Главная - Ораторское искусство
Сочинение Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Михаил Булгаков Собачье сердце

Все пройдет. А звезды останутся.

М. Булгаков

Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о круп- ном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии.

"Роман этот я люблю больше всех моих вещей", - писал автор о "Белой гвардии". Правда, тогда еще не был написан вершинный роман "Мастер и Маргарита". Но, конечно, "Белая гвардия" занимает очень важное место в литературном наследии Булгакова.

Почему понравилось мне это произведение, которое я прочитала на одном дыхании? Самое важное, пожалуй, даже не в том, что писатель показал революцию глазами белых офицеров. Ценность романа М. Булгакова - в тончайшей эмоциональной ауре духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, "несмотря на пушки", крахмальная и чистая скатерть, стоят на столе розы, где женщина - полубогиня, а честь - в верности не только андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. И еще эта книга волнует меня, как и писателя, тем, что она полна воспоминаний о родном Киеве.

Этот роман привлекает нас и сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора. Это светлая, поэтичная книга о детстве, отрочестве и юности, лирические сны и грезы об утраченном счастье.

И вместе с тем очевидно, что "Белая гвардия" - роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, ужасе, неразберихе, нелепых смертях.

Словно с высоты времени озирает....

Творчество М.А.Булгакова - крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века.
В основе повести “Собачье сердце” лежит великий эксперимент. Главный герой - профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но она носит трагикомический характер. Для создания нового человека ученый берет гипофиз “пролетария” - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - “буржуи”. А потом - уличные выражения, и возникает омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни: он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.
Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Ведь сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Сочинение на тему: "М. А. Булгаков - мастер сатиры" (Булгаков. Сочинение. "Собачье сердце" ).

Одним из самых ярких и известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова считается «Собачье сердце». Эта повесть как нельзя лучше раскрывает сатирический талант писателя. Свое произведение автор написал еще в 1925 году, однако в России оно было опубликовано на шестьдесят два года позже. Половину столетия о существовании этой повести в России не знали, так как цензура рассмотрела в ней политическую сатиру на господствующий в стране советский режим.

И действительно, автор изобразил в своем произведении социально-историческую картину тогдашней России, противопоставляя жизнь разных социальных прослоек общества после проведения глобального эксперимента - революции. Ее последствия автор пытается разобрать на примере научного эксперимента своих героев. В повести освещены основные проблемы того времени: смена политической власти, дальнейший путь интеллигенции, вопросы нравственности. Реальность и фантастика тесно сплелись в причудливый сюжет, в котором без труда удается понять истинный подтекст.

Научный эксперимент в повести проводится профессором Преображенским, талантливым хирургом. С его образом Булгаков отождествляет интеллигенцию. Представителем нового типа людей, которых породила революция, является Полиграф Шариков.

Преображенский выступает в повести как творец, создавший нового, но опасного человека. В основе сюжета лежит история отношений искусственного создания и его создателя. Булгаков смело высказывает свое мнение по поводу таких экспериментов - он не считает, что Преображенский имеет моральное право проводить их.

Профессор откормил дворового пса, после чего попробовал хирургическим путем пересадить ему гипофиз умершего накануне мужчины. Операция удалась, и пес пошел на поправку. Но изменения стали происходить слишком стремительно: у собаки выпала шерсть, она стала ходить на задних лапах и говорить.

Автор поднимает такую проблему побочного продукта революции, как безнравственность. Оказалось, что мужчина-донор был гулящим пьяницей, который только и делал, что бранился, воровал и громко рассуждал о пролетарских идеях. Все это унаследовал Шариков, воплотив в себе все пагубные черты народа. Чтобы подняться по социальной лестнице, Шариков решает руководить очисткой города от бродячих кошек, хотя сам не так давно сбросил собачью шкуру. Наглость Полиграфа не знает границ. Он легко подхватывает главные принципы большевистского режима: разруха и всеобщее равенство. Шариков не знает, что такое мораль, он ощущает только те чувства, которые сопровождали две его прошлые жизни.

