон" или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы имели общий обязательный элемент - пояс. Эта

Деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

в разных областях

Россия - огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак - широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Народная женская одежда других районов России

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Мужской русский костюм

Он был менее разнообразным и почти не отличался у жителей разных областей. Основой его была длинная, часто до колен, рубаха. Ее отличительной особенностью являлся вырез на горловине с левого края, иногда расположенный косо. Такие рубахи получили название "косоворотка". Но во многих южных губерниях вырез был

Прямым.

Штаны чаще всего были узкими, шили их с ластовицей для удобства передвижения. Они не имели карманов и застежки, удерживались с помощью тесьмы, называемой "гашником". Чаще всего они были из простой холщовой однотонной ткани или из тонкой шерсти в узкую полоску. В некоторых областях, например, среди донских казаков, были распространены широкие шаровары красного или синего цвета.

Обязательным элементом мужского костюма был широкий пояс, который, кроме обережного значения, имел еще и практическое применение: к нему привязывали разные нужные мелочи. В и на Севере были распространены еще и жилеты, надеваемые поверх рубахи. На голове мужчины носили мягкую суконную шапку, а в более позднее время - картуз.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой

одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды.

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запастья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканной материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные - обрядовые - надевались только несколько раз в году.

Сарафан

Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой.

Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали

более разнообразными. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканного холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Что еще носили женщины на Руси?

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Поверх поневы надевали передник, который назывался "занавеской" или "запоном". Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.

В холодное время года носили стеганые душегрейки из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб носили "пониток" - теплую одежду из сукна.

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Народный костюм Русского Севера

Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа


ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма

Уклад жизни северян

  • «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ

(древнеславянский язык)

Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)

Будни чередовались с праздниками.

ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.

Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.

Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную

  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи (Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел, и другие

Традиционный женский наряд Русского Севера

  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Женский костюм

I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере

  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити. Ажурное ткачество

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Кружевоплетение Вологодская губерния


Головные уборы Русского Севера

  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Сорока кон.19 века. Каргополье

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Плат золотой


Символы в вышивке , ткачестве

ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.

Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.

Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.

Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.


Мужская народная одежда

  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.

заключение

  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».

Список литературы

  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб, 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки, 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С. , М, «Планета» , 1987
  • 9. «Костюм: история, крой, шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003


Районная научно-исследовательская конференция «Познай себя»

Тема исследовательской работы:
Русский народный праздничный костюм

Д.Тагна2017 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………………………………………………. 3
Анкетирование учащихся 5-6 классов……………………………..................................................4
2. Составные части женского и мужского костюмов…………………………………………… 6
3. История использования народных мотивов в моде…………………………………........ 10
4. Роль русского костюма в жизни современного человека …………………………… 11
5. Заключение ……………………………………………………………………………………………………….13
6. Литература ………………………………………………………………………………………………………..15
7. Приложения ………………………………………………………………………………............................16

1.Введение
«Уважение к минувшему –вот черта,
отличающая образованность от дикости».
(А. С. Пушкин)
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники?
Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма.
Я провела анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (Приложение 1).Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.
Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности, своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мне хотелось написать в своей работе.
Цель: познакомиться с историей костюма, показать историческую значимость народности в современной жизни.
Задачи:
Найти сведения о праздничном русском костюме.
Изучить историю возникновения костюма.
Проанализировать динамику использования народных мотивов в костюме русского человека.
При написании работы мною были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы этнографического музея.При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы: работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в этнографический музей «Русская изба» д.Тагна.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, директор музея Гайдукова Нина Степановна, также помогла дополнительная литература.
На основании этих данных попытаюсь воссоздать образ русского праздничного костюма.
Объект: хроника событий, связанных с историей русского костюма.
Предмет: русский праздничный костюм.
Проблема: Отличительные черты народного праздничного костюма.
Гипотеза: мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.
План проведения исследования:
1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.
2.Этнографическое исследование.
3.Посещение этнографического музея «Русская изба» д.Тагна.
5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.

2. Составные части женского и мужского костюмов
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (Приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.
На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.
Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (Приложение 3). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.
Сарафан считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.
По словам старожила нашего села- Яковлевой Дарьи Васильевна, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.
Еще один вид женской одежды- шушун. О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо к матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.
А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею. Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.
Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева. Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.
Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. (Приложение 4). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (Приложение 5).
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.
А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани, из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.
Традиционной верхней одеждой был- кафтан (Приложение 2). Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.
Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки-мурмолки.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами».На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.
3.История использования народных мотивов в моде.
Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Я решила проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрала модели с 40-х по 60-е годы. Получились следующие результаты:

Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)
Использование народных мотивов в моделировании
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.

4.Роль русского костюма в жизни современного человека
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. В знаменитом музее Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, находится большая коллекция русского народного костюма. (Приложение 6).Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов.В нашей деревне Тагна есть несколько фольклорных групп разных возрастов. Есть группа «Рябинушка», «Тагнинские девчата» и детская фольклорная группа «Калинка», в которую вхожу я. Все ансамбли выступают в нарядных русских костюмах, стараются подчеркнуть свою индивидуальность. Зрителям очень нравятся наши коллективы.(Приложение 7).
Я пришла к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
5.Заключение
В своей работе мне хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.
Люди охотно мне помогали, шли на контакт, с кем-то общалась самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя Татьяны Ивановны. В библиотеке я работала с Гриженаускене Еленой Александровной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (Приложение 8).
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.
6.Список литературы
1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
6. http://festival.1september.ru/articles/511618/7. Журналы мод.

Приложение 1

Приложение 2
Словарь терминов
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор, тип чепца.
Душегрея – это укороченный сарафан.
Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами –вошвами.
Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец – лента украшенная узором.
Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.
Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк – фартук украшенный узором.

Приложение 3
Рубаха и передник

Женский костюм в разных губерниях России.

Приложение 4
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848 г.

Приложение 5
Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998 г.

Русский народный костюм 18-19 -20 вв. из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Приложение 6

Праздничный костюм уральской казачки-сарафан,рукава,пояс,косынка-конец 19века-начало 20 века.

Архангельская губерния.Крестьянский костюм городского типа.Сарафан,кофта,кокошник и платок нач.20 в.

Крестьянский костюм Курской губернии-сарафан,передник,рубаха,платок_конец19-начало 20вв.

Крестьянский костюм Смоленской губернии-сарафан,рубаха,пояс-конец 19 века.

Крестьянский костюм Вологодской губернии-сарафан,рубаха,передник и головной убор "сборник" конец!9 в.
Девичий праздничный костюм северного региона-сарафан и рубаха начало 19 века.

Праздничный костюм Тверской губернии-сарафан,телогрея,кокошник и платок "головка"-вторая пол. 19 века.

Женский праздничный костюм Верхнее Поволжье-сарафан,рубаха,кокошник, платок 19 век.

Костюм Архангельской губернии-сарафан,рубаха,пояс,повязка,ожерелье-вторая пол.19 века.

Рязанская губерния-панёва,рубашка,шушпан,передник,цепочка,головной убор "сорока"-вторая пол.19 в.

Крестьянский костюм городского типа Верхнее Поволжье-юбка,лиф начало 20 века.

Праздничный женский костюм Нижегородская губерния 19 век.

Праздничный женский костюм Костромской губернии 19 век

Костюм Воронежской губернии-панёва,рубаха,передник,головной убор "сорока"-конец 19 начало 20 вв.

Костюм горожанки в народном стиле конец 19 века

Девичий костюм-сарафан,рукава,повязка- Верхнее Поволжье середина 18 века

Девичий костюм Тульской губернии конец 19в.нач.20в.

Крестьянская верхняя одежда "шубка" Курская губерния-конец 19 века

Крестьянский костюм Орловской губернии панёва,рубаха,передник,платок-вторая пол.19 века

Тульская губерния начало 20 века

Приложение 7
Фото 1.Использование народных мотивов в современных моделях

Фото 2 . Я и моя фольклорная группа «Калинка» на районном смотре художественной самодеятельности. п.Залари. 2016 г.

Приложение 8
Творчество моё и моих одноклассников

Межова Варвара, 5 класс

Гайдукова Анна, 5 класс

Великий Владимир, 5 класс

В таком виде творчества, как роспись по дереву, большинство работ – это изделия, которые относятся к народным промыслам. Выполняя их, мастер всегда обращается к старинным традициям. Это могут быть различные предметы, украшенные сценами из прошлой жизни русского народа: чаепитие, катание на тройке, народные праздничные гуляния. Это могут быть игрушки, изображающие людей или сказочных персонажей. Поэтому, мастеру по росписи очень важно иметь правильные знания о том, во что были одеты люди выбранного исторического периода и региона в котором жили персонажи.

Изображая своих героев с исторической достоверностью, мастер одновременно постигает сам и сохраняет память о русских традициях и обычаях для зрителя.

В этом исследовании практическая работа представляет собой реконструкцию старинного женского боярского костюма 17 века, созданную на основе фотографической коллекции.

Цель:

Изучить особенности русского национального костюма, особое внимание уделив костюму Московской губернии.

Объект исследования: русский женский национальный костюм

Предмет исследования: особенности русского женского национального костюма и его элементов

Гипотеза : особенности русского национального костюма и его элементов зависят от того в какое время, какими инструментами, из каких материалов, в каком регионе и для кого именно он был изготовлен. Костюм Московской губернии имеет характерные отличия от костюмов других регионов России.

Задачи.

1. Изучить особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

2. Описать классификацию элементов русского национального костюма.

3. Собрать необходимое количество образцов русского национального костюма и его элементов.

4. Выполнить анализ собранного материала с целью: определить особенности народного костюма Московской губернии.

5. Оформить коллекцию образцов в формате каталога.

6. Создать реконструкцию костюма Московской губернии ХIX в.

Методы исследования:

Сбор информации из доступных ресурсов г. Москвы: библиотеки, музеи, выставки, материалы клубов реконструкции, образовательные интернет-порталы, частные коллекции.

Систематизация материала в соответствии с общепринятой классификацией элементов народного костюма.

Анализ данных.

Практический эксперимент в формате реконструкции костюма.

Особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

1. Внешний вид костюма имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона.

2. Женский народный костюм имеет отличительные особенности в зависимости от того, какому сословию принадлежит.

3. В гардероб русской женщины входили костюмы разного ритуального назначения.

4. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало. До реформ Петра Великого (1698 год 17 век) по всей Руси люди носили только русскую традиционную одежду.

5. Изменялись ткани, используемые для пошива одежды

6. Московский костюм, и его особенности

Муниципальное образовательное учреждение

Сосновоборская СОШ

Зейского района

Народный праздничный костюм

Пичугина Татьяна,6 кл.

Руководитель: Казакова Ольга Николаевна,

2013

Содержание

1. Введение……………………………………………………………. с. 3

2. Составные части женского и мужского костюмов…………… с. 6

3. История использования народных мотивов в моде…………… с. 10

4. Роль русского костюма в жизни современного человека ……... с. 11

5. Заключение …………………………………………………………. с. 13

5. Литература …………………………………………………………. с. 15

6. Приложения ………………………………………………………… с. 16

Введение

Эпиграф: Уважение к минувшему –

вот черта отличающая образованность от дикости.

(А. С. Пушкин)

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.

А какие наряды надевали в праздники?

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.

Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно

сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.

Наша исследовательская работа актуальна , так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма. Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (приложение 2).

Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности своя собственная история. Многих

сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.

Цель : познакомиться с историей костюма, рассказать о быте, традициях и обычаях народа, показать историческую значимость народности в современной жизни.

Задачи:

    Найти сведения о праздничном русском костюме.

    Изучить историю возникновения костюма.

    Проанализировать динамику использования народных мотивов, как к историческому прошлому.

При написании работы нами были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы сельского музея.

При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы : работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в музей с. Сосновый Бор, опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература.

На основании этих данных попытаемся воссоздать образ русского праздничного костюма.

Объект : хроника событий, связанных с историей русского костюма.

Предмет : русский праздничный костюм.

Проблема : Отличительные черты народного праздничного костюма.

Гипотеза : мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.

План проведения проекта

1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.

2.Этнографическое исследование.

3.Посещение выставки “По обычаю дедову”.

4. Опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.

Составные части женского и мужского костюмов

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.

На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь – крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.

На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.

Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (приложение 4). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.

Сарафан - считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.

По словам старожила нашего села- Крюковой Марии Афанасьевны, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.

Еще один вид женской одежды- шушун . О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу,

В старомодном ветхом шушуне.

Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.

А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею . По

воспоминаниям моей бабушки Крюковой Любови Ивановны это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.

Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева . Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.

Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма (приложение 5). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (приложение 6).

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.

А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани,

из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.

Традиционной верхней одеждой был- кафтан . Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.

Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки- мурмолки .

Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с X I века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру, рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался

магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.

История использования народных мотивов

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве– путь развития и обновления современного костюма.

Мы решили проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрали модели с 40-х по 60-е годы (приложение 7). Получили следующие результаты по использованию народных мотивов по сезонам:

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов:

Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.

Роль русского костюма в жизни современного человека

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев

открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её практической полезности. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды–функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Нами была проведена беседа со студентами отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума. Мы выяснили, что в настоящее время в моделях применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т. д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям–по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с

участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах–например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях (приложение 8).

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

Студенты предоставили нам фотографии моделей одежды из их коллекций

Совместно, в ходе беседы, мы пришли к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Мастера и сейчас умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добиваются величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на исчезновение народного костюма. Предположение оправдалось.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. \

В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия родного края.

Конечно, уже много времени прошло. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать.

В своей работе нам хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.

Работа написана под руководством учителя изобразительного искусства. Руководитель работы дает рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное общение на этапе сбора информации. Особенность сельской местности заключается в том, что мы знаем людей, с которыми будем общаться, а среди них есть неординарные личности, чья информация нам очень нужна и важна. Люди охотно нам помогали, шли на контакт, с кем-то общались самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя, а на кого-то действовало личное обаяние наших родственников. В библиотеке я работала с Григорьевой Мариной Феликсовной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так, что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.

Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием, и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (приложение 9).

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Список литературы

1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.

3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.

5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.

6.

7. Журналы мод.

Приложения.

Приложение 1

Словарь терминов

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор, тип чепца.

Душегрея – это укороченный сарафан.

Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами.

Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.

Венец – лента украшенная узором.

Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.

Армяк – фартук украшенный узором.

Приложение 2

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов . Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно что дети недостаточно знают о народном костюме.

Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.

Приложение 3

Рубаха и передник

Приложение 4

Женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом.

Приложение 5

Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848

Приложение 6

Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998

Убрус

Приложение 7

Анализ Журналов мод за 40-60-е годы (периодика сельской библиотеки и данные интернета).

Результаты по использованию народных мотивов по сезонам :

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов :

40-е годы- народная вышивка как декор одежды;

50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;

60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)

Использование народных мотивов в моделировании

В 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать.

Приложение 8

Использование народных мотивов в современных моделях


Приложение 9

Мое творчество



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS