Главная - Невербальное общение
Путешествие квест по произведениям шарля перро. Сценарий литературной игры "по следам сказок шарля перро"

Литературная игра по сказкам Ш.Перро.

Вед.: Много лет назад во Франции жил преуспевающий адвокат, архитектор при дворе короля, признанный ученый и поэт. В возрасте 68 лет им была издана книга сказок «Истории, или Сказки былых времен (сказки моей матушки Гусыни) с моральными поучениями».

Благодаря этой книге мир познакомился с Красной Шапочкой, Спящей красавицей, Котом в сапогах… Этих героев знают сегодня во всем мире. Книга сказок вышла под именем Дарманкура (сына Шарля Перро), но большинство ученых считают автором Ш.Перро.

Шарль Перро родился 12 января 1628 года в Париже в семье крупного буржуа. Ш.Перро рано начал сочинять, и к тринадцати годам он сложился как вполне подготовленный сочинитель. Получив хорошее образование, Перро становится сначала адвокатом, а потом работает приказчиком у своего старшего брата – финансового сборщика в Париже. С 1663 года он возглавляет Комитет литературы и становится заметной фигурой при дворе французского короля Людовика XIV. Все это время он сочиняет стихи, пьесы и совсем не думает о сказках.

В 1672 году Шарль Перро женится на Мари Пишон, которая родила ему четверых детей. Но в 1678 году случилась беда – жена Шарля Перро заболела оспой и умерла. Перро проводит все дни за работой, а вечера овдовевший отец посвящает детям. Он вспоминает те сказки, которые сам когда-то слышал от старших, и рассказывает их своим детям.

Год 1685 стал важным годом в биографии Перро и первым годом в биографии Перро – сказочника. Он взялся написать свою первую сказку. Перро назвал ее «Гризельда» – по имени главной героини, простой пастушки, ставшей женой принца. На долю Гризельды выпали нелегкие испытания, но она, преодолев их, добилась своего счастья.

Во времена Перро сказка была нелюбимой падчерицей литературы, ей не было места ни в книге, ни в салоне богатого дома. Но благодаря Шарлю Перро сказки стали популярны и любимы во всех семьях – богатых и бедных. Перро продолжает писать сказки. В 1695 году из печати выходит первое издание сказок Перро – «Сказки матушки Гусыни». Сказки переиздаются, переводятся на другие языки.

Умер Шарль Перро в 1703 году. Но его сказки до сих пор знают и читают дети всего мира. Посмотрим, знаете ли их вы.

Игра.

1 конкурс. Разминка «Ашипки».

Командам раздаются карточки с перепутанными названиями сказок Перро. Участники должны написать правильные названия.

1. «Синяя шапочка». (Красная шапочка)

2. «Девочка с пальчик». (Мальчик с пальчик)

3. «Красная борода». (Синяя борода)

4. «Рике в сапогах». (Рике с хохолком)

5. «Подарки красавицы». (Подарки феи)

6. «Кот с хохолком». (Кот в сапогах)

7. «Спящая золушка». (Спящая красавица. Золушка)

2 конкурс. «Отгадай загадку».

От команды выходит один человек, вытягивает карточку с загадками и отгадывает их.

1. Что за зверь гуляет в сказке. 2. Она красива и добра,

Ус топорщит, щурит глазки, Имя её – от слова «зола».

В шляпе, с саблею в руках, (Золушка)

И в огромных сапогах.

(Кот в сапогах)

3. Девочка хорошая по лису идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет:

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто –то страшный встретится девочке сейчас.

(Красная шапочка)

1. Всех жён его постигла злая участь – 2. Я – всем известный мальчик,

Лишил он жизни их… Я ростом ровно с пальчик.

Какой злодей! Но я не огорчаюсь,

Кто ж он? Назовите имя скорей! Я только улыбаюсь.

(Синяя борода) (Мальчик-с-пальчик)

3. Спит юная дева уж сотню лет,

Спасителя-принца всё нет и нет.

(Спящая красавица)

1. Жизнь красотой его не наделила, 2. Знайте, этого плутишку

Зато умом сверх меры наградила. Никому не обхитрить:

Ум и помог ему счастливым стать. Людоеда, словно мышку,

Кто сможет его имя отгадать? Умудрился проглотить!

(Рике с хохолком) (Кот в сапогах)

3. Принцесса спит сто лет, сто лет,

А рыцаря всё нет и нет.

И если рыцарь не найдётся,

Принцесса так и не проснётся.

(Спящая красавица)

1. Эта сказка не нова, 2. Охотнику нужна двустволка,

В ней принцесса всё спала, Чтоб девочку спасти от ….. (волка)

Феи злобной то вина

И укол веретена. (Спящая красавица)

3. Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто это? Кто тут подскажет? (Золушка)

3 конкурс. Викторина «Что? Как? Почему?»

Вопросы задаются командам поочерёдно. Если команда не отвечает или отвечает неправильно, то вопрос передается другой команде.

1. Почему падчерицу прозвали Золушка? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой)

2. Сколько сыновей было у мельника? (Трое)

3. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)

4. Сколько раз Людоед совершал свои превращения и в кого он превращался? (Два: во льва и мышь)

5. Кто спас Красную Шапочку и её бабушку? (Дровосеки)

6. Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (Сто)

7. Как называл своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

8. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (Шестнадцать )

9. Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? (Старший – мельницу, средний – осла)

10. Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? (Семь)

11. Что потеряла Золушка, когда убегала с бала? (Хрустальную туфельку)

12. Что должно было произойти, чтобы проснулась Спящая красавица? (Её должен был поцеловать принц)

13. Как звали королевского сына с хохолком? (Рике)

14. Чем уколола палец принцесса? (Веретеном)

15. Какая шкура заменяла платье принцессы? (Ослиная)

16. Из какого овоща фея сделала карету для золушки? (Тыква)

4конкурс. Кроссворд «Восемь сказок Шарля Перро».

  1. Красная (шапочка)
  2. Спящая (красавица)
  3. ……. шапочка. (красная)
  4. Замарашка. (Золушка)
  5. …….. с пальчик. (мальчик)
  6. Мальчик с (пальчик)
  7. Фея. (волшебница)
  8. Синяя (борода)
  9. …. с хохолком. (Рике)
  10. 10. Кот в (сапогах).

5 конкурс. «Музей чудесный вещей».

Команды получают карточки с перечнем волшебных предметов из сказок Перро и пишут из какой сказки каждый из них.

1. Волшебная палочка. (Золушка)

2. Тыква. (Золушка)

3. Хрустальные туфельки. (Золушка)

4. Веретено. (Спящая красавица)

5. Сапоги. (Кот в сапогах, Мальчик –с-пальчик)

6. Камешки. (Мальчик-с-пальчик)

7. Корзинка с пирожками. (Красная шапочка)

8. Красная шапочка. (Красная шапочка)

9. Колечко. (Ослиная шкура)

10. Связка ключей. (Синяя борода)

6 конкурс. «Телеграммы».

Команды получают телеграммы и должны угадать, кто их автор.

ТЕЛЕГРАММА.

«Всем! Всем! Всем принцам и королевичам! Убедительная просьба в ближайшие сто лет не беспокоить. Хочу поспать!» (Спящая красавица)

«Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал». (Золушка)

«Матушка очень меня любила.

Шапочку красную мне подарила». (Красная шапочка)

«А я маленький, да удаленький!» (Мальчик-с-пальчик)

Вед.: Вот наша игра и подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Определяется команда победитель, участникам которой вручаются призы.

Сказочные истории Шарля Перро известны всем. Они вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений. Режиссеры и сценаристы также не оставили без внимания удивительные сказки этого автора, и по мотивам его произведений создано немало замечательных фильмов. Сказочные персонажи Перро оживают в парках аттракционов, на сценах театров, в компьютерных играх и остаются в числе самых любимых, как и сотни лет назад.

История французских сказок

Во Франции XVII столетия господствующим направлением в искусстве был классицизм. В том числе и в литературе. Произведения античных авторов считались образцом для подражания. Во времена короля Франции Людовика XIV в искусстве процветал культ античности.

Мифологические сюжеты и герои древних историй преобладали в творчестве живописцев и поэтов. Они прославляли торжество разума и долга над чувствами и, конечно, воспевали власть монарха, якобы объединяющего все силы нации. Вскоре интересы буржуазии пришли в противоречие с интересами облеченного властью монарха, и оппозиционные настроения усилились по всей территории Франции.

Настроение общества, естественно, отразилось и в искусстве. В среде французских литераторов завязался спор о превосходстве античных и современных авторов. Немногочисленные противники классицизма утверждали, что писать прекрасные произведения можно и без подражания древним авторам. К тому же новые авторы превосходят античных уже тем, что они обладают лучшими знаниями и кругозором.

В числе инициаторов этого исторического спора о необходимости перемен был и Шарль Перро - королевский чиновник и член Французской академии. В своем произведении «Сравнение древних и новых авторов» он призывал авторов отображать современную жизнь, черпать образы и сюжеты из окружающей действительности, а не из античной литературы.

Об авторе

Шарль Перро был известен в первую очередь как поэт и публицист, один из основателей Академии наук и Академии живописи. Даже сочиняя для детей сказочные истории, он оставался моралистом и использовал свои произведения для обучения и развития личности. Но прежде чем перечислить труды, в том числе и список сказок Шарля Перро, хотелось бы познакомить читателей с историей жизни писателя.

Шарль Перро появился на свет 12.01.1628 года в семье судьи. Его родители были озабочены образованием детей и в восьмилетнем возрасте мальчика отправили в колледж, как и его братьев. Все они прекрасно учились и ни разу не были наказаны розгами, что совершенно не типично для того времени. Еще в колледже Шарль занимался литературными исследованиями, но после разногласий со своим учителем решил оставить учебу.

Он изучал библейские тексты, произведения отцов Церкви и светских писателей, историю Франции и занимался переводами. Одновременно Шарль посещал уроки права и вскоре стал дипломированным юристом. Купив лицензию, Перро некоторое время занимает должность адвоката. Но это ему быстро надоедает. Шарль решил закрепиться при дворе и, оставив адвокатскую практику, он устроился клерком к своему брату, занимавшему должность главного сборщика налогов.

В 1663 году Шарль занимает должность секретаря в Академии надписей и служит под руководством Жана Кольбера - министра финансов Франции. Шарль Перро также работал в качестве контролера в Инспекции королевских зданий. Мастер на все руки, Перро принимал непосредственное участие в создании Версаля, он же написал первый путеводитель по лабиринту Версальских садов.

Будучи довольно плодовитым писателем, Шарль писал как легкую поэзию, такую как галантный «Диалог любви и дружбы», так и «внушительные» произведения на тему архитектуры. Многие его работы забыты, хотя и представляют довольно обширный перечень. Зато навечно вошел в историю литературы и, кроме того, принес своему автору всемирную славу небольшой список сказок Шарля Перро.

Основатель сказочного жанра

Перро, чтобы доказать правоту своих слов, решил собственным примером показать, что мораль можно извлечь и из сюжетов, отображающих народный быт и современную жизнь. Он занялся обработкой народных сказок, которые в то время вообще не рассматривались как отдельный литературный жанр. В результате в 1697 году издает Шарль Перро сказки. Список в алфавитном порядке вошедших в первый сборник «Сказки матушки Гусыни» произведений выглядит так:

  • «Золушка»;
  • «Кот в сапогах»;
  • «Красная Шапочка»;
  • «Мальчик-с-пальчик»;
  • «Рике с хохолком»;
  • «Синяя Борода»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Феи».

Сказка «Рике с хохолком» принадлежит перу самого автора. Семь других произведений сборника представляют народные сказки, услышанные им от кормилицы сына. Писатель облагородил известные народные сюжеты с присущим ему юмором и талантом. Некоторые детали опустил, добавил новые. И сказки, ограненные великим мастером, стали известны широко за пределами литературного круга.

Произведения носили поучительный характер, что автор отметил и в названии сборника - «Истории с моральными наставлениями». Шарль Перро показал своим соотечественникам-литераторам, что народная сказка ничуть не хуже античных произведений может нести поучительный характер.

В светском обществе появилась мода на сказочные истории. Постепенно стали появляться и произведения других авторов - философские сказки, старинные истории в современном изложении и сказки собственного сочинения. В следующие издания сборника «Матушки Гусыни» входят еще три сказки Шарля Перро. Список в алфавитном порядкенебольшой:

  • «Гризельда»;
  • «Ослиная шкурка»;
  • «Потешные желания».

Благодаря всему этому начал развиваться самостоятельный литературный жанр.

Список сказок Шарля Перро невелик, как адвокат, академик и сановник, он опасался, что такое несерьезное занятие бросит на него тень. Поэтому первый сборник он издал, указав имя одиннадцатилетнего сына П. Д’Арманкура. Тем не менее правду, что автор сказок не кто иной, как Шарль Перро, Париж узнал очень быстро.

Произведения автора

В 1653 г. Шарль Перро издал «Стену Трои». В написании пародийной поэмы он опирался на свои многолетние исследования. Перро, как и его братья Клод и Пьер, отстаивал превосходство новых писателей перед древними. На трактат Буало «Поэтическое искусство» он написал произведения «Век Людовика Великого» и «Параллели древних и новых».

В доказательство своего утверждения, что его современники ничуть не хуже античных авторов, он выпускает впечатляющий том «Знаменитых людей Франции XVII века», где собрал биографии известных историков, художников, поэтов, ученых XVII столетия.

В философском исследовании «Апология женщины» отец рассказывает сыну о необходимости жениться. Красивым языком автор рассказывает о добродетели женщины, о любви, о серьезных и нежных чувствах, о милосердии и сострадании. Одним словом, учит сына искать идеальную жену - «жемчужину» в житейском море. Другие произведения автора:

  • Portrait d"Iris («Портрет Ирис», 1659);
  • Ode sur la paix («Ода миру», 1660);
  • Ode aux nouveaux convertis («Ода новообращенным», 1685);
  • La Création du Monde («Создание мира», 1692).

В 1755 году Шарль пишет «Воспоминания о моей жизни», в которых рассказал о важных вехах своей жизни: службе у Кольбера, редактировании первого Французского словаря, посвященных королю произведениях, переводах, трехтомнике, посвященном сравнению древних и современных авторов. Но ни словом не упомянул о сборнике «Матушки Гусыни», а ведь именно этот список сказок Шарля Перро стал шедевром мировой культуры.

О чем его сказки?

Произведения автора, написанные для детей, пользуются огромной популярностью во всех странах. Несмотря на несколько французскую грацию, сказочные истории Шарля Перро заняли достойное место в литературе. Веселые, занимательные, с налетом народной поэзии, они непринужденно раскрывают основы человеческой морали. Дети намного легче воспринимают эти волшебные и чудесные истории, чем нравоучительные беседы.

Шарль Перро прекрасно показал на примере своих сказочных историй, что дети способны замечать хорошее и плохое, доброе и злое. Забавляясь красотой и миловидностью сказки, они извлекают нужные уроки. Бесспорно, сказки оставляют простор для воображения, и дети верят чудесам сказки. Но, как только настанет время, они научатся отличать воображаемое от действительного. А уроки, извлеченные из первых книжек, останутся с ними навсегда.

Первый сборник на русском языке

«Волшебные сказки» Перро были переведены на русский язык известным писателем И. С. Тургеневым и изданы в Санкт-Петербурге в 1867 году. Тургенев работал над переводом почти 2 года и, судя по его статьям, остался недоволен его качеством. Но, несмотря на это, его перевод уже сто с лишним лет считается одним из лучших. Особую прелесть первому изданию придали иллюстрации Густава Дорэ.

Еще раз перечислим сказки Шарля Перро. Полный список ихвыглядит так:

  • «Гризельда» (1691);
  • «Золушка» (1697);
  • «Кот в сапогах» (1697);
  • «Красная Шапочка» (1697);
  • «Мальчик-с-пальчик» (1697);
  • «Ослиная шкурка» (1694);
  • «Рике с хохолком» (1697);
  • «Синяя Борода» (1697);
  • «Смешные желания» (1693);
  • «Спящая красавица» (1696);
  • «Феи» (1697).

Сборник имел оглушительный успех и был переведен на многие языки мира. По мотивам сказок создано немало музыкальных произведений, мультипликационных и художественных фильмов и даже шедевров классического балета.

Шарль Перро (1628-1703) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии. Получил всемирную популярность благодаря сказке «Спящая красавица» и книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями».

Сказки Шарля Перро нужно читать за особенную живость, веселую поучительность и тончайшую иронию, выдержанную в изящном стиле. Они не утратили актуальности даже в наши дни всевозможных информационных технологий, наверное, потому что источником вдохновения для автора являлась сама жизнь.

Сказки Перро можно читать, чтобы понять законы жизни. Герои его произведений аристократично галантны и практично интеллигентны, одухотворенны и высокоморальны. Неважно, кто они – добрые девушки из простонародья или избалованные светские барышни – каждый персонаж великолепно воплощает конкретный тип человека. Хитрого или трудолюбивого, эгоистичного или великодушного – такого, какой является всеобщим примером или такого, каким быть не стоит.

Читать сказки Шарля Перро онлайн

Целый удивительный мир, который может показаться наивным, необычайно сложен и глубок, поэтому способен искренне увлечь воображение не только маленького, но и взрослого человека. Откройте этот мир прямо сейчас – читайте сказки Шарля Перро онлайн!

В отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ хранятся отечественные издания XIX – XХ вв. сказок Шарля Перро, чьё имя известно в России не меньше (а иногда и больше), чем имена сказочников Ганса Христиана Андерсена, братьев Гримм и Вильгельма Гауфа.

Биография писателя.

12 января 1628 года во французском городе Париже в семье Пьера Перро (где уже было четыре сына – Жан, Пьер, Клод и Николя) родились близнецы, которых назвали Франсуа и Шарль. Франсуа прожил всего несколько месяцев, а Шарлю была уготована долгая жизнь и бессмертная слава.

В семье Перро очень уважали учение и родители стремились дать всем своим сыновьям хорошее образование: мать семейства, образованная женщина, сама учила сыновей читать и писать; а когда младший, Шарль, в возрасте восьми лет начал учиться в колледже Бовэ, отец, адвокат по профессии, сам проверял у сыновей уроки. По словам французского историка Филиппа Арьеса (1914 – 1984; преимущественно занимался историей повседневности, семьи и детства), школьная биография Перро – биография типичного отличника; за время обучения ни один из братьев Перро ни разу не были биты розгами, что по тем временам считалось исключением.

Но всё же в 1641 году за споры с преподавателями Шарля и его школьного товарища Борэна выгнали с уроков, и они решили заняться самообразованием: мальчики занимались с 8 до 11 утра, затем обедали, отдыхали и снова учились с 3 до 5 дня; они вместе читали античных авторов, учили историю Франции, изучали греческий и латынь – то есть то, что они проходили бы в коллеже. Как позже писал Шарль Перро, “если я что-нибудь знаю, я обязан этому исключительно этим трём или четырём годам учения” . После Шарль Перро в течение трёх лет берет частные уроки права, получает диплом юриста и покупает лицензию адвоката; но по специальности Перро-младший работал не долго, и вскоре поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро (1665 – 1680).