Профессора одолевают сожаления о проделанной операции, к нему приходит прозрение. «Разруха не в клозетах, а в головах» - этими словами, принадлежащими Преображенскому, автор высмеивает советский режим. У профессора не получается перевоспитать продукт своего эксперимента, поэтому он решается на еще одну операцию, которая вернула бы должное положение вещей. Операция снова удалась, и Шариков снова перешел на лай, став собакой.

В эпилоге повести, когда профессор показывает пса милиции для доказательства своей невиновности, звучит главная мысль автора: «…он говорил... Это еще не значит быть человеком...». Такие создания, как Шариков, внешне не отличаются от обычных людей, но им чужды людские чувства. При первой же возможности их бесчеловечность открывается, обнажая подлую натуру. К сожалению, Шариковы часто добиваются власти, пагубно влияя на окружающих, ведь безнравственными людьми гораздо легче руководить.

Михаила Булгакова по праву считают мастером сатиры, ведь в его руках она стала настоящим оружием. Человек с собачьим сердцем - угроза для общества любой эпохи. Повесть писателя не теряет актуальности и в наше время, являясь своеобразным предупреждением, к которому следует прислушаться.

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-29

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Михаил Булгаков Собачье сердце

Проза Михаила Булгакова всегда точна и реалистична. Даже когда события полны мистики и более того, фантастики, им веришь безоговорочно – так тщательно и, вместе с тем, естественно они описаны. Это свойство творческой манеры Булгакова, вкупе с глубиной затрагиваемых вопросов, делает его текст неизменно привлекательным для читателя.

В повести "Собачье сердце" мы видим Москву 1924 года. Город предстает холодным, ветренным и неприютным. Вообще в своих произведениях Булгаков создал точный и при этом неповторимо своеобразно отраженный образ российской действительности послереволюционного времени. Его манера изображения тяготеет к гротеску, но именно это позволяет обнажить и подчеркнуть противоречия и несообразности, свойственные этому времени.

Повествование начинается с внутреннего монолога Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками". Весь продрогший, голодный пёс наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: "Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь". Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас".

Пес добр, он сочувствует бедной барышне-машинистке, замёрзшей, "бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках". "Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…" В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяина жизни: "Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо". "Жаль мне её, жаль. А самого себя мне ещё больше жаль", - сетует Шарик.

Другой полюс повести - профессор Преображенский который пришёл в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. Сам он поселился в Обуховом (Чистом) переулке, здесь написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди, близкие по духу и по культуре.

Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М Покровского. Но, в сущности, в нем отразились тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался "пречистенской". Булгаков уважительно и любовно относился к своему герою-ученому, профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Но вот ирония времени: гордый и величественный Филипп Филиппович, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев.

Итак, Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что "бог их знает, чего они туда плеснули". Но самое главное - он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. "Это - мираж, дым, фикция" - так оценивает профессор новую Москву.

В связи с профессором в повести начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова - тема Дома как средоточия человеческой жизни. большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества, повсюду идёт яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? Он, преддомкома, - истинный центр малого мира, средоточие власти и прошлого, хищного быта.

Таким уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести "Собачье сердце" Швондер, человек в кожаной тужурке, чёрный человек. Он в сопровождении "товарищей" является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того лишнюю площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: "Вы ненавистник пролетариата!" - гордо сказала женщина. "Да, я не люблю пролетариата", - печально согласился Филипп Филиппович".

И вот, наконец, происходит главное событие повести: вместе с учеником и ассистентом доктором Борменталем, профессору удаётся пересадить собаке гипофиз человека. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо-нелюдь, целиком унаследовавшее пролетарскую сущность своего "предка", пьяницы Клима Чугункина. Безобидный Шарик превращается в человека с улицы. Первые произнесённые им слова были руганью, первое отчетливое слово - "буржуи". А потом - слова уличные: "не толкайся!", "подлец", "слезай с подножки" и т.п.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, "основой" которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Усмешка жизни в том, что, едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его "папашу" - профессора. Это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, и Шариков уверен, что в этом ему поможет домком, который "интересы защищает". "Чьи интересы, позвольте осведомиться? - Известно чьи - трудового элемента. - Филипп Филиппович выкатил глаза. - Почему же вы - труженик? - Да уж известно, не нэпман".

Шариков наглеет с каждым днём. К тому же он находит союзника - теоретика Швондера. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ - самая важная вещь на свете. Формализм и бюрократия того времени преследуют нашу страну и по сей день. Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах. И вот новый член социалистического общества – Полиграф Полиграфович Шариков – получает вожделенную бумажку и с легкой руки Швондера немедленно становится маленьким начальником.

Люмпен Шариков инстинктивно "учуял" главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай всё созданное, а также главный принцип создавшегося общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело - общеизвестно.

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Нужно отметить, что уже тогда, в 20е годы, донос становится одной из основ социалистического общества.

Всегда спокойный Преображенский теряет самообладание, он уже доведен до предела, он измотан и подавлен. Пылкий Борменталь, всем сердцем любящий профессора, который ему почти как отец, готов чуть ли не убить распоясавшегося "пациента". И Филипп Филиппович сдается; вдвоем они повторяют операцию "наоборот", воскрешая славного пса. Тишина и покой снова воцаряются в квартире.

Подводя итог, мы видим, что Москва 20-х годов предстает в повести городом исчезающей русской культуры, городом, который все более заполоняется пролетариями, несущими с собой пошлость, агрессию и бескультурье. Преображенский – воплощение старой Москвы, Швондер – воплощение новой. Финал повести звучит оптимистично и почти торжествующе - прекратив существование Шарикова, профессор остановил разрушительный кошмар хаоса, привносимого Полиграфом Полиграфовичем, вернул равновесие в маленький мир своей квартиры – но вряд ли это победа, скорее затишье. Знание исторических реалий не позволяет надеяться, что профессору позволят долго наслаждаться обретенным покоем. Интересен образ Борменталя, как представителя поколения молодого – но не принадлежащего пролетариату. Интересен – и трагичен, потому что обречен. Борменталь молод, талантлив, наделен честной, страстной душой – но он и такие как он бессильны что-либо изменить в мире Швондеров. И снова - холодный, ветренный, неприютный город…

Повесть «Собачье сердце» была подарена М. Булгаковым читателю в тяжкие времена. Это одно из избранных произведений, изображает реалии тогдашнего, тоталитарного строя. Фантастическое и реальное в произведении переплетаются и завуалированно доносят читателю действительность происходящего на протяжении периода 30х гг. IX ст. Строки повествования наделяют читателя возможностью анализировать, соотносить последствия октябрьской революции, господство пролетариата.
Профессор Преображенский мечтал, планировал провести эксперимент «всей своей ». Суть обстояла в пересадке сердца животного умирающему человеку. Похожие эксперименты пользовались вниманием, проводились на территории советских государств. Результаты и сами операции замалчивались партийной верхушкой. Для проведения опыта профессор нашёл на улице дворового пса, заманил колбасой себе в дом, подготовил к операции. Опыт прошёл успешно.
Шариков - новоиспечённый гражданин тоталитарного строя, представитель пролетариата, борец за равенство и «справедливость». Считает себя уважаемым человеком, однако сохраняет повадки животного. Интеллектуал Преображенский пытается справиться с неуправляемым, экспрессивным характером своего подопытного. Окончательным переломом стали угрозы приватизации Шариковым части жилой площади, которая принадлежала профессору.
С помощью фантастического жанра повесть "Собачье сердце" раскрывает реальность послереволюционных событий. Во главе государство пролетариат изображается как некий эксперимент. Проводится аналогия с перевоплощением животного в человека, когда это противоречит самой природе. Шариков вобрал в себя все изъяны низких слоёв, которые наконец дорвались до власти, однако получив такую возможность реформировал всё неуклюже, надменно.
Иного пути как ликвидировать Шарикова у профессора не было, несмотря не потраченные усилия и упорство. Проводя параллель событий фантастического и реального, Шариков так и не смог стать человеком, а история подтвердила невозможность господства рабочего класса ускорив крах "коммунистического" строя.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS