Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Что такое научный стиль речи примеры. Научный стиль это. К какому стилю текста относится данный отрывок |
Основные признаки научного стиля речиСамой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения . Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. Избегайте олицетворения. Избегайте метафорического и образного языка. Избегайте персонажей и ссылок на людей. Избегайте ссылаться на фантастику или фантазию. Используйте причинные формы объяснения и избегайте описательных и драматических высказываний. Как указывает сам Лемке, научный стиль отвечает ряду предписаний, столь хорошо очерченных, что делает его, хотя очень легко отличить, очень жестким и инвариантным. Конечно, это нужно делать именно с тем контентом, который он намерен связывать. Когда человек пытается передать содержание с наивысшими степенями обобщения, универсальности и объективности, необходимо прибегнуть к фиксированным, точным, недвусмысленным и безличным формам. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями. Другим типичным признаком научного стиля речи является точность . Вышеизложенное может быть связано с тем, что научные труды, как правило, не являются исключительно вербальными, имеют формальные, но невербальные формы реализации, которые в отличие от паралингвистических систем, которые сопровождают самопроизвольное словесное выражение, лишены непосредственные ситуационные или контекстные ссылки. Структурирование и организация научного дискурса. По словам Бахтина, уточнение аспектов содержания и формы и идентификация тесных связей между ними недостаточно, чтобы охарактеризовать дискурсивный жанр. Автор утверждает, что «стиль неразрывно связан с определенными единицами контента и, что более важно, некоторыми составными единицами». Тот факт, что дискурсивный жанр отражает не только результат человеческой деятельности, который его порождает, но и условия его производства, подчеркивается. Вот почему каждый жанр имеет свою риторическую организацию. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов. Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи. В случае научного дискурса эта организация будет отражать типичные задачи научного исследования, такие как абстракция и логический вывод. Во время научного исследования особый опыт становится как можно быстрее теоретической конструкцией наивысшего уровня абстракции. В дискурсивных терминах это подразумевает работу лингвистико-познавательного ресурса обобщения. В ходе этого процесса значение приобретает другое имя. Таким образом, червь становится аннелидом. Но произошло тонкое изменение: появился гораздо более абстрактный червь, звено в цепочке объяснений об эволюции видов. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий . Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Переход от народной формы к культурной форме латыни указывает на восхождение в технико-научном статусе выражения. Это одна из наиболее распространенных форм семиотизации научных знаний в дискурсе: названные или помеченные абстрактными понятиями. Управление общими техническими или научными терминами будет иметь мало дискурсивную трансцендентность, если бы оно не сопровождалось организацией, которая отражает прототипные рассуждения: построение аргумента, основанного на наблюдении и логическом выводе. Давайте прочитаем, например, следующий абзац. Когда излучение падает на поверхность, одна его часть отражается, а другая поглощается. «Впитываемость» поверхности определяется как доля случайного света на поглощаемой поверхности, а черное тело определяется как поверхность с полной «поглощаемостью». То есть, он поглощает все излучение, которое поражает его. Слово науки - однозначно и терминологично. Сравните:
Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение. В этом случае, исходя из определения «абсорбируемости», дискурс допускает следующие выводы: поглощаемость является свойством любой поверхности, определяемой как доля света, которую он может поглотить; есть поверхности, которые поглощают весь свет, который они получают; и черное тело не отражает никакого излучения, которое оно получает. Возможно, самым важным элементом в определении дискурсивного жанра является типизация риторики, присущей этому жанру. Это означает характеризацию процесса композиции дискурсивной нити, которая отражает конкретную форму мысли, о которой говорится в дискурсе. По словам Бахтина, это фундаментальный элемент в конституции дискурсивного жанра. Это динамический компонент триады в стиле контента-риторики. Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное: В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является . В организации элементов формы и содержания дискурса мы наблюдаем практику, способ действовать в мире и взаимодействовать с другими. Поскольку мы действуем с помощью семиотических средств, это действие когнитивно. До сих пор одна из самых ясных и полных характеристик этого структурирования и дискурсивно-когнитивного секвенирования в отношении науки была сделана американским психологом Джером Брунером с его предложением логико-научного способа мышления. В следующем разделе рассказывается об этом. Научный пол как способ мышления. Брунер предлагает, чтобы существовали две альтернативные формы мышления: повествование и логико-научное. Существует два модальности когнитивного функционирования, два способа мышления, и каждый из них обеспечивает характерные способы упорядочения опыта, построения реальности. Они неприводимы друг к другу. Попытки уменьшить одну модальность на другую или игнорировать ее за счет другого неизбежно теряют богатое разнообразие мышления. Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида. Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных. Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели. По этому основному отличию американский психолог предлагает три основные характеристики для научного логического мышления: его категориальную основу, его умозрительную процедуру и ее требования к универсальности. Думать научно значит думать, что объекты фактического мира можно абстрагировать и классифицировать для создания понятий и что с помощью этих понятий можно когнитивно управлять системами иерархических или каузальных концептуальных отношений. Логично-научный способ мышления стремится преодолеть особое и достичь все большего уровня абстракции. Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе. Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.). В соответствии с этой тенденцией к концептуализации научный дискурс состоит из систем утверждений, в которых отношения смыслов устанавливаются между абстрактными категориями или понятиями, чтобы создать абстрактные формальные системы, то есть описания и теоретические объяснения. Для этой цели особенно важно использовать лексические выражения с понятным смыслом и с четкими и фиксированными семантическими отношениями, так что даже словари научных терминов большой специализации строятся в соответствии с рассматриваемой наукой. Пример, иллюстрирующий категориальное условие, присутствующее в научном дискурсе, наблюдается в следующем прототипном параграфе. Эквиниативная последовательность организована таким образом, что компетентный читатель в этом типе дискурса не может не создавать, так как он читает, иерархию концептуальных категорий, которые поддерживают полностью прозрачные семантические отношения. Что касается следующего процесса чтения, то, что произойдет, будет заключаться в том, что линейная структура последовательности, типичная форма этого типа текстов, позволит нам шаг за шагом вернуться к упомянутой реальности, как если бы это был образец классов и подклассы объектов, событий или событий, замороженные во времени и с явным сходством и различиями между ними. Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются : 1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ; 2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ; Категорическое мышление достигает здесь одного из его наиболее представительных выражений. Следует также отметить, исходя из предыдущего примера, как каждая построенная категория помечена лексически точным и тщательным образом, часто с формами саморегуляции. Основные признаки научного стиля речиВторая характеристика парадигматического мышления заключается в том, что у него есть основная цель найти общие причины, определяющие явления мира, который должен быть объективным. Он использует процедуры для проверки эмпирической истины этих научных объяснений. В соответствии с вышесказанным, научный дискурс формулирует общие гипотезы и принципы, обсуждает и анализирует их, устанавливая логические последовательности между высказываниями, последовательностями, управляемыми принципами абсолютной согласованности и непротиворечия. 3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина? Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .). Как утверждает Брунер, воображаемое применение парадигматического режима приводит к солидной теории, точному анализу, логическому доказательству, твердым аргументам и эмпирическим открытиям, руководствующимся аргументированными гипотезами. Затем научный дискурс представляется в форме аргументативной структуры, либо индуктивного типа, в которой обсуждается ряд событий или явлений, сходящихся в некоторой теоретической модели, которая объясняет это, или дедуктивного типа, когда теоретический подход общий оценивается за его способность объяснять конкретные события или явления. В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей: а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии; б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией; Научное объяснение в целом соответствует энуктивной последовательности, которая устанавливает логические отношения между ее утверждениями таким образом, чтобы они учитывали причины или причины возникновения явления или события объективного мира. Поскольку это научный дискурс, аргументация, представленная в качестве объяснения, должна подвергаться логическому или, по крайней мере, эмпирическому тесту. Наиболее типичная структура научного объяснения - это действительный дедуктивный аргумент, заключение которого - это событие, которое объясняется. в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).
Лексические особенности научного стиля речи Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные. Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: а) употребление слов в их прямом значении; б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; в) широкое использование абстрактной лексики и терминов. В научной речи выделяют три пласта слов: Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях. Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.; Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки. Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д. Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности. Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность. Морфологические особенности научного стиля речиВ научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто. Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает . Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте. В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения. В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях. Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование. Синтаксические особенности научного стиля речи Типичными для научной речи являются: а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ; в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ; г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.) В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные. Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность. Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ). В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова. Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов. Использование средств выразительности Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории. Сравнение – одна из форм логического мышления. Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам. Развернутое сравнение …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России). Образное сравнение Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… Проблемные вопросы Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология) Ограничения употребления языковых средств в научном стиле – Недопустимость внелитературной лексики. – Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. – Ограниченно используются неполные предложения. – Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии. Все сказанное можно представить в таблице Особенности научного стиля речи
Образец научного стиля Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией… Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе… При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы. |
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?