Отчаянный спорщик впоследствии нашёл применение своему таланту во время спора «древних» и «новых». В XVII веке господствовала точка зрения, что античные писатели, поэты и учёные создали самые совершенные, самые лучшие произведения, в то время как «новые», то есть современники, могут лишь подражать «древним», так как не способны создать ничего лучше, в связи с чем главным для поэта, драматурга, учёного считалось стремление быть похожим на античные образцы.

С поэтом, критиком и теоретиком классицизма Никола Буало (Никола́ Буало́-Депрео́; 01.11.1636 – 13.03.1711), автором трактата «Поэтическое искусство» , в котором установил «законы» написания произведений, чтобы всё было в точности как у древних писателей, Перро был категорически не согласен (“за что так уважать древних? Только за древность? Мы сами – древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта). Его трактат «Сравнение древних и современных» вызвал бурю возмущения у приверженцев «древних»: они стали обвинять Перро в том, что он, самоучка, критикует древних лишь потому, что, не зная греческого и латыни, не знаком с их произведениями.

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже и дать возможность годиться своим современниками, Перро выпустил огромный том «Знаменитые (или, в некоторых переводах, Великие) люди Франции XVII столетия» , где собрал более ста биографий знаменитых учёных, поэтов, историков, хирургов, художников.

Также Шарль Перро – академик Французской Академии надписей и изящной словесности, возглавивший работу над «Всеобщим словарем французского языка», адвокат и приказчик министра финансов Франции при Людовике XIV Жана-Батиста Кольбера (29.08.1619 – 06.09.1683), за свои заслуги Шарль Перро получивший титул дворянина. Также он был известным поэтом своего времени, автором нескольких научных трудов, а также ряда художественных произведений:

1653 год – пародийная поэма в стихах «Стена Трои, или Происхождение бурлеска» (Les murs de Troue ou l’Origine du burlesque)

1687 год – дидактическая поэма «Век Людовика Великого» (Le Siecle de Louis le Grand), читанная во Французской Академии, положившая начало «спору о древних и новых». и выступает против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями

1691 год – сказка в стихах «Гризельда» (Griselde) (стихотворная обработка 10 новеллы Х дня, новеллы «Декамерона» Бокаччо).

1694 – сатира «Апология женщин» (Apologie des femmes) и стихотворная повесть в форме средневековых фаблио «Потешные желания» .

В том же году была написана стихотворная сказка «Ослиная кожа» (Peau d’ane)

1696 год – анонимно опубликована сказка «Спящая красавица» , впервые воплотившая черты нового типа сказки: она написана в прозе и к ней присоединено стихотворное нравоучение, адресованное взрослым, но не лишённое иронии (про свои сказки Перро писал, что они выше античных, потому что содержат моральные наставления). Постепенно в сказке фантастическое начало превращается в первостепенный элемент, что находит отражение в заглавии (точный перевод La Bella au bois dormant – «Красавица в спящем лесу» ).

1697 год – издаётся сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями» , содержащий 9 произведений, представлявших собой литературную обработку народных сказок

1703 год – «Мемуары» Перро, написанные за несколько месяцев до смерти, в которых он освещает все наиболее важные события своей жизни и творчества, но не упоминает про сказки.

В 1683 году Перро уволился с работы и ему была назначена хорошая пенсия, на которую можно было безбедно прожить до конца своих дней. И, получив большое количество свободного времени, Перро стал писать. И однажды ему пришла в голову мысль изложить некоторые народные сказки литературным языком, так, чтобы они привлекали интерес и взрослых, и детей. Этого автору удалось добиться изложением серьёзных размышлений простым языком. Практически все сказки Перро являются литературной записью народных преданий и сказок, часто слышанных им в детстве на кухне, кроме одной: «Рике с Хохолком» Перро сочинил сам.

В 1696 году, когда Перро было 68 лет, в журнале «Галантный Меркурий » (Амстердам) анонимно была опубликована сказка «Спящая красавица» , а следующем, 1897 году, в Париже и Гааге вышла небольшая книжка с незамысловатыми картинками под названием «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» , вскоре обретшая невероятный успех.

Но по началу Перро не решался подписывать сказки своим именем и публиковался под именем своего сына Пьера д’Арманкура (одно время в литературоведении даже велись споры, что сказки действительно принадлежали перу сына, но в ходе расследования эти предположения не подтвердились; не смотря на то, что Пьер, по совету отца, начал записывать народные сказки и сам Шарль перо в своих мемуарах, опубликованных лишь в 1909 году, не упоминает подлинного автора литературной записи сказок), так как Шарль Перро считал себя серьёзным литератором, а написание сказок может испортить его репутацию.

Однако фольклорные сюжеты, изложенные Перро «облагороженным» языком с присущим талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, стали пользоваться высокой популярностью и спрос на сказки только возрос, в связи с чем они стали считаться настоящим искусством и в дальнейшем оказали немалое влияние на развитие мировой сказочной традиции: в частности, «Сказки Матушки Гусыни» являлись первой книгой, написанной специально для детей (в те времена детей учили читать по книгам для взрослых).

Заслуга Перро заключена в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который в то время ещё не был окончательным, и придал им личный стиль, в то же время характерный для XVII века. Они волшебны и реалистичны одновременно: если Вы хотите узнать, какая мода была в 1697 году – прочтите «Золушку» (ведь сёстры, собираясь на бал, одеваются по последней моде); хотите послушать, как говорили в XVII веке семья дровосека – обратитесь к «Мальчику-с-пальчик» , а услышать принцессу можно в «Спящей красавице» ; Кот в сапогах – ловкий парень из народа, который благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится “важной особой” – ведь “он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения” , а Мальчик-с-пальчик практично не забывает в последний момент вытащить у Людоеда из кармана мешок с золотом, чем спасает от голодной смерти свою семью.

Сказки Шарля Перро.

Не смотря на свои научные и литературные заслуги, всемирную известность Шарлю Перро принесли именно сказки. «Кот в сапогах» , «Золушка» , «Красная Шапочка» , «Мальчик-с-пальчик» , «Синяя Борода» нравятся не только детям, но и взрослым, и нашли отражение в мировой культуре в операх («Замок герцога Синей Бороды» венгерского композитора Бела Бартока; итальянская опера-буффа «Золушка, или Торжество добродетели» Джоаккино Россини), балетах («Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского; «Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева), драматических спектаклях, мультипликационных и кинофильмах.

Сказки Шарля Перро нередко иллюстрировали великие художники, например, французский гравёр, иллюстратор и живописец Густав (Гюстав) Доре (1832 – 1883).

В отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ имеются издания с гравюрами Доре:

Волшебные сказки Перро. / Перевод с французского Ивана Тургенева. Рисунки Густава Дорэ. – Санкт-Петербург, Москва: Изд-во книгопродавца и типографа М. О. Вольфа, 1867.




Перро. Кот в сапогах: Сказка для маленьких детей. Иллюстрации Густава Дорэ. Раскрашенные рисунки художника В. Меля (Книгоиздательство «Одесполиграф»).



Перро. Мальчик с пальчик: Сказка для маленьких детей. Иллюстрации Густава Дорэ. Раскрашенные рисунки художника С. Гольдмана (Книгоиздательство «Одесполиграф»).



Сказки Шарля Перро в России.

Впервые на русском языке сказки Шарля Перро были опубликованы в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями» . Озаглавлены они были для современного уха несколько непривычно: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой» , «Сказка о некотором человеке с синей бородой» , «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах» , «Сказка о спящей в лесу красавице»

Позднее, в XIX и ХХ веках сказки Шарля Перро издавались под более привычными для современного читателя названиями:

Перро. Красная шапочка. Кот в сапогах. Спящая красавица. Синяя Борода. / Пер. с французского Б. Д. Прозоровской. – Санкт-Петербург: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1897. – (Иллюстрированная сказочная библиотека Ф. Павленкова; № 81).





Кот в сапогах: Сказка: С шестью раскрашенными картинками. –

[Москва]: Издание Т-ва И. Д. Сытина,




Не смотря на любовь читателей, для Шарля Перро дорога в высший свет оказалась закрыта: за сочинительство сказок учёные коллеги не любили профессора Перро, а дворянство закрыло перед ним двери своих домов.

Но причина была не только в этом. Однажды во время уличной драки сын писателя, Пьер, дворянин по статусу, заколол простолюдина Гийоиа Колля, сына вдовы столяра, что в то время считалось крайне безнравственным поступком. Вследствие этого молодой человек оказался в тюрьме.

Благодаря своим деньгам и связям Шарль Перро выручил сына из тюрьмы и купил ему чин лейтенанта в полку короля, но это серьёзно испортило репутацию семьи.

Во время очередного сражения, молодой человек погиб.

Шарль Перро скончался в 1703 году, уставший и издёрганный, ненавидевший свои сказки и унёсший в могилу тайну их авторства.

Сказки Шарля Перро любимы и детьми и взрослыми до сих пор, и в XXI веке издаются в различных комбинациях с новыми иллюстрациями (например, на абонементе художественной литературы в корпусе гуманитарных факультетов Научной библиотеки МПГУ можно найти «Сказки Матушки Гусыни» с иллюстрациями Ю. Боярского ;

и книгу Сказок Шарля Перро с иллюстрациями Анны Власовой).

Мог ли в своё время поэт и учёный подумать, что его имя в веках прославят не поэмы и научные трактаты, а тоненькая книжка сказок?…

Фаблио́, фабльо́ (от лат. fabula - басня, рассказ. Старофранцузское fableaux, fabliaux - множественное число от fablel - «побасенка»; форма fabliaux является диалектизмом) - один из жанров французской городской литературы XII - начала XIV в., представляющий собой небольшую стихотворную новеллу, цель которой – развлекать и поучать слушателей.

При написании статьи были использованы материалы сайтов:

Интересные иллюстрации к сказкам Шарля Перро и других известных сказочников можно найти по ссылке:

Ирина Волжанкина
Сценарий викторины «Путешествие по сказкам Шарля Перро»

Привить ребёнку вкус к чтению

Лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Цели :

Воспитывать у детей любовь к художественной литературе;

Познакомить детей с биографией Шарля Перро ;

Закрепить знания о произведениях великого сказочника , полученные в ходе чтения;

Помочь пониманию содержания произведения, обратив внимание на на-звание сказки ;

Развивать умение отгадывать литературные загадки.

Предварительная работа :

Проинформировать детей о проведении игры-викторины .

Чтение и знакомство с произведениями Шарля Перро .

Подготовить информацию о писателе.

Создание презентации.

Выставка рисунков и поделок по произведениям писателя.

Оборудование :

Иллюстрации по произведениям и книгам писателя, костюм Красной Ша-почки, задания на карточках, разрезные картинки, портреты Шарля Перро , призы.

Музыкальное сопровождение :

Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.

Сергей Прокофьев Вальс из балета “Золушка”.

П. И. Чайковский музыка к балету “Спящая красавица”.

Ход занятия:

Дети свободно входят в зал под музыку П. И. Чайковского “Спящая краса-вица”.

Зал украшен детскими работами на тему : «Любимая сказка » . На большом экране демонстрация портрета Шарля Перро .

Воспитатель :

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук,

А приходит в дом как друг

На колени к маме ляжет,

Обо всем тебе расскажет,

Что это такое?

Ответ детей : Книга.

Воспитатель : Верно, ребята, а вы любите книги?

Ответы :

Да, я люблю слушать, когда читает мама.

А мне нравится рассматривать иллюстрации.

Воспитатель : Сегодня у нас с вами необычное занятие мы будем говорить о литературном жанре - сказка . Мы сейчас совершим путешествие в волшебный мир сказок . Какими словами обычно начинаются все сказки ?

Ответы :

Жили-были…

Воспитатель : А заканчиваются?

Ответы :

Вот и сказке конец…

Воспитатель :

Первая станция : «Узнай сказку по картинке » .

Воспитатель : Ребята, иллюстрации к каким сказкам вы видите перед со-бой?

Ответы :

Кот в сапогах

Спящая красавица

Мальчик с пальчик

Воспитатель : Что объединяет все эти сказки ?

Ответы детей : Все эти сказки написал Шарль Перро .

Воспитатель : Все эти сказки принадлежат перу одного автора.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель : (показывает портрет Ш. Перро )

Давным-давно, почти 400 лет тому назад во времена мушкетеров в далё-кой Франции жил сказочник Шарль Перро . У него было - 4 брата. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Все мальчики получили хорошее образование. Старшего брата звали Жан Перро , и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие – многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди це-нят и любят его сказки . Да и как не любить, как не ценить их, если в них, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро . И сегодня мы узнаем, кто из вас является знатоком его сказок .

Вторая станция : «Творчество Шарля Перро » .

Воспитатель : Давайте вспомним, какие сказки написал Шарль Перро :

Ответы :

1. Волшебница (Подарки феи) .

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая красавица.

10. Хохлик (Рике с хохолком) .

Воспитатель : (Под Песенку Красной Шапочки входит Красная шапочка) .

Ребята, выходите танцевать с Красной шапочкой.

Физкультминутка

Красная шапочка : У меня конверт с заданиями, одна я не справлюсь. Вы мне поможете? (Достает из корзинки карточки с заданием)

Дети : Поможем.

Третья станция : «Собери мозаику» .

Каждой группе даётся картинка разрезанная на части.

Задание : Собрать рисунок и назвать сказку .

1-я группа собирает на столе иллюстрацию к сказке “Красная Шапочка” ;

2-я группа – к сказке “Спящая красавица” ;

3-я группа – к сказке “Золушка” ;

4-я группа – к сказке “Кот в сапогах” ;

5-я группа – к сказке “Мальчик с пальчик” .

Четвертая станция : «Угадай-ка» .

Воспитатель : У каждого из вас под стулом невидимые, так как волшебные, сапоги - скороходы, обуваемся.

Отправляемся в путешествие по сказкам .

1. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить :

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить.

(Кот в сапогах)

2. Эта сказка не нова ,

В ней принцесса всё спала,

Феи злобной -то вина,

И укол веретена.

(Спящая красавица)

3. Жизнь красотой его не наделила,

Зато умом сверх меры наградила.

Ум и помог ему счастливым стать.

Кто может его имя отгадать?

(Рике с хохолком)

4. Всех жен его постигла злая участь –

Лишил он жизни их…

Какой злодей! Кто ж он?

Назовите имя скорей!

(Синяя борода)

5. Крошечка с большой душой,

Прыткий и проворный,

Шустрый, быстрый, озорной,

Смелый и задорный,

Он находчив и умен, справедлив и ловок,

Выход он найдет всегда

Из любых уловок.

(Мальчик с пальчик)

6. Тёмным лесом шла девчушка

К доброй бабушке – старушке

Башмачки, жилетка, шапка,

А в руках цветов охапка

И корзина с угощеньем

С пирогами и вареньем.

(Красная шапочка)

7. Любит труд, скромна,

Ни к кому не равнодушна,

Добротой своей взяла,

Быстро делает дела.

Ей к лицу наряд любой,

Все к ней тянутся гурьбой.

Никого не обижает,

Брань смиренно принимает

И поэтому она

Так красиво названа.

(Золушка)

Воспитатель : Почему красивую добрую девушку прозвали Золушкой?

Ответы детей :

От слова «Зола» .

Потому, что она так уставала, что отдыхала сидя в углу на ящике с золой.

За её золотое сердце.

Пятая станция : «Исключи лишнее»

Задание : Оставить только иллюстрации к сказкам Ш . Перро .

(Убрать картинки из сказок : «Айболит» , «Гадкий утёнок» , «Дюймовочка» )

Шестая станция : «Бюро находок»

Задания : Из каких сказок потеряны предметы ? (Помоги найти адресата)

Ровно в полночь убежала

И, споткнувшись, потеряла

На балу у короля

Туфельку из хрусталя

1. Золушка (хрустальная туфелька)

2. Спящая красавица (веретено)

3. Мальчик-с-пальчик (белые камешки)

4. Красная шапочка (корзинка с пирожками, горшочек с маслом)

5. Кот в сапогах (сапог)

Седьмая станция : «Викторина »

Что сыпалось из уст младшей сестры, когда та начинала говорить?

(Цветок или драгоценный камень) Волшебница (Подарки феи)

Какое наследство оставил мельник своим сыновьям?

Мельник жил на белом свете,

Повзрослели его дети.

Всё наследство, умирая,

Им оставил завещая.

Вот наследства список тот :

Мельница, осёл и кот.

Долго думали-рядили,

И по – братски поделили :

Мельницу взял старший брат,

(Был наследству очень рад,

Средний -взял себе осла,

(Так молва нам донесла) .

Младшему достался кот,

Сел он думать у ворот. Кот в сапогах

Что лежало у Красной Шапочки в корзинке?

(Пирожки и горшочек с маслом) Красная Шапочка

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (Дровосеки) Красная шапочка

Что мальчик с пальчик забрал у Людоеда?

(Сапоги скороходы и мешочек с золотом) Мальчик с пальчик

В кого превратилась крыса в сказке «Золушка» ? (В кучера)

Сколько детей было у дровосека? (Семь) Мальчик с пальчик.

Какой приказ издал король для своих подданных? (Запретить прясть и хранить в доме веретено и прялки) Спящая красавица.

Сколько лет было принцессе когда она уснула? (16) Спящая красавица.

Каким образом кот съел Великана-Людоеда? (Попросил его превратится в мышку) Кот в сапогах.

Овощ превращенный в карету Золушки? (Тыква) Золушка.

Предмет без которого нельзя творить волшебство феи? (Волшебная палочка) Золушка.

Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (Кролика) Кот в сапогах.

Воспитатель : Молодцы, ребята!

Обсуждение проблемы

– Чему учат нас сказки Ш . Перро ? Какой вывод можно сделать?

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

Красная шапочка :

Спасибо вам, Вы помогли мне выполнить все задания и мне пора возвра-щаться в свою сказку . Но я пришла к вам не с пустыми руками и хочу по-дарить книгу «Сказки Шарля Перро » , чтобы вы их читали.

Воспитатель :

(Берет книгу и читает)

Как бы мне хотелось,

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки ,

Как стихи в альбоме.

Где старушки-стены,

Сплетничают ночью.

Обо всем, что в сказках ,

Видели воочию.

Где огонь свечи,

Создает уют.

И на книжной полке

Чудеса живут.

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро .

Красная Шапочка :

А ещё для ребят я принесла угощение. (Раздает угощение) .

Воспитатель : Ребята, и нам пора возвращаться обратно.

Предлагаю сейчас нарисовать героев любимой сказки .

Под музыку С. С. Прокофьева «Золушка» дети уходят.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS